Игрушки для гиперактивных детей 3 года

Обновлено: 07.05.2024

Дети с СДВГ, как правило, очень подвижны. Это раздражает учителей и воспитателей. Действительно, в существующую классно-урочную систему бегающие по классу ученики совершенно не вписываются. Но это не все претензии взрослых к детям с СДВГ. Что еще?

  • Они выкрикивают с места ответ, даже не дослушав вопрос
  • Они не соблюдают правила
  • Они часто не доделывают начатую работу до конца
  • Они не могут нормально взаимодействовать с одноклассниками

У детей с СДВГ есть общая проблема: в мозг плохо поступают импульсы от тела. То есть, плохо работают системы, которые отвечают за обработку информации, которая поступает от вестибулярной и соматосенсорной систем.

Поэтому стоит обратить внимание на раздел сайта Сенсорика и подразделы: Вестибулярная система и Соматосенсорная система. Но сейчас я хочу написать о настольных играх для ребенка с СДВГ, которые будут очень полезны.

Пальцы вверх

Правила этой игры чрезвычайное просты: игроки должны посмотреть на картинку и как можно быстрее надеть на пальцы разноцветные колечки в том же порядке, что и на картинке.

Почему именно эта игра?

  1. Она веселая
  2. Развивает внимание
  3. Тренирует умение действовать в условиях ограничения по времени
  4. Колечки-пружинки обеспечивают соматосенсорную стимуляцию

Казалось бы «как можно быстрее» - это любимое дело детей с СДВГ, но проблема в том, что часто их активность не приводит к нужному результату, особенно, если это связано с учебной деятельностью. Поэтому тренировка с помощью этой простой игры будет очень полезна.

Грузовички

Многие дети с СДВГ избегают сложных заданий. Зачем рисковать, вдруг не получится? Игрушка для ребенка с СДВГ «Грузовички» выглядит очень простой: нужно выбрать карточку с заданием и уложить в кузов грузовика фигурки так, чтобы ничего не торчало. Первые задания, действительно, очень простые и у ребенка появляется уверенность, что он с этим справится. Дальше задания усложняются. Уровень «эксперт» заставляет задуматься даже взрослых.

Почему именно эта игра?

  1. Простые правила
  2. Можно самому выбрать уровень сложности
  3. Нужно довести начатое до конца
  4. Развивает пространственное мышление
  5. Можно играть одному и ни с кем не соревноваться

Можно устроить соревнование между папой и сыном. Оба по очереди выполняют по одному заданию на время, но папа выполняет задания уровня «эксперт». Машинки и детали прочные, это важно для импульсивных детей (и импульсивных пап).

Что перепутал художник?

Невнимательность, характерная для СДВГ часто проявляется в том, что ребенок не обращает внимания на детали, недостаточно долго изучает картинку, текст, условия задачи, упуская важные элементы. В результате в тетради возникают глупые ошибки. Дети с СДВГ не любят проверять свои работы, поэтому ошибки находят учителя или родители.

А что если предложить ребенку поискать на картинках чужие ошибки? В книге Ахима Альгримма «Футбольная перепутаница» есть целых 100 ошибок.

Почему именно эта книга?

  1. Она смешная
  2. Учит замечать детали
  3. Футбол нравится мальчикам, а СДВГ чаще встречается у мальчиков
  4. Развивает речь, если вы попросите ребенка объяснять, в чем именно заключается каждая ошибка.

Умение общаться

К сожалению, компьютеры вытесняют настольные игры из жизни детей. Почему к сожалению? Потому что настольная игра – это коммуникация с другими людьми в режиме реального времени. С коммуникацией у детей с СДВГ часто возникают сложности из-за импульсивности, гиперактивности и невнимательности. Прежде чем ребенок с СДВГ начнет получать удовольствие от общения и игр с другими детьми, полезно научиться играть в настольные игры дома с родителями.

Для детей с СДВГ подойдут динамичные, короткие и веселые игры и игрушки. Именно такие вы сможете приобрести в нашем магазине «Белый вороненок».

Гиперактивный ребёнок

Этот человек не такой, как все. Только ленивый не критикует его, рождая в маленькой душе неуверенность в себе и дух противоречия. Даже огромной любви и мудрости мамы и папы не хватает, чтобы вытерпеть «закидоны» такого крохи. А всё потому, что у него так называемый «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Число деток с таким диагнозом год от года растёт. Среди дошкольников их уже около 10 процентов. Пристальное внимание к таким детям обусловлено, прежде всего, неспособностью выдерживать регламентированный режим детского сада; особенности поведения таких детей сказываются на их успеваемости, взаимопонимании с взрослыми, сверстниками. Как проверить есть ли у вашего ребёнка СДВГ или он просто хочет обратить на себя внимание взрослых?

Поиграйте с ребёнком!

1. Попросите ребёнка рассказать о том, что он видит на картинке
Картинка должна быть сюжетной, крупной, цветной и понятной. Например, с сюжетом из известной сказки или мультфильма. Как говорит ребёнок? Односложно отвечает на наводящие вопросы, либо «пыхтит» и сам строит фразы? Если словарный запас малыша достаточно богат — уже хорошо! У ребят с СДВГ часто отмечаются задержки речевого развития.

2. Поиграйте в игру «Недостающие детали»
Нарисуйте сами несколько бытовых, хорошо известных ребёнку предметов без одной детали, покажите малышу и спросите: «Чего здесь не хватает?». Это могут быть часы без стрелок, стул без ножки, петушок без гребешка. Интересно, что скажет ваш малыш? Заметит ли он пропажу?

3. Следующий тест – «Последовательные картинки»
Он очень хорошо покажет состояние развития причинно-следственных связей, что также неразрывно связано с вниманием. Разложите перед малышом три сюжетные картинки, общие по смыслу. Например, дедушка с топором пришёл в лес – дедушка рубит ёлку – дети пляшут вокруг наряженной ёлки. Пусть кроха разложит их по порядку и составит связный рассказ.

4. Тест «Лабиринт» на концентрацию, произвольность и устойчивость внимания
Нарисуйте сами или разыщите в детских журналах простейшие лабиринты, где с помощью пальчика или карандаша нужно пройти путь, который, например, ведёт мышонка на волю. Не забудьте, что в лабиринте обязательно должны быть тупики, а правильный путь только один. Обратите внимание на то, как ваш малыш выполняет задание. В случае ошибки повторяет ли он неправильный путь или ищет новый? Заезжает ли карандашом за контуры лабиринта? Все эти нюансы очень важны для окончательного диагноза.

5. Посидите и понаблюдайте, как ваш малыш собирает простые паззлы из пяти частей, как играет в кубики, как вкладывает фигуры в подходящие отверстия. Если в четыре года он может трудиться над новой задачей 5-7 минут – СДВГ у него нет.

6. Предложите игру: в ответ на ваше однократное постукивание, малыш должен поднять и опустить указательный палец, а на двукратное постукивание – ничего не делать. Ребята с СДВГ допускают слишком много ошибок.

7. Игра «Котята-шумовята»
В пластиковые «яйца» насыпаем крупы (горох, фасоль, гречка, рис и т.д.). Яйца заклеиваем клеем и обвязываем в виде весёлых котиков. Все котики разные по цвету, но одинаковые по размеру и форме. У каждого есть пара по звучанию, т.е. пара с горохом, пара с гречкой и т.д. Дети с удовольствием находят понравившегося ему котика и ищут ему пару по звучанию.

shutterstock_136518929.jpg

Взрослые дяди и тёти склонны видеть причину плохого поведения ребёнка в «неправильном воспитании» и потому начинают обвинять в этих проблемах себя и друг друга. Что, в свою очередь, ведёт к вторичным нарушениям поведения у крохи: протесты, капризы, тревожность, агрессия.

Мамочке обязательно нужно понять, что улучшение состояния малыша во многом зависит от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

Родителям необходимо избегать двух крайностей: чрезмерной мягкости и завышенных требований, которые кроха не в состоянии выполнить. Когда в семье нет единого стиля воспитания, такой малыш больше переживает, нежели здоровый ребёнок.

Советы мамам и папам

  • Количество запретов и ограничений сведите к разумному минимуму.
  • Ребёнка нужно учить правильно распределять свои силы, не бросаться от одного занятия к другому.
  • Всегда используйте зрительную стимуляцию.
  • Похвала для такого малыша — просто жизненная необходимость. Не скупитесь на поощрения, призы, одобрения.
  • Из-за рубежа к нам пришёл термин «жетонная терапия». При работе с трудными детьми психолог поощряет их жетонами разных цветов.
  • В отличие от обычных ребят, эти дети не могут удерживать в памяти два и более задания сразу. Следует давать только одно задание на определённый отрезок времени.
  • Оберегайте малыша от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений.

Игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия — все это оказывает удивительный эффект. Постоянное взаимодействие педагогов и психологов с родителями гиперактивного ребёнка, построенное на доверии, единая линия поведения и восприятия приносят позитивные результаты. Отсутствие рассогласованности со стороны взрослых, чёткая направленность работы делают ребёнка значительно спокойнее и целенаправленнее, придают уверенность в собственных силах. А самое главное, дорогие родители — любите своего кроху, и всё наладится!

shutterstock_130119170.jpg

Признаки гиперактивности

  • Такие дети весьма любопытны, но их любопытство — явление сиюминутное, поэтому, они, как правило, редко улавливают суть.
  • Любознательность гиперактивным детям не свойственна, они совершенно не задают вопросов «зачем», «почему». Даже если и задают, то ответ выслушать забывают.
  • Невзирая на постоянное движение, в котором ребёнок находится, у него имеются некоторые нарушения координации: неуклюж, неловок в движении, постоянно роняет предметы, часто падает, ломает игрушки. Тело гиперактивных малышей постоянно в царапинах, ссадинах, синяках и шишках, но выводов из этого они не делают и вновь набивают шишки.
  • Характерными чертами в поведении являются рассеянность, негативизм, неусидчивость, невнимательность, частые смены в настроении, упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Такие дети часто оказываются в центре разворачивающихся событий, так как они самые шумные.
  • Гиперактивный ребёнок не понимает задания, с трудом усваивает какие-либо новые навыки.
  • Довольно часто самооценка гиперактивных детей занижена.
  • Малыш не умеет расслабляться в течение дня, успокаивается лишь во время сна. Зачастую днём такой ребёнок не спит даже в младенческом возрасте, ночной же сон у него весьма беспокойный.
  • Такие дети привлекают к себе внимание, находясь в общественных местах, поскольку всё время что-то трогают, хватают, не слушают своих родителей.
  • Генетическая предрасположенность (наследственность).
  • Биологические (родовые травмы, органические повреждения мозга малыша во время беременности).
  • Социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Наталья Варшавская, воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 54 «Веснушки», г.Междуреченск Кемеровская обл.

«Гиперактивность» – термин, который сегодня у всех на слуху. Чтобы как-то ее усмирить, психологи советуют использовать специальные игры для гиперактивных детей дошкольного возраста, картотеку которых вы найдете ниже. Во время веселых и увлекательных занятий дошкольники и школьники учатся концентрировать внимание, держать свои эмоции и тело под контролем.

Гиперактивный ребенок

Гипереактивность – что это?

Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не «распущенность», как думают многие. Это медицинский диагноз, который может поставить только специалист. В основе гиперактивности лежит нарушение функций головного мозга. Важно отличать ребенка неусидчивого и подвижного от гиперактивного.

У гиперактивных детей часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Они могут встать со своего места во время занятия, постоянно крутятся и вертятся, не могут спокойно играть. Они болтливы и отвечают на вопрос, не дослушав до конца. Сначала делают, а потом думают. Импульсивные, взрывные, чрезмерно отвлекающиеся – это все о них.

Гиперактивность мешает детям делать успехи и устанавливать теплые доверительные отношения с людьми. У сверстников, а подчас и у педагогов, они вызывают раздражение. Без сомнения, эти дети нуждаются в помощи, участии и терпении со стороны взрослых. Подробнее о гиперактивности можно прочитать здесь.

Как корректировать гиперреактивность с помощью игр?

Для адаптации гиперактивных детей в социуме применяются коррекционные мероприятия. На занятиях, которые чаще представлены играми, дети учатся контролировать свои эмоции, движения. Групповые игры помогают выстраивать межличностные отношения. Занятия тренируют внимание, память. Хотя при гиперактивности и наблюдается повышенная двигательная активность, специалисты все же на первый план ставят проблему дефицита внимания.

5 правил проведения занятий:

  1. Сосредоточьтесь на развитии какой-либо одной функции. Например, внимания. Не пытайтесь одновременно корректировать двигательную активность.
  2. Длительность одного занятия не должна превышать 30–45 минут.
  3. Игры нужно чередовать: сложные, требующие концентрации, и активные, снимающие мышечное напряжение.
  4. Начинать занятия лучше индивидуально, постепенно вводя групповые игры.
  5. Будьте сдержаны и терпеливы, отмечайте успехи ребенка. Этим вы будите мотивировать его на новые достижения.

Для эффективной коррекции гиперактивности у ребенка необходима согласованная работа родителей, педагогов, психологов и врачей.

Ребенок в песочнице

Игры для дошкольного возраста

С детьми дошкольного возраста игротерапия – единственно возможный коррекционный метод. Психологи рекомендуют избегать упражнений с эмоциональным акцентом. Например, игр-соревнований. Сильные эмоции дезорганизуют гиперактивных детей.

  • В 3–4 года полезно задействовать песочные игры с большим количеством формочек. В этом возрасте речевое общение еще затруднено. Игры в песке помогут ребенку установить связь с бессознательными побуждениями, выразить мысли и желания невербальным способом и тем самым снять психическое напряжение.
  • В 5–6 лет рекомендуется подключать метод арт-терапии. Рисование поможет ребенку выразить свое «я», снимет психологические зажимы. Он получит удовлетворение от проделанной работы и обнаружения скрытых художественных талантов.

Девочка играет в игру

По сигналу

Игра развивает волевую регуляцию и способность концентрировать внимание у детей.

Перед взрослым лежат 3 карточки – красного, желтого и зеленого цвета. Красная – это сигнал «кричалка». Она позволяет детям бегать, прыгать, шуметь и кричать. Желтая карточка – «шепталка». Когда взрослый ее поднимает, нужно шептаться и передвигаться на цыпочках. Зеленый сигнал – «молчалка». Во время него детям надо молчать и не шевелиться. Карточки хаотично сменяют друг друга, каждые 40–120 секунд. Через 5 минут игра заканчивается «молчалкой».

Мальчик с игрушками-птичками

Птичка

Игра развивает мышечный контроль и учит преодолевать импульсивность.

Дошкольнику дают в руки небольшую мягкую игрушку. Взрослый говорит: «К тебе прилетела птичка. Она очень маленькая, нежная и беззащитная. Посмотри, как она дрожит. Птичка боится коршуна. Поговори с ней, поддержи и успокой». Ребенок гладит птичку и говорит ей добрые слова. Успокаивая ее, он успокаивается сам.

Девочка здоровается за руку с женщиной

Здравствуй

Игра помогает снять мышечное напряжение, переключить внимание. Она развивает слухо-моторную координацию и способствует доверительным отношениям в группе.

Взрослый подает звуковые сигналы, во время которых детям нужно поздороваться с как можно большим количеством людей. При хлопке в ладоши необходимо пожать руки партнерам. Если звонит колокольчик, следует погладить играющих по спине. По свистку дети здороваются спинками – становятся спиной друг к другу и прижимаются. Разговаривать в процессе запрещается.

Дети рисуют на асфальте

Дождик

Игра развивает координацию движений, внимание. Она учит подчиняться правилам игры и помогает ребенку эмоционально разрядиться.

Взрослый рисует мелом на асфальте или палочкой на песке домик для себя и ребенка (детей). Это могут быть обычные кружки. По сигналу «солнышко» все гуляют вокруг своего домика, бегают и прыгают. По команде «дождик» нужно спрятаться в домик и скрестить руки над головой, сделав подобие крыши. Кто зазевается – выбывает из игры.

Игрушки на столе перед ребенком

Что изменилось?

Игра развивает зрительную память и внимание.

Поставьте перед дошкольником 4–6 игрушек. Попросите запомнить их. Через минуту спрячьте одну игрушку. Ребенок должен назвать игрушку, которая пропала. Для усложнения игры можно добавлять количество игрушек, прятать большее количество, ничего не убирать, а просто менять предметы местами.

Дети играют в детском саду

Скучно так сидеть

Игра развивает координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, внимание.

Дети садятся на стулья у противоположных стен. Звучит стишок-команда:

«Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть.

Не пора ли пробежаться,

И местами поменяться?»

Дети устремляются на противоположную сторону. Пока они бегут, ведущий убирает один стул. Тот, кто не успел занять место, выбывает. Стулья убираются поочередно с каждой стороны.

Детский рисунок - морские рыбы

Найди отличие

Игра развивает зрительное внимание и умение концентрироваться на деталях.

Правила для индивидуального занятия:

Ребенок рисует простой рисунок (домик, цветок, дерево). Затем его просят отвернуться. Взрослый дорисовывает новую деталь и просит определить, что на рисунке изменилось. Затем отворачивается взрослый, а ребенок дополняет рисунок. Чем дольше длится игра, тем сложнее получается картинка.

Правила для группового занятия:

Дети по очереди рисуют на доске рисунок, а затем отворачиваются. Ведущий добавляет 1–2 новых элемента на рисунке. Нужно назвать, какие изменения произошли.

Школьники играют

Игры для школьного возраста

С началом обучения в школе у ребенка появляются новые обязанности. Ему приходится подчиняться определенным правилам, быть более самостоятельным и внимательным. При гиперактивности эти задачи становятся непосильны. Ребенок постоянно находится в напряжении, могут появиться неконтролируемые вспышки агрессии. Поэтому большое значение стоит уделять играм, направленным на эмоциональную разрядку. В школьном возрасте полезно заниматься дыхательной гимнастикой, визуализациями, проводить сеансы массажа.

Девочка играет с медвежонком

Говори

Игра развивает контроль импульсивности и тренирует выдержку школьника. Суть:

Взрослый объявляет ребенку или группе детей правила: «Я буду задавать простые и сложные вопросы. Но отвечать нужно только тогда, когда я дам команду «говори».

Например, ведущий спрашивает, какое сейчас время года, и выдерживает паузу от 15 до 60 секунд. Если ребенок выкрикивает ответ раньше, он проигрывает, выбывает из игры. Рекомендуется чередовать сложные и простые вопросы. Можно использовать математические задачки, загадки, правила русского языка и т. д.

Дети внимательно слушают

Снежный ком

Игра направлена на развитие внимания и памяти.

Сначала игроки сообща выбирают тему, например: животные, растения, города, овощи, элементы одежды. Первый игрок придумывает слово на заданную тему. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий называет два предыдущих слова и тоже добавляет свое. Игра переходит по цепочке, пока кто-то не ошибется. Игрок, который допустил ошибку, выбывает и следит за правильностью названий. Пример: «шапка – шапка, шарф – шапка, шарф, ботинки – шапка, шарф, ботинки, куртка – шапка, шарф, ботинки, куртка, брюки».

Дети изображают желе

Групповая игра помогает установить доверительные отношения между участниками, научиться контролировать свои движения, развить слухо-моторную координацию.

Лучше всего делать упражнение у зеркала. Игроки становятся в круг спиной друг к другу и переплетают руки в локтях. Ведущий предлагает им сымитировать желе. Он встряхивает руками, а дети начинают раскачиваться. Чем резче движения рук, тем сильнее колышется желе. В конце взрослый предлагает им представить, что желе оставили на солнце и забыли. И вот оно начало таять и растекаться по полу. Дети плавно опускаются и принимают расслабленные позы.

Клубок красных ниток

Волшебный клубочек

Игра помогает эмоционально разрядиться и развивает мелкую моторику.

Перевозбужденному ребенку выдается яркая пряжа. Взрослый предлагает смотать из нее клубочек: «Этот клубок не простой, а волшебный. Стоит его смотать, и сразу успокаиваешься». Размер клубка с каждым разом следует увеличивать.

Девочка улыбается

Царевна Несмеяна

Групповая игра учит контролю эмоций, вниманию и сосредоточению.

Ведущий назначает одного из игроков «царевной Несмеяной». Его задача – во что бы то ни стало сохранять невозмутимый вид. Оставшиеся игроки, напротив, должны всеми доступными способами рассмешить «царевну»: корчить рожицы, рассказывать анекдоты, танцевать смешные танцы, разыгрывать сценки. «Несмеяне» нужно продержаться 5 минут. Если за это время она не улыбнется, команда проигрывает. И наоборот. Во время игры «царевне» запрещается закрывать уши, глаза и отворачиваться.

Дети повторяют друг за другом

Кривое зеркало

Игра развивает умение ориентироваться в пространстве, координацию движений, мышление, зрительное внимание.

Ведущий показывает движение, а игрок или игроки делают движение наоборот. Например, если ведущий поднимает руки вверх, игроки опускают их вниз. Если он поворачивает голову налево, дети поворачивают ее направо, приседает – дети подпрыгивают.

Девочка прислушивается

Ушки на макушке

Развивает звуковое внимание и фонематический слух, помогает преодолеть логопедические трудности, которые часто наблюдаются у гиперактивных детей.

Взрослый называет звук, который нужно определить в слове. Например, [з]. Дальше он произносит слова: зайка, стенка, золото, компот, пирог, заноза. Услышав заданный звук, ребенок должен хлопнуть в ладоши. Игру можно усложнить, попросив ребенка хлопнуть в ладоши один раз, если звук находится в начале слова, два раза, если звук находится в конце слова, и топнуть ногой, если он стоит посередине.

Мальчик изображает учителя

Учитель

Игра развивает зрительное внимание и мышление.

Гиперактивность особенно ярко проявляется у детей в 1–2, 3 года и в 6–7 лет. Это важные периоды становления центральной нервной системы. Взрослые подчас не понимают, что происходит, ругают и наказывают ребенка. Тем временем важно как можно раньше оказать ему помощь и провести коррекцию поведения. Вплоть до 9–10 лет мозг человека очень восприимчив и пластичен. При правильном, комплексном подходе проблема гиперактивного поведения может быть решена полностью.

Прозрачные пластиковые шарики для сухого бассейна

Синдром дефицита внимания и гиперактивности давно стал частью нашей повседневной действительности. Гиперактивные отвлекающиеся дети, приносящие в дневниках замечания от учителей, рассеянные взрослые с трудностями концентрации внимания, которым сложно сосредоточиться на важной рабочей задаче, – их семьям приходится перестраивать свое поведение и бытовое пространство, исходя из особенностей и нужд домочадцев.

Воспитание и обучение ребенка с СДВГ - это своебразный вызов родителям и педагогам. И в поиске путей диалога и поддержки игра оказывается универсальным пространством, где происходит встреча большого и маленького ребенка. Играя, ребенок познает себя и мир, поэтому именно в пространство игры мы встраиваем моменты развивающего и корректирующего взаимодействия.

Выбирая игрушки, эффективные при гиперактивности и дефиците внимания, нужно ориентироваться не только на развлечение, но и на то, что они должны способствовать развитию высших психических функций, а также коррекции психоэмоционального состояния. Чтобы игра была не только в радость, но и на пользу, игровое оборудование и игрушки при СДВГ должны решать следующие задачи:

  • способствовать сенсорной интеграции;
  • формировать схему тела и развивать пространственное восприятие;
  • "организовывать" ребенка и снижать степень психомоторного возбуждения;
  • помогать ребенку расслабиться и успокоиться.

Кроме того, оно должно быть безопасным, прочным и выполненным из экологически чистых материалов.

Развивающее оборудование для детей с СДВГ от компании "Сова-Нянька" соответствует всем перечисленным требованиям. Все игрушки и тренажеры, разработанные нами, опробованы многочисленными педагогами, психологами, логопедами и самыми главными экспертами – родителями и их детьми. Наша продукция подойдет как для домашнего использования, так и для оснащения сенсорной комнаты или зала реабилитации.

Ассортимент развивающих игрушек для гиперактивных детей от "Совы-Няньки"

Наша компания разрабатывает и производит развивающее оборудование и игрушки для детей с сенсорными проблемами и двигательными сложностями, в т.ч. проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

Сборник игр, направленных на коррекцию гиперактивности у детей дошкольного возраста.

/ сост. Студентка 41 КП группы Волегова Татьяна Гатауловна - Камышлов: ГБОУ СПО «Камышловский педагогический колледж», 2016

Сборник адресован студентам факультета специальной педагогики, преподавания в начальных классах, учителям, воспитателям детского сада и родителям.

© ГБОУ СПО СО «Камышловский педагогический колледж», 2016

Пояснительная записка… 5

Раздел I. Игры, направленные на коррекцию

двигательной расторможенности…. 7

1. «Час «тишины» и час «можно»» …. 7

2. «Передай мяч» …. 8

3. «Колпак мой треугольный» … 8

4. «Слушай команду» …. 9

5. «Расставь посты» …. 10

Раздел II. Игры, направленные на коррекцию дефицита внимания… 11

1. «Замри» …. 11

2. «Давайте поздороваемся» …. 11

3. «Король сказал.» … 12

4. «Зеваки» …. 13

5. «Ласковые лапки» …. 13

Раздел III. Игры, направленные на коррекцию импульсивности…. 15

1. «Говори» …. 15

2. «Тух – тиби – дух» …. 15

3. «Сиамские близнецы» …. 16

4. «Запрещенное движение» …. 17

5. «Разговор с руками» …. 17

6. «Съедобное – несъедобное» …17

“Гипер. ” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло в русский язык из латинского “a tivus” и означает “действенный, деятельный”.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности : это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.

Психологи относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка “отрицательных” черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие он общается.

Существуют три направления гиперактивности :

Цель сборника - подбор и систематизация игр, направленных на коррекцию гиперактивности у детей дошкольного возраста.

Сборник состоит из трех разделов, в соответствии с направлениями коррекции каждый из которых включает в себя игры, направленные на коррекцию двигательной расторможенности, дефицита внимания и импульсивности.

Раздел I. Игры, направленные на коррекцию двигательной расторможенности.

Раздел II. Игры, направленные на коррекцию дефицита внимания.

Раздел III. Игры, направленные на коррекцию импульсивности.

Игры, направленные на коррекцию двигательной расторможенности.

1. “Час тишины и час “можно”” (Кряжева Н. Л., 1997)

Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением.

Ход игры: Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в классе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час “можно”, когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т. д.

“Часы” можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их “не слышит”).

2. “Передай мяч” (Кряжева Н. Л., 1997)

Цель: Снять излишнюю двигательную активность.

Оборудование: мяч, стулья.

Ход игры: Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

3. “Колпак мой треугольный”

Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.

Ход игры: Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпака. После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово “колпак” заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово “колпак” и слово “мой” (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а “показывают” на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

4. “Слушай команду” (Чистякова М. И., 1990)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения

Оборудование: спокойная, медленная музыка.

Ход игры: Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например, “Положите правую руку на плечо соседа”) и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

5. “Расставь посты” (Чистякова М. И., 1990)

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

Игры, направленные на коррекцию дефицита внимания.

1. “Замри” (Чистякова М. И., 1990)

Цель: развитие внимания и памяти.

Оборудование: запись музыки.

Ход игры: Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.

2. “Давайте поздороваемся” (Автор неизвестен)

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Ход игры: Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок — здороваемся за руку;

2 хлопка — здороваемся плечиками;

3 хлопка — здороваемся спинками.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

3. “Король сказал. ”

Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.

Ход игры: Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные, а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова “Король сказала. Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. д. Вместо слов “Король сказал” можно добавлять и другие, например, “Пожалуйста” или “Командир приказал”.

4. “Зеваки” (Чистякова М. И., 1990)

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Ход игры: Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

5. «Ласковые лапки»

Цель. Снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развивать чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

Оборудование: кусочек меха, кисточка, стеклянный флакон, бусы, губка, деревянная ложка.

Ход игры: Взрослый подбирает шесть-семь мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д., выкладывает их на стол. Ребенку воспитатель предлагает оголить руку по локоть, объясняет, что по ней будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Варианты игры: «зверек может прикасаться к щеке, колену, ладони; можно поменяться с ребенком местами.

Игры, направленные на коррекцию импульсивности.

Цель. Развивать умение контролировать импульсивные действия.

Ход игры: Скажите детям следующее: «Я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно только тогда, когда я дам команду: "Говори!". Давайте потренируемся. "Какое сейчас время года? (Педагог делает паузу.) Говори!", "Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок? … Говори!", "Какой сегодня день недели?. Говори!", "Сколько будет два плюс три?"». И т. д.

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

2."Тух – тиби - дух"

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Ход игры: "Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово.

"Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

3.“Сиамские близнецы” (Кряжева Н. Л., 1997)

Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними, снятие импульсивности.

Ход игры: Скажите детям следующее. “Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т. д. ” Чтобы “третья” нога действовала “дружно”, ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут “срастись” не только ногами, но спинками, головами и др.

4. «Запрещенное движение».

Цель – развитие самоконтроля и коррекции импульсивности.

Ход игры: Определяется запрещенное движение, которое нельзя повторять. Взрослый быстро показывает разные движения, а ребенок должен успеть повторить все, кроме запрещенного.

5. «Разговор с руками».

Цель – контроль импульсивности.

Ход игры: Ребенка просят обвести ручки, раскрасить и договориться с ними, чтобы они слушались хозяина. Ручки очень хорошие, но иногда не послушные.

6. «Съедобное – несъедобное».

Цель – контроль импульсивности.

Ход игры: Игра с мячом. Перечисляются разные предметы: если съедобное, нужно ловить, несъедобное – прятать руки.

1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.

3. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.

4. Крюкова С. В., Слободяник Н. С. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

5. Фромм А. Азбука для родителей. Ленинград, 1991.

Сборник игр и игровых упражнений для детей младшего дошкольного возраста группы риска Сборник игр и игровых упражнений для развития пальцевой моторики для детей младшего дошкольного возраста группы риска..

Сборник театрализованных игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста 1. Использование игр имитаций во время приема детей. Дети приходят в сад с самыми разными настроениями и с самыми разными впечатлениями.

Использование авторских игр в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Использование авторских игр в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста Использование авторских игр в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. С каждым годом увеличивается число.

Рецензии на педагогические разработки «Сборник на сборник пальчиковых игр и упражнений для детей дошкольного возраста» РЕЦЕНЗИЯ на сборник пальчиковых игр и упражнений для детей раннего дошкольного возраста по временам года воспитатель МАДОУ д/с № 5 Горбас.

Сборник физкультминуток для детей дошкольного возраста МДБОУ «Детский сад №35» СБОРНИК ФИЗКУЛЬТМИНУТОК ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА оформитель Воспитатель Курлыханова Вера Владимировна.

Сборник игр и игровых упражнений для развития пальцевой моторики для детей младшего дошкольного возраста группы риска Сборник игр и игровых упражнений для развития пальцевой моторики для детей младшего дошкольного возраста группы риска..

Сборник «Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста» Коммуникативные игры для детей 3-7 лет. Ау! (авторы — О. Хухлаев. О. Хухлаева) Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Сборник пальчиковых игр для детей группы раннего возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЕ САД № 1 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН Сборник пальчиковых.

Сборник сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста БольницаЦель: отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских.

Сборник театрализованных игр для детей дошкольного возраста Сборник театрализованных игр для детей дошкольного возраста Театральная игра, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его.

Читайте также: