Игрушки для детей с сдвг
Обновлено: 04.05.2024
Дети с СДВГ, как правило, очень подвижны. Это раздражает учителей и воспитателей. Действительно, в существующую классно-урочную систему бегающие по классу ученики совершенно не вписываются. Но это не все претензии взрослых к детям с СДВГ. Что еще?
- Они выкрикивают с места ответ, даже не дослушав вопрос
- Они не соблюдают правила
- Они часто не доделывают начатую работу до конца
- Они не могут нормально взаимодействовать с одноклассниками
У детей с СДВГ есть общая проблема: в мозг плохо поступают импульсы от тела. То есть, плохо работают системы, которые отвечают за обработку информации, которая поступает от вестибулярной и соматосенсорной систем.
Поэтому стоит обратить внимание на раздел сайта Сенсорика и подразделы: Вестибулярная система и Соматосенсорная система. Но сейчас я хочу написать о настольных играх для ребенка с СДВГ, которые будут очень полезны.
Пальцы вверх
Правила этой игры чрезвычайное просты: игроки должны посмотреть на картинку и как можно быстрее надеть на пальцы разноцветные колечки в том же порядке, что и на картинке.
Почему именно эта игра?
- Она веселая
- Развивает внимание
- Тренирует умение действовать в условиях ограничения по времени
- Колечки-пружинки обеспечивают соматосенсорную стимуляцию
Казалось бы «как можно быстрее» - это любимое дело детей с СДВГ, но проблема в том, что часто их активность не приводит к нужному результату, особенно, если это связано с учебной деятельностью. Поэтому тренировка с помощью этой простой игры будет очень полезна.
Грузовички
Многие дети с СДВГ избегают сложных заданий. Зачем рисковать, вдруг не получится? Игрушка для ребенка с СДВГ «Грузовички» выглядит очень простой: нужно выбрать карточку с заданием и уложить в кузов грузовика фигурки так, чтобы ничего не торчало. Первые задания, действительно, очень простые и у ребенка появляется уверенность, что он с этим справится. Дальше задания усложняются. Уровень «эксперт» заставляет задуматься даже взрослых.
Почему именно эта игра?
- Простые правила
- Можно самому выбрать уровень сложности
- Нужно довести начатое до конца
- Развивает пространственное мышление
- Можно играть одному и ни с кем не соревноваться
Можно устроить соревнование между папой и сыном. Оба по очереди выполняют по одному заданию на время, но папа выполняет задания уровня «эксперт». Машинки и детали прочные, это важно для импульсивных детей (и импульсивных пап).
Что перепутал художник?
Невнимательность, характерная для СДВГ часто проявляется в том, что ребенок не обращает внимания на детали, недостаточно долго изучает картинку, текст, условия задачи, упуская важные элементы. В результате в тетради возникают глупые ошибки. Дети с СДВГ не любят проверять свои работы, поэтому ошибки находят учителя или родители.
А что если предложить ребенку поискать на картинках чужие ошибки? В книге Ахима Альгримма «Футбольная перепутаница» есть целых 100 ошибок.
Почему именно эта книга?
- Она смешная
- Учит замечать детали
- Футбол нравится мальчикам, а СДВГ чаще встречается у мальчиков
- Развивает речь, если вы попросите ребенка объяснять, в чем именно заключается каждая ошибка.
Умение общаться
К сожалению, компьютеры вытесняют настольные игры из жизни детей. Почему к сожалению? Потому что настольная игра – это коммуникация с другими людьми в режиме реального времени. С коммуникацией у детей с СДВГ часто возникают сложности из-за импульсивности, гиперактивности и невнимательности. Прежде чем ребенок с СДВГ начнет получать удовольствие от общения и игр с другими детьми, полезно научиться играть в настольные игры дома с родителями.
Для детей с СДВГ подойдут динамичные, короткие и веселые игры и игрушки. Именно такие вы сможете приобрести в нашем магазине «Белый вороненок».
Синдром дефицита внимания и гиперактивности давно стал частью нашей повседневной действительности. Гиперактивные отвлекающиеся дети, приносящие в дневниках замечания от учителей, рассеянные взрослые с трудностями концентрации внимания, которым сложно сосредоточиться на важной рабочей задаче, – их семьям приходится перестраивать свое поведение и бытовое пространство, исходя из особенностей и нужд домочадцев.
Воспитание и обучение ребенка с СДВГ - это своебразный вызов родителям и педагогам. И в поиске путей диалога и поддержки игра оказывается универсальным пространством, где происходит встреча большого и маленького ребенка. Играя, ребенок познает себя и мир, поэтому именно в пространство игры мы встраиваем моменты развивающего и корректирующего взаимодействия.
Выбирая игрушки, эффективные при гиперактивности и дефиците внимания, нужно ориентироваться не только на развлечение, но и на то, что они должны способствовать развитию высших психических функций, а также коррекции психоэмоционального состояния. Чтобы игра была не только в радость, но и на пользу, игровое оборудование и игрушки при СДВГ должны решать следующие задачи:
- способствовать сенсорной интеграции;
- формировать схему тела и развивать пространственное восприятие;
- "организовывать" ребенка и снижать степень психомоторного возбуждения;
- помогать ребенку расслабиться и успокоиться.
Кроме того, оно должно быть безопасным, прочным и выполненным из экологически чистых материалов.
Развивающее оборудование для детей с СДВГ от компании "Сова-Нянька" соответствует всем перечисленным требованиям. Все игрушки и тренажеры, разработанные нами, опробованы многочисленными педагогами, психологами, логопедами и самыми главными экспертами – родителями и их детьми. Наша продукция подойдет как для домашнего использования, так и для оснащения сенсорной комнаты или зала реабилитации.
Ассортимент развивающих игрушек для гиперактивных детей от "Совы-Няньки"
Наша компания разрабатывает и производит развивающее оборудование и игрушки для детей с сенсорными проблемами и двигательными сложностями, в т.ч. проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности:
*у меня братик ( двоюродный) 6 лет. у него гиперактивность. мы уже не знаем какие игрушки ему дарить чтоб он играл.с нами он не играет: показывает свои игрушки и раскидывает их во все стороны… вот как то так… ходит в обычный садик, никак не лечится.
в какие игры ему можно предложить поиграть. или как его занять?
я понимаю что он просто особенный и обычные уговоры ему не подходят, но его мама( моя тетя) уже скоро рассудок потеряет. очень ей сложно. это ее первый ребенок, которого она родила в 40 лет.
Комментарии
У моего сына гиперактивность, он во все игрушки играл, единственное пазлы не любил, а так проблем не было
У сына было поражение ЦНС и диагноз поставили в больнице, сразу после роддома. Играл по разному. Когда маленький был, просил: – Мама, собери мне башню (дм, пазлы, дорогу. ), а я сломаю. Так и играли, я собираю, он вокруг скачет, потом ломает. Потом потихоньку и сам стал играть, всегда покупала ему хорошие, красивые игрушки: дороги, гаражи, машинки, конструкторы и т.д. Может кому-то и показалось бы странным как он играл, мне сравнивать не с кем. Он и сейчас телевизор смотрит то лежа то сидя то на голове. Сейчас когда дочка родилась вижу огромную разницу в поведении. Но меня никогда мой ребенок не напрягал, хочет разбрасывать игрушки – пусть разбрасывает, это его личные вещи. Как ему удобно пусть так и играет. Попробуйте за компьютер посадить, чтоб мама отдохнула немножко если на самом деле так устает
как про моего написали)
у меня старшему ставили диагноз гиперактивность и синдром дефицита внимания, ничем не лечились (я имею в виду медикаментозно), ходили в бассейн, летом на велике катались. полегче стало где то годам к 10, когда уже сознательность что ли появилась, а до этого тоже «вешалась» но у него и сейчас осталась непреодолимая тяга что то крутить-теребить в руках, если руки не заняты он думать нормально не может
а в общем чудный мальчик
так что это временно
Этот человек не такой, как все. Только ленивый не критикует его, рождая в маленькой душе неуверенность в себе и дух противоречия. Даже огромной любви и мудрости мамы и папы не хватает, чтобы вытерпеть «закидоны» такого крохи. А всё потому, что у него так называемый «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Число деток с таким диагнозом год от года растёт. Среди дошкольников их уже около 10 процентов. Пристальное внимание к таким детям обусловлено, прежде всего, неспособностью выдерживать регламентированный режим детского сада; особенности поведения таких детей сказываются на их успеваемости, взаимопонимании с взрослыми, сверстниками. Как проверить есть ли у вашего ребёнка СДВГ или он просто хочет обратить на себя внимание взрослых?
Поиграйте с ребёнком!
1. Попросите ребёнка рассказать о том, что он видит на картинке
Картинка должна быть сюжетной, крупной, цветной и понятной. Например, с сюжетом из известной сказки или мультфильма. Как говорит ребёнок? Односложно отвечает на наводящие вопросы, либо «пыхтит» и сам строит фразы? Если словарный запас малыша достаточно богат — уже хорошо! У ребят с СДВГ часто отмечаются задержки речевого развития.
2. Поиграйте в игру «Недостающие детали»
Нарисуйте сами несколько бытовых, хорошо известных ребёнку предметов без одной детали, покажите малышу и спросите: «Чего здесь не хватает?». Это могут быть часы без стрелок, стул без ножки, петушок без гребешка. Интересно, что скажет ваш малыш? Заметит ли он пропажу?
3. Следующий тест – «Последовательные картинки»
Он очень хорошо покажет состояние развития причинно-следственных связей, что также неразрывно связано с вниманием. Разложите перед малышом три сюжетные картинки, общие по смыслу. Например, дедушка с топором пришёл в лес – дедушка рубит ёлку – дети пляшут вокруг наряженной ёлки. Пусть кроха разложит их по порядку и составит связный рассказ.
4. Тест «Лабиринт» на концентрацию, произвольность и устойчивость внимания
Нарисуйте сами или разыщите в детских журналах простейшие лабиринты, где с помощью пальчика или карандаша нужно пройти путь, который, например, ведёт мышонка на волю. Не забудьте, что в лабиринте обязательно должны быть тупики, а правильный путь только один. Обратите внимание на то, как ваш малыш выполняет задание. В случае ошибки повторяет ли он неправильный путь или ищет новый? Заезжает ли карандашом за контуры лабиринта? Все эти нюансы очень важны для окончательного диагноза.
5. Посидите и понаблюдайте, как ваш малыш собирает простые паззлы из пяти частей, как играет в кубики, как вкладывает фигуры в подходящие отверстия. Если в четыре года он может трудиться над новой задачей 5-7 минут – СДВГ у него нет.
6. Предложите игру: в ответ на ваше однократное постукивание, малыш должен поднять и опустить указательный палец, а на двукратное постукивание – ничего не делать. Ребята с СДВГ допускают слишком много ошибок.
7. Игра «Котята-шумовята»
В пластиковые «яйца» насыпаем крупы (горох, фасоль, гречка, рис и т.д.). Яйца заклеиваем клеем и обвязываем в виде весёлых котиков. Все котики разные по цвету, но одинаковые по размеру и форме. У каждого есть пара по звучанию, т.е. пара с горохом, пара с гречкой и т.д. Дети с удовольствием находят понравившегося ему котика и ищут ему пару по звучанию.
Взрослые дяди и тёти склонны видеть причину плохого поведения ребёнка в «неправильном воспитании» и потому начинают обвинять в этих проблемах себя и друг друга. Что, в свою очередь, ведёт к вторичным нарушениям поведения у крохи: протесты, капризы, тревожность, агрессия.
Мамочке обязательно нужно понять, что улучшение состояния малыша во многом зависит от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
Родителям необходимо избегать двух крайностей: чрезмерной мягкости и завышенных требований, которые кроха не в состоянии выполнить. Когда в семье нет единого стиля воспитания, такой малыш больше переживает, нежели здоровый ребёнок.
Советы мамам и папам
- Количество запретов и ограничений сведите к разумному минимуму.
- Ребёнка нужно учить правильно распределять свои силы, не бросаться от одного занятия к другому.
- Всегда используйте зрительную стимуляцию.
- Похвала для такого малыша — просто жизненная необходимость. Не скупитесь на поощрения, призы, одобрения.
- Из-за рубежа к нам пришёл термин «жетонная терапия». При работе с трудными детьми психолог поощряет их жетонами разных цветов.
- В отличие от обычных ребят, эти дети не могут удерживать в памяти два и более задания сразу. Следует давать только одно задание на определённый отрезок времени.
- Оберегайте малыша от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений.
Игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия — все это оказывает удивительный эффект. Постоянное взаимодействие педагогов и психологов с родителями гиперактивного ребёнка, построенное на доверии, единая линия поведения и восприятия приносят позитивные результаты. Отсутствие рассогласованности со стороны взрослых, чёткая направленность работы делают ребёнка значительно спокойнее и целенаправленнее, придают уверенность в собственных силах. А самое главное, дорогие родители — любите своего кроху, и всё наладится!
Признаки гиперактивности
- Такие дети весьма любопытны, но их любопытство — явление сиюминутное, поэтому, они, как правило, редко улавливают суть.
- Любознательность гиперактивным детям не свойственна, они совершенно не задают вопросов «зачем», «почему». Даже если и задают, то ответ выслушать забывают.
- Невзирая на постоянное движение, в котором ребёнок находится, у него имеются некоторые нарушения координации: неуклюж, неловок в движении, постоянно роняет предметы, часто падает, ломает игрушки. Тело гиперактивных малышей постоянно в царапинах, ссадинах, синяках и шишках, но выводов из этого они не делают и вновь набивают шишки.
- Характерными чертами в поведении являются рассеянность, негативизм, неусидчивость, невнимательность, частые смены в настроении, упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Такие дети часто оказываются в центре разворачивающихся событий, так как они самые шумные.
- Гиперактивный ребёнок не понимает задания, с трудом усваивает какие-либо новые навыки.
- Довольно часто самооценка гиперактивных детей занижена.
- Малыш не умеет расслабляться в течение дня, успокаивается лишь во время сна. Зачастую днём такой ребёнок не спит даже в младенческом возрасте, ночной же сон у него весьма беспокойный.
- Такие дети привлекают к себе внимание, находясь в общественных местах, поскольку всё время что-то трогают, хватают, не слушают своих родителей.
- Генетическая предрасположенность (наследственность).
- Биологические (родовые травмы, органические повреждения мозга малыша во время беременности).
- Социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания).
Наталья Варшавская, воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 54 «Веснушки», г.Междуреченск Кемеровская обл.
Сегодня наибольшую актуальность приобретает проблема дефицита внимания и гиперактивности как самая распространённая форма нервно-психических расстройств детского возраста. И педагогу, и родителям очень важно знать — в чём заключается СДВГ, как проявляется и чем можно помочь ребёнку, страдающему этим синдромом.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью или минимальные мозговые дисфункции как медицинский диагноз предполагает наличие лёгкого органического повреждения головного мозга, задержку созревания высших психических функций, развитие неврозоподобных состояний.
Психологические проблемы детей с СДВГ связаны именно с задержкой в темпах созревания функциональных систем мозга, обеспечивающих регуляцию когнитивных функций и произвольность. Вторичные расстройства — неуверенность в себе, заниженная самооценка, страхи — нередко приводят к проявлениям оппозиционного и даже агрессивного поведения, ухудшая межличностные отношения и социальную адаптацию.
Симптомы гиперактивности были впервые описаны как расстройство в 1902 году английским врачом Георгом Фредериком Стиллом, полагавшим, что появление симптомов вызвано слабым «тормозящим волеустремлением» и «недостаточным моральным контролем».
Последние исследования раскрывают несколько причин возникновения данного синдрома: генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни и т. д.
Проявляется СДВГ несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в когнитивной сфере.
Нарушение внимания проявляется преждевременным прерыванием выполнения заданий и начатой деятельности. Дети легко теряют интерес к заданию, так как их отвлекают другие раздражители.
Двигательная гиперактивность означает не только выраженную потребность в движениях, но и чрезмерное беспокойство, которое особенно выражено тогда, когда ребёнку требуется вести себя относительно спокойно. В зависимости от ситуации это может проявляться в беганье, прыжках, во вставании с места, а также в выраженной болтливости и шумном поведении, раскачивании и вертлявости. Прежде всего, это наблюдается в структурированных ситуациях, требующих высокой степени самоконтроля.
Импульсивность, или склонность к слишком быстрым, необдуманным действиям, проявляется как в повседневной жизни, так и в ситуации образовательной деятельности. Часть детей из-за своей импульсивности легко попадают в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях. В большинстве случаев импульсивность нельзя назвать преходящим симптомом, она сохраняется в процессе развития и взросления детей наиболее долго.
Трудности в контактах и социальная изолированность являются частыми симптомами, затрудняющими отношения с родителями, педагогами и сверстниками. Такие дети зачастую не чувствуют дистанцию между собой и взрослым (педагогом, психологом), проявляют панибратское отношение к нему. Им трудно адекватно воспринимать и оценивать социальные ситуации, строить своё поведение в соответствии с ними.
Нарушения когнитивных функций и двигательная неловкость, обусловленная статико-локомоторной недостаточностью, в значительной степени связаны с недостаточностью организации, программирования и контроля психической деятельности.
Наличие СДВГ определяет врач-невропатолог или детский психиатр после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение. Однако подход к лечению ребёнка с СДВГ и к его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Улучшение состояния ребёнка зависит не только от назначаемого специального лечения, но и в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
Перед вами — практические рекомендации педагогам и родителям ребёнка дошкольного возраста с СДВГ. Важно, чтобы педагог понимал сам и помог понять родителям такого ребёнка, что от их поведения, отношения и реакции в тех или иных ситуациях во многом зависит состояние ребёнка.
Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:
- проявлять твёрдость и последовательность воспитания; X контролировать поведение ребёнка, не навязывая жёстких правил;
- избегать, с одной стороны, чрезмерной мягкости, с другой стороны — завышенных требований к ребёнку;
- реагировать на действия ребёнка неожиданными способами (например: пошутите, повторите действия ребёнка, сфотографируйте его и т. д.);
- повторять свою просьбу спокойно, одними и теми же словами, не меняя фразу много раз;
- выслушивать до конца то, что хочет сказать ребёнок.
- стараться уделять ребёнку достаточно времени;
- проводить досуг вместе с семьёй;
- не допускать ссор в присутствии детей.
- установить твёрдый распорядок дня ребёнка и членов семьи;
- оградить ребёнка от длительных занятий на компьютере (норма — 10–15 минут в день);
- по возможности избегать больших скоплений людей.
- придумать гибкую систему вознаграждений за хорошее поведение и наказаний — за плохое (можно использовать знаковую систему, например — жетоны, фишки, медальки и т. д. — накопление определённого их количества и отражение их в какой-либо форме);
- не прибегать к физическому наказанию! Целесообразно использовать спокойное сидение (на стуле штрафников, в определённом ограниченном месте);
- чаще хвалить ребёнка, так как эти дети очень чувствительны к похвалам, поощрениям;
- развивать у ребёнка навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом, агрессией (можно предложить побить подушку, мягкую спортивную «грушу»);
- постепенно расширять кругозор обязанностей, предварительно обсудив их с ребёнком;
- не пытаться предотвратить последствия забывчивости ребёнка;
- не давать ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
- не давать ребёнку одновременно несколько заданий.
Александра Большакова, педагог-психолог МБДОУ
Детский сад № 34 «Теремок» г. Выкса, Нижегородская область
Читайте также: