Игрушки для детей с алалией

Обновлено: 05.05.2024

Поскольку у детей с моторной алалией страдает не только речь, но и основные психические процессы: память, внимание, мышление, сенсорные представления о величине и форме, очень важно развивать эти функции в различных играх.

ВложениеРазмер
igry_dlya_detey_s_motornoy_alaliey.docx 21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Поскольку у детей с моторной алалией страдает не только речь, но и основные психические процессы: память, внимание, мышление, сенсорные представления о величине и форме, очень важно развивать эти функции в различных играх.

Как правильно развивать внимание и память у деток с ЗРР и алалией?

Для игр с не говорящими детьми используют игрушки , при более высоком уровне развития речи можно брать картинки . Это нужно для создания соответствующего эмоционального настроя ребенка, поддержания интереса.

  • На столе стоят 4-6 игрушек. Ребенок отворачивается, а в это время 1-2 игрушки убирают. Нужно повернуться и узнать, что убрали со стола.
  • Можно не убирать, а добавлять игрушки. Задача ребенка – сказать, что появилось на столе.
  • На столе стоит от 2 до 4 игрушек, которые нужно внимательно рассмотреть вместе с малышом. Ребенок отворачивается, все игрушки «прячутся». Надо вспомнить, что стояло на столе.
  • С ребенком рассматривают 2-4-6 картинок из детского лото, потом их убирают, смешивают с остальными. Задача ребенка – найти те картинки, которые рассматривали в начале игры. Усложнение игры – расположить картинки в том порядке, в котором их рассматривали.
  • Выполнить последовательные действия : сначала надо налить воду в чашку, потом положить ложку в стакан, а карандаши – в коробку. Усложнение – предложить ребенку рассказать о том, что он сделал.
  • Дорисовать незаконченные рисунки , выложить из счетных палочек фигуру по образцу.

Игры на развитие мышления

Эти игры предлагаются малышу по принципу «от простого — к сложному» .

Сначала ему предлагается сравнение предметов по цвету и размеру, а затем — по более существенным признакам.

  • Разложить картинки по какому-то признаку: что едим, что надеваем и т.д.
  • Сложить одну картинку из разрезанных частей , сначала из двух, затем из 3-4. Усложнение – предложить картинки, на которых изображение есть с обеих сторон.
  • Угадать, что нарисовано на картинке по ее части.
  • «Почтовый ящик» — опустить фигуры в коробку, подобрав нужное отверстие, подходящее по форме.
  • «Кому что нужно» — подобрать орудия действия к действиям, изображенных на разных карточках (сачок – девочке, ловящей бабочку, расческу – лохматой девочке, иголку – мальчику с дыркой на рубашке).

Игры на сенсорное развитие (цвет, величина, форма)

Дети с моторной алалией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, а также в определении цвета, формы и величины предметов.

Не очень выражен у них и познавательный интерес.

Игры помогут решить эти проблемы:

  • Нужно выбрать из одинаковых по величине шариков только красные, только белые ит.д.
  • Предложите ребенку принести столько же кубиков , сколько матрешек;
  • «Подбери цветок» — разложить по вазам цветы одного цвета (все фигурки выполнены из бумаги);
  • «Спрячь шарик в ладошках» — предложить спрятать в ладони сначала маленький, затем большой шарик, получится или нет;
  • «Наоборот» — на одних картинках большие предметы, а на других те же предметы, только маленького размера. Ведущий говорит, поднимая картинку: «У меня пирамидка большая…». Ребенок ищет такую же, и отвечает: «А у меня маленькая», и т.д.
  • Лото на закрепление цвета с изображением кругов разного цвета.

Эти игры приведены для примера, чтобы понять принцип подбора, на самом деле их существует огромное количество.

Ес Самые эффективные игры на развитие мелкой моторики

Дошкольники с моторной алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.

Особенно страдает мелкая моторика пальцев.

Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения:

  • Подниматься и опускаться со ступенек , стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.
  • Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы.
  • Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.
  • Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.
  • Выполнять движения по показу и без него: «кулак-ребро-ладонь».
  • Строить башенки из кубиков , собирать пирамидки.
  • Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.
  • Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.
  • Выкладывать узоры из мозаики.

Регулярно проводимые игры-занятия, тщательное выполнение заданий логопеда, корректное психологическое сопровождение обязательно помогут ребенку подняться на следующую ступень на пути к освоению правильной грамотной речи.

ли ребенок еще маленький, нужно тщательно подбирать мотивацию, зачем ему нужно выбирать шарики, картинки, и т.д.

Предложите помочь зайке, кукле или мишке, выручить их — так малышу будет гораздо интереснее играть и заниматься.

Решила составить небольшой антирейтинг игрушек для детей с позиции не просто "кто-то сказал, что это плохо", а с конкретным обоснованием ПОЧЕМУ не стоит их давать, особенно алаликам, аутистам и другим детям с проблемным развитием.

Отсев "неправильных" игрушек, так же важен, как и подбор правильных. Как правило, дети с нарушениями развития - это дети с неустойчивым вниманием, которые склонны выбирать самый простой путь к решению задачи, даже если он неправильный, не прилагать особых усилий. Игрушки ниже ещё больше закрепляют эти привычки. Наша задача этому препятствовать, развивая у ребёнка то, что в дефиците: волевые качества, фантазию и ролевую игру.

Говорящие игрушки и развивающие мультики

Чем плохи: бесполезностью - искусственная речь никак не влияет на ребёнка и не развивает его до определённого возраста.

Почему бесполезно? Ребёнок в раннем возрасте не может качественно обрабатывать сразу два стимула - и речь, и то, что он видит. Поэтому мозг просто выбирает путь попроще - обрабатывает зрительную информацию, выбрасывая всё "обучающее", что говорит ТВ и игрушка.

В будущем это приводит к проблемам с восприятием информации на слух, ведь в раннем возрасте малыш привык обрабатывать зрительную информацию, а речь игнорировать, как белый шум. Это не очень полезно и для здоровых детей. Для особых, у которых и так в подавляющем большинстве проблемы с речью, такие "обучалки" вообще вредны.

Если мы говорим о здоровых детях, то лучше не прибегать к помощи развивалок с искусственной речью хотя бы до 2-ух лет.

Для детей с нарушениями развития, особенно когда ребёнок имеет проблемы с пониманием речи, эти границы сдвигаются ещё дальше - на срок, когда малыш более-менее начнёт что-то понимать на словесном уровне.

После того, как у ребёнка сформировано понимание речи, можно рассчитывать, что он действительно играя с такими игрушками и смотря обучающие видео, будет наращивать знания и развиваться, а не бессмысленно смотреть цветные картинки.

Альтернатива

Обычные плюшевые игрушки, куклы, конструктор, транспорт.

Они прекрасно развивают фантазию. Кроме того, с этими игрушками ребёнок может отрабатывать коммуникативные навыки - ему приходится придумывать для игрушек диалоги и говорить за них, выражать эмоции.

Детский транспорт на аккумуляторах

Дорогие игрушки, которые очень нравятся малышам. Но с точки зрения развития они совершенно бесполезны. Сидя в машине или на мотоцикле с моторчиком, ребёнку не нужно напрягаться - машинка же всё сделает сама. В итоге малыш лишается тренировки вестибулярного аппарата и координации движений.

Альтернатива

Традиционные велосипеды и самокаты.

Кстати, ещё одна полезная тема для малышей - беговелы . Дети на них учатся хорошо держать равновесие. После беговела пересадка на "взрослый" велосипед без поддержки маленькими колёсиками часто не проблема вообще.

Особых детей бывает трудно научить кататься - знаю по своему алалику. Мы освоили самокат только в 2,9, в то время как нормики на них чуть ли не с полутора лет гоняют. Велосипед аж в почти 5 лет. Причем я не смогу посоветовать тут какую-то особую технику для научения. Просто в один момент сын, который в 2 года видел у самоката только один смысл - перевернуть и крутить колёса, ближе к 3 годам додумался для чего самокат нужен на самом деле.

Думаю, тут дело исключительно в дозревании моторных систем мозга. В 2 года у нас был был двусторонний рефлекс Бабинского (в норме в этом возрасте он должен уже отсутствовать) - сигнал, что проводящие пути от ног в мозг не дозрели. Примерно к 2,7-2,8 годам этот симптом наконец ушёл и сразу начали появляться новые моторные навыки (способность прыгать, карабкаться по шведской стенке, переставляя по очереди ноги, и самокат).

Игрушки с нереальными формами и цветами

Сюда можно отнести всяких розовых слонов, плюшевых зверей с кислотно-пятнистой раскраской, глазастые машинки, рукастые сердечки и прочее добро.

С нереалистичными животными особенно трудно - у ребёнка происходит внутренний диссонанс почему игрушка одна, а реальный объект выглядит совсем по-другому.

У особых детей, к тому же, часто бывает очень конкретное и негибкое мышление. Особенно это характерно для детей с РАС.

Если вы покажете аутисту карточку, на которой будет изображён слон, и спросите не прямым вопросом "Кто изображён на картинке?", а общим "Что это?", то рискуете услышать "Карточка". При этом ребёнок не будет неправ - он же ответил на вопрос "Что это?". Поэтому, если ребёнок с РАС укрепится в своих представлениях, что корова - фиолетовая, то реальная корова просто собьет его с толку.

Альтернатива

Игрушки с естественными пропорциями и расцветкой, человекоподобные куклы и т.д. намного лучше справятся с задачей формирования адекватных представлений о реальном мире.

Планшеты и телефоны

Чем плохи: могут провоцировать потерю интереса к традиционным занятиям, тормозят развитие мелкой моторики.

Я не отношусь к безгрешным матерям, которые прям никогда не давали ребёнку гаджеты. Но считаю, что это нужно делать не на постоянной основе. В одном своём материале я уже писала, что после гаджетов детей бывает действительно сложно увлечь обычными развивашками на бумаге, традиционными игрушками и прочим. Ребёнок просто привыкает к свистелкам-звонилкам и то, что потом показывает мама и педагог, конечно ни в какое сравнение по интересности не идёт.

Кроме того, работая с планшетом, детям не нужно напрягать руки. В последствии это ведёт к слабости рук - ребёнку трудно долго держать карандаш, раскрашивать, писать и т.д. потому, что руки попросту устают.

Справедливости ради, отмечу что у гаджетов есть и свои плюсы . Например, необходимость кликать по экрану пальцем прямо вытаскивает из ребёнка со слабой мелкой моторикой указательный жест. Да и при долгих посиделках в очередях, особенно с аутистами или алаликами, которые в силу проблем с эмоционально-волевой сферой часто просто неспособны долго ждать, лично я считаю, что нет особого греха, чтобы дать ребёнку поиграть во что-то развивающее, когда другие способы развлечений уже были перепробованы.

Альтернатива

Традиционные раскраски карандашами, пальчиковые раскраски для совсем маленьких малышей, простые прописи намного лучше любого телефона разовьют мелкую моторику, воспитают у ребёнка усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Для детей с проблемами в волевой сфере (гиперактивных, склонных к истерике, тем, кто быстро начинает и так же быстро бросает) такие вещи, как раскраски, просто необходимы - они воспитывают внимание, терпение и самоконтроль, так как эмоционально неустойчивому ребёнку приходится приложить массу усилий, чтобы не вылезти за границы рисунка.

Слово «алалия» буквально означает отсутствие речи. Этот диагноз используется только для детей и устанавливается неврологом в возрасте после 3-х лет, если у ребенка вообще нет и не было самостоятельной речи или его речевое развитие значительно отстает от возрастной нормы. Логопеды кроме чаще используют диагноз ОНР – общее недоразвитие речи или тяжелые нарушения речи (ТНР).

Для обозначения тяжелых нарушений речи у детей младше трех лет чаще используются другие термины: задержка психического развития (ЗПР), задержка психоречевого развития (ЗПРР) или задержка речевого развития (ЗРР).

Алалия является серьезным нарушением развития ребенка и требует длительной комплексной работы со специалистами. В клинике «Прогноз» и центре «Логопрогноз» мы успешно справляемся с этим нарушением развития благодаря совместным усилиям неврологов, логопедов, реабилитологов и использованию современных диагностических и реабилитационных методов.

Алалия и интеллектуальные способности

Что важно учитывать специалистам и родителям, если у ребенка такой диагноз? Существуют ли какие-то специальные логопедические игры и игрушки для детей с сенсорной и моторной алалией?

Я считаю, что важно сосредоточиться не только на диагнозе, но и на возможностях развития ребенка – на его сильных качествах.

Сильной стороной большинства детей с алалией является невербальный интеллект. Хотя такой ребенок и не говорит, это не означает, что он глупый. Многим детям с алалией нравятся интеллектуальные игры, а логические головоломки они могут решать не хуже, чем говорящие ровесники. Очень важно учитывать интересы ребенка, дать ему возможность проявить свои сильные качества. Такую возможность предоставляют настольные логические игры.

Игр, построенных по такому же принципу, как «Пингвины на льдине», много. В каждой такой игре 40 логических заданий с возрастающим уровнем сложности и возможностью для самопроверки. Важно, чтобы ребенок начал получать удовольствие от того, что задания становятся сложнее.

Игрушки и пособия для запуска речи

Иногда именно высокий уровень развития интеллекта становится причиной того, что ребенок замыкается, оставляет попытки заговорить, начинает избегать общения с другими детьми. Он может проанализировать ситуацию и понимает, что отличается от других. Поэтому даже при правильном неврологическом лечении и реабилитации от логопеда и от родителей требуется масса изобретательности для того, чтобы разговорить ребенка с алалией.

Часто запуск речи начинают с совсем коротких, облегченных слов, которые сопровождают действия. Например: бах, вжик, ку-ку, тук-тук. Эти слова очень важны. Во-первых, ребенку их легче произнести, чем длинные, «взрослые» слова. Во-вторых, они являются мостиком, который поможет ему перейти к глаголам (словам, обозначающим действия), а это в свою очередь мостик к первым фразам.

Например, дидактическая игра «Накорми лягушку». Она развивает мелкую моторику, помогает выучить названия цветов и освоить счет. Но для ребенка с алалией здесь может быть еще одна важная задача: каждый раз, когда лягушка что-то хватает, за нее нужно сказать: АМ!

Не следует заставлять ребенка повторять за вами это слово. Просто произносите его в игре много раз, оставляя паузу для того, чтобы он тоже его произнес.

Для работы с короткими словами удобно использовать наборы, состоящие из небольших одинаковых игрушек, с которыми можно выполнять повторяющиеся действия. Секрет состоит в том, что эти действия обязательно должны быть интересны ребенку, тогда он скорее всего захочет повторить за вами слово. Один из таких предметов, который у нас в центре является хитом на занятиях – игрушка-попрыгушка. Эти симпатичные существа, похожие на воланы для бадминтона, очень высоко прыгают. И каждый такой прыжок можно сопровождать словом: «Прыг!» или «Ап!»

А если у ребенка не получается самостоятельно заставить прыгать игрушку-попрыгушку, то ему потребуется ваша помощь. Это отличный повод научиться говорить «Еще!».

Так как у мальчиков алалия встречается чаще, чем у девочек, игры с машинками тоже очень популярны для запуска речи. Важно, чтобы с машинками было удобно совершать какие-то действия по очереди – например, скатывать их с горки, каждый раз повторяя: вжик!

Игры для детей с алалией в 3 года часто связаны с животными и звукоподражаниями, потому что эта тема нравится большинству детей. Здесь хорошими помощниками становятся наборы фигурок животных. Хорошо, если у этих фигурок будут какие-то дополнительные привлекательные для ребенка качества. Например, собаки из этого набора американской фирмы Melissa and Doug сделаны из пластика, но у них мягкая пушистая поверхность. Поэтому их очень приятно держать в руках.

Собак можно провожать в их домики, говорить им «Привет» и «Пока». Для ролевых игр отлично подойдут также и игрушки, которые можно надевать на руку. Многим детям проще говорить не от своего имени, а от имени игрушки.

В основном родители и специалисты рассуждают так: ребенок не говорит, значит нужно все его внимание сосредоточить на речи. Но у некоторых детей с алалией возникает речевой негативизм – стойкое нежелание говорить. В этом случае полезно переключить внимание ребенка с речи на игру, а новые слова незаметно для ребенка станут частью этой игры.

Логоритмические игры для детей с алалией

Логоритмические игры очень эффективны в работе над речью, потому что у музыки и речи много общего, а ритм помогает организовать движения артикуляционных органов. Кроме того вам не придется побуждать ребенка говорить, вы будете вместе петь – это совсем другое дело.

Музыкальные терапевты центра «Логопрогноз» записали сборник песен для запуска речи. Каждая песня есть в трех вариантах: музыка и пение взрослого; музыка и пение взрослого с паузами для участия ребенка; минусовка – только музыка. Песни разной сложности, как в музыкальном плане, так и в плане количества слов, которые пропевает ребенок.

К речи через глобальное чтение

Игры для детей с алалией в возрасте 5 или 6 лет могут быть связаны с чтением. Да, как это ни странно звучит, к речи можно прийти и через чтение. В этом случае мы опираемся на то, что у ребенка хорошая зрительная память, хотя ему трудно воспринимать речь на слух.

Многим детям с алалией подойдет метод глобального чтения. Это чтение целыми словами, которое не требует предварительного изучения букв. Здесь важно учесть интересы ребенка: он захочет читать и запоминать те слова, которые его интересуют. Пособия для глобального чтения построены по принципу парных картинок, только ребенок ищет одинаковые надписи, а не картинки. Если интерес к такой игре есть, то списки слов, которые будет распознавать ребенок, можно будет постепенно расширять. В дальнейшем ребенку будет легче произносить слова с опорой на письменный вариант.

Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями речи

Мы обсудили сильные стороны в развитии детей с алалией, на которые можно опереться. Но стоит поработать и над слабыми сторонами.

Чаще всего при алалии или ЗПРР есть проблемы с обработкой мозгом слуховой информации. Причем, как показывает наша неврологическая диагностика, это касается не только детей с сенсорной алалией, но и с моторной. Ребенок слышит хорошо, но его мозг не может эту информацию эффективно обработать. В этом случае начинать нужно не с развития фонематического слуха, а с развития умения различать неречевые звуки. На первом этапе это могут быть звуки детских музыкальных инструментов: угадай, что прозвучало? Для этого можно использовать вот такой набор: ритмы джунглей.

Ребенку с 5-6 лет стоит предложить более сложную игру, такую как Звуковое Мемори.

Встряхивая эти деревянные кубики ребенок слышит, как внутри что-то шуршит или шумит. Задача состоит в том, чтобы подобрать пары кубиков, издающих одинаковые звуки.

Все приспособления, которые позволяют экспериментировать со звуком и со своим голосом полезны для ребенка с алалией. Что это может быть? Детские рации или мегафон, который превращает голос человека в голос робота или вот такой логопедический вороненок.

На самом деле – это диктофон: ребенок что-то говорит вороненку, который затем это повторит, даже открывая при этом клюв (для этого есть специальная кнопка).

Зачем столько разных игрушек? Иногда взрослым может показаться, что ребенок с алалией просто ленится говорить, не старается, не прикладывает никаких усилий. Это не так. Большинство детей осваивают родной язык незаметно для себя и для окружающих, но для ребенка с алалией говорить - это тяжелый труд. Правильно подобранные игры и игрушки могут сделать этот процесс более легким и приятным.

Алалия - одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти неговорящими даже по времени поступления в школу.

Мы, как воспитатели группы детей с общим недоразвитием речи, должны помочь, поступившим деткам с подобным диагнозом на начальном и последующих этапах пребывания в детском саду.

Для дошкольников, имеющих различные речевые расстройства, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако, недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, её плавность – всё это, выраженное в разной степени у детей с речевыми нарушениями, влияет на их игровую деятельность, порождает определенные особенности поведения в игре. Игры детей с алалией носят однообразный, подражательный характер. Чаще они производят манипулятивные, а не игровые действия с игрушкой. Ребёнок, лишённый речи, воспринимает окружающую действительность поверхностно, поэтому его игра не имеет замысла и целенаправленных действий. В коллективе говорящих сверстников дети – алалики держатся в стороне или, играя вместе с другими детьми, выполняют только подчинительные роли, не вступают в словесные взаимоотношения.

Таким образом, мы хотим представить ряд игр с детьми – алаликами, которые развивают все психические процессы во время игры.

Игры на развитие внимания и памяти у деток с алалией.

Для создания соответствующего эмоционального настроя ребенка, поддержания интереса можно использовать игрушки, либо картинки.

• На столе стоят 4-6 игрушек. Ребенок отворачивается, а в это время 1-2 игрушки убирают. Нужно повернуться и узнать, что убрали со стола.

• Можно не убирать, а добавлять игрушки. Задача ребенка – сказать, что появилось на столе.

• На столе стоит от 2 до 4 игрушек, которые нужно внимательно рассмотреть вместе с ребёнком. Ребенок отворачивается, все игрушки «прячутся». Надо вспомнить, что стояло на столе.

• С ребенком рассматривают 2-4-6 картинок из детского лото, потом их убирают, смешивают с остальными. Задача ребенка – найти те картинки, которые рассматривали в начале игры. Усложнение игры – расположить картинки в том порядке, в котором их рассматривали.

Выполнить последовательные действия: сначала надо налить воду в чашку, потом положить ложку в стакан, а карандаши – в коробку. Усложнение – предложить ребенку рассказать о том, что он сделал.

• Дорисовать незаконченные рисунки, выложить из счетных палочек фигуру по образцу.

Игры на развитие мышления.

Эти игры предлагаются по принципу «от простого — к сложному».

• Сложить одну картинку из разрезанных частей, сначала из двух, затем из 3-4. Усложнение – предложить картинки, на которых изображение есть с обеих сторон.

• Угадать, что нарисовано на картинке по ее части.

«Почтовый ящик» — опустить фигуры в коробку, подобрав нужное отверстие, подходящее по форме.

«Кому что нужно» — подобрать орудия действия к действиям, изображенных на разных карточках (сачок – девочке, ловящей бабочку, расческу – лохматой девочке, иголку – мальчику с дыркой на рубашке).

Игры на сенсорное развитие (цвет, величина, форма)

Дети с алалией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, а также в определении цвета, формы и величины предметов. Не очень выражен у них и познавательный интерес. Итак:

• Нужно выбрать из одинаковых по величине шариков только красные, только белые ит. д. (возможно использование блоков Дьёныша);

• Предложите ребенку принести столько же кубиков, сколько матрешек;

«Подбери цветок» — разложить по вазам цветы одного цвета (все фигурки выполнены из бумаги);

«Спрячь шарик в ладошках» — предложить спрятать в ладони сначала маленький, затем большой шарик, получится или нет;

«Наоборот» — на одних картинках большие предметы, а на других те же предметы, только маленького размера. Ведущий говорит, поднимая картинку: «У меня пирамидка большая…». Ребенок ищет такую же, и отвечает: «А у меня маленькая», и т. д.

• Лото на закрепление цвета с изображением кругов разного цвета.

Самые эффективные игры на развитие мелкой моторики

Дошкольники с алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.

Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения:

• Подниматься и опускаться со ступенек, стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.

• Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы. (здесь пригодится игра – шнуровка);

• Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.

• Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.

Выполнять движения по показу и без него: «кулак-ребро-ладонь» (кинезиологические упражнения).

• Строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.

• Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.

• Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.

• Выкладывать узоры из мозаики.

Регулярно проводимые игры-занятия обязательно помогут ребёнку развиваться и облегчить дальнейший путь становления как личности.

Сезонные игры детей дошкольного возраста. Игры по теме «Птицы» На дворе весна! Солнышко припекает, грачи- кулики из-за моря прилетают, снег темнеет и начинает таять, превращаясь в ручейки и лужицы. Выходя.

Календарно-тематическое планирование занятий по развитию вербальной памяти у детей с алалией Календарно – тематическое планирование занятий по развитию вербальной памяти у детей с алалиейI этап. Развитие слухового внимания на неречевых.

Когнитивное и речевое развитие в освоении пространственных отношений детьми с алалией Когнитивное и речевое развитие в освоении пространственных отношений у детей с ОНР 1 ур. Каждый из нас обладает знаниями об окружающем.

Консультация для родителей детей с алалией Для детей в норме к трем годам речь становится полноценным средством общения. Они уже понимают окружающих, сами говорят фразами и могут.

Мастер-класс для родителей детей средней группы «Занимательные словесные и пальчиковые игры для речевого развития детей» Конспект Цель: - укрепление связи семьи и детского сада; - обеспечение единства педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых» Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник.

Подвижные игры для детей 3–7 лет с подробным описанием правил игры Подвижные игры для детей 3-7 лет с подробным описанием правил игры. Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно.

Развивающие игры для детей младшей группы в детском саду. Игры для развития памяти и внимания для младших дошкольников Игра «Хлоп» («Топ»). Цель: развивать внимание. Описание: педагог перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если педагог.

Снятие психоэмоционального напряжения у детей с алалией ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Тема: «Снятие психоэмоционального напряжения.

Конспект занятия «Знакомство детей с балалайкой через фольклорные игры» для детей старшего дошкольного возраста Знакомство детей с балалайкой через фольклорные игры. Для детей старшего дошкольного возраста. Музыкальный руководитель МКДОУ №35 «Непоседы».

Выдающийся лингвист А. Н. Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет отдельную роль. …оно является основной единицей речи, как орудия мышления и обобщения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде освоения предложений различных типов».

При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь. Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. Коррекционная работа по преодолению алалии направлено на развитие речи при ее полном отсутствии или выраженном дефиците, при сохранности слуха и интеллекта.

Начиная работу, логопед строит ее на базе того, что уже достигнуто ребенком. При этой речевой патологии страдает грамматика речи, активный словарный запас, произношение отдельных звуков или целых звуковых групп, но понимание речи практически не страдает.

Обязательное условие продуктивной работы – многократное повторение одного и того же речевого материала. Здесь мы предлагаем вашему вниманию разработанную нами картотеку на развитие речи по коррекции моторной алалии, чтобы сделать занятия интересными для детей.

Цель – научить сознательному анализу речи, развитьфонематическое восприятие и понимание речи.

Коррекционно-развивающая работа направлена в первую очередь на создание механизмов речевой деятельности, решается посредством ряда поставленныхзадач.

• формируем коммуникативные намерение;

• овладение механизмов грамматики, принципам ее действия (происходит отбор лексико-грамматических средств).

Оборудование и материалы:

Картотека дидактических игр :

1. Дидактический материал по построению двухсоставной фразы.

2. Дидактический материал по отработке единственного и множественного числа.

3. Дидактический материал по составлению предложения из трё х слов: подлежащего, сказуемого и прямого добавления.

4. Дидактический материал по тренировки умения пересказывать короткие рассказы близко к тексту.

5. Игры и упражнения по развитию речи :

• игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

• игры по лексическому развитию в процессе ознакомления с явлениями природы

• игры на активизацию ассоциативных смысловых связий между словами

• игры и упражнения для ознакомления дошкольников с языковыми явлениями. Ознакомление с синонимами.

• игры на формирование эмоционально –оценочной лексики.

В нашей картотеке подобран лексический и дидактический материал, который способствует интересному многократному упражнению детей в построении простой двухсоставной фразы (предмет и его действие) и употреблении ее в речи.

1. В первом дидактическом наборе берутся ранее усвоенные ребенком названия шести игрушек: кошка, мишка, петух, заяц, поросенок, кукла. При этом дети могут их называть более простыми по структуре словами: кошка - киса, мишка - миша, поросенок - хрюша, петух - петя, заяц - зая, кукла - ляля. На данном этапе не так важно звукопроизносительное качество слов. Необходимо их многократное повторение, употребление в разных ситуациях, что будет способствовать пониманию, уточнению, расширению, а также совершенствованию словаря, т. е. постепенному

улучшению его звукослоговой структуры. На данной стадии работы над фразой даются семь наиболее доступных пониманию детей и часто употребляемых глаголов, обозначающих следующие действия: идет, бежит, сидит, спит, едет плывет, летит. Каждый глагол сначала отрабатывается с указанными шестью игрушками: ляля идет, миша идет, хрюша идет, зая идет, киса идет. Логопед или воспитатель говорит: «мишка идет» и прямым указательным пальцем показывает на рисунок, который называется. Формируется не только проговаривание фраз, но и их понимание. Когда все картинки названы, взрослый дает инструкцию «Миша идет. Покажи где». Если ребенок затрудняется показать, взрослый помогает, показывая его пальцем названную картинку. По инструкции «Миша идет. Закрой картинку» ребенок кладет на нее (сам или с помощью педагога) фишку. Когда закрыты все картинки, инструкции меняются: «Миша идет. Открой картинку». Ребенок сам или с помощью педагога поочередно открывает все картинки. Ребенок должен вслушиваться, понимать инструкции взрослого. После глагола «идет» в том же порядке отрабатывается следующий - «бежит». При отработке этих двух глаголов последовательность расположения картинок на листе одинаковая, чтобы на начальном этапе ребенку было легче ориентироваться. Затем идет дифференциация глаголов «идет - бежит». Здесь уже меняются местами картинки с действующими персонажами. Даются действия «идет», справа - «бежит». Затем слева - «бежит», справа - «идет». Дети не должны привыкать к определенному расположению материала, механически показывать картинки и повторять фразу. Необходимо приучать вслушиваться в речь взрослых, понимать ее, ориентироваться и находить нужную картинку. В дальнейшем, при предъявлении нового материала, расположение предметов меняется местами. Изменение расположения персонажей способствует выработке концентрации, устойчивости, переключаемости внимания, совершенствованию зрительного восприятия. Каждый новый отработанный глагол дифференцируется со всеми пройденными. Постоянная работа по дифференциации глаголов способствует осознанию ребенком их значения. После отработки всех глаголов и их дифференциации даются на одном листе различные действия, производимые одним персонажем. Если раньше ребенок ориентировался на первое слово - предмет, а потом уже называл действие - одно для всех предметов, то теперь он должен ориентироваться на второе слово - глагол, обозначающий различные действия. Количество занятий на отработку одного действия, или дифференциацию двух действий у каждого ребенка разное, в зависимости от того, как он усваивает материал. Сначала требуется больше времени, потом обычно усвоение идет быстрее. Однако на одно занятие не стоит брать больше одного действия и не более двух действий для дифференциации. Выполнение нескольких действий одним персонажем дается на одном занятии, другим на следующем и т. д. При повторении пройденного материала ребенку можно задавать дополнительные вопросы, заставляющие его лучше слушать, смотреть и думать.

Например: «Скажи (покажи, кто сидит на коврике? Кто сидит на пеньке? Кто плывет в лодочке?» и т. п. Это способствует не только развитию речевого слуха, пониманию речи, но и подготавливает ребенка к ведению диалога.

2. В работе со вторым набором дидактического материала хотелось бы научить ребёнка слышать и различать окончания единственного и множественного числа существительных на «-ы –и» или «-а - я» и глаголов с окончанием «-ут -ют» или «-ат -ят» и использовать их в речи при составлении предложений из двух слов: подлежащие и сказуемое.

3. В третьем дидактическом наборе мы учим ребёнка составлять предложение из трё х слов: подлежащего, сказуемого и прямого добавления. Логопед говорит все предложения, ребёнок находит соответствующие картинки и закрывает их фишками («Скажи - девочка рисует что?»). Ребёнок сопряжено, отражённо или самостоятельно говорит простые распространенные предложения из трёх слов. По такой схеме можно отработать все предложения.

4. Четвёртый дидактическийнабор предназначен для обучения детей, понимать содержание текстов, тренировать умение пересказывать короткие рассказы близко к тексту. Каждый рассказ дается на отдельной карточке и сопровождается вопросами по содержанию текста.

5. Пятый дидактический набор предназначен для обучения детей развитию речи :игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей; игры по лексическому развитию в процессе ознакомления с явлениями природы; игры на активизацию ассоциативных смысловых связей между словами; игры и упражнения для ознакомления дошкольников с языковыми явлениями. Ознакомление с синонимами; игры на формирование эмоционально – оценочной лексики.

В заключении хотелось бы повториться: «О чем нужно помнить, проводя коррекционную работу?».

Не переусердствовать с повторением, отраженной речью. Ребенок должен активно усваивать речь через предметно – практическую деятельность, накопление сенсорного опыта. Повторять в разных ситуациях, выполняя разные действия, осмысленный повтор.

Если дети безречевые, то начинать со звукоподражательных междометий. Если есть полноценные слова, сразу переходим на более высокий уровень. Но вначале многосложные заменяем на слова более простой слоговой структуры (не корова, а бык, не собака, а пес).

Вопросы коррекции звукопроизношения отодвигаем на второй план. Вначале запустить механизм языка.

Основа речи – опора на предикацию. НЕ сидеть долго на этапе номинации, не заучивать названия, отмечать функции, назначение, действия с предметами.

Пропозиционирование – построение суждения о конкретном предмете, действии (что видит, чувствует, делает).

Согласование речи и движения, рифмовки с движениями, плюс интонация (если не говорит, то интонация – уже речь). Жесты и мимика – предложение невербальное. Это кинетическая речь. Пока нет вербальных возможностей, можно использовать. Глаголы показывать через пантомимику. Сказку рассказывать мимикой, жестами, междометиями. Педагог оречевляет за ребенка. Это рассматривается как фразовая речь.

Исключить языковой формализм – не заучивать понятия. Все, что даем должны понимать. Эффективно давать в оппозиции (большой – маленький, тихо - громко). На контрасте, противопоставлении хорошо понимают и быстрее усваивают.

Вся работа должна быть положительной для ребенка. Очень важен эмоциональный настрой. Начинать со зрительного восприятия, фиксировать объект и прослеживать глазами, затем подключать другие ощущения.

Список использованных источников

1. ЖуковаН. С., Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева:Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М. ,1973.

2. Жукова Н. С. Формирование устной речи : Учебно-методическое пособие. - М: Соц. - полит. журнал, 1994.

3. Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. - М., 1977.

4. Логопедия: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дефектология» / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. ; Под ред. Л. С. Волковой. - М. : Просвещение, 1989.

5. Автор: Новикова - Иванцова Т. Н. Название: От слова к фразе. Издательство: М. : 2006

Картотека игр, направленных на развитие связной речи РАССКАЖИ, ГДЕ НАШЁЛ ПРЕДМЕТ (ИГРУШКУ). Взрослый заранее прячет мелкие предметы или игрушки на небольшом пространстве так, чтобы ребёнок.

Картотека игр и упражнений на развитие голоса Развитие голосовой функции - это необходимое направление в логопедической практике. Игры на развитие голоса активно используются на подготовительных.

Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи Игры по словообразованию. «Назови ласково». Цель: учить детей образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Содержание.

Картотека игр на развитие лексической стороны речи Игры на развитие обобщающих понятий. «Назови одним словом». Цель: учить детей подбирать обобщающее слово к предметам одной лексической.

Картотека игр на развитие «активного слушания» Упражнение «Активное слушание» Цель упражнения: Развитие навыков активного слушания Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий,.

Картотека игр на развитие логического мышления Игра «Расселили птиц». Цель: развивать логическое мышление. Игровой материал и наглядные пособия: 20 карточек с изображением птиц: домашних,.

Картотека игр на развитие памяти ШКАФЧИКИ Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков.

Картотека игр на развитие речи детей раннего возраста Игра «Позовите Петрушку» Цель: формировать интерес к речевым звукам, инициировать собственное речевое высказывание. Оборудование: игрушка.

Картотека игр на развитие слухового внимания РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. Игра «Солнце или дождик?» Цель. Учить детей выполнять действия согласно различно­му звучанию бубна. Воспитание.

Конспект занятия по коррекции моторной алалии Занятие для детей с синдромом моторной алалии. «Развитие речевой деятельности. Словообразование». Цель: формирование навыков словообразования.

Читайте также: