Игрушки для детей с сдвг

Обновлено: 04.05.2024

Дети с СДВГ, как правило, очень подвижны. Это раздражает учителей и воспитателей. Действительно, в существующую классно-урочную систему бегающие по классу ученики совершенно не вписываются. Но это не все претензии взрослых к детям с СДВГ. Что еще?

  • Они выкрикивают с места ответ, даже не дослушав вопрос
  • Они не соблюдают правила
  • Они часто не доделывают начатую работу до конца
  • Они не могут нормально взаимодействовать с одноклассниками

У детей с СДВГ есть общая проблема: в мозг плохо поступают импульсы от тела. То есть, плохо работают системы, которые отвечают за обработку информации, которая поступает от вестибулярной и соматосенсорной систем.

Поэтому стоит обратить внимание на раздел сайта Сенсорика и подразделы: Вестибулярная система и Соматосенсорная система. Но сейчас я хочу написать о настольных играх для ребенка с СДВГ, которые будут очень полезны.

Пальцы вверх

Правила этой игры чрезвычайное просты: игроки должны посмотреть на картинку и как можно быстрее надеть на пальцы разноцветные колечки в том же порядке, что и на картинке.

Почему именно эта игра?

  1. Она веселая
  2. Развивает внимание
  3. Тренирует умение действовать в условиях ограничения по времени
  4. Колечки-пружинки обеспечивают соматосенсорную стимуляцию

Казалось бы «как можно быстрее» - это любимое дело детей с СДВГ, но проблема в том, что часто их активность не приводит к нужному результату, особенно, если это связано с учебной деятельностью. Поэтому тренировка с помощью этой простой игры будет очень полезна.

Грузовички

Многие дети с СДВГ избегают сложных заданий. Зачем рисковать, вдруг не получится? Игрушка для ребенка с СДВГ «Грузовички» выглядит очень простой: нужно выбрать карточку с заданием и уложить в кузов грузовика фигурки так, чтобы ничего не торчало. Первые задания, действительно, очень простые и у ребенка появляется уверенность, что он с этим справится. Дальше задания усложняются. Уровень «эксперт» заставляет задуматься даже взрослых.

Почему именно эта игра?

  1. Простые правила
  2. Можно самому выбрать уровень сложности
  3. Нужно довести начатое до конца
  4. Развивает пространственное мышление
  5. Можно играть одному и ни с кем не соревноваться

Можно устроить соревнование между папой и сыном. Оба по очереди выполняют по одному заданию на время, но папа выполняет задания уровня «эксперт». Машинки и детали прочные, это важно для импульсивных детей (и импульсивных пап).

Что перепутал художник?

Невнимательность, характерная для СДВГ часто проявляется в том, что ребенок не обращает внимания на детали, недостаточно долго изучает картинку, текст, условия задачи, упуская важные элементы. В результате в тетради возникают глупые ошибки. Дети с СДВГ не любят проверять свои работы, поэтому ошибки находят учителя или родители.

А что если предложить ребенку поискать на картинках чужие ошибки? В книге Ахима Альгримма «Футбольная перепутаница» есть целых 100 ошибок.

Почему именно эта книга?

  1. Она смешная
  2. Учит замечать детали
  3. Футбол нравится мальчикам, а СДВГ чаще встречается у мальчиков
  4. Развивает речь, если вы попросите ребенка объяснять, в чем именно заключается каждая ошибка.

Умение общаться

К сожалению, компьютеры вытесняют настольные игры из жизни детей. Почему к сожалению? Потому что настольная игра – это коммуникация с другими людьми в режиме реального времени. С коммуникацией у детей с СДВГ часто возникают сложности из-за импульсивности, гиперактивности и невнимательности. Прежде чем ребенок с СДВГ начнет получать удовольствие от общения и игр с другими детьми, полезно научиться играть в настольные игры дома с родителями.

Для детей с СДВГ подойдут динамичные, короткие и веселые игры и игрушки. Именно такие вы сможете приобрести в нашем магазине «Белый вороненок».

Прозрачные пластиковые шарики для сухого бассейна

Синдром дефицита внимания и гиперактивности давно стал частью нашей повседневной действительности. Гиперактивные отвлекающиеся дети, приносящие в дневниках замечания от учителей, рассеянные взрослые с трудностями концентрации внимания, которым сложно сосредоточиться на важной рабочей задаче, – их семьям приходится перестраивать свое поведение и бытовое пространство, исходя из особенностей и нужд домочадцев.

Воспитание и обучение ребенка с СДВГ - это своебразный вызов родителям и педагогам. И в поиске путей диалога и поддержки игра оказывается универсальным пространством, где происходит встреча большого и маленького ребенка. Играя, ребенок познает себя и мир, поэтому именно в пространство игры мы встраиваем моменты развивающего и корректирующего взаимодействия.

Выбирая игрушки, эффективные при гиперактивности и дефиците внимания, нужно ориентироваться не только на развлечение, но и на то, что они должны способствовать развитию высших психических функций, а также коррекции психоэмоционального состояния. Чтобы игра была не только в радость, но и на пользу, игровое оборудование и игрушки при СДВГ должны решать следующие задачи:

  • способствовать сенсорной интеграции;
  • формировать схему тела и развивать пространственное восприятие;
  • "организовывать" ребенка и снижать степень психомоторного возбуждения;
  • помогать ребенку расслабиться и успокоиться.

Кроме того, оно должно быть безопасным, прочным и выполненным из экологически чистых материалов.

Развивающее оборудование для детей с СДВГ от компании "Сова-Нянька" соответствует всем перечисленным требованиям. Все игрушки и тренажеры, разработанные нами, опробованы многочисленными педагогами, психологами, логопедами и самыми главными экспертами – родителями и их детьми. Наша продукция подойдет как для домашнего использования, так и для оснащения сенсорной комнаты или зала реабилитации.

Ассортимент развивающих игрушек для гиперактивных детей от "Совы-Няньки"

Наша компания разрабатывает и производит развивающее оборудование и игрушки для детей с сенсорными проблемами и двигательными сложностями, в т.ч. проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

*у меня братик ( двоюродный) 6 лет. у него гиперактивность. мы уже не знаем какие игрушки ему дарить чтоб он играл.с нами он не играет: показывает свои игрушки и раскидывает их во все стороны… вот как то так… ходит в обычный садик, никак не лечится.

в какие игры ему можно предложить поиграть. или как его занять?

я понимаю что он просто особенный и обычные уговоры ему не подходят, но его мама( моя тетя) уже скоро рассудок потеряет. очень ей сложно. это ее первый ребенок, которого она родила в 40 лет.


Комментарии

У моего сына гиперактивность, он во все игрушки играл, единственное пазлы не любил, а так проблем не было

У сына было поражение ЦНС и диагноз поставили в больнице, сразу после роддома. Играл по разному. Когда маленький был, просил: – Мама, собери мне башню (дм, пазлы, дорогу. ), а я сломаю. Так и играли, я собираю, он вокруг скачет, потом ломает. Потом потихоньку и сам стал играть, всегда покупала ему хорошие, красивые игрушки: дороги, гаражи, машинки, конструкторы и т.д. Может кому-то и показалось бы странным как он играл, мне сравнивать не с кем. Он и сейчас телевизор смотрит то лежа то сидя то на голове. Сейчас когда дочка родилась вижу огромную разницу в поведении. Но меня никогда мой ребенок не напрягал, хочет разбрасывать игрушки – пусть разбрасывает, это его личные вещи. Как ему удобно пусть так и играет. Попробуйте за компьютер посадить, чтоб мама отдохнула немножко если на самом деле так устает

как про моего написали)

у меня старшему ставили диагноз гиперактивность и синдром дефицита внимания, ничем не лечились (я имею в виду медикаментозно), ходили в бассейн, летом на велике катались. полегче стало где то годам к 10, когда уже сознательность что ли появилась, а до этого тоже «вешалась» но у него и сейчас осталась непреодолимая тяга что то крутить-теребить в руках, если руки не заняты он думать нормально не может
а в общем чудный мальчик
так что это временно

Гиперактивный ребёнок

Этот человек не такой, как все. Только ленивый не критикует его, рождая в маленькой душе неуверенность в себе и дух противоречия. Даже огромной любви и мудрости мамы и папы не хватает, чтобы вытерпеть «закидоны» такого крохи. А всё потому, что у него так называемый «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Число деток с таким диагнозом год от года растёт. Среди дошкольников их уже около 10 процентов. Пристальное внимание к таким детям обусловлено, прежде всего, неспособностью выдерживать регламентированный режим детского сада; особенности поведения таких детей сказываются на их успеваемости, взаимопонимании с взрослыми, сверстниками. Как проверить есть ли у вашего ребёнка СДВГ или он просто хочет обратить на себя внимание взрослых?

Поиграйте с ребёнком!

1. Попросите ребёнка рассказать о том, что он видит на картинке
Картинка должна быть сюжетной, крупной, цветной и понятной. Например, с сюжетом из известной сказки или мультфильма. Как говорит ребёнок? Односложно отвечает на наводящие вопросы, либо «пыхтит» и сам строит фразы? Если словарный запас малыша достаточно богат — уже хорошо! У ребят с СДВГ часто отмечаются задержки речевого развития.

2. Поиграйте в игру «Недостающие детали»
Нарисуйте сами несколько бытовых, хорошо известных ребёнку предметов без одной детали, покажите малышу и спросите: «Чего здесь не хватает?». Это могут быть часы без стрелок, стул без ножки, петушок без гребешка. Интересно, что скажет ваш малыш? Заметит ли он пропажу?

3. Следующий тест – «Последовательные картинки»
Он очень хорошо покажет состояние развития причинно-следственных связей, что также неразрывно связано с вниманием. Разложите перед малышом три сюжетные картинки, общие по смыслу. Например, дедушка с топором пришёл в лес – дедушка рубит ёлку – дети пляшут вокруг наряженной ёлки. Пусть кроха разложит их по порядку и составит связный рассказ.

4. Тест «Лабиринт» на концентрацию, произвольность и устойчивость внимания
Нарисуйте сами или разыщите в детских журналах простейшие лабиринты, где с помощью пальчика или карандаша нужно пройти путь, который, например, ведёт мышонка на волю. Не забудьте, что в лабиринте обязательно должны быть тупики, а правильный путь только один. Обратите внимание на то, как ваш малыш выполняет задание. В случае ошибки повторяет ли он неправильный путь или ищет новый? Заезжает ли карандашом за контуры лабиринта? Все эти нюансы очень важны для окончательного диагноза.

5. Посидите и понаблюдайте, как ваш малыш собирает простые паззлы из пяти частей, как играет в кубики, как вкладывает фигуры в подходящие отверстия. Если в четыре года он может трудиться над новой задачей 5-7 минут – СДВГ у него нет.

6. Предложите игру: в ответ на ваше однократное постукивание, малыш должен поднять и опустить указательный палец, а на двукратное постукивание – ничего не делать. Ребята с СДВГ допускают слишком много ошибок.

7. Игра «Котята-шумовята»
В пластиковые «яйца» насыпаем крупы (горох, фасоль, гречка, рис и т.д.). Яйца заклеиваем клеем и обвязываем в виде весёлых котиков. Все котики разные по цвету, но одинаковые по размеру и форме. У каждого есть пара по звучанию, т.е. пара с горохом, пара с гречкой и т.д. Дети с удовольствием находят понравившегося ему котика и ищут ему пару по звучанию.

shutterstock_136518929.jpg

Взрослые дяди и тёти склонны видеть причину плохого поведения ребёнка в «неправильном воспитании» и потому начинают обвинять в этих проблемах себя и друг друга. Что, в свою очередь, ведёт к вторичным нарушениям поведения у крохи: протесты, капризы, тревожность, агрессия.

Мамочке обязательно нужно понять, что улучшение состояния малыша во многом зависит от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

Родителям необходимо избегать двух крайностей: чрезмерной мягкости и завышенных требований, которые кроха не в состоянии выполнить. Когда в семье нет единого стиля воспитания, такой малыш больше переживает, нежели здоровый ребёнок.

Советы мамам и папам

  • Количество запретов и ограничений сведите к разумному минимуму.
  • Ребёнка нужно учить правильно распределять свои силы, не бросаться от одного занятия к другому.
  • Всегда используйте зрительную стимуляцию.
  • Похвала для такого малыша — просто жизненная необходимость. Не скупитесь на поощрения, призы, одобрения.
  • Из-за рубежа к нам пришёл термин «жетонная терапия». При работе с трудными детьми психолог поощряет их жетонами разных цветов.
  • В отличие от обычных ребят, эти дети не могут удерживать в памяти два и более задания сразу. Следует давать только одно задание на определённый отрезок времени.
  • Оберегайте малыша от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений.

Игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия — все это оказывает удивительный эффект. Постоянное взаимодействие педагогов и психологов с родителями гиперактивного ребёнка, построенное на доверии, единая линия поведения и восприятия приносят позитивные результаты. Отсутствие рассогласованности со стороны взрослых, чёткая направленность работы делают ребёнка значительно спокойнее и целенаправленнее, придают уверенность в собственных силах. А самое главное, дорогие родители — любите своего кроху, и всё наладится!

shutterstock_130119170.jpg

Признаки гиперактивности

  • Такие дети весьма любопытны, но их любопытство — явление сиюминутное, поэтому, они, как правило, редко улавливают суть.
  • Любознательность гиперактивным детям не свойственна, они совершенно не задают вопросов «зачем», «почему». Даже если и задают, то ответ выслушать забывают.
  • Невзирая на постоянное движение, в котором ребёнок находится, у него имеются некоторые нарушения координации: неуклюж, неловок в движении, постоянно роняет предметы, часто падает, ломает игрушки. Тело гиперактивных малышей постоянно в царапинах, ссадинах, синяках и шишках, но выводов из этого они не делают и вновь набивают шишки.
  • Характерными чертами в поведении являются рассеянность, негативизм, неусидчивость, невнимательность, частые смены в настроении, упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Такие дети часто оказываются в центре разворачивающихся событий, так как они самые шумные.
  • Гиперактивный ребёнок не понимает задания, с трудом усваивает какие-либо новые навыки.
  • Довольно часто самооценка гиперактивных детей занижена.
  • Малыш не умеет расслабляться в течение дня, успокаивается лишь во время сна. Зачастую днём такой ребёнок не спит даже в младенческом возрасте, ночной же сон у него весьма беспокойный.
  • Такие дети привлекают к себе внимание, находясь в общественных местах, поскольку всё время что-то трогают, хватают, не слушают своих родителей.
  • Генетическая предрасположенность (наследственность).
  • Биологические (родовые травмы, органические повреждения мозга малыша во время беременности).
  • Социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Наталья Варшавская, воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 54 «Веснушки», г.Междуреченск Кемеровская обл.

Гиперактивность — не приговор

Сегодня наибольшую актуальность приобретает проблема дефицита внимания и гиперактивности как самая распространённая форма нервно-психических расстройств детского возраста. И педагогу, и родителям очень важно знать — в чём заключается СДВГ, как проявляется и чем можно помочь ребёнку, страдающему этим синдромом.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью или минимальные мозговые дисфункции как медицинский диагноз предполагает наличие лёгкого органического повреждения головного мозга, задержку созревания высших психических функций, развитие неврозоподобных состояний.

Психологические проблемы детей с СДВГ связаны именно с задержкой в темпах созревания функциональных систем мозга, обеспечивающих регуляцию когнитивных функций и произвольность. Вторичные расстройства — неуверенность в себе, заниженная самооценка, страхи — нередко приводят к проявлениям оппозиционного и даже агрессивного поведения, ухудшая межличностные отношения и социальную адаптацию.

Симптомы гиперактивности были впервые описаны как расстройство в 1902 году английским врачом Георгом Фредериком Стиллом, полагавшим, что появление симптомов вызвано слабым «тормозящим волеустремлением» и «недостаточным моральным контролем».

Последние исследования раскрывают несколько причин возникновения данного синдрома: генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни и т. д.

Проявляется СДВГ несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в когнитивной сфере.

Нарушение внимания проявляется преждевременным прерыванием выполнения заданий и начатой деятельности. Дети легко теряют интерес к заданию, так как их отвлекают другие раздражители.

Двигательная гиперактивность означает не только выраженную потребность в движениях, но и чрезмерное беспокойство, которое особенно выражено тогда, когда ребёнку требуется вести себя относительно спокойно. В зависимости от ситуации это может проявляться в беганье, прыжках, во вставании с места, а также в выраженной болтливости и шумном поведении, раскачивании и вертлявости. Прежде всего, это наблюдается в структурированных ситуациях, требующих высокой степени самоконтроля.

Импульсивность, или склонность к слишком быстрым, необдуманным действиям, проявляется как в повседневной жизни, так и в ситуации образовательной деятельности. Часть детей из-за своей импульсивности легко попадают в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях. В большинстве случаев импульсивность нельзя назвать преходящим симптомом, она сохраняется в процессе развития и взросления детей наиболее долго.

Трудности в контактах и социальная изолированность являются частыми симптомами, затрудняющими отношения с родителями, педагогами и сверстниками. Такие дети зачастую не чувствуют дистанцию между собой и взрослым (педагогом, психологом), проявляют панибратское отношение к нему. Им трудно адекватно воспринимать и оценивать социальные ситуации, строить своё поведение в соответствии с ними.

Нарушения когнитивных функций и двигательная неловкость, обусловленная статико-локомоторной недостаточностью, в значительной степени связаны с недостаточностью организации, программирования и контроля психической деятельности.

СДВГ

Наличие СДВГ определяет врач-невропатолог или детский психиатр после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение. Однако подход к лечению ребёнка с СДВГ и к его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Улучшение состояния ребёнка зависит не только от назначаемого специального лечения, но и в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

Перед вами — практические рекомендации педагогам и родителям ребёнка дошкольного возраста с СДВГ. Важно, чтобы педагог понимал сам и помог понять родителям такого ребёнка, что от их поведения, отношения и реакции в тех или иных ситуациях во многом зависит состояние ребёнка.

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

  • проявлять твёрдость и последовательность воспитания; X контролировать поведение ребёнка, не навязывая жёстких правил;
  • избегать, с одной стороны, чрезмерной мягкости, с другой стороны — завышенных требований к ребёнку;
  • реагировать на действия ребёнка неожиданными способами (например: пошутите, повторите действия ребёнка, сфотографируйте его и т. д.);
  • повторять свою просьбу спокойно, одними и теми же словами, не меняя фразу много раз;
  • выслушивать до конца то, что хочет сказать ребёнок.
  • стараться уделять ребёнку достаточно времени;
  • проводить досуг вместе с семьёй;
  • не допускать ссор в присутствии детей.
  • установить твёрдый распорядок дня ребёнка и членов семьи;
  • оградить ребёнка от длительных занятий на компьютере (норма — 10–15 минут в день);
  • по возможности избегать больших скоплений людей.
  • придумать гибкую систему вознаграждений за хорошее поведение и наказаний — за плохое (можно использовать знаковую систему, например — жетоны, фишки, медальки и т. д. — накопление определённого их количества и отражение их в какой-либо форме);
  • не прибегать к физическому наказанию! Целесообразно использовать спокойное сидение (на стуле штрафников, в определённом ограниченном месте);
  • чаще хвалить ребёнка, так как эти дети очень чувствительны к похвалам, поощрениям;
  • развивать у ребёнка навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом, агрессией (можно предложить побить подушку, мягкую спортивную «грушу»);
  • постепенно расширять кругозор обязанностей, предварительно обсудив их с ребёнком;
  • не пытаться предотвратить последствия забывчивости ребёнка;
  • не давать ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
  • не давать ребёнку одновременно несколько заданий.

Александра Большакова, педагог-психолог МБДОУ
Детский сад № 34 «Теремок» г. Выкса, Нижегородская область

Читайте также: