Игрушки для экспериментирования в детском саду

Обновлено: 27.04.2024

Организовать увлекательную исследовательскую деятельность с детьми среднего возраста педагогам детских садов и развивающих центров помогут пособия созданные своими руками. Сделать их очень легко. Достаточно небольшое количество подручных материалов и ваше собственное вдохновение. Дети с такими пособиями,обычно,занимаются с большим удовольствием.

Предлагаемые в моей работе пособия способны разжечь инициативу в изучении окружающего мира. Заниматься дети могут,как одни,так и с воспитателем или родителями. Они максимально безопасны и трансформируемы. Можно в летнее время вынести на участок.

Объяснение преподавателем какого-либо процесса не достигнет той образовательной эффективности, какая достигается в результате самостоятельно проведённого исследования. Дети любят опыты и эксперименты, с раннего возраста удовлетворяют познавательный интерес через действия с предметами. Грамотно организованный уголок экспериментирования в помещении группы способствует развитию исследовательского типа мышления у дошкольников и формируют умению для успешного обучения в будущем.

На первом,втором фото атрибут для экспериментирования с песком,глиной и водой.

На третьем и четвертом фото дидактическая игра " ПРиродные и созданные человеком источники света". Дети с удовольствием сами играют в эту игру,даже придумывают и рассказывают истории,которые связаны с тем,или иным источником.

Пятое и шестое фото демонстрирует игру "Что тонет и что плавает в воде" Она наполнена предметами сделанными из разного материала,разного размера. Дети сначала выбирают картинки,разделяя их на то,что может плавать,и что утонет. а потом сами могут попробовать с водой и предметами,увидеть это.

Пособия для экспериментирования своими руками





Пособия по развитию мелкой моторики своими руками

Пособия по развитию мелкой моторики своими руками Тема: «Пособия по развитию мелкой моторики своими руками». Лариса Гацко Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического.

«Зимние» пособия своими руками

«Зимние» пособия своими руками Изготовление пособий для развития мелкой моторики, речевого дыхания,а также -для развития связной речи, тема для меня очень животрепещущая.

Дидактические игры и пособия для занятий своими руками

Дидактические игры и пособия для занятий своими руками Предлагаю Вашему вниманию подборку дидактических игр и пособий для занятий с детьми дошкольного возраста Эти игры были сделаны для итогового.

Дидактические пособия, сделанные своими руками

Дидактические пособия, сделанные своими руками ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ, СДЕЛАННЫЕ СВОИМИ РУКАМИ Дидактические игры учат детей различать основные цвета, величину и форму предметов. У детей.

Развивающие пособия «Найди цветку пару» и «Что сначала, что потом?» своими руками

Развивающие пособия «Найди цветку пару» и «Что сначала, что потом?» своими руками Добрый вечер коллеги! Представляю вашему вниманию две дидактические игры из бросового материала, которые не потребуют много материальных.

Лэпбук «Семья». Дидактические пособия своими руками

Лэпбук «Семья». Дидактические пособия своими руками Лэпбук - это сделанная своими руками папка с различным набором материалов на определённую тему. Все материалы лэпбука находятся в кармашках,.

Музыкальные дидактические игры и пособия своими руками

Музыкальные дидактические игры и пособия своими руками МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК. ЭТА ПАПКА - ПЕРЕДВИЖКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. МАМОЧКИ И ПАПОЧКИ МОГУТ БРАТЬ ДИСКИ С НЕОБХОДИМЫМ ИМ МУЗЫКАЛЬНЫМ.

Пособия, сделанные своими руками.

Пособия, сделанные своими руками. Хочу показать вам пособия для детей, которые я сделала сама. Эти пособия я, конечно, выписывала, но собирала и делала всё сама. Первым я.

Развивающие пособия своими руками. Часть 1

Развивающие пособия своими руками. Часть 1 Рада приветствовать Вас, дорогие мои коллеги! Давно не пополняла свой блог, а все потому что я, не так давно, стала Мамой и нахожусь в.

Перечень оборудования и материалов для экспериментирования.

ВложениеРазмер
oborudovanie_i_materialy_dlya_organizacii_razvivayushchego_centra_po_eksperimentirovaniyu_v_detskom_sadu.docx 18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Оборудование и материалы для организации развивающего центра по экспериментированию в детском саду.

1. Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы, компасы, разнообразные магниты, бинокль.

2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые банки, бутылочки, стаканы разной формы, величины, ковши, ведерки, миски, воронки, сито, лопатки, формочки.

3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, разная по составу земля, уголь, песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, сучки, спилы, опилки, древесная стружка, пластилин.

4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формы - вкладыши от наборов шоколадных конфет, трубочки для коктейля

5.Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

6. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная.

7. Красители: акварельные краски, безопасные красители.

8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, деревянные палочки, вата, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложки, резиновые груши разного объема.

9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, зубочистки, растительное масло, мука, соль, стеки, ученические линейки, таз, спички и спичечные коробки, нитки, пуговицы.

10. Оборудование для ухода за растениями.

11. Модели, схемы.

12. Календари природы и погоды.

13. Иллюстрированный материал.

14. Дневники наблюдений за посадками.

15. Пооперационные карты посадок.

16. Игровой материал, дидактические игры по экологии.

17. Справочники, энциклопедии.

18. Контейнеры для сыпучих и мелких предметов.

19. Детские халаты, клеенчатые передники.

Материалы для организации экспериментов

Младший и средний возраст

Бумага разного сорта

Вата, ватин, синтепон

Веревки, шнурки, тесьма, нитки

Винтики, гайки, шурупы

Вода и пищевые красители

Дидактические игры по экологии

Дневники наблюдений за посадками

Емкости разного размера

Камешки разного размера

Мерные кружки, воронки, лейки, формочки, мыло

Оборудование для ухода за растениями

Пластиковые бутылки разного размера

Резиновые мячи, шары

Семена бобов, фасоли, гороха; косточки и скорлупа орехов

Упаковки от киндер-сюрпризов

Банки, бутылки, крышки разных размеров

Бросовый материал (кожа, поролон, пенопласт, коробки, фантики, лоскутки)

Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры

Ведра, тазы, ванночки

Взбивалка, деревянная лопатка, шпатели

Деревянные предметы (палочки, бруски, дощечки)

Дневники наблюдений за посадками

Календари (отрывные, перекидные, природные, погодные)

Клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка, совок

Коллекции различного содержания

Литература (справочники, энциклопедии, атласы)

Мелкие игрушки для обыгрывания

Монеты, железные предметы

Настольно - печатные игры

Палочки для мороженого

Пипетки с закругленными концами, пластиковые одноразовые шприцы без игл

Пищевые красители, растворимые продукты

Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет

Пооперационные карты опытов

Природный материал (емкости с землей, глиной, песком, водой)

Прихватки, пинцеты с закругленными концами

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема (стаканы, ковшики, миски, бутылочки)

- Природный и бросовый материал: ракушки, камешки, пластмасса, пробки из дерева.

- Мерные стаканчики, цветные, баночки с разными видами материалов: песок, сахар, земля.

- Пластмассовые стаканчики, мерные ложки, баночки с крышкой, трубочки, палочки.

- Альбом «Опыты с разными материалами», Картотека опытов и экспериментов.

- Коллекция камней, фантиков.

- Игры «Шумяшие коробочки», «Душистые коробочки».

- Центр воды и песка, игрушки мелкие для игры с водой, песком, формочки.

- Природный и бросовый материал: ракушки, камешки, проволока, пластмасса, пробки из дерева.

- Наборы «Разные виды бумаги», «Разные виды ткани».

- Магниты маленькие и большие, мерные стаканчики, воронки, лупа большая черная, лупы маленькие цветные,

- Баночки с разными видами материалов: масло, уголь, песок, сахар, земля,

- Пробирки на подставке.

- Мерные ложки, минзурки.

- Пинцет, трубочки, палочки.

- Альбом «Опыты с разными материалами», Картотека опытов и экспериментов.

- Картотека опытов и экспериментов.

- Коллекция камней, фантиков.

- Карточки с последовательностью работы над экспериментом, контейнер с оборудованием для опытов. Ведерки, шарики надувные разноцветные.

- Д/игра «Для умников и умниц». Игры «Шумяшие коробочки», «Душистые коробочки».

- Центр воды и песка, игрушки мелкие для игры с водой, песком, формочки.

- Природный и бросовый материал: ракушки, камешки, проволока, резина, шишки, жёлуди, вата, птичий пух, семена цветов, семена клёна.

- Тарелочки для проведения опытов.

- Наборы образцов тканей.

- Наборы образцов бумаги.

- Пробирки на подставке для проведения опытов, набор ложек разного размера для проведения опытов.

- Лупа, пинцеты, стаканчики.

- Баночки с разными видами материалов: масло, уголь, песок, сахар, земля.

- Центр воды и песка.

- Картотека опытов и экспериментов.

- Карточки с последовательностью работы над экспериментом.

- Игры «Шумяшие коробочки», «Душистые коробочки».

- Природный и бросовый материал: ракушки, камешки, проволока, резина, шишки, жёлуди, вата, птичий пух, семена цветов, семена клёна.

- Контейнеры с песком, глиной, земля, баночки с различным материалом.

- Тарелочки для проведения опытов.

- Коллекция образцов бумаги.

- Предметы из разных материалов.

- Пробирки для проведения опытов.

- Набор ложек разного размера для проведения опытов.

- Пинцеты, стаканчики, трубочки.

- Картотека опытов и экспериментов.

- Карточки с последовательностью работы над экспериментом.

- Картотека опытов с песком и водой, картотека игр с песком и водой.

- Уголок песка и воды.

- Игрушки для игр с водой, плавающий пластилин для центра песка и воды.

- Игрушки, формочки разной емкости и размера.

- Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками).

- Игры «Шумяшие коробочки», «Душистые коробочки».

- Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

- Природный и бросовый материал: шишки, скорлупа грецких орехов, пуговицы, бросовый материал, пластмассовые колпачки, проволока, трубочки, деревянные палочки, ракушки, коллекция камешков.

- Наборы: воронка, лупы маленькие и большие, баночки с разными крупами: геркулес, горох, перловка, баночки с крышкой, микроскоп, пинцет.

- Картотека опытов и экспериментов, схемы.

- Карточки с последовательностью работы над экспериментом.

- Карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя».

- Контейнеры с песком и водой, игрушки мелкие, мельница с колесом для песка и воды, формочки разной емкости и размера.

- Набор мерных стаканов.

- Коллекция фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т.п.).

- Часы песочные (на разные отрезки времени).

- Набор мерных стаканов.

- Набор прозрачных сосудов разных форм и объемов.

- Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта.

- Набор для опытов с магнитом.

- Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками).

- Коллекция семян и плодов.

- Коллекция растений (гербарий).

- Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

- Игры «Шумяшие коробочки», «Душистые коробочки».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Материалы и оборудование для центра экспериментирования в детском саду.

Перечень оборудования и материалов для экспериментирования.


Перечень требований к оборудованию спортивного зала в детском саду

В данном материале представлен перечень требований к спортивному оборудованию и спортивному инвентарю, находящемуся в спортивном зале детского сада.


Мониторинг развивающей предметно-пространственной среды. Примерный перечень материалов (средняя группа)

Мониторинг развивающей предметно-пространственной среды. Примерный перечень материалов (средняя группа).


Положение о конкурсе уголков экспериментирования в детском саду

В дошкольных группах детского сада имеются центры-уголки исследовательской деятельности, или экспирементирования.В какой группе самый лучший? Это может определить конкурс.


Консультация для педагогов о создании уголка экспериментирования в детском саду «Уголок экспериментирования в детском саду»

laquo;Уголок экспериментирования в детском саду».На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социали.


Мониторинг развивающей предметно-пространственной среды Примерный перечень материалов (средняя группа)

Мониторинг развивающей предметно-пространственной средыПримерный перечень материалов (средняя группа).


Картотека "Перечень материалов и оборудования для организации конструирования, создания РППС и поддержки культурных практик"-для подготовительной группы

Картотека "Перечень материалов и оборудования для организации конструирования, создания РППС и поддержки культурных практик"-для подготовительной группы.

Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце… В доступной форме объяснить маленькому ребенку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего - задача не из простых. Конечно, можно постараться рассказать или показать, а можно провести эксперимент. Именно этим и занимаются малыши в детских садах в, так называемом уголке экспериментирования.

Структура детского экспериментирования.

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира

1) развитие мыслительных процессов;

2) развитие мыслительных операций;

3) освоение методов познания;

4) развитие причинно-следственных связей и отношений

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

Средства: язык, речь, поисковые действия

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Последовательность детского экспериментирования.

Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю именно так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

место для приборов

место для хранения материалов (природного, "бросового")

место для проведения опытов

место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Содержание и оформление уголка экспериментирования в детском саду и других ДОУ

Народная мудрость гласит: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Именно поэтому детское экспериментирование имеет огромное значение в процессе развития дошкольников. Экспериментальная деятельность расширяет кругозор, учит устанавливать причинно-следственные связи, пробуждает любознательность, учит наблюдать, размышлять и делать выводы, а также соблюдать правила безопасности.

Для оформления уголка экспериментирования используют различный материал и приборы, а именно:

природные материалы, такие как: песок, опилки, камни, ракушки, шишки, желуди, сухие листья;

некоторые пищевые продукты, к примеру, соль, сахар, мука, крупы, также семена растений;

тематические пособия, книги обучающего характера;

приборы для проведения опытов. В зависимости от возраста малышей, используются: пробирки, магниты, лупы, микроскопы, весы, шприцы без игл, пипетки, деревянные палочки, резиновые груши, линейки и сантиметровые ленты;

также цветная бумага, картон, ножницы, ткани, обрезки кожи, мех;

резиновые игрушки, контейнеры для хранения различных сыпучих и не сыпучих материалов используемых для оформления уголка экспериментирования и прочее;

пищевые красители, гуашь;

для малышей старшей группы в уголке помещают схемы и таблицы с алгоритмами проведения опытов.

Помимо материальной базы, очень важно правильно обустроить уголок экспериментирования в ДОУ. Так должно быть отведено место для приборов, учебной литературы, дневника наблюдений, проведения опытов, хранения материалов.

Также в процессе оформления должны учитываться и другие требования. К примеру, при подборе оборудования для уголка экспериментирования в ДОУ, необходимо брать во внимание уровень развития и возраст малышей. Кроме того должны быть соблюдены меры безопасности и санитарные нормы, а каждый малыш ознакомлен с правилами поведения и порядком проведения эксперимента.

Содержание уголка экспериментирования в ДОУ

Общепринятого стандарта не существует, но в каждом уголке найдется емкость с песком и водой, где дети с удивлением обнаруживают свойства этих веществ, доселе им не знакомые. Тут же можно найти такой материал для оформления уголка экспериментирования, как земля, глина и опилки. При контакте с водой все они получают различные свойства, что удивляет малышей. Различные камешки, пробки, шишки, перья и прочая разносортица позволяет детям получать сведения о таких свойствах как плавучесть, летучесть и др.

Для того чтобы проверять степень сыпучести и прочих качеств материалов, потребуются различные емкости – стаканы, ведерки, бутылочки. Краски для окрашивания льда и воды, спиртовые градусники для измерения температуры предметов – всё это простейший и доступный инвентарь, не требующий вложения средств. Глобусы, микроскопы и фонарики используются для занятий уже со старшими детками.

Уголок экспериментирования в ДОУ - важная составляющая образовательного процесса. В его задачи входит развитие базовых естественнонаучных представлений малышей, а также формирование навыков наблюдательности, активного познания. Если он оформлен правильно, то детки в младшей группе станут еще более любознательными, научатся мыслить (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, поймут, как комплексно обследовать любой предмет. При его оборудовании необходимо соблюдать требования безопасности для жизни, а также здоровья детей, равно как и принципы достаточности и доступности изложения.

В младшей группе в силу особенностей психического развития ребенка 3-4 лет стоит отказаться от экспериментов, приводящих к сложным логическим выводам. Наблюдение свойств различных предметов и веществ – наиболее доступная познавательная деятельность для детей этого возраста. Укомплектуйте экспериментальный уголок в детском саду в младшей группе контейнерами с семенами (тыквы, подсолнечника, кедрового ореха, фасоли, крупами (гречкой, рисом, манной крупой и проч., песком, сахаром, солью; на примере круп, погрузив в них руки, пересыпая из контейнера в контейнер, дети могут изучить такое свойство, как сыпучесть. Воспитатель может дать задание вылущить семечко тыквы или подсолнечника, изучить различия, затем показать воспитанникам фотографии тыквы в разрезе и цветок подсолнечника с семенами. Игры с песком развивают наблюдательность ребенка, воспитатель дает возможность детям поиграть с песком, пересыпать его руками, совком ( стоит задать вопросы детям: как легче собрать песочек – пальцами, горстью, совочком, попробовать сделать куличики из сухого песка, затем намочить его, посмотреть, как теперь строятся куличики. Также хорошей идеей будет растворить соль и сахар в воде, предложить малышам попробовать ее на вкус, описать, как различаются вкусы, вспомнить, какая еда на завтрак и обед была сладкой, а какая соленой. Картинки и книги желательно выбирать с познавательными иллюстрациями, например, с крупным планом жука, бабочки, наглядным объяснением, какие осадки идут летом, какие – зимой и т. п.

Уголок экспериментирования в средней группе также стоит укомплектовать семенами растений. Опыты с семенами крайне интересны для детей среднего детсадовского возраста. Можно провести эксперимент с проращиванием семян: поместить семечки подсолнечника или гороха в миску под влажную марлю, через несколько дней оценить, насколько они проросли, осмотреть ростки, рассказать детям о том, как сажают сельскохозяйственные культуры, показать картинки с полями подсолнечника, пшеницы. В летнее время можно посадить горох на грядках и наблюдать за развитием растений. Кроме этого, целесообразно разместить в экспериментальном уголке в детском саду песочные часы, лупу, зеркальца. С помощью песочных часов воспитатель объяснит ребятам, как можно измерять время, что такое минута, стоит поиграть в игру «что можно сделать за минуту?»; с помощью лупы в зимнее можно рассмотреть снежинку на рукаве, изучить характеристики снега – сыпучесть, холод при прикосновении, его способность к таянию. Зеркальцами ребята попробуют пускать солнечные зайчики; книги о солнце и иллюстрации, изображающие преломление солнечных лучей, станут хорошим дополнением к объяснениям воспитателя.

Уголок экспериментирования в старшей группе стоит дополнительно оснастить пробирками с некоторыми химическими веществами – например, йодом, марганцовкой, спиртом, а также пипетками и шприцами (без игл). С их помощью можно провести простейшие опыты, которые будут интересны дошкольнику, например, опыт с картошкой и йодом. Нужно набрать в шприц или пипетку немного йода и капнуть на разрезанную картофелину, осмотреть, как поменялся цвет йода с рыжего на темно-синий, объяснить детям, что цвет меняется из-за крахмала в картофеле. Стоит дать ребятам задание провести такой эксперимент по возможности дома с яблоком, сметаной, бананом, крахмальным порошком. Кроме этого, будет полезно разместить контейнеры с различными видами грунта – глиной, землей, песком, камнями, рассказать воспитанникам о видах почв, сопроводить свой рассказ иллюстрациями, освещающими разные типы природных ландшафтов. Интересным дополнением экспериментального уголка в детском саду может стать муравьиная ферма, сейчас продаются необычные конфигурации муравьиных ферм с прозрачным гелем. Воспитанникам будет крайне интересно и познавательно наблюдать за строительством муравьиной колонии.

Уголок экспериментирования в ДОУ весьма важный развивающий фактор для детей дошкольного возраста. Работа в таком уголке способствует развитию творческого потенциала ребенка, его интеллектуальному росту, формированию логического мышления и началу освоения дошкольником методов анализа и синтеза.

Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ:

· формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

· развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

· расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

· поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

· расширение кругозора детей посредством введения в более широкую пространственную и временную перспективу;

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

В работах многих ученых педагогов (Г. М. Лямина,А. П. Усова,Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой предоставляется детям возможность приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения. В 1990 годы профессор, академик Академии Творческой Педагогики РАО Н. Н. Подъяков, проанализировав и обобщив богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. А в 2014 году экспериментирование как ведущий вид детской деятельности прописано во ФГОС дошкольного образования.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование ,как ни какой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира. Главное достоинство метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности-опыты. Они проводятся как в свободной самостоятельной, так и совместной с воспитателем деятельности.

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе экспериментально – опытная деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Экспериментально-опытная деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

Уже в младшем дошкольном возрасте познавая окружающий мир, ребёнок стремиться, не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность: «Почему? Зачем? Как? Что будет, если?», почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности, усложнением и развитием действий целеобразования: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств и связей. Эксперимент это особая форма поисковой деятельности ребенка, благодаря этому у детей развивается наглядно- образное мышление. Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением.

Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.

В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.

Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

Экспериментирование в организованной деятельности.

В соответствии с общеобразовательной программой «От рождения до школы», опытническая деятельность запланирована во всех возрастных группах детского сада начиная с младшей в области «Ознакомление с миром природы».

В ней запланировано изучение с помощью опытов:

- свойств песка, глины и камня;

- свойств воды в ее различных состояниях;

В других образовательных областях экспериментальная деятельность помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, так как легко поддерживает непроизвольное внимание.

Например, эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой:

- взвешивание тяжелых и легких материалов;

- измерение длины с помощью мерок;

- наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива;

- изучение смешивания цветов.

Структура эксперимента в организованной деятельности.

В отличие от свободного экспериментирования, где дети действуют по интуитивному пути, опыт - эксперимент планируется по определенному плану:

- постановка познавательной задачи (ставится воспитателем);

- выдвижение детьми предположений;

- фиксация результатов и подведение итогов;

Экспериментирование в свободной деятельности.

Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.

У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона – уголок экспериментирования, в которой размещаются:

- наборы для опытов с инструкциями-картинками;

-игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;

- различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;

- измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;

- инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;

- другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;

- писчие принадлежности для фиксации результатов.

Картотека опытов и экспериментов в детском саду

Со временем у каждого воспитателя, который поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по его использованию в разных видах деятельности. Из конспектов следует сформировать картотеку, которая содержит естественно-научные эксперименты для детей на различную тематику. Примеры таких тематик приведем ниже.

Экология:

- условия, необходимые для жизни растений;

- опыты в огороде и цветнике;

- опытническая деятельность по сезонам;

Исследовательская деятельность о человеке:

Физические опыты в детском саду:

- вещества и материалы;

Опыты на кухне.

Удобство картотеки в том, что она структурирована по возрастам и разделам. Такие каталоги также могут находиться в методическом кабинете дошкольного учреждения. Они пополняются новыми темами и замечаниями воспитателей по их объяснению.

Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.

"Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай попробовать – и я пойму"

Только через действие ребѐнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нѐм.

Список литературы

1. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н. В. Нищева. – СПб. :2016. – 320 с.

2. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : 2017. – 240 с.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ. – 64 с.

4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : 2017. – 240 с.

Читайте также: