Игрушки для крупной моторики дома

Обновлено: 06.05.2024

Универсальная подборка игрушек: пособия для развития мелкой моторики и логики, игры на развитие координации, игрушки,
с которыми детки играют самостоятельно – одним словом, всё здесь. Не забудьте добавить в закладки!

1. Различные пазлы

Один из лучших инструментов для развития мелкой моторики и логического мышления. Пазлы рассматривайте различные:
горизонтальные и вертикальные, со скреплением и без.

2. Рамки-вкладыши

Тот случай, когда ребенок развивает свои когнитивные навыки, учит названия предметов – и при этом получает огромное удовольствие. Особенной любовью пользуются вкладыши с соответствующим звуковым сопровождением. После полутора лет задачу усложняем: смотрите вкладыши Радуга Кидс.

3. Кубики и кубики-головоломки

Второе крупное достижение для ребенка после сбора своей первой пирамидки – это построение башни из кубиков, для которой подойдут самые традиционные. А кубики-головоломки – это и полезный, и очень увлекательный вариант. Рекомендуем:

4. Конструктор

Приходит в жизнь малыша постепенно, но остается, разумеется, надолго. Начинайте с самых простых наборов из крупных деталей. Рекомендуем:

5. Мозаика

К 2 годам малыш уже сможет делать «дорожки» из классической мозаики. В этом возрасте предлагайте также варианты с трафаретами. Рекомендуем:

Не забывайте! Игра с мозаикой – строго под присмотром взрослых!

6. Развивающие игры

Потрясающие «тренажеры» для логики, пространственного мышления и концентрации.

7. Краснокамская игрушка «Геометрик»

«Геометрик» помогает малышу познакомиться с формами, цветами и счетом. При этом развивает мелкую моторику и координацию.

Larsen
Smile Decor
TopGame

8. Квадраты Никитина, кубики Никитина

Обучающие пособия, разработанные российским педагогом. Сегодня интеллектуальные игры Никитина включены практически во все методики раннего развития.

Larsen
Smile Decor
TopGame

9. Сортеры

Сортеры на удивление универсальны: сначала знакомят малыша с цветами и формами, а затем плавно перекочевывают в песочницу:) Рекомендуем:

10. Наборы цилиндров (по Монтессори)

Монтессори-игрушки – это когда нет кричащих цветов и пластика, а есть натуральные материалы и ненавязчивое вовлечение в развивающую игру. Очень популярный пример – наборы деревянных цилиндров. Рекомендуем:

11. Шнуровка (бусы)

Первые шнуровки у малышей, как правило, появляются еще до годика. Но после 1 года размер бусин следует пересмотреть: для того, чтобы шнуровка оставалась развивающей игрой, диаметр бусин не должен превышать 1 см. Рекомендуем: Goki

Larsen
Smile Decor
TopGame

Не забывайте! Игра с мелкими деталями – строго под присмотром взрослых!

12. Досочки Сегена

Одновременно игровое и обучающие пособие для детей, разработанное по методике французского педагога Эдуарда Сегена. Развивает зрительное восприятие и логическое мышление.Рекомендуем:

13. Настольные игры на развитие мелкой моторики и координации

Они могут быть совершенно различными, приведем лишь несколько надежных примеров: для начала — игры-стучалки с молоточком (Ikea, Игрушки из Дерева), затем — «Соберу я урожай» (Вальда) и игры-рыбалки с крючками (Djeco).

Larsen
Smile Decor
TopGame

14. Лото с толстыми элементами

В полтора года у ребенка появляется первое лото. Не стоит выкладывать перед малышом сразу весь набор: начните с одной простой карточки – и один за одним сами положите все соответствующие элементы на место. Затем предложите это сделать ребенку: постепенно, по одному предмету. Так и продолжайте – элемент за элемент, карточка за карточкой. Рекомендуем:

15. Тесто для лепки, мягкий пластилин, классический «советский» пластилин

Занятия лепкой развивают мелкую моторику и творческие способности, поэтому пластилин (всех видов) должен быть у ребенка обязательно. Еще полезнее будет подобрать соответствующее возрасту пособие по играм с пластилином. Рекомендуем:

16. Пальчиковые краски

Как и для детей до года, рисование пальчиковыми красками (лучше в ванной, где у ребенка нет никаких ограничений) – замечательный способ психологической разгрузки, которая на самом деле нужна в любом возрасте. Кроме того, для малышей от полутора лет существует целый комплекс развивающих заданий по работе с красками, которые учат его осмысленно манипулировать и пальчиками, и красками. Рекомендуем: Jovi

Larsen
Smile Decor
TopGame

17. Фигурки животных

Какой малыш не любит животных? Фигурки можно смело давать малышу для самостоятельной игры – и в то же время с ними можно придумать массу интересных заданий для совместных занятий с мамой.

18. Бизиборд, бизикуб

Развивающая игрушка, на которой малыши непременно «залипают» (только убедитесь заранее в ее безопасности). Сортер, шнуровка, молния, лабиринт и другие игры на развитие мелкой моторики и концентрации – в одном месте. Отличный шанс для мамы попить чая:) Рекомендуем:

19. Музыкальные инструменты

Казалось бы, все эти детские барабаны, бубны, ксилофоны и маракасы способны лишь производить шум (хотя одним этим они уже нравятся малышам) – но нет, детские музыкальные инструменты развивают чувство ритма, музыкальный слух, координацию и внимание. Обязательно приобретайте такие игрушки, если планируете развивать творческие способности ребенка. Рекомендуем:

20. Ортоковрики

В чем незаменимая польза ортоковриков? Специалисты говорят про усиление кровообращения стопы, укрепление мышц и стимуляцию сенсорики. Желательно, чтобы такой коврик появился у ребенка в самом раннем возрасте, когда он только начинает передвигаться с опорой. Не поверите, но затем коврик останется с ним вплоть до подросткового возраста! Просто выстелите им пол под рабочим местом – и регулярный массаж стоп обеспечен. Рекомендуем:

21. Кольцеброс

Активная и веселая игра для развития крупной моторики. Играть можно всей семьей! Только не начинайте учить годовалого ребенка бросать кольца с 6-ти метров:) В самый первый раз малыш стоит прямо над игрушкой и старается бросить кольцо на штырь сверху вниз. Только с течением времени игру усложняем и расстояние постепенно увеличиваем. Не забывайте, что для ребенка очень важно добиваться успеха и побеждать, поэтому форсировать ситуацию ни в коем случае не стоит.

22. Боулинг

Развивающая игрушка для малыша, а затем – веселое развлечение для всей семьи. Начинать играть можно уже в годик. И пусть ребенок после броска сам поднимает кегли – это полезно! Рекомендуем:

23. Баскетбольное кольцо (растущее)

Баскетбольную стойку в комнате ребенка можно поставить уже тогда, когда малыш начал уверенно и свободно ходить. Для начала установите кольцо на уровне груди ребенка и научите его забрасывать в него мячик – лучше мягкий, пожалейте соседей снизу:) Со временем игра «растёт» с ребенком: кольцо будет подниматься, а расстояние до него при броске – увеличиваться. Полезнейший инструмент для развития координации движений, крупной моторики – и отличного настроения! Рекомендуем:

24. Мини-гольф, крокет

Игра, которая нравится всем деткам! Незаметно для себя даже малыши учатся концентрировать внимание и управлять своим телом – и получают при этом массу положительных эмоций. Как и в других играх, главное – поставить перед ребенком посильную задачу. Начните с самого минимального расстояния от лунки и отчаянно хвалите за каждое попадание:) Рекомендуем:

25. Активная игра «Ложки – яйца»

Вариант разнообразить прогулки с малышом – добавить соревнование по переносу яиц в ложках! Веселая и полезная игра на развитие крупной моторики и координации увлечет не одного малыша на детской площадке. Рекомендуем: Bondibon

Larsen
Smile Decor
TopGame

26. Игрушки-каталки, крупный транспорт

Игрушки, которые так любят дарить взрослые, — а все потому, что их так любят получать дети:) Искренний сиюминутный восторг любимого малыша бесценен. В этой категории для фантазии нет предела: каталки на веревках и палках, большие машины с прицепами, транспорт с первыми в жизни ребенка элементами конструктора – выбирайте на свой вкус. Рекомендуем:

27. Машинки

В полтора-два года просыпается интерес и к более мелким моделям транспорта – причем как у мальчиков, так и у девочек. Рекомендуем:

28. Железная дорога

Кто из нас в детстве не мечтал о железной дороге? Потрясающая игрушка сегодня доступна и безопасна даже для малышей полутора-двух лет. Вам достаточно будет всего несколько раз показать ребенку, как играть с железной дорогой – и поверьте, в итоге он проведёт за игрой (причем, игрой самостоятельной) не один час! Если не в полтора, то в два или в два с половиной года – но в определенный момент железная дорога ребенку «зайдет» точно. Проверено! Рекомендуем:

29. Посуда или кухня (и для мальчиков тоже!)

Одно из главных желаний ребенка – быть похожим на своих родителей. Именно поэтому готовить в этом возрасте любят все: и мальчики, и девочки. Смело приобретайте для малыша детскую кухню или посуду: и приготовьтесь каждый день кушать суп, кашу или пюре от «маленького шефа»! Рекомендуем:

30. Машина-каталка \ толокар \ пушкар (абсолютный маст-хэв!)

Не родился еще тот ребенок, которого бы не осчастливила машина-каталка:) С ней он делает первые неуверенные шаги, учится ходить, а затем «седлает» и начинает ощущать себя настоящим автомобилистом. Рекомендуем:

Как видите, теперь есть из чего выбрать подарок ребенку от 1 года до 2 лет. Добавляйте список в закладки и обязательно разошлите его родственникам! Пусть вашему малышу дарят только полезные и нужные игрушки.

Одно из эффективных упражнений на крупную моторику для детей – копирование движений. Предложите ребёнку встать напротив вас и представить, что он смотрит в зеркало. Теперь вы будете медленно двигаться – поднимать руку, чесать нос, передвигать ноги, качать головой – а ребёнок будет повторять за вами так, словно смотрится в зеркало. Затем поменяйтесь ролями.

Игра «Снеговик»

Снять мышечный тонус и потренировать крупную моторику поможет простая игра в тающего снеговика. Попросите малыша встать в удобную позу и напрячь все мышцы так, будто он – замёрзший снеговик. Потом выходит солнышко и «снеговик» начинает постепенно таять – с головы до ног: сначала расслабляем мышцы лица, шеи, затем плеч, рук, и так далее, пока весь снеговик не растает.

Упражнение «Алфавит»

Попросите ребёнка лечь на плоскую поверхность на спину. Вытянутыми руками нужно «писать» буквы алфавита или целые слова в воздухе. Можно чередовать левую-правую руки или попробовать «чертить» буквы ногами.

Упражнения «Паучок», «Червячок», «Крабик»

  • В упражнении «Паучок» передвигаемся по полу как паучки – для этого надо сесть на пол, руками упереться в пол за спиной, а ноги согнуть в коленях. Ползаем, опираясь на ступни и ладошки.
  • В упражнении «Червячок» ползаем, не используя рук и ног, извиваясь на полу.
  • Чтобы выполнить упражнение «Крабик», садимся на пол, сгибаем ноги в коленях, упираемся ладонями и ступнями в пол и двигаемся боком.

Детский игровой парашют для командных игр, диаметр 2.5 метра, арт. 63010

Игра «Не дай мячику упасть»

Лёгкий мяч кладётся на игровой парашют или простыню, которую держат за разные концы игроки, стоящие друг напротив друга. Простыню приводят в движение, создавая волны или катая мяч друг к другу. Задача – не дать мячику скатиться с простыни и упасть.

Полоса препятствий

Ортопедический коврик для детей - ортоковрик, набор
Массажные ладошки с шипами: 2 синие + 2 красные + 2 зеленые. Размер ладошки 20x18 см
Массажные следочки с шипами: 2 синих + 2 красных + 2 зеленых. Размер следка 23x10 см

Предложите ребёнку узнать, сможет ли он пройти полосу препятствий? Такую полосу легко сделать из подручных средств, используя свою фантазию. Можно использовать орто-коврики, ладошки или следочки из Игросити, а можно устроить препятствия из подушек, которые надо перепрыгнуть, тоннель из стульев, по которому можно пролезть, узкие коридорчики из костяшек домино, сквозь которые надо пройти на цыпочках, балансировочную дорожку и так далее.

Упражнение «Хождение по полосе»

Балансировочная дорожка (3 дорожки + 4 опоры-кирпича), Тех-пласт - доставка только по Москве

Одна из простых игр на физическое развитие ребёнка – ходьба по узкой полосе. Для этого можно использовать специальный безопасный скотч, который клеится на пол, или длинную веревочку. Полоса должна быть протяженной, с поворотами и изгибами. Предложите малышу проверить, сможет ли он пройти по узкой дорожке? Также по такой полосе можно катать машинки, мячики или толкать перед собой корзинку.

Игра «Попадаем в цель»

Азартная и весёлая игра, для которой всегда можно найти подручный материал: если кольцеброса под рукой нет, подойдёт любая ёмкость или пустое ведро. Забрасывать в цель можно мяч, бумажные самолётики или что-то другое. Кто больше попадёт в цель? Устройте соревнования!

Игрушка
Игра крокет для детей, арт. Д-829, в пакете, цвета МИКС

Упражнения с перекрёстными движениями

  • Перекрёстные прыжки на счёт: раз – ноги врозь, руки вдоль тела, два – ноги вместе, руки в стороны.
  • Перекрёстные шаги: стоя на месте поднимаем поочередно колени с перекрёстным касанием ладоней – правое колено вверх, касание левой ладони, левое колено вверх – касание правой ладони. При выполнении упражнения голова остаётся неподвижной, а плечо двигается вслед за рукой.
  • Перекрёстные прыжки с вытянутой рукой: чередуем прыжки – прыжок с правой ногой впереди – левая рука вытянута перед собой, прыжок с левой ногой впереди – правая рука вытянута перед собой.

Танцы

Наверное, все дети любят танцевать – а ведь это отличный способ развить крупную моторику! Ставьте ребёнку то ритмичную музыку, то медленную, чтобы он менял скорость и движения. Показывайте свои движения, прося его повторить. Вращения, наклоны, движения руками и ногами, раскачивания – всё это отлично развивает физические навыки.

Боулинг, городки, кегли

Научиться бросать мяч и попадать в цель – важная задача для малыша. Если кеглей или набора для игры в городки дома нет, используйте пустые пластиковые баночки – например, от йогурта. Расставьте их сначала на небольшом расстоянии – 5-7 шагов от малыша – и предложите бросать мячик так, чтобы сбивать баночки.

Детская сумка - мешок для прыжков с ручками, 1 шт., цвета МИКС, арт. 63011
Штаны для эстафеты, ширина 100 см длина 50 см, цвета МИКС
Детский канат для игры
Детские ходули лапоходы «Великан», цвета МИКС, арт. 4382436
Ходунки спортивные детские, арт. 63013
Деревянный балансир для детей, квадратный 30 х 30 см., Монтессори-Питер

Игры и упражнения на баланс и равновесие

  • Удерживать равновесие, проходя по доске, положенной на пол, или по низкой скамеечке.
  • Закрыть глаза и как можно дольше стоять на одной ноге, удерживая баланс.
  • Игра «Замри-отомри». Пытаемся устоять в случайной позе при команде «Замри» и расслабляемся при команде «Отомри».
  • Игра «Удержи мешочек». Ребёнок становится ровно и поднимает одну ногу, согнув в колене. На колено кладётся мешочек с песком или чем-то мягким. Задача – удержать мешочек на весу как можно дольше.

Выбирайте и заказывайте игры на развитие крупной моторики в Игросити!

Крупная моторика и развитие мелкой моторики. Как гармонично развивать ребенка, почему важна крупная, а не только мелкая моторика у детей дошкольного возраста

Все мамы знают о том, как важно развивать мелкую моторику у детей: с первых месяцев жизни они начинают давать малышам в ручки мелкие предметы, шьют замысловатые коврики и игрушки, детям постарше предлагают поиграть с крупой. На нашем сайте вы тоже можете найти множество полезных рекомендаций на этот счет, например, рассказ об использовании грецких орехов для развития мелкой моторики (что, кстати, гораздо практичнее, чем игры с крупой, которые заканчиваются генеральной уборкой).

Считается, что после таких занятий дети легко обучатся рисовать, лепить и, главное, красиво писать. Однако не всегда им надеждам суждено сбыться: занимались-занимались с ребенком, а он пишет, как курица лапой. Обидно!

А дело в том, что уделяя столько внимания мелкой моторике, родители забывают про крупную: основная нагрузка у первоклассников приходится не на кисть, а на верхний плечевой пояс. Специалист по лечебной физкультуре Владимир АХУНОВ напоминает мамам, что важно развивать не только мелкую, но и крупную моторику ребенка.

Крупная моторика развивается раньше мелкой

” Крупная моторика, то есть движения крупных мышц тела, развивается гораздо раньше мелкой. Это основа, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Развитие мышц, рассказывает Владимир Ахунов (он работает с ребятами из частных детских садов «Золотой ключик» и «Мишутка»), начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глаз, потом за повороты головой и кроха может удерживать, а затем и вращать головой. Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки (ребенок поднимается на локтях), туловище (малыш осваивает повороты со спины на живот и наоборот), ноги (садиться, ползает и идет, наклоняется, прыгает). И все это крупная моторика - без нее ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения. Трудно научиться держать ложку или вилку, карандаш или ручку, если мышцы руки слабы. Более того, развитие крупной моторики содействует речевому развитию, формирует взаимодействие между полушариями мозга.

Как развивать крупную моторику

Крупная моторика и развитие мелкой моторики. Как гармонично развивать ребенка, почему важна крупная, а не только мелкая моторика у детей дошкольного возраста

Как осуществляется развитие крупной моторики у дошкольников? Существует большое количество разнообразных игр и упражнений.

  • Первое и самое простое – это зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело. Используйте мяч: его можно катать, бросать и ловить, с ним можно приседать, наклоняться.
  • Игры со скакалкой, а также игры на бросание и попадание в цель, кольца, игра в городки, дартс помогут в развитии внимательности и координации движений.
  • Занятие танцами, езда на велосипеде и самокате, роликах и коньках — и это все способствует укреплению мышечного аппарата ребенка.

Для развития крупной моторики ребенка хорошо подойдут и упражнения на зеркальное копирование движений взрослого. Это позволит в игровой и веселой форме развить реакцию и научиться чувствовать свое тело .

Кстати, отмечает Владимир Ахунов, не только упражнения развивают крупную моторику.

” Научиться владеть своим телом и развивать общую моторику в дошколят можно и приобщая их к домашнему труду. Протереть пыль, пропылесосить, подмести веником или помыть пол, помыть посуду, полить цветы, развесить постиранное белье на веревочку — все это просто, когда давно научился, а для ребенка это будет отличной тренировкой крупных мышц.

И при этом он будет чувствовать себя взрослым, потому что не тренируется, а как мама и папа выполняет взрослые дела.

Не приучайте ребенка лениться! Почему не развивается крупная моторика

- Наибольший интерес у детей, - говорит Владимир Ахунов, - вызывают игры на зеркальное отражение и метание, это и есть самые популярные способы развития крупной или как ее еще называют общей моторики.

Современных детей, продолжает наш специалист, непременно надо заставлять двигаться. По его наблюдениям, почти половина девочек и четверть мальчиков дошкольного возраста страдают ожирением различной степени.

- Для девочек слишком мало подвижных игр, - говорит Владимир, - у мальчиков их гораздо больше.

Дети сейчас живут в таком комфорте, завершает нашу беседу эксперт:

” - Очень много интересного можно узнать, вообще не делая никаких движений. К примеру, мобиль, который висит над кроватью, играет мелодию, светится, крутится, а ребенок не может дотянуться до него руками. Или игрушка, у которой достаточно нажать одну кнопку, а она в ответ выдает целый спектр действий. Для младенца это все - познавательная активность, а моторной реализации у нее нет.

В итоге ребенок переполняется информацией, и потом ему обязательно нужно просто активно подвигаться, чтобы скомпенсировать интеллектуальную деятельность.

Крупная моторика и развитие мелкой моторики. Как гармонично развивать ребенка, почему важна крупная, а не только мелкая моторика у детей дошкольного возраста
Комплексы упражнений для развития крупной моторики от дефектолога Екатерины Сороко

Упражнения для головы, рук и плечевого пояса

  1. Приподнимание головы, из положения лежа на спине.
  2. Наклоны головы в левую и правую стороны, а затем вперед и назад.
  3. Движения головой по кругу.
  4. Плавные движения руками вперед, вверх, в стороны.
  5. Перемещение предметов из одной руки в другую перед грудью, над головой, за спиной.
  6. Соединение рук перед грудью и за спиной.
  7. Поднимание и опускание плеч.
  8. Выполнение движений плечами и руками по кругу.

Упражнения для туловища

  1. Повороты туловища в левую и правую стороны.
  2. Наклоны вперед.
  3. В положении лежа выполнение поворотов туловища в стороны (можно за перемещающейся игрушкой).
  4. Лежа на спине, одновременный подъем и опускание обеих ног.
  5. Движение ногами аналогично езде на велосипеде.
  6. Лежа на спине одновременно поднимать и опускать обе руки.
  7. Лежа на спине, одновременно поднимать руки и ноги.
  8. Лежа на спине, выполнять перекрестные движения руками и ногами.


о детях до года, о детях от 1 до 3 лет, физиология Другие статьи автора

Игры на развитие крупной моторики на 2-4 года

Крупной моторикой называют любые двигательные движения, в которых задействованы крупные мышцы. Хорошее владение своим телом – важное условие для гармоничного роста и развития ребенка, как-то:

  • самостоятельное обслуживание;
  • нормализация работы вестибулярного аппарата;
  • укрепление дыхательной и сердечнососудистой системы;
  • совершенствование конкретных движений;
  • укрепление мышц и правильное развитие скелета;
  • улучшение координации;
  • создание межполушарных связей, то есть базы для развития речи, памяти и внимания;
  • повышение самооценки малыша.

Кроме того, хорошо развитая крупная моторика позволяет ребенку выплеснуть излишки энергии и эмоций. Многие родители замечают, что после игр на крупную моторику дети лучше спят, меньше нервничают и капризничают.

Развитием крупной моторики необходимо заниматься с раннего детства. Возраст 2-4 года – наилучшее время для этого: дети очень подвижны, уверенно пользуются своим телом, скелет и мышцы растут. Также в это время происходит активное развитие речи, и любая двигательная активность очень полезна.

Дефектологи и психологи отмечают, что при малоподвижности ребенок становится апатичным, не проявляет интереса к окружающему миру и умственной деятельности, ухудшается его память, тормозится речь.

Игры на развитие крупной моторики дома

Паутинка

Для игры потребуется клубок толстых ниток (лучше цветных) или моток бельевой резинки. Предложите ребенку построить домик, как у паучка (перед игрой можно посмотреть мультик про насекомых, например, про Лунтика). Натяните вместе с малышом нитки в комнате, закрепляя их на разном уровне – на дверце шкафчика или на ножке кресла, таким образом, получилась паутинка. Когда все будет готово, паучок (его роль исполняет ребенок) должен проверить прочность нового домика и перебраться из одного угла комнаты в другой, преодолевая все сложные переплетения, стараясь не разорвать паутину.

Паучок

Описанное выше упражнение можно усложнить. Ребенок должен находиться в положении стоя на ногах и руках животом вверх (поначалу можно передвигаться на четвереньках спинкой вверх). Привяжите к нему толстую цветную нитку, клубок закрепите в исходной точке. Теперь ваш «паучок» должен сплести себе паутинку.

Кошечка

Данное упражнение хорошо тем, что оно похоже на игру и может выполняться в нескольких вариантах. Например, сначала надо показать, как кошечка греется на солнышке. Исходное положение: стоя, руки опущены, ноги слегка расставить. Теперь попросите ребенка медленно поворачивать голову влево и вправо, по три раза в каждую сторону.

Следующее задание: поиграть с кошечкой в прятки. Попросите ребенка сесть на пятки, а руки спрятать за спиной. Затем он должен встать с пяток на колени, потянувшись посмотреть наверх и вернуться в изначальное положение. Повторить 5-6раз в медленном темпе.

Что еще можно сделать? Попросите ребенка показать, что кошечка потягивается, как она сердится, выгибая спинку, и т.д. Вообще имитировать можно любое животное, какое нравится ребенку:

  • топать ножками, как медвежонок или слоник,
  • хлопать крыльями, как птичка,
  • стоять на одной ножке, как цапля,
  • прыгать, как зайчик, и т.д.

Переправа

Разложите на полу подушки, постелите узкий длинный шарф. Пол будет изображать опасное болото, а подушки и шарф – кочки и бревнышко, по которым можно перейти с одного берега на другой. Ребенок должен пройти по всему маршруту, ни разу не наступив в болото. Задание можно усложнить: например, перемещаться разрешается только по желтым или зеленым подушкам.

Хождение по разным линиям

«Нарисуйте» на полу с помощью цветных ленточек разнообразные линии: прямые, ломаные, зигзаги, волнистые, можно даже изобразить лабиринт. Сначала ребенок должен просто, не сбиваясь, пройти по одной из линий. Затем пронести по тому же маршруту на подносе стакан с водой, книжку на голове и т.д.

Какие еще занятия и игры помогают развить крупную моторику?

В первую очередь, это, конечно, любые подвижные игры дома и на улице – мяч, скакалка, прыжки на батуте, салочки, классики и т. д. Обязательно купите ребенку самокат или велосипед. Дома можно танцевать под детские песенки – среди них есть и веселые энергичные мелодии, и медленные лирические произведения.

Очень важно приобщать малыша к спорту, даже если вы сами не очень активно им занимаетесь. Обязательно начинайте день с утренней гимнастики (пусть даже это будет всего несколько простых упражнений). Она поможет проснуться и зарядиться хорошим настроением, являясь прекрасным ежедневным ритуалом, которые так любят дети.

Если рядом с домом есть стадион, проводите там больше времени. Ходите с ребенком по беговым дорожкам, играйте в футбол на настоящем поле, посоревнуйтесь, кто дальше прыгнет. Смелого малыша можно поставить на бревно и, страхуя его, помочь пройти до конца. Вис на турнике (родители опять же страхуют от падения) очень полезен для вестибулярного аппарата. Даже обычная ласточка даст отличный результат, если выполнять это упражнение регулярно. Если есть возможность, установите небольшой спортивный комплекс в детской комнате: мат, канат, шведская стенка, баскетбольная корзина, турник – все, что нужно для развития крупной моторики, легко уместится на площади 1 кв. м. Есть дома фитбол? Отлично, ведь с ним можно прыгать, катить перед собой, доставать предметы, лежа на нем.

Домашние дела тоже отлично развивают крупную моторику. Давайте ребенку посильные поручения, например, протереть со стола крошки, убрать игрушки (здорово, если их нужно поставить на полки разной высоты), вынуть из машинки белье и развесить его на сушилке (отрегулируйте ее по росту малыша) или подмести пол. Если вы что-то готовите, поручите смешать некоторые ингредиенты в миске. Дети, как правило, очень серьезно относятся к «взрослым» делам и выполняют их ответственно, с большим интересом.

Главное условие любых развивающих упражнений – систематическое выполнение. Если вы не уверены, что сможете заниматься с ребенком регулярно дома, то лучше записаться на групповые занятия по ритмике или танцам, детской йоге.

развитие крупной моторики

Родители, а часто и педагоги, недооценивают необходимость развития крупной моторики у детей. А она является базой для формирования мелкой моторики, которая важна при подготовке к школе. Разберемся, что такое крупная моторика, зачем и как ее развивать.

Содержание статьи:

Что такое крупная моторика

Крупная моторика, или общая — это активные движения телом, в которых задействованы руки, ноги, туловище, голова. По сути, этими навыками взрослые пользуются, не задумываясь, а детям приходится их постепенно осваивать.

Первый год жизни малыш стремительно развивается и учится владеть своим телом:

  • фокусирует взгляд;
  • держит голову;
  • управляет руками и ногами;
  • учится сидеть;
  • ползает;
  • пытается встать;
  • ходит, бегает, прыгает.

От того, насколько успешно пройдут все эти важные процессы, зависит здоровье и жизнь ребенка.

  • Ребенок к 2 годам осваивает сложную общую моторику рук и ног. Малыш кидает и пинает предметы. Держась за руку, поднимается по лестнице.
  • Дети в 3 года осваивают ходьбу, бег, прыжки более уверенно.

Формирование крупной моторики происходит за счет любых движений: активных игр, копирования действий взрослых и животных, спортивных занятий, танцев, аэробики.

Важно начать заниматься с ребенком как можно раньше. Хорошее физическое развитие дошкольника — залог его дальнейших успехов в учебе, жизни и возможность избежать многих проблем.

Зачем развивать

Без развитой крупной моторики невозможно полноценное формирование человека. Плюсы развития двигательных навыков:

  • укрепляют опорно-двигательный аппарат;
  • улучшают координацию;
  • обеспечивают синтез белка в мышцах;
  • стимулируют познавательную активность;
  • увеличивают работоспособность;
  • развивают самостоятельность;
  • совершенствуют речь;
  • помогают осваивать навыки чтения и письма;
  • мотивируют к активной деятельности;
  • формируют межполушарное взаимодействие;
  • развивают творческий потенциал;
  • способствуют успешной социализации;
  • учат управлять своим телом в пространстве;
  • содействуют в познании мира и себя.

Как видим, ценность развития крупной моторики велика. Эта работа позволяет сохранить и приумножить физическое и умственное развитие детей.

Трудности ребенка с недостаточностью крупной моторики

Каждый малыш индивидуален и его формирование проходит неравномерно. Лучше не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Один ребенок может начать ходить в 9 месяцев, а другой после года. Это нормально. Главное — регулярно заниматься с малышом. Однако есть критерии, по которым можно определить, что у ребенка плохо развита крупная моторика:

  • трудно даются навыки рисования и письма;
  • неспособность самостоятельно одеваться и пользоваться столовыми приборами;
  • невозможность поддерживать позу сидя;
  • теряет ориентацию в пространстве: падает, спотыкается, врезается;
  • вялость;
  • плохо говорит;
  • не может играть с мелкими игрушками;
  • плохо переключается на новую деятельность;
  • низкая самооценка;
  • тяжело идет на общение со сверстниками.

Если есть подозрения на нарушение крупной моторики, обратитесь к врачу для коррекции.

Как развить

Основными задачами развития крупной моторики являются:

  • создание условий для реализации двигательной активности ребенка;
  • выработка навыков контролировать движения и управлять ими;
  • научение согласованности действий;
  • развитие двигательной активности.

развитие крупной моторики у детей
развитие крупной моторики у ребенка

Исходя из задач, родителям нужно обустроить пространство в комнате, запастись необходимым оборудованием и контролировать процесс. В помещении должно быть достаточно места для бега, прыжков, наклонов. Начните с самого простого: приучите малыша делать утреннюю зарядку. Если есть возможность проводить ее на улице — еще лучше. Вполне достаточно простых упражнений: приседание, ходьба, повороты, наклоны.

как развивать крупную моторику у ребенка
развитие крупной моторики у дошкольников

Приобретите различные снаряды для подвижных игр: мячи, скакалки, обруч. Дома с ребенком можно играть в кегли, баскетбол, городки, вышибалы. Идеальным вариантом будет обустройство в комнате специального спортивного уголка. Если это недоступно, можно просто танцевать под любимую музыку, чередуя медленные и быстрые движения.

как развивать крупную моторику
крупная моторика упражнения для детей

Для прогулок на улице запаситесь велосипедом, самокатом, роликами и другой техникой по возрасту. Зимой — коньки, лыжи, горки. Кроме того, для развития двигательной активности ребенка можно записаться в ближайший детский центр или спортивную секцию, где созданы идеальные условия для полноценного формирования.

крупная моторика у детей как развивать

Развитию крупной моторики способствуют и домашние обязанности. Следует нагружать ребенка посильными делами по дому. Например, подмести пол, вытереть со стола, расставить игрушки, развесить или сложить белье.

Игры и упражнения на развитие крупной моторики

Упражнений и игр на развитие речи и крупной моторики существует великое множество. Это могут быть занятия на укрепление мышечного корсета, на координацию для создания пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Игры проводятся парами или группами.

  1. «Лодочка». Положение лежа на спине с вытянутыми руками. Ребенку нужно одновременно приподнять прямые руки, голову и ноги. Держать позу максимально долго. Это же упражнение можно делать лежа на животе.
  2. «Бревнышко». Исходное положение как в предыдущем упражнении. Перекатываться всем телом поочередно в правую и левую сторону.
  3. Лежа на животе, положить руки за голову. Локти развести в стороны. Медленно поднимать верхнюю часть туловища, ноги при этом лежат ровно.
  4. «Паучок». Присесть на корточки, ладошками опереться сзади. Ползать, подражая насекомому.
  5. «Гусиный шаг». Положение на корточках, только руки на коленях. Ходить по разным направлениям: вперед, назад, влево, вправо. Усложнить упражнение можно, положив плоский предмет на голову.
  6. «Узкая дорожка». Выложить на полу длинную веревку с изгибами и поворотами. Предложить ребенку пройти по ней. По воображаемой дорожке можно катать машинки и другие игрушки.
  7. Стоять поочередно на правой и левой ноге, на носочках, на пяточках. Сделать «ласточку».
  8. Маршировать на месте с высоким поднятием ног.
  9. Упражнения с перекрестными движениями рук и ног.
  10. «Попадание в цель». Игра хорошо развивает глазомер. Можно приобрести традиционный кольцеброс или соорудить самостоятельно из подручного материала. Подойдет любая емкость, куда на расстоянии нужно кидать предметы. Сюда же относятся варианты игр в боулинг, городки, кегли.
  11. Игры с мячом или упражнения на фитболе.

Вывод

Крупная моторика — это двигательные навыки, необходимые ребенку для полноценного физического и умственного развития. Способности формируются с раннего возраста посредством простых упражнений, домашнего труда, подвижных игр и активных спортивных занятий.

В центрах детского развития «Бэби–клуб» мы уделяем внимание как крупной моторике, так и мелкой. Мы используем только проверенные, популярные методики развития. Наши специалисты с радостью подготовят вашего ребенка к детскому саду или школе и помогут сформироваться ему как личность.

Читайте также: