Игрушки для аутистов своими руками

Обновлено: 07.05.2024

Развитие мелкой, крупной моторики, развитие речи и различная сортировка. Простые и очень интересные идеи для игр и совместного с ребенком времяпрепровождения. Игры и материалы которые можно сделать своими руками, для ребенка и вместе с ребенком! Эта коллекция подскажет вам идеи и находки, вдохновит на новые занятия и изготовление пособий из подручного материалы.

Сборник сенсорных игр и материалов ГОТОВ! Смотрите и вдохновляйтесь! Нажмите на картинку и скопируйте идею себе. Возвращайтесь периодически к этой коллекции и ищете новые идеи которые вас вдохновят и материалы которые захочется сделать или использовать. Множество простых и интересных идеи всегда теперь доступны и пополняются! В конце выложен наш опыт и наши идеи для развивающих занятий и материалов!

Коллекция является частью УРОКОВ ДЛЯ АУТИСТА :

1. Развивающие игрушки и материалы своими руками. Это интересный и простой способ разнообразить занятия и игры с ребенком. Часто материалы просты и труд изготовить не велик. А детям такие игрушки в разы интереснее. Плюс не жалко если испортится. Всевозможные сортеры, пробочки, крышечки, палочки, бусинки, нитки и картон — все пойдет в дело!




.




2. Развлечения и сенсорные игры. Сенсорные забавы которые и полезны и приятны. Пена для бриться, крупы, песок, вода, различные светящиеся и крутящиеся предметы. Свечи, пузыри, шарики… Разнообразьте Ваши занятия такими играми и ребенок обязательно полюбит совместные игры!

My beautiful picture

My beautiful picture

index_2_7_302_clip_image025
31-300x189
Screen-Shot-2014-12-22-at-9.47.35-AM
6a9b2509300712e7777bf3789f1d82bc.jpg

3. Новое материалы ПОПОЛНЕНИЕ:

НОВОЕ.

a9lpcxxugny
b2e5000aac3891a7f033ee91a93cac19-jpg
arp4wjfkvrk

29102009221
997400539
82194350_large_1570436_izobrajenie_232
%d1%83%d0%ba%d1%80%d0%b0%d1%81%d1%8c-%d0%b1%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%bb%d0%b5%d1%82-640x480

54477394_03083054
28138863-322545104
14359260_1319188994760892_981932562522076815_n
14322522_1319189108094214_8615850845075436887_n

14370115_1319189118094213_5072473998803886748_n
14355002_1319188988094226_4361007170293299210_n

14316731_1319188998094225_1053120733293958862_n
14322575_1319189101427548_7153515534329125049_n




Сенсорно-развивающие идеи!



Развивающие, сенсорные идеи на моторику и развитие.


НАШ ОПЫТ и идеи:
Некоторый из идеи мы воплотили. Многие только мечтаем! Данная коллекция обязательно поможет найти новые материалы для игр, развития и творчестсва. Переодически возвращайтесь к идеям и ищитее новые. Прописи, действия, математика, природа, акадеемические знания, счет и раскраски выложены в мою коллекцию материалов ТУТ и также пополняются!

Я очень люблю развивающие игры и материалы и часто делаю их. Именно они порою вдохновляют меня заниматься и играть с детьми. Мне нравится из ничего делать интересные развивающие игрушки и нравится что я могу сделать их САМА.
Вот немного фотографий НАШИХ материалов и идей:
















Вот какую качельку для развития сенсорный впечатлений я сшила сама, разноцветная лента это трос для машины, карабин служил собственно крючком который мы подвешивали в дверной проем. Внутрь я сшила круглую подушечку. Эта качель была любой у сына!


А так мы использовали шарики, делали сенсорные бассеины и ванны!

Такую коробочку и туннель как то делала я для сыночка. Было много окошек и было очень весело!

Сенсорный коврик от нашей бабушки. Сенсорная дорожка. Внутри все шуршит, где гречка, где горох, где пуговицы!

Моя гаражная коробочка с дверками, Максиму нравились дверки и крышечки, была одной из наших любимых игрушек!




Игры с сыпучим: манка, гречка, мука,рис, горох, бобы…Мы еще использовали наполнитель из ресло мешком. И наше ноухау, древестный наполнитель для кошек, до использовния конечно) При намокании водой он становится очень удобным для лепки! Смешные человечки это шарики покупные. Но вообще такие шарики я делала и сама. Наливала воду, засыпала крупу, камушки или бусинки насыпала через воронку. Играли в основном в ванной!

наша сенсорная трасса, игры и кресло мешки. ОЧень рекомендую иметь такие мешочки дома, уверена им найдется применение!

Еще несколько идей, ассорти.




А это бабушка нам сама шила книгу! Тоже на годик малышу, но Максиму нравится счет и самолеты! И кораблик и груши. такую книгу можно заказать в интернете, будет стоить полторы-две тысячи. Или что то попроще сшить самим!




Моя сенсорная книга, шила малышу на годик. И Максим и Марк играют до сих пор, хочу сшить еще) Есть куча идей в интернете! Ищите и вдохновляйтесь. Творчество полезно не только детям, но и нам мама. Отдыхайте и расслабляйтесь с пользой!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Мастер-класс для родителей: «Игры и игрушки для детей с РАС

своими руками»

Цель: знакомство родителей со способами выбора игрушек.

1. Научить родителей самостоятельно изготавливать игрушки с учетом особенностей детей.

2. Научить родителей взаимодействовать с их детьми.

3. Способствовать принятию родителями особенностей их детей.

Часто родители детей со сложным дефектом развития теряются в выборе игрушек для своих детей и задаются вопросом: во что играть дома, какие выполнять упражнения, какие пособия использовать для развития речи? Действительно, для детей с интеллектуальной нормой существует большое количество тренажеров, заданий и игрушек. Но совсем иначе дело обстоит с детьми – аутистами. Несмотря на то, что зачастую внешне малыш-аутист развивается совершенно нормально, он сильно отличается от своих сверстников. У него нарушается контакт с близкими людьми и внешним миром. Самые тяжелые формы заболевания заключаются в полной отрешенности. Такие дети очень пассивны, они словно не видят и не слышат ничего, что происходит вокруг. Они не реагируют на боль, холод и голод. Часто молчат, не идут на контакт.

Игрушки для аутистов тоже приходится подбирать очень тщательно, так как большинство из них будет просто игнорироваться. Как и все остальные, особенные детки тоже любят играть. Необходимо только учитывать, что игрушки для таких детей должны быть несколько иными.

Исследования показывают, что родители детей с РАС испытывают трудности в выборе игрушек, не знают как заинтересовать своего ребенка игрой, не имеют представление о нюансах выбора игрушек для своих детей. А главное все они очень бы хотели научиться выбирать и самостоятельно изготавливать игрушки для развития и обучения детей.

Сегодня многие производители начали выпускать специальные линии развивающего стимулирующего материала, который помогает особенным малышам познавать мир. Основной задачей при выборе игрушки для ребенка – аутиста должна быть активизация слаборазвитых чувств осязания. Для этого хорошо подходят тактильный игрушки, которые можно трогать, крутить, перебирать, собирать, разбирать и т.д. зачастую такие игрушки очень сложно купить в магазине, но легко сделать своими руками.

Для решения проблемы взаимодействия с детьми-аутистами, я предлагаю мастер-класс для родителей по изготовлению тактильного пособия. Основная моя задача: научить родителей самостоятельно изготавливать игрушки с учетом особенностей детей, а так же научить родителей взаимодействовать с их детьми.

Описание мастер-класса.

Для изготовления основы необходим: картон плотный. Размер 100*50 см, 2 шт. Для дерева необходимо: цветная самоклеящаяся бумага, фетр, флис, цветной картон, ткань (все что есть под рукой), гуашь, клей, ножницы, канцелярский нож, клеевой пистолет. Для дидактической наполняемости необходимо: мех, натуральный или искусственный, кожа, перья птиц, предметы с шершавой текстурой, колючие и т.д.; картинки или фигурки животных которые будут жить в дереве.

Этапы изготовления дидактического пособия «Тактильное дерево».

На картоне рисуем ствол дерева, оформляем листву (можно делать ее съемную на липучках, менять в зависимости от времени года). Вырезаем окошки для наполняемости – работаем канцелярским ножом, не забываем о технике безопасности! В окошки вклеиваем мех, перья, кожу и т.д. По своему выбору оформляем детали к дидактическому пособию: грибочки, ягодки, шишки и т.д.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Мастер-класс для родителей: «Игры и игрушки для детей с РАС своими руками»

Цель: знакомство родителей со способами выбора игрушек.

Задача: 1. научить родителей самостоятельно изготавливать игрушки с учетом особенностей детей.

2.научить родителей взаимодействовать с их детьми.

3.способствовать принятия родителями особенностей их детей.

Добрый день! Меня зовут Мардасова Анастасия Владимировна, я работаю учителем-логопедом с детьми со сложным дефектом. Сегодня я бы хотела поделиться опытом взаимодействия с семьями воспитанников с таким диагнозом, как расстройство аутистического спектра.

Часто родители моих воспитанников задают вопросы, а во что играть дома, какие выполнять упражнения, какие пособия использовать для развития речи. Для детей с интеллект нормой существует большое количество тренажеров, задания и игрушек. Но совсем иначе дело обстоит с детьми –аутистами. Несмотря на то что внешне малыш-аутист развивается совершенно нормально, он сильно отличается от своих сверстников. У него нарушается контакт с близкими людьми и внешним миром. Самые тяжелые формы заболевания заключаются в полной отрешенности. Такие дети очень пассивны, они словно не видят и не слышат ничего, что происходит вокруг. Они не реагируют на боль, холод и голод. Часто молчат, не идут на контакт.

Игрушки для аутистов тоже приходится подбирать очень тщательно, так как большинство из них будет просто игнорироваться. Как и все остальные, особенные детки тоже любят играть. Необходимо только учитывать, что игрушки для таких детей должны быть несколько иными.

Для выявления проблем в сфере игры и игрушки в домашних условиях, мною было проведено анкетирование среди родителей. Результаты анкетирования были такими. Родители детей с РАС испытывают трудности в выборе игрушек, не знают как заинтересовать своего ребенка игрой, не имеют представление о нюансах выбора игрушек для своих детей. А главное все они очень бы хотели научиться выбирать и самостоятельно изготавливать игрушки для развития и обучения детей.

Сегодня многие производители начали выпускать специальные линии развивающего стимульного материала, который помогает особенным малышам познавать мир. В нашем детском саду имеется большой опыт в работе с такими детьми. У педагогов достаточное количество как покупного так и самодельного оборудования. Далее вы можете видеть игрушки из магазина, и игрушки сделанные педагогами.

Основной задачей при выборе игрушки для ребенка – аутиста должна быть активизация слаборазвитых чувств осязания. Для этого хорошо подходят тактильный игрушки, которые можно трогать, крутить, перебирать, собирать, разбирать и т.д. зачастую такие игрушки очень сложно купить в магазине, но легко сделать своими руками.

Для решения проблемы, как взаимодействовать с детьми-аутистами и правилами игры, я провела мастер-класс для родителей по изготовлению тактильного пособия. Основными задачами которого стало: научить родителей самостоятельно изготавливать игрушки с учетом особенностей детей, а так же научить родителей взаимодействовать с их детьми.

Описание мастер-класса.

Для изготовления основы необходим: картон плотный. Размер 50*50, 2 шт

Для дерева необходимо: цветная самоклеящаяся бумага, фетр, флис, цветной картон, ткань (все что есть под рукой), клей, ножницы, канцелярский нож

Для дидактической наполняемости необходимо: мех, натуральный или искусственный, кожа, перья птиц, предметы с шершавой текстурой, колючие и т.д.

Картинки или фигурки животных которые будут жить в дереве.

Этапы изготовления дидактического пособия

1. На картоне рисуем ствол дерева, оформляем листву (можно делать ее съемную на липучках, менять в зависимости от времени года).

2. Вырезаем окошки для наполняемости – работаем канцелярским ножом, не забываем о технике безопасности!

3. В окошки вклеиваем мех, перья, кожу и т.д.

4. По своему выбору оформляем детали к дидактическому пособию: грибочки, ягодки, шишки и т.д.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Кузнецова И.В., учитель-дефектолог (тифлопедагог)

«МАОУ Школа №7 для обучающихся с ОВЗ» г. Березники

Аннотация. Данная статья для педагогов, работающих с детьми с РАС. В статье рассмотрены основные сенсорные системы, отражены игры и пособия для коррекции сенсорной дисфункции у детей с РАС.

Термины. Сенсорная интеграция. Аутоагрессия. Стереотипии. Сенсорная дисфункция. Проприоцептивная система.

ИГРЫ И ПОСОБИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАС

Аутизм - это вариант тяжелого диссоциированного дизонтогенеза, представляющего собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира с асинхронным развитием психики.

В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ активно используется метод сенсорной интеграции. Этот метод был разработан американским трудотерапевтом Джин Айрес Jean Ayres, 1923-1988 г, и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение ребенка с расстройством аутистического спектра: стереотипии, ритуалы, самостимуляции, аутоагрессия, эхолалия. С помощью такой защиты, ребенок старается снизить болезненно-травмирующие ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность в своем уникальном мире.

Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, вкусовой и обонятельной. Многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно: ощущения различных модальностей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга объединяются в целостный образ предметы, явления, ситуации и интерпретируются в соответствии с прежним сенсорным опытом.

Например, при условии нормального развития, ребёнок способен видеть какой-либо предмет, одновременно с этим ощупывать его, слышать название и понимать, о чём идёт речь. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.

Люди с дисфункцией сенсорной интеграции имеют моноканальный характер восприятия: они вычленяют из широкого спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители цвета, формы, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.

Основой диагностики дисфункции сенсорной интеграции является наблюдение за поведением ребёнка, которое осуществляется либо непосредственно, либо опосредованно с помощью опроса его ближайшего окружения.

Взаимодействуя вместе с педагогом, ребенок выполняет специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильную, слуховую чувствительность. Тем самым стимулируется работа органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

Игры и пособия для проприоцептивной системы.

Проприоцептивная система - ощущение собственного тела. Расположенная в мышцах и суставах наша проприоцептивная система сообщает нам, где находится наше тело. Она также информирует нас о том, где находится каждая часть нашего тела, и какие движения она совершает.

При низкой сенсорной чувствительности:

1. «Резиновые коврики», терапевтические щетки, вибрирующая тактильная варежка.

Мягкими надавливающими движениями руками ребенка проводится легкий массаж ладоней. Так же скользящими движениями руки по коврику проводится стимуляция поверхности ладоней.

2. «Резиновые мячики».

Используются мячики с различными поверхностями: гладкие, мягкие, шершавые, игольчатые, с присосками и т.д. Мячики можно аккуратно раскатывать между ладоней, по столу, вылавливать из воды.

3. «Утяжелители» для рук, ног, плечевого отдела.

Дети с РАС часто испытывают необычайно сильную потребность в глубоком давлении на кожу. И для этого могут пытаться обнимать других людей, залезать в тесные пространства, провоцировать взрослых, чтобы их схватили (убегают из класса, роняют вещи). Специально разработанные наплечные или наколенные утяжелители позволяют насытить сильную потребность в глубоком давлении и уменьшить нежелательное поведение ребенка. Одеваются на ребенка на короткое время, на 10-15 минут, во время занятий.

4. «Пластиковые бутылки» с различными наполнителями, для переноски ребенком с места на место.

5. «Прищепки». Помимо воздействия на проприоцептивную систему используются для стимулирования тактильной и зрительной систем.

При высокой сенсорной чувствительности:

1. «Шнуровки» различных видов. «Мозаика». «Рисование». «Сенсорные дорожки» с различной структурой материалов. «Застёжки».

6. «Собери бусы» и т.д., подойдут все занятия для развития мелкой моторики. Любой вид рукоделия: макраме, арт-студия, флордизайн.

Все эти игры и материалы используются для регулирования мышечного тонуса, позволяют ребенку лучше контролировать свои части тела, улучшить общую и мелкую моторику, улучшить координацию движений.

Игры и пособия для зрительной системы.

При низкой сенсорной чувствительности:

«Цветная мозаика». «Разноцветные шнуровки». «Разноцветные прищепки». «Цветные кубики». «Забавные зверята». «Подбери по цвету». «Подбери по форме».

Многие дети с РАС лучше воспринимают через зрительный канал, чем через слуховой. Увеличивайте применение визуальной стимуляции.

Карточки-напоминания принятого поведения.

Парта со своим именем. Наглядные расписания-позволяют следовать распорядку дня, повышают самостоятельность. При обучении самостоятельности используют перечни с инструкциями.

Работу с текстом сопровождайте текст фотографиями, символьными картинками (особенно ключевые слова). Предъявляйте задания маленькими частями. Используйте образцы для демонстрации ожидаемого результата.

Необходимо обучать понятию закончено. Задания должны иметь начало и конец. При необходимости использовать таймер. Многие аутичные дети не умеют ждать, они не понимают, что значит «не сейчас» или «потом». Визуальные таймеры помогают представить время наглядно. Ребенок может понять, сколько он будет заниматься, когда закончится перемена. Дети лучше воспринимают материал по вертикали, а не по горизонтали, поэтому можно использовать наклонные доски для формирования начальных навыков письма. Детям с проблемами визуального восприятия проще читать, если черные буквы напечатаны на цветном листе. Во избежание резкого контраста используйте светло-коричневую, светло-голубую, светло-зеленую или серую бумагу. Экспериментируйте с разными цветами. Избегайте желтого цвета, он может оказаться слишком резким для глаз.

Возможно использование компьютерных программ для развития языковой грамотности. Клавиатура должна быть близко расположена к монитору.

При обучении математики желательно использовать разнообразный счетный материал. Например, набор блоков разной длины и разных цветов для обучения счету от 1 до 10.С помощью данного материала эффективно обучение сложению и вычитанию. Используйте для обучения счету и письму материал, который нравится детям, на котором они концентрируют внимание. Например, поезда. Можно использовать математические задачки с поездами.

При высокой сенсорной чувствительности:

Создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам. Избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы, солнцезащитные очки. Не предъявлять ребенку сразу много предметов, задание давать дозированно.

Все эти игры и материалы используются для улучшения зрительного восприятия свойств и качеств предметов, цвета, формы, размера. Развивают зрительно-моторную координацию.

Игры и пособия для тактильной системы.

При низкой сенсорной чувствительности:

«Утяжелители для рук, ног, плечевого отдела». «Массажные коврики». «Игольчатые мячики». «Жёсткие и мягкие мочалки». «Сенсорные дорожки». «Мозаика». «Прищепки». «Шнуровки». «Застёжки». Водяной бассейн» с различными предметами. «Лото». «Вкладыши». Крупа, горох, фасоль. «Волшебный мешочек».

При высокой сенсорной чувствительности:

1. «Мягкие мочалки». «Сенсорные дорожки». «Водяной бассейн». «Мягкие кисточки».

Необходимо всегда предупреждать ребёнка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди, постепенно, аккуратно познакомьте ребёнка с различной текстурой материалов. Искаженное кожное восприятие относится к кожной чувствительности, дети негативно реагируют на тактильную стимуляцию: снимают обувь, одежду, негативно реагируют на прикосновения, кусают, щипают себя.

Данные материалы являются частью «сенсорной диеты», правильное использование уменьшает поиск сенсорных ощущений неприемлемым способом, а также снижает защитные реакции, связанные с прикосновениями к коже.

Игры и пособия для слуховой системы.

При низкой сенсорной чувствительности:

2.Использование ритмических, музыкальных произведений в сопровождении движений.

3. Пропевание логоритмических цепочек.

4. Имитация звуков окружающего мира.

5. Занятия на соотнесение слова с изображением.

6. Выполнение словесных инструкций.

7. Использование визуальных подсказок при перемещении.

При высокой сенсорной чувствительности:

1. Разговаривайте с ребенком тихо, не повышая голос.

2. Старайтесь уменьшить внешние звуки (закрыть окно, дверь).

3. Используйте только тихую музыку.

4. Создайте ребенку специальное место, для занятий отгородив его, например, ширмой.

5. Можно использовать беруши, наушники при попадании в шумные места.

6.Использование визуальных подсказок.

Во время занятий с ребенком применяют поощрения, если необходимо повысить уверенность обучающегося в данном предмете (занятия любимым делом и др.)

Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимое условие интеллектуального развития.

Библиографический список.

1. Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф».г. Москва. 2012г.

2. Битова А.Л., Борисовская О.Б. «Педагогика, которая лечит» Изд. «Теревинф», Москва. 2013г.

3. Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.

4. Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» Изд. «Рама Паблишинг». Екатеринбург. 2014г.

Пыринец Л.В. «Сенсорная интеграция детей с расстройством аутистического спектра в учебном процессе». г.Санкт-Петербург. 2012г.

Степанова О.П., Иванченко Т.Н., Андреева Ю.А. «Специфика коррекционной работы с детьми с растройствами аутистического спектра, осложненными умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями». г.Тольятти,2018г.

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) особенные и требуют своеобразного подхода. По внешним признакам их развитие соответствует нормам, но в то же время они существенно отличаются от сверстников.

Дети с расстройством аутистического спектра

Дети-аутисты плохо контактируют с внешним миром (при наличии тяжелого аутизма наблюдается полная отчужденность). Малыши часто проявляют пассивность ко всему происходящему: не демонстрируют никакой реакции на голод, холод и даже боль. Чаще всего они молчаливы, но могут ни с того ни с сего процитировать фразу, услышанную ранее.
К подбору игрушек для таких детей нужно подходить с особой тщательностью, так как их большая часть попросту будет игнорироваться.

Критерии выбора игрушек

Все детки, не зависимо от своих предпочтений и особенностей, любят играть. Нужно учесть, что игрушки для ребенка с ауитзмом должны быть немного другими. Обычно дети-аутисты предпочитают изделия для младшей возрастной категории. Современные производители разработали тематическую серию из развивающих материалов, которые помогают детям с особенностями познавать окружающий мир.
На какие моменты необходимо обращать внимание в первую очередь при выборе? Основная задача игрушек для детей-аутистов – это активизация слабо развитого чувства осязания. Такие дети обычно творческие личности, следовательно, они находят свой способ исследования вещей.

Критерии выбора игрушек

Игрушками могут быть:

  • изделия с музыкальными элементами;
  • тканевые и картонные книги;
  • кубики разных размеров с нанесенным изображением цифр, букв, фигур, животных;
  • рельефные фигурки.

Критерии выбора игрушек для аутистов

Важный принцип: сложная форма заболевания = простые игрушки.

Больше разнообразия

Дети сложно воспринимают новое, и каждая игрушка встречается с настороженностью. Поэтому все развивалки часто покупаются по принципу подобия: когда ребенок предпочитает игрушки одной формы, определенного цвета, музыкального или мягкого типа — эти критерии учитываются при покупке в первую очередь. Но за таким постоянством кроется опасность. Ребенок может отказаться воспринимать все новое, и это напрямую повлияет на его развитие. По этой причине необходимо постараться подбирать разнообразные развивающие материалы.
Не стоит засыпать кроху различными предметами, ведь загроможденная комната для аутиста провоцирует появление чувства тревоги.

Критерии выбора игрушек для детей аутистов

Правильно подобранные игрушки предоставят возможность удовлетворить весь спектр актуальных потребностей.

Совет: хотите сделать правильный выбор – возьмите малыша с собой в магазин и прислушайтесь к его мнению.

Батуты и пазлы

Если дети хотят стать обладателями яркой надувной горки или небольшого домика, не стоит этому препятствовать. У аутистов нарушен не только контакт с окружающим миром, но и со своим телом. Батут поможет в форме увлекательной игры научить контролировать свое тело и правильно реагировать на движения.
Пазлы же развивают терпение и чувство концентрации. Начинать знакомить детей с игрой нужно с простых вариантов, постепенно их усложняя.

Батуты и пазлы для аутистов

Мультипликационные герои

Часто аутичные дети (АД) увлекаются мультипликационными фильмами, и это можно использовать с пользой. Они привязываются к образам. На современном игрушечном рынке можно найти музыкальных и плюшевых мультипликационных героев, из дерева или иных материалов. Постарайтесь отдать предпочтение качественным изделиям повышенной крепости, так как аутичные дети к ним привязываются сильнее, чем здоровые.

Аутичные дети (АД)

Игры-головоломки

Одной из проблем АД является нарушенная способность взаимодействовать с окружающими. По этой причине рекомендуется выбирать игры, которые позволяют наладить контакт между детьми и родителями. К ним относятся:

  • конструкторы;
  • строительные блоки;
  • детские железные дороги;
  • головоломки.

Конструктор «Лего», например, развивает фантазию, и способен увлечь одновременно людей разной возрастной категории.
Важно играть с ребенком, а не оставлять его наедине.

Игры-головоломки

Сделай сам

В магазинах данная разновидность развивалок встречается редко, но их можно сделать и самому. Это так называемые сенсорные игрушки, основной задачей которых является развить:

  • крупную и мелкую моторику;
  • зрительное восприятие;
  • тактильные ощущения;
  • слух;
  • мышление;
  • навыки общения.

Игры-головоломки сделай сам

Например, небольшой коврик с яркими элементами, шуршащими отделениями, разноцветными карточками, фетровыми игрушками на липучках, шершавыми цифрами и буквами, бубенцами, шариками и т.д. Часто родители изготавливают целые стенды, на которых располагают молнии, шнуровки, крючки, замочки с ключами, разнообразные липучки и кармашки, шьют мягкие книги, и многое другое.
Важно, чтобы на одном коврике или стенде сочетались разные стимульные материалы: холодные, гладкие, теплые, шершавые, мягкие, колючие или твердые предметы.

Специальные игрушки для детей с РАС

В начале 2018 года стала популярной игрушка под названием «спиннер». Большинство людей считает, что она специально разработана для аутистов: одновременно и развивает, и успокаивает. Но практикующие коррекционные психологи опровергают данную информацию и утверждают, что спиннер наоборот погружает в себя по принципу гипноза. Основная цель занятий с АД – это социализация. Именно по этой причине подбирать необходимо предметы, по типу фотоальбомов или говорящих плакатов, которые будут выступать в роли коммуникатора.
Также к этой категории можно отнести массажеры, подушки с вибрацией, настенное планирование дня.

Специальные игрушки для детей с РАС

Как играют аутичные дети

Малыши с расстройством аутистического спектра играют по-особенному. Уже с первых лет жизни можно отметить некоторые отличия:

  • чаще выставляют подобные игрушки в одну линию;
  • предпочитают играть в одиночестве;
  • преобладают монотонные и цикличные движения;
  • не допускают к процессу посторонних.

Специальные игрушки для детей с РАС игра

Обычные дети в период игры балуются, шумят, подражают взрослым и сверстникам, задают десятки вопросов в минуту.
Совет: если вы стали замечать, что ребенок отказывается от вербальной или социальной коммуникации, не может или не хочет познавать новое, обратитесь к психиатру, возможно, у ребенка присутствует та или иная степень РАС.
Отзывы относительно правильного подбора игрушек для детей с РАС

Положительные Отрицательные
У нашей малышки с 2 лет есть обожаемый друг – ушастый зайка, и она себя чувствует с ним более защищенной и спокойной. Стирать и сушить его приходится оперативно ночью, так как она его просто не выпускает из рук никогда. Психолог наша сказала, что это даже хорошо. (Света) Нам недавно поставили диагноз, и я даже не догадывалась, что полная комната игрушек – это плохо. Будем исправляться! (Нина)
Спасибо игрушечной индустрии, сегодня настолько большой выбор, что порой сам теряешься. Мы взяли себе за правило раз в неделю покупать новую и кардинально отличающуюся развивалку. И знаете, это реально работает. (Ксения) Что только не пробовали, а дочь одного медведя за собой носит, ни на одну другую игрушку не реагирует, и психиатры не помогают. Руки опускаются, не все так просто и безоблачно. (Ира)
Фетровые фигурки на липучках – это нечто. Сама освоила технику кройки и шитья, теперь я разрабатываю, шью, мы играем недельку-две, а потом относим в свой детский сад. И все счастливы, и квартира не “загромождается”, и ребенок развивается, да и бюджетно, что немаловажно. (Дина) Дома мы рисуем, лепим, делаем поделки, игрушкам современным не доверяю, и стараюсь от телевизора держать подальше (Надежда)
В игровой у дочери есть большой аквариум (с пузырями, разными рыбками, замками, водорослями и улитками), надувной бассейн с разными шариками (пластиковыми, надувными, гладкими, пупырчатыми, разноцветными), стенд для рисования ладошками и многое другое. У нас из трех комнат в квартире пришлось выделить одну комнату для игровой. Всем родителям рекомендую. (Екатерина)
Никогда не задумывалась, что игрушки нужно выбирать правильно. Теперь буду данному вопросу уделять больше внимания. (София)
Спасибо за информацию, особенно относительно советов «Сделай сам». (Яна)
Сенсорные игры для меня открыли в одном детском центре. Это просто нечто из категории «невероятное». Малышка просто в восторге была, и моментально увлеклась новой игрушкой. (Тамара)

Вывод
Выбирая очередную игрушку своему малышу, помните, она должна быть не только нужной и полезной, но и желанной. Ведь то, что его не заинтересует, будет пылиться в комоде.
Даже самая интересная вещь станет абсолютно бесполезной, если с ней не научить взаимодействовать. Своеобразная игра детей-аутистов часто сложна и скучна для взрослых, но без посторонней помощи они не справятся.
Важно наладить с ребенком контакт, и все получится.

Видео — Коррекция аутизма дома: игры и игрушки. Воспитание ребенка с аутизмом

Видео — Развивающие игры. Арина, аутист, 4 года

Читайте также: