Игрушки для развития логического мышления

Обновлено: 03.05.2024

Все родители хотят, чтобы их дети были не только здоровы, но и успешны. И могли решать задачи и справляться с проблемами, которые неизбежно возникают на пути к успеху. А для этого необходимо учить детей искать пути решения, думать, размышлять. Иными словами, развивать их логическое мышление.

Что такое мышление?

Существует много определений этого понятия, но, по сути, все они сводятся к одному: мышление — процесс познания через обобщения, опосредованное отражение действительности. То есть это знания, которые мы получаем не от органов чувств, а с помощью мыслительного процесса.

Можно привести простой пример: мы смотрим на кипящий чайник и точно знаем, что вода в нем очень горячая. Нам не нужно измерять ее температуру с помощью специальных приборов, не нужно пробовать воду рукой. Мы помним, как выглядит кипящая вода, и, обобщив свои знания и распространив их на конкретный чайник с водой, делаем вывод. Так устроен процесс мышления.

Рассмотрим основные мыслительные операции, которые помогают процессу познания.

  1. Анализ — это мыслительная операция разложения изучаемого объекта на составные части, свойства или характеристики. Анализ помогает выделить определенные свойства предмета, необходимые нам в том или ином случае. Их может быть сколько угодно. К примеру, как можно описать яблоко? Оно круглое, красное, съедобное.
  2. Синтез — противоположная анализу операция, когда на основе общих черт предметы или явления объединяются в группы. В нашем примере: нечто красное, круглое и съедобное — что это может быть? Яблоко? Да, но не только — очевидно, под описание попадут и помидор, и слива, и конфета соответствующей формы.
  3. Обобщение — это объединение различных предметов или явлений в одну группу на основе общего признака. К примеру: несколько предметов разной формы — яблоко, банан и груша — можно объединить в группу «Съедобные». А яблоко, красный бант и пожарная машина — в группу «Красные предметы».
  4. Сравнение. Тут все просто: предметы или явления, имеющие общий признак, сопоставляются друг с другом. Яблоко такое же красное, как и пожарная машина, но значительно меньше. Общий признак — цвет, отличие — размер.
  5. Конкретизация. На основе общих признаков можно определить конкретные предметы. В нашем случае: красные предметы — яблоко, пожарная машина, бант. Съедобные продукты: банан, яблоко, груша, помидор.
  6. Аналогия. Перенос знаний об одном предмете/явлении на другой (менее изученный или недоступный для изучения). Зная характеристики одного яблока, можно сделать вывод обо всех яблоках в корзине.

К операциям мышления также относят:

  1. Абстрагирование — когда, изучая предмет, необходимо сконцентрироваться на одном его свойстве, игнорируя остальные. К примеру, мяч и апельсин — круглые предметы, на этом их сходство заканчивается. Но если нам нужно назвать именно предметы, имеющие форму шара, от остальных свойств апельсина и мяча можно абстрагироваться.
  2. Классификацию — это распределение предметов по каким-то признакам. Например, мы можем распределить предметы по форме (круглые и нет); цвету (красные и нет), признаку «съедобное или несъедобное». Мысленная классификация помогает упорядочить знания о предмете.
  3. Систематизацию — расположение объектов в определенном порядке. Например, все красные предметы можно выстроить по размеру: пожарная машина — яблоко — бант.

Процесс обучения, получения любых новых знаний, как правило, включает в себя совершение человеком одновременно нескольких таких мыслительных операций.

Особенности мышления дошкольников

Психологи выделяют три вида мышления, характерного для детей дошкольного возраста:

1. Наглядно-действенное. Предполагает изучение предмета при непосредственном взаимодействии с ним. Оно развивается у ребенка самым первым, уже к 2-3 годам. Мышление в этом возрасте строится по принципу: «действие — наблюдение за результатами — попытка понять, что происходит». Малыш еще не размышляет и практически не обращается к предыдущему опыту.

2. Наглядно-образное. Проявляется с 3-6 лет. Здесь уже важную роль играет приобретенный ранее опыт. В этом возрасте ребенку необязательно совершать определенные действия, если он знает их результат. Он может представить себе знакомый предмет (его образ) и даже совершать с ним мысленно определенные действия с помощью воспоминаний и воображения.

К примеру, малышу 2 лет, чтобы «покормить» куклу, нужны и кукла, и ложка, а в 5 лет ребенок спокойно оперирует невидимой ложкой, ведя активный диалог с куклой, которая тоже порой существует только в его воображении.

3. Словесно-логическое. Характерно для детей старшего дошкольного возраста. Это наиболее развитый этап мышления. Здесь в процесс познания вовлекаются не только действия и образы — ребенок задействует мыслительные операции, рассуждает. На этой стадии мышления активно используется речь.

Безусловно, и в этом возрасте наглядный материал имеет большое значение, но ребенок уже способен анализировать ситуацию, прогнозировать ее развитие на основе прежнего опыта, обобщать, делать выводы. Говорят, что в возрасте 5-7 лет у ребенка «включается логика».

развитие логического мышления дошкольников

«Логика» в буквальном переводе с греческого языка означает «наука о правильном мышлении» или «способность к рассуждению». То есть для того, чтобы развить логического мышление у дошкольника, нужно научить его правильно думать, рассуждать.

При этом необходимо помнить, что логическое мышление у ребенка должно опираться на определённый уровень знаний. Поэтому важно не только развивать мыслительный аппарат ребенка, но и обеспечить его информацией об окружающем мире.

Формы логического мышления

Выделяют три формы логического мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие — это обобщенная характеристика какого-то явления или предмета, а точнее, группы предметов или явлений, сходных по какому-либо признаку.

Например, «снег — вид атмосферных осадков кристаллической формы». В данном случае понятие «снег» выделяет именно этот вид атмосферных осадков на основе признака «кристаллическая форма».

Суждение — это отражение связей между предметами или явлениями. Оно необязательно истинно — может быть и ложным, и частным, и единичным.

Примером истинного и общего суждения в нашем случае может быть выражение «снег всегда выпадает при низкой температуре», частного — «бывают бесснежные зимы», единичного — «этой зимой снега не было».

Умозаключение — установление таких связей между понятиями (или суждениями), при которых из одного или нескольких исходных суждений получается новое — вывод.

Очевидно, что именно умение делать выводы (умозаключения) из имеющейся у человека информации говорит о его способности мыслить логически.

Развитие логического мышления у дошкольников

Ребенок 5-7 лет уже в состоянии пользоваться мыслительными операциями: анализировать предметы и явления, выделять их характерные особенности, устанавливать причинно-следственные связи, выдавать умозаключения. То есть логическое мышление детям старшего дошкольного возраста вполне доступно.

При этом детские психологи предостерегают родителей от попыток быстро «перевести» ребенка из стадии образного мышления в более развитую стадию логического. Мешать ребенку «думать образами» не стоит хотя бы потому, что такое умение формирует креативность, творческое начало у детей, а следовательно, облегчает поиск решения нестандартных задач. Отсутствие же развитого воображения может вылиться в неспособность ребенка к абстрактному мышлению, которое развивается позже, к 10 годам.

Главная роль родителей в том, чтобы обеспечить детям максимально эффективный процесс познания. Малышам до 3 лет, «думающим руками», нужно предоставить как можно больше возможностей тактильно изучать предметы и их трансформации. Ребенок обязательно должен собрать башню из кубиков, слепить куличик из песка, искупать уточку в воде и так далее. Материал для исследований может быть ограничен только соображениями безопасности.


Для развития образного мышления необходимо, чтобы ребенок умел рисовать или лепить из пластилина предметы по памяти, наблюдал за природой, связно описывал картинки, мог рассказать о том, какого результата он хочет добиться, собирая конструктор.

Не стоит ожидать, что, достигнув определенного возраста, ребенок сразу перескочит от одного типа мышления к другому. У него формируется способность перейти на новый уровень, а реализовать ее он сможет только с помощью взрослого. На первом этапе участие взрослого в занятиях детей необходимо. При этом он не просто занимается тем же, что и ребенок, но и вовлекает его в обсуждение: «Как ты думаешь, если эту деталь поставить сюда, что получится?» (собирая конструктор), «Я забыл, как выглядит мухомор» (рисуя лес).

В более позднем возрасте ребенка нужно вовлекать в поиск причинно-следственных связей между явлениями и предметами. Например, не сразу отвечать на его вопросы, а порассуждать вместе с ним или попросить его предложить свои варианты. Главное в данном случае не правильный ответ, а поиск решения.

В возрасте 5-6 лет детям можно предлагать несложные логические задачи для дошкольников. Главное — не перегружайте малыша: в этом возрасте будет достаточно 10-15 минут занятий в день. А для поддержания интереса ребенка старайтесь выбирать задачи с увлекательным сюжетом и красочными иллюстрациями.

Игры и упражнения на развитие логического мышления дошкольников

В любом возрасте будут полезны детские игры на развитие логики. Вот несколько примеров таких игр и упражнений.

«Игра наоборот»

Эта игра хороша тем, что в нее могут играть неограниченное количество детей. Кроме того, малыши всегда очень весело и с готовностью «исправляют» взрослых.

«Лишний предмет»

Игра «Найди лишнее» — также подходящее для любого возраста веселое занятие.

Картинки или предметы собираются в одном месте (коробке, шляпе) по какому-то принципу, и туда же подбрасывается один лишний предмет. Его и нужно выявить и назвать.

Задания могут быть совсем простыми и более сложными. К примеру, малышам можно в коробку с фруктами подкинуть мячик, а для старших детей в те же фрукты положить овощ.

В данном случае в игровой форме ребенок учится анализировать предметы, выделять общие и разные черты, приобретает навыки классификации.

«На что похоже?»

Поиграйте с ребенком в ассоциации. Пусть он скажет, что ему напоминает тот или иной предмет. Начинать можно с самого простого (апельсин — мячик, картофелина — камешек) и постепенно переходить к более сложным ассоциациям: на что похоже дождливое небо, пушистый котенок, варежка, стол. Чем удивительнее выйдет ассоциация, тем лучше.

Не пытайтесь подсказать ребенку тривиальный ответ: даже если вам не кажется, что мороженое похоже на воздушный шарик, — не страшно, важно, чтобы у ребенка рождались свои образы.

Эта игра больше подходит средним «дошколятам».

«Что это значит?»

Облегченный вариант полноценной логической игры.

Предложите ребенку продолжить фразу, причем как можно большим количеством способов: «Я взял со стола конфету. Что это значит?» Вариантами, например, могут быть: «На столе больше нет конфеты», «Конфета теперь у меня в руке (кармане)», «Конфет на столе стало меньше», «Я испачкал шоколадом руку»…

Чем больше рождается вариантов, тем они удивительнее. Эта игра не для самых маленьких, но в 4-5 лет дети играют в нее уже с удовольствием.

«Дорисуй рисунок»

Самая простая творческая задача. Вы можете нарисовать на листе любую фигуру (закорючку) и предложить ребенку дорисовать, так, чтобы эта фигура обязательно была задействована. Для детей помладше можно изобразить что-то вполне узнаваемое, но не дорисованное, а для детей постарше — не ограничивать свою фантазию.

«Найди пару»

Составьте пары из картинок, логически связанных между собой. Разложите на две кучки. Пусть ребенок найдет для каждого предмета его пару.

«Описание предмета»

Вы называете предмет, а ребенок должен подобрать как можно больше эпитетов к нему. К примеру, елка: колючая, высокая, красивая, нарядная, зеленая.

Интересен и обратный вариант. Что может быть колючим? Та же елка, ежик, иголка, снег, шарф… Чем больше ассоциаций, тем лучше.

Игра, конечно, не для самых маленьких.

«Найди последовательность»

Для детей, которые умеют считать хотя бы до 10, можно составить элементарную числовую последовательность, где каждое последующее число больше/меньше предыдущего (на определенное число).

2 — 4 — 6 — …Что дальше?

9 — 7 — 5 — …Что дальше?

Старшим дошкольникам понравятся игры на поиск закономерностей не только с числами, но и с картинками.

«Самые нужные предметы»

Предложите ребенку собраться на дачу / необитаемый остров / в кругосветное путешествие, взяв с собой только вещи, например, на букву «к» или зеленого цвета, причем не больше 10 штук. Пусть объяснит, зачем ему та или иная вещь.

Помимо того, что это весело, это еще и хороший способ проверить, как ребенок прогнозирует варианты развития событий.

Видов развивающих занятий очень много. Какой из них выбрать — зависит только от фантазии взрослых и склонностей детей. Некоторые дети лучше воспринимают информацию в словесной форме, другие — через иллюстрации. Главное, чтобы ребенку было интересно, чтобы он включился в процесс поиска решения, начал думать: «Почему это так?» и «Что будет, если?»

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Развиваем логическое мышление, учим работать с информацией и принимать верные решения в интерактивном игровом формате

Для интеллекта взрослого человека основным видом мышления является словесно-логическое . У среднестатистического ребёнка оно впервые начинает проявлять себя в 5-7 лет, становится ведущим в 7-8, планомерно развивается на протяжении всего взросления и преобладает в дальнейшем.

Из названия " словесно-логическое мышление " становится ясно, что развитая речь здесь очень важна. Всё потому, что любые понятия, из которых будут строиться выводы, выражаются именно в словах. Даже для решения простенькой загадки: " Что это за животное: ест морковку, прыгает, боится волка и лису, имеет длинные уши? " требуется прочитать или прослушать слова , проанализировать эти слова в голове - "прыгает", "ест морковку" и т.д., найти у них общее и после этого сделать логическое умозаключение к какому животному подходят все эти характеристики.

Именно поэтому так часто можно увидеть информацию о том, что если ребёнок 5-6 лет не говорит/не понимает речь, это неизбежно потянет за собой задержку умственного развития вплоть до умственной отсталости. Поэтому коррекцию нарушений речи, особенно тяжелых, желательно начинать ДО 5 лет (чем раньше, тем лучше).

Но для словесно-логического мышления не менее важна и развитая логика. Человек может не иметь никаких проблем с речью, но с хромающей логикой будет делать совершенно несостоятельные выводы и умным его тоже никто не назовёт. От развитости логики у ребёнка в период дошкольного возраста во многом зависит его будущий интеллект.

Для детей с тяжёлыми нарушениями речи развитие логики приобретает особое значение ввиду того, что логические операции обрабатываются в левом полушарии мозга - том же самом, которое отвечает за речь. Получается, что стимулируя левое полушарие развитием логики, мы работаем не только с интеллектом, но и с речью.

Так что же развивает логику у дошкольников?

В первую очередь я хочу отметить, что формирование логики невозможно без внимания и пространственных представлений. При недостаточности эти двух функций будет страдать и логическое мышление.

Кроме того, чтобы ребёнок мог выполнить многие задания на логику, от него требуется не только интеллектуальная сохранность, но и хорошее зрение. Поэтому при очевидных затруднениях даже в довольно простых, наглядных заданиях по возрасту, стоит посетить офтальмолога. Особенно это важно при нарушениях речи - малыш не сможет сообщить о каких-то своих проблемах и есть вероятность того, что все вокруг будут говорить, что ребёнок умственно неполноценный, а ему-то оказывается надо было скорректировать зрение.

Ниже вас ждёт подборка бюджетных логических игр для детей 2-3 и 4-5 лет.

Игры на развитие логики для детей 2-3 лет

Простые закономерности

Как правило, доступны детям ближе к 2,5-3 годам. На этот возраст подойдут простые вариации а-ля нанизываем одну чёрную бусину, одну белую, одну чёрную, одну белую и т.д.

Помимо бусин, можно приобрести мозаику с гвоздиками и давать ребёнку чередовать гвоздики. Можно и вообще особо не тратиться, а вырезать, например, цветные круги или вагоны поезда, как на картинке ниже, и чередовать 2 цвета.

Умный сундучок - комодик от Raduga Kids, (волшебный сундучок) - увлекательная обучающая игра, а точн..

Межполушарная доска - дидактический лабиринт (мозг) - это деревянная доска лабиринт, очень полезный ..

Деревянный развивающий Ноутбук Алфавит для детей, обучающая, настольная игра - игрушка изготовлена и..

Тетрис деревянный, игра Головоломка АГАМС - эта головоломка будет интересна как детям, так и взрослы..

Тренажер межполушарного развития "Левое - Правое" - для межполушарного развития, представляющий собо..

Деревянная пирамидка, конструктор радуга (дуги яркие) - развивающая игрушка для детей, которая заин..

Головоломка Коты, 13 кошек, Smile Decor П014 - это детская развивающая игрушка, для дошкольников в в..

Межполушарная доска - дидактический лабиринт (квадрат) - это деревянная доска лабиринт, очень полезн..

Деревянная Развивающая игра "Сортер", сундучок с прорезями Мастер игрушек IG0165 - сортер представля..

Пазл-головоломка Smile Decor Эмоции П017 - необычная игра, представляет собой планшет с набором вкла..

Деревянная игра Кошки-мышки Вальда V0105 - просто чудо, а не игра! Детей, а порой и взрослых, за уши..

Настольная - Дидактическая игра "Арбуз" - это увлекательная игра, специально созданная для развития ..

Межполушарная доска - дидактический лабиринт (лабиринт) - это деревянная доска лабиринт, очень полез..

Народная Богородская игрушка Курочки на кормушке клюющие - богородские игрушки очень интересуют малы..

Развивающая игра "Умное облачко", Smile Decor А023 - отличная игра для развития мелкой моторики, вни..

Деревянная Мозаика Мини - Радуга Кидс (8 карточек) - в комплекте 8 сюжетных карточек бабочка, машинк..

Пальчиковый театр Smile Decor, Насекомые из фетра, Smile Decor Ф001 - Всем известно, что между между..

Деревянный Нейротренажер балансир для рук - лабиринт - игра с лабиринтом не только укрепляются межпо..

Игры для развития мышления

Мы собрали в разделе игры и игрушки для развития логики, памяти и внимания. Данные пособия понадобится психологам для диагностики и развития высших психических функций. Задания можно проводить для работы с детьми от 2 до 8 лет.

Такие игрушки и игры на внимание, память, логика:

Зрительная память.
В играх ребенок запоминает пары лиц, последовательность и расположение предметов, собирает пазлы, учится соотносить целое и части, ищет различия между картинками, находит предметы определенной формы и цвета.

Слуховое внимание.
Задания в этом блоке похожи: ребенок слушает указания диктора и выполняет их. Сложность зависит от конкретной игры. Например, для малышей подойдет игра с шапками: надо найти котенка под шапкой с белым ободком или зеленым, с заячьими ушками или хвостиком жирафа. Старшим дошкольникам подойдет соревнование на скорость с пылесосами: надо выбрать предметы с определенным признаком (синие, съедобные или шерстяные), сосчитать их и нажать на верную цифру.

Моторика.
Игры в этом разделе развивают глазомер, мелкую и крупную моторику, навык управления мышкой. Задания разнообразные: закрасить стены дома, следовать мышкой за жучком на экране, перетащить камни с дороги и выполнять различные движения стоя.
В играх с мышкой можно выбрать размер указателя: чем он больше, тем проще ребенку.

Логическое мышление.
В играх ребенок подбирает оттенок и форму предмета по образцу, находит «лишний» предмет и выкладывает последовательность.

Пространственное мышление.
Ребенок учится работать на пространстве листа — отступать клеточки вправо, влево, вверх или вниз. Расставлять предметы, отображая образец зеркально. Собирать предмет по контурам. Соотносить предметы по форме и цвету и соединять их в определенной последовательности.

А мы с будущими школярами продолжаем играть. в развитие логики! В этот раз у нас подборка для тренировки рассудительного и доказательного мышления. Почему этот вид «думания» важен для ребенка? Потому что детям с развитой логикой легче учиться – они умеют анализировать, делать выводы и отделять важное от второстепенного.

1. Чем отличаются и чем похожи

Назвать два предмета, а детенышу нужно найти у них различия и сходства. К примеру: яблоко и груша, ручка и мел, кошка и тигр, арбуз и мячик, лед и стекло и др. Потом детка может задать подобные задачки и вам.


2. Придумай предложение

Можно играть с одним или несколькими детьми.

Один говорит слово, а остальные придумывают с этим словом предложения. Например, один из ребят называет слово «каракатица». Рядом сидящий малыш отвечает: «Я могу нарисовать каракатицу», следующий говорит: «Мне кажется, на коньках я иногда похож на каракатицу» и т.п. Далее ход переход к следующему игроку, он называет свое слово, а остальные придумывают предложения.

3. Закончи предложение

Вы начинаете предложение, а ребенку его нужно закончить. Можно давать подсказки из трех слов (но не все из них должны быть правильные). Вот примеры:

– Маша бежала и упала, потому что (хотела пить, поскользнулась, передумала бежать).

– Коля отдернул руку, потому что взялся за горячую (деревянную, шерстяную, металлическую) ручку сковородки.

– Ученый увидел далекую звезду с помощью (лупы, очков, телескопа).

– Бабушка выглянула на улицу и взяла зонтик, потому что (увидела кота, шел дождь, решила попрыгать по лужам).

4. Как использовать?

Подумайте вместе с ребенком, как еще возможно использовать обычные вещи в различных ситуациях. Фантазируйте на полную катушку! Обычная палка может стать: тростью, спортивным снарядом, колышком для растения, измерителем глубины, шиной для сломанной ноги, карандашом для рисования на песке и др.

Можно задавать ситуации для необычного применения вещей. Допустим, путешествие, кораблекрушение или необитаемый остров. У вас собой мяч, для чего он может пригодиться? Им можно просто играть, применять вместо спасательного круга, разрезать его и сделать емкость для питья, бросать его в непрошенного зверя и т.д.

Понятно, что многие идеи нестандартного использования могут быть «притянуты за уши», не критикуйте, главное в этом упражнении «разбудить ум».

5. Выбери нужное или убери лишнее

Предлагайте дитятке варианты, в которых есть лишние позиции или где нужно выбрать верное. Например:

– У кошки есть: зубы, хвост, глаза и рога.

– Времена года: зима, осень, лето и холод.

– Дни недели: суббота, понедельник, вторник и праздники.

– Мать старше дочери: иногда, редко, никогда, всегда.

– Пассажирский транспорт: автобус, самосвал, цементовоз, грузовик.

– Время: час, секунда, минута, зима.

– Одежда: платье, сарафан, водолазка, шапка.

– Продукты: сыр, кукла, тетрадь, карандаш.


6. Ищем клад

Нарисуйте вместе с ребенком карту сокровищ – план комнаты с указанием окон, дверей, мебели. (Предварительно объясните бебику, что план жилища представляет собой вид помещения сверху). Потом ребенок выходит из комнаты, а вы прячете куклу, машинку или другой ценный приз и обозначаете на карте место крестиком. Далее малыш ищет «клад». Если легко нашел, то усложняем игру – рисуем план всей квартиры или дачного участка.

7. Рассказываем небылицы

По очереди с ребенком рассказывайте друг другу истории, в которых часть деталей – сказочный вымысел. Допустим, «Вечером на улице после оранжевого дождя птицы начали летать задом наперед. А потом на поводке вывели гулять крокодила, и он подружился с дворовыми собаками».

Слушатель поясняет рассказчику, чего быть не может и почему.

8. Что бывает.

Поочередно задавайте друг другу вопрос «Что бывает …». В ответе нужно назвать как можно больше предметов. Заодно проверите уместность употребления ребенком словосочетаний и расширите его словарный запас. Приблизительные вопросы:

– Что бывает пушистым? (мех, собака, ковер и т.п)

– Что бывает блестящим (блестки, украшения, зеркало и др)

– Что бывает большим? (слон, планета, страх, пирог и т. п.)

– Что бывает стеклянным? (ваза, стакан, тарелка, окно, люстра и т.д)

– Что бывает страшным (монстр, темнота, сон и др)

9. Чересчур

Обсудите с ребёнком положительные или отрицательные свойства одного и того же предмета или явления. Одна новая игрушка – хорошо, две тоже неплохо, а если игрушки заполонили всю комнату (станет тесно, играть неудобно). Съесть одну мороженку – вкуснятина, а если много (заболит живот, испортятся зубы). Солнышко светит – тепло и прекрасно, а если солнца очень много (становится жарко, может быть солнечный удар или «обгорит» кожа).

10. Найди общее слово

Предлагайте ребенку три слова из одной группы, а он должен назвать слово-обобщение:

– дождь, снег, град (осадки);

– ежевика, клубника, малина (ягоды);

– пожарный, швея, повар (профессии);

– опята, шампиньон, груздь (грибы);

– кровать, стол, шкаф (мебель);

– дуб, береза, сосна (деревья).

11. Вспомни быстрее

Детеныш должен быстро вспомнить и назвать то, что вы «загадали». Например:

– четыре стеклянных предмета,

– пять домашних животных,

– три вещи круглой формы,

– два колючих диких животных.

Или вариант попроще. Вы говорите качество предмета (цвет, форма, вкус), а крохе нужно быстро назвать предмет, обладающий им.

12. Придумать сказку

Игра для деток, умеющих читать хотя бы по слогам. Предложите чаду открыть любимую книжку на любой странице и, закрыв глаза, указать на любое слово. А потом с этим словом придумать предложение. Снова закрыть глаза и ткнуть на слово, – сочинить следующее предложение с новым словом и т.д. В итоге должен получиться небольшой связный рассказ.


13. Угадай-ка

Ребенку нужно догадаться, о чем или ком вы рассказываете. Например, «веселый, пушистый, любит сосиски и валяться на родительской кровати, с хвостиком» (домашний песик). Или «кислый, желтый, папа любит с чаем» (лимон).

По тому же принципу можно «загадать» любимые игрушки и вкусняшки дитенка, явления природы, одежду, мебель и т.п. Потом очередь ребенка загадывать. Детские загадки могут получиться очень забавными.

14. Без чего нельзя?

15. «Шкаф-собака»: найди сходство и разницу

Эта игра поначалу ставит некоторых детей в тупик, а другие от нее, наоборот, в восторге. Суть в том, что ребенку нужно сравнить и найти общее между двумя совершенно разными категориями вещей. Допустим, шкаф и собака, цветок и железная банка, окно и книга, диван и телефон. Пусть детеныш найдет как можно больше сходств, а потом различий. Будет весело!

16. Измеряем все

Предложите ребенку подумать, каким образом и с помощью чего можно измерить: божью коровку, червяка, курицу, собаку, детский сад, дорогу от дома до бабушки, тетрадь, карандаш и др. Как отмерить продукты для торта: молоко, масло, какао, сахар, муку.

Такие задачки тренируют логику, расширяют кругозор и готовят кроху к познанию системы мер и весов.

17. Противоположности

Вы называете слово, а ребенок – его противоположное значение. Перебираем так противоположные качества предметов: холодный – горячий, большой – маленький, съедобный – несъедобный, тяжелый – легкий.

Противоположные действия: мерзнуть – греться, здороваться – прощаться, прятаться – искать, тянуть – толкать, резать – клеить, поливать – сушить, ломать – строить.

Противоположные явления и объекты: зима – лето, день – ночь, пол – потолок, мальчик – девочка, младенец – старик и др.

Все мы пользуемся словосочетанием «логически мыслить», когда хотим рассказать о том, как пришли к правильному выводу. При этом чаще всего имеется в виду, что в процессе принятия решений мы рассуждали, использовали свой опыт, знания, даже подключили интуицию. Корректно ли такое определение? Что такое на самом деле логическое мышление?

В переводе с греческого логическое мышление — это буквально «правильное мышление». То есть такая цепь рассуждений, которая приводит к верному выводу и при этом использует различные логические конструкции, понятия и навыки.

Какие навыки имеются в виду:

  • способность сконцентрироваться на проблеме;
  • правильно ее сформулировать;
  • проанализировать ситуацию, посмотреть на нее с различных точек зрения;
  • умение мысленно разбирать целое на отдельные элементы и наоборот — обобщать и собирать из элементов целое;
  • систематизировать и классифицировать информацию и т. д.

Почему важно развивать логику с детства?

Ни один ребенок не рождается с умением мыслить логически. Да, бывают более и менее сообразительные дети, но логическое мышление — это то, что нужно развивать.

Это не только поможет в учебе в школе или на дополнительных занятиях — логическое мышление дает возможность выходить за рамки предложенного задания, мыслить шире и в конечном счете достигать результата меньшими усилиями.

Логика — большое подспорье при изучении иностранных языков.

Без привлечения логики невозможно решить нестандартную задачу, будь то задание по математике или непростая жизненная ситуация. Логическое мышление развивает интеллект во всех направлениях.

В век высоких технологий достижение социального благополучия невозможно без способности мыслить рационально и анализировать поток информации, делая правильные выводы и просчитывая варианты развития событий.

Почему игры — лучший способ развития логики у ребенка?

Дети не любят «обязаловки». В их представлении изучение чего-либо — это «то, что НУЖНО делать», а значит, то, что скучно и неинтересно. Это хочется поскорее закончить, чтобы начать играть. Ведь игра — основной вид активности ребенка. Именно в игре он познает мир, учится общаться, приобретает полезные навыки — и хорошо проводит время. Вы редко услышите от ребенка, что ему «лень играть», а «лень заниматься» — сколько угодно.

логические игры для детей 6-7 лет

Какими должны быть игры на логику для детей?

Логические игры для детей 5-7 лет в первую очередь должны быть увлекательными.

Независимо от того, какую конечную цель преследует игра, она не должна утомлять ребенка, должна соответствовать его возрасту и интересам.

Хорошо, если в процессе игры ребенок переходит от одного вида деятельности к другому: за словесными играми следуют головоломки, за математическими ребусами — загадки в картинках. Так ребенок сможет развивать сразу несколько направлений мышления.

15 занимательных игр на логику для детей

Для обучения ребенка логике не нужно никаких специальных приспособлений, игрушек, оборудования. Лист бумаги, карандаш, спички — огромное количество логических игр можно придумать только с этими предметами — и даже вовсе без них (если речь идет о словесных играх).

1. Головоломки со спичками

Хороший пример увлекательного занятия с тем, что всегда под рукой.

Перед началом игры взрослый должен составить из спичек заданную картинку и только после этого предложить ребенку переставить одну или несколько спичек таким образом, чтобы картинка изменилась.

Головоломки со спичками могут составляться для детей разных возрастов. Общими для всех заданий является их наглядность и то, что спички можно сколько угодно раз переставлять, добиваясь верного решения.

Обратите внимание: задания со спичками часто требуют нестандартного подхода.

В процессе игры развивается пространственное мышление, внимательность, усидчивость.

2. Загадки-обманки

Загадки-обманки — это разновидность стихотворных загадок с отвлекающим маневром: правильным является не тот ответ, который напрашивается в рифму.

Ребенок должен понять, что самый простой ответ не всегда является правильным, абстрагироваться от очевидного варианта, немного подумать.

Эта игра всегда поднимает настроение, особенно, если в нее играют несколько человек — кто-то обязательно ответит неправильно (в рифму).

3. Задачи Эйнштейна

Загадки Эйнштейна — это разновидность задачек на логику с большим количеством элементов и условий.

Решение заключается в том, чтобы установить соответствие между элементами и условиями, исключая невозможные (по определению) варианты.

Считается, что Эйнштейн предлагал решать такую задачу (и другие подобные ей) устно, без записей — однако это очень сложно: необходимо держать в уме слишком много условий.

Задача развивает логическое мышление и память, учит устанавливать связь между предметами, классифицировать и структурировать имеющиеся данные.

Детям рекомендуется решать эту задачу с составлением таблицы.

4. Ребусы

Ребусы для детей бывают самыми разными: с буквами, цифрами, знаками, картинками. Общее у них одно: нужно угадать зашифрованное слово.

Для решения ребусов существует стандартный набор правил, но иногда нужно просто посмотреть на картинку «под другим углом» — именно такие игры наиболее интересны.

Это занятие любимо детьми всех возрастов. Оно развивает нестандартное мышление, креативность, интуицию, а кроме того расширяет кругозор ребенка.

5. Шахматные задачи

Решение шахматных задач не всегда предполагает виртуозное владение техникой игры, однако основные знания — как выглядят фигуры, как они «ходят», в чем заключается победа в игре — иметь необходимо.

Шахматные задачи для детей обычно предполагают достижение какого-то результата: «мата» или определенной комбинации за несколько ходов, иногда — в один ход.

Для наглядности сначала удобнее решать задачи на доске. Позже можно ограничиться картинкой или экраном компьютера.

6. Математические игры

Детские математические игры — это, по сути, примеры на элементарные арифметические вычисления, но представленные в игровой форме: в виде интересных картинок, кроссвордов, лабиринтов и других заданий. Они не только не вызывают у ребенка отрицательных эмоций, но и, напротив, стимулируют интерес к математике как интересной, полной тайн и загадок науке.

Задания развивают аналитические способности ребенка и, конечно, навыки счета. Это хорошая подготовка к школе.

7. Математические ребусы

Эти задания не похожи на ребусы в обычном понимании. Это математические задачи, представленные в графическом виде. Чтобы их решить, часто нужно произвести некоторые несложные вычисления. Но это не главное. Обязательным условием для решения математического ребуса является внимательность и креативность.

Зато и итогом увлечения такими играми всегда становится развитие у ребенка нестандартного мышления, логики, усидчивости.

8. Математические головоломки

Это настоящие головоломки, но с элементами математики. В решении таких задач довольно редко используются непосредственно навыки счета — здесь больше ценится оригинальность мышления, аналитические способности, пространственное воображение.

Математические головоломки, как правило, имеют возрастные рамки, — но даже те, которые предназначены для самых маленьких, часто бывают интересны и взрослым.

9. Судоку

Увлекательная логическая игра для детей и взрослых, в которой необходимо определенным образом заполнить цифрами или рисунками квадрат с ячейками. Как правило, изображения не должны повторяться ни по горизонтали, ни по вертикали, но бывают и дополнительные условия.

Судоку для детей бывают как простыми (например, размером 3 на 3 клетки для самых маленьких), так и сложными — для ребят постарше. Это интересное и медитативное занятие. Оно развивает пространственное мышление, аналитические способности, усидчивость, логику.

10. Логические загадки с подвохом

Для решения этих задач не нужно ни специфических знаний, ни приготовлений, ни особых условий — только хорошее настроение и готовность включить фантазию. Несмотря на кажущуюся несерьезность, загадки с подвохом очень полезны: они помогают ребенку понять, что иногда решение проблемы требует отказа от принятых алгоритмов и стандартных путей.

11. «Найди лишнее»

Суть игры в том, чтобы из перечня предметов исключить тот, который не подходит по какому-то признаку. Это хорошая игра на тренировку аналитических способностей.

Ответы на задания для малышей вполне очевидны, а от детей постарше потребуется не только логика, но и определенный уровень знаний.

Игру «Найди лишнее» можно организовать без всяких вспомогательных средств — просто перечисляя ряд предметов. Но красочные картинки, конечно, принесут больше радости.

12. «Найди пару»

Игра на логику и внимательность, в которой нужно найти две одинаковых картинки, среди нескольких изображений, похожих на первый взгляд, но всё же отличающихся в мелочах. Веселое и увлекательное занятие для больших и маленьких (разница — в количестве и размерах отличающихся деталей). Развивает внимание, умение концентрироваться на мелочах.

13. «Найди отличия»

Еще одно популярное развлечение для любого возраста, суть которого в том, чтобы на двух одинаковых на первый взгляд картинках найти определенное количество отличий, которые, как правило, кроются в мелких деталях.

Игра «Найди отличия» развивает внимательность, усидчивость, память, учит сравнивать и различать внешне очень похожие предметы.

14. «Найди закономерность»

Игра на поиск закономерностей — одна из самых полезных для развития логического мышления. В процессе решения заданий развиваются такие мыслительные операции как анализ, сравнение, аналогии, классификация, систематизация, абстрагирование.

Ребенок, который научился решать такие примеры на картинках, найдет применение своим навыкам и в реальной жизни.

15. «9 точек, 4 линии»

Популярная загадка, в которой нужно 9 точек, расположенных в виде квадрата, соединить 4-мя линиями, не отрывая руку.

Не пытайтесь сделать это стандартными способами. «9 точек, 4 линии» — игра, требующая креативности, но решение есть, и не одно.

Логические игры для детей 5-6 лет

логические игры для детей 5-6 лет

Существует большое количество детских игр на логику, в которые можно поиграть с дома или на улице, в транспорте, в очереди. Эти игры не требуют сложных приготовлений, и прервать их можно в любой момент.

«Крестики-нолики»

Кто из нас не играл в эту игру в детстве? Она совсем не так проста, как мы привыкли думать. Здесь есть место и стратегии, и тактике, и креативности.

Игра затягивает, вызывает нешуточные страсти, развивает логику. А из необходимых предметов — только бумажка и карандаш.

Напомним условия: в расчерченный квадрат двумя игроками ставятся по очереди крестики и нолики (каждый игрок ставит свой знак). Цель игры — первому добиться линии (вертикаль, горизонталь или диагональ) состоящей из своих символов.

«Угадай предмет»

Эта игра учит анализировать и систематизировать данные, делать правильные выводы из имеющейся информации.

Танграм

Если вы готовы потратить на подготовку к игре некоторое время, сделайте элементы для танграма. Это древняя китайская игра, название которой переводится как «семь дощечек». В идеале из дерева или плотного картона вырезается квадрат, который делится на семь неодинаковых геометрических фигур. Понятно, что из них можно сложить квадрат. И еще тысячи разных сложных фигур.

Это увлекательное занятие. Элементы классического танграма можно посмотреть в интернете. А можно поделить квадрат произвольным способом.

Элементы можно покрасить в разные цвета. Эта заготовка будет служить достаточно долго. Мудрые китайцы очень ценят танграм за то, что в процессе игры развиваются оба полушария мозга — и то, что отвечает за логику, и творческое.

«Книжка наоборот»

Ваш малыш любит читать? Даже если не любит или еще не умеет, у него наверняка есть две любимых сказки — истории, с героями которых он хорошо знаком. К примеру, ребенок любит «Красную Шапочку» и «Золушку». Попросите его представить, что будет, если их поменять местами. Бесстрашная Красная Шапочка отправляется на бал (а перед этим еще долго хлопочет по хозяйству), а Золушка в своем прекрасном платье встречает в лесу Серого волка. Как они поведут себя? Что из их качеств понадобится в новых обстоятельствах, а что помешает. Чем они похожи? Чем отличаются? Чем закончатся эти сказки? Есть ли у них шанс на хеппи-энд?

Эта игра интереснее, чем кажется: ребенок может проявить бездну фантазии, рассмотреть массу возможных вариантов развития событий, предложить нестандартные пути выхода из сложных сказочных ситуаций.

«Съедобное — несъедобное»

Вы бросаете ребенку мяч и называете предмет. Если он съедобный, ребенок должен его поймать, если нет — отбить.

Эта игра развивает быстроту реакции и учит классифицировать предметы по заданному принципу.

Оригами

Простой лист бумаги можно превратить в сотни чудесных предметов: цветы, животное, шляпу и так далее.

Это занятие очень успокаивает и развивает пространственное мышление и фантазию. Последовательность сложения фигурок можно посмотреть в Интернете (со сложными оригами иначе и не получится), но можно попробовать сложить что-то и без инструкции.

Логические игры для детей 7-8 лет

Школьники умеют читать и писать — и это существенно расширяет круг развивающих игр, в которые с ними можно поиграть.

Шахматы

В эту игру интересно играть вдвоем, устраивать турниры, сеансы одновременной игры, а одиночку можно решать шахматные задачки.

Польза шахмат для развития логики и интеллекта хорошо известна. Это — занятие для людей всех возрастов.

Шашки

По сравнению с шахматами эта игра считается более простой, поэтому ее пользу для развития ребенка часто недооценивают. Напрасно. Шашки хорошо развивают логическое мышление, память, смекалку, пространственное воображение.

А то, что все фигуры одинаковые и правила игры довольно просты — это, возможно, не слабая, а сильная сторона шашек. Здесь тоже есть место проверенным эффектным комбинациям и тактическим приемам. Причем в отличие от шахмат, шашечную задачу проще набросать на листке бумаги и даже представить в уме.

Анаграммы

Эта интеллектуальная забава известна с древних времен. Из набора букв (в идеале — слова) нужно составить другое слово или слова, переставляя буквы.

В интернете много аналогов этой игры онлайн, но в нее можно играть на бумаге и даже устно.

Для начала берутся короткие слова — вариантов расстановки букв будет в этом случае не очень много. Но по мере удлинения слова, составных слов будет все больше. Игра развивает творческое начало и абстрактное мышление.

«Разведчик»

Слово можно зашифровать. Это очень интересно. Вариантов «шифровок» может быть бесконечно много: от простого написания задом-наперед до более сложных и затейливых: зашифровка цифрами или расположение букв в определенном порядке (через 2, например)

Разгадывая эту задачку, ребенок сравнивает, анализирует, систематизирует массу данных одновременно, это очень полезно для развития логического мышления.

«Морской бой»

Эта игра тоже давно ушла в онлайн-пространство, но в нее прекрасно можно играть без компьютера.

На листке схематично изображаются корабли-клеточки; в пространстве «моря» они располагаются так, чтобы противнику (который не видит картинки) было сложнее найти их и «потопить».

Игроки поочередно называют координаты, по которым стреляют. Побеждает тот, кто потопил все корабли противника.

Это игра с элементами стратегии и тактики, развивает пространственное мышление, память и воображение.

Логические задачки в игровом формате

Еще одним эффективным способом развития аналитических способностей и нестандартного мышления является решение логических задач. Умназия предлагает огромное количество математических задач на логику, представленных в формате интерактивной игры с увлекательным сюжетом и красочными иллюстрациями.

Выбирайте задания, соответствующие возрасту ребенка и развивайте мышление вместе с героями Умназии:

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Развиваем логическое мышление через решение сюжетных математических задач в интерактивном игровом формате

Читайте также: