Игрушки для автоматизации звуков

Обновлено: 03.05.2024

Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

ВложениеРазмер
avtomatizatsiya_zvuka_v_domashnih_usloviyah.docx 31.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Автоматизация звуков в домашних условиях»

Консультация для родителей на тему:

«Автоматизация звуков в домашних условиях»

Цель : познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

  1. Этапы и приёмы автоматизации поставленных звуков в речи.

Автоматизация звука в слогах.

Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

Например, при автоматизации звука [С] в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными [а], [ы], [о], [у] сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.

Автоматизация звуков в словах.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.

Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.

Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).

Старайтесь вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подберите по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно и утрированно).

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

Автоматизация звука в предложениях.

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

  1. Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.

Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове.

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Объединять картинки в группы можно по-разному. Например, рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету» - неживая, затем «ворону» - птица, потом «корову» - домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.

«Слова вокруг нас»

Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме: «Назови животных, в названии которых есть звук [Р]» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком [С]» (снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежки, стужа, санки).

В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в садик, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым.

Самое полезное для ребенка - ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Пусть занятия принесут малышу радость – от этого во многом зависит результат.

Игры для закрепления поставленного звука

Ни для кого не является секретом, что научить ребёнка тому, что его не интересует, очень сложно. Поэтому для достижения результатов нужно ребёнка заинтересовать. Эффективность занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить однообразную работу над закреплением звука в совместную и занимательную игру. С помощью игры вы сможете вовлечь ребёнка в занятие незаметно, ненавязчиво. Ребёнок даже не обратит внимания на то, что на протяжении игры решается основная задача – закрепление правильного произношения поставленного звука. Хочу предложить вам несколько интересных и часто используемых игр, направленных на закрепление звука. Такие игры целесообразно использовать непосредственно во время автоматизации звука.

1. «Кнопки» Предлагаем малышу давить пальчиком на кнопки (нарисованные круги, квадратики или прямоугольники; можно ещё использовать кнопки игрушечного телефона) и одновременно произносить слог или слово с поставленным звуком. Сколько нажатий, столько и повторов.

2. «Мячик» Произнося слова, ребёнок перекатывает или передаёт взрослому мячик небольшого размера (можно взять шарик от пинг-понга).

3. «Забор» Малыш рисует вертикальные линии (можно выкладывать счётные палочки) и параллельно проговаривает слоги и слова.

4. «Узор» Ребёнок выкладывает поочерёдно фигурки (например, из мозаики) с одновременным проговариванием слогов или слов.

5. «Кубик» Нужно бросить кубик, а затем произнести слог или слово столько раз, сколько точек выпало на боковой грани кубика.

6. «Бусы» Ребёнок проговаривает речевой материал, при этом перетягивает крупные бусины или пластмассовые шарики, которые нанизаны на леску или нитку.

7. «Здравствуй, пальчик» Пальчики поочерёдно здороваются с большим пальцем. При касании нужно произнести слог или слово со звуком. Касания нужно выполнять сначала правой рукой, потом – левой, и затем – обеими руками одновременно. Самое важное для вашего маленького ученика то, что вы искренне интересуетесь совместными занятиями и радуетесь его успехам. Я убеждена, что занимаясь каждый день со своим ребёнком, вы непременно найдёте свои интересные решения и игры

Игры на автоматизацию звука [Щ] 1. «Мы со звуком Щ играем и хлопком его поймаем» (ребёнок ловит звук Щ, хлопая в ладоши, когда его слышит ) Цель: развитие фонематического слуха. 1.Звуки : Щ, Ч, Ш, Щ, Щ, Ш, Ш,Ч, З, Ш, Щ, Щ, Ц, Щ, Щ, Ц, Ш, Ш, Щ. 2.Слоги: ША, ЩА, ЩУ, ШУ, ЧА, ЩЁ, ЦА, ЩУ, УЩ, АЩ, АШ, УЦ. 3. Слова.

Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры - Настольная игра по автоматизации звуков [Л] и [Р] «ЛогоЦветная реакция»

Настольная игра по автоматизации звуков [Л] и [Р] «ЛогоЦветная реакция»

Публикация «Настольная игра по автоматизации звуков [Л] и [Р] «ЛогоЦветная. » Прототипом послужила настольная игра «Цветная реакция», цель игры автоматизация звуков Л, Р в различных позициях слова, развитие внимания, мышления, быстроты реакции. Количество игроков 2 и более. Для игры понадобится настольный звонок либо колокольчик, цветные кубики либо фишки.

Дидактическая игра для автоматизации звука [ц] «У курицы в яйце»

Дидактическая игра для автоматизации звука [ц] «У курицы в яйце» Название игры: У курицы в яйце. Цель игры: Автоматизация звука Ц, закрепление умения определять место звука Ц в слове (начало, середина, конец. Оборудование: Игровое поле с изображением курицы, карточки в виде яйца, на которых изображены предметы, в названии которых.

Мастер-класс по изготовлению игры на автоматизацию звука [Ш] «Угости блинчиком»

Мастер-класс по изготовлению игры на автоматизацию звука [Ш] «Угости блинчиком» Мастер-класс по изготовлению игры на автоматизацию звука [Ш] «Угости блинчиком». Цель этой игры такова: закреплять правильное произношение звука [Ш] в прямых и обратных слогах. Все логопеды сталкиваются с тем, что многократное повторение без подкрепления заданием или игрой.

Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры - Дидактические игры для автоматизации звуков через игровую деятельность

Дидактические игры для автоматизации звуков через игровую деятельность

Статья «Дидактические игры для автоматизации звуков через игровую. » Правильное употребление звука в речи – это его длительная автоматизация. На этапе автоматизации происходит выработка нового навыка, чему способствует систематическая тренировка. Важное условие – последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (в стихах.

Игра «Память» для автоматизации звука [Л]

Игра «Память» для автоматизации звука [Л] Здравствуйте, коллеги! В этой публикации я делюсь с вами игрой "Память". Хочу показать, как эту игру я применяю на своих логопедических занятиях. Игра используется в ее классическом виде и еще я ее разноображу тем, что в дополнение внесла еще варианты заданий с картинками этой.

Игра для автоматизации звука [Ш] в словах Логопедическая игра " Остров сокровищ". Цель игры: автоматизация звука Ш в предложениях. Дополнительная задача: развитие кистевого праксиса в ходе захвата предметов, формирование умения удерживать моторную программу в ходе выполнения задания. Оборудование: кубики двух цветов.

Дидактическое пособие «Назови какой» для автоматизации звуков и развития лексико-грамматических категорий

Дидактическое пособие «Назови какой» для автоматизации звуков и развития лексико-грамматических категорий муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 4 «Дюймовочка» комбинированного вида» Красноярский край, город Минусинск МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Назови какой» Автор методического пособия - учитель-логопед МДОБУ «Детский сад № 4» Козгова Екатерина.

Дидактические игры на автоматизацию звуков [ш] и [с]

Дидактические игры на автоматизацию звуков [ш] и [с] Игра «Матрешка» на автоматизацию звука [ш] Речевой материал - картинки со звуком [ш] : шуба, шапка, пешка, кошка, мишка, мышка, катушка, камыш, пушка, ковш, тушь, шишка, мишень, уши, Маша, шайба, шиповник, бабушка, машина, шут. Предложенную игру можно сделать.

Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры - Логопедическое пособие для автоматизации звуков в слогах «Кочка за кочкой» своими руками

Логопедическое пособие для автоматизации звуков в слогах «Кочка за кочкой» своими руками

Публикация «Логопедическое пособие для автоматизации звуков в слогах «Кочка за. » Логопедическое пособие для автоматизации звуков в слогах "Кочка за кочкой" своими руками Логопедическое пособие «Кочка за кочкой» предназначено для работы с детьми от 4 до 7 лет, имеющими нарушения в речевом развитии. Цель: автоматизации и дифференциации поставленных звуков в.

Мнемо-игра «Парочки» для автоматизации и дифференциации звуков [Р] — [Р’] и [Л] — [Л’]

Мнемо-игра «Парочки» для автоматизации и дифференциации звуков [Р] — [Р’] и [Л] — [Л’] Автоматизация звука очень трудоёмкая и малоинтересная ребёнку деятельность. Требования ФГОС побуждают педагогов искать игровые методы и приёмы работы с детьми. В эту игру может играть педагог с ребёнком, или дети с соответствующим дефектом произношения под руководством.

Игры-самоделки на автоматизацию звука [Ш]

Игры-самоделки на автоматизацию звука [Ш] Игры на автоматизацию звука Ш. Цель: автоматизировать звук Ш в ловах, словосочетаниях. Развивать зрительную память, умение сравнивать.Развивать умение строить фразу «Не стало…», «Появилось…». Описание игры Карточка разделена на два поля.Ребенок называет предметы на левом.

Игра на дифференциацию звуков [Р]-[Л] Пояснительная записка Не секрет, что автоматизация и дифференциация звуков - самый трудный и длительный этап. Поскольку этот процесс протекает достаточно сложно, то необходимо облегчить ребенку работу. Дaнная авторская разработка состоит из игры на дифференциацию звуков.

Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры - Дидактическая игра по автоматизации и дифференциации звуков «Помоги Золушке»

Консультация для родителей Игры на дифференциацию звуков «Наоборот» Необходимо не только научить ребенка правильному звукопроизношению, но и узнавать и понимать те слова, которые он слышит, а также правильно употреблять их. У ребенка формируем и развиваем фонематическое восприятие, фонематический слух. Малыш должен сам понимать, что звук он не.

Использование игрушек-тантамаресок для автоматизации звуков. Фотоотчет

Использование игрушек-тантамаресок для автоматизации звуков. Фотоотчет Использование игрушек – тантамаресок для автоматизации звуков. Пальчиковые игрушки – тантамарески – это фигурки из бумаги, картона, фетра с вырезанными в них отверстиями для пальцев. Задача ребенка в этой игре – просунуть пальчики в эти отверстия и «прошагать» своими пальчиками.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

6 игр, помогающих в автоматизации «трудных» звуков на уровне слога.

Я работаю в общеобразовательной школе учителем-логопедом, но вся моя деятельность связана с коррекцией развития устной и письменной речи обучающихся с ОВЗ с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями. У некоторых из этих детей нарушено и звукопроизношение. Но так как у данных категорий детей чаще всего снижен волевой и мотивационный компонент, а также низкий уровень саморегуляции, то часто процесс автоматизации затягивается. Для повышения мотивации и поддержания интереса учащихся в своей работе прибегаю к использованию всевозможных игр.


В своей работе использую символы гласных звуков, предложенные Е.Ф.Архиповой, и на начальном этапе добиваемся четкой артикуляции данных звуков и соотнесения символа со звуком. Почему использую именно данные символы, а не буквы? Многие дети испытывают трудности при изучении букв и переносят свое негативное отношение к чтению на процесс звукопостановки.

Для своей работы я создала карточки по принципу домино, где представлены изображения лягушек с символами гласных звуков. Данные карточки можно использовать для проведения нескольких игр. Каждая из них направлена как на процесс автоматизации отрабатываемого звука, так и способствуют развитию разных видов памяти, улучшению концентрации произвольного внимания, саморегуляции, способности логически мыслить и т.д. Ниже представлены варианты игр.


1. Домино . Так же как и в классическом варианте каждому игроку раздается по 6 карт. Необходимо продолжить цепочку и «сбросить» все свои карты. При этом на стол выкладывается буква или символ того звука, который находится в процессе автоматизации. Ребенок должен проговаривать слог с данным звуком. Например: лягушки говорят СО-СА . . далее ребенок из своих карт выбирает подходящую и продолжает цепочку.

2. Горячая картошка. На стол выкладывается одна карта, остальные раздаются равномерно между участниками. Каждый игрок должен найти среди своих карт такую, на которой совпадал бы один из символов, изображенный на стартовой карте. Кто первый находит, произносит слог с этим символом и отрабатываемым звуком и кладет ее сверху на карту. Теперь данная карта становится стартовой. Побеждает тот, кто первый сбросит все свои карты.

3. Мемори. Цель игры: найти картинки с одинаковыми парами символов. Все карты выкладываются рубашкой вверх. Игрок переворачивает 2 карты, называет слоги (символ+отрабатываемый звук). Если символы не совпали, то карты возвращаются на свои места, право хода передается следующему игроку. При совпадении карт забирает себе и может проверить еще пару карт. Выигрывает тот, кто набрал больше карт.

4. Лото. Понадобится кубик с буквами и камешки марблс. Карты раздаются между участниками игры. Участники по кругу кидают кубик, называют слог с выпавшей буквой и отрабатываемым звуком. Остальные повторяют слог и закрывают один символ, соответствующий выпавшей букве. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет все символы на своих картах.

5. Путешествие по болоту. Выкладывается ряд из 4-6 карт в произвольном порядке. Ребенок «ведет» отрабатываемый звук в гости к лягушкам на болото. Необходимо «поздороваться» с каждой, назвав слог. Но есть «запретные» буквы, при попадании на которые вместо прочтения слога нужно произвести какое-либо действие (хлопнуть в ладоши, поднять руку и т.д.). Можно ввести несколько таких «запретных» букв, чтобы тренировать переключение внимания.

6. Звук – движение. На каждый символ придумывается жест или движение (применяем элементы биоэнергопластики). Далее из колоды берется карта, проговаривается слог и одновременно показываются жесты или движения. Если игрок показал правильно, то карточка забирается этим игроком, иначе карточка кладется обратно в колоду.

Список игр можно продолжать и дальше, добавляя героев, придумывая рифмы, подбирать слова и т.д.

Преимущества данного пособия состоят в том, что используя один и тот же материал, можно по-разному отработать достаточно однообразный и рутинный материал, сохраняя при этом положительный эмоциональный фон.

Автор: Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед МКДОУ "Никольский детский сад"
Данный материал будет интересен логопедам и заботливым родителям.
Цель: создание пособий для автоматизации звуков в предложениях.

В очередной раз обращаюсь к теме «Автоматизация звуков». С моей точки зрения, автоматизация звука в предложениях является самым неинтересным этапом, т.к. предполагает простое отраженное повторение ребенком фраз, произнесенных взрослым. Поэтому я решила изготовить свои пособия, которые помогут разнообразить занятия, на которых мы вводим поставленные звуки в предложения.

Первая игра «Повторялки». Эту игру можно использовать как на индивидуальных занятиях с ребенком, так и на подгрупповых, участниками которого будут мальчик и девочка. Взрослый читает задание детям, а дети, прослушав предложение, повторяют его девочка за девочку, мальчик – за мальчика.
Вашему вниманию предлагаются предложения со звукми [С] [Ш] [Л] [Р].






Игра «Половинки». Ребенок повторяет следующую фразу:"Была половина платья, стало целое платье." Пособие можно распечатать, а можно использовать интерактивную версию на компьютере. Эта игра подходит для автоматизации звука [Л].




Логопедические пазлы. Собрав пазл, ребенок называет предметы. Следующим заданием станет придумывание предложения с использованием каждой картинки, или одновременно с несколькими. Одновременно происходит развитие зрительного восприятия.






Далее представлены скиншоты схем предложений. Их можно также распечатать, или использовать на компьютере в виде презентации.Это задание можно использовать с детьми, которым знакомы условные обозначения слов – действий, слов – признаков, предлогов.




Такие схемы я пока подготовила только для звуков [Л]и [Р].

В моей презентации представлены следующие игры, которые предназначены для занятий по автоматизации звука [Л]:
- «Половинки»
- «Подводное плавание». Предложение для повтора: «На этой подводной лодке плывет Лунтик (Мила, жаба Клава, клоун, колобок).



- Составление предложений по схеме.
Презентация анимирована триггерами. Поэтому будьте внимательны при игре.
Надеюсь, что мой материал пригодится практикующим логопедам, а также заинтересуют родителей.
Могу поделиться готовыми скриншотами со всеми, кто пожелает.

Читайте также: