Игрушки для обучения программированию детей

Обновлено: 14.05.2024

Одним из направлений робототехники стали интеллектуальные игрушки для обучения детей творчеству, основам наук и программированию. Порой такие детские роботы уже обладают элементами искусственного интеллекта (ИИ) и способны самообучаться в процессе общения. Воплотить в жизнь самые оригинальные идеи из детской игровой робототехники помогают небольшим стартапам платформы Кикстартер и Индигого. Из представленных на этих краудфандинговых платформах проектов мы сформировали подборку наиболее востребованных идей, получивших финансирование для дальнейшего развития проекта.

Clicbot – обучающий робот-игрушка

Clicbot – универсальный программируемый робот-игрушка. Благодаря модульной конструкции робот можно собрать в виде гуманоида, двух и четырех колесной тележки, манипулятора, напоминающего формой и движениями промышленные роботы-автоматы. Имеется 50 предварительно запрограммированных забавных конструкций и множество других вариантов для самостоятельного творчества.

Интерактивный Clicbot способен слушать собеседника и реагировать на его действия. Хотя, он и не предназначен для использования в качестве полностью автономного робота-компаньона, но его поведение может легко программироваться. У Clicbot более 1000 настроек и каждая имеет свои под варианты. Он может ходить, ползать, танцевать, ездить, участвовать в гонках или даже подавать утренний кофе, увлекая детей занятиями по робототехнике и программированию.

Головной блок управления включает акселерометр, гироскоп, датчик расстояния, микрофон, динамик, модуль Wi-Fi. Видеокамера позволяет распознавать лица и образы, команды управления, поддерживает технологию FPV (First-Person View) для телеприсутствия и удаленного наблюдения. Для программирования Clicbot можно использовать графический редактор Google Blockly или язык Python

Bittle – программируемый роботизированный кот

Bittle – это игрушечный аналог роботов от Boston Dynamic. Он чем-то напоминает и другого робота-собаку – Sony Aibo. Но при этом Bittle продается по цене роботизированной игрушки в виде конструктора для самостоятельной сборки.

Bittle умеет ловко преодолевать препятствия, двигаясь на четырех лапах как настоящие животные. Он может запоминать десятки шаблонных движений, выполнять причудливые трюки по командам с пульта управления. А в случае потери равновесия и опрокидывания робот способен вернуться в исходное положение и продолжить движение к цели.

Bittle создан на основе доработанной платы Arduino, для сложных движений использует различные датчики и внешние устройства. Плата управления включает процессор Atmega328P/16 МГц, 2 КБ памяти SRAM и 32 КБ флэш-памяти. Кроме того есть инерциальный измерительный модуль, блок ШИМ для 12 сервоприводов, инфракрасный приемник и зуммер. Есть 4 разъема для модулей расширения.

Bittle – это открытая платформа, позволяющая объединить гаджеты разных производителей в единую систему. Добавить роботу возможности ИИ можно подключением микрокомпьютера Raspberry Pi. Написанная на Python программа может запускаться на Raspberry Pi и других поддерживаемых процессорах, управляя Bittle через проводное или беспроводное соединение.

Для упрощенного программирования есть фреймворк OpenCat. Он определяет минимальную структуру данных и алгоритмы движений для четвероногих роботов. Вы сможете научить Bittle новым навыкам и трюкам, чтобы выигрывать призы в соревнованиях международного сообщества OpenCat.

MOSS – универсальный инструмент для обучения программированию


Комплекты MOSS от компании Modular Robotics – это оригинальный конструктор для создания роботов. Разнообразные по назначению, программируемые кубики (Cubelets) легко комбинируются и позволяют собирать сотни разнообразных роботов.

Подбор кубиков в процессе сборки робота имитирует процесс простейшего программирования. Программирование с помощью графического редактора Blockly и MOSS Scratch задает алгоритмы контроля датчиков и управления исполнительными механизмами для движения, поворотов, подачи световых и звуковых сигналов.

Программировать и управлять роботом можно через Bluetooth с помощью смартфона или планшета с клавиатуры или пульта дистанционного управления.

При первоначальной цели на Кикстартер в $100 000 для финансирования проекта удалось собрать $361 293.

Makeblock Neuron – платформа электронных строительных блоков

Makeblock Neuron – это удобная для сборки программируемая платформа с использованием электронных строительных блоков. Более 30 типов блоков в виде кнопок, джойстиков, сенсоров и датчиков звука, освещенности, температуры, влажности и других параметров позволяют создавать множество оригинальных гаджетов.

Для соединения блоков между собой предусмотрены подпружиненные разъемы с магнитами. Помогает при этом интуитивно понятная система программирования. Каждый блок уже имеет предварительно запрограммированную функцию. Программировать новые функции можно в приложении Neuron или в редакторе mBlock 5. Для беспроводной передачи сигналов управления используются технологии Bluetooth и Wi-Fi.

Проект Neuron от китайской компании Makeblock получил на Кикстартер одобрение 1464 спонсоров, вложивших в развитие этой идеи $367 129.

Thimble: новая электронная игрушка каждый месяц


Электронные наборы компании Thimble предназначены для любознательных детей и взрослых. Они помогают в увлекательной форме изучать основы электроники, робототехники, мехатроники и программного обеспечения. Новые наборы деталей для создания высылаются по подписке ежемесячно.

Среди наборов Thimble представлены комплекты для сборки игровых контроллеров, музыкальных синтезаторов, устройств для Умного дома. Можно заняться сборкой более сложных программируемых роботов на микроконтроллере Arduino с управлением через Wi-Fi.

Для начинающих предназначены более простые наборы: различные световые и музыкальные игрушки, термометры, таймеры, дверные звонки. Приложение Thimble включает пошаговые руководства по сборке и позволяет обмениваться опытом и знаниями с другими сборщиками каждой игрушки.

Для развития проекта Thimble через Кикстартер собрано $295 760 от 1776 заинтересованных заказчиков.

thimble.io

MarsCat – домашний робот-кот

Полностью автономный, интерактивный MarsCat – идеальный робот-игрушка с программируемыми возможностями. Он может выражать эмоции мяуканьем, движениями тела и глаз. Сделать поведение MarsCat натуральным и выразительным помогают 16 серводвигателей.

Программируемый микроконтроллер ATMega2560 позволяет реализовать 6 программируемых шаблонов поведения, MarsCat может быть восторженным или задумчивым, энергичным или ленивым, общительным или застенчивым.

Моделировать поведение настоящего животного помогают алгоритмы ИИ, реализуемые миникомпьютером Raspberry PI. Приобретенные одним роботом навыки и шаблоны поведения хранятся в отдельном модуле памяти и могут быть легко воспроизведены в другом роботе простой заменой памяти. Программировать поведение робота MarsCat помогает специальный комплект разработчика.

Реализовать проект MarsCat в жизнь помогли 227 спонсоров, вложивших в эту идею через Кикстартер $213 198.

Робот-автомобиль Zumi


Роботизированный автомобиль Zumi помогает детям изучать основы сложных наук, писать программы с использованием блочного кодирования и языка Python. Более опытные программисты смогут создавать программы для уникальных экспериментов с беспилотными автомобилями, научатся проектировать собственные нейронные сети, чтобы обучить Zumi классифицировать объекты и распознавать лица и жесты людей.

В процессе передвижения по трассе Zumi использует Tensor Flow и Open CV – это те же самые программные инструменты, что есть и у настоящих беспилотных автомобилей.

Прототип Zumi был удостоен награды «Лучшая инновация» в категории «Роботы и дроны» на выставке CES 2019

Реализовать проект Zumi в жизнь помогли 888 спонсоров, вложивших в эту идею через $150 091

ROYBI – портативный робот-компаньон с ИИ

ROYBI взаимодействует с повсеместно доступной онлайн-платформой для обучения детей и взрослых. Контролировать и оценивать занятия помогают формируемые роботом отчеты с рекомендациями по улучшению процесса обучения.

ROYBI был включен в США по версии CNBC в список 100 наиболее перспективных стартапов в 2019 году.

Запущенный на платформе Индигого проект ROYBI привлек $120 538

Заботливый Kiki

Kiki – это робот-компаньон для детей и взрослых. Он распознает эмоции и действия собеседника, способен реагировать на них. Робот развивает свои уникальные способности в зависимости от особенностей взаимодействия с окружающим миром, при этом меняется и его поведение.

Высокопроизводительный встроенный процессор позволяет Kiki запускать модели глубокого обучения, чтобы распознавать лицо и адекватно воспринимать реакции собеседника. Несколько сенсорных датчиков в разных частях корпуса помогают воспринимать поглаживания, а всенаправленные микрофоны позволяют искать человека даже вне поля обзора камеры.

Реалистичное поведение этого робота базируется на исследованиях ведущих психологов о личностных особенностях человека. Действия в соответствии с заложенными моделями поведения и обучения обеспечивают некую осмысленность и логичность поступков Kiki.

Самообучающийся робот Kiki собрал на платформе Кикстартер $105 611.

kiki.ai

Smartipresence – простой робот телеприсутствия


Конструктор Smartipresence поможет создавать собственных недорогих роботов телеприсутствия на основе любого смартфона.

Запущенное на смартфоне приложение поддерживает режим ИИ и позволяет распознавать образы с помощью облачного сервиса. По команде пользователя Smartipresence в сеансе видеосвязи будет сопровождать человека или даже домашнее животное, чтобы его лучше видел удаленный собеседник. Режим действий Smartipresence задается через приложение на смартфоне. Smartipresence можно визуально программировать в среде Scratch, либо с помощью Espruino на основе языка JavaScript.

Этот проект английского инженера Росса Аткина уже поддержали на Кикстартер 186 спонсоров, собравших для запуска проекта $17329.

В этой подборке мы собрали наиболее интересные и перспективные модели детских роботов-игрушек, включающие технологии телеприсутствия, распознавания речи и голоса, автономность действий и поведения на основе ИИ и машинного обучения, которые еще недавно были доступны лишь «взрослым роботам».


Напишите в комментарии, а какие на ваш взгляд наиболее перспективные роботы-игрушки есть на рынке или уже у вас дома?


Нам было интересно сделать такой обзор, чтобы проанализировать какие технологии внедряются в роботов для детей, как решаются задачи human interaction для самой маленькой по возрасту аудитории. Мы в Dragon Tree Labs работаем над системами взаимодействия роботов и людей, интерфейсами в широком смысле, создавая интуитивно-понятные принципы коммуникаций. Это откроет новые возможности для работы, обучения, развлечений и общения, без оглядки на возраст, расстояние, мобильность и физические ограничения пользователей. Читай наш блог и следи за нашими разработками и достижениями.

«Я думаю, что в будущем все, а не только программисты будут связаны с элементами программирования», — считает Марк Цукерберг. Поскольку в этом будущем придётся жить нашим детям, пора подготовить их к трудностям, то есть научить программировать.

Зачем учить ребёнка программированию? Тем более если у вас растёт будущая балерина или футболист? Ответ простой: для того, чтобы научить логически мыслить и планировать свои действия. Родители хвастаются, что современные дети почти с пелёнок умеют включать планшеты и компьютеры. Интерес к технике и тягу к развлечениям можно совместить с обучением и развитием, предложив ребёнку игры, которые научат составлять алгоритмы и даже писать код.

Kodable

Как думаете, с какого возраста нужно начинать обучение программированию? Создатели Kodable утверждают, что их игра доступна двухлетним детям. Учиться коду можно раньше, чем учить буквы. Гонять по лабиринтам весёлые рожицы действительно могут даже малыши, а заодно осваивать составление программ, указывая последовательность действий. Подсказки и рекомендации выполнены при помощи графики, так что читать ребёнку ничего не придётся.

Kodable рекомендуют для изучения информатики в начальной школе: учителя и родители могут контролировать процесс обучения, устанавливать уровни сложности и следить за успехами. Отличное начало для самых маленьких.


Lightbot

В игре, доступной на смартфоне или планшете, маленький робот, подчиняясь командам, должен зажечь в нужных местах лампочки. Главная задача, которая при этом будет стоять перед ребёнком, — спроектировать путь игрушки при помощи простых команд. Задача родителя — объяснить малышам, что означают картинки.

Не факт, что ребёнок, играющий в Lightbot, вырастет гениальным разработчиком, но зато точно научится планировать действия и составлять простейшие алгоритмы. Это приложение тоже можно рекомендовать как одно из стартовых даже для дошкольников 4–6 лет. Разработчики предлагают и более сложную версию, которая подойдёт для детей старше девяти лет.

Родители, кстати, тоже с удовольствием могут потратить время на составление маршрутов. Робот достаточно забавный, чтобы понравиться детям, и достаточно серьёзный, чтобы не надоедать взрослым.


Цена: 279,00 рублей


ПиктоМир

«ПиктоМир», разработанный НИИСИ РАН по заказу Российской академии наук, — наш ответ зарубежным аналогам. В НИИСИ РАН уже разработали систему «КуМир», в которой с программированием знакомятся старшие школьники, но игрового элемента в ней нет. «ПиктоМир», рассчитанный на дошкольников, получился увлекательным и очень доступным.

Робот раскрашивает поля, а ребёнок учится составлять алгоритмы. Все подсказки выполнены с помощью графики, поэтому «ПиктоМир» можно спокойно давать детям, не умеющим читать, начиная с пяти лет: заметно, что учёные постарались сделать действия понятными даже для малышей. Если родители не знают английского языка и ничего сами не понимают в программах, но очень хотят развивать логическое мышление у детей, «ПиктоМир» будет настоящим спасением. Мобильные версии доступны для iOS, Android и Windows Phone, но скачивать последние две придётся с сайта разработчика.


Robozzle

Выполнить задания и составить алгоритм движения стрелки по пазлу — такой смысл у игры, в которую могут сыграть уже младшие школьники. Правда, обыкновенная стрелка вряд ли увлечёт семилеток надолго, тем более если это будет первая из подобных игр. Зато может всерьёз заинтересовать школьников с десяти лет, уже знакомых с алгоритмизацией, потому что самые интересные головоломки, конечно, встречаются на более сложных уровнях. Robozzle предоставляет почти неограниченные возможности по созданию и поиску новых заданий, поэтому больше всего подходит не для изучения азов, а для постоянного повторения и практики.


Cargo-Bot

Ещё одна простая для освоения игра, на начальных уровнях которой комфортно будут себя чувствовать дошкольники. Поскольку текста в ней мало, детям достаточно различать отдельные буквы, чтобы выполнить первые задания и переложить ящики за меньшее число ходов с места на место. Над сложными комбинациями даже взрослые смогут задуматься надолго. Среди других обучающих и развлекательных приложений Cargo-Bot выделяется очень приятной картинкой. Кстати, Cargo-Bot был полностью спрограммирован на iPad.







CodeMonkey

Лайфхакер уже подробно писал про игру CodeMonkey, которая просто обязана занять достойное место в списке игровых обучалок для детей.

Онлайн-игра, в которой шаг за шагом дети учатся управлять забавной обезьянкой, построена очень просто и наглядно. Каждый новый уровень рассказывает о возможностях программирования, а чтобы выполнить следующее задание, придётся применить знания из предыдущего урока. Чтобы дойти до банана, нужно несколько минут, поэтому занятия удобно планировать так, чтобы ребёнок оставался увлечён и не успевал устать.

Большой плюс CodeMonkey в том, что эта игра даёт представление о синтаксисе как таковом, потому что команды нужно выбирать при помощи пиктограмм, а последовательность действий записывается строчками почти настоящего кода.

Scratch

Включать Scratch в этот список не совсем честно, потому что это не игра, а специально разработанная среда для обучения детей программированию, а не включать нельзя, потому что это отличный образовательный инструмент. Авторство Scratch принадлежит Массачусетскому технологическому университету, а в сообществе большая часть информации переведена на русский язык, поэтому Scratch доступен для очень широкой аудитории.

Возможности у Scratch действительно впечатляющие, хотя в нём нет заданий и уровней, зато есть море фантазии и средств для её применения. Поскольку цель в каждом проекте ребёнок должен установить самостоятельно, то и универсальных решений нет, зато есть простор для творчества, которого не хватает в играх, обучающих алгоритмизации. Scratch отлично подойдёт для детей от восьми лет, которым уже надоело гонять роботов и обезьянок по привычным маршрутам.

СeeBot

Нельзя забывать про классику, даже изрядно запылившуюся. Обучающие игры CeeBot появились в 2003 году как специальная разработка для образовательных учреждений. Изначально разработчики создали Colobot — игру о колонизации новой планеты, главная фишка которой была в том, что для управления персонажами нужно было писать свои программы.

CeeBot — игровой обучающий курс из нескольких заданий с подробными инструкциями. История про программируемых роботов на новой планете, уничтожающих местную фауну, конечно, для малышей не подойдёт, но для подростков, которые уже успели увлечься информатикой и представляют себе, что такое алгоритм, станет неплохим пособием. Выглядит CeeBot на фоне современных игр бледновато, но где ещё ребёнок будет управлять персонажами, создавая собственные программы, максимально приближённые к синтаксису С++?

CodeCombat

CodeCombat — это уже серьёзно, потому что в этой игре учат настоящий код и из победителя получится готовый программист. Вы выбираете язык программирования, на котором придётся писать команды для своего персонажа (игра предлагает Python, JavaScript, Lua или несколько экспериментальных вроде CoffeScript), и отправляетесь в путешествие за кристаллами.

Сажать за игру можно мальчишек и девчонок от восьми лет. Обучение и подсказки на русском языке, за $9,99 можно каждый месяц получать новые уровни для прохождения (первые 70 бесплатны). Игра может использоваться в школах, есть отдельные бонусы для учителей.

В игре перед стартом каждого уровня ребёнок будет читать забавные и мотивирующие цитаты о программировании, напоминающие, что «этот код сам себя не выучит». CodeCombat захватывает сильнее, чем обычные «бродилки» и «стрелялки», одна из лучших комбинаций отдыха и обучения.

Многофункциональный робот-ассистент для самых маленьких. Симпатичный колобок с выражающими эмоции глазами выполняет роль голосового помощника, радионяни и системы видеонаблюдения. «Емеля» развлекает ребёнка и присматривает за ним, не давая заскучать. Робот умеет рассказывать сказки, включать музыку, а также отвечать на различные вопросы.

Программирования как такового нет, но малыши могут заставлять робота произносить фразы и вести с ним беседу. Устройство больше подойдёт в качестве помощника для родителей и как способ приобщения к технологичным гаджетам.

2. Ozobot Bit

Крошечный программируемый робот размером с шоколадное яйцо. Оснащён оптическими датчиками и сервоприводами, позволяющими ему распознавать цветовые команды и ездить по поверхности стола. Ozobot Bit понимает программный код, который пишется на экране смартфона или обычными цветными маркерами на бумаге.

Робот находит выход из нарисованного лабиринта и двигается согласно заданным командам, вращаясь и подтверждая действия с помощью светодиодов. В более продвинутом режиме программирования действия компонуются из готовых блоков через веб-редактор.

3. Xiaomi MITU Smart Building Blocks Robot

Относительно простой конструктор Xiaomi с функциями программирования. Набор состоит из основного блока с Bluetooth-модулем, блока с сервоприводом и ещё одного отсека с двумя пальчиковыми батарейками. Помимо этого, в наборе присутствует более 300 разнообразных деталей, из которых можно собрать двигающихся животных и машины.

Сборка осуществляется по интерактивной 3D-инструкции в мобильном приложении. Оно также служит своеобразным пультом управления, после подключения смартфона по Bluetooth. И здесь же есть редактор команд, позволяющий запрограммировать собранного робота на выполнение той или иной последовательности действий.

4. Sphero SPRK+

Футуристичный робот в виде прозрачного шара, который напоминает дроида BB-8 из «Звёздных войн» и двигается точно так же. В водонепроницаемый корпус Sphero SPRK+ встроены гироскоп, акселерометр и мотор, способный разгонять игрушку до скорости 2 м/с.

Колобком можно управлять через виртуальный джойстик со смартфона или планшета, но гораздо интереснее заранее задавать ему алгоритм действий, который будет выполнять робот. Программирование доступно в двух режимах: через визуальный редактор с командами-блоками и с помощью текстового кода.

5. Ubtech Jimu Inventor

Целый учебный комплекс, предлагающий огромные возможности для творчества, которые ограничиваются лишь воображением. Набор Jimu Inventor состоит из 675 деталей, среди которых есть «мозг» и 16 сервоприводов, позволяющих создавать подвижных роботов, способных выполнять команды по заданным сценариям.

В мобильном приложении доступны пошаговые инструкции для сборки динозавра, богомола, гуманоида и трёх других персонажей. Готовые роботы управляются через смартфон или автоматически выполняют действия, согласно настроенным алгоритмам. Процесс программирования осуществляется в открытой среде Blockly с визуальным блочным редактором команд.

6. Xiaomi Mi Bunny MITU

Более продвинутая версия роботизированных конструкторов Xiaomi, которая, по сути, является копией LEGO Mindstorms. И она полностью совместима с его деталями. Основной блок оснащён динамиком и микрофоном, светодиодным индикатором и выключателем. К нему подключаются два сервопривода для сборки балансирующего робота на колёсах и других моделей.

Как обычно, в качестве пульта используется смартфон. Он же выполняет роль цифровой инструкции с подсказками по сборке, а также редактора команд для программирования алгоритмов. Кроме того, Mi Bunny MITU понимает голосовые команды и умеет двигаться по нарисованной на экране смартфона траектории.

7. LEGO Mindstorms EV3

Самый технологичный конструктор, ставший основоположником всех роботизированных игрушек с функцией программирования. Mindstorms EV3 содержит больше всего датчиков и модулей связи: есть гироскоп, ультразвуковой сенсор, датчик света, Wi-Fi, Bluetooth и многое другое. Для более сложных проектов конструктор легко масштабировать, докупив дополнительные модули.

Из 600 различных деталей можно собрать 17 готовых моделей, которые двигаются, реагируют на препятствия, рисуют простую графику и выполняют другие функции. Собственные разработки ограничиваются лишь фантазией. Для программирования Mindstorms EV3 используется официальное ПО, а затем алгоритмы загружаются в основной блок.

Компьютерные и мобильные игры, которые научат ребёнка программировать

1. Code Karts

Игровое приложение для самых маленьких, с помощью которого можно привить любовь к программированию детям дошкольного возраста. Code Karts направлена на развитие внимательности, логики и способности к решению задач. Чтобы двигать гоночную машинку к финишу, нужно составлять последовательности действий для обхода препятствий, использования катапульт и ускорителей на треке.

Власть над материальными объектами — пожалуй, лучший способ оценить мощь программирования.


Привет, Хабр! Я пришла разбавить карантинный онлайн подборкой игрушек, которые можно подержать в руках. Надоело же сидеть за экраном! Да и будущее за интернетом вещей, объем этого рынка растёт почти на 25% каждый год.

Гусеница Code-a-Pillar Twist (вторая версия игрушки)

Возраст: от 3 до 6 лет


Code-a-Pillar — посвящение в программисты. Гусеница состоит из 5 модулей — на каждом можно выбрать команду, которую она будет выполнять, например, поворот или проигрывание мелодии. Таким образом ребёнок может программировать игрушку на выполнение разных последовательностей действий — то есть пощупать алгоритмы.

Можно расставлять на её пути препятствия и пытаться их обойти, или, наоборот, пытаться сбить все предметы. Представляя нужную для достижения цели последовательность движений, ребёнок будет развивать логику и стратегическое мышление. Также можно скачать приложение и выполнять задания, которые усложняются по мере прохождения.

А ещё она прикольно мигает и издает смешные звуки — многие ребята тащатся от такого. Музыкальные сегменты — отдельная тема для радости. Вот цитата из отзыва на Amazon: «My grandkids call music segments “dance time” segments». Но где плюсы для детей, там могут быть минусы для взрослых, поэтому имейте в виду, если не любите шумиху:)

Важно! Гусеница очень не любит ковры — колесики цепляются за ворс, её любимая стихия — просторные комнаты с чистым гладким полом. И не забудьте купить для неё 4 AA батарейки.

Настольная игра «Прогеры»

Возраст: от 6 лет до ∞


Настолка помогает на практике понять, что такое алгоритмы, развить стратегическое мышление, память, воображение, логику. И просто весело провести время, ведь для игры нужно от 2-х до 4-х человек. Здесь 2 уровня сложности, поэтому родителям и ребятам постарше тоже будет интересно.

Цель игрока — собирать как можно больше образцов жизни с неизведанной планеты, руководя вездеходом на многоуровневом поле. Каждый ход состоит из нескольких маленьких действий, которые выкладываются в последовательность с помощью специальных карт. Нужно заранее продумать, что будешь делать — прыгать, разворачиваться, телепортироваться, ехать вперед.

LEGO BOOST

Возраст: от 7 лет до ∞


Из этого набора из 847 деталей собирается минимум 5 моделей: робот, котик, гитара, вездеход, автомастерская. Всё это можно программировать в специальном приложении с простым визуальным интерфейсом, которое устанавливается на iOS от версии 10.2 и на Андроид от 5.0 версии.

Игрушка может очень многое. Например, робот способен двигаться по запрограммированному маршруту, определять расстояние, различать цвета, менять скорость, выражать эмоции, жестикулировать. На гитаре можно создавать свои мелодии. А киберкотик так прикольно реагирует на заботу, что в очередь за тем, чтобы его погладить и покормить, станут и все взрослые члены семьи.

Робот Otto на Arduino

Возраст: от 8 лет до ∞

Оtto напечатанный на 3D-принтере

Оtto напечатанный на 3D-принтере

Otto — возможность почувствовать себя не только программистом, но и настоящим робототехником. Ведь детали робота печатаются на 3D-принтере по специальным файлам, которые идут в наборе. На печать нужно не более 5 часов, а собирается он всего за час. Можно, конечно, купить и набор с готовыми элементами, но это дороже (минимум на целых 25 евро) и не так интересно, ведь самое клёвое — пройти весь путь создания Otto от начала и до конца.

Программируется робот с помощью перетаскивания блоков кода в простой и понятной программе Blockly на основе Скретч. Такой легкий старт может стать базой для перехода к C/C++. Кстати, можно кодить и в Arduino IDE — так что это игрушка на вырост или, как минимум, подарочек и себе:)

Программирование робота даёт развернуться фантазии, ведь он может кучу всего: танцевать, реагировать на касания, исполнять мелодии и даже поднимать предметы.

Arduino с «гарниром»

Возраст: от 10 лет до ∞

Цена: от ≈1500 рублей за добротный набор на Aliexpress, от ≈2000 рублей за наборы отечественного производителя


Ардуино — уверенный шаг в мир электроники и робототехники. Это микроконтроллер, к которому можно подключать кнопки, диоды, датчики (движения, звука, температуры, дыма и т. д.), модули связи, двигатели и многое-многое для создания умных устройств. А также Ардуино — одноименная бесплатная IDE для написания программ (использует диалект С++).

Предельно упрощая, Ардуино — умная розетка, которая включает и выключает присоединённые элементы, в зависимости от того, как её запрограммировали, позволяя создавать всё, на что хватает фантазии и смекалки. Программировать можно в специально созданной для Arduino программе «скетч» или в интуитивно-понятном визуальном редакторе кода, например, Scratch для Arduino (сокращённо — S4A).

Есть несколько видов Arduino, для начала подойдёт классика — модель Uno. Также можно взять Nano, которая меньше, дешевле и мало чем отличается от Uno (даже «сердце» у них одинаковое, всё тот же микроконтроллер — ATMEGA328P). За что некоторые небезосновательно считают Nano даже круче.

Вот большая сравнительная таблица ардуинок для тех, кто в теме

Вот большая сравнительная таблица ардуинок для тех, кто в теме

С нулевыми знаниями по Arduino лучше купить набор, в котором есть всё необходимое для начала творчества и мануал, который поможет разобраться.

Вот несколько наборов c хорошими отзывами:

Набор UNO R3 Starter Kit с RFID модулем, контроллером, совместимым со средой Arduino, и 12 уроками (2399 рублей на Суперайс)

Неплохие наборы на Амперке, дороже, чем в Китае, зато свои.

Конечно, можно купить Ардуино отдельно (например, 399 рублей на Ampero) и потом добрать нужные элементы (модули и «рассыпуху») под проект. Будет дешевле и кастомнее, но сложнее разобраться с нуля.

Начать можно с простенького проекта, например, мигающего светодиода, подсоединенного к макетной плате с помощью проводов и резистора. А продолжить — созданием чего-то действительно впечатляющего. Например, лазерного мини-гравера или робота-художника.

Видео для вдохновения (устройство работает на Ардуино Nano):

P.S.: Буду благодарна каждому, кто дополнит подборку.

Все игрушки отобраны из советов родительского чатика CODDY и зарубежных обзоров. Цены указаны состоянием на 30.12.2020.

Фото автора Олег Хейфец

Расскажем по порядку, с чего начать обучение, как выбирать учебники и что поможет не потерять мотивацию.

Определиться с целью

Прежде чем искать уроки с заголовком «Программирование для детей», родителям важно узнать, чем ребёнок хочет заниматься. Чаще всего дети мечтают создавать игры, но встречаются подростки, фанатеющие от крутых сайтов, роботов или сервисов Google.

В зависимости от цели подбирается нужный язык программирования. Среди тысяч наименований востребованными сегодня остаются около 50. Одни языки заточены под определённые задачи, другие — универсальны. Например, Swift служит для создания iOS‑приложений, когда как на Python разрабатываются как игры, так и искусственный интеллект.

Чтобы собрать рекомендации, я опросил 70 преподавателей нашей школы — выпускников технических вузов и сотрудников международных компаний. Наиболее популярными, универсальными и простыми в освоении оказались Python и JavaScript. Благодаря первому обновили World of Tanks и YouTube, а второй подарил нам Netflix и Ам Няма из Cut the Rope. Не будет ошибкой, если подросток осознанно решится изучить Java, C или C++, однако они более требовательны к ученику и сложны в освоении. Я рекомендую приступать к ним после получения базовых знаний на интуитивно понятных языках.

Детям до 11 лет часто предлагают начинать кодить через Scratch. Интерактивный интерфейс и простота в освоении призваны прежде всего заинтересовать ребёнка миром программирования, а не сделать из него специалиста. На Scratch создаются только простенькие проекты — небольшие игры и анимация. Однако это хорошая стартовая площадка, чтобы затем перейти к освоению Python и JavaScript.

Учить английский

Если подросток сидит на YouTube или в Twitch и зависает в Dota 2, то, скорее всего, он уже имеет базовые представления об английском. Общение с иностранными игроками по Сети и просмотр видео от зарубежных пользователей мотивируют изучать язык сильнее пятёрки в дневнике. Не удивляйтесь: онлайн‑игры — отличное дополнение к урокам английского в школе. Родители могут воспользоваться моментом и предложить ребёнку занятия с репетитором, лингвистический сервис или хороший учебник.

Незнание языка — серьёзный барьер в изучении программирования. Английские слова и аббревиатуры используются в коде, а множество полезных сервисов, учебников и видеоуроков не переведены на русский.

К счастью, базовых знаний английского вполне хватит. Грамматические и пунктуационные правила в программировании собственные, поэтому главное — понимать общий смысл при прочтении. В будущем же владение английским языком поможет устроиться в международную компанию.

Найти ментора

Понять основы языка программирования не сложнее, чем освоить базовый английский. При этом совершенно неважно, что легче даётся школьнику — информатика или литература.

Другое дело — стать полноценным специалистом.

Учитывая возраст, увлечения и школьные уроки, самостоятельное изучение алгоритмов и инструментов — непростое занятие даже для амбициозного подростка.

Легче всего составить список ресурсов для самообразования и надеяться, что подросток будет исправно заниматься. По факту же большинство сохранят ссылки в закладки и забудут про них. К сожалению, безграничное количество бесплатного контента заставило людей прокрастинировать: всё полезное и бесплатное откладывается на потом. По статистике, только 3– 5% Плюсы и минусы массовых онлайн‑курсов студентов открытых онлайн‑курсов оканчивают их.

Другой важный момент — во время учёбы постоянно возникают вопросы: почему код выдаёт ошибку, какой именно учебник выбрать, что изучить следом. В огромном объёме информации в Сети ребёнок запросто запутается.

На помощь приходят частные школы и педагоги. Оба варианта дадут ученикам самое важное: продуманную образовательную программу и менторскую поддержку. Частные школы обходятся дороже, но предлагают проверенный учебный курс, коллаборативную работу и различные сервисы. Родители могут также найти частного преподавателя: занятия со студентом технического вуза или Junior‑программистом заметно ускорят темп обучения. Педагог станет проводником, указывающим верное направление в поисках знаний. А главное — ребёнок не потеряет мотивацию продолжать учиться.

Использовать полезные ресурсы

Чтобы начать писать код, не нужны дорогостоящие и «тяжёлые» программы. Часть разработчиков использует Sublime Text. Это удобный текстовый редактор с поддержкой множества плагинов. У него есть бесплатная версия. Позже ребёнок сможет выбрать инструмент под себя, аналогов великое множество: от Notepad++ и Visual Studio Code до стандартного «Блокнота».

Также порекомендуем книги, каналы и курсы, качество которых проверено на личном опыте.

Учебники

Перед покупкой книг обратите внимание на дату выпуска. Несмотря на неизменность основных понятий, языки программирования постоянно обновляются. Выбирайте учебники поновее и следите за актуальными версиями языков в интернете — на специализированных сайтах или вбивая запрос в поисковик.

1. «Scratch 3 для юных программистов», Денис Голиков

Детям до 12 лет проще начать кодить через Scratch. Красочный и понятный учебник Голикова — отличный проводник для создания первых игр и анимаций.

2. «HTML и CSS. Разработка и дизайн веб‑сайтов», Джон Дакетт

Путь к программированию подростку проще начать с HTML и CSS. Несмотря на то что это не языки программирования, изучение разметки поможет понять строение сайтов и облегчит освоение Python и JavaScript в дальнейшем. Учебник Джона Дакетта наполнен понятными примерами и практическими иллюстрациями.

3. «Python для детей. Самоучитель по программированию», Джейсон Бриггс

Замечательный иллюстрированный учебник с практическими заданиями. По программе Бриггса работает множество школ и частных педагогов.

4. «Изучаем программирование на JavaScript», Эрик Фримен, Элизабет Робсон

Простое изложение и понятная структура обеспечили этой книге место на полках множества программистов. Пусть ребёнка не пугает внушительный объём (600 страниц!). Книга насыщена иллюстрациями, примерами и графикой, а содержание охватывает всё необходимое для старта разработки на JavaScript.

Сайты

Бесплатные интерактивные занятия в браузере. Это благотворительный проект с рубрикой «Час кода» (Code Break), в рамках которой предлагаются мини‑уроки, задания и челленджи для учеников любого возраста и уровня знаний.

2. freeCodeCamp

Более 6 000 бесплатных уроков. К сожалению, сервис работает только на английском.

3. Invent with Python

Бесплатная библиотека Аля Свейгарта. Здесь есть учебники по основам Python и Scratch, созданию игр, а также практические видеокурсы. Материалы доступны на английском языке, но часть книг переведена на русский, их можно найти через поисковик.

4. CodeCombat

Интерактивные занятия, посвящённые Python и JavaScript, а также основам информатики. Благодаря геймификации обучение проходит легко и увлекательно.

Курсы

1. YouTube‑канал Sentdex

Более 1 000 видео на тему Python‑разработки, включая создание проектов в реальном времени.

2. Программирование на Python от Института биоинформатики

Бесплатный курс на платформе Stepik по основам языка Python. Содержит 28 уроков с практическими заданиями от сильных педагогов.

3. JavaScript — основы и функции

Курс от разработчиков «Яндекса» на Coursera. Понятные и простые лекции, посвящённые языку JavaScript. Практические и тренировочные занятия помогут начинающим создать свои первые программы и библиотеки. Курс рассчитан на 5 недель с постоянным доступом к видеоматериалам.

В качестве заключения предлагаем чек‑лист, который поможет начать обучение:

Читайте также: