Игрушки детей великой отечественной войны

Обновлено: 28.04.2024

В какие игрушки играли ребятишки военных лет? Ведь ребенок остается ребенком даже в сложных условиях. Вот только детство у него другое — горькое, с ожиданием папки или старшего брата, ушедшего защищать Родину, с мамами и бабушками, постоянно занятыми на работе. Или еще страшнее — с потерями и смертями, детским домом и одиночеством. Но инстинкт жизни очень силен, поэтому дети продолжают играть, читать книжки, дружить.

Данная презентация поможет детям узнать о военном детстве наших ветеранов войны, своих прабабушек и прадедушек;
поможет выяснить, какими игрушками играли дети в военное время; выявить о роли игрушек военных лет.

Данная презентация способствует систематизации и закреплений знаний детей о подвигах людей в годы войны, о тяжелом детстве детей войны.

Способствует воспитанию чувства патриотизма.

ВложениеРазмер
"Игрушки времён войны" 2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Игрушки времён войны.

Куклы Барби , роботы-трансформеры , конструкторы « Лего » - это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? Были ли игрушки и вообще возможность играть у тех детей, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?

В какие игрушки играли ребятишки военных лет? Ведь ребенок остается ребенком даже в сложных условиях. Вот только детство у него другое — горькое, с ожиданием папки или старшего брата, ушедшего защищать родину, с мамами и бабушками, постоянно занятыми на работе. Или еще страшнее — с потерями и смертями, детским домом и одиночеством. Но инстинкт жизни очень силен, поэтому дети продолжают играть, читать книжки, дружить.

Настоящей энциклопедией военного детства являются книги Владислава Крапивина .

Герои Крапивина — дети разных возрастов , но их объединяет сходство взглядов на жизнь и окружающий мир. Почти во всех произведениях писателя старшие дружат с младшими и опекают их («Та сторона, где ветер», «Оруженосец Кашка», «Валькины друзья и паруса», «Колыбельная для брата»). Герой-подросток оказывается тем старшим другом, которому дано облегчить младшим болезненность и трудность взросления. По сути дела, мир крапивинского детства — мир без взрослых: их присутствие на страницах произведений, участие в действии предельно ограничено и носит часто негативный по отношению к детям характер. Подростки же оказываются мудрыми наставниками и друзьями, которые помнят еще свою беспомощность перед лицом зла и несправедливости, и всегда готовы прийти на помощь .

В годы войны игрушки приобрели особый смысл. Это была связь с мирным прошлым, память о семейных традициях . Игрушки делали из всего, что попадалось под руку. Брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скручивая их тугим комком, связав верёвкой. Мастерили из бумаги, фантиков. Любили играть свистульками, которые делали из дерева. Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посуды не было, собирали разные черепки битой посуды, играли ими.

Но были и фабричные игрушки Несколько мишек изготовила Тульская артель, шившая обмундирование для фронтовиков, во время полуторамесячной обороны Тулы. Мишки сделаны из той же ткани, из которой шили фронтовые гимнастерки. Многие игрушки прошли вместе со своими хозяевами через все суровые испытания войны…

В г. Мышкине при посещении Мышиных палат можно встретиться с медвежонком военных лет. Один из залов палат посвящён медведю. Здесь можно увидеть плюшевого медведя, который принадлежал одному мальчику из блокадного Ленинграда. «Сколько малышей осенью 1941 по сигналу воздушной тревоги брали своих единственных друзей-мишек в бомбоубежище и обнимали их во время налетов!» - рассказывает Сергей РОМАНОВ, историк, исследователь, реставратор и коллекционер. Собирает он самые различные игрушки, в том числе и старых плюшевых мишек. Коллекция собирается уже около 20 лет, в ней более 3,5 тысяч игрушек.

Большую часть его коллекции занимают куклы. Здесь есть кукла «Юрий Никулин», и целлулоидный мальчик в костюме гитлерюгенда - ее привез Молотов из Германии сразу после подписания пакта о ненападении. В коллекции елочных игрушек Сергея Романова также встречаются поистине редкие вещицы. Например, матовый шар цвета самолетного крыла. По нему шагают зверюшки и человечки в буденовках. Над ними вьется надпись: «С Новым 1941 годом!» Сергей РОМАНОВ

Ёлочные игрушки военных лет Украшение ёлки к Новому году во время войны было обязательным — этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. В дома приносили настоящую живую ёлку. Так как жили очень бедно, то украшали её тем, что было под рукой. Чаще всего это были самодельные игрушки из бумаги, ваты, дерева. Электрических гирлянд тогда не было, поэтому вместо них использовали свечи.

Ёлочные игрушки военных лет Много интересного о праздновании Нового года в военное время можно узнать на выставке «Елка Победы» в Центральном музее Великой Отечественной войны. На фронтах ёлки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков, ваты, проволо­ки, картона и даже из стреля­ных гильз. Военная тема ста­ла главной, и даже Дед Мороз на открытках превратился в бородатого партизана, бью­щего фрицев.

Многие игрушки того времени сделаны из подручных материалов К примеру, звезда-наконечник для ёлки, сделанная из химической колбы На фронтах ёлки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков, ваты, проволо­ки, картона и даже из стреля­ных гильз. Военная тема ста­ла главной, и даже Дед Мороз на открытках превратился в бородатого партизана, бью­щего фрицев. Многие игрушки того времени сделаны из подручных материалов: к примеру, звезда-наконечник для ёлки, сделанная из химической колбы.

Игрушки также выпускались, в ограниченном количестве, конечно. На кабельном заводе из остатков проволоки и фольги изготавливали примитивные яблочки и снежинки. Ламповый завод выдувал шарики, представляющие собой те же лампочки, но без цоколя. В эти тяжёлые для страны годы на заводе « Москабель » крутили проволочные украшения. В дело шли отходы производства, но из отходов получались великолепные работы: переплетенные золотисто-красными нитями домики для птиц, аккуратные корзиночки, пятиконечные красные звезды, внутри которых помещался советский герб — «Серп и молот».

Ёлочные игрушки военных лет На родине дедушки Мороза, в Великом Устюге, есть музей ёлочной игрушки. В одном из залов около десятка ёлок. А ёлки эти совершенно потрясающие, ибо наряжены они игрушками по десятилетиям. На ёлке, символизирующей эпоху Великой Отечественной войны, самыми популярными игрушками являются парашютисты. Делали их очень просто: ко всем ёлочным игрушкам, невзирая на персонаж, привязывались кусочки ткани. Так же военные елки украшались "пистолетами", "собачками-санитарами".

Хотя игрушек из магазина в военное время не было, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую придуманную и сделанную своими руками игрушку любили и берегли как самую дорогую. В оенное детство наших бабушек и дедушек было очень трудным, игрушка для детей войны была символом мирной жизни . Война всегда смотрит глазами голодных , осиротевших детей. Игнатьева Ия, 13 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: -узнать о военном детстве наших ветеранов войны, своих прабабушек и прадедушек; -выяснить, какими игрушками играли дети в военное время; -выявить о роли игрушек военных лет Для реализации данной цели были определены следующие задачи: 1. Работа с литературными источниками и ресурсами Интернета. 2.Встреча с ветеранами войны и тыла- с очевидцами тяжелых военных лет 3.Изучение музейных экспозиций

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа " Игры и игрушки военных лет"»

МОБУ СОШ №5 6 класс Ушкаренко Валерия Александровна

МОБУ СОШ №5 6 класс Ушкаренко Валерия Александровна

Цель работы: -узнать о военном детстве наших ветеранов войны, своих прабабушек и прадедушек; -выяснить, какими игрушками играли дети в военное время; -выявить о роли игрушек военных лет Для реализации данной цели были определены следующие задачи : 1. Работа с литературными источниками и ресурсами Интернета. 2.Встреча с ветеранами войны и тыла- с очевидцами тяжелых военных лет 3.Изучение музейных экспозиций

Коллекция кукол библиотекаря школы №5-Хамитовой Маргариты Раисовны





« Дорогие» игрушки военных лет

« Дорогие» игрушки военных лет


«Елка победы» Дед Мороз с автоматом на руках

«Елка победы»

Дед Мороз с автоматом на руках

Вот какие елочные игрушки военных лет сохранились от прабабушки

Вот какие елочные игрушки военных лет сохранились от прабабушки

Моя бабушка-Ширяева Галина Алексеевна

игры 40-х годов- отражение военной поры

игры 40-х годов-

отражение военной поры

любимой игрой у ребят была лапта зимой мальчишки катались на таких штуках

любимой игрой у ребят

зимой мальчишки катались на таких штуках

занятие пускать кораблики

Для детей войны игрушка была символом мирной жизни. Эпохой бессмертия вы рождены И помнить обязаны свято: Взрастило вас время, вы - дети войны, За вас умирали солдаты.

Для детей войны игрушка была символом мирной жизни. Эпохой бессмертия вы рождены И помнить обязаны свято: Взрастило вас время, вы - дети войны, За вас умирали солдаты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 69 Игры и игрушки детей во время Великой Отечественной войны 1941-1945. «У нас и детства не было отдельно А были вместе детство и война.»


"Над проселочной дорогой Пролетали самолеты. Мальчуган лежит у стога, Точно птенчик желторотый. Не успел малыш на крыльях Разглядеть кресты паучьи. Дали очередь – и взмыли Вражьи летчики за тучи. "

Д. Кедрин

Дети Великой Отечественной войны Летний день 22 июня 1941 года… Люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в

Дети Великой Отечественной войны

Летний день 22 июня 1941 года… Люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках.

Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство.

Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют таких людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек. Дети берегли довоенные игрушки. Во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей, которых потом обнимали во время бомбежки.

Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек. Дети берегли довоенные игрушки. Во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей, которых потом обнимали во время бомбежки.

Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Самым простым выходом было взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала его в разные тряпочки.

Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Самым простым выходом было взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала его в разные тряпочки.

Когда цвёл укроп отламывали головки и заплетали в косы, также пеленали початки кукурузы, чтобы волосы были наружу.

Когда цвёл укроп отламывали головки и заплетали в косы, также пеленали початки кукурузы, чтобы волосы были наружу.


Играли дети всегда дружно, игрушки делали сами из соломы осликов, козликов, коровок.

Играли дети всегда дружно, игрушки делали сами из соломы осликов, козликов, коровок.

Девочки скручивали себе кукол из старых тряпок, называлась эта кукла – самокрутка.

Девочки скручивали себе кукол из старых тряпок, называлась эта кукла – самокрутка.


Самой большой радостью была кукла, сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или углём. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла. Наряжали куклу в платья сшитые из цветных лоскутков.

Самой большой радостью была кукла, сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или углём. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла. Наряжали куклу в платья сшитые из цветных лоскутков.

Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок.

Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок.

Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали их верёвками.

Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали их верёвками.

Ещё мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок.

Ещё мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок.

Мальчишки мастерили себе свистульки из дерева.

Мальчишки мастерили себе свистульки из дерева.

Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посудки не было. Поэтому собирали разные черепки битой посуды, играли ими, берегли их, хранили, тщательно мыли.

Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посудки не было. Поэтому собирали разные черепки битой посуды, играли ими, берегли их, хранили, тщательно мыли.

Но чаще просто играли на улице – летом за раками ходили, делали из берёзовых веток шалаши, играли в лапту тряпичным мячом или в городки, зимой на санках катались.

Но чаще просто играли на улице – летом за раками ходили, делали из берёзовых веток шалаши, играли в лапту тряпичным мячом или в городки, зимой на санках катались.

Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускали их в ограниченном количестве. Это куклы с фарфоровой головой, целлулоидные пупсы, парусиновые мишки.

Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускали их в ограниченном количестве. Это куклы с фарфоровой головой, целлулоидные пупсы, парусиновые мишки.


Во время Великой Отечественной войны всегда наряжали ёлку. Она была символом мирной спокойной жизни. Наряжали ёлки по простому, ёлочные шарики, представляли собой те же лампочки, только без цоколя. Из остатков фольги и проволоки делали снежинки и примитивные яблочки. Также из отходов производства делали домики для птиц, пятиконечные звезды с серпом и молотом внутри и многое другое.

Во время Великой Отечественной войны всегда наряжали ёлку. Она была символом мирной спокойной жизни. Наряжали ёлки по простому, ёлочные шарики, представляли собой те же лампочки, только без цоколя. Из остатков фольги и проволоки делали снежинки и примитивные яблочки. Также из отходов производства делали домики для птиц, пятиконечные звезды с серпом и молотом внутри и многое другое.


Игрушки пережившие войну можно увидеть в музее игрушек в городах Мышкин и Тула.

Игрушки пережившие войну можно увидеть в музее игрушек в городах Мышкин и Тула.

Хотя игрушки из магазина мало у кого были, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую придуманную и сделанную своими руками игрушку любили и берегли, как самую дорогую.

Хотя игрушки из магазина мало у кого были, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую придуманную и сделанную своими руками игрушку любили и берегли, как самую дорогую.

Мутыхляева Лариса Анатольевна

К 76 годовщине победы в Великой Отечественной войне была выполнена эта исследовательская работа. Цель её - выяснить, играли дети в годы войны, были у них игрушки.

ВложениеРазмер
proekt.docx 41.97 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Судинская средняя общеобразовательная школа»

Игры и игрушки детей в годы

Великой Отечественной войны

Ученица 4 класса

Мутыхляева Лариса Анатольевна

учитель начальных классов

Глава 1 . Влияние игры на жизнь ребёнка……………………………………

Глава 3 . Игры и игрушки детей войны ………………………………………

3.1. Из воспоминаний детей военного времени

3.2. Из материалов интернета

3.3. Из художественной литературы

Список использованных ресурсов……………………………………………….. 14

Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несёт с собой боль, утрату, разрушение, страдание.

Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети. В военное время невыносимо трудно было всем: и взрослым, и детям. Страдали от голода и холода, от бомбёжек, а дети - от невозможности вернуться в детство…

Мне захотелось узнать о детях того страшного времени, о том, чем они занимались, во что играли, поэтому я выбрала тему исследовательской работы «Игры и игрушки детей в годы Великой Отечественной войны».

Поставила перед собой цель : исследовать игры детей во время войны.

Объект исследования – «дети» периода Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: игры и игрушки детей в годы Великой Отечественной войны.

Гипотеза: несмотря на военное трудное время, дети находили время для игры, у них были игрушки.

Актуальность проблемы : мы должны знать историю своей страны и эти знания свято хранить.

  • Подбор и изучение материала по теме.
  • Беседы-интервью с пожилыми людьми, являющимися «детьми» войны.
  • Сбор информации о жизни детей в Великую Отечественную войну.
  • Изучение интернет - ресурсов

Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи :

  • познакомиться с занятиями детей военного времени;
  • составить вопросы и провести беседы;
  • узнать об играх и игрушках военного времени;
  • рассказать ребятам своего класса о них.

Источниками для меня стали:

  • Воспоминания людей села Суда, являющимися «детьми» войны.
  • Работа с литературой, Интернет- ресурсами.
  • Чтение художественной литературы.

Заинтересовавшись выбранной темой, прежде всего я пообщалась с бабушками и дедушкам, которые в годы войны были детьми. Ведь пока они живы, можно достоверно узнать о том времени. Расспросила их о жизни во время войны. Слушать их было не только интересно, но и больно. Многие воспоминания приносили им душевную боль, поэтому они рассказывать не могли, а только плакали. Даже после стольких лет. Первое, что называли, вспоминая военное время, – это голод и холод. Приходилось много трудиться, помогать взрослым. Об играх сразу и сказать не могли. Но спустя некоторое время им вспоминалось, что всё же играли. Совсем немного, но играли.

Ещё мною были исследованы материалы Интернет-ресурсов, прочитаны произведения художественной литературы, в которых говорилось о роли игрушки в жизни ребёнка.

Глава 1. Влияние игры на развитие ребёнка

Играя, дети постоянно развиваются. Некоторые игры способствуют развитию физических данных, другие формируют психику и умственные способности.

1. Через игры дети во многом познают мир. Они на опыте узнают об основных свойствах разных предметов и веществ, изучают их назначение. Познание мира через игры начинается с самого начала. Это начинается еще до того, как ребенок способен осознанно играть во что-либо. Познавая мир, малыш одновременно развивает и свою память, логику. Способность анализировать и мыслить. Эти навыки, если их правильно развить, помогут ребенку лучше учиться в школе.

2. Существуют игры, которые направлены специально на развитие физических способностей. В это время дети осваивают движения, улучшают свои навыки и выносливость. Многие дети просто обожают подвижные игры. Они любят побегать, попрыгать, поиграть с мячом. Во дворе важно стимулировать детей как можно больше двигаться. Это поможет в легкой игровой форме улучшить физические способности, а командная игра научит взаимодействовать между собой.

3. Часто во время игры ребенок проявляет фантазию. Он моделирует пространство, наделяет игрушки определенными свойствами, придумывает для них имена и характеры.

4. Когда в игре есть сюжет, а игрушки выполняют роли, ребенок проговаривает их действия и слова. Особенно полезны такие игры в коллективе. Это развивает речь, способность общаться. При этом дети учатся договариваться о правилах, а затем соблюдать их. Эти навыки тоже очень пригодятся им в дальнейшем.

5. Как правило, дети играют между собой по выдуманным сюжетам, но при этом реагируют на действия партнеров по игре по-настоящему. Это может быть радость, благодарность или обида. В это время формируются человеческие качества. Малыш учится быть смелым, проявлять решительность, доброжелательность

Вывод. Игра очень важна в жизни ребенка. И чем разнообразнее и интереснее будут игры, тем лучше малыш будет подготовлен к взрослой жизни. Поэтому пренебрегать играми детей нельзя.

Глава 2 . Война и дети.

Близится 76 ая годовщина со дня Победы советских войск над фашистской Германией, а тема войны остаётся актуальной, потому что страшный опыт предыдущих поколений забывать нельзя. Война страшна: она унесла миллионы жизней. Война и дети. Вдумайтесь в эти слова. Дети – это мирное солнечное небо, это мама и папа, которые всегда рядом. Дети – это любимые игрушки, это школа, одноклассники, друзья. Дети – это смех и радость, игры и праздники. А война – это зло, смерть, разрушение и уничтожение всего живого и неживого на Земле. Война приносит с собой голод и страх, боль и кровь. Война и дети – эти слова несовместимы. Никогда не должны стоять рядом друг с другом. Дети наравне со взрослыми испытали все её ужасы. Маленькие жители в годы Великой Отечественной войны пережили всё: голод, холод, разруху, смерть близких, непосильный труд.

Вывод. В годы войны дети переживали всё: голод, холод, смерть близких, непосильный труд, разруху.

Глава 3. Игры и игрушки детей войны.

3.1. Из воспоминаний детей военного времени.

Несмотря на то, что дети во время войны очень рано взрослели, они всё же находили время и возможность играть. Об этом свидетельствуют воспоминания пожилых людей (детей войны). Днём они играли с маленькими братиками и сестренками, когда приглядывали за ними, а взрослые и старшие дети были на работе. Без игры нельзя, потому что младшие начинали плакать, а этого допустить нельзя было. Играли в камешки. Собирали мелкие камешки, подбрасывали, а поймать надо было тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Девочки постарше умели делать маски из папье-маше. В городе девочки часто прыгали на скакалках, если были карандаши - рисовали, летом играли в «секретики».

Дети в то время практически не играли дома. Для этого была улица. Там были такие игры, которые не требовали ничего, кроме желания и детской компании.

Играли в догонялки, которые назывались по-разному (салки, ляпки, маялки), в прятки, в казаки-разбойники, в лапту, глухой телефон, круг выжигало (это что-то типа игры в выбивалы). Играли и в старинные игры, такие как «Гуси-гуси», «А мы просто сеяли». Из воспоминаний:

Блинова Нина Ивановна : «Мне было 4,5 года, и я водилась с младшим братом Толей, которому было 3 годика. Играли с ним под столом, занавесив его тряпками. Мама на работе. Нельзя было допустить, чтобы братик заплакал. А зимой катались на самодельных санях».

Пономарев Василий Егорович : «Зимой катались на лыжах, которые сами делали из досок. Летом играли в «Чижа». Втыкали палку в землю, сверху-чижик (деревянный шар). Шаровкой (палка) сбивали шар по очереди. Кто галил, тот бежал за шаром. В войнушки играли редко, никто не хотел быть фашистом. Чаще эту роль выполняли деревья. Стреляли по ним снежками».

Пономарева Римляне Ивановна : «Мне брат из полена выстрогал куклу, даже тряпок не было для этого. Лицо нарисовал сажей, разведенной водой, т.к нечем больше было рисовать. Этой куклой и играла. Летом с мальчишками с нашей улицы играли в «Округольцы» (сейчас это прятки). Игрушек не было, если посуда сломается, мама отдаст черепки, они и становились игрушкой».

Харитонова Зоя Павловна : «В семье я была старшей. Часто оставалась с младшими. Но когда время выпадало, играли с подружками в «Черту», чертили

палкой на земле квадратики, бросали плитку и прыгали. Куклы делали из полена, завертывая его в тряпки».

Лексанова Валентина Павловна : «У меня была лучшая подруга Женя. Играли с ней в куклы из тряпок, ниток. Летом бегали по ягоды. Играть и не очень хотелось, потому что был сильный голод, нужно было думать, что поесть».

3.2 . Из материалов Интернета.

На следующем этапе, работали с литературными источниками. Познакомились с играми и игрушками детей военного времени. Такой информации оказалось очень мало.

Из материалов сайта «900 игр» узнали, что девочки мастерили себе кукол из тряпок, называлась такая кукла - самокрутка. Голову такой куклы набивали ватой, опилками или паклей, а лицо рисовали черным карандашом или углем. Наряжали в платья, сшитые из лоскутков, старых тряпок

Мальчики выпиливали автоматы и пистолетики. Делали прыгучие мячики из коровьей шерсти – поглаживали корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комочек.

Дети играли в прятки, догонялки, салки, казаки-разбойники, в лапту

Во время войны под Новый год наряжали елку. Она была символом мирной жизни. Игрушки изготавливали из подручных материалов.

Война научила быть бережливыми, проявлять смекалку и фантазию. Каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли.

Вывод: Несмотря на трудное время, голод, холод дети играли, мастерили самостоятельно себе игрушки и играли.

3.3 . Из художественной литературы.

Работая над темой проекта, я прочитала несколько рассказов и стихотворений о детях Великой Отечественной войны.

Особенно трогательным оказалось произведение Геннадия Черкашина « Кукла ».

Это рассказ о девочке и её кукле Маше – любимой игрушке, с которой девочка никогда не расставалась. Но так случилось, что из осажденного Ленинграда семье девочки пришлось уехать, и кукла потерялась. Вернувшись домой, на витрине магазина девочка увидела куклу и сразу узнала её. Это была Маша, её кукла, которую перед войной её подарил дедушка. К сожалению, из-за денежных трудностей маме так и не пришлось выкупить куклу: «Мы опоздали… Мы опоздали на целую неделю… Кто-то уже купил твою Машу…». «Ничего, мама, … Ничего…» - такими словами заканчивается рассказ Г. Черкашина.

Этот рассказ очень впечатлил. Автор переносит нас в прошлое, заставляет переживать его вместе с героями. Прочитав рассказ, понимаешь, как девочке и её маме была дорога эта кукла - единственное воспоминание о родных и любимых людях, о счастливой жизни до страшного 1941 года.

Вывод. Таким образом, игрушка для детей в годы Великой Отечественной войны - одна из немногих радостей, а именно она напоминала о мирном прошлом, о семье, в которой их любили. Игрушка спасала детей, семью. Игрушка была другом.

На основании результатов данного исследования я узнала о жизни детей во время Великой Отечественной войны. Мною было установлено, какие игрушки были у детей в это суровое время, в какие игры они играли. Подводя итоги исследования, вернёмся к гипотезе: предположим, несмотря на военное трудное время, дети находили время для игры, у них были игрушки.

Наша гипотеза подтвердилась:

-дети играли с младшими братьями и сестрами, потому что взрослые работали;

-играли в основном на улице;

- сами мастерили игрушки из дерева, из тряпок, из сломанной посуды;

-дети войны благодаря играм учились дружить, заботиться о слабых, помогать друг другу.

Каземирова Мария Александровна

После окончания Великой Отечественной войны прошло более 70 лет. Всё меньше и меньше становится свидетелей того времени.

Я родилась и выросла в мирное время. Никогда не слышала воя сирен, не знаю, что такое не топленое жилище и скудный военный паёк. Я вижу, как строятся новые дома, но не подозреваю, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Для меня война- это история.

22 июня 1941 года мирная жизнь была прервана, началась Великая Отечественная война. На защиту страны поднялись миллионы граждан. Мужчины ушли на фронт, женщины работали в тылу. Дети были предоставлены сами себе.

Всё дальше и дальше от нас уходят трагические события войны. Всё меньше и меньше ветеранов встречают с нами День Победы. Не утихает боль, нанесённая войной, не забывается подвиг нашего народа.

У детей войны разные судьбы, но их объединяет невосполнимая потеря детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои, противостоявшие войне. Но при любых обстоятельствах дети остаются детьми и хотят играть. Так во что же играли дети во время войны?

Актуальность моей работы заключается в том, что молодое поколение должно знать, помнить и гордиться историей своей семьи, своего государства.

Игры детей во время войны

У войны недетское лицо!

Но в глаза детей смотрела смерть.

Не щадила маленьких бойцов,

Им пришлось до срока повзрослеть.

Во время войны играли очень мало, не до этого было. Любимой игрой были камушки. Собирали мелкие камешки, подбрасывали, а поймать надо было тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Девочки постарше умели делать маски из папье-маше. В городе девочки часто прыгали на скакалках, если были карандаши- рисовали, летом играли в «секретики».

Дети в то время практически не играли дома. Для этого была улица. Там были такие игры, которые не требовали ничего, кроме желания и детской компании.

Играли в догонялки, которые назывались по-разному (салки, ляпки, маялки), в прятки, в казаки-разбойники, в лапту, глухой телефон, круг выжигало (это что-то типа игры в выбивалы). Играли и в старинные игры, такие как «Гуси-гуси», «А мы просто сеяли».

Ходили зимой на лыжах. Лыжи были иногда самодельные, иногда взрослые, «с чужого плеча». Конечно, лыжных ботинок тогда не было, лыжи цеплялись к валенкам. Ходить было не очень удобно, но зато ноги долго не замерзали.

Зимой катались на санках и на коньках. Коньки были разные - иногда самодельные полозья. А по весне любимое занятие детей – было пускать кораблики в многочисленных ручьях.

Валентин Николаевич Петров, родившийся в 1932 году и живший в Ярославле, перечисляет дворовые игры: «детей было много, во двор выходили гулять обычно человек пятьдесят. Разбивались по возрасту на группы и играли в разные игры: в расшибалку (на деньги), в стенку – тоже на деньги, в прятки, в казаки-разбойники, в черненькие, в ножички, в жостку (пинали мешочек, набитый камешками), в лапту, в футбол, в волейбол, в жмурки, играли в мушкетеров, сражаясь на «шпагах» (фильм «Три мушкетера» был очень популярен), строили в центре двора зимой крепости из снега и устраивали штурм снежных укреплений». Кроме этого Николай Петрович упоминает, что «в районе автозавода (теперь это Ярославский моторный завод) была устроена свалка из разбитой военной техники – танки «Тигр» и «Пантера», орудия, винтовки, пистолеты, автоматы, каски, пробитые осколками. Мы, школьники, обзаводились на этой свалке всем необходимым для игры в войну. Ходили в атаки, брали снежные крепости с криками: «Ура! За Родину!». Ребята лет 15-16 к нам во двор прикатили с Волги круглую мину диаметром примерно полметра. Мы ее пинали, катая по двору целый день». Об опасности военных свалок вспоминает и Николай Иванович Платонов, родившийся в 1931 году в деревне Князево Любимского района Ярославской области, а в войну живший в Ярославле: «Со свалок тащили все: патроны, запалы от гранат, стволы винтовок и тому подобное. По-детски не чувствуя опасности, играли ими, и это иногда заканчивалось серьезными травмами рук, глаз, лица».

Читайте также: