Игрушки 19 века солдатики

Обновлено: 16.05.2024

Одним из лучших подарков для советского мальчишки были солдатики. Оловянные и пластиковые, большие и маленькие. Как создавались игрушечные армии, и какие недетские скандалы порой сотрясали индустрию — в нашей, почти детективной, истории.

Солдатики Российской империи мало чем отличались от европейских. Реалист или гимназист мог обзавестись армией из оловянных пехотинцев, драгунов и казаков или устроить варгейм с помощью бумажных бойцов.

Как казакам головы отпилили

После окончания Гражданской войны и введения новой экономической политики производство солдатиков попало в руки частников. Нэпманы в погоне за быстрой прибылью порой брались за дело слишком резво.

Чтобы запасам царских солдатиков не пропадать зря, им решили дать новую жизнь. И просто поменяли головы с реакционными казацкими фуражками на политически верные будённовские шлемы.

Впрочем, такая рокировка возмутила прессу молодой республики.

Производство солдатиков и других игрушек в Союзе практически на 100% было сосредоточено в артелях.

Что в те времена представляли собой солдатики? Чаще всего это были наборы столбиков из оловянного сплава — красноармейцы стояли по стойке смирно или шагали в колонне. Отряд дополняли командир, знаменосец, трубач, барабанщик и так далее.

Но встречались и «экшн»-солдатики: стрелки с винтовками, ведущие огонь стоя или с колена, лежащие пулемётчики, мотоциклисты и, естественно, кавалеристы.

Игрушечную живую силу дополняли жестяные заводные танки, броневики и пушки.

Борис Емельянов в книге «Рассказы о Гайдаре» описывает, как играли в те времена: «Из кусков пилёного сахара мы выстроили укреплённую каменную цитадель, и в ней засели мои зелёные оловянные снайперы. Голубые солдаты Гайдара пошли в наступление. Артиллерийскую подготовку его полевые орудия провели неудачно. Две деревянные пушки могли стрелять только шариками из жёваной бумаги — гороху в доме не было, — и оловянные снайперы громко смеялись в своём сахарном укреплении над огневой немощью врага».

Продолжалась и традиция выпуска бумажных воинов. Кроме того, продавались специальные штампы, которыми можно было перенести контуры солдатика на бумагу, а потом его вырезать. Вырезали таких солдатиков и из листового металла, и из фанеры, и даже из резины.

Сейчас фигурки 30-х стали объектом настоящей охоты коллекционеров. Стоимость их доходит до нескольких сотен долларов.

Но не спешите пускаться на поиски игрушечного антиквариата. По барахолкам гуляет масса искусных подделок. Нужно хорошо разбираться в вопросе, чтобы случайно не купить отлитого умельцами и состаренного в горшке с цветком «солдатика сталинских времён». По этой причине многие коллекционеры предпочитают честный пластик.

В поисках врага

Самым большим огорчением мальчишек в те годы было отсутствие врагов для красноармейцев. Их советская промышленность не выпускала. Нужно было делить армии либо на условных «красных» и «синих», либо временно назначать «фашистами» и «буржуинами» часть солдатиков из своей коллекции.

Ситуация начала меняться только в 1970-х. Тогда появились наборы, посвящённые Куликовской битве и Ледовому побоищу. Но вот к прекрасным революционным матросам контрреволюционных кадетов вы бы не нашли. Не говоря уже об игрушечных солдатах вермахта.

И на это было множество причин. Основная — жёсткие идеологические установки. И если в кино без персонажей Белого движения было не обойтись, в игрушечном воплощении будёновцы могли бороться только с воображаемым врагом. Лишь с началом перестройки и возрождением кооперации прилавки начали заполнять пластиковые американцы, англичане, японцы и немцы.

Скульпторы сверхмалых фигур

В послевоенную эпоху производство солдатиков встало на широкие рельсы машиностроительной отрасли. Оловянных бойцов отливали на больших заводах — Минском и Брянском моторных, Ленинградском карбюраторном, Тульском патронном и многих других.

К созданию наборов солдатиков в Союзе подходили очень ответственно. Так, автором знаменитого набора«Ледовое побоище» Ленинградского карбюраторного завода стал Лев Разумовский — известный скульптор, художник и медальер.

К созданию набора его привлекли в 1972 году. Днями напролёт он просиживал в этнографическом музее, делая зарисовки одежды, доспехов и оружия русских воинов и сражавшихся с ними рыцарей. Потом скульптор создал 14 двусторонних рельефов. Каждого солдатика сначала лепили из пластилина на отдельном куске стекла — на одной стороне аверс, а на другой — реверс. С каждого рельефа делали гипсовые отливки, которые обрабатывались автором, а потом передавались на завод. Там с них снималась форма и уменьшалась в несколько раз.

Разумовский создал не только персонажей «Ледового побоища». Он также сваял фигурки для набора«Матросы революции», которых можно увидеть выше. А его «Куликовская битва» выдержала множество переизданий и выпускалась вплоть до 2010-х годов.

Ещё одно плоское «Ледовое побоище», но в пластике, создала советский скульптор Зоя Рылеева (она же — автор скульптуры «Золотой сноп» на ВДНХ, ставшей затем фонтаном «Дружба народов»).

Маркс и пластмассовая революция в СССР

Советская игрушечная индустрия до 1970-х годов предлагала в основном плоских оловянных (точнее, из алюминиевого сплава) и пластиковых солдатиков. А детям хотелось большего реализма.

Да и набор эпох и народов был крайне ограничен. В продаже практически не было стрельцов, петровских гвардейцев, суворовских чудо-богатырей или солдат Отечественной войны 1812 года.

Историческая преемственность прослеживалась лишь в паре наборов «дутышей» (так называли пустотелые пластиковые фигурки).

Да, вот таких миниатюрных резиновых пехотинцев 1812 года выпускал завод «Малыш».

Деревянные солдатики были не только у сказочного Урфина Джюса, но и у детей и взрослых в 19 веке. Такие воины из дерева оказывались не менее популярны, чем их собратья из олова и бумаги.



Набор деревянных солдатиков
Рудные горы, Германия
1880-е гг.

Старые фото:







Первая мировая. Игрушки, сделанные французскими солдатами-инвалидами.
Пушка из гильзы и пуль, солдат одет в униформу пехотинца.


Механическая костяная игрушка, выполненная пленными французами в Англии
1810-е гг.


Британские солдатики, 1897 год


Императорская гвардия Наполеона
Солдатики изготовил в 1820 году Фредерик Жак по заказу пивовара Шмидта


Коронационная процессия
Англия, ок. 1937 г.

Из игрушек царевича Алексея:
Солдатики, представляющие полки армии Германской империи. Сделаны немецкими мастерами, начало ХХ века.
Кукла «Матрос». Россия, начало ХХ века. Корабельная пушка. Германия, начало ХХ века.
Кукла в мундире нижнего чина лейб-гвардии Семёновского полка, 1910-е гг.
Шахматы.



Коллекция собранная Малкольмом Форбсом (издателем журнала Форбс) и его сыновьями.
Раньше коллекция демонстрировалась в «Галерее Форбс» в Нью-Йорке в течении нескольких десятилетий. Сейчас коллекция распродана, галерея закрыта в 2014 году.




Bing, Германия, 1900е гг.


Солдатики из набора «Шагающие в парадной форме» французской же пехоты (коробка от другого набора). Фирма «Оловяннофигурная фабрика Эрнста Хайнрихсена в Нюрнберге», 19 век


Англия, 1930е гг., фирма William Britain. Набор Оркестр Церемониального полка Королевской Конной Гвардии Великобритании или иначе полк Life Guards


Германия
1914 г.


Англия
1911 г.


Папье-маше
Германия, середина 19-го века, Тюрингия.


Казармы с солдатами
Папье-маше, бумага
Франция
ок. 1900 г.


Папье-маше
Австрия, 1870-е гг.

Куликовская битва

Большинство мальчиков обожают военные игрушки. В частности, одной из самых любимых игрушек для них являются солдатики. Причем, зачастую, обожают солдатиков не только дети, но и их папы. Не зря коллекционирование этих военных фигурок так распространено среди взрослых мужчин.

История солдатиков уходит далеко в прошлое. Самые древние фигурки датируются двумя тысячами лет до нашей эры. Это фигурка нумидийского пехотинца и тяжеловооруженного египтянина, которые были обнаружены в захоронении сына египетского фараона Эмсаха. Фигурки были выполнены из дерева и раскрашены. Подобные солдатики существовали также и в других древних государствах Ближнего Востока, например, в Ассирии. А вот в Древней Греции и Риме солдатики уже отливались из металлов, в основном из свинца или бронзы, хотя продолжали свое существование и деревянные фигурки.

В Средневековье солдатики стали использоваться для моделирования ведения военных действий и для обучения юных будущих рыцарей основам стратегии и тактики. Эти солдатики могли изготовляться из различных металлов, вплоть до золота и серебра, и отличались точностью воспроизведения. Иногда эти солдатики могли даже использоваться рыцарями в качестве талисманов.

С четырнадцатого века получает широкое распространение коллекционирование солдатиков. Наиболее известны из тех времен коллекции королевских особ. Например, коллекция спешенных рыцарей Максимилиана Первого, императора Священной Римской Империи Германской Нации, изготовленная для него прославленным мастером Гансом Бургмайером. Или коллекция Людовика Великого известного своим высказыванием «Государство – это я!». Интересно, что первоначально его коллекция состояла из солдатиков, изготовленных из картона. Целых 20 эскадронов конницы и 16 батальонов пехоты. Позже, в 1650 году, он заказывает у известного мастера Малена коллекцию из серебра. Но самая известная коллекция принадлежала Наполеону. 120 золотых фигурок корсиканцев - участников сражения при Маренго.

В России солдатики появились при Алексее Михайловиче, как и многие другие новшества, пришедшие к нам из Западной Европы. Но действительно большую коллекцию собрал его сын – Петр Первый. Именно с него начинается увлечение солдатиками среди российских императоров. Все без исключения русские самодержцы были преданы этому хобби. Самая же огромная и уникальная коллекция принадлежала Петру III. Она занимала целый кабинет, состояла из всех возможных родов войск, и солдатики коллекции были изготовлены из разнообразнейших материалов: от различных металлов, до дерева, воска и даже… сахарной ваты.

В конце восемнадцатого века солдатики начинают массово производиться из олова и приобретают полноценный статус игрушки. Наибольших успехов в этой индустрии добиваются немецкие мастера. Родоначальником этого производства считается Иоганн Готфрид Хильперт их Нюрнберга. Первоначально он отливал фигурки домашних животных и обычных людей, но вскоре, заметив спрос, полностью перешел на производство солдатиков. Сначала это были копии немецких воинов Фридриха Великого, но позже ассортимент стал расширяться за счет копий солдат других стран, преимущественно, русских и французов. Солдатики Хильперта были плоскими, высотой в пять-шесть сантиметров.

Современные монстры

К середине девятнадцатого века качество производимых солдатиков выходит на новый уровень. И связано это с именем еще одного немца – Эрнста Хайнрихссена, который также работал в Нюрнберге. Кроме повышения художественного уровня фигурок, именно он установил международный стандарт размеров для солдатиков: пехота – 32 миллиметра высоты, конница – 44 миллиметра. Именно к фирме Хайнрихссена, правда, в лице уже его сына, Вильгельма, обратился с заказом Николай I. Император желал получить от немецких мастеров коллекцию солдатиков ростом в шесть сантиметров. В серии были представлены все рода войск, от казаков и гусаров, до гренадеров и артиллеристов. Стоил сей заказ весьма прилично – 15000 гульденов. Сам Николай I не дожил до получения этого заказа, солдатики прибыли в Россию уже при Александре Втором.

Вплоть до середины двадцатого века объемный оловянный солдатик был самой желанной игрушкой. Хотя, конечно, существовали и другие солдатики, деревянные и бумажные, например, но по понятным причинам они не могли составить конкуренцию оловянным.

Вторая половина двадцатого столетия ознаменовалось невиданным ростом игрушечной индустрии и конечно же расцветом производства разнообразных солдатиков. Пираты, индейцы, рыцари, египтяне, современные армии всех стран, военные различных эпох из пластмасс и металлов, радовали сердца мальчишек всего мира. К сожалению, за последнее пятнадцатилетие выбор дешевых качественных солдатиков, созданных непосредственно в качестве игрушки, изрядно подсократился. Более широкое распространение получили коллекционные военные миниатюры и отдельные фигуры, а также фигуры различных супергероев и монстров. Тем не менее, солдатики остаются по-прежнему востребованным продуктом, так что вполне возможно, что новый виток развития этой великолепной мальчишечьей игрушки не за горами.

s01

Игры на полу

Как родился оловянный солдатик? История игрушечного солдатика стара, как наш мир, закаленный в войнах и сражениях. Одно из свидетельств этому — бронзовые плоские фигурки солдат, найденные при раскопках захоронений Древнего Египта (около 2000 года до н. э.). Они изображали легковооруженного воина нумидийской пехоты и солдата-египтянина в тяжелых доспехах. Самые первые маленькие солдатики были деревянными или глиняными. Именно из дерева была сделана найденная в гробнице сына фараона Емсы миниатюрная армия, мастерски вырезанная и раскрашенная более сорока веков назад. Впрочем, и сами древнеегипетские полководцы охотно брали солдатиков в загробный мир. С их помощью было гораздо удобнее изобразить богу Осирису красоту земных побед. В VII–V веках солдатики стали персонажами игрушечной игры чатуранга — забавы индийских раджей. Это развлечение переняли иранцы и арабы. Позднее путем испанских конкистадоров страсть к миниатюрным боям проникла в Европу.Древние находки имеют очень высокую цену. В 2008 г. на Лондонском аукционе Sotheby’s найденные при раскопках фигурки этруских воинов – три солдатика, датированные 7 веком до нашей эры – были приобретены неизвестным коллекционером по цене в 140.000 евро за каждого.


s02
s03

Фигурки, изображающие воинов, появились многие-многие тысячелетия назад. об игре в солдатики известно из древних трактатов. Похожие солдатики существовали в Древней Греции и Древнем Риме. И все эти артефакты являются далеким прообразом того, что в настоящее время принято называть «военной игрой» или «wargames», которая представляет собой столкновение двух или более фигурок, отрядов или армий на игровом поле.
Сразу скажу, несмотря на то, что далее в тексте буду использовать слово «игра», занятие буду иметь в виду отнюдь не детское. В том числе, потому что задачи с помощью «солдатиков» решались не шуточные. Пример тому – история Нидерландов – молодой страны, сражавшейся за свою независимость против Испании (одного из самых сильных и богатых государств Европы 16 века).
Судьба столкновения выглядела предрешенной – с одной стороны многотысячная профессиональная армия Испанской Короны (одного из самых богатых и сильных государств 16 века), а с другой – ополчение маленькой страны. Армию только предстояло создать, и сделали это Мориц и Вильгельм Оранские, смоделировав ее при помощи «военной миниатюры». В общем, «Устав» и «Нидерладский боевой порядок» вначале появились на игровом столе, после чего скромная армия маленькой страны раз за разом громила испанские войска в реальных сражениях. Ну а после того, как свершилось чудо - Нидерланды были признаны независимым государством - военная игра стала обязательным предметом при обучении наследников Европейских престолов.
Такие фигурки были очень дорогими, поэтому заказать несколько сотен мини-бойцов могли позволить себе только очень состоятельные люди - «игра в солдатики» долгое время не выходила за пределы дворцов. Однако, «техническая революция» изменила ситуацию, фигурки стали отливать из олова. Так появился «оловянный солдатик» или «плоская Нюренбергская фигурка».


s04
s05
s06
s07

Широкомасштабную рекламу «доступным армиям» сделал король Пруссии Фридрих II Великий. Его страна была бедной и не могла предоставить наследнику престола престижную ювелирную коллекцию, какими обладали английские и французские принцы. Со временем Фридрих повторил действия братьев Оранских, разработав новый боевой Устав с учетом реалий нового времени, а также дополнительно ввел правила, по которым офицеры и генералы его штаба сначала проводили учения, используя фигурки оловянных бойцов, после чего они повторялись на учениях. Так появился официальный warengames, который в то время носил немецкое название «krigschpiel» (или «военная игра»). И именно это увлечение короля добавило со временем приставку «Великий» к его титулу. А европейская культура получила доступное и полезное занятие, как для детей, так и для взрослых.
Использование «варгеймов» было экономически очень выгодно, так как к 1860-70ым годам численность средней европейской армии переваливала за отметку в 200000 человек, и осуществлять реальные учения армий было очень накладно. А военные игры были отличным выходом, позволяющим наследникам, рожденным полководцами, изучать методы ведения войны: прорабатывать различные варианты вторжения, контрнаступления и взаимодействия фронтов, распределения ресурсов и так далее. Как это выглядело на практике?

Штаб армии разбивали на две группы – одна думала за противника, другая – за свою страну. Существовали также третейские судьи – самые опытные боевые офицеры. Они объясняли игрокам вводную ситуацию, следили за принимаемыми решениями, описывали развитие воображаемой ситуации, отслеживали передвижения, прикидывали возможные нестыковки. За ними всегда оставалось последнее решение — кто победил в каждом конкретном случае.

s08

Традиционные игровые оловянные солдатики Великобритании.

Справедливости ради стоит сказать, что родиной настольных военных игр (в том виде, в котором они существуют сейчас) все-таки принято считать Англию, поскольку именно в этой стране была создана «теоретическая база» доступных массам настольных баталий.

s09

Особые заслуги в этом принадлежат Герберту Уэллсу, который впервые предложил применять в игре шестигранный кубик (введя в игру элемент неопределенности) и создал книгу «Война в миниатюре» (в которой были собраны описания множества игр с оловянными солдатиками, а также свод правил военных игр). Спустя 70 лет, игровая система, предложенная Уэллсом, была положена в основу известнейших настольных игр нашего времени. Так англичане стали своего рода законодателями мод, а коллекционирование вошло в состав занятий, достойных настоящих мужей.

s10
s11

Для игровых сражений нужны несколько вещей: миниатюры (солдатики, техника), правила, кубики, поле (или макет местности) и достойные партнеры, а в некоторых случаях даже модератор-игротехник (организующий процесс). При этом сценариев игр существует великое множество: исторические (повторяющие реальные сражения или моделирующие возможную альтернативу), фантастика, фэнтези, квесты по мотивам известных произведений, юмористические сюжеты и так далее. Отдельные сценарии игр могут быть связанны между собой – это называется кампанией. В подобного рода играх обычно внушительный объем правил – иногда даже целые книги. В общем, это мир, предполагающий настоящее «погружение» в себя. Просто так не сыграешь – нужно очень этого хотеть. Да и игры эти совсем не детские – сложные, долгие и достаточно дорогие. В течение нескольких сотен лет изначально элитное и дорогостоящее занятие наследников престолов (своего рода форма обучения) превратилось в явление доступное и массовое. Штабные учения и моделирование боевых ситуаций трансформировались в досугово-развлекательный формат с применением игральных кубиков.

s12

Натуралистичность отошла на задний план и отдала первенство сложно утроенным воображаемым вселенным, а третейских судей заменил внушительный свод правил и модераторы–игротехники. Но при всем этом, «игра в солдатики» продолжает оставаться занятием весьма и весьма полезным, так как в процессе игры нужно решать массу задач: формировать взаимоотношения, учитывать ресурсы, сильные и слабые стороны участников, уметь видеть картину в целом и себя в ней, а также многое-многое другое. В общем, потенциал у современных "wargames" большой.

s13
s14

Две реальные мировые войны нанесли серьезный ущерб индустрии настольных войн, но уже в 50х годах, она оправилась, и на рынке появился новый участник и законодатель нынешних мод – Америка. Бум популярности темы "wargames" пришелся на 60-70ые гг. В этот период появились компании, занятые исключительно производством «настолок», львиная доля которых приходилась на военные игровые системы. Ну а в 90е американский бум докатился до Европы.

s15

Исторический варгейм фигурки 40 мм

Стойкий оловянный солдатик.

Каждый любитель военной истории не останется равнодушным при виде прекрасно выполненной иллюстрации на любимую им тему. Но как бы не был прекрасен художник, двухмерное изображение не позволяет рассмотреть фигуру со всех сторон. Желание получить полное и подробное представление и определяет настоящего ценителя и специалиста. То, что не может быть передано изобразительными средствами, полностью реализуется в объёмных фигурках солдат, или правильнее говоря – в военно-исторической миниатюре. Коллекционирование таких фигурок недаром называется « хобби королей». Начиная с 14 века, большинство европейских монархов отдавали предпочтение этому увлечению. Ещё в 1516 г. аугсбургский мастер Ганс Бургмайер изготовил для императора Максимилиана 1 деревянные фигурки конных рыцарей участвовавших в турнире. Российский император Пётр 1 также не был равнодушен к этому увлечению - в его распоряжении находилась большая коллекция миниатюрной артиллерии. Хорошо известна коллекция солдатиков российского императора Петра 3. В ней были не только простые фигурки из дерева, воска и свинца, но даже из ваты, закреплённой сахарной пудрой. Кроме этого в его коллекцию входили механические фигурки саксонской работы. Современники писали, что император имел специальный кабинет, на полках которого стояло множество солдатиков, а на столе – игрушечная фортеция, где он разыгрывал сражения и вахтпарады. Один раз Пётр 3 приказал своему игрушечному войску поймать нескольких, якобы сбежавших ,солдат и капрала. После того как они были пойманы, их судил игрушечный трибунал и приговорил к повешению, что и было выполнено самим устроителем игры.

Тамбур-мажор, Франция 1812г

s17

Корнет фузилёров 67 лин. п. Франция

Джон Лонгсли, 13в

Приблизительно с середины 18в, развиваются два направления в изготовлении солдатиков. Первое – это объёмные фигурки из благородных металлов, например золотые фигурки артиллеристов из коллекции сына Наполеона 1. Второе – массовые объёмные солдатики из свинца, какие начал изготавливать с 80-х гг. 18 в. парижский мастер Люкот . Его недорогие фигурки состояли из нескольких деталей, благодаря чему им можно было менять позы. В начале 19 в. В Париже группа изготовителей объёмных солдатиков –Куперли , Блондель и Жарбо объединились в фирму «С.В.J.» , существующую и поныне, и занялись экспортом своей продукции во все страны Европы. В Германии наибольший расцвет выпуска металлических солдатиков приходится на конец Наполеоновских войн, когда всю Европу охватила волна патриотизма , смешанного с милитаризмом. К 30-ым годам 19 века ,пристрастие к оловянным солдатикам охватило всю Европу. В Россию «массовые солдатики» пришли в XIX веке. В середине 19 в. Фабрики по выпуску оловянных фигурок появляются в Берлине и Лейпциге, в последствие ставшем центром по выпуску немецких объёмных фигурок. В 1819 г. берлинский гравёр Густав Зольтке открывает фабрику и изготавливает для короля фигурки солдат всех родов войск прусской армии.

Знаменитый « стойкий оловянный солдатик», изготовленный нюрнбергскими мастерами в середине 18 века , значительно отличался от фигурок французских мастеров .Немецкие фигурки отливались плоскими из оловянно-свинцового сплава в форму с неглубоким рельефом. Появившись на свет во время правления короля Пруссии Фридриха Великого, они до сих пор путешествуют по всему миру. Наиболее известные из них были изготовлены мастером Иоганном Готфридом Гильпертом. Став в 1860 г. полноправным гражданином Нюрнберга, он начинает производить оловянные фигурки солдат армии Фридриха 2 Великого. Одна из самых известных фигурок Гильперта - император Фридрих верхом на белом коне Конде, ставшая своеобразным символом плоских фигурок.

Существует два принципиально разных подхода к «солдатикам» - коллекционирование и игра, соответственно два типа солдатиков – «военно-историческая миниатюра» (фигурка, которую «ставят на полку», а иногда предварительно создают своими руками – собирают и окрашивают) и «игровая миниатюра». Коллекционные фигурки солдат различных эпох, выполнены и покрашены с максимальной исторической достоверностью и реализмом, могут быть самых разнообразных размеров-от 54 до 200 мм и более. В настоящее время во всём мире много фирм выпускают военно-историческую миниатюру, что даёт богатый выбор для любителей данного хобби.

s19
s20

Интересные факты

Последний российский император Николай 2 также имел коллекцию игрушечных солдатиков, часть из которых была выполнена на высочайшем уровне на ювелирной фабрике Фаберже.
В число людей, увлеченных военной миниатюрой, вошли такие известные исторические личности как Наполеон I, Александр Суворов, Уинстон Черчилль, писатели - Ганс Христиан Андерсен, Н.В. Гете, А. Франс, Р.Л., Р.Л.Стивенсон, Артур Конан Дойль, а также российские императоры Петр III, Павел I, Николай II.

Интересные факты - Первым воспитателем Павла 1 стал дипломат Ф. Д. Бехтеев, который был одержим духом всяческих уставов, четких приказаний, военной дисциплиной, сравнимой с муштрой. Это создало в представлении впечатлительного мальчика, что все так и происходит в повседневной жизни. И он ни о чём не думал, кроме солдатских маршей и боев между батальонами. Бехтеев придумал для маленького князя особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков……..

Ростопчин, вспоминая истинные причины расположения к нему наследника престола, рассказывал историю о поездке в Пруссию в молодые годы. В одном из немецких трактиров будущий граф обыграл в карты прусского майора, который, не имея достаточных средств, предложил в качестве платы семейную коллекцию оружия, доспехов, мундиров и других предметов разных времен, в том числе была и большая коллекция солдатиков. Ростопчин привёз коллекцию в Россию, и вскоре слава о ней разнеслась среди молодых офицеров и достигла Павла Петровича. Цесаревич с большим удовольствием осмотрел ее и попросил продать. Ростопчин, не видевший в коллекции особой ценности, подарил ее наследнику, который, лишенный дружеского общения, без сомнения оценил данный жест.


Людовиг XIV, заказал своему сыну порядка 300 фигурок из серебра, Наполеон подарил своему потомку 117 золотых воинов. А по заказу Николая I профессор скульптурного класса Санкт – Петербургской Художественной Академии Вильгельм Газенберг создал целую галерею типажей русских военных в виде миниатюрных скульптур в масштабе 1/4.


В Европе музеи оловянных фигурок существуют во Франции в Компьене, в Австрии в замке Поттенбрунн , в Германии в Плассенбурге у Кульмбаха (огромная выставка, состоящая из 250 диорам), в Лейпциге (диорама "Битвы народов" 1813 г.). Одну из самых знаменитых коллекций можно увидеть недалеко от Оксфорда — во дворце Бленхайм, родовом "гнезде" герцогов Мальборо. Об этих солдатиках можно узнать из воспоминаний Уинстона Черчилля.


А в России крупнейшее собрание военной миниатюры храниться в Государственном Музее им. Суворова. Оно насчитывает порядка 10 тысяч оловянных бойцов и является одним из крупнейших в Восточной Европе. Это богатство создано усилиями трех коллекционеров советского периода – А.И. Любимовым, М.В. Люшковским и Раковым Л.Л.


Кстати, еще один интересный факт! При помощи коллекции собранной Люшковским, моделировались батальные сцены фильма «Война и мир», снятого Бондарчуком, которые прямо «со стола» переносились на съемочные площадки. По-другому их было просто не снять!

Игровые солдатики были неотъемлемым элементом детства многих наших читателей. Мы все выстраивали отряды, включали воображение и проводили напряженные и кровавые сражения. Но это была не единственная роль миниатюрных воинов в истории и культуре человечества. Они прошли тысячелетия эволюции, становясь то церемониальным атрибутом, то наглядным пособием для аристократии, то массовой детской игрушкой. А иногда и самым настоящим предметом искусства.


Глубокая древность

Миниатюрные фигуры пеших или конных воинов зародились раньше, чем можно подумать. Нам, конечно, никогда не узнать, кто и когда начал делать их первым. Но есть вполне четкие «минимальные» цифры. Старейшие находки, обнаруженные археологами в Египте, датируются примерно 2000 годом до нашей эры. С этого времени солдатики древности встречаются более-менее регулярно, причем параллельно в совершенно разных культурах – от древнего Рима и эллинских полисов до не менее древнего Китая.

Последний, в своих лучших традициях, отметился особым масштабом. Только китайцы могли додуматься сделать самый, пожалуй, богатый и дорогостоящий набор солдатиков в истории – более восьми тысячи штук! Причем, для большего эффекта – в масштабе один к одному.


Выкопанная археологами Терракотовая армия Цинь Шихуанди

Да, речь о знаменитой «Терракотовой армии». Во всем был виноват старый обычай хоронить с императором его лучших солдат. Но Цинь Шихуанди, объединивший Китай после столетий кровавых усобиц, не мог позволить себе такой роскоши. Ослабленная гражданскими войнами страна имела множество лишь поверхностно заживших ран, которые могли открыться по любому поводу. Поэтому строивший свой мавзолей император мудро обошел древний обычай, заменив жертвоприношение воинов созданием терракотовой армии в натуральную величину.

Правда, династии такой гуманизм не помог – она прекратила свое существование всего лишь через четыре года после смерти Цинь Шихуанди.

Возможно, Цинь Шихуанди не просто отдавал дань традиции, а реально планировал обмануть богов, в которых верил. Ведь каждая статуя по-настоящему уникальна – в том числе и в чертах лиц. Они не просто отличны друг от друга, но соответствуют физиогномике различных этносов, населявших империю. То есть, каждый «солдатик» имел вполне конкретного прототипа. Ну, или заказ был размещен в разных мастерских, каждая их которых приглашала конкретных людей в качестве моделей для лепки.

Дворянское развлечение

Но все-таки армия Цинь Шихуанди была исключением. Как правило, для церемониальных целей не требовалось такого количества фигурок воинов. Все стало изменяться к «Осени Средневковья». С XIV века солдатики становятся одним из увлечений крупных феодалов – наряду с охотой, пирами и войной. Коллекции в несколько сотен фигур имели такие гранды европейской политики, как император Максимилиан I и король Франции Людовик XIII.

Чем дольше шло время, тем более утонченными становились увлечения аристократии. И тем большее место в них занимали солдатики. Известным любителем таковых был, например, император России Петр III. Говорят, что он даже устроил торжественную казнь крысы, испортившей значительную часть его коллекции солдатиков из сахарной ваты.

Играли солдатики и обучающую роль. Рост их популярности в качестве игрушки аристократов совпал с эпохой регулярных армий. Раньше, в феодальных армиях, дворянин был основной ударной единицей на поле боя. Теперь же он стал командиром множества рекрутов. Которых, в отличие от старых времен, можно было массово обучать на регулярной основе. Это значило, что резко выросла управляемость пехоты. Теперь, в отличие от феодальной эпохи, она могла производить более сложные тактические маневры.

Это повышало требования к подготовке офицеров. Львиную их часть составляли все те же аристократы. И коллекции солдатиков могли использоваться нанятыми семьей учителями, чтобы с детства объяснять будущим полководцам азы тактики. Инструмент был более чем удобный и наглядный.

Массовое производство

На рубеже XVIII и XIX веков солдатики перестали быть игрушкой дворян, и стали доступны большему количеству людей. Какую-то лепту в этот процесс внесла Великая французская революция, резко увеличившая размер армий и изменившая социальный состав офицерства. А что-то сделали новые технологии.


Набор оловянных солдатиков, конец XIX — начало XX века

Последние заключались в применении для тиражирования оловянного литья, что значительно удешевляло стоимость одной фигурки. Все началось со здравствующей и поныне Нюрнбергской миниатюры ещё в 1770-е годы. Первые такие солдатики были «плоскими» – толщина составляла всего лишь несколько миллиметров. Но зато рельеф мог быть проработан весьма подробно. Формат очень быстро прижился, и вышел за пределы Нюрнберга, освоив другие германские земли.

Очень быстро плоские солдатики стали неким «национальным продуктом» еще даже не объединенной Германии – фирмы плодились одна за другой именно на немецких землях. Их продукция шла и на экспорт. Это побуждало заграничных предпринимателей освоить производство плоской миниатюры своими руками. Но конкурировать с немцами на равных все равно не получалось.

Забавно, что более привычные для нас «объемные» солдатики появились примерно в то же время – в конце XVIII века. Причем не в Германии, а во Франции – где, что характерно, пребывали в определенной безвестности, пока за объемных оловянных солдатиков не взялись все те же немцы.

Запустила этот процесс фирма Густава Хейде, открытая в Дрездене в 1870 году. Время для такого бизнеса было удачное – шла победоносная для германцев Франко-Прусская война, и солдатики имели спрос. Дела у предприятия шли хорошо вплоть до знаменитой бомбардировки Дрездена в феврале 1945 года, когда завод был полностью уничтожен.

Сегодня коллекционирование военно-исторической миниатюры из детской игрушки стало любимым хобби для немалого количества взрослых и весьма обеспеченных людей. На новый уровень солдатиков выводит роспись – искушенные коллекционеры предпочитают её привычной «игрушечной» заводской покраске.

Специально для них существуют тысячи фирм военно-исторической миниатюры. Её качество состоит из двух компонентов – уровня лепящего мастер-модель скульптора и чистоту отливки. В качестве материала используется эпоксидная смола или напоминающий олово сплав «белый металл». Что любопытно, расписывающие миниатюры художники предпочитают смолу, потому что она легкая, и при работе с фигуркой её удобнее держать в руке. Коллекционеры же любят металл – им нравится «приятная тяжесть» очередного элемента своей коллекции.

Пластик, что характерно, в представляющей интерес для коллекций военно-исторической миниатюре практически не используется. Все потому, что для литья из пластика нужно более дорогое оборудование. Оно, в совокупности с материалом, дает большую живучесть пресс-форм, и большие тиражи. Но за это приходится платить серьезнейшими вложениями в производство. В то время как небольшая фирма, производящая смоляных или оловянных солдатиков, может иметь более чем скромный капитал, и состоять всего из нескольких человек. А иногда и вообще из одного.


Скромная роспись смоляной фигурки, выполненная автором этой статьи

В итоге множество мелких «оловянно-смоляных» фирм выигрывает у сравнительно небольшого количества пластиковых хотя бы за счет ассортимента. Кроме того, они могут себе позволить выпускать нишевые и интересные вещи – например, каких-нибудь древнеегипетских воинов, венгерских танкистов, или генуэзских арбалетчиков. В то время как выпускающие пластиковые наборы компании ограничены высокой стоимостью пресс-форм и оборудования. И, чтобы отбить эти деньги, они вынуждены делать предсказуемую «попсу» – то есть, ограничивать себя рамками довольно затертых, с точки зрения коллекционеров, тем.

Интересно, что Россия в этом бизнесе занимает далеко не последнее место. У нас есть скульпторы, лепящие более чем конкурентоспособные фигурки, а в отдельных масштабах – лучшие в мире. Отечественные художники расписывают бокс-арты для продукции серьезных иностранных фирм – особенно это видно в жанре военно-исторических бюстов в масштабе 1/9. Есть даже особые направления росписи – как, например, знаменитая «Питерская школа», известная умением воспроизводить сложнейшие узоры на клочке в один-два квадратных сантиметра.

Отечественная военно-историческая миниатюра становится все сложнее и многообразнее. Многочисленные выставки растут в масштабе и уровне работ. А это значит, что многотысячелетняя история солдатика еще не закончена.

Читайте также: