Игрушки чтобы ребенок начал говорить

Обновлено: 16.05.2024

Игрушечные магазины — самые любимые у родителей и детей. При первой же возможности мамы и папы заглядывают в них. И правильно, ведь игрушки просто необходимы для занятий с детьми и их развития. Но важно, не скупать все подряд, а очень внимательно подходить к этому вопросу. Ведь у каждой игрушки своя задача.

Представляю Вам обзор игрушек, которые помогут ребенку стимулировать развитие речи, а вам сориентироваться в их многообразии, и уберечь себя от ненужных трат.

1. Красивые сборные матрешки.

Это прекрасная игрушка для развития мелкой моторики, мышления малыша. Сначала используйте одну куколку, собирая ее из двух половинок. Постепенно усложняйте игру. После двух лет рекомендуется использовать тройную матрешку. Не спешите на помощь при малейшем затруднении. Дайте ребенку возможность самостоятельно добиться результата. Разобрав матрешку на несколько матрешечек, можно предложить малышу найти большую, маленькую, самую маленькую матрешку, посчитать, сколько матрешек сидело в большой матрешке и т. д.

Выбирая пирамидку в магазине, отдайте предпочтение той, у которой кольца разного диаметра равномерно увеличиваются к основанию. Такая игрушка разовьет не только пальчики ребенка, но и логическое мышление, цветовое восприятие. Так же, собирая, можно проговаривать: это самое большое кольцо, это поменьше, а это самое маленькое, посчитать количество колец. Пирамидка может быть и в виде стаканчиков.

3. Мозаика и конструктор.

Эти игрушки стимулируют развитие мелкой моторики, внимание, мышление, цветовое восприятие. Величина деталей зависит от навыков вашего ребенка. Сначала приобретите самый крупный конструктор и самую крупную мозаику. Из конструктора помогите ребенку сначала построить башню, затем самолет и т. д. Обязательно при этом разговаривайте с ним: сейчас мы будем строить самолет, какой он у нас будет: большой или маленький, куда он у нас полетит, сколько пассажиров в нем будет, а кто управляет самолетом? и т. д.

Из мозаики научите выкладывать дорожки, цветочки, геометрические фигуры, а затем более сложные узоры (елочки, машины, домики и т. д.).

4. Колокольчики, бубны, барабаны и т. д.

Цель таких игрушек : развить слуховое внимание у малыша, научиться слушать и слышать. Ведь умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без него нельзя слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух звуки, из которых состоит наша речь. Вскоре после игры со "звучащими - звенящими" игрушками вы заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь. Малышу можно предложить отгадать, что звенит или звучит, позвенеть колокольчиком у правого уха и спросить: с какой стороны звенит колокольчик (справа - слева, позвенеть над головой: где звенит колокольчик (над головой).

5. Пальчиковые краски.

Сейчас в продаже можно встретить специальные краски для такого авангардного "искусства". Пальчиками можно рисовать геометрические фигуры, прямые линии, елочки, солнышко, цифры буквы и т. д. За этим "искусством" обязательно разговаривайте с ребенком.

Мячи, кубики могут быть разных размеров, цветов. Ребенку можно предложить собрать в корзинку только красные мячи, построить башню только из маленьких кубиков и т. д. Играя с мячом, мама может предложить: я произнесу первую часть слова, а ты, кидая мне мяч обратно, вторую: са — хар, са — ни; я назову тебе звук, а ты мне слово, которое начинается с этого звука; я тебе называю день, а ты мне должен сказать слово противоположное - ночь.

7. Тематические игрушки : детская посуда, игрушечные овощи, фрукты, мебель для кукол, различные животные, легковые и грузовые машинки (коллекция машинок) и т. д.

С набором таких игрушек вы сможете легко ребенка научить объединять предметы по группам: посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, тем самым расширите словарь своего малыша.

Предложите дочке положить в корзиночку только фрукты, а на тарелочку только овощи, обязательно попросите назвать их, расскажите, что из фруктов варят варенье, компот, а из овощей готовят салат. Сына расспросите о машинках, расскажите, что есть грузовой транспорт и легковой.

Шнуровки продаются разные: в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных. Ребенок с удовольствием будет зашнуровывать игрушечные башмачки, соответственно развивать мелкую моторику.

9. Счетные палочки.

Играя со счетными палочками, ребенок может выкладывать квадраты, треугольники, елочки, снежинки, домики, буквы….

Эта игрушка отлично развивает правильный выдох, учит управлять своим дыханием, формирует сильную, направленную воздушную струю, которая важна, как для речи в целом, так и для сложных звуков: С, З, Ш, Ж, Р.

Такие игры помогаю ребенку формировать целостное восприятие предмета и конечно активизировать словарь, ведь пазлы можно подобрать по темам: домашние животные, птицы, дикие животные и т. д. Так же в магазинах есть пазлы: ребусы, ассоциации, формы предметов, цвет предметов, помоги маме найти своих детенышей т. д.

12. Волшебный мешочек.

Они превращают любое занятие в волшебство! Так волнительно засовывать руку в неизвестность, угадывать, что же там такое, а после можно и обсудить: форму предмета на ощупь, мягкий, жесткий, колючий и т. д. Такая игра развивает тактильные ощущения.

13. Пальчиковый театр.

Пригодится он на всем протяжении раннего и дошкольного возраста. Сначала он учит слушать и наблюдать, потом развивает мелкую моторику, когда ребенок пытается надевать или снимать игрушки, и однажды ребенок заговорит словами любимого героя.

Вот краткий обзор игрушек, чтобы вы не растерялись, придя в детский магазин. Все эти игры развивают мелкую моторику, формируют пространственно-образное мышление, чувственное, слуховое восприятие, творческую фантазию, логику малыша, ну и, конечно же, речь!

Веселых игр Вам и Вашему малышу!

Альбом по развитию речи «Игрушки» на липучках

Альбом по развитию речи «Игрушки» на липучках Развивающее игровое пособие для детей на липучках предназначено для проведения демонстрационных, игровых и развивающих занятий с детьми.

Консультация «Игры и игрушки для развития интеллекта и креативности ребенка» Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира,.

Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути»

Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути» Как известно по утверждению Сухомлинского В. А., "ум ребенка находится на кончиках его пальцев", а с другой стороны, речевое развитие - показатель.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Научно-практическая конференция в ДОУ — способ стимулирования развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка Жизнь в современном мире открывает нам разнообразные пути для движения вперед. Все в мире меняется с немыслимой скоростью. Вот и в условиях.

Развитие речи. Рассказывание о личных впечатлениях «Наши игрушки»

Развитие речи. Рассказывание о личных впечатлениях «Наши игрушки» Цель: учить детей давать описание внешнего вида игрушки, рассказать о том, как с ней можно играть, какая игрушка, из чего она сделана.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

Всем известно, что для полноценного развития ребёнка необходимы игрушки. Ведь игра – это не просто весёлое и увлекательное занятие, а главное средство для познания ребёнком окружающего мира. Именно в процессе игры формируются и развиваются интеллектуальные и творческие способности ребёнка. В этом смысле детские музыкальные инструменты являются незаменимыми помощниками.

Занимаясь с малышом дома, можно использовать разные музыкальные инструменты. Тем более, что любой ребёнок будет с удовольствием заниматься с такими игрушками.

Игры с музыкальными инструментами способствуют развитию разных сторон речи. А именно:

1. Способствуют вызыванию звукоподражаний у неговорящего ребёнка.

Стучим по барабану и произносим: « бам-бам, бум-бум », звеним колокольчиком: « динь-динь », берём дудочку: « ду-ду-ду ». Отличные задания для запуска речи.

2. Развивают неречевой слух.

Это очень важно, так как неречевой слух является базой для формирования фонематических процессов .

Можно поиграть в такую игру. Садимся перед малышом. Показываем ему два инструмента (например, бубен и колокольчик). Начинаем трясти ими перед ребёнком по очереди, потом прячем обе игрушки за спину (можно под стол) и снова издаём звуки с их помощью. Затем показываем малышу игрушки и просим его угадать, что звучало. Если малыш не сразу поймет суть игры, помогаем ему – отвечаем сами. Когда ребёнок начнёт с лёгкостью определять нужный инструмент, можно усложнять задачу: постепенно увеличивать количество звучащих игрушек (до 4-5).

3. Являются хорошим средством для отработки слоговой структуры .

При помощи музыкальных игрушек можно развивать чувство ритма. Ритм, как известно, лежит в основе слоговой структуры слова.

Такие, музыкальные инструменты, как барабан, бубен, ксилофон, незаменимы для работы над слоговой структурой с поздноговорящими детьми.

С этой целью можно попросить ребёнка повторить один и тот же слог столько раз, сколько вы ударили в бубен (или другой инструмент).

Ребёнку, который уже научился говорить целые слова, можно предложить проговорить слово по слогам, ударяя на каждый слог, например, палочкой ксилофона.

4. Развивают речевое дыхание .

Всевозможные дудочки, свистульки и флейты способствуют развитию плавного, продолжительного выдоха, а также вырабатывают силу и направленность воздушной струи.

5. Совершенствуют мелкую моторику и координацию движений .

Пианино и другие клавишные инструменты тренируют мелкую моторику, ловкость и гибкость пальцев рук, координацию движений.

Можно предложить малышу каждым пальчиком поочерёдно надавливать на клавиши музыкальных инструментов; перебирать пальцами по всей длине дудочки.

Можно наклеить на клавиши цветные стикеры и одновременно разучивать цвета. Для этого просим малыша: « Нажми два раза на зелёную клавишу, а на красную – один раз и т.д.»

Во время игр с игрушечными музыкальными инструментами у ребёнка также формируются чувство ритма и музыкальный слух, развивается концентрация внимания, память и воображение.

Интересная статья?

Жмите палец вверх , подписывайтесь на канал , и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии , делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Ведущий редактор, пишет на темы, которые актуальные для мам: мода, красота, питание, здоровье, беременность, роды, воспитание, обучение, хобби.


Дети узнают окружающий мир через игру. Так малыши учатся развивать воображение, творческие возможности, ловкость, обмениваться информацией, делиться впечатлениями.

Если ребенок играет вместе с взрослым, игра превращается в диалог, в ходе которого происходит увеличение словарного запаса малыша. Мы собрали активности, способствующие развитию речи в нежном возрасте.

Игрушечный телефон

С этой игрушкой ребенок может «звонить» дедушке с бабушкой или вымышленным персонажам, и рассказывать им, как у него дела.

© Depositphotos

Кубики

Во время игры малыш будет называть цвета, количество кубиков, рассказывать, что планирует из них построить.

Набор игрушечной посуды

Кроха может организовать чаепитие для своих игрушек. Они, разумеется, станут между собой общаться. Ребенку будет интересно поддерживать «беседу».

Игра в мяч отличным образом развивает детскую речь. Перебрасывая его друг другу, можно называть цвета, предметы в комнате, числа, явления природы, пеерчислять съедобное и несъедобное.

© Instagram @ karapuz_voronezh

Наборы овощей и фруктов

Подобные наборы хороши для игры в «магазин», «кухню», «ресторан». Ребенок может делать покупки или планировать меню. Смотрите мастер-класс, как сделать такой набор своими руками.

Игрушечная касса

Малыши обожают игры, связанные с профессиями. А еще они просто обожают нажимать на разные кнопочки. Касса — игрушка, которая способна отличным образом развивать детскую речь. Кроха будет продавать продукты и называть сумму к оплате.

© Instagram @ little_yet_big

Сортеры

Сортеры хороши тем, что они созданы на любой возраст. Соответственно, отличается и степень сложности. Во время игры можно обсудить, почему красный куб нужно вставить именно в этот проем, а не в другой. Ребенок научится не только принимать решение, но и пояснять его.

Интерактивные игрушки

Малыши очень любят «говорящие» игры. Они слушают вопросы, которые произносит телефон, паровозик, машинка, зайчик и отвечают на них.

Головоломки

Отличный вариант для увеличения словарного запаса и развития речи. Когда ребенку непросто принять решение, он начинает рассуждать.

Детское лото

Ребенок выучит все названия фигурок, изображенные на бочонках или других игровых фигурках.

© Instagram @ little_yet_big

Пальчиковый театр

Магия театра у вас дома… Покажите ребенку, как с помощью мини-фигурок можно устраивать настоящие представления. Мы подготовили целый мастер-класс, как сделать пальчиковый театр из бумаги.

Конструктор

Если у крохи уже есть любимые персонажи, их можно собирать из конструктора. Во время процесса обсуждать, что и как соединять. А когда фигурка будет готова, начать игру.

Игры и задания для запуска речи у неговорящих детей

Переживаете, что ребенок никак не заговорит? Хотите заниматься дома, но не знаете с чего начать? Собираетесь обратиться к логопеду?

Когда ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет так и не начал говорить, без помощи логопеда не обойтись, но кое-что вы можете сделать и самостоятельно. Одно из главных условий развития речи – непрерывность, поэтому важно не только регулярно заниматься со специалистом, и дома каждый день находить время для заданий для запуска речи. Из этой статьи вы узнаете о самых интересных и эффективных упражнениях, которые понравятся и взрослым, и детям.

Как у детей возникает потребность говорить?

Логопеды часто советуют родителям чаще разговаривать с ребенком, но не все папы и мамы делают все правильно. Любой язык – это знаковая система, и слово, по сути, замещает конкретный предмет, то есть имеет определенное значение. Если общение малыша в возрасте до 1,5 лет и его родителей сводится только к проявлениям заботы и любви или ребенок предпочитает играть в одиночестве, то речь появится нескоро, даже если в словаре накоплено довольно много слов. Для появления речи, необходимо, чтобы:

  • ребенок нуждался в общении с взрослым: назвать предмет, выразить чувства, попросить о чем-либо;
  • общение было содержательным: об игрушках, действиях, впечатлениях;
  • взрослые разговаривали с малышом не просто так, а именно о совместных действиях, игре;
  • ребенку нужен был предмет, который необходимо назвать, чтобы получить.

Когда малыш попадает в ситуацию предметного сотрудничества, перед ним возникает речевая задача, и чтобы ее решить, ему приходится менять все свое поведение.

Единственной возможностью получить желаемый предмет становится только словесная просьба, называние предмета определенным словом. Единственным помощником здесь является только взрослый.

Логопеды выделяют три этапа овладения словом неговорящими детьми.

1. Появление потребности в предмете

Это могут быть картинки, игрушки, кубики, книжки, одежда, лакомства и т.д. Ребенок желает получить его, тянет ручки, пытается привлечь внимание мамы мимикой и жестами. Иногда безуспешные попытки приводят к плачу, гневу, но постепенно ребенок понимает, что можно попросить о помощи взрослого.

2. Взрослый помощник

Для того чтобы обратиться к взрослому, малыши часто используют лепетные слова типа «дай-дай-дай» и указательные жесты. Задача взрослого – не поддаваться на «провокации» и спокойно дожидаться момента, когда ребенок решит произнести название предмета.

3. Появляется слово

Когда ребенок смотрит на взрослого, он невольно обращает внимание на движения его губ. При разговоре обязательно выговаривайте каждый звук как можно четче, чтобы малыш понимал, как он произносится.

Приступая к домашним занятиям, не забывайте, что ребенку требуется некоторое время, чтобы сориентироваться в новой для себя ситуации. Следуйте вышеописанному порядку: потребность в предмете, потребность в помощи взрослого, слово – и все получится.

Начинаем говорить, играя

Игра – ведущая деятельность у детей, запуск речи возможен только через совместные игры и занятия с взрослым. Начинайте с самых простых упражнений, чтобы ребенок мог легко их освоить и постоянно находился в ситуации успеха.

Звуки и руки

Двигайте руками и ногами и произносите на каждый жест определенный звук. Например, разводим руки в стороны и поём: «Аааа», приставляем ладошки к уголкам рта на «Уууу», ставим ноги на ширину плеч на «Иииии», сцепляем пальцы в замок и поднимаем руки над головой на «Оооо» и т. д.

Играем в мячик

Сядьте с ребенком на пол, широко расставьте ноги, кидайте мячик малышу со словами «Давай поиграем! Лови мячик, лови», выделяя интонацией глагол «лови». Таким образом, вы будете побуждать ребенка произнести это слово, когда он будет кидать вам мячик в ответ. То же самое проделайте, когда будете катать мячик: «Кати мячик, кати!». Игра должна быть эмоциональной, поэтому не скупитесь на ободрение и похвалу.

«Будильник»

Это упражнение обычно нравится детям. Перед выполнением желательно убедиться, что ребенок примерно представляет себе, что такое часы. Скажите, что сейчас вы превратите малыша в будильник, и «заведите» его: сделайте несколько круговых движений пальцем по детской ладошке, животу, головке или спинке, приговаривая: «тик-так», «тик-так». Теперь он должен зазвонить: ритмично потряхивайте ладошку, сопровождая движения звуком «ззззз». Потом предложите малышу, чтобы будильником были вы, а он должен завести вас. Поначалу помогайте ребенку произносить нужные слова и звуки, чем чаще повторять игру, тем быстрее он запомнит эти звукоподражания.

«Поезд»

Встаньте с ребенком друг за другом, объясните малышу, что теперь вы – вагоны поезда и совершите много интересных путешествий. Вагоном в вашем составе может стать каждый член семьи. Во время движения издавайте звуки типа «ту-туу-ту, чух-чух-чух, туууу!», побуждая ребенка произносить их вместе с вами. Во время поездок по квартире, комментируйте все, что видите: «вот стиральная машина, а вот кухня, сейчас поедем за игрушками в детскую» и т. д.

«Кап-кап-кап»

Для этого задания вам потребуется набор небольших цветных губок для мытья посуды. Поставьте на стол две миски: одну пустую, а другую с водой, рядом разложите губки, чтобы ребенок мог выбрать любую. Возьмите одну, намочите и выжмите в пустую миску, приговаривая: «кап-кап-кап». Предложите ребенку сделать то же самое с другими губками.

«Пузыри»

Эта игра помогает ребенку научиться управлять своими речевыми органами. Вы пускаете мыльные пузыри, а ребенок должен их хлопать, одновременно произнося парные звуки: «б»-«п», «в» — «ф», «т» — «д» и другие. Помогайте ребенку, произнося звуки вместе с ним.

«Говорящий мячик»

Возьмите небольшой мячик, который помещается в ладошку, его можно связать крючком и наполнить рисом или крупой, тогда он будет еще мягко массировать детские ручки. Перекладывайте мячик из руки в руку и произносите сначала звуки (лучше начинать с гласных и звонких согласных), а потом, по мере освоения ребенком упражнения, и слоги: КИ-СА, МА-МА, БА-БА, ДЕ-ДА и т. д.

«Чудесный шкафчик»

Вам потребуется небольшой шкафчик или комодик с большим числом отделений. Его можно сделать из обувных коробок, склеив их между собой. При малыше спрячьте в один из ящичков игрушку или хорошо знакомый ему предмет. Ребенок должен найти его, достать и назвать.

«Буль-буль»

Приготовьте большую миску с водой, цветные мелкие камешки, бусины, пуговицы, ракушки и пр. Бросайте вместе с малышом предметы в воду, повторяя на каждый бросок: «буль», «бултых».

«Шарик»

Для игры нужен маленький легкий мячик или обычный воздушный шарик (без гелия, иначе он сразу улетит). Его нужно подбрасывать вверх, приговаривая: «Ух! Ух! Ух!».

«Цап-цап»

Посадите ребенка за стол так, чтобы его локти опирались на стол. На расстоянии, примерно соответствующем длине предплечья, положите мелкие предметы вроде бусин или пуговиц. Рядом поставьте коробочку. Теперь ребенок, не отрывая локтя, должен взять предмет пальцами со словом «Цап-цап» и перенести его в коробку со звуком «Бах!». Кстати, можно устроить соревнование, когда малыш хорошо освоит игру.

Еще один совет: старайтесь как можно чаще создавать ситуации, когда ребенку может потребоваться тот или иной предмет, игрушка, добивайтесь того, чтобы он делал хотя бы попытки назвать его словом.

Помните, что с первого раза ребенок вряд ли поймет, как правильно выполнять упражнение, поэтому запаситесь терпением и объясняйте, показывайте снова и снова. Занимаясь каждый день по 10-15 минут, вы обязательно добьетесь успеха, и малыш порадует вас первыми словами!

В статье, посвященной тренировке артикуляции у детей, попробуем совместить развитие у ребенка бытовых навыков с упражнениями для его артикуляционного аппарата. Сегодня разговор о том, как развивать речь.

В статье, посвященной тренировке артикуляции у детей, попробуем совместить развитие у ребенка бытовых навыков с упражнениями для его артикуляционного аппарата. Сегодня разговор о том, как развивать речь малыша с помощью простых "бабушкиных" игр и игрушек, которые есть в каждом доме.

Чтобы у родителей не возникло разочарований, отмечу: все, о чем здесь написано, известно, а публикуется эта статья для того, чтобы обратить внимание родителей на важность регулярного общения в форме игры с самого раннего возраста. Именно слова с повторяющимися слогами первыми вычленяются ребенком из речи, и эти слова он первыми начинает говорить. Эта статья может быть руководством к действию - и это даст хороший результат, что неоднократно проверено на практике, а может быть стимулом вашей фантазии в области игрового творчества. Слова приговорок подбирались таким образом, чтобы малыша с самых первых дней окружали сочетания всех звуков русской речи, чтобы весь алфавит был представлен в незатейливом "мамином" языке.

Начнем с самых простых вещей - сопровождения определенными, часто повторяющимися словами и приговорками ежедневных режимных мероприятий. (Все, о чем будет сказано ниже, можно делать с самого рождения малыша - это будет очень полезно.)

Вот ваш кроха проснулся (после ночного сна или одного из дневных) - вы приветствуете его улыбкой, ласковыми словами и возгласами "агу-агу", нежно руками очерчиваете контуры его тела и приговариваете: "Потягушеньки-потягушеньки, порастушеньки-порастушеньки, ножки побегушеньки, ручки похватушеньки". Годится любой вариант, например, из пестовальной гимнастики. Вот настало время массажа или гимнастики - опять же используете подходящие случаю пестушки или даже самые простые ритмичные словечки: "топ-топ" - опуская согнутые ножки на поверхность пеленального столика, "хлоп-хлоп" - разводя и сводя ручки малыша. Наконец, при отсутствии в данный момент фантазии можно просто делать упражнения на счет "раз-два, три-четыре". Для массажа ладошек и пальчиков отлично подойдет "Сорока-ворона кашу варила, деток кормила. ", для обхватывания груди ручками - "Ладушки, ладушки, где были - у бабушки. " с непременным окончанием "Ши-и-и-и, полетели, на головку сели!" (ручки обхватывают голову). Здесь же можно поиграть: приговаривая "ку-ку", на несколько секунд спрятать личико малыша под легким платочком (месяца в 3 ребенок уже начнет сам его стягивать).

Любые водные процедуры тоже нуждаются в "озвучивании" - так они меньше пугают самых маленьких и не вызывают сопротивления тех, кто постарше.

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок! - скажем при умывании, а во время подмывания под струей воды прочитаем шаловливое:

Чижик-пыжик, где ты был?

Я под краном попу мыл, Вымыл, вымыл, вытирал И штанишки надевал.

Кстати, с точки зрения гигиены, простейшего закаливания, а также развития ощущений ребенка лучше не пользоваться влажными салфетками при наличии дома водопровода. Привыкните подмывать, умывать малыша, мыть ручки под струей воды - вообще чем больше вокруг ребенка воды, тем лучше.

В этом смысле малыши, с которыми занимаются грудничковым плаванием, находятся в привилегированном положении. И для них есть свои специфические "словечки" - например, команда "Ныряем!".

Еще один совет на стыке активизации речи и гигиены. Пока вы занимаетесь с ребенком гимнастикой, кормите его, находитесь в непосредственной близости, в тактильной и речевой активности - не держите его в одноразовых подгузниках. Это простой способ наладить связь между вашими словами и его пока еще непроизвольными действиями. Вот он начал писать - тихонько скажите ему "пись-пись", похвалите, вызовите положительную реакцию на его отправления (то же самое - и с "большими" делами).

Если ваш ребенок пользуется пустышкой, старайтесь не использовать ее,

когда малыш активен, общается с вами. Очень трудно выражать свои

впечатления от игры или от прогулки, если рот занят. Да и маме проще

"успокоить" протестующего кроху, дав ему соску, чем постепенно учиться

договариваться с ним в случаях капризов и противоречий. "Поселите"

пустышку в кровати малыша - ведь по-настоящему (для восполнения

недостатка в сосательных движениях) она бывает нужна перед сном, во время

ночных пробуждений, после еды из бутылочки.

Когда придет пора кормить малыша из ложки, не забывайте произносить "ам-ам" - пробуя повторить за вами, ребенок сам будет открывать ротик навстречу еде!

Полезно - для маминых нервов и развития малыша - превратить в игру и одевание на прогулку. Можно зарифмовать самостоятельно одеваемые части тела и предметы одежды - например, вот так:

Вот колготки на ногах!

Влезли руки в рукава, и т. п.

Можно придумать стихи и посложнее:

Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы (натягиваем рукава) Бы-бу-ба - из окна торчит труба (голова вылезает из горловины).

Еще больше простора для творчества предоставляет время укладывания спать. По моему глубокому убеждению, процесс засыпания маленького ребенка обязательно должен сопровождаться маминой речью - колыбельной, простой сказкой, и никакие аудиозаписи классики для детей или звуков природы этого не заменят. Подойдут любые сочетания звуков и слов, самой маме кажущиеся успокоительными:

А ворота скрип, скрип, Наша Маша спит, спит.

(На мой взгляд, аудиозаписи сказок до момента хорошо сформировавшейся фразовой речи неполезны для большинства детей. В разумном объеме можно ставить ребенку детские песенки, испытанные временем.)

Помимо описанных ситуаций хочется привлечь ваше внимание к словам, которые мы употребляем каждый день по многу раз. Не поленимся и перечислим эти слова : имя ребенка, мама, папа, имена брата, сестры, бабушек

и дедушек (баба Таня, деда Володя, тетя Оля, дядя Вася, кошки, собаки. Слова есть (от "еда", каша, суп, щи, жуй, рот, пюре, хлеб, а также: шапка, вот, вода, где,на, дай, иди, пить, большой, маленький, много, мал

о, чуть-чуть, ля-ля-ля, кач-кач, тра-та-та. Редко встречающихся букв алфавита в этих словах нет, но можно говорить "на цыпочках", делая гимнастику; играть в "юлу", наряжать "елку", надевать "фартук", включать "фары". Заметили: каждая буква алфавита присутствует в этих словах не один раз, а повторяя их многократно, вы тренируете слух малыша и провоцируете его на повторение этих слов при соответствующих действиях.

Пассивный словарный запас (понимание слов) у малыша формируется с момента его рождения. Для того чтобы сделать его использование более эффективным и произвольным, научите малыша показывать как можно больше предметов по вашей просьбе. Ребенок, еще не умеющий ходить, перемещаясь оп комнате у вас на руках, уже может показать окно, лампу, кошку, кровать, протянуть руки навстречу маме, папе, бабушке, дедушке.

Игры-говорилочки

А еще в течение дня есть время, когда вы с малышом просто играете.

"Правила" этих игр у нас в крови, стоит напомнить лишь первую строчку: "Идет коза рогатая за малыми ребятами. " Развивающий эффект таких потешек будет сильнее, если вы научитесь делать паузу, прежде чем сказать (и сделать) последнее - "забодаю-забодаю-забодаю!". Тогда малыш сначала станет ждать этого предсказуемого конца, а потом и попросит вас о нем - жестами и речью.

По ровной дорожке (малыш сидит у вас на коленях, вы его чуть-чуть

Потом по песочку (начинаете потряхивать,

По кочкам, по кочкам, по синим лесочкам (подбрасываете на коленях,

В ямку - бух! ("роняете" между коленей)

Если, не договорив последнюю строчку, приподнять и держать малыша - а ему так хочется "бух!" - он у вас это попросит-произнесет.

Так же исполняются (причем в любом возрасте) "Гуси, гуси - га-га-га. ", "Киска, киска, брысь под лавку" и другие.

В идеале в репертуаре мамы могут присутствовать игры-говорилочки на все согласные буквы алфавита. В неделе семь дней, каждый день вполне реально поиграть в три игры - вот и окружили малыша звуками родной речи. Вот еще один принцип придумывания таких игр:

Жук жужжит - жу-жу-жу-жу,

Я вам глазки покажу,

Я вам лобик покажу,

Я вам ушки покажу (и так далее).

Сначала мама дотрагивается до называемых частей тела, затем это делает малыш, и наконец, мама делает паузу, показывая эту часть тела, - и ребенок называет слово сам, как может.

Игрушки-завлекалочки

Если вы читаете нашу статью сразу после рождения малыша, то, во-первых, мы очень рады вас поздравить, а во-вторых, порекомендовать вам обзавестись погремушкой - маленькой, легкой, с тонкой ручкой, которую можно вкладывать в пока зажатый кулачок малыша, в правую руку. Совершая непроизвольные движения руками, малыш постепенно начнет фиксировать свое внимание на звуке и ощущении.

Позже вам понадобятся другие игрушки. Пусть они заранее появятся в доме и хранятся на виду - но вне досягаемости для ребенка. Их много среди народных динамических игрушек, простейших музыкальных инструментов. Время от времени вы достаете то колокольчик ("динь-динь-динь", то большую юлу (настоящую, которая падает) или маленький деревянный

волчок ("у-у-у-у") - и заставляете их "работать". "Давай попросим мишек постучать - тук-тук-тук!" - и деревянные медведи-кузнецы начинают свой перестук. Каждый раз "озвучиваете" игрушку закрепленными за ней звукосочетаниями, даете поиграть или извлечь из нее звук самому ребенку. Привлекательность таких забав для малыша проверена веками, и каждое поколение родителей открывает их для себя заново. Зная, что может игрушка, малыш обязательно попросит ее еще раз. Попросит. теми самыми звуками, которыми вы обозначали игрушку :

курочки на кормушке - "цып-цып-цып";

маракасы или берестяная погремушка-шаркунок - "шу-шу-шу".

По такому же принципу можно "добавить звучания" и любимым игрушкам малыша, с которыми он самостоятельно взаимодействует каждый день. Машина получит прозвище "ж-ж-ж-ж" или "бр-р-р", куклу или пупса советую назвать именем, непохожим по звучанию на имена домашних. Так, если дочку зовут Лена, а кошку Муся, то куклу можно назвать Катей - и качать ее, укладывая спать: "а-а-а, а-а-а". Вообще с куклой малыш после года-полутора прекрасно осуществляет все те режимные моменты, о которых мы написали в самом начале, - и озвучивает их запомнившимися словами и звукосочетаниями.

Казалось бы, зачем возвращаться к старым, забытым, на первый взгляд, не очень выразительным игрушкам? К сожалению, яркость, "озвученность" и "механизированность" многих современных игрушек не способствует развитию возрастных навыков, так как сила воздействия ребенка на эту игрушку не соответствует силе ответа. Исключение - так называемые развивающие центры (пластмассовая панель с набором разнообразно звучащих и движущихся игровых деталей). Его отличие от "неправильных игрушек" - в том, что для получения ожидаемого эффекта воздействие на все детали этого центра должно быть разным по сути и по силе.

Речь - это дыхательная деятельность, и ровная, плавная речь напрямую зависит от вдоха и выдоха. Вот игры, которые ненавязчиво тренируют контроль за силой выдоха и развивают легкие.

1. Извлечь звук из свистка, дудочки; свистнуть резко или протяжно.

2. Подуть на игрушку-вертушку (чтобы закрутилась). Подуть на свечку - так, чтобы пламя заколыхалось, но не потухло; потухло сразу; чтобы пламя горело, отклоняясь.

3. Шариковый футбол. Вам понадобится противень с водой, бельевые прищепки и шарики от пинг-понга. На узких сторонах противня прищепками обозначьте ворота. Попробуйте забить гол, подув на шарик. Сначала можно играть по очереди с малышом, забивая гол в одни ворота. Когда навык "управления" шариком будет освоен, поместите шарик посередине и попробуйте забить его в ворота противника - на чьей стороне будет удача? "Высший пилотаж" - это взять шарики разного цвета и сражаться друг против друга.

Одни из первых книг, которые появляются у малыша в полгода, а то и раньше,

- с изображениями животных. Книжек может быть несколько - картонные, с тряпичными страничками или вставками (можно погладить "шерсть" овечки или подергать хвостик у хрюшки, бывают непромокаемые книжки для ванной. С их помощью, а также привлекая игрушечных животных, наборы картинок, пазлы и т. п. выясняем, кто как разговаривает. Читая сказки, предлагаем малышу "сказать" за героев-зверей. Сначала лепетные слова станут обозначать животных, а через какое-то время на ваш вопрос: "Кто говорит "му"?" малыш ответит: "Корова".

Вот списочек зверей, птиц и их "речей", который мы составили для своего и вашего удобства - а вы всегда можете дополнить!

Читайте также: