Игрушки детей во время вов

Обновлено: 02.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Актуальность: состоит в том, что поколение молодых людей XXI в. Должно свято хранить прошлое своей семьи, своей страны.

Я выбрала эту тему, потому что мне захотелось узнать, а было ли у детей военных лет детство? Какие были у них игрушки и играли ли они вообще?

Цель проекта: изучить, в какие игры и какими игрушками играли дети военной эпохи.

1. изучить различные источники информации по теме ;

2. узнать в какие игры и игрушки играли дети Великой Отечественной войны;

3. найти подтверждающие факты в художественной литературе ;

4 . изготовить куклу своими руками.

Объект исследования: дети войны

Предмет исследования: игры и игрушки военных лет.

1. Сбор информации (работа с литературными источниками, беседа, поиск информации в сети Интернет).

2. Изготовление куклы своими руками

Гипотеза: я предположила, что дети остаются детьми и в трудное для них время. Они найдут место и время для игр.

Практическая значимость работы:

Материал данной работы можно использовать как справочный материал для учителей и учащихся на уроках литературного чтения и классных часах.

2. Теоретическая часть

2.1 Игры и игрушки детей войны

Куклы Винкс, Братц, Мокси, роботы-трансформеры, конструкторы Lego — это современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? И вообще была у них возможность играть? У тех, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?
Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки ? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек .

На первый взгляд неказистые и даже немного смешные, но такие дорогие и родные для детишек, которые играли ими во время войны и в тяжелые послевоенные годы. Родные – потому что часто их делали мамы, бабушки, старшие сестры из того, что было в скудном домашнем быту, а иногда и не совсем домашнем – многие тогда жили в землянках. Иногда, чтобы порадовать ребенка взрослые отдавали платок, лоскутки ткани и нитки, которые были в хозяйстве наперечет, и дефицитную в ту пору бумагу, а уж когда ничего не было – в ход шли трава, веточки и любой природный и подручный материал.

Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускались в ограниченном количестве. Елочные шарики , представляли собой те же лампочки, только без цоколя. Из остатков фольги и проволоки делали снежинки и примитивные яблочки. Также из отходов производства делали домики для птиц , пятиконечные звезды с серпом и молотом внутри и многое другое.

Дети берегли довоенные игрушки . В блокадном Ленинграде и во многих других городах многие малыши во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей , которых потом обнимали во время бомбежки.
Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Игрушки-самоделки мастерили из бумаги, фантиков. Кукол для девочек мастерили сами. Самым простым выходом было – взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала это поленце в разные тряпочки. Делали кукол из соломы . Ну а самой большой радостью была кукла , сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или просто угольком. Нашим детям химический карандаш, скорее всего, незнаком.

Для того чтобы рисунок был ярче и не смывался, такой карандаш периодически приходилось смачивать слюной. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла, так как пакля имела желтый цвет. Наряжали куклу в платье, сшитое из цветных лоскутков. В качестве детской посуды использовали черепки битой посуды, которые берегли и хранили.

Мальчишки самостоятельно или с помощью дедушки выпиливали пистолеты и автоматы из досок. Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали веревками. Еще мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Получался довольно прыгучий мячик . Также мальчишки мастерили себе свистульки из дерева, из деревянных бревнышек делали коляски . Из глины летом лепили различные фигурки, которые сушили на солнышке. Играли всегда дружно, в частности, в лапту самодельным мячом, а еще делали шалаши из веток. На Новый год обязательно наряжали елку, так как это напоминало о мирной жизни, придавало сил, вселяло надежду на скорую победу. Украшали елки всем, что было под рукой – самодельными игрушками из бумаги , ватой, фантиками, если они были. Даже Дед Мороз на новогодних открытках изображался в виде бородатого партизана. Если была возможность, на фронте тоже ставили елку, только в качестве украшений использовали погоны, бинты, стреляные гильзы. Весьма популярной у детворы была игра в камешки. Собирали те, что по мельче, подбрасывали и старались поймать тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Весьма популярной у детворы была игра в камешки. Собирали те, что по мельче, подбрасывали и старались поймать тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Конечно, во время войны играли и в войну, но только не в оккупации. Патронов и пороху вокруг было-то в избытке, не говоря уж о прочих вещах военного времени. Из патронов высыпали порох и бросали в костёр. Только фашистов никто не изображал, эту роль отводили, в основном, деревьям. Ну, и, конечно, пацаны не могли не пробовать себя в роли пиротехников, что часто заканчивалось трагически.

2.2. Сравнение игрушек прошлого с игрушкой современного производства

У каждого времени своя игрушка, свои предпочтения. Сейчас современные игрушки создаются с учётом всех модных тенденций.

Тряпичная кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. Она сопровождается соответствующими аксессуарами. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство.

На мой взгляд, невозможно установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети. Для каждого поколения свои прелести в игрушках, своё развитие и понимание игрушки.

3. Практическая часть

3.1. Чтение и анализ художественной литературы

Чем больше времени проходит со дня окончания ВОВ, тем больше забывается она. Всё меньше остаётся среди нас ветеранов, которые могут, как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей Родины. Тем ценнее для нас творчество известных и менее известных поэтов нашей страны, воевавших, прошедших блокаду и плен.

Работая над темой проекта, я прочитала несколько рассказов и стихотворений о детях Великой Отечественной войны. Например: «Кукла» Генадия Черкашина; «Три девочки» Елены Верейской; «Алёнушка» Самковой Нияры.

«Три девочки», Елены Верейской. ( Приложение 1)

Три девочки — это школьницы Наташа, Катя и Люся. Они живут в коммунальной квартире, дружат, придумывают ребусы, встречают Новый год — а потом приходит война. Перестав ходить в школу — ее разбомбило, — девочки учатся другим вещам. Они умеют тушить зажигательные бомбы, отличать шум двигателей советских и вражеских самолетов и радоваться черствому хлебу: «Сухарь был очень черствый, и это было хорошо — можно было дольше жевать». Эта повесть о хорошем — пережить самые трудные моменты жителям квартиры помогает забота друг о друге.

Меня тронуло произведение Геннадия Черкашина «Кукла».

Рассказ о девочке и её кукле Маше. Это была любимая кукла, и девочка с ней никогда не расставалась. Но так случилось, что из осажденного Ленинграда семье девочке пришлось уехать, и кукла потерялась. Вернувшись, домой в витрине магазина девочка увидела куклу и сразу же узнала её. Это была Маша, её кукла, которую ей перед войной подарил дедушка. К сожалению, из-за денежных трудностей маме так и не пришлось выкупить куклу.

«Мы опоздали. — Понурившись, мама тяжело опустилась на табурет. — Мы опоздали на целую неделю, — повторила она. — Кто-то уже купил твою Машу…»

Девочка подошла к маме «и провела рукой по её рано поседевшим волосам.

- Ничего, мама, … Ничего… »

Такими словами заканчивается рассказ Г. Черкашина.

Этот рассказ мне очень понравился. Автор переносит нас в прошлое, заставляет переживать вместе с героями. Прочитав рассказ, понимаешь, как девочке и её маме была дорога эта кукла - единственное воспоминание о родных и любимых людях, о счастливой жизни до страшного 41 года.

Еще одно произведение, которое меня тронуло до глубины души – это « Алёнушка» Самковой Нияры. Читая это стихотворение понимаешь, что самое главное в этой жизни – это твоя семья, близкие и родные люди. Память о тех, кого нет уже рядом с нами, об их героическом подвиге. Одна кукла! А как много она может нам рассказать о том страшном времени, о том кошмаре, который творился в годы войны. Эта игрушка, неказистая, потрепанная, но такая родная, связала, ни одно поколение воедино. Потому что пока мы помним – мы живем.

3.2. Изготовление куклы

Изучив, в какие игры и игрушки играли дети военных лет, я решила выяснить у одноклассников, какие старинные игрушки они знают. Из 16 опрошенных 10 человек привели по одному примеру, а 6 не смогли ответить на вопрос. Благодаря рассказу Г. Черкашина и стихотворению Самковой Нияры «Алёнушка» мне захотелось попробовать сделать куклу своими руками. Изготовление тряпичных кукол своими руками не требует особого мастерства или навыка, достаточно начальных знаний о шитье. Материалы также можно подготовить из остатков тканей, старой, но в хорошем состоянии одежды.

Для работы я взяла: белую ткань для головы и туловища. Красную ткань для сарафана. Принадлежности для шитья (ножницы, иглы, нитки, карандаш).

Этапы работы: сначала я изготовила тельце куклы, затем оформила лицо и сшила сарафан. (Приложение 2) У меня получилась тряпичная кукла, похожая на кукол, которую шили дети в войну. (Приложение 3)

Заключение.
Анализируя собранный материал, я поняла, что дети того времени не имели ничего похожего на жизнь современных детей. Сегодня у детей очень много самых разных игрушек, которые валяются, позабытые своими хозяевами. Тогда каждая игрушка была большой ценностью.

В результате работы над проектом , я поняла: чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Вот и дети, делая игрушки своими руками для себя и своих близких, они не только получали первые трудовые навыки, но и учились заботиться о близких, любить их. Изготавливая куклу, каждая маленькая девочка уже училась вкладывать в нее душу, любить и беречь её. Я поняла, что для детей войны игрушка была символом мирной жизни. Дети всегда остаются детьми. Даже в трудное и страшное время . Они найдут место и время для игр. Их детство опалила война, но они выжили и сохранили лучшие душевные качества. А помогали им помнить, что они дети – игрушки!

Рассказывать о работе детских садов во время Великой Отечественной войны начнём с цифр. В 1941 году в Советском Союзе было примерно 14300 детских садов. А в 1945-м году — уже более 25-ти тысяч. Статистика этих же лет по яслям — 13135 и 18865.

Причин на то несколько. Конечно, стране требовались трудовые руки. Женщины, как могли, заменяли на рабочих местах ушедших на фронт мужей, братьев, отцов и больше не могли заниматься только домашним хозяйством. Второй фактор: многие области нашей большой страны принимали эвакуированных деток. Уместить их всех в уже открытые сады было невозможно. Так, в Алтайском крае количество детских садов за несколько огненных лет выросло от 161-го до 313-ти, а уже после окончания войны — вновь уменьшилось. А в Кемеровской области от 244-х (1941 годы) до 33-х (1944).

Но о каком бы крае или детском саде ни шла речь, не будет преувеличением сказать, что везде трудились самоотверженные воспитатели и нянечки. Они не могли полностью заменить мальчишкам и девчонкам мам и бабушек, но старались, как могли. И если бы силы человеческой души измерялись, скажем, в ньютонах, то лично для себя эти девушки и женщины не оставляли ни одной такой единицы. Всё — для ребятишек и фронта. Вот тому примеры.

О детских садах во время войны

* В начале зимы 1941 года руководителям детских садов Москвы стало ясно, что оставлять деток в зданиях слишком опасно. Поэтому многие неэвакуированные сады перевели в бомбоубежища. Известен пример сада №12, переведённого в убежище, где малыши очень боялись темноты. И тогда старая нянечка Прасковья Фёдорова на все свои деньги купила свечи, укрепила их по стенам и следила, чтобы не гасли. Она же придумала показывать детишкам теневой театр и научила тому, что темнота может таить в себе не только страх неизвестного, но и интересную сказку.

* В свободные от смен часы воспитатели рыли окопы — и это касается не только столицы, но и многих городов, к которым приближался враг.

* Тульский детский садик №2 на время войны стал ещё и интернатом, здесь находились и сироты. Воспитатели старались не рассказывать лишний раз детям о войне, ведь горе от неё и так было огромным. Но однажды четырёхлетняя девочка принесла письмо от отца — показать. Письмо прочитали. В нём были строки об однополчанине отца, родом из Минска. Этот солдат очень волновался за свою жену, которая не успела эвакуироваться. И тогда воспитатели написали ответ этому солдату. В письме они утешали его, поддерживали. Узнали об этом дети из старшей группы — и тоже написали свои весточки. Так родилась переписка, которая продолжалась всю войну. Тот боец писал одно большое письмо на адрес садика — а ему в ответ приходило несколько десятков треугольников. Вот цитата одной солдатской весточки: «Дорогие мои! Я вас ведь не видел ни разу, но кажется, знаю всех в лицо! Как я благодарен вам за ваши тёплые, искренние строки! Знали бы вы, как они важны для меня, как я жду их. У меня словно появилось много-много родных. »


* А вот воспоминания методиста А.В.Никулицкой. Речь идёт о переезде-возвращении воспитанников детского сада из Егорьевского района в Москву. «Пятнадцатого октября я получила приказ Отдела народного образования вывезти детей из Егорьевского района в Москву. Шестнадцатого октября я везла детей в автобусе. Километрах в двадцати от Егорьевска (в деревне) наш автобус завяз а грязи. Взрослые, ехавшие с детьми, помогали шофёру — собирали камни, солому и т. д. В это время над автобусом начал кружить вражеский самолёт. Шофёр посоветовал мне вывести из автобуса детей. Когда старшие дети рассмотрели фашистский знак на самолёте, они стали волноваться, а малыши начали громко плакать. Чтобы успокоить детей, отвлечь их внимание, я предложила всем смотреть на большое облако и ждать, как оттуда вылетят наши истребители и прогонят фашистский самолёт. Дети перестали плакать и внимательно смотрели на облако. Вскоре действительно появились три наших истребителя, но с противоположной от облака стороны. Дети услышали шум моторов, повернули головы и увидели, как наши погнали вражеский самолёт. Дети забыли страх — хлопали в ладоши, визжали.

Позднее эти ребята по пути в тыл три раза подвергались налётам. Это были жуткие моменты. Но ребята мало беспокоились, они были уверены, что наши истребители прогонят фашистов как тогда, возле автобуса. Все дети, вернувшиеся в Москву, должны были снова ехать, на сей раз в глубокий тыл. »


* История одного из сельских детских садов Кировской области. В годы войны стало ясно, что прокормить ребят не удастся. Тогда воспитатели им одним ведомым способом раздобыли двух коров. Чтобы накормить рогатых и заготовить им сено, ходили со старшими детьми рвать траву. Брали детей и на дойку, учили доить, но к коровам не подпускали, этим занимались только взрослые. Но дети есть дети, им очень хотелось попробовать «процесс». И вот однажды во время тихого часа три мальчугана отправились к бурёнкам и взялись за дело.

Весь детский сад буквально встал на уши от дикого мычания, раздававшегося в радиусе чуть не пары километров. Когда воспитатели вбежали в сарай, где жили коровы, то увидели, что рогатые зажаты в угол, около них — мальчишки, которые пытаются доить. А чтобы коровы не бодались, двое пацанов взяли несчастных за уши и стали целовать! Такого ужаса бурёнки спокойно перенести не смогли. Как говорится, занавес.

Нажмите, чтобы узнать подробности

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 69 Игры и игрушки детей во время Великой Отечественной войны 1941-1945. «У нас и детства не было отдельно А были вместе детство и война.»


"Над проселочной дорогой Пролетали самолеты. Мальчуган лежит у стога, Точно птенчик желторотый. Не успел малыш на крыльях Разглядеть кресты паучьи. Дали очередь – и взмыли Вражьи летчики за тучи. "

Д. Кедрин

Дети Великой Отечественной войны Летний день 22 июня 1941 года… Люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в

Дети Великой Отечественной войны

Летний день 22 июня 1941 года… Люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках.

Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство.

Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют таких людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек. Дети берегли довоенные игрушки. Во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей, которых потом обнимали во время бомбежки.

Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек. Дети берегли довоенные игрушки. Во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей, которых потом обнимали во время бомбежки.

Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Самым простым выходом было взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала его в разные тряпочки.

Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Самым простым выходом было взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала его в разные тряпочки.

Когда цвёл укроп отламывали головки и заплетали в косы, также пеленали початки кукурузы, чтобы волосы были наружу.

Когда цвёл укроп отламывали головки и заплетали в косы, также пеленали початки кукурузы, чтобы волосы были наружу.


Играли дети всегда дружно, игрушки делали сами из соломы осликов, козликов, коровок.

Играли дети всегда дружно, игрушки делали сами из соломы осликов, козликов, коровок.

Девочки скручивали себе кукол из старых тряпок, называлась эта кукла – самокрутка.

Девочки скручивали себе кукол из старых тряпок, называлась эта кукла – самокрутка.


Самой большой радостью была кукла, сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или углём. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла. Наряжали куклу в платья сшитые из цветных лоскутков.

Самой большой радостью была кукла, сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или углём. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла. Наряжали куклу в платья сшитые из цветных лоскутков.

Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок.

Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок.

Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали их верёвками.

Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали их верёвками.

Ещё мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок.

Ещё мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок.

Мальчишки мастерили себе свистульки из дерева.

Мальчишки мастерили себе свистульки из дерева.

Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посудки не было. Поэтому собирали разные черепки битой посуды, играли ими, берегли их, хранили, тщательно мыли.

Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посудки не было. Поэтому собирали разные черепки битой посуды, играли ими, берегли их, хранили, тщательно мыли.

Но чаще просто играли на улице – летом за раками ходили, делали из берёзовых веток шалаши, играли в лапту тряпичным мячом или в городки, зимой на санках катались.

Но чаще просто играли на улице – летом за раками ходили, делали из берёзовых веток шалаши, играли в лапту тряпичным мячом или в городки, зимой на санках катались.

Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускали их в ограниченном количестве. Это куклы с фарфоровой головой, целлулоидные пупсы, парусиновые мишки.

Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускали их в ограниченном количестве. Это куклы с фарфоровой головой, целлулоидные пупсы, парусиновые мишки.


Во время Великой Отечественной войны всегда наряжали ёлку. Она была символом мирной спокойной жизни. Наряжали ёлки по простому, ёлочные шарики, представляли собой те же лампочки, только без цоколя. Из остатков фольги и проволоки делали снежинки и примитивные яблочки. Также из отходов производства делали домики для птиц, пятиконечные звезды с серпом и молотом внутри и многое другое.

Во время Великой Отечественной войны всегда наряжали ёлку. Она была символом мирной спокойной жизни. Наряжали ёлки по простому, ёлочные шарики, представляли собой те же лампочки, только без цоколя. Из остатков фольги и проволоки делали снежинки и примитивные яблочки. Также из отходов производства делали домики для птиц, пятиконечные звезды с серпом и молотом внутри и многое другое.


Игрушки пережившие войну можно увидеть в музее игрушек в городах Мышкин и Тула.

Игрушки пережившие войну можно увидеть в музее игрушек в городах Мышкин и Тула.

Хотя игрушки из магазина мало у кого были, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую придуманную и сделанную своими руками игрушку любили и берегли, как самую дорогую.

Хотя игрушки из магазина мало у кого были, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую придуманную и сделанную своими руками игрушку любили и берегли, как самую дорогую.

Нажмите, чтобы узнать подробности

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 69 Игры и игрушки детей во время Великой Отечественной войны 1941-1945. «У нас и детства не было отдельно А были вместе детство и война.»


"Над проселочной дорогой Пролетали самолеты. Мальчуган лежит у стога, Точно птенчик желторотый. Не успел малыш на крыльях Разглядеть кресты паучьи. Дали очередь – и взмыли Вражьи летчики за тучи. "

Д. Кедрин

Дети Великой Отечественной войны Летний день 22 июня 1941 года… Люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в

Дети Великой Отечественной войны

Летний день 22 июня 1941 года… Люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках.

Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство.

Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют таких людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек. Дети берегли довоенные игрушки. Во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей, которых потом обнимали во время бомбежки.

Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек. Дети берегли довоенные игрушки. Во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей, которых потом обнимали во время бомбежки.

Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Самым простым выходом было взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала его в разные тряпочки.

Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Самым простым выходом было взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала его в разные тряпочки.

Когда цвёл укроп отламывали головки и заплетали в косы, также пеленали початки кукурузы, чтобы волосы были наружу.

Когда цвёл укроп отламывали головки и заплетали в косы, также пеленали початки кукурузы, чтобы волосы были наружу.


Играли дети всегда дружно, игрушки делали сами из соломы осликов, козликов, коровок.

Играли дети всегда дружно, игрушки делали сами из соломы осликов, козликов, коровок.

Девочки скручивали себе кукол из старых тряпок, называлась эта кукла – самокрутка.

Девочки скручивали себе кукол из старых тряпок, называлась эта кукла – самокрутка.


Самой большой радостью была кукла, сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или углём. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла. Наряжали куклу в платья сшитые из цветных лоскутков.

Самой большой радостью была кукла, сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или углём. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла. Наряжали куклу в платья сшитые из цветных лоскутков.

Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок.

Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок.

Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали их верёвками.

Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали их верёвками.

Ещё мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок.

Ещё мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок.

Мальчишки мастерили себе свистульки из дерева.

Мальчишки мастерили себе свистульки из дерева.

Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посудки не было. Поэтому собирали разные черепки битой посуды, играли ими, берегли их, хранили, тщательно мыли.

Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посудки не было. Поэтому собирали разные черепки битой посуды, играли ими, берегли их, хранили, тщательно мыли.

Но чаще просто играли на улице – летом за раками ходили, делали из берёзовых веток шалаши, играли в лапту тряпичным мячом или в городки, зимой на санках катались.

Но чаще просто играли на улице – летом за раками ходили, делали из берёзовых веток шалаши, играли в лапту тряпичным мячом или в городки, зимой на санках катались.

Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускали их в ограниченном количестве. Это куклы с фарфоровой головой, целлулоидные пупсы, парусиновые мишки.

Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускали их в ограниченном количестве. Это куклы с фарфоровой головой, целлулоидные пупсы, парусиновые мишки.


Во время Великой Отечественной войны всегда наряжали ёлку. Она была символом мирной спокойной жизни. Наряжали ёлки по простому, ёлочные шарики, представляли собой те же лампочки, только без цоколя. Из остатков фольги и проволоки делали снежинки и примитивные яблочки. Также из отходов производства делали домики для птиц, пятиконечные звезды с серпом и молотом внутри и многое другое.

Во время Великой Отечественной войны всегда наряжали ёлку. Она была символом мирной спокойной жизни. Наряжали ёлки по простому, ёлочные шарики, представляли собой те же лампочки, только без цоколя. Из остатков фольги и проволоки делали снежинки и примитивные яблочки. Также из отходов производства делали домики для птиц, пятиконечные звезды с серпом и молотом внутри и многое другое.


Игрушки пережившие войну можно увидеть в музее игрушек в городах Мышкин и Тула.

Игрушки пережившие войну можно увидеть в музее игрушек в городах Мышкин и Тула.

Хотя игрушки из магазина мало у кого были, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую придуманную и сделанную своими руками игрушку любили и берегли, как самую дорогую.

Хотя игрушки из магазина мало у кого были, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую придуманную и сделанную своими руками игрушку любили и берегли, как самую дорогую.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: -узнать о военном детстве наших ветеранов войны, своих прабабушек и прадедушек; -выяснить, какими игрушками играли дети в военное время; -выявить о роли игрушек военных лет Для реализации данной цели были определены следующие задачи: 1. Работа с литературными источниками и ресурсами Интернета. 2.Встреча с ветеранами войны и тыла- с очевидцами тяжелых военных лет 3.Изучение музейных экспозиций

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа " Игры и игрушки военных лет"»

МОБУ СОШ №5 6 класс Ушкаренко Валерия Александровна

МОБУ СОШ №5 6 класс Ушкаренко Валерия Александровна

Цель работы: -узнать о военном детстве наших ветеранов войны, своих прабабушек и прадедушек; -выяснить, какими игрушками играли дети в военное время; -выявить о роли игрушек военных лет Для реализации данной цели были определены следующие задачи : 1. Работа с литературными источниками и ресурсами Интернета. 2.Встреча с ветеранами войны и тыла- с очевидцами тяжелых военных лет 3.Изучение музейных экспозиций

Коллекция кукол библиотекаря школы №5-Хамитовой Маргариты Раисовны





« Дорогие» игрушки военных лет

« Дорогие» игрушки военных лет


«Елка победы» Дед Мороз с автоматом на руках

«Елка победы»

Дед Мороз с автоматом на руках

Вот какие елочные игрушки военных лет сохранились от прабабушки

Вот какие елочные игрушки военных лет сохранились от прабабушки

Моя бабушка-Ширяева Галина Алексеевна

игры 40-х годов- отражение военной поры

игры 40-х годов-

отражение военной поры

любимой игрой у ребят была лапта зимой мальчишки катались на таких штуках

любимой игрой у ребят

зимой мальчишки катались на таких штуках

занятие пускать кораблики

Для детей войны игрушка была символом мирной жизни. Эпохой бессмертия вы рождены И помнить обязаны свято: Взрастило вас время, вы - дети войны, За вас умирали солдаты.

Для детей войны игрушка была символом мирной жизни. Эпохой бессмертия вы рождены И помнить обязаны свято: Взрастило вас время, вы - дети войны, За вас умирали солдаты.

Читайте также: