Игрушка веселый поезд ссср

Обновлено: 17.05.2024

Рассказываем, на что спускали все деньги советские мальчики. Поверь, оно того стоило!

Немецкие игрушки выглядели как издевательство над всем советским, потому что их качество было просто космическим в сравнении с продукцией наших фабрик. Даже упаковки сводили с ума. А ведь сборные модели выпускались и в СССР — иногда неплохие, особенно танки. Еще железные дороги — первой был макет станции «Пионерская» с путями и составом, запущенный в серию в 1955 году.

Трудно сказать, как распределялась продукция дружественной ГДР по регионам. В Москве же было все просто. Какой-то минимальный ассортимент всегда можно было приобрести в центральном «Детском мире» на первом этаже, но для хорошей коллекции требовалось туда заглядывать регулярно.

Существовала и вторая точка — универмаг «Лейпциг» на самой окраине города. Он и сейчас там, рядом с МКАДом, в Теплом Стане. Нынче это самый обыкновенный торговый центр (мы в нем побывали).

В рядовых магазинах игрушек ничто из того, о чем у нас пойдет разговор, не продавалось.

Покупка немецкой железной дороги автоматически означала необходимость сборки всей окружающей инфраструктуры: домиков, перронов, семафоров, машинок и даже фигурок людей. Все это продавалось там же и выливалось в колоссальные расходы.

Производили все эти чудеса в городе Карл-Маркс-Штадт, ныне Хемниц, компанией PIKO. Существовало три модельных стандарта, их обозначали шириной колеи — 9, 12 или 16 миллиметров. Девятка была самой дешевой и доступной, но не сказать, что сильно популярной: маловато к ней производилось дополнительных аксессуаров и моделей. Самым популярным в народе был 12-миллиметровый формат.

Цены постоянно менялись в сторону увеличения, точно можно сказать, что меньше чем за 10 рублей стартовый набор в 80-е годы уже было не купить. Для обычной советской семьи деньги не громадные, но все же серьезные. И, как мы уже говорили выше, постоянно требовались новые вливания. В идеале в воображении производителя железная дорога должна была выглядеть так:

Однако на практике в обычной квартире наблюдалась лишь такая картина (домики, кстати, требовалось склеивать как обычные сборные модели):

И даже такой аскетичный железнодорожный комплект вызывал зависть у мальчиков, заглянувших на огонек семафора.

Интересно, что после слияния ФРГ и ГДР компания PIKO умудрилась удержаться на плаву. Она до сих пор выпускает локомотивы, вагоны и аксессуары, их можно увидеть в том же «Детском мире» на Лубянке. Но лучше не видеть: от цен тебе станет плохо. Нет, они даже больше, чем ты себе только что вообразил! Правда, качество моделей еще выше, а детализация больше в сравнении с былыми годами. Это действительно мощно.

Как правильно продавать старые железнодорожные модели. Пособие для миллениалов.

Все "рожденные в СССР" помнят эти "как настоящие" поезда, которые бегали по "настоящим" железным рельсам. Это игрушечное чудо поставляли нам из ГДР. Две фирмы PIKO (типоразмер H0(1:87) и N(1:160)) и Berliner TT-Bahner (BTTB, типоразмер TT (1:120)) делали безумно счастливыми не только немецких, но и советских мальчишек.

Стоил такой набор от 10 до 40 советских рублей, в зависимости от состава. Средней ценой было что-то около 20 рублей за стартовый набор с одним составом, овалом рельс и реостатным блоком питания. Стартовый набор отличался упрощенной деталировкой подвижного состава, отсутствием окраски и декалей. У PIKO такие наборы назывались junior, у BTTB так и назывались: start.

Были и наборы с полноценными моделями. Они шли под определением hobby у BTTB и expert у PIKO. Они как раз и стоили почти под 40 рублей, покупались редко, в основном людьми, которые знали, за что отдают треть зарплаты.

Модели локомотивов, вагонов, рельсы, а так же различные дополнения в виде строений и железнодорожной инфраструктуры продавались отдельно, и стоили довольно дорого. Все это позволяло создавать реалистичные макеты, что достаточно редко было востребовано в виде детской игрушки.

Макет в магазине Лейпциг, Москва, где продавались модели железных дорог. Интересен тем, что на макете соседствовало 2 типоразмера: ТТ в центре и H0 по краю.

Люди, которые покупали железную дорогу детям в основном покупали упрощенный и более дешёвые наборы.

Модели были достаточно копийными, состояли из множества различных элементов, часто подвижных - колёсные пары, сцепки, пантографы, механизмы перевода стрелок. Локомотивы имели достаточно сложную кинематику, требующую соответствующего обслуживания.

Галактические часы неумолимо тикали вперёд, ГДР исчезла, СССР пал. Фирма Berliner TT-Bahner в очередной раз была признана банкротом и переименована. TT вообще не самый популярный типоразмер. PIKO осталось на плаву, благодаря тому, что выпускала модели в более популярных типоразмерах. Теперь Tillig Modellbahnen (приемник BTTB) выпускает модели в H0, а PIKO делает модели в ТТ. Причем, развитие технического прогресса позволило настолько детализировать модели, что они не идут ни в какое сравнение с поделками из ГДР. Маленькие модели стало не отличить от настоящих. Появился светодиодный свет, цифровое управление, даже звук. Не говоря о миниатюрных, но мощных многополюсных электродвигателей, которые можно спрятать в корпусе и останется место для интерьера кабины и платы звукового декодера. Колёсные пары стали металлическими вместо пластмассы, у пассажирских вагонов появилось светодиодное освещение, так же управляемое цифровым декодером.

Сравнение одного и того же маневрового локомотива BR107 (аналог советского ЧМЭ2) BTTB и Tillig. В кабине ВТТВ торчит корпус электромотора, освещения нет, копийность довольно условная.

Паровозы БР56 BTTB и Tillig. Видны торчащие световоды к фонарям освещения у BTTB, огромный электромотор. Кулисный механизм у современной модели стал пластиковым и более копийным.

Сравнение одного и того же маневрового локомотива BR107 (аналог советского ЧМЭ2) BTTB и Tillig. В кабине ВТТВ торчит корпус электромотора, освещения нет, копийность довольно условная.

Рельсы тоже претерпели существенные изменения. Вместо жестяных, постоянно гнущихся и покрывающихся налётом П-образных рельс появились рельсы нормального Т-образного профиля из нейзильбера - похожего по свойствам на мельхиор сплава, который не подвержен коррозии и более стоек к механическим воздействиям. Рельсы стали выглядеть гораздо реалистичнее. Значительно улучшился токосъём, улучшилась плавность хода моделей. Изменилась и их топология - радиусы стали больше, элементы получили другие линейные размеры. Появилось множество новых рельсовых элементов.

Но, даже старые модели были достаточно хрупкими и имели множество мелких элементов, которые и придавали реалистичность моделям, в отличии от игрушек, которым как раз такие элементы противопоказаны. А поскольку, покупались наборы в основном детям для игр - то модели к настоящему времени редко дожили без повреждений. Разве что у настоящих моделистов и коллекционеров. Продаваемые в основной массе модели часто без буферов, тормозных колодок, лесенок, перил и поручней, с повреждениями корпуса и окраски.

И вот, наступило время, когда Путин всё уже украл, и у людей появилась возможность покупать игрушки и безделушки, а не тратить все деньги на еду и предметы первой необходимости. И людей потянуло на ностальгию. Предметы "якобы старины", винтаж из СССР стал пользоваться спросом. А спрос рождает предложение, как учат нас законы рынка. И начали доставать из сараев и антресолей всякие предприимчивые личности, которых в СССР называли фарцовщиками, а в "святые" 90-е барыгами, стартовые ГДРовские наборы и доставшиеся в наследство целые коллекции старых моделей.

Поскольку барыги не являются специалистами в области ценообразования моделей или вообще винтажных вещей, да и вообще, винтаж очень тяжело оценивать, в отличии от старины, антиквариата или раритетов. Винтаж - это просто старая вещь, которая не пользуется спросом у широких слоёв населения. И зачесали барыги головы - как стрясти с обывателя побольше денег. Самые отбитые просто установили цены из разряда "деньги очень нужны". Другие, которые давно торгуют барахлом, посмотрели цены на аналогичную современную продукцию и установили цены согласно современным моделям. Некоторые, которые более-менее адекватные, установили цены на уровне современных игрушечных железных дорог из детских магазинов.

А какова же реальная стоимость моделей старого PIKO и BTTB? Как правильно продать и не прогадать? Кому и для чего нужны старые модели, если новые гораздо лучше, реалистичнее и качественнее?

В первую очередь, как думается - коллекционерам. Однако, их не интересуют полураздолбанные стартовые наборы и массовые модели. Их интересуют модели ограниченного выпуска, клубные и мелкосерийные модели. За ними охотятся, и если их и продают - то только такие же коллекционеры. И цену они устанавливают соответствующую её реальной стоимости или чуть выше - все мы люди и хотим большего. Так что среди коллекционеров покупателей старых массовых моделей быть не может.

Дальше идут моделисты. Но, постольку практически 100% моделистов коллекционеры, то возвращаемся к пункту 1. Но, моделистам, оказывается, нужны старые модели. Даже в состоянии лома. Казалось бы, зачем они людям, у которых все эти модели есть не в одном экземпляре? Потому что они моделисты. Они строят свои модели, которых нет у серийных производителей, которых нет у других. И для этого используют старые модели и их части. Пилят, режут, переклеивают. Среди моделистов это так и называется: для перепилки. Например, из стартовых вагонов BTTB получаются вполне себе модель электрички ЭР2.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Поезда нашего детства или упаковка сахара.

Вчера Маргарита Симоньян проявила недюжинные знания в области истории нашего железнодорожного транспорта.


Скоростные поезда ЭР 200.


Я буду краток. Поездов ЭР 200 было построено два, первый в 1973 году, его испытывали 11 лет, пока довели до ума, и он вышел на линию Москва-Ленинград только в 1984 году, хотя планировалось запустить его к Олимпиаде-80, а второй, построенный, в 1991, на линию вышел в 1994 году , а вот составов было три, поскольку было постороено еще два головных вагона, они в ЭР 200 не были моторными, и из одного шестнадцативагонного состава сделали два.


Мне довелось поездить на ЭР 200 во время частых командировок в Санкт Петербург в начале 2000-х. Он ходил по пятницам. Я на нем возвращался домой, в Москву, на выходные. Хороший поезд, без навязчивого сервиса, шумный и с комфортом на уровне конца шестидесятых, ну а в 2009 появился сименсовский Сапсан. И ЭР 200 стали музейными экспонатами.

С ЭР 200 связано множество железнодорожных баек и легенд. Во время испытаний, а мне довелось пообщаться с их участниками, ЭР 200 часто выходил из строя, и его часто тянули в депо тепловозами. Как то раз тепловоза в Бологое не оказалось, и пришлось использовать, трудившийся там паровоз серии Л.Говорят, было феерическое зрелище.

А скоростное движение на маршруте Москва-Ленинград, обеспечили чехи, точнее чехословаки, электровозы ЧС 200, построенные одновременно с ЭР 200, уже к 1980 году были в эксплуатации и могли развивать скорость с составом до 220 км/ч. Всего в СССР было поставлено 12 таких машин. Красавец электровоз.


А с 29 апреля этого года на линию вышел обновлённый Невский Экспресс (да да, тот самый, который попадал в трагические крушения из за подрывов полотна, в 2007 и 2009 годах, его как раз вели ЧС 200), и во главе состава снова будет ветеран ЧС 200, одевший снова по такому случаю ливрею в цвета состава.


Почему Маргарита Симоньян считает ЭР 200 поездом своего детства, я не знаю, но думаю как раз из за упаковки, упаковки сахара. Уверен, она никогда на нем и не ездила в те годы. Но такая дорожная упаковочка рафинада, который давали к чаю в поездах МПС СССР, знакома всем, вот и кажется, что везде были скоростные ЭР 200.

Недавно я прогуливался в парке и встретил своего приятеля с шестилетним сыном. Ребенок увлеченно управлял квадрокоптером. Мы с приятелем разговорились и вспомнили свое детство − нам, советским мальчишкам о таком развлечении не приходилось даже мечтать. Однако в СССР все же были радиоуправляемые игрушки. Не такие навороченные, конечно, как сейчас, но все же. Давайте вспомним некоторые модели.

Танки

Ну кто из советских мальчишек не играл в войнушку? Здесь очень кстати были радиоуправляемые танки.
Эти танки не отличались оригинальностью, но это было не важно. Главное − такие игрушки успешно создавали атмосферу военного времени, которая была так знакома в СССР.

Танк готов сражаться за Красную армию.


Еще одна модель из СССР. На самом деле «беспроводных» танков было мало, в основном встречались модели, управляемые через проводной пульт.


Стоит отметить, что внешний вид радиоуправляемых игрушечных танков был максимально приближен к реальным моделям.



Автомобили

Радиоуправляемые машинки были в арсенале, пожалуй, у каждого советского мальчика. Здесь разнообразие моделей поражает − игрушки были абсолютно разных размеров, цветов и модификаций. Когда своя машина надоест, можно было ненадолго поменяться с другом.
Автомобиль вираж. В коробке − само авто, инструкция и пульт.


Спортивная радиоуправляемая машина.




Луноходы

Всем известно, что тема космоса в СССР, да и в других странах была на пике популярности. Неудивительно, что одной из самых любимых радиоуправляемых игрушек для советских детей были луноходы.
Тогда они пользовались особой популярностью, поэтому было выпущено несколько модификаций.
Первый луноход 1982 года.


Луноход латвийского производства с проводным пультом.



А такой луноход даже был у кого-то из моих друзей.



Прочие интересные электронные игрушки

Помимо перечисленных радиоуправляемых моделей, советские детишки с удовольствием играли и в другие электронные игрушки. Вспомним несколько самых любимых.
Поговорим не только об игрушечном транспорте, но и немного о других советских электродевайсах.

Подводная лодка

Была не радиоуправляемой, а управлялась с помощью проводного пульта. Даже в ванне, думаю, было интересно запускать ее в плавание. Хотя, судя по длине провода, она была предназначена и для использования в водоемах.
Может, у кого из читателей была такая? Напишите в комментариях, насколько влагоустойчивой она была.



Катер «Нептун»

Эта модель вообще никак не управлялась. Катер работал от батарейки и плыл по известной только ему одному траектории.
Вот его бы я не рискнул запускать в речке. Только если привязав к нему страховочную веревочку.



Планетоход «Интеркосмос»

Во времена СССР планетоход «Интеркосмос» был чем-то невообразимым. К игрушке прилагался пульт управления и, конечно, инструкция.
Машина передвигалась в направлении назад-вперед, а также делала поворот на месте. Также игрушка была оснащена световыми эффектами.
Планетоход «Интеркосмос».



Кстати, подобные игрушки успешно выставляются для продажи на онлайн-площадки. За них можно получить вполне приличные деньги. Стоимость редких экземпляров доходит до 20 тыс. руб.

Воздушный бой

Одновременно в игре могли участвовать только два человека. Один должен был взять на себя управление ракетницей, а другой − самолетом. Родители разрешали своим детям играть в «Воздушный бой» только дома.
Иначе − ценная игрушка могла быть испорчена мальчишками во дворе. Работала игра от батареек.
Одна из модификаций радиоуправляемой игрушки «Воздушный бой».



Морской бой

Большинство советских ребят играли в морской бой традиционным способом − на бумаге, но в глубине души мечтали об электронной версии.
Только избранным мальчишкам посчастливилось стать обладателями настольной игры «Морской бой». Ради этого они были готовы на все − хорошо себя вести, учиться на отлично и помогать родителям по дому. Естественно, игрушка предназначалась для двоих человек.
Каждый квадрат является аналогом рабочего поля на бумаге.


Так выглядит игрушка «Морской бой» с расставленными кораблями.



Чижик

Электронная игрушка «Чижик» предназначалась для знакомства детей младшего возраста с музыкальными инструментами. Клавиатура состояла всего из двух октав, но для освоения азов музыки этого было вполне достаточно.
Представляю, как болели головы родителей после пары часов игры их чада с такой игрушкой.
Выглядит почти как настоящее пианино.

Современным детям сложно представить, что в девятнадцатом веке их пра-пра бабушки и дедушки приходили в восторг не от кукол Барби, а от игрушечных железных дорог. Это сегодня достаточно просто купить детскую железную дорогу , а когда -то они были дорогими игрушками, в прямом и переносном смысле.Известно даже, что любимой игрушкой русского царя Николая II в детстве была заводная железная дорога. И стоила она 154 рубля


История игрушечных паровозиков начинается одновременно с историей самой железной дороги. Европа тридцатых годов XIX века была практически наводнена деревянными вагончиками и паровозиками, которые изготавливали кустари-ремесленники из немецкого города Лейпцига. Деревянная железная дорога не имела рельсов, но от этого не становилась менее популярной и любимой детьми и взрослыми.
Игрушечные железные паровозики появляются на родине железной дороги в Англии в сороковых годах XIX столетия. Примечательно, что первые модели поездов из железа были сделаны отнюдь не в качестве игрушки, а для рекламы нового для Европы транспорта. Но как часто бывает, идея оказалась удачной и уже вскоре железные паровозики стали предметом коллекционирования местной аристократии и любимой забавой детей во многих странах Старого Света. Играли в эти популярные игрушки, например, и в ливерпульских и лондонских престижных клубах, где были уложены рельсы для игрушечной железной дороги.


Популярность игрушечных паровозиков стала такой, что считалось престижным преподносить их в качестве подарков коронованным особам. Например, их дарили испанскому королю, а для французского принца была даже построена в парке Сен-Клу игрушечная железная дорога.
Еще десятилетие спустя игрушечные паровозики попытались оснастить заводным часовым механизмом. Но движущиеся самостоятельно модели появились лишь в1981 году. Настоящей «бомбой» стали паровозы фирмы Marklin, впервые представленные на Лейпцигской ярмарке. Они передвигались самостоятельно по рельсам, за счет встроенной в них, работающей на спирте, миниатюрной паровой машины.


Двадцатые годы прошлого столетия стали революционными для Европы не только в политическом смысле. Игрушечные паровозики тоже переживают революцию: изобретены миниатюрные электродвигатели выпрямители переменного тока. Германия остается лидером по выпуску игрушечных железных дорог, но уже в 30-годы такая железная дорога появилась и в России. Миниатюрные паровозики начинает выпускать завод «Пресс» в Серпухове Московской области.

Я сегодня прелесть какая гадость В ответ на Хлеб . колбаска . а я, блин, на диете . 2 июня 2015, 14:37


В послевоенное время и в Советском Союзе начинается «железнодорожная болезнь», железные паровозики и вагоны быстро становятся популярной игрушкой. Ведь именно тогда появляется железная дорога » Пионерская», выпускаемая подмосковным заводом «Прожектор». Поставлялась игрушка в большой деревянной коробке, а ее вес был несколько килограмм. В набор « Пионерская» входили выполненные из метала шестиостный тепловоз, два грузовых и два пассажирских вагона, комплект рейсов, переезд со шлагбаумом, мост, здание вокзала, светофоры и фонари освещения.


Бумом игрушечных железных дорог в нашей стране считаются 70-е годы XX столетия. Именно тогда на прилавках « Детского мира» на Лубянке появились наборы игрушечных железных дорог фирмы «Pico» из ГДР.


Игрушечный поезд (игрушечная железная дорога) представляет собой уменьшенную имитацию реального железнодорожного поезда. Обычно представляет собой локомотив с несколькими вагонами, которые могут катится по рельсам (хотя это и не обязательное условие данной игрушки). Локомотив может быть как с приводом (на батарейках, с механическим заводом), так и без. В обиходе игрушечные поезда часто именуются Паровозиками.

Нередко игрушечными называют модельные железные дороги, что неверно, ввиду большого различия между ними (как и при сравнении прочих моделей техники и игрушек). Среди отличий игрушечной железной дороги от модельной можно отметить следующие:

Не нормирован масштаб, поэтому он может быть произвольным (например, фирма LEGO выпускает игрушечные поезда в масштабе 1:38), либо вовсе не выдерживаться;
У игрушки часто сводится к минимуму детализация и долговечность, что позволяет заметно снизить цену;
Игрушка создана прежде всего для игры детьми, тогда как модель имитирует техническое устройство, из-за чего, ввиду мелких деталей, имеет ограничения по возрасту.
Приводом для модели поезда служит установленный в модели локомотива миниатюрный электродвигатель, который получает питание по рельсам. Приводом же игрушки могут быть также электродвигатель с питанием от батареек, либо заводной механизм, либо внешние силы (т.н. «таскать за верёвочку»).
Рельсовые пути для игрушечных поездов могут быть выполнены в виде полос с желобками (деревянные детские железные дороги, пластиковые фирмы Plarail), либо вовсе отсутствовать, при этом игрушечный поезд значительно больше похож на несколько игрушечных машинок, соединённых вместе.


Однако стоит отдельно отметить, что многие современные модельные поезда также, тем не менее, могли бы обозначаться как игрушечная железная дорога, если таковые не точно соответствуют масштабу в порядке упрощений в пользу надежности, требуемой для игры детьми, или малозатратного изготовления.

Ввиду высокой популярности, игрушечные поезда фигурируют в значительном количестве литературных произведений, фильмах и даже спектаклях. Ниже приведены произведения, где игрушечный поезд играет значительную роль.

Сказочная повесть Джанни Родари «Путешествие «Голубой Стрелы»».
«Голубая стрела» — советский мультфильм, снятый по данной повести.
«Паровозик из Ромашкова» и «Паровозик Томас и друзья» — хотя повествование и идёт как о реальных поездах, но сильно заметна их игрушечность.
Эпизо д Последний поезд в Долларвилль мультсериала «Чип и Дейл спешат на помощь» — о розыске похищенного игрушечного поезда.
«Звёздный Экспресс» — мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера об оживших во сне маленького мальчика игрушечных поездах.
«Веселые паровозики из Чаггингтона» — мультсериал о городе где живут и работают антропоморфные поезда под руководством людей и суперкомпьютера с искусственным интеллектом.


Есть подозрение, что о железной дороге мечтали не только мальчики, для которых она была предназначена, но и их старшие братья, папы и даже дедушки. Поскольку все они сразу с энтузиазмом принимались за прокладку рельсов и запуск состава.Император Николай Второй, собирает железную дорогу для сына.

Кстати, любимой игрушкой самого императора в детстве тоже была железная дорога. И стоила она 154 рубля.

"Огляделся: комната волшебная. Ничего подобного сроду не видывал. Во-первых по полу идет железная дорога, маленькая, но настоящая, с рельсами, с сторожевыми будками, с тремя классами вагонов. - так описывали детскую, принадлежавшую будущему русскому императору. - Хозяин всех этих игрушечных сокровищ заводил ключиком свою дорогу, и вот уже «паровоз побежал, из будки вышла сторожиха, замахала флажком, на платформе появился пузатый начальник, зазвенел звонок"


Коронованные особы были явно не равнодушны к игрушечным паровозикам. Их дарили испанскому королю, а для французского принца Наполеона Бонапарта Четвертого игрушечная железная дорога была построена в парке Сен-Клу. Игрушечные паровозики коллекционировал король танца Рудольф Нуриев. Для него эта игрушка имела особый, сакральный смысл. Рожденный в поезде "под стук колес", он всю жизнь находился в движении: переезды, перелеты всегда составляли значительную часть его жизни. По случаю приобрел по случаю железную дорогу фирмы Marklin немецкий кайзер Вильгельм II . Вагоны и тендер паровоза этого «царского» поезда теперь заняли почетное место в Гепингенском музее игрушки (Goppingen, Германия, музей фирмы Marklin). Дарили разноцветные вагончики и внукам великого Гете. В любви к игрушечным паровозикам в свое время были замечены Род Стюарт, Рональд Рейган, Владимир Набоков. Сохранились фотографии, свидетельствующие о большой коллекции этих игрушек в имении Германа Геринга. Это была особая мрачная, милитаризованная коллекция. К потолочным балкам чердака, где располагались игрушечные составы, крепились миниатюрные самолеты, по сигналу с пульта сбрасывающие на железную дорогу деревянные бомбы.

Огромным собранием игрушечных паровозиков обладал Фрэнк Синатра. Выходец из небогатой семьи итальянских иммигрантов, он был одним из тех мальчиков, которые страстно хотели попасть в Нью-Йорк в новогодние и рождественские дни, чтобы иметь возможность полюбоваться на вожделенные игрушки в сияющих витринах больших магазинов. Можно представить себе его восторг, когда обожающая сына мать заложила "свои меха" - лису- и купила ему набор игрушек. Достать к нему всяческие "аксессуары" было делом чести для маленького Фрэнка. Он отправился в Нью-Джерси. Прямиком туда , где расположены заводы знаменитой фирмы LIONEL, производящей волшебные игрушки. Целью его визита были мусорные ящики и контейнеры вокруг предприятий, куда сваливали разнообразный брак. Брак, вполне пригодный для починки и использования в качестве комплектующих деталей. Так рождалась легендарная коллекция.

Шагал по ступеням певческой карьеры Синатра - множилось его собрание. Сначала он был патриотом "отечественного производителя". В частности, в его коллекции можно было обнаружить уникальные розовые паровозики, выпущенные в 1957 году небольшой серией специально для девочек. Позже американскую часть дополнила европейская. Уникальная коллекция не было мертвой - только "полочной". Соседские мальчишки с удовольствием захаживали в гости к знаменитому певцу в его калифорнийское поместье поиграть. Так собственно уже в коллекции Синатры можно было заметить "водораздел" между игрушками и экспонатами. Еще более глубокая граница пролегала между игрушками и моделями: разные степень детализации, уровень долговечности и соответственно цена. В 50-х годах прошлого века интерес к игрушечным паровозикам стал падать, и тогда "на выручку" , не дав умереть индустрии, пришли модели. Самые разные: точнейшие реконструкции исторических "первоисточников", садово-парковые "монстры", радиоуправляемые изделия.

Золото, платина, серебро, камни драгоценные, шелк, оникс, хрусталь, бархат, дерево
Литье, эмаль, гравировка, скань, зернь, гильошировка, чеканка.


Этот пасхальный шедевр Фаберже был подарен в 1900 году императором Николаем II своей супруге – императрице Александре Федоровне. Яйцо посвящено сооружению Сибирской железной дороги. Его сюрприз - модель транссибирского поезда - состоит из платинового паровоза с рубиновым фонарем и бриллиантовыми фарами, и золотых вагончиков. На каждом из них есть крошечные надписи: «Для дам», «Для курящих», «Для некурящих». Указано также количество мест и класс вагонов. Замыкает состав вагон-церковь. Яйцо украшено серебряным поясом с гравированной картой Российской империи и веткой Сибирской железной дороги. Держат яйцо грифоны с мечами и щитами в лапах. Механический сюрприз вынимается из яйца-футляра и приводится в движение крохотным золотым ключиком. Тоже действующая модель.


Строительство железных дорог в свое время имело прорывный характер, впечатление производимое этим новым видом транспорта можно сравнить с восторгом по поводу освоения космоса во второй половине 20 века. Все, связанное с железной дорогой, пользовалось особой популярностью. Дети мечтали играть в паровозики. Первыми носящееся в воздухе желание почувствовали игрушечники - ремесленники Лейпцига. Паровозики делались из дерева и двигались не по рельсам. Это было в 30-х годах 19 века. В 40-х встрепенулась Англия. Здесь все оказалось серьезнее. Паровозики металлические и, главное, для них прокладывались рельсы. Счастливые обладатели игрушек (даже не столько дети, сколько почтенные английские аристократы) объединялись в клубы "по интересам" или катали любимые паровозики в престижных лондонских и ливерпульских клубах.

В движение паровозики приводились с помощью часового механизма. Что вполне устраивало детей, но казалось скучноватым взрослым. Идя навстречу "пожеланиям трудящихся" фирма Marklin в 1981 году впервые представила на Лейпцигской ярмарке самостоятельно движущиеся модели. Они передвигались по рельсам, за счет встроенной в них, работающей на спирте, миниатюрной паровой машины.

Чуть позже фирма Marklin вынесла на общее обсуждение еще одно революционное предложение: почему бы не выработать единые стандарты, чтобы можно было использовать игрушки от разных производителей. Сказано - сделано. Первой стандартной колеей стала колея в 32 мм. Но в 1935 году уже другая немецкой фирма - Trix выпустила игрушечную железную дорогу с колеей в 16,5 мм. Она была не только меньше, но уже тогда имела настоящий пульт управления. При помощи специального устройства вагоны расцеплялись на расстоянии. Локомотивы же были оснащены буферными фонарями, которые переключались в зависимости от смены направления движения. Массовое производство игрушечных железных дорог по новому стандарту удалось наладить только после войны. До сегодняшнего дня самой популярной остается копия железной дороги в масштабе 1:87.

Россия долгое время довольствовалась импортными игрушками. На Рождество дети состоятельных родителей чаще всего получали наборы фирмы Marklin. Собственное производство было развернуто уже после революции в 30-х годах прошлого века. За производство игрушечных паровозиков взялись на заводе "Пресс" в Серпухове Московской области.

Но настоящий "паровозный бум" пришелся на послевоенное время. Тогда на подмосковном заводе "Прожектор" была выпущена знаменитая железная дорога "Пионерская".

Читайте также: