Игрушка вырезанная из дерева не раскрашена лишь покрыта иногда морилкой или лаком

Обновлено: 12.05.2024

Между морилкой и лаком немало сходств, из-за которых люди порой не могут решить, что использовать в том или ином случае. Рассказываем, когда подойдет лак, когда — морилка, а когда их можно заменять.

Морилка и ее свойства

Морилку придумали для того, чтобы имитировать цвет мореного дуба на дешевой древесине. Мореный дуб — дерево, пролежавшее под водой сотни лет. В воду дубы попадали из-за изменения русла рек. Вода делала их необычайно прочными и красивыми. В нынешнее время пригодные для изготовления мебели мореные дубы находят крайне редко.

Первые варианты морилки позволяли сделать любую деревянную доску похожей на мореный дуб. Цвет настоящего мореного дуба — черный. Потом в нее стали добавлять вещества, имитирующие другие древесные породы.

Современную морилку делают на воде, спирте, маслах, акриловых смолах, воске, нитроцеллюлозе.

Водные составы отличаются разнообразием оттенков. Они не выделяют вредных испарений и легко смываются водой. Но обработанная древесина требует защиты от влаги.

Спиртовые морилки быстро впитываются, из-за чего слой получается с пятнами, различающимися оттенком. От влаги дерево они не защищают.

Масляные смеси ложатся равномерно, не выцветают на солнце, защищают дерево от проникновения влаги.

Восковые и нитроморилки хорошо выделяют структуру дерева, после высыхания образуют тонкую пленку, которая защищает дерево от влаги, но удаляется с большим трудом. Кроме того, пленка забивает поры в древесине и лишает его возможности «дышать».

Лак и его свойства

Лаки бывают спиртовые, масляные, алкидные, на основе эпоксидной смолы, акрила, полиуретана. Из чего бы не состоял лак, он всегда образует поверхностную пленку.

Спиртовые лаки образуют самую непрочную пленку. Поэтому их применяют внутри помещений, где не нужна сильная защита от влажности.

Масляные лаки содержат не только масло, но и смолу. Чем больше масла и меньше смолы, тем лучше влагостойкость покрытия. Поэтому масляные лаки делят на предназначенные для внутренних и внешних работ.

Акриловые лаки не боятся влаги, но в то же время хорошо пропускают пар. Их используют внутри помещений, так как перепады температур и влажности довольно быстро разрушают акриловое покрытие.

Самые прочные лаки — эпоксидные и полиуретановые. Они защищают дерево от влаги, последствий ударов, гниения. Их используют внутри и снаружи помещений.

Когда используют лак, когда — морилку

Если хотят изменить цвет дерева, подчеркнуть или ослабить его структуру, используют морилку. Для выделения структуры применяют рустикальные морилки. Они делают более видимыми сучки, волокна, а также состаривают дерево. Чтобы сделать структуру менее заметной, поверхность покрывают отбеливающими составами.

Когда стоит задача защитить дерево, не изменяя его цвета и фактуры, используют бесцветные лаки. Выбирают изделия, подходящие по влажности и другим условиям.

Если нужно одновременно изменить цвет дерева и защитить его, сначала поверхность обрабатывают морилкой, потом лаком. Самый богатый выбор оттенков — у водных морилок.

Другой вариант: использовать масляные, восковые морилки. Тогда лакировка не потребуется. Можно также сразу покрыть дерево цветным лаком.

Итак, морилка — для изменения цвета дерева, лак — для защиты. Но современные составы позволяют совместить решение этих задач. Выбирая лак или морилку, также учитывают, что спиртовые и нитроцеллюлозные составы имеют резкий запах. Поэтому помещение надо проветривать или выполнять работы на улице.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы:)

Русская народная игрушка яркая и самобытная, тесно связана с народным искусством она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней.

Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность и обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю.

Дымковская игрушка. Фигурки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Истоки возникновения дымковских барыни, коней, свистулек, водоноски уходят своими корнями далеко в историю.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни.

Красивы и затейливы скопинские изделия. Отличительная особенность – блестящая стекловидная глазурь, покрывавшая изделия.

Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохранился в городе Каргополе. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур.

Филимоновская игрушка. Своеобразна ее пластика, примитивность скульптурной формы легко уживается с особой выразительностью и изяществом.

Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на естественном фоне дерева; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен.

Богородские игрушки вырезаны из дерева, не раскрашены, лишь покрыты иногда морилкой или лаком. Отличительная особенность – это игрушки «с движением».

В федосеевской «топорщине» игрушки сколочены из отесанных дощечек и лучинок. Но праздничность желтого цвета и приближенность ее к быту всегда привлекала детей.

Первая матрешка в России появилась в конце 19 века. Сергиев Посад, Село Бабенка, деревня Мериново – места изготовления русской матрешки.

«Величайшая правда и простота народной игрушки, пишет Е.А. Флерина, – ее выразительность и целесообразность сделали ее полезной для воспитания детей».

Народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена, детской любовью к ней, детской игрой. В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение, - в этом большая сила ее влияния на ребенка.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

Воспитательные ценности народной игрушки:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

- в народной игрушке много теплоты, она радует, забавляет;

- народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка, дает простор творческой игре;

- народная игрушка эстетически развивает, воспитывает в ребенке национальные черты эстетики своего народа;

- возбуждает в детях большой интерес и толкает на техническое изобретательство, т.к. техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому разумению и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики;.

- народная игрушка дает ощущения реального образа и в связи с этим учит понимать окружающую жизнь, владеть основными видами труда взрослых

"Игрушек пестрый хоровод"
Друзья! Все отлично знают и понимают — игрушки были у детей с незапамятных времён. Правда, игрушки эти очень отличались от тех, в которые играют современные малыши. Впрочем, не исключено, что и избалованные гаджетами современные дети с превеликим удовольствием взяли бы в руки шаркунки или тряпичницу.
На Руси во все времена процветали игрушечные промыслы: Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка, Богородская, Городецкая и т.д.
Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических исследований в раскопках Радонежа, Москвы, Коломны. Русская народная игрушка, такая яркая и самобытная, она тесно связана с народным искусством и не потеряла своей привлекательности для детей современных. Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа. Игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю. Дымковская игрушка. Фигурки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Истоки возникновения дымковских барыни, коней, свистулек, водоноски уходят своими корнями далеко в историю. Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. Красивы и затейливы скопинские изделия. Отличительная особенность – блестящая стекловидная глазурь, покрывавшая изделия. Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохранился в городе Каргополе. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур. Филимоновская игрушка. Своеобразна ее пластика, примитивность скульптурной формы легко уживается с особой выразительностью и изяществом. Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на естественном фоне дерева; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен. Богородские игрушки вырезаны из дерева, не раскрашены, лишь покрыты иногда морилкой или лаком. Отличительная особенность – это игрушки «с движением». Первая матрешка в России появилась в конце 19 века. Сергиев Посад, Село Бабенка, деревня Мериново – места изготовления русской матрешки. «Величайшая правда и простота народной игрушки, пишет Е.А. Флерина, – ее выразительность и целесообразность сделали ее полезной для воспитания детей».
Народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена, детской любовью к ней, детской игрой.
В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение, - в этом большая сила ее влияния на ребенка. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.
С развитием промышленности, средств передвижения, техники в целом меняется содержание игрушек, появляются их новые виды.
Конец XIX - начало XX в. - время развития технических игрушек. Появились разнообразные модели транспортных средств (автомобили, поезда и др.) Современный этап – развитие электронной промышленности привело к созданию новой сложной детской игрушки: электронные, виртуальные, компьютерные. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что, пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные модели, принятые в современном для них обществе.
Но одно будет неоспоримым во все времена: игрушка – это друг, помощник, радость ребенка, с ней жизнь добрее и веселее.

Сегодня решила вам рассказать о Богородской игрушке. Я купила несколько фигурок себе всего-то несколько лет тому назад, когда побывала на экскурсии в замечательном и старинном городе - Великий Новгород. Там-то я в них и влюбилась.

В древние времена на Руси не было такого огромного количества игрушек, как сейчас. Игрушки были глиняные , тряпичные да деревянные.

Наши предки считали, что дерево имеет способность обмениваться энергетикой с человеком, хранить тепло, поддерживать гармонию и равновесие.

Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Такая себе «игрушечная столица».

Рассказывают, будто в маленькой деревеньке недалеко от современного Сергиева Посада жила многодетная, но очень бедная крестьянская семья.

Мать решила сделать для своих ребятишек куклу. Вначале она сшила ее из ткани, но через несколько дней дети ее разорвали, затем сплела из соломы, но уже к вечеру того же дня кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала куколку из дерева. Дети дали ей имя - Аука.

Долго игрались ребятишки с этой куклой, и вот она им надоела, и тогда отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, который и купил эту куколку да еще и заказал крестьянину целую партию подобных игрушек.

С тех пор рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом.

Богородские мастера свои игрушки не раскрашивают. Раньше, правда, отвозили их к художникам на роспись, но позже решили, что лучше оставлять их естественными, чтобы ощущать тепло и видеть фактуру дерева.

Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки животных, людей и птиц, композиции из жизни крестьянской семьи, вырезанные из дерева.

В те далёкие времена игрушки имели символическое значение, они были символами и оберегами для человека. Особенно был любим образ медведя.

По представлениям славянских народов , он – обладатель доброй силы, персонаж многих народных сказок, символ могущества. Медведя часто наделяют человеческими чертами характера.

Самые популярные игрушки – движущиеся. Их еще называют дергачами. Фигурки крепятся на нитке к внутренней планке или шару и движутся при покачивании этого утяжелителя.

Одна из самых известных богородских игрушек – «Кузнецы», когда мужик с медведем по очереди бьют молоточками по наковальне.

Я себе купила, конечно же, «Кузнецов», а еще медведя-рыболова. При подергивании медведь достает из проруби рыбу. И современного медведя, который работает на компьютере.

Богородскую игрушку продолжают изготавливать и сегодня.

Конечно же, главное отличие богородских игрушек заключается в том, что эти вещицы тёплые и родные. Вырезанные из душистой богородской липы, они сохраняют её запах и благородный узор дерева.

Богородская игрушка

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

Содержание:

История промысла


Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

скульптурная богородская игрушка

2. Подвижная игрушка

подвижная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Богородские кузнецы

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Богородский мужичок

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Богородские курочки

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

росписные богорордские игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Читайте также: