Игрушка язычок для логопедических занятий своими руками

Обновлено: 23.04.2024

Простые пособия, которые под силу изготовить любому учителю-логопеду, разнообразят коррекционные занятия.

ВложениеРазмер
na_konkurs.docx 16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые пособия для проведения артикуляционной гимнастики

на логопедических занятиях в ДОУ

Без чего не может обойтись ни одно логопедическое занятие по устранению неправильного звукопроизношения в детском саду? Правильно, без артикуляционной гимнастики. Я работаю учителем-логопедом в детском саду, и хорошо знаю, как быстро некоторым детям надоедает делать упражнения для языка. Малыши чаще всего просто отказываются от выполнения гимнастики, а ребята постарше начинают лениться, выполнять упражнения не так, как нужно.

На предложение сделать гимнастику для язычка мне иногда приходилось слышать: «Опять?!», «Мы уже с мамой дома делали» или вообще была ситуация проявления негативизма. Здесь не помогут ни просьбы, ни уговоры.

И вот когда простые картинки, стихи, сказки и даже презентации уже не вызывают интереса, на выручку приходит та самая старая добрая игра, необходимая всем дошкольникам без исключения. Простой игровой сюжет, понятный каждому ребёнку, поможет легко, без нажима на малыша, представить артикуляционную гимнастику не как нудную, однообразную работу, а как весёлое, интересное задание, в котором можно не только смотреть и слушать, а манипулировать предметами, брать их в руки. Дети с удовольствием выполняют упражнения, стараются. На первых порах это всё ещё совместная работа учителя-логопеда и ребёнка, далее взрослый лишь помогает воспитаннику, следит за точностью и скоростью выполнения, даёт советы.

Чтобы ребята не ленились и не упрямились при проведении артикуляционной гимнастики, использую много приёмов, в том числе игровые пособия. Вот некоторые из них:

1. «Домик с окошками»

Из картона сделан домик с прозрачными окошками. Каждое окошко закрыто, ребёнок сам должен его открыть, увидеть артикуляционное упражнение и выполнить его.

К пособию изготовлены сменные картинки – упражнения, которые можно вытаскивать из окошек и снова ставить. Логопед заранее вставляет нужные упражнения в окошки перед занятием, исходя из речевого нарушения ребёнка. Игра простая, но манипуляции с окошками создают небольшой сюрпризный момент, ребята всякий раз с интересом открывают их. Картинки на каждое занятие можно менять местами. Это неплохо тренирует память детей, и всегда заставляет их улыбнуться от небольшой неожиданности («Ведь в прошлый раз здесь было упражнение «накажем язычок», а теперь «лягушка»)

2. «Собери урожай»

Из бумаги и картона выполнена корзинка с кармашком, в которую нужно собрать фрукты. Из цветной бумаги сделаны шаблоны фруктов, на которые наклеены картинки с упражнениями. Здесь можно немного разнообразить задание, например, предложить сначала найти и «собрать» яблоки (то есть выполнить сначала упражнения, нарисованные на яблочках), после них «собрать» груши, потом - апельсины, затем- лимоны, последними - сливы. Либо собрать сначала все зелёные фрукты, потом красные и т.д. После правильного выполнения упражнения ребёнок с удовольствием отправляет «фрукт» в корзинку.

Учителю-логопеду лишь необходимо заранее подобрать фрукты с нужными упражнениями.

На просьбу собрать «гусеничку» дети всегда охотно откликаются. Каждый кружок выполнен из плотного картона. На лицевой стороне - картинка с артикуляционным упражнением, на обратной стороне – кусочек липучки. Все кружки нужно прицепить к липучке, не забывая при этом выполнять упражнение правильно (иначе гусеница обидится и не придёт больше в гости). Здесь большую роль играет стимул – прицепить кружок на липучку.

Эта игра также развивает мелкую моторику, глазомер («войдут ли все кружки на ленту?»), предоставляет воспитаннику свободу выбора упражнения, тренирует цветовое восприятие. После гимнастики остаётся лишь полюбоваться на весёлую и довольную гусеничку.

4. «Прикрути крышку»

Из горлышек от бутылок сделана площадка для прикручивания крышек. На крышках приклеены картинки с изображением артикуляционных упражнений. Ребятам очень нравится прикручивать крышечки и выполнять гимнастику для языка. Пособие отлично тренирует мелкую моторику рук. Причём ребёнка можно попросить менять руки при прикручивании крышек.

Учитель – логопед заранее подбирает только те крышки, на которых нужные упражнения.

5. «Морковки для зайца»

Угостить зайца морковкой никто не прочь. Но заяц не так прост! Он примет морковь только от старательных ребятишек. Дети с удовольствием выполняют упражнения и отправляют морковки в ведёрко к зайчику. Чем больше - тем лучше.

Учитель – логопед заранее подбирает только те морковки, на которых нужные упражнения

Таким образом, чередуя эти игры и некоторые другие приёмы проведения артикуляционной гимнастики, я привношу необходимое разнообразие в логопедические занятия. Правильно организованная логопедическая гимнастика помогает настроиться малышу на следующие задания учителя-логопеда. Эти игры легко можно встроить в общий сюжет логопедического занятия. Кроме того, с помощью этих простых игр у детей развивается мелкая моторика рук, глазомер, цветовое восприятие, умение слушать логопеда и действовать по инструкции.

В этой публикации я попытаюсь рассказать о создании домика для язычка.

Мастер-класс по изготовлению логопедического пособия «Домик ловкого язычка»

Это не очень просто, так как домик я делала давно и процесс изготовления не фотографировала.

Самая используемая и необходимая часть из пособия – это «челюсть» и язычо к. []


Именно с этих компонентов я начала делать домик. Ведь от их размера зависел и размер каркаса-домика. Мне показалось, что лучше всего подойдут подплечники для одежды. На фото из интернета подплечники - темные, а я использовала такие же, но светлые.


Подплечник положила на розовый флис и обвела, со стороны прямого края сделала припуск примерно 4 см. Нарисовала 4 штуки, вырезала.


Измерила длину подплечников по закругленному краю.


От более тонких подплечников или тонкого поролона отрезала по две полоски длиной, соответствующей моим измерениям по закругленному краю подплечников и шириной примерно 2 см + припуски на швы. Из белой ткани отрезала 2 полоски такой же длины, но шириной 4-5 см.


Полоску белой ткани сложила пополам, вовнутрь вставила полоску поролона и стала прошивать через 1 см, имитируя зубы. Аналогично поступила со второй полоской. Затем первую готовую полоску с зубами я вложила вовнутрь двух флисовых деталей «челюсти» и прошила по закругленному краю, прихватывая и «зубы». Затем вывернула и получалась верхняя челюсть. Аналогично сделала и нижнюю.


Вывернула и поставила вовнутрь подплечники. Сложила детали друг к другу вогнутой стороной и прошила изнутри только самую верхнюю часть флиса и самую нижнюю со стороны прямого края, где на припуски оставляла примерно 4 см. На внутренние оставшиеся кусочки пришила липучки и завернула вовнутрь на подплечники, подшила.


На эту липучку потом будет пристегиваться варежка-язычок.


Затем сшила язычок, это совсем просто: из двух кусочков флиса я вырезала «язык» и прошила, внизу пришила липучку.


Теперь остался картонный каркас-домик. Для него я подобрала подходящую по размеру квадратную коробку, вырезала в ней дно, отступив от стенок по 1 см. Вовнутрь домика на каждую стенку коробки положила куски поролона толщиной 2 см.


Трудно объяснить, как я обшивала флисом коробку, делала сразу на коробке. Взяла кусок флиса и стала примерять на коробку, прямо по ней чертила выкройку, отмечая карандашом линии будущих швов-вытачек внутри каркаса и отмечала места для пришивания липучки по периметру домика для крепления губ, стен, окон, вообщем, дополнительных деталей. Обтягивала коробку, начиная с внешней стороны, потом затягивая флис вовнутрь, прошивая внутренние вытачки и нижний край. Затем натягивая флис, прошила по периметру коробки сзади потайным швом, сверху пришила тесемку.


Нарисовала губы, вырезала из тонкого поролона и трикотажа, сшила, вывернула, вставила поролон, зашила остаток шва потайным швом. Сшила стенки, крышу, пришила липучку, окна. Домик готов!


Логопедическое пособие «Домик ловкого язычка»

Логопедическое пособие «Домик ловкого язычка» Правильное произношение различных звуков возможно благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Мастер-класс по изготовлению дидактического наглядного пособия «Веселые фигуры»

Мастер-класс по изготовлению дидактического наглядного пособия «Веселые фигуры» Математика – наука весьма сложная для дошкольников, поэтому нельзя упускать ни одного подхода, делающего её более доступной. Подхода, позволяющего.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Геохронологическая жизнь Земли»

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Геохронологическая жизнь Земли» Наблюдая за детьми своей подготовительной группы, я заметила неподдельный интерес к древнейшей истории Земли. Дети с удовольствием играют.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Логокуб»

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Логокуб» Дидактическое пособие можно использовать в форме игровых заданий, в зависимости от поставленных целей и задач, можно менять и игровые задания.

Мастер-класс по изготовлению и использованию полифункционального пособия «Цепочка»

Мастер-класс по изготовлению и использованию полифункционального пособия «Цепочка» Всем известно, что дети, посещающие логопедическую группу, испытывают значительные трудности не только в усвоении родной речи, но и в выполнении.

Мастер-класс по изготовлению логопедического пособия «Ротик»

Мастер-класс по изготовлению логопедического пособия «Ротик» Здравствуйте! Представляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению логопедического пособия «РОТИК», который я придумала, сшила и уже.

Мастер-класс по изготовлению многофункционального методического пособия «Бизиборд»

Мастер-класс по изготовлению многофункционального методического пособия «Бизиборд» МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ "БИЗИБОРД" Землянская Елена Цель: Создать пособие которое поможет вовлечь ребенка в процесс познания (Отмыкать.

Мастер-класс по изготовлению пособия на развитие мелкой моторики «Корзинка с цветами»

Мастер-класс по изготовлению пособия на развитие мелкой моторики «Корзинка с цветами» Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. В. А. Сухомлинский Мелкая моторика - это координированные движения мелких.

Представляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению логопедического пособия «РОТИК», который я придумала, сшила и уже несколько лет использую в своей логопедической практике. Думаю не буду оригинальной, если скажу, что знакомить детей с органами речевого аппарата и артикуляционными упражнениями на своем примере достаточно утомительно и не очень эстетично (особенно возрастным логопедам). Да и у детей этот процесс не вызывает особого интереса. Гораздо легче, интереснее, увлекательнее для детей проделывать артикуляционные манипуляции с язычком, используя подобные приспособления.

Мастер-класс по изготовлению логопедического пособия «Ротик»

При помощи «РОТИКА» у меня появилась возможность наиболее наглядно и детально показывать детям различные артикуляционные упражнения. Дети с огромным удовольствием выполняют упражнения вместе с «РОТИКОМ». Кроме того, они сами манипулируют им. «РОТИК» можно стирать по необходимости, он легко и просто снимается с каркаса и одевается на него.

Вам потребуется:

* мягкий флис четырех цветов: красный – 10 х 22 см,

бежевый – 20 х 42 см,

темно - розовый – 20 х 42 см,

светло - розовый – 12 х 22 см;

* ведерко из-под майонеза;

* 8 штук белых квадратных или круглых бусин (пуговиц);

1 этап:

Сделайте выкройки из плотной бумаги.


Для деталей А и Б вырезаем прямоугольники размером 20*42 см.

2 этап:

Перенесите контур выкройки на ткань и смело

вырезайте, прибавив по 0,5 - 1 см на швы.

3 этап:

Будем шить «губки».

Сшейте вместе детали Г-1 и Г-2 по белой пунктирной линии (получится верхняя губа).


Сшейте вместе детали В-1 и В-2 по белой пунктирной линии (получится нижняя губа).


Выверните их на лицевую сторону и заполните синтепоном или ватой.


Сложите детали Д-1 и Д-2 лицевыми сторонами внутрь и скрепите строчкой. Край подогните на 1 см и прострочите зигзагом (получится язычок).


Детали А и Б сложите пополам и прострочите (получится два «полу-чулка»)


Приметайте «губки» к детали А по красной пунктирной линии.


Вставьте деталь Б в деталь А и скрепите их строчкой по красной пунктирной линии так, чтобы «губки» остались внутри (получится целый «чулок»).


Выверните «чулок» на лицевую сторону.


Оба конца «чулка» подогните на 1см и прострочите зигзагом, вставив внутрь бельевую резинку.


4 этап:

Отрежьте дно у ведерка и наденьте на него «чулок» сложенный вдвое, таким образом, чтобы «губки» расположились по ободку ведерка.


Пришейте «зубки» (бусины или пуговицы, как показано на фото.



5 этап:

Наденьте «язычок» на руку и просовывайте его в «РОТИК» через отверстие.

Вот и все! «РОТИК» готов к применению. Желаю успехов!


Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Геохронологическая жизнь Земли»

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Геохронологическая жизнь Земли» Наблюдая за детьми своей подготовительной группы, я заметила неподдельный интерес к древнейшей истории Земли. Дети с удовольствием играют.

Мастер-класс по изготовлению поделки из бумаги «Ёлочка»

Мастер-класс по изготовлению поделки из бумаги «Ёлочка» Мастер – класс рассчитан для педагогов, родителей и творческих людей. Цель: изготовление дидактического пособия из бумаги своими руками.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Музыкальные кубики»

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Музыкальные кубики» Музыка занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста. Практика показывает, что полноценное развитие музыкальности детей.

Мастер-класс по изготовлению и использованию полифункционального пособия «Цепочка»

Мастер-класс по изготовлению и использованию полифункционального пособия «Цепочка» Всем известно, что дети, посещающие логопедическую группу, испытывают значительные трудности не только в усвоении родной речи, но и в выполнении.

Мастер-класс по изготовлению пособия «Математическая гусеница»

Мастер-класс по изготовлению пособия «Математическая гусеница» Предлагаю использовать «Математическую гусеницу», как дидактическое пособие для занятий по ФЭМП в основном для закрепления сформированных.

Мастер-класс по изготовлению многофункционального методического пособия «Бизиборд»

Мастер-класс по изготовлению многофункционального методического пособия «Бизиборд» МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ "БИЗИБОРД" Землянская Елена Цель: Создать пособие которое поможет вовлечь ребенка в процесс познания (Отмыкать.

Цель: повышение эффективности лого-коррекционной работы.

Задачи: установление эмоционального контакта с педагогом, контакта между детьми, ускорение темпов подготовки речедвигательного аппарата к постановке звуков, усовершенствование лексико-грамматической и связной речи, воспитание потребности в речевом общении как основы формирования речевой активности.

Методы и приемы: игровой; дидактический; развивающий; театрально – развлекательный.

Интеграция образовательных областей: «Социально коммуникативное развитие»;

«Познавательное развитие»; «Речевое развитие».

Области применения пособия: организация дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр; совместная деятельность детей и взрослых; индивидуальная работа с детьми; сюрпризный момент.

Варианты использования: пособие может быть использовано как для индивидуальной работы, так и для работы в группе детей с ОВЗ.

Способ изготовления пособия: мягкая игрушка, у которой есть голова со ртом, языком, зубами. Язык подвижный, может менять положение и форму с помощью рук логопеда или ребенка.

Предназначено для детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Логопедические игрушки-«придумки».

Сегодня в магазинах огромный выбор игрушек и специальных игр из разряда развивающих, однако не стоит забывать и об игрушках и предметах домашнего обихода, которым, если немного пофантазировать, можно .


Логопедическое занятие "Наш родной язык", для детей 6-7 лет.

Занятие содержит задания по обучению детей грамоте, дидактические игры.


Логопедические «игрушки» для детей и их родителей

Логопедические «игрушки» для детей и их родителей.Игра — прекрасное средство развития целого спектра разнообразных способностей. Ребенок, периодически участвующий в различных играх, все время совершен.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРУШКА "ДРАКОША ГОША"

Использование игрушки в корекционном процессе.


Логопедический проект "Мой подвижный язычок, Язычок - Звуковичок"

Информационно - практический проект для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Этот проект призван вызвать интерес детей к.


Квест-игра по экологии с элементами логоритмики в подготовительной логопедической группе на татарском языке

Логоритмика элементлары кертелгән экология буенча туры белем бирү эшчәнлеге.Ашерапова Алсу Халитовна, Казан шәһәре 273нче балалар бакчасының укытучы-логопеды Ханафиева Лилия Вагизовна, Казан шәһәре 27.

Методическое пособие:«Логопедическая игрушка – собака Найда»

В материале представлено методическое пособие: "Логопедическая игрушка – собака Найда" для работы в подготовительный период при знакомстве детей с артикуляционным аппаратом .

1) Материалы:
- кожа мягкая натуральная 0.8 мм;
- проволока 0.5 мм;
- краски акриловые (розовая и белая).

Инструменты:
- ножницы;
- круглогубцы;
- иголка;
- суровая нить;
- кисть.

Делаем красивый язычок игрушечным питомцам, фото № 1

2) Рисую выкройку языка (половинку), чтобы при обрисовывании было симметрично и ровно. Переношу на кожу. Вырезаю.

Делаем красивый язычок игрушечным питомцам, фото № 2

3) Откусываю кусочек проволоки на 1 см. длиннее языка и загибаю кончик круглогубцами. Накладываю проволоку с лицевой стороны кожы (загнутым концом к кончику языка, отступая 1 см. от края (при языке 6 см.).

Делаем красивый язычок игрушечным питомцам, фото № 3

4) Сгибаю кожу пополам и прошиваю близко к проволоке до конца.

Делаем красивый язычок игрушечным питомцам, фото № 4

5) У основания языка лишнюю проволоку откусываю и делаю петельку для последующего пришивания.

Делаем красивый язычок игрушечным питомцам, фото № 5

6) Разворачиваю, разглаживаю руками (можно дополнительно прогреть утюгом через ткань). Окрашиваю красками :)

Делаем красивый язычок игрушечным питомцам, фото № 6

Делаем красивый язычок игрушечным питомцам, фото № 7

Все! Язычок готов, получается гибкий и за счет структуры кожи, на мой взгляд, реалистичный. Для очень маленьких игрушек по этой же схеме можно использовать фетр и ювелирную тоненькую проволочку.

Читайте также: