Игрушки для раннего возраста в доу

Обновлено: 06.05.2024

Игры на развитие практических действий у детей раннего возраста

Игры с мячами

Цели: учить детей удерживать в руках круглые предметы разного объема; осуществлять броски разной дальности и точности; учить пользоваться предметами, специально созданными для овладения орудийными действиями.

Оборудование и материалы: маленький и большой мячи; клюшка или молоток для закатывания, толкания мячей.

Примечание. Детям 1 — 2 лет интересно скатывать мяч с наклонной плоскости или бросать его в произвольном направлении. Детям постарше можно предложить более сложные задания, побуждая закатывать мяч в ворота или ямку, забрасывать его в корзинку, передавать другому ребенку.

«Мячик, катись!»

Описание игры. Взять мяч и обратиться к ребенку: «Что-то наш мяч лежит один, заскучал, грустит. Давай поиграем с ним!» Сесть на коврик напротив ребенка и толкать к нему мяч со словами: «Лови мячик!» После того как малыш поймает мяч, попросить его толкнуть мяч обратно. Действия желательно сопровождать шутливыми комментариями, например: «Какой веселый мячик, как ему нравится кататься».

Примечание. При повторной игре можно использовать мячи других размера и фактуры.

«Летающий мячик»

Описание игры. Предложить малышу ловить мяч на лету в положении стоя.

Показать, как надо держать руки, чтобы подбросить мяч. Подбросить его со словами: «Лети, мячик!» Если ребенку не удается выполнить действие, можно прокомментировать: «Сегодня мячик не хочет летать». Ни в коем случае не следует ругать ребенка, негативная оценка может вызвать отказ от игры.

Примечание. Мяч должен быть легкий и такого размера, чтобы ребенок мог обхватить его двумя руками.

«Шарик, лети!»

Описание игры. Показать, как можно поддерживать воздушный шарик на лету, подкидывая его поролоновой ракеткой или с помощью пластиковых палочек с мягкими наконечниками.

«Мячик, поскачи!»

Описание игры. Рассказать ребенку, что мячик умеет не только кататься и летать, но и прыгать. Показать, как нужно ударять мяч об пол или стенку и ловить его двумя руками. Игру можно сопровождать стихотворением С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч. »

«Закати мяч в ворота»

Описание игры. Сделать ворота из любых подручных средств и предложить: «Давай попробуем закатить мяч в ворота». Ребенок, сидя или стоя, пытается сделать это сначала с близкого расстояния. Закатывать мяч можно ногой или другим предметом. По мере освоения действий расстояние между ребенком и воротами можно увеличивать.

Примечание. Подобрать мяч, который легко и быстро катится по полу.

«Перебрось мяч через сетку»

Описание игры. Натянуть сетку или веревочку и перебрасывать мяч друг другу. Легкий мяч можно отбивать ракеткой. Более сложный вариант: мяч ловят большим сачком.

Игры с каталками и тележками

Цели: учить захватывать ручки тележек, веревочку, к которой привязана машина; учить управлять движением предмета, меняя его скорость и направление.

Оборудование и материалы игрушки на колесиках, которые можно толкать перед собой или везти за собой, скатывать по наклонной плоскости; пластиковая бутылка, мелкие предметы (бусины, горошины, катушки, колечки и т.п.).

«Змейка»

Описание игры. Поместить в пустую пластиковую бутылку горошины, бусины или другие мелкие предметы. Привязать к бутылке веревочку, на которую можно нанизать катушки, колечки и т. п. На конце веревки сделать петельку и предложить ребенку повозить «змейку» за собой.

«Каталки»

Описание игры. Показать, как катать тележку. Самому маленькому ребенку достаточно катать игрушку без всякой цели — ему будет интересно само действие. Ребенку постарше можно предложить отвезти игрушку в «домик».

«Едем с горки»

Описание игры. Толкать перед собой игрушку ребенку труднее, чем возить ее за собой. Для того чтобы помочь овладеть этим действием, предложить ребенку толкать тележку с невысокой горки.

«Почему машинка не катится?»

Описание игры. Соорудить на столе горку и поставить на нее препятствие (кубик, дощечку). Скатывать с горки машинку, которая будет останавливаться, достигнув препятствия. Нужно помочь ребенку понять, почему машинка не едет дальше, затем убрать препятствие или предложить ребенку объехать его.

Игры с сачками, удочками, черпачками

Цель: учить захватывать игрушки с помощью различных предметов.

Оборудование и материалы: емкости разного размера (аквариум, надувной бассейн, пластмассовые тазики, баночки с широкими горлышками, корзинки, ведерки); орудия, разные по размеру и свойствам, с помощью которых дети будут извлекать предметы (ложки, черпачки, ковшики, сачки); большие и маленькие, тонущие и плавающие предметы.

«Сачки и черпачки»

Описание игры. Погрузить в емкость с водой плавающие и тонущие предметы и предложить ребенку достать игрушки из воды с помощью разных орудий.

«Поймай рыбку»

Описание игры. В прозрачную банку, наполненную водой, опустить пластмассовых рыбок. Дать ребенку удочку с магнитом на конце (если рыбки с металлическими вкладками) и предложить поймать рыбок удочкой, показав, как это делается.

«Щипцы и пинцеты»

Описание игры. Предложить ребенку с помощью щипцов из столовых наборов или щипцов для белья вылавливать из «сухой» емкости мягкие игрушки, предметы, изготовленные из ткани.

Игры с молоточками, колышками, палочками

Цели: учить пользоваться молоточком, проталкивать предметы в трубки разного диаметра.

Оборудование и материалы: набор, в который входят брусок с отверстиями разного диаметра, колышки соответствующих размеров и молоточек. Если такого набора нет, его можно составить самостоятельно, подобрав деревянные или пластмассовые молоточки и колышки из других дидактических игр или строительного конструктора (кегли, счетные палочки, пластмассовые стержни и пр.); пластилин, глина, тесто.

«Молоток и колышки»

Описание игры. Показать ребенку, как подбирать колышки разного размера в соответствии с диаметром бруска. Если диаметр отверстия бруска совпадает с размером колышка, колышек легко входит в отверстие бруска с помощью молоточка.

Показать ребенку, как пользоваться молоточком, забивая колышки в материалы разной плотности (песок, мягкая глина, снег).

«Блинчики»

Описание игры. Предложить «испечь блинчики» для куклы. Можно использовать пластилин, глину или тесто. Вместе с ребенком взрослый скатывает из пластилина шарики, а затем расплющивает их молоточком — получаются блинчики.

Игры с лопатками и совочками

Цели: учить с помощью различных приспособлений насыпать, высыпать, копать, перемешивать сыпучие материалы.

Оборудование и материалы: совки, ведерки, формочки, ложки, миски, кружки; сыпучие материалы (песок, крупа, промытая речная галька).

«Насыпаем — высыпаем»

Описание игры. Предложить ребенку насыпать совочком песок в ведерко, пересыпать его из ведерка в формочки, ложкой или ковшиком перекладывать крупу из миски в кружечку.

Помогать ребенку удерживать в руке совочек, следить за тем, чтобы песок не попадал ребенку в глаза или рот.

«Делаем ямки»

Описание игры. Показать ребенку, как можно выкапывать в песке ямки, прокапывать дорожки. Затем предложить поиграть самостоятельно.

«Куличики»

Описание игры. Предложить ребенку сделать из влажного песка куличики с помощью формочек, ведерок, баночек.

Игры с конструкторами

Цель: учить свободно манипулировать деталями конструктора, самостоятельно открывая способы их крепления, создавая разнообразные фигурки и постройки.

Оборудование и материалы: деревянные или пластмассовые кубики, различные конструкторы.

«Поезд»

Описание игры. Предварительно рассмотреть картинки с изображением поезда, прочитать стихи о нем. Предложить ребенку построить поезд из деревянных или пластмассовых кубиков. Помочь поставить кубики друг за другом, «рассадить» по вагонам пассажиров и «отвезти» их в гости.

«Стенка»

Описание игры. Соединяя друг с другом детали, вместе с ребенком построить большую разноцветную стену. Затем ее можно использовать для игры в прятки с маленькими игрушками.

«Домики»

Описание игры. Предложить ребенку построить домик. Показать, как это сделать, используя разные конструкторы. В домик можно поместить мебель, пупсиков, животных.

Игры с кнопками, застежками, замочками

Цель: развитие координации движений глаз и рук с помощью манипулирования разнообразными кнопками, выключателями, креплениями, застежками, шнурками.

«Выключаем — включаем»

Оборудование и материалы: на листе фанеры закрепить предметы: выключатели разной конструкции, телефонный вращающийся диск, клавиатуру с кнопками, панели от радиоприемников, будильников, велосипедные звонки, разнообразные защелки.

Описание игры. Помочь ребенку освоить действия с этими предметами.

«Застегиваем — расстегиваем»

Оборудование и материалы на стенде, обтянутом плотной тканью, прикрепить разноцветные пуговицы и петли разного размера, полоски со шнуровкой, крупные молнии, кнопки, крючки.

Описание игры. Показать, какие действия можно выполнить с этими предметами, затем предложить ребенку самостоятельно произвести их.

«Открываем — закрываем»

Оборудование и материалы: наборы бытовых предметов с разными видами застежек (кошельки, сумочки, шкатулки, футляры).

Описание игры. Положить в емкости маленькие игрушки, застегнуть (закрыть) их, предложить ребенку открывать их и доставать оттуда игрушки.

«Отвинчиваем — завинчиваем»

Оборудование и материалы: пластиковые бутылки, банки, тюбики, пузырьки разных форм и размеров с разнообразными крышками.

Описание игры. Предложить ребенку открыть баночку и посмотреть, что в ней лежит. Чтобы его заинтересовать, внутрь баночки можно положить несколько маленьких предметов.

Игры с лентами, нитками, веревочками

Цели: развитие мелкой моторики с помощью использования различной шнуровки.

Примечание. Маленькие дети могут продевать шнурок в любые отверстия, дети постарше — вышивать узоры, продевая шнурок в нужные отверстия.

«Распусти носочек, смотай клубочек»

Оборудование и материалы: несколько небольших вязаных изделий (носочки, шарфики).

Описание игры. Попросить ребенка помочь распустить носочек и смотать нитки в клубок или намотать их на катушку. Когда ребенок справится с заданием, можно попросить сложить клубки и катушки в коробки для рукоделия в подходящие по размеру отделения.

«Заплети косичку»

Оборудование и материалы: толстые и тонкие веревки, узкие и широкие шнуры, жгуты, куски гибкой проволоки, ремешки, ленты, прикрепленные к стенду, стене или столу так, чтобы верхние концы были закреплены вместе или на близком расстоянии друг от друга, а нижние оставались свободными.

Описание игры. Вместе с ребенком рассмотреть косички у кукол, показать, как можно сплести такие же косички. Затем предложить попробовать самостоятельно сплести косички, используя материалы на стенде.

«Полечи куклу»

Оборудование и материалы: медицинские бинты (эластичные и марлевые).

Описание игры. Сказать ребенку, что у куклы заболела ножка. Показать, как ее надо забинтовать. Младшим детям легче действовать короткими эластичными бинтами, детям постарше можно предложить более длинные марлевые.

«Нанизываем бусы»

Оборудование и материалы: гибкая проволока, бусины или другие предметы с большими отверстиями.

Описание игры. Предложить сделать бусы для медведя, тигра, бегемота. Младшим детям предлагать действовать с крупными деталями, детям постарше — с более мелкими.

«Выложи дорожки»

Оборудование и материалы: веревки, нитки, шнурки.

Описание игры. Предложить ребенку на столе или на полу выложить дорожки из веревки, нитки или шнурка. Сначала сделать прямую дорожку, затем извилистую. Предложить ребенку по дорожкам поводить куклу.

К началу раннего возраста ребёнок приобретает стремление к самостоятельности и независимости. Общение ребё нка со взрослым теряет свою непосредственность: оно начинает опосредоваться предметами. На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребёнка со взрослым коренным образом меняется.

Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих предметных действий. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное - новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним.

Действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах.

Основные типы игрушек для раннего возраста

Пирамидка - очень полезная игрушка для малышей. Начиная с раннего возраста пирамидка может использоваться для сериационных игр (соотнесения деталей по размеру и цвету, в результате которых формируются соответствующие сенсорные эталоны.

Для детей от 1 года до полутора пирамида должна быть простая, состоящая из 3-4 колец одного размера. Это может быть, как пластиковая, так и деревянная пирамидка, важно, чтобы в деталях были достаточно большие отверстия, и они легко надевались на штырек. Для этого возрастного периода хороши пирамидки, имеющие элементы образных игрушек, завершающиеся вместо обычных шишечек, головкой курочки или клоуна. Такой образный завершающий элемент пирамидки мотивирует малыша к ее нанизыванию.

После освоения самого действия нанизывания можно предложить пирамидку с колечками разного размера (их также должно быть не много). Наиболее простой и удобной является пирамидка с основанием в виде конуса. Нанизывая колечки на такую пирамидку, ребёнок сам убеждается, какое колечко свободно опускается, а какое не влезает на стержень.

Для детей третьего года жизни пирамидка может состоять из 6-7 колец разного цвета. В этом возрасте с помощью пирамидки можно учиться различать не только размеры, но и цвета.

Вкладыши - это специальные игрушки, предназначенные для развития наглядно-действенного мышления малыша. Набор вкладышей представляет собой несколько (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине или даже матрешки. Вкладывая меньший предмет в больший, дети учатся соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаза. Эти игрушки очень полезны для развития восприятия и мышления ребёнка второго года жизни. К вкладышам также относят коробки для форм и предметных изображений. Это специальные пособия с прорезями или углублениями различной формы и размера, в которые вкладываются соответствующие предметы или картинки. Такие игровые пособия способствуют развитию восприятия формы и размера.

Детям от 1,5 лет подойдут наборы, состоящие из 5 и более предметов. Лучше, если это будет 5, и более местная матрешка и, соответствующий ей по количеству предметов и размеру, набор мисочек или кубиков. Выбирая плоскостной вкладыш или коробку для форм для детей более старшего возраста, следует выбирать такие, в которых само действие по вкладыванию предметов различной формы включено в какой-то игровой сюжет. Подойдут вкладыши с изображениями разных предметов, ориентируясь на форму которых ребенок должен найти соответствующее окошко, особенно хороши такие, где предметные картинки являются частями большой сюжетной картины. В этом случае можно будет разыгрывать ситуации с развитием какой-нибудь сказки, истории.

Консультация для родителей «Речь детей раннего возраста» Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста" Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни).

Консультация для родителей «Упрямство детей раннего возраста» Упрямство и "негативизм" начинают развиваться еще в возрасте одного года, так что вас этим не удивишь. Но после 2 лет это достигает новых.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста» Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста в ДОУ» Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, не может немедленно прибегнуть к защите (ласке мамы, папы, бабушки,.

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Какие игрушки купить моему ребенку?» Цель: способствовать повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка – дошкольника; показать значение грамотного.

Консультация «Капризы и упрямство» для родителей детей раннего возраста Капризы и упрямства детей раннего возраста. Капризность и упрямство – спутники любого возрастного кризиса в детстве. В наибольшей степени.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Малыш и его игрушки» Консультация для родителей детей раннего возраста: «Малыш и его игрушки» Ранний возраст ребенка – это очень ответственный период в развитии.

Консультация для родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,.

Консультация для родителей «Развивающие игры и игрушки для детей дошкольного возраста» Главной деятельностью дошкольника должна быть игра. Она имеет фундаментальное значение для детского развития: и воображение, и произвольность,.

Консультация для родителей «Речь детей раннего возраста» Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста" Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни).

Задачи: научить родителей выбирать игрушки для своего ребенка, учитывая его возрастные особенности.

Младенческий возраст

Возрастные особенности развития детей от 2-х месяцев до одного года

В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развиваются зрение и слух, малыш учится сосредотачивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их движением, прислушиваться к голосу или звучащему предмету, тянуть руки и захватывать предметы, подвешенные над кроваткой. Игрушки для самых маленьких, прежде всего, должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если игрушки будут звучащими.

После 4,5-5 месяцев дети способны различать основные цвета и формы. Они эмоционально отзывчивы на интонацию и музыку разного характера.

Под их контролем и при их участии начинают действовать руки: малыш хватает и удерживает видимый предмет (4-5 месяцев). Дайте возможность малышу чаще прикасаться к предметам, предлагайте его вниманию игрушки разной формы (круглые, овальные, прямоугольные, из разного материала (мягкий, упругий, гладкий). Подвесьте над детской кроваткой 2-3 игрушки (подвесные - звучащие игрушки) так, что бы ребенок мог задевать их ручками. Малыш заденет - и схватится. Такие действия очень полезны: из них разовьется умение брать и удерживать.

После 4 месяца перед малышом на разном расстоянии можно разложить несколько разных игрушек. Например, погремушку, плюшевого мишку, киску. Положите малыша на животик, погремите погремушкой и скажите вслух: «Погремушка». Пусть малыш возьмет ее и делает с ней, что захочет. Повторите этот процесс с другими игрушками, пока малышу не надоест. Хорошая игрушка - реалистична, она передает основные, типичные черты изображаемого. Нужно, чтобы игрушка вызывала удивление ребенка – это начало понимания и путь к познанию окружающего. Вид яркой игрушки или голос близкого человека побуждает ребенка, опираясь на руки или держась за опору, ползать и потом ходить (второе полугодие).

После 5-6 месяцев малыш начинает обследовать предметы. Пока он просто манипулирует тем, что попала в ручки: крутит, стучит, трясет, пробует на зубок, бросает… Дети обучаются различным действиям, наблюдая, как это делают взрослые и подражают им. Помогите малышу разобраться что делать с предметами, каковы их свойства. Обязательно позволяйте своему малышу много и свободно двигаться. Передвигаясь, ребенок начинает ориентироваться в пространстве (манеж, комната, двигаться на встречу окликающему его взрослому, развивается его умение действовать с предметами.

Простые действия с игрушкой (удерживает, размахивает) превращаются после 9-10 месяцев в несложные предметно-игровые. Малыш способен выполнять простые действия по словесной просьбе взрослого: брось маме мячик, возьми мишку. Кубики малыш кладет в коробку, мяч бросает, куклу баюкает, пирамидку собирает. Появляются любимые игрушки. Реализм игрушки сочетается с некоторой условностью (конь на колесиках, машинка - которую нужно возить за веревочку) - для того чтобы ребенок мог активно действовать с игрушкой. Эта условность помогает раскрыть реальный образ. Благодаря разнообразным играм – занятиям, появляются и оформляются первичные познавательные действия и мыслительные функции, малыш начинает размышлять о предметах.

Возрастные особенности развития детей от одного года до двух лет

На втором году жизни малыш много двигается, совершенствуются основные движения, особенно ходьба. Играйте с малышом в подвижные игры, поменьше держите его в коляске. Поставьте дома старый чемодан без острых углов – и пусть малыш забавляется, осваивая подъем и спуск с него. Почаще играйте с малышом в мяч. С начала дети катают большой мяч, сидя, потом учатся катать, стоя. Освоить броски поможет маленький мячик. Побуждайте ребенка бросать мяч то левой, то правой рукой. В это время ребенку полезно поиграть с игрушками, которые можно толкать впереди себя (тележки, коляски, игрушки на колесиках).

Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему формируются компоненты всех видов деятельности. У ребенка меняется отношение к миру предметов и способ взаимодействия с ними. Раньше они были просто интересными штучками для манипулирования. Теперь же любой предмет становится для него вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления. Обучать ребенка нужно посредством игры, наглядно и поэтапно, используя игрушки соответствующего размера (куклы, мишки, зайки, машинки, кубики).

Кукла самая древняя и популярная игрушка, динамически живой образ человека. Учит и закрепляет в игре простейшие жизненные навыки, ориентирует в величине, цвете, движении. В раннем возрасте для игры лучше всего подходит кукла - голыш, она становится для ребенка игровым партнером. Игрушка должна быть привлекательной, красивой, но простой, такой, чтобы с ней можно было активно действовать. Игрушка должна быть безопасна (не иметь острых углов, деталей которые могут причинить вред, отвечать требованиям гигиены: она должна быть из такого материала, чтобы ее можно было мыть, дезинфицировать.

Происходит быстрое развитие речи, темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить. Быстро формируется связь между предметом (действием) и словом его обозначающим. Речь малыша становится основным средством общения со взрослым, развивается эмоциональное взаимное общение, от языка жестов, мимики и словосочетаний малыш постепенно переходит к словам. Теперь он может сказать вам о своих просьбах и предложениях. В это время необходимо развивать слух и звуковую память с помощью простых музыкальных инструментов (бубен, дудочка, барабан, свистульки, звучащих и музыкальных игрушек.

Развивается самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Важно подталкивать ребенка к открытиям, а не представлять ему готовый результат. Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Поиграйте с малышом в дидактические игрушки (матрешки, пирамидки, грибочки, бизиборды). Дидактическая игрушка подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. Она способствует накоплению опыта, совершенствованию познавательных процессов

Ребенок осваивает правила поведения с другими детьми - играть, не мешая сверстникам, учится просить игрушки, обмениваться ими. Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.

Возрастные особенности развития ребенка от 2 до 3 лет

На третьем году жизни малыш продолжает познавать мир и становиться самостоятельней. В активной совместной деятельности с близкими взрослыми развивается его память, воображение, речь, появляется способность к анализу, синтезу, сравнению. Задача родителей в этот период - продолжать знакомить ребенка с предметами, окружающими его: с их свойствами, назначением. Важно помнить, что у малыша появляется потребность создавать что-то своими руками-рисовать, конструировать, строить, лепить.

На третьем году жизни у ребенка формируется образ своего Я. В этом возрасте дети думают о себе в превосходной степени: Я самый ловкий, смелый, красивый… Но на самом деле их навыки, пока еще далеки от совершенства. И если родители не будут помогать своему ребенку в развитии, однажды его может постичь горькое разочарование, которое впоследствии обернется неуверенностью в себе. Родители должны знать, что лучше всего разные навыки усваиваются и совершенствуются в интересной игре.

К трем годам набор игрушек расширяется : очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель и способствует развитию основных движений, крупные пирамидки из 7-8 колец, мягкие игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а хорошо засыпают с ними. С мягкими игрушками можно разыгрывать знакомые сказки, они уточняют, дополняют представление ребенка о внешнем виде животных. К сюжетно - образным игрушкам, прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, испытывая удовольствие от того, что из странных кусочков получается замечательная, понятная ребенку игрушка.

Для малыша будет интересна крупная мозаика, из которой они могут мастерить сами, развивая свои творческие способности и фантазию.

На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в дочки - матери, в папу и маму, в магазин, в доктора, в детский сад, в гараж. Эти игры помогают развивать речь ребенка, расширяют его словарный запас. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь, большая машина).

Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности.

Очень порадуют ребенка игрушки - забавы, назначение которых вызывать веселый смех детей, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением или звучанием (пищалки, хлопушки, дудочки, крякающая уточка, часики и т. д.)

Необходимы и настольно-печатные игры: лото, парные картинки, домино, разрезные картинки из 2,4,6 частей пазлы, кубики – эти игры требуют самостоятельной умственной работы, учат сравнивать, соотносить, группировать.

Хорошо, если уже в этом возрасте у ребенка будет свое игровое место в квартире, а у игрушек свой «домик», или большая коробка, куда можно сложить игрушки. Именно с этого возраста нужно приучать малыша к аккуратности.

Стремление ребенка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование к игрушкам – они должны быть похожи на оригинал, быть прочными и безопасными. Играя в игрушки, ребенку должно быть радостно и весело.

После того как игрушки выбраны родителями, проходит обсуждения правильности выбора.

- «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. ФГОС.

Арапова-Пискарева Н. А., Белая К. Ю., Борисова М. М., Веракса А. Н., Веракса Н. Е., Волосовец Т. В. Мозаика-Синтез, 2020 год, 368 стр.

- «Воспитателю о детской игре» Д. В. Менджерицкая. Москва Просвещение, 1982 год, 128 стр.

- «Игра и игрушки» Е. А. Флерина. Москва Просвещение, 1973 год, 111 с.

- Журналы «Воспитатель ДОУ» № 5, ст. «Игра в раннем возрасте

(организация самостоятельной игровой деятельности детей раннего возраста в ДОУ)

канд. пед. наук Печора К. Л. стр. 73. 2008 г.

- «Игровые занятия с детьми 1-2 лет» Д. Н. Колдина.

- «Психическое и физическое развитие ребенка от 1 до 3 лет» А. С. Галанов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Подбор игрушек для детей раннего возраста»

Особую роль такие любимые мягкие игрушки играют для малышей раннего возраста в трудные моменты их жизни, когда ребенок чувствует себя одиноким и нуждается в помощи и защите. Например, перед сном, или когда малыш болеет, или когда оказывается в незнакомой ситуации или в период адаптации ребенка к детскому саду. Адаптация вызывает дискомфорт у ребенка. Особенно нуждаются в присутствии мягкой игрушки дети с трудной адаптацией, которые испытывают в новой обстановке тревогу, напряжение. Игрушка дает им ощущение защищенности и безопасности.

Развитие ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а

В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни.

Куклы (разного размера), кукольный домик, мебель, посуда, машины, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т. д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки и т. д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.

Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, разрезные картинки,краски пластилин,

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для ребенка от 1.5 до 2 лет интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать.

Игрушки для детей от 1 до 3 лет

Назначение: Данная публикация предназначена для воспитателей групп раннего дошкольного возраста и родителей.

Цель: Учить делать правильный выбор игрушек для развития детей раннего дошкольного возраста.

Магазины детских игрушек пестреют разнообразием разных ярких игрушек. И именно игрушки от года до трёх лет представлены сейчас довольно широким ассортиментом, и если попытаться скупить всё предложенное, то, скорее всего, размер нашего кошелька просто не позволит.

Я всегда говорю родителям младшего дошкольного возраста, что игрушки надо выбирать, а не собирать.

Давайте подробно остановимся, какими же игрушками должны играть наши малыши начнём с раннего возраста с года.

Итак, ребёнку исполнился год, он начинает ходить, говорить первые слова и лучше конечно выбирать игрушки условно-образные. Это игрушки, сделанные из мягкой цветной фактуры (куклы, животные), кроме этого обратите внимание, чтобы у вашего малыша были резиновые игрушки рыбки, утята, лягушата, пупсы, они предназначены для игр с водой или во время купания.

К 1 году 6 месяцев постепенно можно вносить и новые игрушки, уже новые игрушки будут отражать знание детей о животных это резиновые фигуры животных, дети охотно играют с этими животными выражают эмоциональное отношение к ним мимикой, звукоподражаниями. Очень необходимы малышам игрушки , изображающие знакомые предметы быта. Игрушечная мебель, игрушечная посуда и лучше когда детская мебель будет соответствовать росту ребёнка, что бы ребёнок мог садиться за стол и кормить свою куклу. Для укрепления здоровья и развития движений малышу нужны, игрушки с которыми он мог бы двигаться: ходить, бегать это может быть мячи, большие машины, каталки. Для того, что бы совершенствовать ходьбу, двигательные умения детей, а так же для развития игры им нужны технические игрушки: это могут быть детские коляски для кукол, машины средних размеров, заводные машины. Для сюжетных игр необходимы большие и средние строительные наборы кубиков, дети строят дороги, гаражи, башни, домики.

К 2 годам можно будет покупать пирамидки из 3-х видов разных по размеру колец, матрёшки из 3-4 вкладышей, очень уместны игрушки условно - образные, реалистические, игрушки заместители, куклы сгибающими руками и ногами. Тем более в этом возрасте у детей происходит качественный скачок в развитии активной речи. И лучше в этом возрасте купить детям кубики, на которых изображены понятные им предметы или картинки животных. Играя и поворачивая кубики, ребёнок встречается с новой картинкой, пытается назвать новый предмет.

От двух до трёх лет ребёнок становится более самостоятельным и умелым. Теперь для всестороннего развития необходимы разные виды игрушек: кегли, надувные крупные игрушки, тележки, машины больших и маленьких размеров, мячи разные по размеру. С такими игрушками ребёнок учится ориентироваться в пространстве, движения их становятся более координированными, ловкими. Так же остаются кубики, вкладыши, матрёшки, но уже более сложные, игрушки которые малыш мог бы разобрать и потом сложить.

И вот пришло, время идти, в детский сад, здесь свои требования к подбору игрушек, ведь все мы знаем, что с хорошей игрушкой ребёнок играет длительно и активно. При отборе игрушек воспитатель учитывает два педагогических аспекта: тематику игрушек.

В распоряжении детей раннего дошкольного возраста постоянно должны быть следующие игрушки:

- игрушки каталки (на палочке и с верёвочкой), игрушки которые будут заводиться ключом.

- пирамидки разных размеров от большой до самой маленькой

- матрёшки 3-4 местные

- резиновые игрушки в ассортименте изображающие животных

- звучные игрушки (бубны, погремушки, музыкальные инструменты)

- куклы разных видов большие и маленькие

- машины разных размеров желательно на каждого мальчика

- мячи разных размеров

- детская посуда в ассортименте

- ванночки с пупсами

Читайте также: