Игрушки для отреагирования агрессии

Обновлено: 01.05.2024

Существует множество методов, в названии которых присутствует слово «терапия». Это арт-терапия, сказкотерапия, куклотерапия, игротерапия, танцевальная терапия, песочная терапия и другие. Это терапия посредством искусства, сказки, музыки, игры, рисования… Ключевое слово в составе всех этих слов слово «терапия», а терапия подразумевает в первую очередь воздействие на эмоциональное состояние человека. Слово, которое достаточно ёмко характеризует процесс терапии – «перенос» или «проекция». Перенос своего состояния, своих переживаний на лист бумаги, на кусок пластилина, на песок… Перенос — значит освобождение, выплеск переживаний, часто неосознаваемых, отреагирование, а соответственно облегчение, улучшение, снятие психоэмоционального напряжения.

В наиболее предпочтительном варианте игровая терапия предполагает наличие специально оборудованного кабинета, в котором целенаправленно собран игровой материал, игрушки. Цель этих игрушек: дать как можно больше возможностей для самовыражения, для проявления совершенно разных эмоций и чувств. Это не развивающие игрушки, при игровых действиях с которыми у ребёнка может что-то не получиться или игры, в которых есть соревновательный момент. В игровой терапии игрушки - это слова, а игровые действия - это речь ребёнка. И опыт показывает, что такой кабинет нужен не только детям, находящимся в кризисных состояниях. Но это и очень большая помощь для детей тяжело адаптирующихся, замкнутых, которым тяжело контактировать вербально, импульсивным, агрессивным, детям со сниженными интеллектуальными способностями. Это дети, которые есть в каждом детском саду и их немало.

В кабинете игровой терапии игровой материал, как правило, группируется. Выделяются следующие группы игрушек:

1. Игрушки, отражающие реальный мир. Это те наборы для сюжетно-ролевых игр, которые есть в каждой группе: кухня, набор доктора, кукольные домики, куклы, которые могут изображать членов реальной семьи. Гнев, страх, соперничество между братьями и сестрами, семейные конфликты могут выражаться непосредственно, когда ребенок разыгрывает сценки с человеческими фигурками. Для того чтобы глубже понять суть игровой терапии приведу пример, который описывается в одной из книг. В ней ярко описываются различия в способе выражения реакции на бомбежку взрослых и детей: после налета взрослые снова и снова рассказывали о том, какой ужас они пережили. Дети, пережившие то же самое, почти никогда не говорили об этом. Их реакция на пережитое выражалась в игре. Дети строили домики из кубиков и сбрасывали на них бомбы. Дома горели, завывали сирены. Кругом были убитые и раненые, и "скорая помощь" увозила в больницы. Такого рода игры продолжались несколько недель, пока дети не отработали эмоции в игре.

И в группе воспитатель или другой специалист, зная эти особенности, может увидеть этот терапевтичный момент в игре ребёнка. Я рекомендую педагогам дать ребёнку (по крайней мере не мешать) проиграть свои переживания, если это не травмирует других детей.

Желательно, чтобы в группе были такие игрушки, отражающие реальный мир, как машина, грузовик, лодка. Эти игрушки очень помогают тревожным, застенчивым, замкнутым детям, испытывающим выраженные трудности в период адаптации. Эти игрушки важны, поскольку с ними можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких чувств, пока ребёнок к этому не готов. Машина или грузовик создают повод для того, чтобы двигаться по комнате и исследовать ее, создавая при этом определённую защиту, что важно для аутичных детей. Являясь защитой, машина в тоже время позволяет исследовать пространство. Кроме того, это безопасный способ приблизиться к педагогу.

2. Следующий блок игрушек - игрушки для отреагирования агрессии. Это специальные игрушки: гнущиеся куклы, куклы би-ба-бо (кукла, которая надевается на руку, типа кукол, использующихся в кукольных театрах, изображающая пасть крокодила или волка, солдатики, игрушечное оружие и инструменты: мечи, ружья, пистолеты, лук и стрелы, молотки, а также бытовые предметы, которые могут быть использованы как игровой материал для освобождения от агрессивных импульсов. Всё это используется для того, чтобы дети могли выразить гнев, враждебность, тревогу.

В располагающей обстановке игровой комнаты агрессивные дети чувствуют, что им позволено выражать агрессивные чувства, от этого они испытывают удовлетворение и постепенно у них развиваются более позитивные чувства. Но всё это при условии, когда параллельно проводятся занятия, направленные на знакомство с разными эмоциональными состояниями, на знакомство с тем, что мы можем испытывать совершенно разные эмоции и чувства и не всегда полезно их сдерживать, но освобождаться от этих чувств нужно в безопасной для других детей, для окружающих людей форме. Безусловно, ограничения при игровых действиях с такими игрушками вводятся. Желательно, чтобы это делали сами дети, но далеко не всегда это получается. Поэтому ограничения вводятся взрослым. Во время аффективных вспышек такой игровой материал также может быть эффективно использован.

В группе наличие таких игрушек приемлемо и тоже эффективно в использовании. Важно, чтобы эти игрушки находились в специально отведённом месте, чтобы дети знали, для чего эти предметы, как они используются. Например, в уголках для снятия психоэмоционального напряжения. Это должно быть чётко отработано, что есть опасные способы избавления от злости, от раздражения, а есть безопасные. Например, дети знают, что здесь можно отстучать свою злость, забивая молоточком шарики или гвозди в мягкое полено, здесь можно порвать бумагу, освобождаясь от своего раздражения, потопать на коврике-злюке. В группе может быть специальная «злая подушка», на которую можно выместить свою злость, своё раздражение. Из опыта работы рекомендую педагогам: важно, что эта подушка находится в специально отведённом месте и ни для чего другого её использовать нельзя.

3. Ещё один блок игрушек - это музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты очень разнообразны. Это инструменты, который за счёт пересыпания мелких шариков имитируют шум морской волны и дождя, это очень разные по звучанию барабаны, нежно звучащие металлофоны и ксилофоны, дудочки, колокольчики, трещотки, бубенцы и т. д. В игровой комнате ребёнок может как угодно манипулировать этими инструментами, выбирать то, что созвучно его настроению, то с помощью чего он может выразить эмоции. В группе эти игрушки могут находиться, например, в уголках для уединения.

4. Игровой материал для творческого самовыражения и ослабления эмоций (песок, вода, глина, пластилин, краски и т. д.). Эти материалы чаще использую в работе с застенчивыми и замкнутыми детьми, испытывающими трудности в контакте, в том числе и речевые трудности. Подробней остановлюсь на песке. Классический вариант песочной терапии предполагает наличие деревянной песочницы определённого размера и определённой окраски, песок, набор миниатюрных фигур при необходимости вода. Здесь тоже срабатывает процесс переноса: ребёнок переносит своё состояние на песок. Это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Строя различные сюжеты, ребёнок может проигрывать различные трудности в своей жизни. В комнате игровой терапии и в группах не обязательно использовать песочницу классического размера. Можно использовать поддоны для песка или специальные столы с углублениями. Вполне можно использовать цветной песок. Его преимущество в том, что он всегда влажный и из него можно сразу моделировать. Совершенно замечательно, если есть стол для рисования с подсветкой. Мы не требуем от ребёнка нарисовать какой-то конкретный образ, он выражает себя, как хочет в данный момент времени.

В песочнице создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребёнка. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу даёт дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребёнка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Подводя итог можно сказать, что игровая терапия действительно эффективна в работе с детьми дошкольного возраста, особенно с детьми, испытывающими трудности в контакте, речевые трудности, тревожными, замкнутыми, агрессивными, с детьми со сниженными интеллектуальными способностями, что актуально для любого детского сада, в том числе для нашего.

Использование элементов игровой терапии в снижении тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Проблема тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста является одной из самых сложных проблем в современной психологии, поэтому.

Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения.

Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой.

Индивидуальная консультации для родителей «Причины и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста» Воспитатель: Хаткевич Елена Николаевна Индивидуальная консультации для родителей Протокол проведения индивидуальной консультации для родителей.

Консультация «Коррекция нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией средствами ИКТ» Современная образовательная концепция предполагает использование личностно-ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей.

Коррекция детско-родительских отношений через использование технологии арт-терапии Соавторство: Золотухина Е. Д., воспитатель, Харазия С. Д., педагог-психолог, МДОУ «Незабудка» № 46 посёлка Серебряный Бор Нерюнгринского.

Презентация «Коррекция детско-родительских отношений через использование технологии арт-терапии» В связи с постоянно возрастающей потребностью в психологической и педагогической помощи семей, имеющих проблемы межличностного общения,.

Развитие элементарных математических представлений у детей средствами игровой деятельности с учётом ФГОС Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма.

Роль песочной и игровой терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием.

Проявление инициативности детей средствами игровой деятельности На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики.

DELETED

Добрый вечер! Интересно, есть ли какие-нибудь особенности у игрушек , которые использует игровой психотерапевт, отличающие их от игрушек, в которые играют дети, скажем, в повседневной жизни?

Аннета Межерицкая

Максим,в недирективной игровой терапии, например, точно существуют определенные требования к игрушкам.Лучше Лэндрета об этом никто не писал:

"Некоторые общие соображения, которыми следует руководствоваться, состоят в том, что игрушки должны быть долговечными и должны говорить ребенку скорее: «В игре будь самим собой», чем «Будь осторожен». Игрушки и материалы должны предоставлять ребенку широкие возможности в выборе средств экспрессии. Игрушки не должны быть сложными; их следует использовать в соответствии с возрастом, чтобы попытки самовыражения не вызывали у детей фрустрации. Ни одна игрушка не должна провоцировать ребенка на обращение за помощью к терапевту. Многие дети, нуждающиеся в игровой терапии, изначально склонны к зависимому поведению, и такое поведение не следует поощрять. Дети должны быть в состоянии сами играть с игрушкой. Многие игры не отвечают этому критерию и по самой своей природе требуют прямого вовлечения терапевта, часто в роли соперника. Таким образом, терапевт невольно оказывается в таком положении, когда он либо все время выигрывает у ребенка, либо обманывает его, позволяя выигрывать ему. Дети обычно чувствуют цену такого выигрыша и поэтому не испытывают удовлетворения, так необходимого для формирования позитивного самовосприятия.
.
Игрушки и материалы, необходимые для игровой терапии, можно сгруппировать в три больших класса.

Аннета Межерицкая

2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. В игровой терапии дети часто испытывают сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет словесных обозначений. Структурированные игрушки и материалы, такие как «боп бэг», игрушечные солдатики, крокодил «би-ба-бо» (СНОСКА: Кукла, которая надевается на руку, типа кукол, использующихся в кукольных театрах. (Прим. ред.), ружья и резиновый нож, могут использоваться детьми для выражения гнева, враждебности и фрустрации. В располагающей обстановке игровой комнаты агрессивные дети чувствуют, что им позволено выражать агрессивные чувства; от этого они испытывают удовлетворение и постепенно у них развиваются более позитивные чувства. Стрельба, закапывание, кусание, битье и ножевые удары в игровой комнате приемлемы, поскольку они выражаются символически. Интенсивность, с какой в игровой комнате выражаются агрессивные чувства, может иногда смутить начинающего терапевта. В таких ситуациях терапевт должен понимать, что необходимо защищаться от возникающего чувства неловкости, и неуверенности, стараться удержаться от вмешательства в процесс самовыражения ребенка. Однако временами бывает необходимо установить границы поведения ребенка, если, например, Он принимается разбрасывать песок по всей комнате. Забивая гвозди в полено из мягкой древесины или барабаня по вешалке, ребенок отреагирует чувства и в то же самое время сосредотачивает на этом действии внимание и энергию, усиливая тем самым степень концентрации.

Джайнотт (Ginott, 1961) предлагает включить в этот перечень также игрушки, изображающие диких животных, так как на ранних стадиях игровой терапии детям трудно выражать агрессивные чувства по отношению к людям, даже если это просто куклы. Такие дети, например, не будут стрелять в куклу, изображающую папу, но будут стрелять в льва. Некоторые дети выражают враждебность тем, что кусают, жуют и грызут игрушечного крокодила. Примером материала, который может быть отнесен к двум категориям, является глина: она может служить для выражения творческого потенциала и для отработки агрессивных чувств. Глину можно мять, колотить, швырять, энергично раскатывать, с силой разрывать на куски. Кроме того, ребенок может пользоваться глиной, чтобы вылепить фигурки для игры.

3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. Песок и вода, пожалуй, наиболее часто используются ребенком в качестве неструктурированной среды для игры, однако их реже всего можно найти в интерьере игровой терапии, хотя даже Джайнотт (Ginott, 196I) описывает воду как наиболее эффективное терапевтическое средство из всех игровых материалов. Отсутствие песка и воды в интерьере игровой терапии чаще всего бывает вызвано тем, что психотерапевт плохо переносит беспорядок, любит, чтобы все было чисто и аккуратно. Такое нежелание может проистекать также из вполне законной мысли о неизбежности предстоящей уборки. Однако не думаю, чтобы все эти причины были серьезными, поскольку вовремя введенные ограничения позволят удержать большую часть песка и воды в отведенных для них емкостях. Даже когда терапия проводится не в специальной комнате, а в ограниченном пространстве, сковорода со слоем песка в 3 см и ведро с водой, наполненное на 5 см, вполне подойдут для наших целей. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно: в поверхность луны, зыбучие пески, пляж, в чистящее вещество – возможности здесь безграничны. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых детей.
Кубики могут быть домами, их можно швырять, их можно ставить друг на друга и разбрасывать – все это позволяет ребенку почувствовать, что значит созидать или разрушать. Как в случае с водой и песком, ребенок может испытывать чувство удовлетворения, поскольку не существует «правильного» способа игры с кубиками. Палитра и краски дают ребенку возможность творить, пачкаться, мусорить, разыгрывать сценки в ванной и выражать свои чувства."

Автор: Мовчан Ирина Александровна

Организация: МБДОУ ДС № 25 «Чебурашка»

Населенный пункт: Краснодарский Край, Туапсинский район, г. Туапсе

Тема: «Игры и упражнения по снижению агрессии у детей дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика, в коррекционной работе с дошкольниками, в период проявления агрессии по отношению к сверстникам и взрослым»

Агрессия – это симптом того, что человеку плохо,

что-то не так, что-то с ним происходит не то.

Из этого "не то" он начинает агрессивно себя вести.

Карл Густав Юнг

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Агрессивные дети практически не отличаются от своих миролюбивых сверстников по уровню развития интеллекта, произвольности или игровой деятельности. Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить.

Главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками. Однако агрессивные дети существенно различаются как по формам проявления агрессии, так и по мотивации агрессивного поведения. У одних детей агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников. У других агрессивные действия используются для достижения конкретной цели (чаще всего - получить желанный предмет) и имеют более жесткие и устойчивые формы. У третьих преобладающей мотивацией агрессии является «бескорыстное» причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия

Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого — неудовлетворенная потребность в общении и любви.

Портрет агрессивного ребенка. Почти в каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессивного поведения. Они нападают на детей, обзывают и бьют, отбирают и ломают игрушки, становятся источником обеспокоенности родителей и воспитателей.

Дети не умеют ждать, уступать, делиться. Им трудно ужиться в детском коллективе.

Однако агрессивный ребенок, как и - другой, нуждается в ласке и помощи, поэтому его агрессия, это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на события, происходящие вокруг него.

Агрессивный ребенок часто чувствует себя отверженным, ненужным. Жестокость и равнодушие родителей приводит к нарушениям родительско - детских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность в том, что ее не любят. Поэтому он и ищет способы привлечь внимание взрослых и сверстников к своей проблеме.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за содеянное на других. Такие дети часто не понимают собственной агрессивности. Они не замечают, что вызывают у окружающих страх и обеспокоенность. Им, наоборот, кажется, что весь мир - против них.

Причины агрессивности

- семейные проблемы (неуравновешенность, агрессивность родителей)

- стремление привлечь к себе внимание;

- стремление получить желаемый результат;

- стремление быть главным;

Задачи работы с агрессивными детьми:

- лишить детей негативных проявлений агрессивного поведения;

- предоставить возможность для выхода негативной энергии, при этом перевести ее разрушительное действие в безобидную форму (рвать бумагу, лепить пластилин, выполнять физические упражнения);

- развивать умение слушать и понимать других;

- формировать положительное отношение к сверстникам;

- быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки;

- научить распознавать собственное эмоциональное состояние и состояние людей;

- учить брать ответственность за свои поступки.

Перечень диагностических методов определения агрессивности

Дети:

- Наблюдение за поведением ребенка.

- Тест для определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля;

- Тест Розенцвейга для определения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях;

- Проективная методика «Несуществующее животное», «Кактус».

Педагоги:

- Анкета «Признаки агрессивности»;

- Анкета для воспитателей детского учреждения.

Как говорится лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать и сейчас мы попробуем с вами увидеть то, о чем только-что говорили…

Предлагаю вам игру «Воздушный шарик»

Чего же не хватает?

-Ленточки, веревочки. Правильно, шарику (ребенку) нужно помочь. Завяжите свои шарики ленточками и посмотрите, какие красивые они у вас!

Наша с вами основная задача, как педагогов-психологов заключается в том, чтобы научить дошкольника правильным образом направлять и проявлять собственные чувства, то есть обучить ребенка разряжаться – избавляться от негативных чувств и эмоций, но только социально приемлемыми способами. Научить ребенка управлять своими эмоциями, в частности гневом. Именно управлять, а не подавлять гнев. Подавленный гнев может накапливаться и вызвать внезапный приступ агрессии.

3. Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру можно пытаться решить некоторые проблемы агрессивного поведения.

Коррекцинно-развивающие игры для агрессивных детей делятся на несколько типов:

  • Игры, направленные на обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • Игры, направленные на обучение приемам саморегуляции, самообладания;
  • Игры, направленные на отработку навыков общения;
  • Игры, направленные на формирование эмпатии, доверия к людям.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА В ПРИЕМЛЕМОЙ ФОРМЕ

Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.

Оборудование: лист бумаги, карандаш, мусорное ведро

Цель: предоставление детям возможности вернуть бодрость и активность после того, так они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение войти в новый жизненный ритм.

Содержание. Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился ложный мячик.

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на стороне противника. Услышав команду «Стоп»! вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию». Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ, САМООБЛАДАНИЯ

Цель: формирование умения расслаблять мышцы лица в «неприятной ситуации».

Содержание. Представьте себе теплый, чудесный день (звучит музыка). Над вами ярко-голубое небо. Мягкие лучи солнца и теплый ласковый ветерок целуют ваши глазки и щечки. По небу летит серая тучка. На нее мы поместим все наши обиды и горести и огорчения. Мы всегда будем радостными, добрыми и сильными. А теперь откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

  • «Разговор с руками» (Шевцова И.В.)

Цель: формирование умения контролировать свои действия.

Содержание. Если ребенок подрался, что - то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?» «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОТРАБОТКУ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

  • «Попроси игрушку» (вербальный вариант) (игра с правилами)

Цель: освоение эффективных способов общения.

Оборудование: игрушка.

Содержание. Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

  • «Попроси игрушку» (невербальный вариант) (игра с правилами)

Цель: освоение эффективных способов общения.

Оборудование: игрушка.

Содержание. Упражнение выполняется аналогично вербальному, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?». Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.

Цель: развитие навыков невербальной коммуникации и координации совместных действий.

Содержание. Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу» на которой торчат выступы, образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т. е. не поставив ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников.

Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки – участники с одного конца «скалы» поочередно пробиваются к другому, где вновь «встраиваются в нее».

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ЭМПАТИИ, ДОВЕРИЯ К ЛЮДЯМ

  • «Прогулка с компасом» (Коротаева Е. В.)

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Содержание. Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других туристов с компасом.

После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнёра.

Дыхательная гимнастика и игры.

4. Одной из методик, которую рекомендуют в коррекционной работе с агрессивными детьми является дыхательная гимнастика.

Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них:

(по желанию, каждый участник может попробовать выполнить все предложенные упражнения и игры)

Играют два участника

Каждому ребенку предлагается, направляя струю воздуха через трубочку, «забить гол», прокатить мяч в ворота соперника. Выигрывает, тот участник, который за определенное время забьет больше голов в ворота соперника.

Оборудование: стаканчики, с изображением смешариков (в виде ворот), трубочки, мячики (теннисные, или из бумаги, скомканные в шарик).

Ребенку предлагается «накормить» смешариков шариками, прокатывая мячик струёй воздуха в «рот смешарика».

Оборудование: коктейльные трубочки, гусеницы, сделанные из бумаги.

Ребенок, направляя струю воздуха на спину гусеницы, передвигает гусеницу к финишу. Играть могут сразу два или более участников.

Оборудование: 5 свечек-неваляшек, сделанных из бумаги.

Ребенку даётся инструкция:

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Кроме таких игр в занятие можно добавлять дыхательные упражнения.

Все упражнения прописаны на карточках. Ребенок по желанию может выбрать любую карточку, и все ребята выполняют это упражнение. (показ карточек).

  • А сейчас я предлагаю вам попробовать выполнить все эти упражнения.
  • На этом наш практикум подошёл к завершению. Надеюсь, что информация для вас была полезной.
  • Спасибо за внимание!
  • До свидания!

1. Асеев В. Г. Возрастная психология Иркутск : Наука, 2014. 320 с.

2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль М. : Владос, 2011. 512 с.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. : Педагогика, 2014. 278 c.

4. Лютова К. К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: изд. «Речь», 2005.-190с.

5. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. –М.: Генезис, 2005. -176 с.

6. Романов А.А. направленная игротерапия агрессивности у детей.: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Романов», 2001. – 48 с.

7. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 128с. (Библиотека практического психолога).

8. Синягина сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения [Текст] / - М.: ВЛАДОС, 2009. - 115с.

9. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. –Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 160 с.

10. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой / М.Н. Щетинин. – М.: Метафора, 2008 – 367 с.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.

Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру можно пытаться решить некоторые проблемы агрессивного поведения.

В ФГОС дошкольного образования по направлению социально-коммуникативное развитие прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других; адекватно проявляет свои чувства; старается разрешать конфликты; может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Игра дает наилучшие результаты у детей 4 – 7 лет; в младшем дошкольном возрасте обычно применяются предметные и более подвижные игры, в более старшем возрасте игра становится все больше похожей на драматическую постановку.

Продолжительность игры не превышает 30 мин, однако следует ориентироваться также и на желание ребенка, прерывание игры раньше времени вызывает у него чувство незавершенности и всплеск агрессии. Частота игры зависит от состояния ребенка и коррекционных задач, занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю на протяжении 1 – 4 недель.

Сборник коррекционно-развивающих игр, направленных на снижение агрессивности у детей дошкольного возраста разделен на 4 основных блока, целью которых является:

1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Важно, чтобы работа с агрессивным ребенком начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, боли). Ребенок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к педагогу. После этого можно переходить к следующим направлениям коррекционной работы.

2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, поэтому важно сформировать у них навыки контроля и управления собственным гневом, обучить детей некоторым приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.

3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. Агрессивные дети иногда проявляют агрессию, т.к. не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами.

4. Формирование эмпатии, доверия к людям и т. д. У агрессивных детей отмечается нечувствительность к эмоциональному состоянию других людей, а так же слабое осознавания собственных эмоций, за исключением гнева, и отсутствие вины в случае, если ими невольно или намеренно была причинена боль (физическая или моральная) другому человеку (или животному). Развитие эмпатии, а также осознавания собственного эмоционального мира и чувств других людей является важнейшей составляющей в работе с агрессивными детьми.

ВложениеРазмер
igry_na_snyatie_agressii.docx 26.2 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ

Игра « РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ»

(для детей с 5 лет)
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А та – тыква» и т.д.
Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.

Игра « БУМАЖНЫЕ МЯЧИКИ»

Дети делятся на две команды и становятся поотдаль друг от друга. Расстояние между командами должно быть приблизительно 4 метра

Каждый ребенок берет листок и скомкивает его таким образом, чтобы получился мячик. По команде воспитателя дети начинают перекидывать мячики на сторону противника. Цель – как можно быстрее забросить мячи на территорию противника. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячиков.

Упражнение «РУБКА ДРОВ»

Цель: Помочь детям переключиться на активную деятельность, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

Проведение: Скажите следующее: Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!» Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

Упражнение «МАЛЕНЬКОЕ ПРИВЕДЕНИЕ»

Цель: Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

Проведение: Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

«Ведущий выбирает жу-жу, которая садиться на стул, остальные дети начинают дразнить жу-жу, и кривляться перед ней.»

Жу-жа, жу-жа выходи, жу-жа догони. Жу-жа смотрит из окошка своего домика (со стула), показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за волшебную черту жу-жа и ловит детей. Кого жу-жа поймала, тот попадает в плен к жу-же.

Упражнение «УПРЯМАЯ ПОДУШКА»

Взрослые подготавливают волшебную, упрямую подушку с тёмной наволочкой и вводят ребёнка в игру-сказку: волшебница-фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Это подушка не простая, а волшебная внутри её живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки.

Ребёнок бьёт кулаками подушку, а взрослый приговаривает: сильнее, сильнее (снимается стереопит и эмоциональный зажим) когда движение ребёнка становится медленнее игра постепенно останавливается ( 2-3 мин.) Взрослый предлагает послушать упрямки в подушке: все ли упрямки вылезли? Ребёнок прикладывает ухо к подушке, одни слышат, другие дети не слышат. Взрослый говорит, что упрямки испугались и молчат (этот приём успокаивает ребёнка после возбуждения).

Игра «ДВА БАРАНА»

Рано, рано два барана повстречались на мосту. Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперёт туловище, упираются лбами и ладонями друг в друга, задача противостоять друг другу, не сдвигаться с места. Кто сдвинулся проиграл. Можно издавать звуки беее…замечание: следите чтобы бараны не расшибли себе лбы.

Игра «ЗЛЫЕ – ДОБРЫЕ КОШКИ»

Цель: снятие общей агрессии.

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого, на полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превращается в злую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из «волшебного круга» нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют: «Сильнее, сильнее, сильнее…», - и ребенок, изображающий кошку, делает все более активные «злые» движения. По повторному сигналу ведущего действие заканчивается, дети разбиваются по парам и опять по сигналу взрослого превращаются в злых кошек. Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается. Игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковым. По сигналу дети «превращаются» в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

Игра «ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК»

Цель: Развитие навыков общения, снятие мышечного напряжения в области спины.

Проведение: Дети делятся на пары. Один ложится на пол. Другой – пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным жестом руки «стереть» все нарисованное.

Игра «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

Цель: развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения.

Описание игры: Воспитатель или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды «Лопнули!» дети ложатся на пол.

Игра «ЛАСКОВЫЙ ВЕТЕРОК»

Цель : снятие напряжения в области мышц лица.

Дети сидят на стульчиках. Ведущий: «К нам в комнату залетел ласковый ветерок. Закроем глазки. Ветерок коснулся вашего личика. Погладьте его: лобик, щечки, носик, шею. Погладьте ласково волосики, руки, ноги, животик. Какой приятный ветерок! Откроем глазки. До свидания, ветерок, прилетай к нам еще».

Игра «КАРАТИСТ»(снятие физической агрессии ).

Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

Игра «БОКСЕР» (снятие физической агрессии ).

Это вариант игры «Каратист», и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.

Упрямый (капризный) ребенок (преодоление упрямства, негативизма).
Дети, входящие в круг (обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее…». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель уговаривает его успокоится. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.

(упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения)

– ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар ребенок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара.

(игра способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации)

– дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится и на ладошке будет красивая игрушка или конфета.

Кукла «Бобо» - кукла предназначена для вымещения агрессии. Ее легко сделать самим, например, из по­душки: пришить к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделать «лицо» - кукла готова. Можно сделать ее более плотной, набив плотный че­хол песком или ватой. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Игры, направленные на снятие тревожности у детей.

Тревожность детей - индивидуальная психологическая особенность, выраженная в склонности к волнению в разнообразных ситуациях. Это сигнал, что в жизни малыша что-то идет не так.При помощи игр, ка.


Игры, направленные на снятие гиперактивности у детей.

Гиперактивность у детей – это чрезмерная активность, склонность к постоянному отвлеканию, неумение концентрироваться длительное время на определенном занятии. Ребенок постоянно нервно возбужден, что н.


ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ
Игры, направленные на снятие эмоционального напряжения детей

консультация для родителей.

Игры, направленные на снятие агрессии у детей

Данная картотека включает в себя игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие эмоционального напряжения и агрессии, повышение самооценки, способствует сплочению детского коллек.


ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ


Игры, направленные на снятие агрессии у детей.

Представлены различные игры на профилатику, коррекцию и снятие агрессивного поведения у дошкольников.

Читайте также: