Игрушка вырезанная из дерева город

Обновлено: 16.05.2024

Уверена, согласитесь со мной, что магазины детских игрушек излюбленное место нашей детворы. Чего тут только нет: конструкторы, машинки, куклы, настольные игры и многое другое. От огромного разнообразия у нас самих разбегаются глаза, что тут говорить про детей. Много игрушек, действительно, очень полезных и привлекательных, а некоторые вызывают удивление и даже настороженность. Например, куклы с не пропорциональным телосложением и неестественным лицом.

Думаю, что роль игрушки для ребенка не только развлечь его, но и чему-то конкретному научить. С игрушкой наши дети познают мир, формируют свои идеалы, которые они потом пронесут через всю свою жизнь.

Поэтому, решила подготовить рассказ своим внукам о том, какие игрушки были в древности, какой смысл они несли в себе. Может эта информация будет полезна и вам. И так вот что я узнала.

Как давно появились первые игрушки

Детские игрушки существуют столько же, сколько существует человечество. Ребёнок тянется постигать мир глазами, на слух и, конечно, руками. Любой родитель постарается не допустить, чтобы ребёнок взял в руки опасный предмет, найдёт ему замену. Скорее всего, так и появились первые игрушки.

Из чего изготавливали игрушки в древности

В древности игрушки изготавливали из самых простых природных материалов: дерева, глины, ткани, травы и т.п. В этом плане весьма интересно утверждение древнего мыслителя Аристотеля. Он был уверен, что детям обязательно нужно делать природные игрушки, иначе они будут ломать вещи в доме.

Археологи нашли подтверждения изготовления игрушек в славянских поселениях ещё в IX веке. Их называли потешками. Такие игрушки пользовались большой популярностью на ярмарках и базарах того времени, конкурировали с иностранными, расписными сундуками и ложками.

Деревянные игрушки

Самые простые игрушки вырезали из дерева.

«Панки». Что это?

«Панки» — самый древний вид деревянной славянской игрушки. Фото для иллюстрации из открытого источника

«Панки» — самый древний вид деревянной славянской игрушки. Фото для иллюстрации из открытого источника

«Панки» - самый древний вид деревянной славянской игрушки. Материалом для них служил кусок ствола дерева, который называли «панг». Оказывается, что северные умельцы изготавливали их до начала XX века. Такие игрушки были похожи на древних идолов языческих славян и представляли собой фигурки зверей, птиц, человека.

«Разводы»

Были и более сложные деревянные игрушки, например, «разводы». На раздвижных планках закрепляли фигурки людей или животных.

«Тарахтушки»

«Тарахтушки» - погремушки. Делали шарики или коробочки из дерева или берёзовой коры, рога коровы или козы, пузырей домашних животных. В такие коробочки клали горошины или камушки.

«Ревуны»

«Ревуны» - производили звук пищания. Их делали из плодов акации или соломинок. Удивительно, читаю о ревунах и вспоминаю, что у нас в детстве были такие забавы. Мы с подругами использовали стручки желтой акации. Надо же, как долго жила старинная традиция, а мы даже не подозревали о ней.

«Кубарь»

«Кубарь» - деревянный шар или цилиндр на короткой ножке, прообраз современного волчка, юлы. Кстати, юла это наше славянское изобретение.

«Дзык» — похож на волчёк. В дырочки пуговицы вставляют тонкую палочку и заставляют крутиться. При этом образуется жужжание. Где-то я тоже это видела.

Другие деревянные игрушки

Еще были фурчалки, трещётки, пильщик, солдат с саблей, плясуны, кузнецы, козюлька, меленки, цыкалка и другие.

Разъёмная деревянная кукла

Отдельно хочу сказать об одной знаменитой кукле, ставшей символом всего русского. Это деревянная кукла Матрёшка. Форма такой разъемной куклы существовала очень давно, а вот Матрёшкой её окрестили значительно позже, возродив тем самым старинные традиции. У исследователей есть несколько мнений об этой удивительной кукле. Одни считали, что кукла, которая много раз открывается и имеет в своем составе семь тел, соответствует земле, имеющей семь сфер. Наши предки умели видеть эти тонкие тела и передали информацию в кукле. По-другому утверждение, семь тел куклы говорит о том, что семь поколений рода зависят друг от друга, сохраняют генетическую память и передают свой уникальный код. Поэтому очень важно хранить традиции предков и память своего рода. Ещё есть мнение, что эта кукла женского рода с большим потомством - символ Богини Жизни, продолжения славянского рода.

Почему деревянные игрушки полезны для ребёнка

Сын разработал деревянные наборы для развития мелкой моторики для дочки Марины. Дочка оценила. Такие же наборы сделал для группы Марины в детский сад. Были сделаны наборы на заказ. Фото из семейного архива и соцсетей

Сын разработал деревянные наборы для развития мелкой моторики для дочки Марины. Дочка оценила. Такие же наборы сделал для группы Марины в детский сад. Были сделаны наборы на заказ. Фото из семейного архива и соцсетей

Деревянные игрушки считаются самыми безопасными и экологически чистыми. Они гладкие и тёплые, что положительно влияет на восприятие ребёнка. Дерево имеет свойство успокаивать. Не зря советуют обнять дерево, чтобы получить успокоение и наполнить себя силой природы. (Один нюанс, надо знать, какое дерево выбрать!) Ребёнок, играя такими игрушками, «подзаряжается» энергией дерева. Простота игрушки способствует развитию воображения, даёт простор для творчества. Такие игрушки сложно сломать, поэтому они долговечнее современных пластиковых.

Глиняные игрушки

Среди глиняных игрушек известны: соловей, игрушки в виде хлебцов и др.

Соловей

Соловей — формой и размером игрушка соответствует яблоку. У неё носик, через который игрушку наполняют водой. Через дырочки при вдувании выходит воздух и начинает звучать мелодия.

Есть предположение, что глиняные свистульки сопровождали древние обряды. Их свистом отпугивали злых духов.

Игрушки в виде глиняных хлебцов

Такие игрушки были найдены в Рязани. Они наглядно и очень реалистично демонстрируют нам, как выглядел хлебный каравай в то время.

Чем полезны глиняные игрушки

Девочки любят работать с современными материалами для лепки. Фигурки у них получаются миниатюрные и выразительные

Девочки любят работать с современными материалами для лепки. Фигурки у них получаются миниатюрные и выразительные

Работа с глиной очень полезна для массажа активных точек на ладошках детей, развитии мелкой моторики. Сейчас много современных материалов для лепки: различные виды пластилина и глин.

Куклы

Куклы в древности делали из разных материалов: дерева, воска, глины, фарфора. Образ куклы стремились приблизить к реальному женскому облику.

Но кукла у славян была не только игрушкой ребёнка, она имела глубокий сакральный смысл. Подробнее об этом можно прочитать в моей статье: « Куклы это не игрушки? Сакральный смысл народных кукол. Кукла как формула мироустройства ».

Это, скорее всего, был идол и оберег. Такова, например, кукла Берегиня. Её располагали над крыльцом и окнами дома.

Позже появились куклы-лихорадки. Таких кукол шили набором 12 штук. На каждый из 12 месяцев от 12 болезней.

Самой популярной была кукла закрутка или мотанка. Её делали, свернув тряпицу в рулон и перетянув ниткой в местах головы и талии. Сверху из лоскутка делали для куклы платье.

Каждую девочку учили делать такую куклу из ткани, травы или соломы. Если семья была бедна, куклу делали из чурочки, обмотав её подручным материалом.

Играя с куклами, девочки познавали важные нравственные понятия, семейные и общественные правила поведения. Большую роль тут играл наряд куклы, как прообраз девочки, девушки, женщины. Ведь в нём была заложена информация о том, как вести себя и как одеваться соответственно возрасту, социальному статусу и семейному положению. В символике наряда была заложена информация даже о том, в какой местности проживает человек. Об этом у меня есть публикация: « Кокошник — визитная карточка женщины ».

На Руси существовала примета: если дети много времени проводят с куклами и игрушками, то в семье будет прибыль. Небрежное отношение к игрушке приводило в дом беду.

Предки верили в обережные свойства куклы и всячески поощряли детей играть ими. Куклы надёжно охраняли сон ребенка, поэтому любимая игрушка была с ним и днём и ночью.

Особенно прививали любовь к играм с куклами девочкам, потому что она символ продолжения жизни рода.

Чаще всего делали тряпичные куклы. В славянском доме таких кукол насчитывалось около сотни на все праздники и случаи жизни. Я уже несколько лет занимаюсь народными куклами, на моем счету пока только 34 вида кукол. Чем больше изучаю их, тем больше нахожу новые виды кукол и интересную полезную информацию.

Оказывается, уже с пяти лет дети учились делать самые простые куклы-мотанки и вместе с ними познавать мир. Потому, как кукла была наряжена, судили о вкусе маленькой мастерицы.

Еще один интересный факт. По специальной обрядовой кукле Девка-Баба судили о готовности девушки к замужеству. О том, какая сторона куклы выглядела более привлекательно, делали вывод, о чем больше думает девушка — о семье или нарядах и развлечениях. Об этом обряде и кукле Девка-Баба у меня есть публикация: « Два состояния женщины или как наладить отношения с супругом и детьми. Кукла Девка-Баба ».

Хочу обратить ваше внимание на то, что лицо этим куклам не прорисовывали. Существовало такое поверье, что кукла с лицом приобретает свою душу. Это могло повредить ребенку. Безликая кукла могла быть одновременно игрушкой для развлечения и безопасным оберегом.

Куклы сопровождали всю жизнь девочки-девушки-женщины. По древнему обычаю, если женщины почувствовала в себе зарождение новой жизни, то приступала к изготовлению специальной куколки-оберега для будущего малыша. Для каждого этапа жизни была своя особенная кукла со своим сакральным смыслом. Например, для детей по старше была кукла Каша. По ней девочек учили кашеварить.

Что несут современные игрушки нашим детям?

Теперь подведем итог. Как видите, для наших предков было очень важно не только развлекать ребёнка игрушкой, но и обучать с её помощью законам жизни, мироустройства, поддерживать связь с родом. Могут ли это обеспечить современные игрушки, чему они учат наших детей? Да, среди огромного разнообразия есть интересные экземпляры развивающих гаджетов. И они с большим успехом развивают ум ребёнка. Но, мы, же прекрасно понимаем, что для полноценной жизни этого не достаточно, необходимо развивать и разум. Могут ли это сделать сегодняшние магазинные игрушки?

На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику детей.
По мнению психологов, игрушки чрезвычайно важны для развития мимики ребенка, с их помощью можно развить определенные психологические качества, а можно и улучшить его физическое развитие. Взаимодействуя со своим собственным миром, который представлен игрушками, ребенок постепенно учится правильно общаться со сверстниками и взрослыми.

История русской деревянной игрушки

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.

Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.


Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.


Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.


Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» - фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.



Деревянная игрушка в современном мире

С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались непосредственно для игры. В последнее время, в связи с усилением внимания к экологичности продукции для детей, деревянные игрушки снова завоевывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребенка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей. Ребенок, построив из простых кубиков домик, может бесконечно фантазировать на тему его внешнего и внутреннего убранства. А взяв в руки пластиковый домик, заранее до мелочей проработанный дизайнером фабрики игрушек, ребенок вскоре начинает скучать, поскольку ему уже нечего додумать и прибавить к игрушке.

Богородская игрушка

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

Содержание:

История промысла


Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

скульптурная богородская игрушка

2. Подвижная игрушка

подвижная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Богородские кузнецы

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Богородский мужичок

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Богородские курочки

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

росписные богорордские игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Народные музыкальные инструменты

Шуметь, стучать, бренчать — одна из любимых детских забав. Производителям игрушек это известно, поэтому поток погремушек, колотушек и свистулек не иссякнет никогда. Знатоки предлагают шуметь не только громче, но и гармоничнее


Сама жизнь

Когда-то человек захотел воспроизвести звуки природы. И для этого стал использовать то, что было под рукой. Ложка о ложку стучала в ритме задорной плясовой, трещотки веселили детвору, бубенцы с конной упряжи звенели в такт хлопушкам — деревянным пластинам, быстро смыкающимся между собой и издающим хлопающий звук.

В средние века на Руси музыкальные инструменты оказались в опале — их сжигали, считая бесовским наваждением. Жившие в подполье дудки и гусли, жалейки и рубели, свирели и колотушки выдержали испытание временем и теперь занимают достойное место ветеранов русского фольклора. Они интересны людям разных поколений. Причиной тому — подлинность народного искусства, а подлинное близко и ребёнку, и взрослому. У этого искусства и русской души одни истоки. К тому же, это искусство связано с природной средой, оно выросло из корней берёзы, клёна, бука, чёрного и красного дерева. Дети играют на самых разных деревянных инструментах, все они сделаны в нашей мастерской.

_MG_0866.jpg

В ложки бей

Как обычная деревянная ложка превратилась в музыкальный инструмент? Сначала ложкой просто стучали по столу в ожидании обеда, потом кто-то услышал в этом новый музыкальный звук, другой его подхватил и пошло-поехало. Ложкари стали центром внимания во время народных гуляний.

Ложка липовая или кленовая, простая или расписная, оказалась источником истинно народного звука, зачинателем этой культуры.

Не каждая ложка, что к обеду, имеет музыкальные способности. Для шумового оркестра, к примеру, подготовительной детсадовской группы, подходят прочные, утолщённые, с большей звучностью. Украсить цокающий перестук может звон бубенчиков, которые навешивают внутри черпака. Различаются инструменты только породой древесины и росписью — дети лучше воспринимают простой, понятный рисунок, скажем, из Городецкой или Хохломской росписи.

_MG_0757.jpg

Русские народные деревянные музыкальные инструменты придумала сама жизнь. Трещали и стучали сначала по домам, потом в гостях, позже — в самодеятельных ансамблях и профессиональных оркестрах.

В «шумовом» семействе, кроме ложек, живут трещотки, колотушки, хлопушки и, конечно, погремушки. А вот деревянная расписная коробочка, изготовленная из кленового бруска. Ударяя по ней барабанными и деревянными палочками, можно услышать стук копыт скачущих лошадей или пони.

Про бубенчики и колокольчики отдельная история, потому что звук они издают волшебный, а какая детская история без сказки? Вот едет Дед Мороз в своей ледяной повозке, а бубенцы под дугой встряхиваются и звенят, издавая гамму серебристых звуков. «Однозвучно звенит колокольчик…» — не совсем справедливые слова, потому что колокольчики и бубенцы, при всей их простоте, могут звенеть по-разному: чисто, ярко, звонко, тускло, в зависимости от расположения духа исполнителя.

Деревянный ксилофон из древесины ели — классика детского музыкального творчества. Благодаря пятнадцати пластинам в диапазоне от «ля» второй октавы до «ля» четвёртой, можно услышать летний дождик, весеннюю капель, перестук дятла, порхание бабочки…

_MG_0756.jpg

Пусть меня научат

Вот, скажем, ложки. Простые, да не совсем, потому что освоение игры на них требует труда и терпения. Для начала придётся освоить хватку: обычно две ложки закладываются между пальцами левой руки, третья берётся в правую. Первые две служат двойной «наковальней», по которой бьют третьей ложкой. Причём бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же ещё раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. В начале ритмический рисунок разучивают медленно, затем темп убыстряется и получается большое звонкое многозвучие. Мастера-виртуозы ловко и разнообразно чередуют удары правой руки о левую, левой о колено или плечо в сочетании с ударами по ложкам. Дети тоже способны демонстрировать залихватское исполнение, важно заинтересовать их и научить.

Чаще всего у ребёнка срабатывает так называемая историческая память — подержит малыш в руке погремушку с бубенцами или расписную трещотку и уже сам воспроизводит народный наигрыш. Дети чувствуют настоящее, подсознательно ищут встречи с истинным искусством.

Польза народной музыкальной игрушки как развивающего элемента для маленького человека очевидна: игра на ложках, ксилофонах и прочих инструментах, развивает мелкую моторику, слух, ритм, обогащает культурно. И не столько важна техника, сколько воздействие на духовный мир ребёнка русской народной музыки в исполнении самобытных деревянных инструментов.

Александр Серебров,
мастер по изготовлению шумовых и духовых
русских народных музыкальных инструментов,
г. Нижний Новгород

Деревянные головоломки

Деревянные головоломки – это многофункциональные тренажеры для развития у детей логики, образного мышления, сообразительности и, конечно, мелкой моторики рук. Первые головоломки появились еще в Древней Месопотамии и представляли собой математические задачи на определение неизвестной величины. Постепенно стали создаваться задачники с головоломками, разгадывая которые, люди могли делать «зарядку для ума». В Европе головоломки обрели свою популярность лишь в XIX веке. Их целью было собирание незамысловатых конструкций и разгадывание игры слов. А изготавливались они из металла, дерева, пластика и других материалов.

Описание игрушки

Основной задачей любой головоломки, в том числе и деревянной, является разгадывание сложных задач, а также сборка и разборка определенной конструкции из составных частей. Все они имеют разнообразные формы и расцветки, поэтому выбрать головоломку на любой вкус не составит особого труда. Можно выделить несколько видов деревянных головоломок:

Конструкторы-головоломки. Они подходят для детей в возрасте от 1 года и в собранном состоянии представляют собой традиционные детские игрушки. А тактильные ощущения от прикосновения к натуральному дереву способствуют снятию стресса и негативных эмоций, умиротворению.
Головоломки-шкатулки. Это исконно-русское изобретение, ведь на Руси всегда были популярны шкатулки с секретами. Они имели форму небольшой коробочки, шара и прочих геометрических фигур. А чтобы открыть сюрприз, нужно было нажать на определенный элемент, место или даже немного сдвинуть деталь в конкретном направлении.

Головоломки-копилки. Такая головоломка может служить не только тренажером для развития логического мышления, но и оригинальным местом хранения для небольших, но очень ценных вещей. Она состоит из нескольких деревянных брусков, которые необходимо сложить в единую конструкцию, а затем разобрать ее по частям для того, чтобы забрать положенные туда ценности.

Как играть?

Головоломки бывают разной сложности, предназначенные для какого-то определенного возраста. Для малышей 2-3 года отлично подойдут несложные головоломки, такие, как «собери квадрат» или «пирамидка». Такие головоломки имеют несколько уровней сложности, поэтому эта игрушка будет служить вам долго и с ней малыш не заскучает. Для детей 4-5 лет, прекрасно подойдут головоломки в виде кубиков, шнуровок. У таких головоломок обычно детали среднего размера, сами загадки не сложные, тем не менее, они формируют сообразительность и нестандартность мышления, а также совершенствуют моторные навыки.

Ребята школьного возраста и старше интересуются уже более усложненными вариантами головоломок, поэтому для них можно покупать механические игры. Разгадка этого вида игрушек требует интеллектуальных усилий и неких навыков, поэтому детям придется хорошо подумать и пофантазировать о разных способах решения. В итоге, решив сложную загадку, ребенок получит огромное удовольствие от ощущения победы и скорее всего полюбит такие игры.

Плюсы и минусы

Головоломка – это сложная логическая задача, где необходимо не только проявить свою сообразительность и умение мыслить, немаловажен и творческий подход. Такая игра не требует каких-либо специфических умений или знаний, необходима лишь усидчивость и терпение. Разгадка головоломки стимулирует здоровый интерес, сосредоточенность, творческое и интеллектуальное мышление. При полной разгадке задачи у человека проявляется мотивация, улучшается самооценка и общее состояние организма. Решая головоломку, некоторые снимают стресс, уходят от проблем, полностью погружаясь в загадку, некоторые стремятся решить головоломку, чтобы почувствовать ощущение победы в конечном итоге.

Головоломки являются прекрасным тренажером для развития у детей мелкой моторики. Мелкая моторика играет важную роль в общем развитии ребенка, особенно ярко это отражается на развитии речевого аппарата. Мелкая моторика развивает не только речь. Помимо этого, она влияет на развитие воображения, зрительную память, координацию, наблюдательность и внимание. Такие занимательные игры тренируют усидчивость, терпение и настойчивость. Несомненно, это важные и полезные навыки, которые стоит развивать с ранних лет, ведь они останутся с человеком на всю жизнь и будут формировать его личность.

Производство

Деревянные головоломки всегда занимали отдельную нишу на рынке. Ведь все мы знаем, что дерево – это один из самых экологически чистых и безопасных материалов. Все элементы деревянных головоломок хорошо шлифуются во избежание возможных мелких травм. «Деревянные игрушки» предлагают огромный выбор головоломок из натурального дерева для самых маленьких. У производителя WOOD MACHINE можно найти довольно сложные игрушки, которые подойдут детям старшего возраста. Головоломки из дерева можно найти у компаний BONDIBON и «Рыжий Кот». У Smile-Decor можно найти увлекательную головоломку «Сложи квадрат». Эту игрушку рекомендуют методисты по всему миру.

Читайте также: