Игрушки для детей с нарушением зрения

Обновлено: 04.05.2024

(Слайд 1, презентация) Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления ребёнка с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются его познавательные способности и познавательные интересы. Дидактические пособия, помогают ребенку познавать окружающий мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконтролю, влияния на их интеллектуальное развитие.

Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.

Л.И. Плаксина и другие исследователи отмечают, что дети с нарушением зрения при обследовании и опознание предметов, их свойств и качеств не используют в полной мере сохранные анализаторы.

Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы тифлопедагога и воспитателей и, конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и игрушек для развития тактильного восприятия (слайд 2, презентация).

Проблема, возникающая при подборе игр и игрушек для развития тактильного восприятия, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, в детском саду мне приходится проявлять фантазию создавать специальные дидактические пособия и игры для детей с нарушением зрения.

Для развития и стимулирования тактильных функций используются различные игровые средства (слайд 3, презентация): тактильные дощечки, тактильные кубики, тактильные дорожки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения.

Основная цель данных дидактических пособий, учитывая особенности детей, - развитие тактильных ощущений и в целом их интеллектуального развития (слайд 4, презентация).

Оригинальность данных пособий заключается в следующем:

  • предназначено для решения целого комплекса задач обучения и воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального;
  • сделаны из простого подручного материала;
  • просты и удобны в обращении;
  • доступны, яркие, многофункциональны;
  • имеют высокую развивающую возможность, технологичность.

Многофункциональность пособий заключается в том, что его используют для различных видов детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений.

Вот некоторые из них.

«Тактильный центр» (слайды 5, 6, презентация)

Центр тактильности способствует развитию тактильных анализаторов, мелкой моторики, развитию познавательной активности, памяти, мышления и воображения, зрительное внимание. Тактильный центр состоит из дощечек с наклеенными на нем различными предметами из разнообразных материалов с разными тактильными поверхностями. В этой игре детям даются следующие задания:

  • проведи пальчиками по поверхности;
  • найти на ощупь поверхность: мягкую, пушистую, гладкую, шершавую, неровную, ребристую;
  • предлагается показать поверхность: металла, дерева, камня, меха и т.д.;
  • с завязанными глазами ощупывает предмет на дощечке и описывает его;
  • ребенок описывает предметы, другой – угадывает, что он описал;
  • выстрой по порядку;
  • чего не стало;
  • что изменилось;

Таким образом, этот тактильный центр способствовал тому, что дети лучше распознают свойства и признаки предметов, овладевают навыками обследовательских действий, становятся общительнее, учатся работать в подгруппах.

«Тактильный мешочек» (слайды 7, 8, презентация)

С помощью этой игры можно развивать творческое воображение, тактильные ощущения, фантазии, внимания, тактильную память, тактильные представления. Игра состоит из одинаковых крышечек-боченков в которых наклеен тактильный материал: наждачная бумага, ковролин, разная ткань (вельвет, кожа, джинсовая ткань, гобелен, мех).

Для начала изучите с ребенком все бочонки с материалом, прощупайте, найдите одинаковые.

Затем положите в мешочек несколько пар бочонков и постарайтесь вытащить одинаковые. Со временем можно усложнять игру, добавляя в мешочек новые пары крышек-бочонков.

С помощью тактильного мешочка зрительное внимание у большинства детей становится конкретным и запоминающим. Через поисковую деятельность у детей расширились знания об окружающем мире, обогатился словарный запас. У детей продолжается формироваться осознанное отношение к своим действиям. Тактильный мешочек помогает детям стать раскрепощеннее, более точными в действиях, что способствовало повышению развития мелкой моторики, умению преодолевать трудности.

«Волшебные дорожки» (слайд 9,10, презентация)

Игра с дорожками направлена на развитие зрительного восприятия, тактильных ощущений, ориентировки в пространстве, умение перемещать в заданном направлении, развиваются зрительные функции: прослеживания, цветоразличения, развивается мелкая моторика и зрительно-моторной координации. Она состоит из дощечки, на которой разноцветными шнурочками вышиты дорожки. Каждая дорожка из разных тесемок, шнуров.

При выполнении упражнений дети сначала знакомятся с различными линиями, у детей совершенствуются навыки точных действий руки под контролем зрения и происходит развитие зрительных операций и умений.

Дети упражняются в зрительном анализе линии, её называние (прямая, волнистая, гладкая, шершавая, зигзаг); рисование её руками в воздухе; обведение линии указательным пальчиком; проведение по линии сверху вниз.

Упражнения вводятся и усложняются постепенно.

Далее предлагаются различные задания:

  • пройди по гладкой линии красного цвета, волнистой линии синего цвета, белой линии;
  • пройди по дорожкам по образцу;
  • спустись по дорожке сверху вниз и поднимись по дорожке снизу вверх;
  • найди дорожку с закрытыми глазами;
  • найди самую толстую (тонкую) дорожку;

Волшебные дорожки помогают детям лучше ориентироваться в пространстве. Дети учатся последовательно и четко описывать свои действия.

Таким образом, дидактические пособия, способствуют развитию тактильных ощущений детей с учётом их особенностей, помогают развивать ребенка интеллектуально, успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта, т.е. способствует повышению остроты зрения у детей.

В учебно-методическом пособие говориться о принципах отбора игрушек для детей с нарушенным зрением. Рассказывается о том, какие игрушки считаются "умными" для ребёнка со зрительной депривацией, начиная с младенческого возраста и заканчивая старшим дошкольным возрастом. Одновременно прослеживается психо-моторное развитие маленького человека. В пособие обращается внимание на важность первых игрушек, которые стимулируют,активизируют и развивают систему сохранных анализаторов. Пишется о важности развития познавательной активности у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Кратко рассказывается об основной игрушке в среднем дошкольном возрасте- кукле. Подчёркивается необходимость специального обучения детей сюжетно-ролевым играм. В пособие также описаны основные требования к различным игрушкам: их величине, окраске, удобству держать в руке. Соблюдение этих требований обязательно при игре детей с серьёзными зрительными проблемами.

ВложениеРазмер
printsipy_otbora_igrushek_dlya_detey_s_narushennym_zreniem.docx 17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы отбора игрушек для детей с нарушенным зрением

Каждый период жизни человека характеризуется определённой деятельностью. Ведущая деятельность ребёнка – игровая.

В психологическом словаре, термин» игра» обозначает форму деятельности в условных ситуациях, направленную на воссоздание и усвоение общественного опыта.

В структуру игры детей входит: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средства реализации этих ролей; игровое употребление предметов, то есть замещение реальных предметов игровыми; реальные отношения между играющими.

Как мы видим, в словаре дано определение игры, которую мы называем сюжетно-ролевой.

Помимо сюжетно-ролевых игр на различные темы («семья», «магазин») дети играют в развивающие и дидактические (пирамидки, мозаики, лото), в игры на конструирование (конструкторы, кубики, модули), в подвижные игры, в игры-забавы, в игры, направленные на социально - эмоциональное развитие.

В играх происходит формирование и развитие психических процессов ребёнка. Детей с нарушенным зрением необходимо целенаправленно знакомить с игрушками

и учить ими пользоваться. Ведь без наличия игрушек и без умения взаимодействовать с ними, никакой игры не состоится. Не состоится и развития: психического, физического, не будет развиваться личность маленького человека.

Какие же игрушки могут считаться «умными» для детей с глубокими нарушениями зрения?

Эти игрушки должны быть направлены на активизацию органов чувств и являться стимуляторами зрительного восприятия и сохранных анализаторов.

Проследим развитие детей со зрительной депривацией, начиная с младенчества, и вспомним, какие коррекционные игрушки необходимы уже с раннего возраста нашим воспитанникам. Не будем забывать о том, что дети дошкольного периода одинакового возраста по своему развитию могут сильно отличаться друг от друга по различным параметрам и иметь разные психический и физический уровни развития.

В первые полгода детям важно развивать зрительное, слуховое, тактильное сосредоточение и соответствующие ориентировочные реакции.

Без специального обучения ребёнок с нарушенным зрением это не разовьёт в полной мере, а в привычку могут войти стереотипные движения и действия.

  • Мы предлагаем следующие игрушки, развивающие чувственное восприятие: яркие музыкальные погремушки с различными поверхностями; пальчиковые бассейны с различными природными материалами, крупами и мелкими игрушками; массажные ёжики; звучащие браслетики, надеваемые на ноги и руки; различные бусы.

С помощью этих игрушек мы стимулируем и развиваем не только психическое, но и физическое развитие. Малыш, не имеющий возможности видеть и осознавать себя зрительно, шевелит ногами и руками, слыша одновременное звучание браслетов. Он начинает понимать, что совершает некоторые действия. Подключаются и мускульные ощущения.

По мере роста ребёнка развивается его общая моторика. Он уже умеет хорошо держать голову, поворачиваться со спины на живот и обратно, лежать на животе, брать, удерживать игрушки и совершать с ними манипулятивные действия. Ребёнок гулит, лепечет, повторяет звуки слоги.

В следующие полгода он учиться ползать, сидеть, вставать, ходить.

Вышеописанное развитие относится к возрастной норме, у детей с нарушенным зрением все этапы могут быть более замедленными. Родители и педагоги помогают ребёнку увереннее ориентироваться на себе, в малом и большом пространствах. Стимулируют интерес к исследованию окружающего и развивают познавательную активность на основе взаимодействия всех анализаторов.

  • В младшем дошкольном возрасте начинаем учить детей специфическим действиям с конкретными игрушками: пирамидки три, пять колец, составные стаканчики, бочонки, простой конструктор типа «лего» (однородный, однотонный, постепенно расширяем детали по форме, цвету и величине), машинки, юла.

Детям должно быть удобно держать игрушки, они должны помещаться в ладонь, должны мыться и иметь стойкую окраску. Все действия – от пассивных до активно-самостоятельных.

  • Далее знакомим со следующими игрушками: игрушечные автомобили-каталки; заводные игрушки, которые нужно предлагать осторожно, предварительно рассказав и показав её неподвижной, что бы не испугать. Заводные игрушки должны быть простыми по структуре. Заводные автомобили и вертолёты в младшем дошкольном возрасте не предлагаем, они будут актуальны для ребёнка позже. Для маленького ребёнка будут интересны различные «волчки», небольшие игрушки-забавы типа «клюющий цыплёнок». Так же для ребят будут интересны музыкальные игрушки: колокольчики, бубен, барабан, дудочки, мелодичные свистульки. В младшем дошкольном возрасте уже можно предлагать куклу 30-35 сантиметров. Она должна быть упругой на ощупь, с выразительным лицом яркой раскраски, удобным для осязания. Одежда – простая, легко снимающаяся. На ногах – тапочки, носки. Должны быть игрушечные посуда, мебель. Все действия – от пассивных до активно-самостоятельных, непременно оречевляемых взрослыми. Одновременно со знакомством с куклой предлагаем мягкие игрушки, изображающие знакомых животных из сказок. Животные должны быть в естественных стоящих позах. Окраска и форма должны быть реалистичными.

Дети среднего дошкольного возраста играют по сути в те же игрушки, но содержание игр становится более разнообразным.

  • Основная игрушка – кукла. Куклы могут представлять девочек и мальчиком, младенцев, старших детей. В одежде должны быть различия, она должна быть разнообразна по набору, по цвету и по осязательным качествам.

В одной игре – не более одной, двух кукол, при большом количестве ребёнку трудно будет построить игру.

При игре с куклой необходимо много вспомогательного игрового материала, который должен быть прочным, простым по конструкции, устойчивым. Пригодятся наборы типа: «маленький доктор», «маленький парикмахер».

Обучение сюжетно-ролевой игре и последующее сопровождение осуществляется взрослыми (родителями, педагогами), иначе самостоятельные незакреплённые действия у детей могут свестись к манипулированию предметами. Далее предлагаем детям:

  • транспортные игрушки – легковые, грузовые машины, специальные машины, железная дорога;
  • игрушки, изображающие бытовую технику – утюг, пылесос и т.п.
  • различные дидактические игры, направленные на совершенствование функциональных движений рук, мелкой моторики, более усложнённые по сравнению с играми, предназначенными для младшего возраста.
  • игры на конструирование, как на столе, так и на полу с деталями разнообразной формы, величины и цвета.

В старшем дошкольном возрасте основные требования к игрушкам остаются. К играм добавляется разнообразие, характер их усложняется. Для игры с куклой можно активно использовать картонную коробку в качестве макета комнаты или квартиры для неё. Из коробок можно сделать двух-трёх этажный дом и наполнить его разнообразными атрибутами. Это будет способствовать дополнительному обучению детей навыкам ориентировке в пространстве.

Следуя данным принципам отбора игрушек и игр для детей со зрительной депривацией, мы поможем им перенять опыт взаимодействия людей друг с другом наиболее точно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект интегрированной НОД по развитию речи в средней группе для детей с нарушением зрения на тему "Путешествие в магазин игрушек"

Интеграция образовательных областей: Социализация; Коммуникация; Физическая культура.


консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения».


Конспект открытого коррекционного занятия для детей с нарушением зрения в старшей группе «Путешествие в страну игрушек»

Конспект открытого коррекционного занятия для детей с нарушением зрения «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе.Программное содержание. Образовательные задачи:1.Обобщить знания детей о р.

Пьеса-сказка с элементами инклюзии для детей с нарушением зрения «Снеговики» для детей с нарушением зрения

Адаптированная сказка для детей с нарушением зрения с применением кукольного театра и вокальных номеров на основе статьи Ирины Бодраченко, журнал «Начальная школа», №3, 2006г.

Загадки для детей дошкольного возраста. Принципы отбора загадок для детей дошкольного возраста.

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особ.

Подбор игрушек для ребенка с нарушением зрения

Непременным условием своевременного и гармоничного развития ребенка (как с нормальным зрением, так и с нарушенным зрением, слепого) является игра. В организации игры ребенка раннего возраста, особенно.


Конспект НОД по сенсорному развитию в ДОУ компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения во 2-ой младшей группе Тема: «Путешествие в страну игрушек»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по сенсорному развитию во 2 младшей группеТема: «Путешествие в страну игрушек».Цель: Формировать восприятие цвета, формы, величины пр.

● Лучше давать небольшие игрушки хорошо моющиеся. Мелкие игрушки и предметы меньше 9 см давать вообще не следует, поскольку дети не смогут различить их детали.

● Неприемлемыми для игры слепых детей являются сюжетно–образные игрушки из очень мягких материалов, когда при нажатии на игрушку изменяется ее форма.

● В воспитании слепого ребенка большое значение имеют погремушки, различные дидактические игрушки, строительные наборы и универсальные конструкторы.

● Существует целый ряд игрушек, помогающих развитию движения рук слепого ребенка: пирамидки, матрешки, стаканчики.

● Для игры с мячом можно подобрать озвученный мяч, а также резиновый средних размеров (35–50 см в окружности). Мячи можно набивать самостоятельно.

● Значительную помощь в развитие ребенка оказывают музыкальные игрушки. Для игр и занятий можно использовать колокольчики, бубен, барабан, игрушечную дудочку, свистульки, металлофон, а также музыкальные каталки, пищащих птичек и т.д.

● Детей нужно познакомить с куклой. Кукла должна быть среднего размера (20-30 см).

● Материалы и фактура. Материал должен быть приятным на ощупь, иначе ребенок будет отказываться от игрушки. Также, материалы и фактура игрушек должны быть разнообразными: дерево, пластмасса, металл, ткань, мех, резина с гладкой, шершавой, рифленой поверхностью. Это способствует развитию тактильной чувствительности и обогащает познания об окружающем слепого ребенка. Помним: Холодные материалы могут быть неприятны для осязания, дети могут отказаться играть с ними. Также по опыту знаем, что чаще всего слепые дети не любят играть с мягкими игрушками. Наибольшая заинтересованность у слепых проявляется к деревянным игрушкам.

● Твердый материал сохраняет форму предмета, что в познании форм объектов реальной жизни, отображенных в игрушках, компенсирует отсутствие зрения. Так же слепые дети в ходе игровой деятельности с игрушками прилагают к ним определенные усилия, сжимают, мнут, гнут, растягивают и даже кусают их. Могут стучать ими об пол или стены, чтобы появился звук, что является одним из методов познания слепыми детьми окружающего мира через слуховой анализатор. Поэтому необходимо подбирать игрушки не только достаточно плотные и твердые, но и прочные, чтобы они не раскололись и не травмировали ребенка.

● При обследовании предметов окружающего мира все маленькие дети, а слепые в особенности, подносят их к лицу, обнюхивают, кусают, облизывают. Поэтому игрушки обязаны соответствовать определенным санитарно – гигиеническим нормам: должны отсутствовать мелкие отдельно прикрепленные детали, материалы должны быть нетоксичными, не пористыми, чтоб легко мыться.

● Желательно, чтобы игрушки (мячи, другие передвижные игрушки, игрушки, изображающие представителей животного мира) слепого ребенка были озвучены. Это дает возможность малышу развиваться сразу по нескольким направлениям: во – первых, развитие слуховой функции, во — вторых – ориентирование в пространстве, в – третьих, обогащение знаний об окружающем мире. Так как у таких детей отсутствует зрительный образ предмета, то они строят свое узнавание его на звуковом сигнале. Также, по звуку слепые дети хорошо ориентируются в пространстве, развивают возможность манипулирования предметами и общую моторную ловкость.

● Материалы, из которых изготовлены игрушки, их части, покрытие, наполнитель должны быть без запаха. Сильный запах может оттолкнуть ребенка, вызвать аллергическую реакцию либо сформирует образ предмета, связанный с определенным запахом. Последнее крайне нежелательно, так как у слепых людей обоняние развито сильнее, чем у нормально зрячих, запах является таким же маркером предмета или объекта, как форма и цвет. Поэтому, не обладая зрительными ориентирами, слепой ребенок не будет узнавать идентичные предметы, если у них будет отсутствовать соответствующий запах. Это может путать ребенка, мешать верному восприятию окружающей реальности.

Игра является тем ведущим видом деятельности, в котором формируется и развивается дошкольник. Однако не следует забывать о том, что слепые дети не могут без помощи взрослого подготовить условия для игры: подобрать игрушки, выбрать сюжет, распределить роли, выполнить нужные действия, развернуть сюжет. Отсутствие зрения мешает им в полном объеме воспринимать окружающие предметы, подражать действиям, которые выполняет взрослый. Руководя руками ребенка, следует показать, какие движения ему надо делать руками и телом. При этом важно не забывать оречевлять все выполняемые действия.

Правила обучения игре незрячих детей:

1. постоянно расширять представления ребенка об окружающих его предметах (называть их, рассказывать об их внешнем виде, характерных признаках, свойствах и особенностях, указывать на их назначение и показывать по возможности способы применения);

2. предоставлять возможность для обследования предметов, разных по форме, фактуре, назначению;

3. создавать ребенку условия для проявления самостоятельности при выполнении показанных ранее действий с предметами и игрушками, не мешать ему, если он сам захочет познакомиться с новыми предметами;

4. при подборе игрушек руководствоваться не внешней привлекательностью, а возможностями и интересом ребенка. Игрушки желательно подбирать из разных материалов, средние по размеру, с четко выделенными деталями, реалистично отражающие тот объект, который они изображают (например: зайчик с длинными ушами, четко выделяющимися четырьмя лапами, маленьким хвостиком).

5. привлекать ребенка к выполнению некоторых простейших бытовых дел. Это необходимо для расширения жизненного опыта ребенка и обогащения сюжета игры.

Этапы освоения игры:

- Подвесьте погремушки разнообразные по форме и звучанию, на расстоянии вытянутой руки. Подвесьте и мелкие мягкие надувные игрушки или просто предметы (деревянные шарики, разноцветные ленточки), предварительно привязав к ним маленькие колокольчики, тогда ребенок, однажды коснувшись игрушки случайно и получив приятные касательно-слуховые впечатления, будет стремиться к повторению движения.

- Вкладывайте в руки ребенка небольшие предметы. Это необходимо для того, чтобы развивать у ребенка навык хватания. Предлагайте ребенку предметы с разнообразными звуками, раздающимися при встряхивании. Кроме стандартных, купленных в магазине погремушек, вы можете давать ребенку различные коробочки и баночки (тщательно закрытые), в которые насыпаны мелкие предметы (горох, крупа, пуговицы и т. п.). Со временем емкости могут быть более объемными, что будет стимулировать у ребенка стремление удерживать их обеими руками.

- Положите на стол 2-3 игрушки. Сначала покажите ребенку, как он может найти игрушку, передвигая его руку по поверхности стола и громко называя игрушки. Потом можете предоставить ему возможность для самостоятельных поисков. Не жалейте усилий для того, чтобы ребенок постоянно имел в руках какой-либо предмет с интересной поверхностью, формой. Учите манипулировать этими предметами, чтобы вызвать различные звуки и этим привлечь ребенка к действиям с предлагаемыми предметами. Кроме погремушек и простых по форме предметов, вы можете предложить ребенку различные вкладыши-стаканчики

При знакомстве с новыми предметами или игрушками обязательно следует называть их и комментировать свои действия с ними.

- Предложите игры с бумагой, картоном, целлофаном, гофрированной бумагой (только не фольгой, она неприятна для осязания и холодит кожу пальцев). Покажите, как можно сминать, разрывать бумагу.

- Знакомьте с различными сюжетными игрушками (игрушки животных, куклы и т. д.). Будьте готовы к тому, что в большинстве случаев дети сначала неохотно соглашаются играть с новыми игрушками. Они необычны по материалу (например, мех), велики по размеру, не производят никаких звуков. Постарайтесь заинтересовать ребенка игрушкой.

- Игры с куклой. Для ребенка с нарушением зрения кукла является особой игрушкой, и играть с ней нужно учить не только девочек, но и мальчиков по нескольким причинам. Во-первых, кукла представляет собой модель человека, и, следовательно, с ее помощью ребенок сможет «увидеть» себя со стороны, более четко представить соотношение частей тела человека. Во-вторых, в игре ребенок может использовать свой жизненный опыт и перенести на куклу те действия, которые обычно производят с ним самим. При правильном обучении кукла может стать основным персонажем любой сюжетной игры детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте.

- Строительно-конструкторские игры. Начинать следует с простейших построек. Предлагайте деревянные и металлические конструкторы. Можно предлагать делать простые игрушки из бумаги, проволоки, дощечек.

- Игры с мячом. Можно научить ребенка обхватывать мяч двумя руками, поднимать его над головой и бросать в разных направлениях. Для того чтобы ребенок мог самостоятельно отыскать его, используйте звуковой мяч, тогда при движении он будет издавать звук, и ребенок сможет, услышав этот звук, самостоятельно определить направление его движения. Желательно, чтобы ребенок ориентировался на голос и старался бросить мяч вам. Учите также ловить мяч двумя руками, ударять мячом об пол и узнавать по звуку, когда мяч коснется пола. Научите ребенка различать мячи по фактуре (резиновый ─ пластмассовый), по характеру поверхности (резиновый ─ гладкий, пластмассовый ─ шероховатый), по звуку при ударе о твердую поверхность.

- Обучение целесообразным (адекватным) предметно-игровым действиям с предметами и игрушками. Например: «Угостим куклу чаем», «Положим куклу спать», «Катя (Андрюша) собирается на прогулку», «Поможем Кате постирать одежду», «Отметим Катин день рождения» (с использованием других игрушек) и т. п.

Прежде чем вы начнете действовать с куклой руками ребенка, убедитесь в том, что это действие ему знакомо, и он может его выполнить с настоящими предметами.

Для подготовки ребенка к выполнению действий с куклой мы рекомендуем сначала познакомить его с натуральными предметами, моделями которых он будет пользоваться в предметной игре. Затем переходим к показу и обследованию игрушек, изображающих эти предметы. Обязательно следует показать ребенку, чем отличается настоящий предмет от игрушки и чем они похожи (величина, форма, материал).

В следующий раз вы уже можете предложить ребенку совершить действия, как с натуральными предметами, так и их моделями. Важно научить ребенка точному выполнению действий с игрушкой в соответствии с назначением реального предмета. Сначала действия выполняются совместно взрослым и ребенком, постепенно помощь взрослого уменьшается. Когда ребенок усвоит все необходимые действия, можно подключить к игре куклу или другую сюжетную игрушку и начинать обучать ребенка воображаемым действиям с атрибутами предметной игры. Необходимо путем сравнения реальной и игровой ситуации постоянно обращаться к имеющемуся у ребенка опыту и закреплять соотнесение куклы и живого объекта.

После всей этой предварительной работы, ребенок уже может соединить несколько действий в один сюжет (пока еще с вашей помощью) и привнести в игру что-то свое.

- Игры- сортировки (форма, величина, материал, свойства поверхности). Можно использовать крупы, желуди, шишки, камешки и другие природные материалы.

- Игры с пуговицами и петлями, молниями, маленькими крючками, петельками, лентами или шнурками для завязывания и т. д..

- Найди такой же (по звуку, на ощупь)

- Широко используйте для игр природные материалы (песок, глину, крупы)

Главный принцип, которому необходимо следовать на протяжении всего дошкольного периода, ─ постоянно давать ребенку в руки все предметы, находящиеся в его окружении, сопровождая это словесным описанием и побуждая тщательно осматривать их руками.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Логопед: Боярская Наталия Валентиновна

город Актау

Роль игрушки в развитии ребёнка сложно переоценить. Игрушки важны как для детей младенческого возраста, так и для детей дошкольного и раннего школьного возраста. Сегодня же, мы поговорим об игрушках для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в нашем коррекционном детском саду. Для начала нам необходимо понять: что же такое мелкая моторика рук. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук. Роль игрушки для развития мелкой моторики у детей заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребёнка. Я, как логопед, рекомендую начинать заниматься развитием мелкой моторики малыша уже с восьмимесячного возраста путём активной тренировки пальцев ребёнка. Надо отметить, что у детей с нарушением зрения наблюдается общая моторная недостаточность, а также нарушения координации пальцев кисти рук. Дети с амблиопией и косоглазием испытывают трудности в координации рук и глаз, у них низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками письма и чтения, и они в большей степени нуждаются в развитии движения и тактильной чувствительности пальцев рук. Это в свою очередь в значительной степени компенсирует недостаточность зрения и речи. В свою очередь хочу отметить, что для того, чтобы увлекательно и занимательно проходило занятие по развитию мелкой моторики рук предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые вырабатывают ловкость, гибкость, подвижность кистей рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание и тем самым, развивать речь. Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики, которые я использую в нашем детском саду: игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т.д.); пальчиковые игры; лепка; массаж пальцев и кистей и многое другое. Рассмотрим некоторые виды игр:

Игрушки-шнуровки

hello_html_m41f15d80.jpg

Самые простые шнуровки предназначены для детей младшего дошкольного возраста, а для детей старшего дошкольного возраста более сложный вариант игр. В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно – поэтапная подготовка ребёнка к письму. Таким образом, специальные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, которые имеют место на логопедических занятиях с детьми с нарушением зрения, воспитывают быстроту реакции, эмоциональную выразительность, развивают пространственное мышление, внимание, воображение, а главное - стимулируют речь. Из практики хочу отметить, что такие занятия очень нравятся детям, так как они удачно соединяют потребность в рифмованной речи и потребность в движении, присущие детям. Я полностью согласна с высказыванием В.А.Сухомлинского: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев».

Различные пирамидки

hello_html_47231798.jpg

Пирамидки эти не простые, это – игрушки-развивалки, как для развития мелкой моторики, так и логического мышления ребёнка. Что же представляют собой современные пирамидки? Пирамидка – это одна из базовых развивающих игрушек для ребёнка конца первого, всего второго и третьего года жизни. Эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов. Существуют различные пирамидки с разной степенью сложности. Для самых маленьких нужно покупать пирамидку с минимальным количеством колец. После полутора лет ребёнок постепенно начинает осваивать понятие размера, благодаря чему собирает пирамидку в правильной последовательности колец. Для детей старше трёхгодичного возраста созданы сложные виды пирамид, так званые пирамидки-головоломки. Они представляют собой подставки с несколькими стержнями различных геометрических форм, на которые необходимо правильно нанизывать подходящие фигуры.

Кубики

hello_html_4fd4e547.jpg

Данная игрушка появляется в жизни малыша с самого раннего детства. При помощи кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома. Кроме того, продаются кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные, герои сказок), благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки. Это уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики.

Рамки и вкладыши

hello_html_m710119c3.jpg

Пазлы, или рамки-вкладыши, способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Впервые такие рамки были использованы Марией Монтессори. Игра строится на сравнении отверстий в рамке и вкладыша. Общим результатом могут быть как просто собранные в рамку фигуры, так и более сложные композиции. Существуют как простые рамки-вкладыши для самых маленьких, так и более сложные для деток постарше.

Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки

hello_html_7a3690b.jpg

hello_html_m65ed1af3.jpg

Пальчиковые игры народная мудрость принесла к нам из глубины веков. Всем нам хорошо известны игры «Сорока-ворона», «ладушки», «Коза-рогатая» и многое другое. Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии малыша. Пальчиковые куклы могут быть как деревянными, так и мягкими тканевыми. Благодаря такому нехитрому театральному реквизиту, можно не только устроить кукольный спектакль в домашних условиях с участием вашего малыша, но и отлично потренировать маленькие пальчики.

hello_html_6c05585c.jpg

Важно, чтобы работа по развитию мелкой моторики рук с детьми, имеющими нарушения зрения, имела специфическую направленность, проводилась в тесном взаимодействии с другими специалистами и охватывала различные стороны речевой, и познавательной деятельности детей. Только при таких условиях происходит развитие речи, которая становится важным компенсаторным фактором, стимулирующим развитие ребёнка с нарушением зрения, что способствует более успешному решению вопросов, связанных с их социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Взрослым всегда надо помнить, что чем «умнее» руки, тем умнее ребёнок. Целенаправленно приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, мы делаем существенный вклад в развитие малыша. Важно только помнить, что любая игрушки принесёт мало пользы, если малыш будет играть с нею в «гордом одиночестве». Лишь благодаря совместному «общему делу» логопеда, родителей и ребёнка получится хороший положительный результат.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

«Тихорецкий реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

Коррекционно – развивающее занятие

для детей с нарушениями зрения

на тему: «Игрушки»

hello_html_4d87e1bd.jpg

Тема: «Игрушки»

Цель: развитие зрительного восприятия

Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.

Формировать целенаправленность, осмысленность зрительного рассматривания картинок с изображением игрушек;

Активизировать зрительные функции с помощью зрительной гимнастики;

Развивать зрительное внимание;

Совершенствовать умение различать наложенные изображения.

Развивать мелкую моторику;

Развивать зрительно-моторную координацию.

Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативност

Участники: дети с ограниченными возможностями здоровья.

Методы и приемы: загадки, беседа, дидактические игры

Применяемые технологии: игровые, информационно-коммуникативные, личностно – ориентированные.

Оборудование: предметные картинки «Игрушки» (матрёшка, кукла, плюшевый медведь, машинка, мяч, пирамидка); наложенные изображения (5 объектов); сетка; прищепки; иллюстрация Буратино; маркеры; картинки к игре « Игра в бинокль» (на каждого ребенка); карточки с оттенками цветов (в конвертах на каждого ребенка); схема выкладывания игрушки из геометрических фигур (на каждого ребенка); ориентир для зрительной гимнастики.

Ход занятия:

Вводная часть

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО.

Педагог: Посмотрите ребята, к нам в гости пришел Буратино, и пришел он не с пустыми руками. Посмотрите, что нам принес Буратино! Это конверт, с интересными заданиями про игрушки. Только сам он их выполнить не смог. Давайте мы поможем Буратино!

Дети: Давайте.

Дидактическая игра «Загадки»

Педагог: Буратино очень любит отгадывать загадки. Только не всегда отгадывает их правильно. Он будет очень рад, если вы поможете ему правильно их угадать. Послушайте внимательно загадку. Узнайте, о каких игрушках говорит Буратино.

Педагог читает загадку.

Загадки:

Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я,

Подскажите-ка друзья? (кукла)

Кто не ест душистый мёд

И в берлоге не живет?

Не умеет он реветь.

Это - плюшевый…. (медведь)

Есть кабинка, кузовок,
Откидной на нём борток,
Есть колёсики и шинки
У игрушечной. (машинки)

Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (Мяч)

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрешка )

Любит наряжаться свечка

В разноцветные колечки.
Надевай скорее, ну же:

Снизу- шире, сверху - уже.(пирамидка)

Педагог: Ребята, а что это такое? Как можно назвать одним словом?

Дети: Игрушки

Педагог: Молодцы ребята! Вы хорошо справились с загадками Буратино.

Дидактическая игра «Найди игрушку» (на столе лежат контурные картинки с изображением игрушек, сверху наложена калька)

Педагог: Ребята, наши игрушки любят играть в прятки. Буратино часто не может их найти! Мы ему сейчас поможем. Возьмите картинку положите перед собой посмотрите внимательно, найдите и обведите маркером игрушку, которая спряталась под калькой.

Педагог: Вот видишь Буратино, какие ребята молодцы, нашли все игрушки.

Зрительная гимнастика « Игрушки»

Педагог: Теперь, ребята, наши с вами глаза немного отдохнут.

Посмотрите, в магазине (Движения глазами влево – вправо),

Все игрушки на витрине: (вверх- вниз за ориентиром)

Куколки и мячики,

Все на полочках сидят,

Поиграть они хотят. (Сомкнуть веки ,поморгать)

Дидактическая игра « От темного, к светлому»

Педагог: Ребята, игрушек бывает очень много и все они разного цвета. Буратино принес для вас мячики разных цветов (оттенков), чтобы вы с ними поиграли. Возьмите на краю стола карточки с мячиками, разложите их от самого темного к самому светлому. Справа – налево.

Педагог: Смотрите, наш гость немного устал. Давайте мы пройдем на ковер и тоже немного отдохнем.

Физминутка: «БУРАТИНО»

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Потянуться руками вверх, 2 раза нагнуться, развести руки в стороны, встать на носочки).

Педагог: А для того, чтобы помочь Буратино со следующим заданием, нужно подготовить наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «Игрушки»

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат

Куклы Катины сидят: кулачками.)

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно все пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат

Мы игрушки сосчитать. кулачками.)

Дидактическая игра «Выложи из геометрических фигур игрушку»

Педагог: Ребята, а еще Буратино очень любит рисовать. Он пробовал нарисовать портрет своего друга Мишки. Посмотрите, что у него получилось ( педагог показывает схему из геометрических фигур).

Педагог: Посмотрите внимательно, у вас на столах есть точно такие же портреты Мишки, пододвиньте их к себе поближе рассмотрите их. Скажите, из каких геометрических фигур состоит Мишка?

Дети: Квадрат, круг, овал, треугольник.

Педагог: Ребята, посмотрите, туловище у Мишки из какой фигуры состоит?

Дети: из квадрата.

Педагог: Из какой фигуры состоит голова у Мишки?

Дети: из овала.

Педагог: Ребята, а какие части (детали) у Мишки мы с вами забыли отметить?

Дети: уши, глаза, мордочка, лапы.

Педагог: Правильно! Из какой геометрической фигуры они состоят?

Дети: из круга.

Педагог: Посмотрите внимательно, по размеру все ли эти детали одинаковые?

Дети: Нет. Глаза состоят из маленьких кругов, уши и лапы из средних кругов, мордочка из большого круга.

Педагог: Молодцы! Ребята, у вас на тарелочке лежат геометрические фигуры, возьмите их. Выложите из геометрических фигур точно такого же Мишку.

Итог занятия:

Педагог: Ну, вот мы и выполнили все задания Буратино.

Только прежде чем он уйдет, давайте вспомним, как мы ему помогали?

Дети: Мы отгадывали загадки, находили игрушки, искали игрушки под калькой.

Педагог: Правильно, ребята! Скажите мне, с какими игрушками мы сегодня играли? (Дети перечисляют)

Педагог: Ребята, а как нужно обращаться с игрушками?

Дети: Бережно, аккуратно, не бросать их на пол, не ломать.

Педагог: Ребята, вы все молодцы! Выполнили все задания Буратино, помогли ему. Теперь он знает, как играть с игрушками и как с ними обращаться.

Читайте также: