Игрушки для психолога в детском саду

Обновлено: 17.05.2024

В настоящее время, грех жаловаться. Детские сады нашего региона регулярно снабжаются самыми разнообразными играми и пособиями. В моем кабинете психолога есть комплекс для игр с песком и водой, стол для рисования песком, интерактивное оборудование с большими экранами.

Но было время, когда больше работала с детьми, что называется «на пальцах». Какие-то пособия рисовались от руки, распечатывались. Волей-неволей больше всего практиковала бланочные, письменные задания.

И вот когда лет семь назад попала в магазин «Fix Price», он показался сокровищницей Али Бабы. Так всего много, и так все дешево.

То, что мы педагоги, двинуты на накоплении разных методических пособий за свой счет, наверное, и объяснять не нужно. В нашей среде много лет так было принято по умолчанию: все что тебе нужно для работы с детьми, приобретаешь сам или со спонсорской помощью родителей.

Первое, что купила в Фикс Прайсе – песок в тубах. Тогда мы его просто рассыпали на подносах.

Второе приобретение – декоративные фигурки. Они предназначаются для оформления комнатных растений, но в моей работе психолога используются для игр с песком, манкой и водой.

Год от года коллекция пополнялась: камешки, звездочки, сердечки, яблочки, рыбки – чего только нет.

Дети еще больше полюбили ходить в кабинет психолога. Один мальчик как-то сказал:

Если я еще раз не попаду в вашу волшебную комнату, буду жалеть об этом всю жизнь.

Наверное, менеджеры «Фикс Прайса» быстро вычислили такую категорию покупателей, как педагоги и родители. В продаже стали появляться настольные игры для развития памяти, внимания.

Одна из самых любимых игр – яркий пластиковый трек. Право поиграть с ним "зарабатывается". Даю жетоны при выполнении заданий разного уровня сложности. Жетоны потом обмениваются на шарики для трека

Одна из самых любимых игр – яркий пластиковый трек. Право поиграть с ним "зарабатывается". Даю жетоны при выполнении заданий разного уровня сложности. Жетоны потом обмениваются на шарики для трека

Игра, в которой даже взрослый не сразу наловчится извлекать шарики. Нужно одновременно двумя руками совершать разные действия. Отличная тренировка межполушарных связей

Игра, в которой даже взрослый не сразу наловчится извлекать шарики. Нужно одновременно двумя руками совершать разные действия. Отличная тренировка межполушарных связей

Еще одна категория – игры для развития мелкой моторики. Раньше мамы и воспитатели сами шили целые панно с пуговичками, кнопками, замочками. Теперь выручает Фикс-Прайс.

С помощью игрушек вы можете узнать о своих переживаниях и чувствах ребенка, проводить диагностику и психокоррекционную работу, проигрывать важные ситуации, помочь с помощью игрушек выразить запрещенные в семье эмоции.

Часто игрушки в кабинете коррекционного педагога (психолога, дефектолога) хранятся хаотично. Чтобы сократить время на поиск нужной игрушки, распределите их по категориям. Их можно расставить на уровне глаз ребенка на неглубоких открытых полках. В этом случае игрушки видно, но много времени уходит на обработку от пыли. Другой вариант – хранить их в прозрачных пластиковых контейнерах без крышки по категориям. Читайте, какие категории игрушек нужны, чтобы решать трудности ребенка.

Мифические игрушки

К категории мифических относятся фантазийные, несуществующие и странные игрушки. В их числе матрешки, Дед Мороз, непонятные существа, скелеты, черепа, мумии, монстры, феи, драконы, русалки и др. У вас в кабинете должны быть и приятные, добрые, и страшные игрушки, которые мама ребенку не купит. На такие игрушки ребенок может спроецировать свои чувства. Монстров можно купить в период Хэллоуина.

Животные

Разделите игрушки в виде животных на подгруппы. Хищные животные – тигры, львы, крокодилы. Доисторические животные – динозавры. Домашние животные – собаки, кошки, козы. Жертвенные животные – овцы, свиньи, коровы. Экзотические животные – кенгуру. Хищные и нейтральные водные животные – акула, дельфин. Птицы – домашние, экзотические, в гнездах. Также нужны игрушечные яйца. Их легко найти в продаже в период православной Пасхи.

Хорошо, если вы найдете одних и тех же животных, но в разных позах: тигр с открытой пастью и спящий тигр. Это поможет вам отследить динамику изменений психологического состояния ребенка.

Пример. Простой способ проективной диагностики – попросить ребенка выбрать семью животных. В зависимости от выбранных животных можно предположить, какая ситуация в семье. Смотрите, выдержана ли иерархия: самое крупное животное – папа, чуть поменьше – мама и совсем маленькое – ребенок. Обратите внимание на ситуацию, когда ребенок берет животных одного вида, например лошадей или коров, в роли себя и животных другого вида, например крокодила или динозавра, в роли бабушки. Можно догадаться, какие процессы бабушка в этой семье запускает.

Природные объекты

Психодинамическая терапия помогает с помощью игры узнать переживания и эмоции ребенка, раскрыть внутренний конфликт

Природные объекты – это ракушки, растения, камни, то есть что-то, где можно поселить животных. Как правило, дети любят ставить животных в песок и между ними проигрывать различные сцены. Если ребенок задействует растения, то чаще всего это говорит либо о его ресурсном состоянии, когда он чувствует себя обладающим ресурсами, либо, наоборот, об истощении.

Люди и все, что с ними связано

Пример. Некоторые дети не замечают, что кукла «беременна». Другие замечают, им это любопытно. Такая игрушка особенно пригодится при работе с ревностью между братьями и сестрами.

Игрушки на тему младенчества

К игрушкам на тему младенчества относятся коляска, игрушечная или настоящая бутылочка, пупс, кошелек и деньги, игрушки-лизуны. Игрушки-лизуны показаны детям, у которых есть проблема со стулом, запоры. Бывает, что такие дети не любят пачкаться и взаимодействовать с песком, и тогда первый этап – это взаимодействие с игрушкой-лизуном.

Куклы разных народностей и рас

Куклы разных народностей и рас нужны, когда ребенку сложно говорить о своих чувствах или каким-то другим способом обнаружить их, признать в себе. Ему будет намного проще говорить про человека или ребенка из другой расовой группы. Такое разнообразие особенно важно в поликультурных коллективах, если дети дразнят друг друга по национальному признаку или перенимают предрассудки родителей.

Игрушки, которые связаны с едой

Игрушки, которые связаны с едой, – это посуда и игрушечная еда. Такие игрушки часто выбирают дети, у которых в анамнезе краткосрочное или длительное грудное вскармливание, а также те, кому не хватило материнского тепла и внимания.

Что делать с поломанными игрушками?

Поломанных игрушек на виду в кабинете должно быть немного, одна или две. Они могут служить метафорой чего-то сломанного в душе ребенка, в семье. Например, солдат с отломанной рукой показывает ребенку, что и самый сильный человек может быть уязвимым. Остальные сломанные игрушки сложите в специальный контейнер. Они помогут работать с агрессией. Если ребенок или взрослый почувствуют гнев, предложите разломать любую игрушку из этого контейнера.

Игрушки, которые связаны с выражением агрессии

Это боксерские перчатки, дартс, пистолет, молоток, «шумелки», батаки – поролоновые палки, которыми можно безболезненно и безопасно драться. Заменить их можно трубками, на которых дети учатся плавать. Такие игрушки подойдут для работы с агрессивным поведением, чувством злости и др.

Игрушки без лиц

Игрушки без лиц подходят для проективных методов диагностики. Например, педагог-психолог показывает куклу и спрашивает: «Как ты думаешь, какое у нее настроение? С кем она дружит? Мальчик это или девочка?» Ребенок будет рассказывать про куклу, но на самом деле это будет рассказ про себя.

Игрушки без лиц можно купить в магазинах для творчества. Это могут быть заготовки для декупажа. Другой вариант – самостоятельно или на заказ сшить заготовки кукол без лица, волос, одежды.

Игрушки для песочницы

В настольной песочнице удобно использовать игрушки маленьких размеров, деревянные игрушки, мелкие сувенирные пластмассовые игрушки, брелоки без цепочки. Коллекцию миниатюр из шоколадных яиц с сюрпризом дети выбирают редко. Такие миниатюры подойдут для занятий по методу песочной терапии.

Перчаточные и пальчиковые куклы

Старайтесь не держать в кабинете фигурки героев мультфильмов, чтобы ребенок проецировал свое состояние на игрушку, а не играл заданную роль

Перчаточные и пальчиковые куклы хорошо работают с детьми, у которых есть проблемы с коммуникацией. Если ребенок не хочет с вами разговаривать, возьмите такую куклу и попробуйте поговорить с ним от лица куклы. Если ребенок все равно отказывается с вами разговаривать, то можно взять вторую куклу и начать разыгрывать между ними диалог. Это поможет ребенку заинтересоваться действием и начать на вас реагировать.

Развивающие игрушки

К развивающим игрушкам относятся 3D-пазлы, лабиринт, мозаика, настольные игры, шнуровки и бирюльки для развития моторики и концентрации внимания. Используйте их в процессе коррекционно-развивающей работы.

Игрушки-транспорт

Держите в кабинете игрушки – средства передвижения: наземный, водный и подводный, воздушный транспорт – самолеты, вертолеты, ракеты. Такие игрушки на занятиях связаны с динамикой, темпом, скоростью.

Игрушки в виде строений

К строениям относятся башни, забор, дома, палатки. Такие игрушки помогают создать границы. Также нужен домик-палатка, в котором может поместиться ребенок. Он нужен как убежище для ребенка.

Бижутерия, очки, маски

В этой же категории находятся предметы, которые связаны с внешностью, в том числе заколки для волос, флаконы от парфюма, значки, бытовые вещи, мешочки, машины. Очки и маски помогают детям говорить о тех эмоциях и чувствах, о которых сложно говорить открыто.

Структурировать ли игрушки на полках

Структурировать игрушки или нет, каждый специалист решает сам. Есть два подхода.

При первом подходе педагог хаотично располагает игрушки на полках стеллажа, чтобы наблюдать за ребенком. Можно посмотреть, как долго он будет ориентироваться, схватит ли первую попавшуюся игрушку или будет изучать весь ассортимент, будет ли злиться или расстраиваться, когда не находит нужную, или будет с любопытством исследовать то, что есть.

При втором подходе игрушки структурированы по категориям, чтобы избавить детей и родителей от лишних тревожащих факторов, таких как хаос в кабинете.

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога»

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.

Дидактическая игра «Пожарный. Какие предметы помогут в тушении пожара» по картинкам из МAAM. RU-библиотеки для детей 5–7 лет

Дидактическая игра «Пожарный. Какие предметы помогут в тушении пожара» по картинкам из МAAM. RU-библиотеки для детей 5–7 лет Цель: сформировать у детей представление о предметах, помогающих пожарным в борьбе с пожаром. Задачи: - уточнить и закрепить знания детей.

Управленческий проект создания «Академии начинающего коррекционного педагога»

Управленческий проект создания «Академии начинающего коррекционного педагога» Проект создания «Академии начинающего коррекционного педагога»Выпускная аттестационная работа по курсам профессиональной переподготовки.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

В данной статье описывается опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в кабинете педагога-психолога ДОУ для всех категорий детей. Раскрыты основные задачи и требования к организации игрового пространства в соответствии с ФГОС.

Ключевые слова: кабинет, зонирование, оборудование, требования, оснащение, развивающее пространство.

«Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась

бы в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребёнка конкретного мира…»

Одно из важных условий успешной работы педагога-психолога в дошкольном учреждении – правильная организация игрового развивающего пространства. Под игровым пространством следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными и игровыми материалами и оборудованием. Среда, в которой обучается ребёнок, оказывает огромное влияние на его развитие и формирование.

Как вовлечь ребят в совместную с педагогом-психологом деятельность, построить интересное, увлекательное занятие, чтобы оно носило познавательный характер, было эмоционально окрашено, развивало творческую мыслительную активность ребят? Для этого должны быть созданы оптимальные условия более продуктивного коррекционного и развивающего воздействия. С этой целью в нашем ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, оборудован и успешно функционирует кабинет педагога-психолога. Оборудование кабинета педагога-психолога определяется целями и задачами психологической деятельности, а именно:

• Содействие реализации поставленных профессиональных целей и задач педагога-психолога;

• Создание предпосылки для творческого применения наиболее эффективных методов и приемов работы педагога-психолога;

• Обеспечение позитивного настроя на взаимодействие с педагогом-психологом при консультировании всех субъектов образовательного пространства;

• Повышение эффективности просветительской, диагностической и коррекционно-развивающей работы;

• Предоставление широких возможностей для организации профилактических мероприятий, направленных на снятие психоэмоционального напряжения у детей и взрослых.

В соответствии с требованиями к развивающей предметно-пространственной среде, игровое пространство кабинета обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала для работы психолога, содержит перечень материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, позволяет обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Образовательное пространство кабинета оснащено всеми необходимыми средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, оборудованием и инвентарем. Данное оснащение обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность дошкольников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных и коммуникативных играх.

Ребёнок должен приходить в кабинет к психологу с желанием и интересом. Обучающие задания должны чередоваться с развивающими играми, атмосфера кабинета призвана способствовать развитию познавательной и эмоциональной активности детей, вовлечению их в продуктивную совместную деятельность с педагогом и сверстниками. Для этого всё учебное пространство кабинета поделено на зоны, которые соответствуют основным направлениям работы:

• Зона коррекционно-развивающей работы оснащена необходимыми материалами для проведения индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы. Здесь расставлены столы, стулья. Для проведения игровых занятий, в ходе которых дети свободно размещаются на полу, в кабинете имеется ковёр, а так же разнообразный игровой материал.

• Зона консультативной работы. Здесь я постаралась создать доверительную и свободную обстановку, помогающую посетителю, пришедшему на консультацию, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Способствуют этому такие элементы интерьера как удобные диван и кресла, живописный фонтанчик.

• Зона организационно-планирующей деятельности. Эта зона необходима для подготовки к работе (занятиям, консультациям, обработки данных, хранения материалов, рабочей документации, методической литературы, пособий и т. д. В кабинете имеется практическая литература для работы с детьми, родителями, педагогами, методическая литература, просветительская литература.

• Зона релаксации. Кабинет должен служить местом эмоциональной разгрузки как для детей, так и для взрослых. Выполнению этой функции служит создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Во время релаксации дети лежат на специальных мягких ковриках под спокойную музыку, звуки природы.

В психологическом кабинете имеются : практическая литература для работы с детьми и педагогами, методическая литература, просветительская литература для педагогов и родителей, интерактивный стол ActivTable, световой стол для рисования песком, сенсорная тропа. Накоплен большой диагностический, коррекционный, раздаточный материал для работы с детьми (игры, картинки, ребусы, задания для развития памяти, внимания, мышления, восприятия, общей и мелкой моторики, массажёры, мелкие детали, пуговицы, верёвочки, шнуровки, коврики для релаксации).

Организация игрового пространства в кабинете педагога-психолога – это неотъемлемая часть целостной образовательной среды. Дошкольники получают возможность индивидуального развития в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями. Психолог обеспечивает условия для перевода ребёнка из объекта в субъект воспитания, даёт ребёнку возможность быть самим собой, создаёт условия для сохранения психологического и физического здоровья детей при переходе к школьному обучению.

1. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

2. Ввозная В. И., Коновалова И. Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ М., ТЦ Сфера, 2006.

3. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. - М. : Гардарики, 2000.

4. Пирская Т. Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ // Современный детский сад. – 2010.

5. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / изд. 7-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010.

Фотоотчёт «Макеты игрового пространства»

Фотоотчёт «Макеты игрового пространства» Одной из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста является свободная деятельность воспитанников.

Маркеры игрового пространства.

Маркеры игрового пространства. Доброго всем время суток,дорогие коллеги. Сегодня мы хотим вам рассказать о использовании маркеров игрового пространства для сюжетной игры.

Мастер-класс «Маркер игрового пространства «Дом» для детей младшего дошкольного возраста»

Мастер-класс «Маркер игрового пространства «Дом» для детей младшего дошкольного возраста» Что любят наши воспитанники больше всего? Конечно играть. Часто ребята для себя из стульчиков, кубиков создают маленькие "закуточки" - такая.

Организация игрового пространства в группе дошкольного образования

Организация игрового пространства в группе дошкольного образования меня мир детства ассоциируется с игрой. Нет такого ребёнка, который даже без игрушек, не придумал себе игру. Играя дети учатся мечтать.

Организация предметно-развивающей среды в кабинете учителя-логопеда

Организация предметно-развивающей среды в кабинете учителя-логопеда Определений предметно-развивающей среды в отечественной педагогике существует огромное количество, если говорить об обобщенном варианте,.

Качество оснащения кабинета психолога напрямую связано с результатами процесса психологической коррекции и работы с детьми.

Каждый из видов работы (диагностика эмоционального состояния, коррекция и консультирование) имеет разные задачи и требует использования специальных дидактических инструментов.

Профессиональные инструменты и наборы для кабинета психолога

Основная сложность в оснащении кабинета психолога в стандартной государственной школе или детском саду заключается в необходимости зонирования помещения с ограниченной площадью на отдельные участки. Традиционно в аудитории специалиста необходимо организовать три зоны: рабочую (обработка документации), консультационную (прием и общение с детьми) и методическую (коррекционная и развивающая работа).

Наши наборы, комплекты и инструменты соответствуют образовательным и гигиеническим стандартам, а также выполнены на основе современных педагогических и психологических тенденций.

Мы предлагаем большой выбор оснащения для каждого из видов работ:

  • Выполнение диагностических методик;
  • Игровая терапия, развитие сенсорного восприятия;
  • Создание мотивационного компонента;
  • Консультирование;
  • Групповые консультации и тренинги;
  • Коррекционные занятия.

Современные наборы инструментов для кабинета психолога отлично подходят не только для работы с детьми с нормальным психологическим состоянием. В нашем каталоге представлены варианты для психологического сопровождения школьников с нарушениями поведения, эмоциональными расстройствами, жертвами насилия или ментальными отклонениями.

Профессиональное оборудование для использования в кабинете психолога в детском саду или школе поможет наполнить коррекционное пространство средствами для эффективной работы с детьми всех возрастных категорий.

Помимо дидактических и методических инструментов, в нашем каталоге представлена школьная мебель, интерактивное оборудование, программное обеспечение и учебные пособия.

Подберем всё оборудование или мебель, подготовим документы и поставим с отсрочкой 45 дней.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Картотека игр по программе - Игры на формирование доброжелательного отношения детей друг к другу (программа Смирновой Е.О., Холмогоровой В.М.)

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПРИГОДИТСЯ
Игры на развитие уверенности в себе. Набор развивающих карточек

Комплект состоит из 20 двусторонних карточек. С одной стороны каждой из них помещена игра на развитие уверенности в себе (оранжевая рамка), а с другой стороны - игра на развитие внимания друг к другу и эмпатии (фиолетовая рамка). С помощью этих игр дети научатся: различать свои индивидуальные особенности; осознавать и описывать свои чувства и желания; оказывать помощь другим в трудной ситуации; терпимо относиться к чужим недостаткам; определять эмоциональное состояние собеседника; вежливо общаться с окружающими; сочувствовать и сопереживать.

Читайте также: