Игрушки для аутистов подростков

Обновлено: 16.04.2024

Дети, которые имеют расстройства аутистического спектра, обычно нуждаются в отдельном подходе к своему развитию. Визуально и многим другим признакам они отвечают нормам, однако при этом их поведение все равно отличается от сверстников.

Дети-аутисты нередко не могут нормально контактировать с миром. Иногда у них формируется практически полная отчужденность от контактов. Дети нередко пассивны – они никак не реагируют на холод, на боль, часто не отзываются даже в случае голода. Обычно такие дети молчаливые, но зачастую могут что-то внезапно рассказать.

Выбирая игрушки для таких детей, стоит проявлять особую бдительность. Многие игрушки будут проигнорированы аутистами.

КАК ВЫБИРАТЬ ИГРУШКИ ДЛЯ АУТИСТОВ

Дети, вне зависимости от имеющихся предпочтений, предпочитают игру в качестве механизма получения знаний и навыков. Важно учесть, что подбор игрушек для аутистов должен быть несколько иным. Нередко аутистам нравятся игрушки, подходящие детям младшей категории. Производители специально создают такие комплекты игрушек, которые помогают детям с особенностями изучать внешний мир.

Как правильно выбрать игрушки для аутистов? Основная задача – активировать в таком случае чувство осязания. Нередко эти дети проявляют высокую творческую активность, а потому они ищут свой собственный путь исследования вещей.

В качестве игрушек для детей с аутизмом подойдут:

  • Музыкальные изделия.
  • Картонные книги.
  • Книги из ткани.
  • Кубики различных размеров с буквами, цифрами.
  • Фигурки с рельефом.

Игрушки – это связь между ребенком и взрослыми. Также с помощью игрушек аутисты могут устанавливать контакты и со своими сверстниками. Нередко для этого применяются лото, викторины и т.д. Выбирая игрушку, стоит обязательно ориентироваться на возраст ребенка, на степень аутизма, увлеченность, реакцию и т.д.

РАЗНООБРАЗИЕ В ИГРУШКАХ

Дети с аутизмом плохо воспринимают что-то новое. Они каждую игрушку встречают в штыки. Потому все развивающие игры стоит покупать только по подобию: если ребенок любит игрушки одной формы, некоторого цвета и типа – эти критерии стоит учесть. Однако за постоянством всегда скрываются и проблемы. К примеру, ребенок может отказаться к восприятию чего-то нового, в результате этого его развитие будет медленным. Потому стоит пытаться покупать разнообразные материалы для развития детей.

Комната, переполненная предметами, вызывает у детей с аутизмом тревогу. Грамотно подобранные игрушки помогают реализовать потребности ребенка в качественном развитии. Можно взять ребенка с собой в магазин и там уже узнать, что именно он хочет получить.

ПАЗЛЫ, БАТУТЫ

Если детям хочется получить в свое распоряжение надувную горку или же домик, в котором можно прятаться, то не стоит им противоречить. Аутисты испытывают сложности в контактах с окружающим миром, не осознают реакций своего тела. Батут помогает им управляться своим телом, что дает возможность правильно реагировать на все движения.

Пазлы – хороший способ пробудить терпеливость и увеличить концентрацию ребенка на одном занятии. Стоит осуществлять начальное знакомство с изделий попроще, а затем уже переходить к более сложным пазлам.

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ПЕРСОНАЖИ

Зачастую дети с аутизмом увлечены именно мультфильмами. Они сильно привязываются к персонажам, а потому можно приобрести таких героев, выполненных их древесины, пластика и других материалов. Лучше всего брать игрушки более крепкие, поскольку аутичные дети привязаны к таким персонажам. Любую поломку они воспринимают близко к сердцу.

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) особенные и требуют своеобразного подхода. По внешним признакам их развитие соответствует нормам, но в то же время они существенно отличаются от сверстников.

Дети с расстройством аутистического спектра

Дети-аутисты плохо контактируют с внешним миром (при наличии тяжелого аутизма наблюдается полная отчужденность). Малыши часто проявляют пассивность ко всему происходящему: не демонстрируют никакой реакции на голод, холод и даже боль. Чаще всего они молчаливы, но могут ни с того ни с сего процитировать фразу, услышанную ранее.
К подбору игрушек для таких детей нужно подходить с особой тщательностью, так как их большая часть попросту будет игнорироваться.

Критерии выбора игрушек

Все детки, не зависимо от своих предпочтений и особенностей, любят играть. Нужно учесть, что игрушки для ребенка с ауитзмом должны быть немного другими. Обычно дети-аутисты предпочитают изделия для младшей возрастной категории. Современные производители разработали тематическую серию из развивающих материалов, которые помогают детям с особенностями познавать окружающий мир.
На какие моменты необходимо обращать внимание в первую очередь при выборе? Основная задача игрушек для детей-аутистов – это активизация слабо развитого чувства осязания. Такие дети обычно творческие личности, следовательно, они находят свой способ исследования вещей.

Критерии выбора игрушек

Игрушками могут быть:

  • изделия с музыкальными элементами;
  • тканевые и картонные книги;
  • кубики разных размеров с нанесенным изображением цифр, букв, фигур, животных;
  • рельефные фигурки.

Критерии выбора игрушек для аутистов

Важный принцип: сложная форма заболевания = простые игрушки.

Больше разнообразия

Дети сложно воспринимают новое, и каждая игрушка встречается с настороженностью. Поэтому все развивалки часто покупаются по принципу подобия: когда ребенок предпочитает игрушки одной формы, определенного цвета, музыкального или мягкого типа — эти критерии учитываются при покупке в первую очередь. Но за таким постоянством кроется опасность. Ребенок может отказаться воспринимать все новое, и это напрямую повлияет на его развитие. По этой причине необходимо постараться подбирать разнообразные развивающие материалы.
Не стоит засыпать кроху различными предметами, ведь загроможденная комната для аутиста провоцирует появление чувства тревоги.

Критерии выбора игрушек для детей аутистов

Правильно подобранные игрушки предоставят возможность удовлетворить весь спектр актуальных потребностей.

Совет: хотите сделать правильный выбор – возьмите малыша с собой в магазин и прислушайтесь к его мнению.

Батуты и пазлы

Если дети хотят стать обладателями яркой надувной горки или небольшого домика, не стоит этому препятствовать. У аутистов нарушен не только контакт с окружающим миром, но и со своим телом. Батут поможет в форме увлекательной игры научить контролировать свое тело и правильно реагировать на движения.
Пазлы же развивают терпение и чувство концентрации. Начинать знакомить детей с игрой нужно с простых вариантов, постепенно их усложняя.

Батуты и пазлы для аутистов

Мультипликационные герои

Часто аутичные дети (АД) увлекаются мультипликационными фильмами, и это можно использовать с пользой. Они привязываются к образам. На современном игрушечном рынке можно найти музыкальных и плюшевых мультипликационных героев, из дерева или иных материалов. Постарайтесь отдать предпочтение качественным изделиям повышенной крепости, так как аутичные дети к ним привязываются сильнее, чем здоровые.

Аутичные дети (АД)

Игры-головоломки

Одной из проблем АД является нарушенная способность взаимодействовать с окружающими. По этой причине рекомендуется выбирать игры, которые позволяют наладить контакт между детьми и родителями. К ним относятся:

  • конструкторы;
  • строительные блоки;
  • детские железные дороги;
  • головоломки.

Конструктор «Лего», например, развивает фантазию, и способен увлечь одновременно людей разной возрастной категории.
Важно играть с ребенком, а не оставлять его наедине.

Игры-головоломки

Сделай сам

В магазинах данная разновидность развивалок встречается редко, но их можно сделать и самому. Это так называемые сенсорные игрушки, основной задачей которых является развить:

  • крупную и мелкую моторику;
  • зрительное восприятие;
  • тактильные ощущения;
  • слух;
  • мышление;
  • навыки общения.

Игры-головоломки сделай сам

Например, небольшой коврик с яркими элементами, шуршащими отделениями, разноцветными карточками, фетровыми игрушками на липучках, шершавыми цифрами и буквами, бубенцами, шариками и т.д. Часто родители изготавливают целые стенды, на которых располагают молнии, шнуровки, крючки, замочки с ключами, разнообразные липучки и кармашки, шьют мягкие книги, и многое другое.
Важно, чтобы на одном коврике или стенде сочетались разные стимульные материалы: холодные, гладкие, теплые, шершавые, мягкие, колючие или твердые предметы.

Специальные игрушки для детей с РАС

В начале 2018 года стала популярной игрушка под названием «спиннер». Большинство людей считает, что она специально разработана для аутистов: одновременно и развивает, и успокаивает. Но практикующие коррекционные психологи опровергают данную информацию и утверждают, что спиннер наоборот погружает в себя по принципу гипноза. Основная цель занятий с АД – это социализация. Именно по этой причине подбирать необходимо предметы, по типу фотоальбомов или говорящих плакатов, которые будут выступать в роли коммуникатора.
Также к этой категории можно отнести массажеры, подушки с вибрацией, настенное планирование дня.

Специальные игрушки для детей с РАС

Как играют аутичные дети

Малыши с расстройством аутистического спектра играют по-особенному. Уже с первых лет жизни можно отметить некоторые отличия:

  • чаще выставляют подобные игрушки в одну линию;
  • предпочитают играть в одиночестве;
  • преобладают монотонные и цикличные движения;
  • не допускают к процессу посторонних.

Специальные игрушки для детей с РАС игра

Обычные дети в период игры балуются, шумят, подражают взрослым и сверстникам, задают десятки вопросов в минуту.
Совет: если вы стали замечать, что ребенок отказывается от вербальной или социальной коммуникации, не может или не хочет познавать новое, обратитесь к психиатру, возможно, у ребенка присутствует та или иная степень РАС.
Отзывы относительно правильного подбора игрушек для детей с РАС

Положительные Отрицательные
У нашей малышки с 2 лет есть обожаемый друг – ушастый зайка, и она себя чувствует с ним более защищенной и спокойной. Стирать и сушить его приходится оперативно ночью, так как она его просто не выпускает из рук никогда. Психолог наша сказала, что это даже хорошо. (Света) Нам недавно поставили диагноз, и я даже не догадывалась, что полная комната игрушек – это плохо. Будем исправляться! (Нина)
Спасибо игрушечной индустрии, сегодня настолько большой выбор, что порой сам теряешься. Мы взяли себе за правило раз в неделю покупать новую и кардинально отличающуюся развивалку. И знаете, это реально работает. (Ксения) Что только не пробовали, а дочь одного медведя за собой носит, ни на одну другую игрушку не реагирует, и психиатры не помогают. Руки опускаются, не все так просто и безоблачно. (Ира)
Фетровые фигурки на липучках – это нечто. Сама освоила технику кройки и шитья, теперь я разрабатываю, шью, мы играем недельку-две, а потом относим в свой детский сад. И все счастливы, и квартира не “загромождается”, и ребенок развивается, да и бюджетно, что немаловажно. (Дина) Дома мы рисуем, лепим, делаем поделки, игрушкам современным не доверяю, и стараюсь от телевизора держать подальше (Надежда)
В игровой у дочери есть большой аквариум (с пузырями, разными рыбками, замками, водорослями и улитками), надувной бассейн с разными шариками (пластиковыми, надувными, гладкими, пупырчатыми, разноцветными), стенд для рисования ладошками и многое другое. У нас из трех комнат в квартире пришлось выделить одну комнату для игровой. Всем родителям рекомендую. (Екатерина)
Никогда не задумывалась, что игрушки нужно выбирать правильно. Теперь буду данному вопросу уделять больше внимания. (София)
Спасибо за информацию, особенно относительно советов «Сделай сам». (Яна)
Сенсорные игры для меня открыли в одном детском центре. Это просто нечто из категории «невероятное». Малышка просто в восторге была, и моментально увлеклась новой игрушкой. (Тамара)

Вывод
Выбирая очередную игрушку своему малышу, помните, она должна быть не только нужной и полезной, но и желанной. Ведь то, что его не заинтересует, будет пылиться в комоде.
Даже самая интересная вещь станет абсолютно бесполезной, если с ней не научить взаимодействовать. Своеобразная игра детей-аутистов часто сложна и скучна для взрослых, но без посторонней помощи они не справятся.
Важно наладить с ребенком контакт, и все получится.

Видео — Коррекция аутизма дома: игры и игрушки. Воспитание ребенка с аутизмом

Видео — Развивающие игры. Арина, аутист, 4 года


Даже родители особых детей затрудняются сказать, какие игрушки любят аутисты. Им тяжело угодить, сложно заинтересовать и даже то, на что они обращают внимание в магазине, может быть потом отвергнуто. Тем более сложно приходится тем, кто идет в гости и выбирает подарок

Проще всего взять с собой малыша в торговый центр и сразу купить то, что ему понравилось, но это не всегда осуществимо. Поэтому рассмотрим, что все-таки можно приобрести, а от каких идей сразу отказаться.

Игрушки, которые нельзя дарить

Не стоит преподносить ничего символического, что вы купили исключительно для приличия. Дети с расстройством не больны, они лишь обладают особенностями, поэтому будут ждать от вас чего-нибудь действительно интересное, а пустышка их разочарует. Еще одна причина — они легко утомляются, слишком много бесполезных игрушек для них — эмоциональный хлам.

Аккуратнее с рекламируемыми спиннерами и слаймами. Во-первых, они далеко не всем интересны, а во-вторых, не при всякой форме аутизма их стоит дарить. Возможно, это подойдет взрослому или подростку, но не маленькому ребенку.

Пищащие, визжащие, орущие предметы — можете оставить на одной полке со спиннерами. Большинство людей с расстройством обладают гиперчувствительным слухом, поэтому такой презент может вызвать напряжение и даже испугать.

Дарить сложные головоломки или трудные в сборке игрушки для аутистов – все равно, что преподнести безногому человеку ботинки. Даже здоровым детям не рекомендуется выбирать то, что не соответствует пока их возможностям, а также возрасту.

Подходящие игрушки для детей с аутизмом

Неплохо перед покупкой все-таки узнать, чем увлекается ребенок, какие у него предпочтения. Однако есть универсальные подарки:

● пазлы с крупными деталями

● музыкальный инструмент (если увлекается музыкой)

● несложный конструктор типа «Лего»

● фигурки героев любимых мультфильмов

● карточки с картинками


Детям с аутизмом важно удовлетворять сенсорный «голод». Для развития вестибулярного аппарата им можно преподнести снаряды из домашнего игрового комплекса, для мелкой моторики:

• легкие головоломки, наподобие «змейки»

• тесто для лепки

Подходящие по возрасту головоломки и логические игры, понравятся не только ребенку, но и родителям. Развивающие игрушки для детей с аутизмом помогают улучшать мышление, память, создают ощущение успеха.

Кроме того, при расстройстве полезны игры, в которые можно играть коллективно, тем самым безболезненно выдергивая ребенка из неконтактной среды. Поэтому можно подарить:

Отличный вариант — игровая палатка или домик. Особенно если в доме нет личного пространства, где аутист может прятаться в моменты эмоционального перенапряжения.

Стереотипия — стоит ли покупать однотипные игрушки

Аутисты консервативны в своих предпочтениях. Например, они могут каждый раз просить игрушки только красного цвета или вовсе, одинаковые наборы конструкторов. С одной стороны, ребенок будет доволен, с другой, однообразие — это шаг назад в развитии.

Если он так хочет игрушку, которая у него уже есть, постепенно приучайте его к разнообразию. Сделайте выбор в пользу другого цвета или формы, купите немного модифицированную по функциям и возможностям. В любом случае, хотя бы попробуйте договориться о замене.


Альтернативные подарки аутистам

Если при конкретной форме аутизма та или иная игрушка не актуальна, узнайте, можно ли у вас в городе приобрести сертификат на иппотерапию или дельфинотерапию. В большинстве случаев это самый лучший подарок.

Оба вида терапии не только улучшают физические и контактные показатели, но также необъяснимым пока образом влияют на повышение уровня норадреналина, ГАМК, дофамина, мелатонина в 90% случаев. В 70% отмечаются улучшение эмоционального спектра и снижение влияния фобий.


Дети, которые имеют расстройства аутистического спектра, обычно нуждаются в отдельном подходе к своему развитию. Визуально и многим другим признакам они отвечают нормам, однако при этом их поведение все равно отличается от сверстников.

Дети-аутисты нередко не могут нормально контактировать с миром. Иногда у них формируется практически полная отчужденность от контактов. Дети нередко пассивны – они никак не реагируют на холод, на боль, часто не отзываются даже в случае голода. Обычно такие дети молчаливые, но зачастую могут что-то внезапно рассказать.

Выбирая игрушки для таких детей, стоит проявлять особую бдительность. Многие игрушки будут проигнорированы аутистами.

Как выбирать игрушки для аутистов

Дети, вне зависимости от имеющихся предпочтений, предпочитают игру в качестве механизма получения знаний и навыков. Важно учесть, что подбор игрушек для аутистов должен быть несколько иным. Нередко аутистам нравятся игрушки, подходящие детям младшей категории. Производители специально создают такие комплекты игрушек, которые помогают детям с особенностями изучать внешний мир.

Как правильно выбрать игрушки для аутистов? Основная задача – активировать в таком случае чувство осязания. Нередко эти дети проявляют высокую творческую активность, а потому они ищут свой собственный путь исследования вещей.

В качестве игрушек для детей с аутизмом подойдут:

  • Музыкальные изделия.
  • Картонные книги.
  • Книги из ткани.
  • Кубики различных размеров с буквами, цифрами.
  • Фигурки с рельефом.

Игрушки – это связь между ребенком и взрослыми. Также с помощью игрушек аутисты могут устанавливать контакты и со своими сверстниками. Нередко для этого применяются лото, викторины и т.д. Выбирая игрушку, стоит обязательно ориентироваться на возраст ребенка, на степень аутизма, увлеченность, реакцию и т.д.

Разнообразие в игрушках

Дети с аутизмом плохо воспринимают что-то новое. Они каждую игрушку встречают в штыки. Потому все развивающие игры стоит покупать только по подобию: если ребенок любит игрушки одной формы, некоторого цвета и типа – эти критерии стоит учесть. Однако за постоянством всегда скрываются и проблемы. К примеру, ребенок может отказаться к восприятию чего-то нового, в результате этого его развитие будет медленным. Потому стоит пытаться покупать разнообразные материалы для развития детей.

Комната, переполненная предметами, вызывает у детей с аутизмом тревогу. Грамотно подобранные игрушки помогают реализовать потребности ребенка в качественном развитии. Можно взять ребенка с собой в магазин и там уже узнать, что именно он хочет получить.

Пазлы, батуты

Если детям хочется получить в свое распоряжение надувную горку или же домик, в котором можно прятаться, то не стоит им противоречить. Аутисты испытывают сложности в контактах с окружающим миром, не осознают реакций своего тела. Батут помогает им управляться своим телом, что дает возможность правильно реагировать на все движения.

Пазлы – хороший способ пробудить терпеливость и увеличить концентрацию ребенка на одном занятии. Стоит осуществлять начальное знакомство с изделий попроще, а затем уже переходить к более сложным пазлам.

Мультипликационные персонажи

Зачастую дети с аутизмом увлечены именно мультфильмами. Они сильно привязываются к персонажам, а потому можно приобрести таких героев, выполненных их древесины, пластика и других материалов. Лучше всего брать игрушки более крепкие, поскольку аутичные дети привязаны к таким персонажам. Любую поломку они воспринимают близко к сердцу.


Головоломки

Проблема детей с аутизмом – нарушение коммуникационных функций. Поэтому важно выбирать такие игры, во время которых дети могут взаимодействовать с родителями и друзьями.

Игры, которые пригодятся аутистам:

  • Конструкторы.
  • Детские ж/д дороги
  • Головоломки

Конструкторы позволяют проявить фантазию, вы можете сами играть с ребенком, не оставляя его одного.

Игрушки для развития

Сенсорные игрушки также очень хорошо подходят аутистам. Игрушки позволяют развивать моторику, визуальное восприятие, слух, интеллект и т.д.

К примеру, красивый коврик с многочисленными деталями, подвесками, карточками, разными игрушками, шариками – хороший вариант приобретения для тренировки детей. Зачастую родители сами формируют целые стенды, на которых накручивают и навязывают разные ниточки, веревки, кармашки, крючки. Нужно, чтобы все вещи были разными по своему воздействию: острые, гладкие, теплые, холодные и т.д.

Стоит ли использовать спиннеры?

Спиннер – это успокаивающая игрушка, а потому ее нередко советуют аутистам. Но на практике она вряд ли их устроит. Спиннер может сильно погрузить в себя, замкнуть, поскольку он работает примерно как гипноз. Главная цель занятий с ребенком, у которого диагностирован аутизм – налаживание социализации. Потому и нужно подбирать такие предметы, которые являются коммуникаторами с миром.

Любые массажеры, планировщики, виброподушки – все это подойдет детям с аутизмом.

Процесс игры с аутичным ребенком

Дети с расстройствами аутистического спектра ведут себя во время игры не так, как остальные малыши. С первых лет у них уже можно выделить некоторые особенности:

  • Они часто ставят игрушки в одну линию.
  • Любят играть в одиночестве.
  • Им нравятся однотипные движения.
  • Они не хотят подключать к процессу игры других людей.

Простые дети без расстройств часто балуются, кричат, пытаются задавать свои бесконечные вопросы. Если же ребенок перестал проявлять навыки коммуникации, он не желает ничего изучать, то в таком случае нужно обратиться к психиатру.

Если вы покупаете игрушку своему малышу, обязательно учитывайте тот факт, что она должна быть нужной, полезной, желанной. Если игрушка не придется по нраву, то она просто будет отброшена в дальний угол.

Дети с аутизмом плохо играют в сюжетные игры. К трем годам обычные дети уже способны играть в достаточно сложные ролевые игры, причем как в одиночку, так и с другими. У детей с аутизмом такого нет. Они редко проявляют свои символические навыки. Им требуется помощь со стороны, чтобы как-то их развить. Потому такие дети могут наслаждаться игрой с машинками, монотонно катая их по треку, однако никаких сложных сценок они не смогут разыграть.

Даже самая увлекательная игрушка окажется бесполезной, если ребенок не понимает, как взаимодействовать с ней. Игры детей-аутистов нередко чересчур сложны и запутанны для взрослых. Но при этом таким детям нужна помощь, иначе их состояние будет только ухудшаться.

Игрушки для аутистов

Экстремальное одиночество – так называли аутизм психологи и педагоги старого поколения. В современном мире особенные дети стали привычным явлением. Сегодня расстройством аутистического спектра (РАС) страдает примерно 1% всех людей. По данным ВОЗ, ту или иную форму аутизма находят у одного ребенка из 160.
Главная особенность аутичных детей – это проблемы с социальным взаимодействием и общением, повторяющая однотипная деятельность, склонность к стереотипным действиям. Зачастую основные усилия родителей и педагогов направлены на то, чтобы социализировать ребенка, научить его контактировать с окружающими. Это можно делать по-разному, в том числе с помощью грамотно подобранных игрушек.

СТИММИНГОВЫЕ ИГРУШКИ

На начальных этапах развития для детей с аутизмом выбирают так называемые стимминговые игрушки – приятные на ощупь, мигающие, с громким звучанием, с вращающимися деталями и т. п. Надолго оставлять аутичного ребенка наедине с такими “друзьями” ни в коем случае нельзя, иначе он серьезно “зависнет” на них – будет взаимодействовать много раз подряд и одним и тем же способом, все дальше отдаляясь от контактного общения. Использовать их можно разве что в качестве поощрения, совмещая с другими, менее привлекательными для ребенка обучающими материалами. Рассмотрим несколько примеров типичных стимминговых игрушек.
Игрушка Hola Toys “Счастливый мячик”. Представляет собой яркий пластиковый мяч с тремя окошками, а также со звуковыми и световыми эффектами. Громкость регулируется. В одном окошке крутятся цветные шарики, во втором – имитируется жизнь под водой, в третьем – “оживает” сад. Игрушка работает в двух режимах – динамическом и статическом. В первом подключается мотор и мячик вращается на 360 градусов.
Игрушка Viga Toys “Столик с лабиринтом”. Очень яркая композиция в виде маленького столика с выставленным на нем лабиринтом. Разноцветные деревянные бусины и сказочные герои (пчела, бабочка, сова) легко скользят по витиеватым металлическим дорожкам. На столике прочно закреплены небольшая деревянная горка и несколько фигурок животных.

ИГРУШКИ-ГРЫЗУНКИ

У аутичных малышей свой темп развития. Чаще всего они предпочитают игрушки, предназначенные для детей более младшего возраста. Этого не надо бояться. Если у вашего ребенка есть потребность постоянно что-то вертеть в руках или даже грызть, надо отнестись к этому с пониманием и запастись соответствующими игрушками. Например, такими.
Погремушка-прорезыватель Hola Toys. Представляет собой яркий мячик-погремушку, на который нанизаны мягкие разноцветные кольца. Они изготавливаются из мягкого, безопасного для здоровья пластика, который можно сколько угодно щупать и грызть. Игрушка имеет европейский (EN71) и американский (АSTM) сертификаты качества.
Прорезыватель Huile Toys “Медвежонок”. Яркая разноцветная игрушка с рельефными деталями и подвижным шариком. Изготовлена из безопасного пластика, который не содержит бисфенол. Прорезыватель очень удобно держать в руках и грызть. Кроме того, его можно дезинфицировать при температуре до 110 градусов и даже 5 минут кипятить.

СЕНСОРНЫЕ ИГРУШКИ

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШАГ ЗА ШАГОМ

Главная задача, которая стоит перед родителями аутичных детей – это активизировать чувство осязания. Именно поэтому на первый план выходит тактильная подача любой информации, в том числе обучающей. Процесс обучения должен строиться таким образом, чтобы остановить формирование механических реакций и всячески поощрять любые попытки обобщения.
Практически все аутичные дети испытывают так называемый “сенсорный голод”, который объясняется нарушением обработки мозгом сенсорной информации. В результате, аутятам катастофически не хватает приятных тактильных и визуальный ощущений, которые частично могут компенсировать правильно подобранные игрушки.
Игрушка Hola Toys “Развивающий шар”. С виду напоминает сказочную гусеницу, сложенную из множества ярких, приятных на ощупь элементов разной формы. Они хаотично нанизаны на пластиковые дуги, легко скользят, вращаются, издают приятные звуки. Игрушка знакомит ребенка с цветами и формами, развивает мелкую моторику.
Набор Guidecraft “Тактильное домино”. Потрясающий инструмент для развития, в том числе и аутичных детей. В комплекте 28 двусторонних карточек: с одной стороны очертания различных продуктов (хлеб, мясо, овощи, фрукты), с другой – рифленые точечки. Все это выполнено в разных цветах и текстурах, которые на ощупь похожи на настоящие продукты. Набор помогает развить навыки сортировки, а также объединить тактильные ощущения и визуальное восприятие.

ИГРУШКИ ДЛЯ ГРУППОВЫХ ИГР

При воспитании аутичного ребенка сверхзадача, которую ставят перед собой родители и педагоги – это научить малыша хотя бы частично контактировать с социумом, не бояться и не отвергать его. Этому могут способствовать не только окружающие люди, но и игрушки. В идеале, они должны “втягивать” ребенка в групповые игры и поощрять формирование навыков общения.

  1. Строительно-созидательные наборы – кубики, блоки, мозаики, конструкторы, пазлы. Идеально подходят для создания символических навыков игры. Помогают наглядно увидеть соотношение частей и целого, развить целенаправленную деятельность, осознанную внимательность. Кроме того, совместное строительство “заставляет” ребенка взаимодействовать с другими детьми, координировать свои действия в зависимости от конечной цели. Рассмотрим несколько примеров.
    Игрушка Viga Toys “Занимательные горки”. Состоит из деревянных строительных блоков. В наборе 49 деталей, из которых можно собрать не менее 10 вариантов лабиринтов и с интересом наблюдать, как по ним прыгает шарик. Игрушка развивает инженерные навыки, поощряет социальное взаимодействие.
    Guidecraft “Арки и тоннели большие”. Состоит из 2 тоннелей и 8 арок, изготовленных из березовой фанеры. Края мягко закруглены, поверхность гладко отшлифована. Игрушка развивает двигательные навыки, пространственное мышление, приучает детей к коллективной деятельности.
  2. Водно-мыльные игрушки – идеальны для аутичных детей любого возраста. Ими легко увлечь, заинтересовать, успокоить. Это могут быть водные мячики, водоотталкивающие наклейки, мыльные пузыри. Кстати, последние считаются одной из самых удачных игрушек для аутистов. Выдувание отлично развивает моторику, а праздничный внешний вид стимулирует воображение.
    Набор 4М “Волшебные пузыри”. Позволяет выдувать пузыри невероятных геометрических форм и размеров. Самое интересное, что такой красотой можно любоваться не одно мгновенье, а гораздо дольше. Для этого мыльные пузыри можно на несколько часов заморозить.
    Набор 4М “Наклейки для ванной”. В комплекте 18 водоотталкивающих наклеек в виде различных животных. Они очень яркие, легкие, с приятной пористой структурой. Легко крепятся к любой гладкой поверхности, хорошо отталкивают воду. Игры с наклейками развивают мелкую моторику, помогают расслабиться и сполна насладиться водными процедурами.
  3. Настольные игры – они достаточно просты и в то же время требуют осознанной концентрации, сосредоточенного внимания, социального взаимодействия. Игра подбирается индивидуально под ребенка, в зависимости от его потребностей, интеллекта, коммуникативных возможностей.
    Игра Viga Toys “Домино. Животные”. В наборе 28 элементов, изготовленных из качественной древесины бука. Яркие рисунки животных наносятся вручную с помощью трафаретной печати. Игра учит ребенка социальному взаимодействию, самостоятельному решению проблем, развивает логическое мышление, координацию рук и глаз.
    Игра Viga Toys “Китайские шашки”. Представляет собой упрощенную версию классических шашек. Это стратегическая настольная игра для нескольких участников, которая понравится как детям, так и взрослым. Развивает стратегическое мышление, умение взаимодействовать с коллективом.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШАГ ЗА ШАГОМ

Среди игрушек для детей с аутизмом особое место занимают музыкальные. Их влияние на эмоциональную сферу ребенка гораздо мощнее и масштабнее, чем мы можем себе представить.
Британский музыкант, профессор Университета Рохэмптона Адам Окельфорд, который уже более 40 лет обучает аутичных детей игре на фортепиано, утверждает, что каждый двадцатый его ученик имеет абсолютный музыкальный слух. Для сравнения среди обычных людей такая одаренность встречается примерно один раз на 10 000.
По мнению профессора, занимаясь музыкой, аутичный ребенок постепенно начинает осознавать, насколько звуки связаны между собой, и понемногу учится строить причинно-следственные связи.
Один из самых выдающихся учеников Адама – джазовый музыкант и композитор Дерек Паравичини. Среди его диагнозов не только РАС, но и полная врожденная слепота. Не зная шрифта Брайля и нот, Дерек способен мгновенно воспроизвести любую, даже невероятно сложную мелодию.
Начать музыкальное развитие аутичного ребенка можно с любого инструмента, в том числе с игрушечного.
Игрушка Viga Toys “Пианино”. Ярко-красный клавишный инструмент из натурального дерева для малышей от 18 месяцев. Выглядит и звучит очень реалистично. В распоряжении маленького музыканта 2 октавы (15 белых и 10 черных клавиш). Развивает музыкальный слух, гибкость пальцев, координирует работу рук и мозга.
Игрушка Hola Toys “Ксилофон-радуга”. Это миниатюрный музыкальный центр в виде ксилофона с колокольчиком, мини-барабанами и разноцветными клавишами, на которых изображены животные и цифры. Игрушка координирует работу рук и глаз, развивает ребенка с разных сторон – музыкально, эстетически, интеллектуально.

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ: КАКИЕ ЗАДАЧИ МЫ РЕШАЕМ

  1. Удовлетворяем особые сенсорные потребности. Нередко родители аутичных детей, из гордости или стеснения, отказываются это делать, особенно в общественных местах. Они боятся лишний раз дать ребенку игрушку, которую можно мять, щупать, ломать, грызть. Забывают, что таким образом ребенок снимает напряжение в стрессовой ситуации, реагирует на необычные тревожные сигналы своего организма.
  2. Учимся общаться, глубоко контактировать. Это, пожалуй, самый трудный навык, на освоение которого понадобится масса времени и терпения. Специалисты утверждают, что начинать нужно с поощрения стимулами. Это может быть любая приятная для ребенка совместная занятость, основанная на его интересах – просмотр мультфильмов, прослушивание музыки, поедание сладостей и т. п.
  3. Целенаправленно работаем над развитием навыков. Это глобальная задача, которую необходимо разбить на мелкие подзадачи. Очень важно на каждом участке работы добиваться положительного опыта и помнить, что приобретенный навык нужно постоянно поддерживать, иначе от него не останется и следа.
  4. Привлекаем внимание к себе, выводим из ступора. Любой ребенок с аутизмом живет как бы в своем мире, из которого его сложно, но возможно вытянуть. Для этого необходимо приучить себя не оставлять аутенка наедине с “конкурентами” – гаджетами, стимминговыми игрушками. Кроме того, очень важно искренне включаться в любую деятельность ребенка, даже если она кажется примитивной и бессмысленной.
  5. Переключаемся от старого занятия к новому. Аутичные дети очень болезненно реагируют на любой новый опыт. Они склонны “зависать” на одной и той же деятельности, привязываться к старым вещам и игрушкам. Чтобы научить аутят спокойно переходить от знакомого занятия к новому, необходимо это делать в комфортном, знакомом месте и в сочетании с любимыми стимулами.

Заниматься с аутичным малышом необходимо в одно и то же время, в эмоционально комфортной среде. Занятия должны стать привычными, регулярными, прочно войти в биоритм детского организма. При таком подходе прогресс в развитии ребенка неизбежен. Терпение и труд, умноженные на доброту и любовь, обязательно принесут свои плоды.

Читайте также: