Игрушки для развития легких у детей

Обновлено: 28.03.2024

Цель: Познакомить воспитателей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста с помощью тренажеров.

Задачи: 1. Рассказать о необходимости регулярного проведения дыхательной гимнастики детей.

2. Учить применять тренажеры для дыхательной гимнастики.

3. Создать благоприятную атмосферу для педагогов посредством увлечения общим делом.

Мы говорим «утро дышит прохладой», «вздохнула земля», «божественное дыхание ветерка», «дыхание жизни» - вся наша планета дышит, развивается как живой организм. А поможет управлять этим процессом – дыхательная гимнастика. Александровна Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит». В первую очередь, занятия дыхательной гимнастикой способствуют общему оздоровлению организма ребенка, активизации деятельности иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной систем. Упражнения на глубокое и поверхностное дыхание, которые осваивает малыш, помогают предотвратить опасность возникновения простудных заболеваний. Дыхательная гимнастика – это один из способов закаливания детского организма, поскольку обеспечивается наиболее полная вентиляция легких, тренируются мышцы дыхательного аппарата, улучшаются общее физическое самочувствие и эмоциональный настрой.

Существует очень много интересных упражнений (комплексы дыхательной гимнастики) для развития дыхания детей дошкольного возраста, которые обязательно включаются в различные виды детской деятельности: деятельность по развитию речи, познавательному развитию, физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, гимнастику пробуждения и как самостоятельные игры-упражнения с различными атрибутами, игрушками – тренажёрами. Сегодня я хочу вас познакомить с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным или музыкальным сопровождениям.

Цель упражнений с тренажёром - укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции легких во всех его отделах.

Ты румяненький бочок,

По дорожке ты катись,

Лесных зверей берегись.

Сделать макет леса с дорожками и зверями (заяц, волк, медведь, лиса). Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по этим тропинкам и избежать встречи с лесными жителями.

Мастер-класс для воспитателей «Тренажеры для дыхательной гимнастики «Дышим правильно — болеем мало!»

Что-то спряталось на дне,

Но пока не видно мне.

На снежок подую я

И скажу, что там, друзья.

На дно неглубокой коробки приклеить картинку, насыпать снег (конфетти). Задача ребенка – раздуть снежок с середины и увидеть картинку.


На ладошку села.

Ветерок дунул – она полетела

Летела-летела и на цветочек села.

Выставить цветочную поляну. Задача ребенка – сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.

Цель упражнений с тренажёром - укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции легких во всех его отделах Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение.


Небо хмурится с утра,

Надо солнышку помочь.

Ветерочком стану я,

Уходите, тучи, прочь.

На столе приклеить солнце, закрыть его тучами из ваты (пенопласта). Дети разгоняют, раздувают тучи.


«Прожорливые животные» - суть игры заключается в том, чтобы дети, подув на шарик, попали в рот животным. Роль шарика может выполнять фантик, кусочек ваты, смятая бумажка. Он превращается в угощение, и дети начинают угощать животных.


«Времена года». В пластиковой бутылке проделываются дырочки. Внутрь насыпаются конфетти, мелко нарезанный пенопласт, вырезанные листья, бабочки, цветы. В отверстие в пробке вставляется дыхательная трубка. Начинает дуть тот, у кого содержимое бутылки соответствует ответу загадки.

Цель: развитие органов дыхания.

Я раскрываю почки,

в зелёные листочки.

зовут меня. (весна)

В небе - радуга-дуга.

На грядке - ягода-нуга,

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться. (лето)

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (осень)

Дел у меня немало

- Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

А зовут меня. (зима)

Задача детей, держа лист лилии на ладошке, сдуть лягушку. Причем, если дунуть быстро и сильно, то получится, что лягушка "спрыгнет" с листка.


«Волшебные рамочки» - суть игры заключается в том, чтобы дети, подув, помогли героям спастись (Красной Шапочке от злого Волка, Зайцу от Волка).


Дидактическое пособие для дыхательной гимнастики «Аквариум». Цели дыхательной гимнастики :

- тренировать дыхательную систему. Научить детей правильно дышать через нос, рот, и при дыхании выполнять различные упражнения.

- снимать эмоциональное напряжение

- оздоровление организма. Так же это пособие используется как материал при прохождении тем "Подводный мир".


Я познакомила вас с некоторыми тренажерами для дыхательной гимнастики. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи, изготовить тренажеры. Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.

Памятка по проведению

дыхательной гимнастики.

1. Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветриваемом помещении.

2. Не рекомендуется проводить дыхательную гимнастику на сытый желудок.

3. Не выполнять дыхательную гимнастику, если ребёнок в плохом настроении или болен.

4. Сначала учим детей общим дыхательным упражнениям :

- учим дышать при закрытом рте: тренируем носовой выдох;

- затем тренируем ротовой выдох, закрывая при этом ноздри.

5. Учим задерживать дыхание на 1-2 секунды.

6. На следующем этапе учим направленной воздушной струе (помним, что воздух должен проходить посередине языка, щёки при этом не надуваются).

7. При выполнении дыхательных упражнений не следует переутомлять ребёнка (длительность выполнения упражнений не больше 5 минут, следите за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.

8. Ребёнок должен быть в свободной одежде, не стесняющей движения.

9. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт, музыку.

10. Дозируйте количество и темп проведения упражнений.

11. Дыхательная гимнастика проводится с детьми в игровой форме.

Использование дыхательной гимнастики в ДОУ Внедрение ФГОС требует новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять.

Мастер-класс для педагогов «Изготовление и применение тренажеров для проведения дыхательной гимнастики с детьми»

Мастер-класс для педагогов «Изготовление и применение тренажеров для проведения дыхательной гимнастики с детьми» Цель мастер-класса: обучение изготовлению и применению тренажеров для дыхательной гимнастики. Задачи: -рассказать о необходимости регулярного.

Мастер-класс для родителей «Использование дыхательной гимнастики»

Мастер-класс для родителей «Использование дыхательной гимнастики» Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования и самомассажа» Пробуждение — один из самых значимых моментов в распорядке дня любого человека. Особенно важен этот этап для детей. От того, как ребенок.

Мастер-класс для воспитателей по дыхательной гимнастики «Вместе весело дышать»

Мастер-класс для воспитателей по дыхательной гимнастики «Вместе весело дышать» астер-класс для воспитателей «Вместе весело дышать» Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является едва ли не.

Мастер-класс «Рукавичка для дыхательной гимнастики»

Мастер-класс «Рукавичка для дыхательной гимнастики» Дыхательная гимнастика - это комплекс дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний. В чём.

Мастер-класс «Волшебные рукавички для дыхательной гимнастики»

Мастер-класс «Волшебные рукавички для дыхательной гимнастики» Мастер-класс «Волшебные рукавички (для дыхательной гимнастики)» Воспитатель: Хайруллина Ирина Владимировна ЦЕЛЬ : Нестандартных подходов.

Пособия для дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз

Пособия для дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз Миронова Елена Николаевна Пособия для дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. В своей группе я использую нетрадиционные пособия.

Проект «Оздоровительно-речевой клуб «Правильно дышим — меньше болеем!» Аннотация проекта: Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, их родителей, педагогов ДОУ. Он.

Роль дыхательной гимнастики на занятиях Дыхательные упражнения - способствуют углублению дыхания, развитию газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить.

Развитие речевого дыхания имеет большое значение в коррекции речи. Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.

Пособия-тренажеры для развития речевого дыхания, выполненные своими руками из бросового материала

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Хочу представить вам пособия - тренажеры, направленные на развитие правильного речевого дыхания у детей, выполненные своими руками.

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

«Северное сияние» Выполнено следующим образом - картонный круг обматала пряжей различных цветов, затем на нити люрекс подвесила бусины и приклеила двух пингвинов, вырезанных из обложки тетради.




"Футбол» Изготовлено из крышки от обуви - это футбольное поле, пластиковой емкости разрезанной пополам - ворота.



«Рыбки» Кольцо из проволоки обмотала атласной тесьмой синего и фиолетового цвета. На кольцо прикрепила рыбок, выполненных из ракушек и гофрированной бумаги.


«Подуй на чай» Коробка от торта превратилась в интересное пособие.







«Кошечка беги» Кошечки сделаны из обычной бумаги, причем я использовала с напечатанным текстом.




«Буря в бутылке» В пластиковые бутылочки накрошила пенопласт и добавила пайетки. проделала отверстие в крышке для соломинки, крышку посадила на клей.


«Я подую - ты вертись» Различные картинки животных или сказочных героев прикрепить на шпажку и можно дуть на них они будут крутится на деревянной шпажке. Я использовала длинные шпажки для бутербродов с картинкой.



Игры получились яркими и очень нравятся детям. Они с удовольствием выполняют упражнения на дыхание.


Игры своими руками из бросового материала 1) Попугайчик – балансир Материалы: • белый картон или плотный лист бумаги; • ножницы; • фломастеры или карандаши; • кусочек пластилина;.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дед Мороз» для развития речевого дыхания

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дед Мороз» для развития речевого дыхания Мастер-класс: Дидактическое пособие "Дед Мороз! " для развития речевого дыхания. Дидактическое пособие «Дед Мороз!», предназначено для развития.

Мастер-класс с родителями «Театр из бросового материала своими руками» Цель мастер-класса: Формирование у родителей интереса к театру и приобщение к совместной театральной деятельности. применении театрализованной.

Презентация «Дидактические пособия для формирования правильного речевого дыхания» Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным.

Методический проект «Развивающие игры своими руками из бросового и подручного материала»

Методический проект «Развивающие игры своими руками из бросового и подручного материала» Тип проекта: По доминирующему методу: практико-ориентированный. По характеру содержания: ребёнок и рукотворный мир. По характеру участия.

Мастер-класс по изготовлению поделки из бросового материала «Картина своими руками»

Мастер-класс по изготовлению поделки из бросового материала «Картина своими руками» Дать вторую жизнь вещам, на мой взгляд -всегда интересное и увлекательное занятие. Научить этому молодое поколение- значит показать, значимость.

Презентация «Тренажеры для развития речевого дыхания» Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт.

Садовые фигурки своими руками из гипсовой штукатурки и бросового материала

Садовые фигурки своими руками из гипсовой штукатурки и бросового материала Садовые фигурки можно сделать своими руками быстро и красиво. Для этого нужно всего лишь бросовый материал и гипсовая штукатурка. Садовая.

Роль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детей

Работа по развитию речевого дыхания очень важна с детьми дошкольниками, особенно с теми, у кого существуют проблемы с речью, то есть детьми логопедической группы. Упражнения на дыхание широко используются как в работе по развитию речи детей (при постановке сложных звуков, в работе над темпом, громкостью, так и в оздоровительной работе. Они способствуют насыщению клеток кислородом, повышению общего тонуса, стимулируют работу сердца, мозга, нервной системы, улучшает пищеварение. А также медленный вдох помогает расслабиться, успокоиться. Существует много различных методик правильного дыхания, самая распространённая и известная из них - дыхательная гимнастика Стрельниковой. Мы стараемся использовать дыхательную гимнастику на занятиях по развитию речи, физкультурных занятиях, в утренней гимнастике и как самостоятельные игры-упражнения с различными атрибутами

, игрушками - тренажёрами. Тренажёры для дыхания можно сделать своими руками, они просты в изготовлении и не требуют больших затрат.

Цель упражнений с тренажёром :укрепление дыхательных мышц, стимуляция верхних дыхательных путей. Изготовить их очень просто: нужно вырезать из картона цветок и рукавичку, добавить бабочку и снежинку на ниточке. Ребёнку предлагается сдуть снежинку и бабочку. Детям это доставляет истинную радость и наслаждение, при этом он развивает своё речевое дыхание, укрепляет организм в целом.

Дидактическое пособие для развития у детей речевого дыхания «Осеннее дерево»

Дидактическое пособие для развития у детей речевого дыхания «Осеннее дерево» Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное.

Мастер-класс по созданию игры для развития речевого дыхания «Посади бабочку на цветок» руками детей

Мастер-класс по созданию игры для развития речевого дыхания «Посади бабочку на цветок» руками детей Как приятно слышать мелодичную и плавную речь. Для формирования красивой речи необходимо правильное речевое дыхание. Некоторым детям это.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Пособие для развития речевого дыхания

Пособие для развития речевого дыхания Пособие для дыхательной гимнастики своими руками Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает.

Пособия и игры для развития речевого дыхания

Пособия и игры для развития речевого дыхания Пособия и игры на развитие речевого дыхания Игры на развитие силы воздушной струи, равномерного вдоха и выдоха, силы голоса, эмоциональной.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания

Игры и упражнения для развития речевого дыхания Сегодня хочу обратить внимание на еще один важный компонент звуковой культуры речи - речевое дыхание. Речевое дыхание - это дыхание в процессе.

Сказочные пособия для развития речевого дыхания

Сказочные пособия для развития речевого дыхания Пополнение и обновление предметно-пространственной среды в группах ДОУ -процесс, требующий творчества, выдумки, фантазии, и, конечно же,.

Вспомните, как важно делать правильно вдох и выдох, чтобы чтение было точным с точки зрения интонации, как учат делать паузы на знаках препинания и набирать побольше воздуха, чтобы прочитать/проговорить следующую фразу.

Дыхание влияет и на развитие голоса, и на артикуляцию, и на звукопроизношение.

О том, в какие игры (упражнениями их язык не поворачивается назвать) поиграть с детьми, чтобы выработать диафрагмальное дыхание, и научиться контролировать силу и распределение выдоха, так необходимые для речевого дыхания, нам рассказала логопед, преподаватель скорочтения центра SmartyKids Краснодар Кристина Игнатенко.

Спойлер: дыхательная гимнастика между прочим не только помогает становлению правильной речи, но и является отличной профилактикой заболеваний верхних дыхательных путей.


Дыхательная гимнастика полезна всем детям без исключения. Даже если у ребенка идеально поставлены и автоматизированы все звуки, дыхательная гимнастика не будет лишней. А учитывая, что практически все упражнения – это веселые игры, они могут стать отличным семейным досугом. Просто не говорите детям, что вы занимаетесь. Играйте и получайте удовольствие.

4 правила дыхательной гимнастики:

  • занимаемся после влажной уборки;
  • НЕ занимаемся после плотного ужина или обеда.
  • занимаемся только в свободной одежде;
  • следим, чтобы мышцы рук, шеи и груди не напрягались.

Во что будем играть?

Делаем пену

Это развлечение обожают малыши, но, как показывает практика, даже школьники с удовольствием придаются этому хулиганству.

Вам потребуется большой поднос (или застелите стол клеенкой), 2-5 стаканов или мисок с водой. Лучше прозрачных. В каждую наливаем воду, добавляем пару капель моющего средства и волшебный ингредиент – пищевой краситель. Количество цветов безгранично как вы понимаете.

Вооружаем детей коктейльными соломинками и начинаем активно дуть. Разноцветная пена вызывает абсолютный восторг у всех.

Ею, кстати, можно рисовать. Достаточно раскатать рулон бумаги под всеми этими стаканами.

Играем в футбол

Это самая распространенная игра для дыхательной гимнастики, но от этого не менее прекрасная. Один процесс сооружения ворот из подручных средств чего стоит.

А дальше катаем небольшой шарик из бумаги или салфетки и начинаем играть. Только вместо ног используем дыхание.

Можно играть вдвоем или целой компанией.

Игра не просто развивает дыхание, но и учит управлять его силой и направлением. И конечно тренирует тот самый длинный выдох, который дольше, чем вдох.

Задуваем свечи

Это только кажется, что это забава для годовалых малышей, которых натаскивают задувать свечи, чтобы поразить родственников на первом дне рождения. Но на самом деле это чрезвычайно полезное упражнение.

Ведь можно задувать не одну свечу, а несколько, а если сделать из свечей целое панно, то можно тренироваться в задувании в определенной последовательности. Задуваем через одну (тренировка коротких выдохов и вдохов), задуваем целый ряд (длинный выдох) и т.д.

Кроме того, огонь завораживает детей, так что в эту игру можно действительно играть бесконечно.

Воздушный волейбол

Дома очень часто не хватает подвижных игр. Соседи снизу не очень любят футбол и прыжки, соседи сбоку не радуются стуку мяча об стену. То ли дело воздушный волейбол, когда можно и дыхание прокачать и вволю наиграться.

Правила простые: нужно передавать друг другу воздушный шар без помощи рук и ног. Только одним дыханием. Есть конечно риск, что дети будут носиться по комнате. Но оно того стоит.

Если же очень хочется, чтобы игра была тихой, предложите поддерживать воздушный шар в воздухе на время. Кто дольше сможет удерживать его на весу? Кстати, попробуйте посоревноваться с детьми. Не факт, что вы выиграете.

Оркестр из воздуха

Музыка ветра, колокольчики, есть масса предметов, которые издают звуки от движения воздуха. Попробуйте создать свой такой оркестр. Можно подвязать на ленточку разные металлические предметы, а также колокольчики, полые трубочки, железные чашки и так далее. А ленточки подвязать к дощечке или палочке. Получится своеобразная музыкальная стена. Вот только играть мы на ней будем не поварешкой, а своим дыханием.

Здесь потребуется недюжинная сила. Но это можно преподнести как соревнование: у кого получится извлечь звук из того или иного предмета. Естественно в этой игре нужно помнить и о движении дыхания и о его силе. А родителям во время подготовки реквизита помнить, что предметы должны быть максимально легкими, чтобы ребенок оказался успешен в игре.

Губная гармошка – идеальный музыкальный инструмент для дыхательной и артикуляционной гимнастики. Предложите ребенку попробовать на ней сыграть. Если ему удастся извлечь хотя бы один звук – это уже успех.

Устроим снегопад

Самая веселая игра, но и самая хлопотная. Так что лучше заранее договоритесь с ребенком, что после хулиганства убираться вы будете вместе.

Снег может быть из ваты, мелкой бумаги или салфеток, а также из пушинок, кусочков синтепона и перышек.

Если захочется более яркой игры, можно использовать опавшие листья или лепестки роз.

Набираем полные ладошки «снега», округляем губы, слегка вытягиваем их вперед и устраиваем порыв ветра. Единственное, следите, чтобы ребенок не надувал щеки во время этой игры. Иначе нужного эффекта от упражнения не будет достигнуто.

Морской бой

Если в доме есть сиблинги, то это просто идеальная игра для купания в ванной. Собственно, нужно два участника (но можно и больше), емкость с водой (тазик на столе тоже подойдет), флотилия (можно использовать бумажные кораблики, а можно использовать упаковки из-под киндера сюрпризов, снабдив их парусом из бумаги, например).

Итак, регата начинается. Чей кораблик первым доберется до финиша? Здесь дыхание должно быть легким и направленным, чтобы кораблик не перевернулся, сильным, чтобы плыл дальше других и размеренным, чтобы дыхания хватило довести корабль до финиша.

По аналогии можно устраивать гонки бумажных шариков на столе, разметив его предварительно скотчем. В соревновании должны участвовать все члены семьи: у кого самое сильное дыхание?

До самого края

Дети обожают булькать чаем, какао и не очень любят вытирать после этих игр стол. Отлично. Тогда предлагаем им в совершенстве овладеть навыками бульканья.

Берем два стакана, лучше прозрачных. В один наливаем много воды (чая или сока), во второй чуть-чуть. Задача: максимально долго булькать, но так, чтобы пузырьки поднимались до края, но ни капли не пролилось мимо.

Попробуйте сами: это не так уж и просто. Игра прокачает навык контроля за силой выдоха и за его правильным распределением.

Битва на пузырях

Мыльные пузыри – беспроигрышный вариант для детей любого возраста. Даже 18 +. Причем их же можно не только учиться выдувать, но еще и уклоняться от атаки мыльными пузырями. Правда ролями все же лучше меняться – игра довольно энергозатратная и утомительная.

Смысл простой: один выдувает мыльные пузыри в сторону другого, а тот дыханием их отбивает.

Ароматное лото

Большинство игр заточены на тренировку выдоха и владения именно им. Однако и техника вдоха тоже очень важна. Самая простая и приятная игра – это ароматное лото.

Можно использовать сквиши (благо они сейчас в ассортименте всех цветов и оттенков запахов), можно использовать эфирные масла (одной капли на кусок материи будет более чем достаточно), а также цветы, специи, фрукты и вообще все, что имеет запах.

Здесь мы совмещаем и угадайку (играть лучше с закрытыми глазами) и дыхательную гимнастику, отрабатывая технику правильного вдоха.

Расставляем перед ребенком наш ассортимент и предлагаем найти тот или иной аромат или определить, какой именно запах он сейчас слышит.

Вдох должен быть глубоким и длинным. И не забывайте про технику безопасности:

— никаких резких запахов;

— к носу близко не подносить;

— следить, чтобы все предметы были чистыми, попадание пыли в дыхательные пути – не тот результат, которого мы хотим достичь.

Физиологическое дыхание – это просто. Мы практически не замечаем, как делаем вдох и выдох. Это совершенно естественный процесс. Другое дело дыхание речевое, когда от того, как мы сделаем вдох, и каким будет выдох и его сила, зависит сила и тембр голоса, его направленность и даже чистота произносимого звука.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно, то есть происходит неосознанно. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.

Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от физиологического тем, что это управляемый, осознанный процесс. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, выдох гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза, а затем – длинный выдох. Количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

Дыхательная система ребёнка-дошкольника еще не достигла полного развития. Дыхание у детей поверхностное, учащённое. При этом ослаблен вдох и укорочен выдох, и, как правило, имеются затруднения в произнесении длинных фраз. В результате неэкономного и неравномерного распределения выдыхаемого воздуха ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого происходит, так называемое, “заглатывание” конца слова или фразы.

Очень слабый вдох и выдох ведут к тихой, едва слышимой речи, что затрудняет общение с окружающими. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных. При неумелом распределении дыхания по словам, ребенок делает вдох в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять).

Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно. Иногда укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Что же делать? Самое главное — научить детей правильно дышать!

1. Носовое дыхание.

Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на здоровье человека. Йоги считают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Кроме того, такая гимнастика значительно повышает силы защитных механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Необходимо дышать через нос и в обыденной жизни, и при выполнении дыхательных упражнений.

Цель данных упражнений: ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи.

Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередование.

  • широко открыть рот и спокойно подышать носом;
  • закрыть одну ноздрю пальцем – плавный выдох вдох через свободную ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую;
  • вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос;
  • вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать);
  • вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зуба — как греют руки);
  • вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы;
  • вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

Формирование толчкообразных выдохов через нос или рот и их чередований.

  • вдох носом, выдох через нос толчками;
  • вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки;
  • рот широко открыт, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака);
  • вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох через нос (рот не закрывать);
  • вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

Формирование умения сочетать плавный и толчкообразный выдохи.

  • вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце;
  • вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох;
  • губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох;
  • вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце;
  • вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох также через рот, в конце переходящий в плавный выдох;
  • губы в улыбке, вдох носом, удлиненный выдох через рот;
  • губы в улыбке, вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох.

Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики – 5-6 минут.

2. Диафрагмальное дыхание.

Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмальное дыхание.

Диафрагмальное дыхание – это такое дыхание, при котором вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а так же плечи практически остаются неподвижными.

На данном этапе развиваем ощущения движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота. Упражнения выполняются вначале в положении лежа, затем сидя и стоя.

Из положения лежа:

«Рыбка». Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку-рыбку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит, игрушка, стоящая на нем, поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.

Качаю рыбку на волне,

Плывет она по мне.

«Бегемотик» — Говорим ребенку: «Положи ладонь на живот и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох и опускается, когда делаешь выдох. Можно сопровождать рифмой:

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Из положения сидя.

Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно.

«Бегемотики»

То животик поднимается,

То животик опускается.

Из положения стоя.

Наблюдение за детьми показывает, что некоторые из них при изменении положения переходят к привычному верхнеключичному или верхнереберному типу дыхания, их рука, положенная на область диафрагмы, не совершает движений. В таком случае кладем ладонь ребенка себе на область диафрагмы и предлагаем ему «почувствовать рукой», а также посмотреть, как движется «живот» в процессе дыхания. Вдох спокойный, плечи не поднимаются.

3. Дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой.

Эта авторская методика подходит для занятий с детьми от 3 лет. Заниматься можно всей семьей. Цель данных упражнений – увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. Делается шумный короткий вдох носом при слегка сомкнутых губах. Выдох – свободно через рот. Все упражнения ритмизованы. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5-6 минут. В начале осваиваются три упражнения. В каждый последующий день добавляется еще по одному. Весь комплекс состоит из 11упражнений:

1.«Ладошки»
И.п.: встать прямо, поднять ладони на уровень лица, локти опустить. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный, через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

2.«Поясок»
И.п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой, резко опустить кулаки вниз, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

3.«Поклон»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона. Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.

4.«Кошка»
И.п.: встать прямо, кисти на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками сбрасывающее движение в сторону. На выдохе вернуться в исходное положение.

5.«Обними плечи»
И.п.: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.

6.«Большой маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям – шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, — еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами – движениями. Вернуться в исходное положение.

7.«Повороты головы»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох. Вдох пассивный между двумя вдохами.

8.«Ушки»
И.п.: встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами, наклоны делать без перерыва.

9.«Малый маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок- тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.

10.«Перекаты»
И.п.: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней — вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполняется 8 раз без остановки. Поменять ноги.

11.«Танцевальные шаги»
И.п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге, — вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, — вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.

4. Речевое дыхание.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его правильная организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса.

Поэтому конечной целью развития дыхания является выработка длительной воздушной струи, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

«Задуй упрямую свечу» — в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть носом, надуть живот; затем длительно выдыхать — «гасить свечу».

«Паровоз» — ходить, имитируя согнутыми руками движения паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Пастушок» — подуть в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров (вдох через нос, надуть живот, длительный выдох)

«Кто громче» — выпрямить спину, сомкнуть губы, указательным пальцем левой руки плотно прижать левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить на выдохе «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

«Аист» — стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение, удерживая равновесие; вдох через нос, на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

«Маятник» — сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 сек), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3 – 4 раза.

«Шарик» — представить себя воздушным шариком; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре коротких вдоха (надуть живот) и задержать дыхание. Затем на счет 1 – 5 медленно выдохнуть через рот.

«Каша» — вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых» не менее 6 раз.

«Ворона» — сесть прямо, поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. На выдохе произнести: кар-р-р! (6 раз)

«Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

«Греем руки» — вдыхать через нос и плавно выдыхать через рот на руки, как бы согревая их.

«Дровосек» — встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. На выдохе резко, словно под тяжестью топора, опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «уууух». Повторить 6 – 8 раз.

«Сбор урожая» — встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки – вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза.

«Комарик» — сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

«Сыграем на гармошке» — встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 сек). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3 – 4 раза.

«Трубач» — поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10 – 15 сек).

«Жук» — сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

«Шину прокололи» — сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».

«Снег» — сделать вдох через нос и подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

«Кораблики» — наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Можно использовать пластмассовые капсулы от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

«Футбол» — соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок дует на шарик, стараясь загнать его в ворота.

«Бульбульки» — возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка — не пролить воду.

«Дудочка» — высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

Так же для развития плавного выдоха можно использовать детские игрушки: 2-3 яркие бумажные бабочки, подвешенные на палочку; бумажные султанчики; игрушки-вертушки; китайский колокольчик «музыка ветра»; свистки; детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных; различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки; разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами); воздушные шары; мыльные пузыри.
Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели.

Дыхательная гимнастика для ребенка может стать приятным и полезным занятием.

Читайте также: