Игрушки детей в военные годы

Обновлено: 01.05.2024

2. Исследовательская часть. «Игрушки детей Великой Отечественной Войны!».

2.1. Результаты социологического опроса. (приложение 1)

3. Значение игрушки для детей в годы Великой Отечественной войны.

3.1. Игрушки – это радость.

3.2. Игрушки напоминали о детстве, мире, семье.

3.3. Игрушки спасали детей.

3.4. Игрушки – верные друзья.

4. «Игрушки детей Великой Отечественной Войны!»

4.1. Кукла из соломы.

Список используемой литературы и источников.

Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы «Лего» - это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши прабабушки и прадедушки? В 2020 году наша страна будет праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В День Победы во всех городах пройдут ветераны – те, кто воевал на фронте и те, кто в годы войны был еще ребенком. Были ли у них игрушки и вообще возможность играть у тех детей, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?

Цель: изучить значение игрушки для детей в годы войны.

Гипотеза: я предполагаю, что игрушка была одной из немногих радостей детей в условиях военного времени.

Тема: игрушки детей ВОВ.

Объект исследования : война и дети.

Предмет исследования : игрушки детей войны.

- узнать о жизни детей во время Великой Отечественной войны;

- провести анкетирование на тему «Игрушки детей войны»;

- узнать, какие игрушки были у детей в это суровое время;

- изучить значение игрушки для детей в годы войны;

- изготовление игрушек, которыми играли дети в ВОВ;

- подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Методы и приё мы: чтение литературы, интервью-беседа с пожилыми людьми, детьми войны, изучение интернет-ресурсов.

1. Война и дети.

Война и дети. Вдумайтесь в эти слова. Дети – это мирное солнечное небо, это мама и папа, которые всегда рядом. Дети – это любимые игрушки, это детский сад, школа. Дети – это смех и радость, игры и праздники. А война – это зло, смерть, разрушение и уничтожение всего живого и неживого на Земле. Война приносит с собой голод и страх, боль и кровь.

А как же игрушки? Оставалось ли время для игр?

2. Исследовательская часть. «Игрушки детей Великой Отечественной Войны!».

2.1. Опрос детей группы

Мне стало интересно узнать, что думают дети моей группы об игрушках детей войны. Я задала детям вопрос: Как вы думаете, были ли игрушки у детей во время Великой Отечественной войны? В опросе приняло участие 20 детей.

Результат опроса: По результатам опроса мнение детей разделилось. 10 детей – считают, что игрушек не было, а 10 детей – были. (Приложение 1)

3. Значение игрушки для детей в годы Великой Отечественной войны.

Дети есть дети! Во время войны они не оставались совсем без игрушек, берегли довоенные игрушки. Из воспоминаний ветеранов жителей нашего города я узнала, что дети сами делали игрушки.

3.1. Игрушки – это радость.

Игрушка была одной из немногих радостей детей в условиях войны. Подтверждение этому слова Барановой Евгении Федоровны 82 года: Делала игрушки из соломы и мочала. У неё были 2 резиновые игрушки поросенок и барашек. Но однажды её младший брат разрезал поросёнка на кусочки и засолил его в бочку, он видел как это делали родители только с настоящим. Ей было очень обидно, и она долго плакала, и никогда больше не расставалась с барашком. Любила и с радостью играла с ним. Игрушки были для детей радостью.

3.2. Игрушки напоминали о детстве, мире, семье.

Игрушки, игры напоминали детям о детстве, мире. Это подтверждают воспоминания людей, которые в годы войны были маленькими.

Фофанова Нина Максимовна 85лет: Сама скручивала кукол из тряпок –называлась такая кукла самокрутка, лицо рисовала углём. Пели для кукол колыбельные песенки. Играли осколками разбитых кувшинов.

Золотарева Вера Парфирьевна 89 лет: Одной девочке понравилась моя кукла, она напоминала ей о доме. Вера Порфирьевна отдала девочке свою любимую куклу, а девочка принесла за куклу масло. Игрушки напоминали о семье, доме где детей любили.

3.3. Игрушки спасали детей.

Иногда игрушки становились настоящим спасением для детей и всей семьи.

Из воспоминаний Юсупова Юнуса Юнусовича 79 лет: Его мама потеряла карточки на хлеб, и его сестра предложила обменять своих кукол на еду. На базаре старый узбек поменял кукол на пуд риса.

3.4. Игрушки – верные друзья.

Знакомясь с воспоминания детей войны, я узнала, что во время войны играли очень мало, не до этого было.

Мальчишки выпиливали автоматы и пистолетики. Делали прыгучие мячики из тряпок и коровьей шерсти. Дети играли в прятки, догонялки, салки, в казаки-разбойники, в лапту, народные игры. Девочки прыгали на скакалке.

Война научила детей быть бережливыми, проявлять смекалку и фантазию. Каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли как самую дорогую.

Работая по теме проекта, я рассматривала фотографии, на которых дети обнимали игрушки так, как очень дорогое и живое существо на свете. Это наше новое подтверждение гипотезы: игрушки – верные друзья. Многие малыши во время войны по сигналу воздушной тревоги брали своих друзей-мишек и подружек-кукол в бомбоубежище и прижимали их во время налётов.

Таким образом, игрушка для детей в годы Великой Отечественной войны - одна из немногих радостей, а именно напоминала о мирном прошлом, о семье, в которой их любили. Игрушка спасала детей, семью. Игрушка была другом. В годы войны дети взрослели не по годам, часам и минутам. Они пережили всё : голод, холод, смерть близких, непосильный труд, разруху.

3.2. Изготовление куклы

Благодаря рассказу Г. Черкашина и стихотворению Самковой Нияры «Алёнушка»

мне захотелось попробовать сделать куклу своими руками.

Изготовление тряпичных кукол своими руками не требует особого мастерства или

навыка, достаточно начальных знаний о шитье. Материалы также можно

подготовить из остатков тканей, старой, но в хорошем состоянии одежды.

Для работы нужны:

1. Ткань для тела. Подойдут бязь, хлопок, фланель. Цвет ткани - телесный или

2. Принадлежности для шитья (ножницы, иглы, нитки, карандаш).

3. Наполнитель. Можно взять любой готовый, а можно просто мелко нарезать

4. Ткань для одежды. Любая, в зависимости от фантазии.

Этапы работы. Изготовление куклы

4. Игрушки детей Великой Отечественной Войны!

Вместе со своей семьёй, мы изготовили игрушки которые прошли вместе со своими хозяевами через все суровые испытания войны (кукла – самокрутка, мяч из тряпок, автомат из доски).

Я показала и рассказала детям своей группы эти игрушки. Ребята очень удивились, ведь эти игрушки совсем не похожи на наши современные игрушки.

4.1. Процесс изготовления куклы из соломы.

Мне захотелось попробовать сделать куклу из соломы своими руками, такую которой играли дети в годы войны.

Мне понадобилось: высушенная чистая солома, разноцветные лоскутки для одежды и веревка.

Для изготовления я взяла высушенную чистую солому. Это для того, чтобы потом изделие не сгнило. Так же приготовила разноцветные лоскутки для одежды и бечевку.

Соломку нарезала одинаковой длины и согнула пополам.

Соломенные руки вставила в тело, разделив его пополам и так же перевязала бечевкой. Руки можно сплести косичкой или просто обмотать бечевкой или более мягкой соломкой.

Дальше куклу наряжаем. Голову можно просто украсить платком, повязав его вокруг головы, или смастерить шляпку. Затем одеваем на куклу юбку и рубаху.

И вот, что у меня получилось.

Анализируя собранный материал, я поняла, что дети того времени не имели ничего похожего на жизнь современных детей. Сегодня у детей очень много самых разных игрушек, которые валяются, позабытые своими хозяевами. А в то время каждая игрушка была большой ценностью.

Проделанная работа помогла мне понять, что военное детство наших прабабушек и прадедушек было очень трудным, увидеть разницу между прошлым и настоящим. Я поняла, что для детей войны игрушка была символом мирной жизни.

Моя гипотезе подтвердилась: игрушка была одной из немногих радостей детей в условиях войны. Хотя игрушек из магазина у них не было, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую придуманную и сделанную своими руками игрушку любили и берегли как самую дорогую.

Дети войны выжили и выстояли! Дети берегли игрушки, а игрушки берегли детей.

Список используемой литературы и источников.

1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология.

Культура и традиции / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М. :, 2007.- 120 с.

3. Черкашин, Г. А. Кукла [Текст] : /Г. А. Черкашин, – М. : Речь, 2016, - 6 с.

Шелехов //, -М. : - 2002. - С. 24-37

2. Чудакова, Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура.

серии «Я познаю мир»/ Н. В. Чудакова – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Актуальность: состоит в том, что поколение молодых людей XXI в. Должно свято хранить прошлое своей семьи, своей страны.

Я выбрала эту тему, потому что мне захотелось узнать, а было ли у детей военных лет детство? Какие были у них игрушки и играли ли они вообще?

Цель проекта: изучить, в какие игры и какими игрушками играли дети военной эпохи.

1. изучить различные источники информации по теме ;

2. узнать в какие игры и игрушки играли дети Великой Отечественной войны;

3. найти подтверждающие факты в художественной литературе ;

4 . изготовить куклу своими руками.

Объект исследования: дети войны

Предмет исследования: игры и игрушки военных лет.

1. Сбор информации (работа с литературными источниками, беседа, поиск информации в сети Интернет).

2. Изготовление куклы своими руками

Гипотеза: я предположила, что дети остаются детьми и в трудное для них время. Они найдут место и время для игр.

Практическая значимость работы:

Материал данной работы можно использовать как справочный материал для учителей и учащихся на уроках литературного чтения и классных часах.

2. Теоретическая часть

2.1 Игры и игрушки детей войны

Куклы Винкс, Братц, Мокси, роботы-трансформеры, конструкторы Lego — это современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? И вообще была у них возможность играть? У тех, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?
Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки ? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек .

На первый взгляд неказистые и даже немного смешные, но такие дорогие и родные для детишек, которые играли ими во время войны и в тяжелые послевоенные годы. Родные – потому что часто их делали мамы, бабушки, старшие сестры из того, что было в скудном домашнем быту, а иногда и не совсем домашнем – многие тогда жили в землянках. Иногда, чтобы порадовать ребенка взрослые отдавали платок, лоскутки ткани и нитки, которые были в хозяйстве наперечет, и дефицитную в ту пору бумагу, а уж когда ничего не было – в ход шли трава, веточки и любой природный и подручный материал.

Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускались в ограниченном количестве. Елочные шарики , представляли собой те же лампочки, только без цоколя. Из остатков фольги и проволоки делали снежинки и примитивные яблочки. Также из отходов производства делали домики для птиц , пятиконечные звезды с серпом и молотом внутри и многое другое.

Дети берегли довоенные игрушки . В блокадном Ленинграде и во многих других городах многие малыши во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей , которых потом обнимали во время бомбежки.
Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Игрушки-самоделки мастерили из бумаги, фантиков. Кукол для девочек мастерили сами. Самым простым выходом было – взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала это поленце в разные тряпочки. Делали кукол из соломы . Ну а самой большой радостью была кукла , сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или просто угольком. Нашим детям химический карандаш, скорее всего, незнаком.

Для того чтобы рисунок был ярче и не смывался, такой карандаш периодически приходилось смачивать слюной. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла, так как пакля имела желтый цвет. Наряжали куклу в платье, сшитое из цветных лоскутков. В качестве детской посуды использовали черепки битой посуды, которые берегли и хранили.

Мальчишки самостоятельно или с помощью дедушки выпиливали пистолеты и автоматы из досок. Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали веревками. Еще мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Получался довольно прыгучий мячик . Также мальчишки мастерили себе свистульки из дерева, из деревянных бревнышек делали коляски . Из глины летом лепили различные фигурки, которые сушили на солнышке. Играли всегда дружно, в частности, в лапту самодельным мячом, а еще делали шалаши из веток. На Новый год обязательно наряжали елку, так как это напоминало о мирной жизни, придавало сил, вселяло надежду на скорую победу. Украшали елки всем, что было под рукой – самодельными игрушками из бумаги , ватой, фантиками, если они были. Даже Дед Мороз на новогодних открытках изображался в виде бородатого партизана. Если была возможность, на фронте тоже ставили елку, только в качестве украшений использовали погоны, бинты, стреляные гильзы. Весьма популярной у детворы была игра в камешки. Собирали те, что по мельче, подбрасывали и старались поймать тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Весьма популярной у детворы была игра в камешки. Собирали те, что по мельче, подбрасывали и старались поймать тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Конечно, во время войны играли и в войну, но только не в оккупации. Патронов и пороху вокруг было-то в избытке, не говоря уж о прочих вещах военного времени. Из патронов высыпали порох и бросали в костёр. Только фашистов никто не изображал, эту роль отводили, в основном, деревьям. Ну, и, конечно, пацаны не могли не пробовать себя в роли пиротехников, что часто заканчивалось трагически.

2.2. Сравнение игрушек прошлого с игрушкой современного производства

У каждого времени своя игрушка, свои предпочтения. Сейчас современные игрушки создаются с учётом всех модных тенденций.

Тряпичная кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. Она сопровождается соответствующими аксессуарами. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство.

На мой взгляд, невозможно установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети. Для каждого поколения свои прелести в игрушках, своё развитие и понимание игрушки.

3. Практическая часть

3.1. Чтение и анализ художественной литературы

Чем больше времени проходит со дня окончания ВОВ, тем больше забывается она. Всё меньше остаётся среди нас ветеранов, которые могут, как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей Родины. Тем ценнее для нас творчество известных и менее известных поэтов нашей страны, воевавших, прошедших блокаду и плен.

Работая над темой проекта, я прочитала несколько рассказов и стихотворений о детях Великой Отечественной войны. Например: «Кукла» Генадия Черкашина; «Три девочки» Елены Верейской; «Алёнушка» Самковой Нияры.

«Три девочки», Елены Верейской. ( Приложение 1)

Три девочки — это школьницы Наташа, Катя и Люся. Они живут в коммунальной квартире, дружат, придумывают ребусы, встречают Новый год — а потом приходит война. Перестав ходить в школу — ее разбомбило, — девочки учатся другим вещам. Они умеют тушить зажигательные бомбы, отличать шум двигателей советских и вражеских самолетов и радоваться черствому хлебу: «Сухарь был очень черствый, и это было хорошо — можно было дольше жевать». Эта повесть о хорошем — пережить самые трудные моменты жителям квартиры помогает забота друг о друге.

Меня тронуло произведение Геннадия Черкашина «Кукла».

Рассказ о девочке и её кукле Маше. Это была любимая кукла, и девочка с ней никогда не расставалась. Но так случилось, что из осажденного Ленинграда семье девочке пришлось уехать, и кукла потерялась. Вернувшись, домой в витрине магазина девочка увидела куклу и сразу же узнала её. Это была Маша, её кукла, которую ей перед войной подарил дедушка. К сожалению, из-за денежных трудностей маме так и не пришлось выкупить куклу.

«Мы опоздали. — Понурившись, мама тяжело опустилась на табурет. — Мы опоздали на целую неделю, — повторила она. — Кто-то уже купил твою Машу…»

Девочка подошла к маме «и провела рукой по её рано поседевшим волосам.

- Ничего, мама, … Ничего… »

Такими словами заканчивается рассказ Г. Черкашина.

Этот рассказ мне очень понравился. Автор переносит нас в прошлое, заставляет переживать вместе с героями. Прочитав рассказ, понимаешь, как девочке и её маме была дорога эта кукла - единственное воспоминание о родных и любимых людях, о счастливой жизни до страшного 41 года.

Еще одно произведение, которое меня тронуло до глубины души – это « Алёнушка» Самковой Нияры. Читая это стихотворение понимаешь, что самое главное в этой жизни – это твоя семья, близкие и родные люди. Память о тех, кого нет уже рядом с нами, об их героическом подвиге. Одна кукла! А как много она может нам рассказать о том страшном времени, о том кошмаре, который творился в годы войны. Эта игрушка, неказистая, потрепанная, но такая родная, связала, ни одно поколение воедино. Потому что пока мы помним – мы живем.

3.2. Изготовление куклы

Изучив, в какие игры и игрушки играли дети военных лет, я решила выяснить у одноклассников, какие старинные игрушки они знают. Из 16 опрошенных 10 человек привели по одному примеру, а 6 не смогли ответить на вопрос. Благодаря рассказу Г. Черкашина и стихотворению Самковой Нияры «Алёнушка» мне захотелось попробовать сделать куклу своими руками. Изготовление тряпичных кукол своими руками не требует особого мастерства или навыка, достаточно начальных знаний о шитье. Материалы также можно подготовить из остатков тканей, старой, но в хорошем состоянии одежды.

Для работы я взяла: белую ткань для головы и туловища. Красную ткань для сарафана. Принадлежности для шитья (ножницы, иглы, нитки, карандаш).

Этапы работы: сначала я изготовила тельце куклы, затем оформила лицо и сшила сарафан. (Приложение 2) У меня получилась тряпичная кукла, похожая на кукол, которую шили дети в войну. (Приложение 3)

Заключение.
Анализируя собранный материал, я поняла, что дети того времени не имели ничего похожего на жизнь современных детей. Сегодня у детей очень много самых разных игрушек, которые валяются, позабытые своими хозяевами. Тогда каждая игрушка была большой ценностью.

В результате работы над проектом , я поняла: чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Вот и дети, делая игрушки своими руками для себя и своих близких, они не только получали первые трудовые навыки, но и учились заботиться о близких, любить их. Изготавливая куклу, каждая маленькая девочка уже училась вкладывать в нее душу, любить и беречь её. Я поняла, что для детей войны игрушка была символом мирной жизни. Дети всегда остаются детьми. Даже в трудное и страшное время . Они найдут место и время для игр. Их детство опалила война, но они выжили и сохранили лучшие душевные качества. А помогали им помнить, что они дети – игрушки!

Война – самое трагическое событие в жизни людей. Она несёт с собой боль, разрушение, страдание.

Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети. В военное время невыносимо трудно было всем: и взрослым, и детям. Страдали от голода и холода, от бомбёжек, а дети - от невозможности вернуться в детство…

Нам захотелось узнать о детях того страшного времени, о том, чем они занимались, во что играли, поэтому мы выбрали тему проекта «Игры детей в годы Великой Отечественной войны».

Поставили перед собой цель : исследовать игры детей во время войны.

Объект исследования – «дети» периода Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: игры детей в годы Великой Отечественной войны.

Гипотеза: несмотря на военное трудное время, дети находили время для игры, у них были игрушки.

Актуальность проблемы : мы должны знать историю своей страны и эти знания свято хранить.

Методы исследования:

Подбор и изучение материала по теме.

Беседы-интервью с пожилыми людьми, являющимися «детьми» войны.

Сбор информации о жизни детей в Великую Отечественную войну.

Онлайн - экскурсия по музею Санкт-Петербурга, изучение интернет - ресурсов

Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи :

познакомиться с занятиями детей военного времени;

составить вопросы и провести беседы;

узнать игры военного времени;

рассказать ребятам своего класса о них.

Источниками для меня стали:

Воспоминания людей, являющимися «детьми» войны.

Работа с литературой, Интернет- ресурсами.

Заинтересовавшись выбранной темой, прежде всего мы пообщались с бабушками и дедушками, которые в годы войны были детьми. Ведь пока они живы, можно достоверно узнать о том времени. Расспросила их о жизни во время войны. Слушать их было не только интересно, но и больно. Многие воспоминания приносили им душевную боль, поэтому они рассказывать не могли, а только плакали. Даже после стольких лет. Первое, что называли, вспоминая военное время, – это голод и холод. Приходилось много трудиться, помогать взрослым. Об играх сразу и сказать не могли. Но спустя некоторое время им вспоминалось, что всё же играли. Совсем немного, но играли.

Ещё нами были исследованы материалы Интернет-ресурсов, прочитаны научные статьи и произведения художественной литературы, в которых говорилось о роли игрушки в жизни ребёнка.

Основная часть

1. Влияние игры на развитие ребёнка

Играя, дети постоянно развиваются. Некоторые игры способствуют развитию физических данных, другие формируют психику и умственные способности.

1. Через игры дети во многом познают мир. Они на опыте узнают об основных свойствах разных предметов и веществ, изучают их назначение. Познание мира через игры начинается с самого начала. Это начинается еще до того, как ребенок способен осознанно играть во что-либо. Познавая мир, малыш одновременно развивает и свою память, логику. Способность анализировать и мыслить. Эти навыки, если их правильно развить, помогут ребенку лучше учиться в школе.

2. Существуют игры, которые направлены специально на развитие физических способностей. В это время дети осваивают движения, улучшают свои навыки и выносливость. Многие дети просто обожают подвижные игры. Они любят побегать, попрыгать, поиграть с мячом. Во дворе важно стимулировать детей как можно больше двигаться. Это поможет в легкой игровой форме улучшить физические способности, а командная игра научи взаимодействовать между собой.

3. Часто во время игры ребенок проявляет фантазию. Он моделирует пространство, наделяет игрушки определенными свойствами, придумывает для них имена и характеры.

4. Когда в игре есть сюжет, а игрушки выполняют роли, ребенок проговаривает их действия и слова. Особенно полезны такие игры в коллективе. Это развивает речь, способность общаться. При этом дети учатся договариваться о правилах, а затем соблюдать их. Эти навыки тоже очень пригодятся им в дальнейшем.

5. Как правило, дети играют между собой по выдуманным сюжетам, но при этом реагируют на действия партнеров по игре по-настоящему. Это может быть радость, благодарность или обида. В это время формируются человеческие качества. Малыш учиться быть смелым, проявлять решительность, доброжелательность

Вывод. Игра очень важна в жизни ребенка. И чем разнообразнее и интереснее игры будут, тем лучше малыш будет подготовлен к взрослой жизни. Поэтому пренебрегать играми детей нельзя.

2 . Война и дети

Близится 75ая годовщина со дня Победы советских войск над фашистской Германией, а тема войны остаётся актуальной, потому что страшный опыт предыдущих поколений забывать нельзя. Война страшна: она унесла миллионы жизней. Война и дети. Вдумайтесь в эти слова. Дети – это мирное солнечное небо, это мама и папа, которые всегда рядом. Дети – это любимые игрушки, это школа, одноклассники, друзья. Дети – это смех и радость, игры и праздники. А война – это зло, смерть, разрушение и уничтожение всего живого и неживого на Земле. Война приносит с собой голод и страх, боль и кровь. Война и дети – эти слова несовместимы. Никогда не должны стоять рядом друг с другом. Дети наравне со взрослыми испытали все её ужасы. Маленькие жители в годы Великой Отечественной войны пережили всё: голод, холод, разруху, смерть близких, непосильный труд. В стихотворении И. Савельевой отразились все трагические испытания детей в годы Великой Отечественной войны. У войны не детское лицо! Но в глаза детей смотрела смерть… Поэты, рисуя портреты, подчёркивают одну деталь – недетский взгляд, тоскливые глаза. Вот строки А. Барто из стихотворения «В дни войны».

Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

Вывод. В годы войны дети взрослели не по годам, часам и минутам. Они пережили всё: голод, холод, смерть близких, непосильный труд, разруху.

3. Игры и игрушки детей войны

3.1. Из воспоминаний детей

Несмотря на то, что дети во время войны очень рано взрослели, они всё же находили время и возможность играть. Об этом свидетельствуют воспоминания пожилых людей (детей войны). Днём они играли с маленькими братиками и сестренками, когда приглядывали за ними, а взрослые и старшие дети были на работе. Без игры нельзя, потому что младшие начинали плакать, а этого допустить нельзя было. Играли в камешки. Собирали мелкие камешки, подбрасывали, а поймать надо было тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Девочки постарше умели делать маски из папье-маше. В городе девочки часто прыгали на скакалках, если были карандаши - рисовали, летом играли в «секретики».

Дети в то время практически не играли дома. Для этого была улица. Там были в такие игры, которые не требовали ничего, кроме желания и детской компании.

Играли в догонялки, которые назывались по-разному (салки, ляпки, маялки), в прятки, в казаки-разбойники, в лапту, глухой телефон, круг выжигало (это что-то типа игры в выбивалы). Играли и в старинные игры, такие как «Гуси-гуси», «А мы просто сеяли». Более сложной и популярной игрой на улице была игра с колесом. К старому ободу от колеса приделывали железную проволоку и бежали, держась за неё, так чтобы колесо не упало. К столбу крепили канат с петлей - этот аттракцион назывался «гигантские шаги». В петлю вставали ногой, а другой ногой отталкивалась. Канаты на подшипнике крутились вокруг столба. После того, как ребята сильно разгонялись, они поднимали ноги и летели, держась руками за канат. Это было очень весело.

Блинова Нина Ивановна : «Мне было 4,5 года, и я водилась с младшим братом Толей, которому было 3 годика. Играли с ним под столом, занавесив его тряпками. Мама на работе. Нельзя было допустить, чтобы братик заплакал. А зимой катались на самодельных санях».

Пономарев Василий Егорович : «Зимой катались на лыжах, которые сами делали из досок. Летом играли в «Чижа». Втыкали палку в землю, сверху-чижик (деревянный шар). Шаровкой (палка) сбивали шар по очереди. Кто галил, тот бежал за шаром. В войнушки играли редко, никто не хотел быть фашистом. Чаще эту роль выполняли деревья. Стреляли по ним снежками».

Пономарева Римляне Ивановна : «Мне брат из полена выстрогал куклу, даже тряпок не было для этого. Лицо нарисовал сажей, разведенной водой, т.к нечем больше было рисовать. Этой куклой и играла. Летом с мальчишками с нашей улицы играли в «Округольцы» (сейчас это прятки). Игрушек не было, если посуда сломается, мама отдаст черепки, они и становились игрушкой».

Харитонова Зоя Павловна : «В семье я была старшей. Часто оставалась с младшими. Но когда время выпадало, играли с подружками в «Черту», чертили

палкой на земле квадратики, бросали плитку и прыгали. Куклы делали из полена, завертывая его в тряпки».

Лексанова Валентина Павловна : «У меня была лучшая подруга Женя. Играли с ней в куклы из тряпок, ниток. Летом бегали по ягоды. Играть и не очень хотелось, потому что был сильный голод, нужно было думать, что поесть».

3.2. Из архивных документов

Работая над изучением темы, мы нашли материалы, которые хранят документы о том, как в годы Великой Отечественной войны наш край принимал эвакуированных из Ленинграда детей. Например, из блокадного Ленинграда было вывезено в Пермскую область около 10 тыс. детей. Спасение нашими земляками ленинградских детей - это была целая героическая эпопея. Большинство артистов Ленинградского театра оперы и балета вывозили с собой семьи. Дети из блокадного Ленинграда с собой брали игрушки, ведь они напоминали о семье, в которой ребятишек любили. Сейчас в Санкт-Петербурге есть музей игрушки, Санкт-Петербургский музей игрушки, первый частный музей города, создан в 1997 г.

Музей собирает игрушки не только как уникальное явление материальной культуры, но и как особый вид искусства. В этом музее кукол есть экспонаты, которые можно рассматривать только с особым, щемящим чувством. В экспозиции представлены игрушки не только пережившие Великую Отечественную войну, но которые помогли эту войну пережить своим хозяевам. Есть, например, игрушки, которые отцы дарили детям, ненадолго возвращаясь с фронта домой. И часто они были последним подарком.

Игрушки во время войны были роскошью. Их нельзя было купить, но можно выменять. За кукол приходилось расплачиваться хлебом. К новым хозяйкам они попадали уже в потрепанном виде, но вряд ли от этого становились менее ценными.

3.3. Из материалов Интернета

На следующем этапе, работали с литературными источниками. Познакомилась с играми и игрушками детей военного времени. Такой информации тоже оказалось очень мало.

Из материалов сайта «900 игр» узнали, что девочки мастерили себе кукол из тряпок, называлась такая кукла - самокрутка. Голову такой куклы набивали ватой, опилками или паклей, а лицо рисовали черным карандашом или углем. Наряжали в платья, сшитые из лоскутков, старых тряпок.

Мальчики выпиливали автоматы и пистолетики. Делали прыгучие мячики из коровьей шерсти – поглаживали корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комочек.

Дети играли в прятки, догонялки, салки, казаки-разбойники, в лапту.

Во время войны под Новый год наряжали елку. Она была символом мирной жизни. Игрушки изготавливали из подручных материалов.

Война научила быть бережливыми, проявлять смекалку и фантазию. Каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли.

3.4. Из художественной литературы

Чем больше времени проходит со дня окончания Великой Отечественной войны, тем больше она забывается. Всё меньше среди ветеранов остаётся тех, кто может, как очевидец и участник рассказать о том, чем же была война для нашей Родины. Поэтому особенно ценно для нас, подрастающего поколения, творчество известных и менее известных поэтов нашей страны, воевавших, прошедших блокаду и плен.

Работая над темой проекта, я прочитала несколько рассказов и стихотворений о детях Великой Отечественной войны.

Особенно трогательным оказалось произведение Геннадия Черкашина « Кукла ».

Это рассказ о девочке и её кукле Маше – любимой игрушке, с которой девочка никогда не расставалась. Но так случилось, что из осажденного Ленинграда семье девочки пришлось уехать, и кукла потерялась. Вернувшись домой, на витрине магазина девочка увидела куклу и сразу узнала её. Это была Маша, её кукла, которую перед войной её подарил дедушка. К сожалению, из-за денежных трудностей маме так и не пришлось выкупить куклу: «Мы опоздали… Мы опоздали на целую неделю… Кто-то уже купил твою Машу…». «Ничего, мама, … Ничего…» - такими словами заканчивается рассказ Г. Черкашина.

Этот рассказ очень впечатлил. Автор переносит нас в прошлое, заставляет переживать его вместе с героями. Прочитав рассказ, понимаешь, как девочке и её маме была дорога эта кукла - единственное воспоминание о родных и любимых людях, о счастливой жизни до страшного 1941 года.

Вывод. Таким образом, игрушка для детей в годы Великой Отечественной войны - одна из немногих радостей, а именно напоминала о мирном прошлом, о семье, в которой их любили. Игрушка спасала детей, семью. Игрушка была другом.

На основании результатов данного исследования мы узнали о жизни детей во время Великой Отечественной войны. Нами было установлено, какие игрушки были у детей в это суровое время. Подводя итоги исследования, вернёмся к гипотезе: предположим, что игрушка была одной из немногих радостей детей в условиях войны. Она подтвердилась: - игрушки напоминали о мирном прошлом, о семье, в которой детей любили; - игрушка нередко спасала детей, семью; - игрушка была верным другом. Дети берегли игрушки, а игрушки берегли детей. Дети войны выжили и выстояли, благодаря играм научились дружить, заботиться о слабых, взаимодействовать в коллективе!

Куклы Винкс, Братц, Мокси, роботы-трансформеры, конструкторы Lego — это современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? И вообще была у них возможность играть? У тех, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?

В годы войны игрушки приобрели особый смысл. Это была связь с мирным прошлым, память о семейных традициях. Жители, были ограничены во всём, всё распределялось по карточкам, каждый ощущал на себе и холод, и голод. Взрослые трудились по 10-12 часов. А как же игрушки? Оставалось ли время для игр?
Да. Игрушки делали из всего, что попадалось под руку. Брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скручивая их тугим комком, связав верёвкой. Мастерили из бумаги, фантиков. Любили играть свистульками, которые делали из дерева. Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посудки не было, собирали разные черепки битой посуды, играли ими.
Но были и фабричные игрушки! Несколько мишек изготовила Тульская артель, шившая обмундирование для фронтовиков, во время полуторамесячной обороны Тулы. Мишки сделаны из той же ткани, из которой шили фронтовые гимнастерки.
Многие игрушки прошли вместе со своими хозяевами через все суровые испытания войны…
























Ямогу: Создаю авторские, коллекционные куклы из капрона. В наличии и на заказ! Каждая кукла-эксклюзив


Ямогу: Авторские куклы. Миниатюрные куклы в масштабе 1:12 и 1:24. Мишки Тедди.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация в программе «Power Point» «Куклы военных лет», ножницы, ткань, носовой платок, нитки.

1. Организационный момент

Эпиграф «В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной»

- Дорогие ребята! В этом году наша страна отмечает юбилейную дату победы в самой страшной и затяжной войне. 9 мая мы уже встретим в 75 раз! Много мероприятий в этом году будет посвящено этой дате. Вот и сегодня у нас совсем невесёлый, очень серьёзный и очень взрослый классный час. Я очень хочу, чтобы вы внимательно и терпеливо выслушали всё, о чём мы будем говорить. Уже 75 лет мы живем в мире, где нет горя, разрухи и войны.

Вы будете взрослеть, и узнавать всё больше подробностей об ужасах военного времени, а сегодня мы попробуем посмотреть на войну глазами самых маленьких её участников-детей.

3. Основная часть

Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки ?

-Что для каждого из вас игрушка? В какие игрушки играете вы? (ответы детей)

Да правильно, у вас сейчас Куклы Винкс, Братц, Мокси, роботы-трансформеры, конструкторы Lego — это современные игрушки. А задумывались ли вы, какими игрушками играли ваши прабабушки и прадедушки? И вообще была ли у них возможность играть? У тех, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?
(слайд)

Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек , сидя в бомбоубежищах, находя время между бомбежками. (Слайд)

Неказистые и даже немного смешные, но такие дорогие и родные для детишек, которые играли ими во время войны и в тяжелые послевоенные годы. Родные – потому что часто их делали мамы, бабушки, старшие сестры из того, что было в скудном домашнем быту, а иногда и не совсем домашнем – многие тогда жили в землянках. Иногда, чтобы порадовать ребенка взрослые отдавали платок, лоскутки ткани и нитки, которые были в хозяйстве наперечет, и дефицитную в ту пору бумагу, а уж когда ничего не было – в ход шли трава, веточки и любой природный и подручный материал.

Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускались в ограниченном количестве . В годы войны игрушка для детей приобрела особый смысл. Это была связь с мирным прошлым, память о семейных традициях, о близких людях. И я вам хочу сейчас рассказать о покупных игрушках предвоенного времени, которые помогли детям пережить ужасы и страх во время блокады Ленинграда. В 1941 году в окруженном фашистами городе оказалось 400 тысяч детей. Выживать в нечеловеческих условиях — постоянные бомбежки, голод, лютые морозы — детям помогли… игрушки.

Куклы Ира и Юра, два пупса с серьезными лицами и очень печальными глазами, были для своей восьмилетней хозяйки не просто игрушками, а помощниками в очень серьезном для маленькой девочки занятии. Майя Рудницкая должна была большую часть времени проводить в бомбоубежище и всегда иметь с собой полный комплект обязательных вещей. С собой она брала двух любимых кукол и там шила для них разные одежки. Подражая взрослым, маленькая Майя снабдила своих «дочек» рюкзачками со всем необходимым: там были носовые платки, праздничный наряд, смена белья, тапочки. Девочка пережила блокаду, а после войны стала модельером.(слайд)

А этот мишка помог двухлетней девочке вылечиться от страшной болезни — туберкулеза. Одна девочка в блокаду сильно заболела, лекарств тогда не было, родители работали. Однажды мама принесла игрушечного медвежонка и положила в кровать к ослабевшей дочке. Малышка поверила, что он живой, стала играть с ним, говорить, подружилась и неожиданно пошла на поправку. Произошло чудо — девочка выздоровела. Сегодня мишка выглядит потрепанным, но довольным, ведь он знает, насколько велика сила настоящей дружбы. (слайд)

Этот набор перчаточных кукол был собран десятилетними девчонками и мальчишками из своих домашних игрушек. Можно заметить, что игрушки разные: часть изготовлена на фабрике, а некоторые сделаны вручную. Ребята ходили по госпиталям и с помощью кукол разыгрывали небольшие спектакли для других детей, которые болели и лежали в больницах совсем одни. Эти игрушки до сих пор сохранились, они находятся в «Музее кукол» в городе Санкт-Петербурге. В этой экспозиции хранится более ста игрушек.

( слайды о куклах)

Дети проживали не только в городах, но и в сельской местности. Они, конечно же, тоже играли. Но покупные игрушки им были часто не доступны, но играть хотелось, они сами и с помощью мам, изготавливали их из того что было.

Брали полотенце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скручивая их тугим комком, связав верёвкой.

Знакомство с самодельными куклами я начну с воспоминаний людей, чье детство выпало на эти тяжелые годы…

«В одной татарской многодетной семье умирал от голода ребенок, потому что нечем было кормить. И старая бабушка оторвав тряпицу от простыни, разжевала хлебный мякиш, завернув в тряпочку так, как делается узелковая кукла (слайд) и дала этому маленькому ребенку сосать ее в рот, для того чтобы он не смог мгновенно съесть эту кроху хлеба, жевал ее долго. Вот так появилась кукла «Жулька». Таких кукол делали не только в этой семье, но и в блокадном Ленинграде. Оказывается, та маленькая порция хлеба, которая давалась для того, чтобы ребенок, играя, потихоньку, понемножку высасывал и тем, самым получал хоть какое - то питание. И рассказывали о том, что до ниток протиралась ткань и ребенок таким образом играл с игрушкой, хотя бы на время забывал о горестях и страданиях которые его окружали, а с другой стороны он постепенно получал эту кроху хлеба и хоть какое то питание».

Давайте перенесемся в то время и попробуем сделать такую куклу.

Перед вами кусочек материала, нитка и небольшой кусочек ржаного хлеба

Возьмем хлебный мякиш, скатаем его в шарик

Положим его на середину материи и свяжем его ниткой (слайд)

Историю еще одной куклы я услышала от одной своей знакомой, которая поразила меня своей искренностью и простотой. Она произошла в Московском бомбоубежище.

«Перед самым началом войны, из далекой сибирской деревни в Москву приехала полуграмотная женщина, приехала для того чтобы понянчиться с внучкой, родители которой были врачами и должны были уехать на стажировку. Но тут началась война. Мобилизовали и маму, и папу, врачи ушли на фронт, а эта женщина осталась в непривычных для нее условиях огромного города, но еще и во время войны. И эта женщина помогает и соседям, и друзьям, и не знакомым людям, но деревенская закалка и народная мудрость помогали ей решать проблемы как то иначе. И вот оказавшись в бомбоубежище и увидев, как надрывается от плача один из детей, которого никак не может успокоить мать, снимает с себя кофту и головной платок, сворачивает ее и обвязывает платком (слайд, демонстрация изготовления куклы). И попав в руки малыша, эта кукла дала ему возможность переключиться и успокоиться». Девочка, бабушка которой сделала такую куклу, выросла, сама стала бабушкой, показала эту куклу, т.о. она вошла в историю и дошла до нас.

Р. Рождественский говорил «У нас и детства не было отдельно, а были вместе детство и война» и мамы, чтобы скрасить жизнь своих детишек брали самые обычные предметы, которые были под рукой и не требовали небольших затрат и небольшого времени. Я вам покажу еще несколько кукол, того времени.

Бралась ложка, тряпочка. И ложка заворачивалась как грудной ребенок или как игрушка - пеленашка, с которыми можно было играть, а когда надоест разобрать и сделать другую. (слайд)

В деревнях, которых не коснулись бои, кукол, шили сами из белого холста, голову набивали опилками, или паклей (волокно от переработки льна, которое называли еще «омялками»), лицо раскрашивали химическими карандашами или углем. Карандаш смачивали слюной, чтобы рисунок был ярче. Волосы тоже делали из пакли, они получались желтого цвета». Платье шилось из цветных лоскутков. (Слайд)

Также девочки скручивали себе кукол из старых тряпок, называлась эта кукла – самокрутка. (слайд)

Когда цвёл укроп, отламывали головки и заплетали в косы, также пеленали початки кукурузы, чтобы волосы были наружу. (слайд)

И, конечно, носовые платочки, которые раньше делали из обычной светлой ткани, края которых были обвязаны мулине. Девочки сами мастерили кукол. с которой можно было легко играть, рассказывать о своих переживаниях, доверять свои секреты (слайд) Когда в руках девочки оказывался пусть игрушечный, но ребенок, она чувствовала себя взрослой, Давайте и мы попробуем из обычного носового платка сделать такую куклу -малышку .

1.Берем носовой платочек;

2. Загибаем края платка к центру.

3.Скручиваем сложенный платочек трубочкой, так чтобы загнутые края оказались сверху.

4.Держа платочек вертикально, отгибаем один уголочек вверх.(слайд)

4. Заключительная часть

Мы сегодня с вами познакомились и с покупными игрушками военного времени, и игрушками – самоделками, и, даже попробовали сделать несколько кукол.

75 лет как закончилась война, а дети остаются детьми и по-прежнему играют в игрушки. Вы, сейчас имеете огромное количество игрушек, всевозможных гаджетов, и ценность игрушки для вас не так важна, как для детей военного времени, они жили совсем по-другому. Каждая игрушка была очень дорога, и каждую сделанную своими руками игрушку очень любили и берегли как самую дорогую. Их детство опалила война, но они выжили и выстояли.

А помогали им помнить, что они дети, — игрушки!

И в заключении я хочу спросить есть ли в ваших семьях такие игрушки из прошлого, которыми играли ваши прабабушки и прадедушки и они хранятся в ваших семьях как реликвия, как память (ответы детей)

Конечно, сейчас вы не будете играть в такие самодельные игрушки, в которые играли ваши прабабушки и прадедушки. Но мне очень хочется, чтобы у каждого из вас была игрушка, которая останется с вами на долгие годы и перейдет вашим детям как память.

1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст]: Культура и традиции / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М. 2007.- 120 с.

2. Аркин, Е. А. Из истории игрушки [Текст]: Воспитание / Е.А. Аркин, -М.: 1995, -815 с.

3. Черкашин, Г.А. Кукла [Текст]: /Г.А. Черкашин, – М.: Речь, 2016, - 6 с.

4. Шелехов, М.М. Солдатская кукла [Текст] : Читаем, учимся, играем / М. М. Шелехов // , -М.: - 2002. - С. 24-37

Читайте также: