Игрушки для развития речи у ребенка 3 лет

Обновлено: 13.05.2024

Межполушарная доска - дидактический лабиринт (мозг) - это деревянная доска лабиринт, очень полезный ..

Тетрис деревянный, игра Головоломка АГАМС - эта головоломка будет интересна как детям, так и взрослы..

Деревянная Развивающая Игра Сортер Буквы и Слова с карточками - сортер представляет собой развивающу..

Тренажер межполушарного развития "Левое - Правое" - для межполушарного развития, представляющий собо..

Головоломка Коты, 13 кошек, Smile Decor П014 - это детская развивающая игрушка, для дошкольников в в..

Деревянная Развивающая игра "Сортер", сундучок с прорезями Мастер игрушек IG0165 - сортер представля..

Пазл-головоломка Smile Decor Эмоции П017 - необычная игра, представляет собой планшет с набором вкла..

Межполушарная доска - дидактический лабиринт (лабиринт) - это деревянная доска лабиринт, очень полез..

Развивающая игра "Умное облачко", Smile Decor А023 - отличная игра для развития мелкой моторики, вни..

Деревянная Мозаика Мини - Радуга Кидс (8 карточек) - в комплекте 8 сюжетных карточек бабочка, машинк..

Пальчиковый театр Smile Decor, Насекомые из фетра, Smile Decor Ф001 - Всем известно, что между между..

Деревянный Тренажер для малышей Четвертый лишний Smile Decor П043 - отличная игра, развивающая логич..

Деревянная Трещотка круговая, из дерева - русский народный музыкальный инструмент, одним движением р..

Настольная игра "Сыр и Мышка", 2 уровня сложности - игра на развитие внимания, координации, согласо..

Деревянная Игра "Повтори за ежиком" Радуга Кидс - серия игр для овладения счетом и совершенствования..

Развивающая игра Бизиборд: Чудо-дом Мастер игрушек IG0252 - уникальный домик-бизиборд с множеством р..

"Сложи квадрат" Б.П.Никитин, 1 Уровень (мини) Smile Decor H001 - советский педагог Борис Никитин раз..

Дыхательный тренажер с шариком "Аэробол Шарик" - дыхательный тренажеры используют в своей работе мно..

Развитие речи ребенка – важный и сложный процесс. Большинство родителей рано или поздно задаются вопросами: от “мы не выговариваем Р” до “мы вообще не говорим”. Несмотря на то, что мы признаем индивидуальный путь развития каждого ребенка, существуют нормы развития речи, этапы и закономерности.
Вот наступило время, и ваш малыш начал говорить, сначала неразборчиво, потом все лучше и лучше. Не надо останавливаться, ведь ребенку необходимо дальше развиваться. Теперь предстоит научить его читать. Этот процесс не из легких, но что делать, ведь только от вас зависит формирование навыков крохи.
Можно помочь ребенку в домашних условиях с помощью развивающих пособий и игрушек - начать заниматься, это поможет ему легче освоиться в школе и не отставать от своих сверстников.

Соответственно и занятия будут эффективнее, если проводить их в игровой форме. Часто даже не обязательно придумывать занятие в форме игры, так как, по сути, любая игра несет в себе развивающие функции.

Основные правила техники чтения и речевое развитие:

- Никогда не надо заставлять ребенка, он сам должен проявить желание учиться, иначе этот процесс «из-под палки» ни к чему хорошему не приведет;
- Обязательно заинтересуйте малыша, ему эти занятия должны нравиться. Ни в коем случае не ругайте кроху, а наоборот хвалите, если у него начинает получаться;
- Сначала читайте ему сами вслух, для этого купите красочные книжки с картинками, чтобы ребенку было интересно;
- Начните с произношения звуков, букв. Сильно не перегружайте ребенка, учите по чуть-чуть. Если вы замечаете успехи, двигайтесь дальше;
- Следующим этапом идут простые слоги: «ма-ма», «па-па» и так далее;
- После, односложные слова: «дай», «кот», «дом». Обязательно занимайтесь с ребенком каждый день, повторяя прошедший материал, чтобы он запоминал. В этом Вам погогут деревянные игрушки для речевого развития - ведь в игровой форме только ребенок начинает воспринимать и запоминать материал!;
- Далее, после того как малыш начал читать слова, можно переходить к простым предложениям;
- Просите читать ребенка везде, гуляете на улице – вывески, в магазине – рекламные билборды, в маршрутке – объявления. Везде, где есть что прочесть, простите его читать;
- Приобретайте специальные деревянные игрушки и пособия, которые помогут в процессе обучения, это и музыкальная азбука, и кубики с алфавитом и пазлы с буквами. Также смотрите мультфильмы по теме обучения чтению, сейчас их очень много;
- Начните обучаться в игровой форме, например, вы начинаете слово, малыш заканчивает: «не-бо», «мо-ре». Также можно из кубиков с буквами составлять слова, сначала короткие, потом более длинные;
- Вместе создавайте буквы, рисуйте их, лепите, клейте. Ребенку будет это интересно;
- Купите букварь, обязательно чтобы он был красочным. Малышу будет легче учиться по нему;
- Следите за произношением ребенка, конечно же, сразу у него не будет получаться, показывайте на своем примере, как правильно произносить слоги и слова;
- Ежедневно повторяйте процесс чтения, для вас это должно стать определенным ритуалом;
- Никогда не торопите малыша, пусть соберётся и сколько времени нужно, столько и читает;
- Не посмеивайтесь над ним в случае неудачи, а наоборот всегда поддерживайте.

Советы речевого развития.

Не надо соврем рано нагружать ребенка чтением, но и затягивать не надо. Пойдя в школу, ребенок должен уже хорошо уметь читать и это только ваша задача помочь ему в этом. Ведь тогда вашему отпрыску будет легче освоиться в коллективе и не отставать от сверстников. Главное, наберитесь терпения и тогда все получится.

А теперь, давайте заглянем в «сундук» с игрушками!

  • Мячик.
  • Волшебный мешочек или коробка с сюрпризом.
  • Трубочка.
  • Пирамидки.
  • Волчок.
  • Пинцет, палочки.
  • Прищепки.
  • Звучащие предметы (развитие фонетического слуха).
  • Бибабо или игрушки на руку. (Кукольный театр, пальчиковый театр)

На самом деле, список игрушек можно продолжать! Все зависит от конкретной ситуации. Кому-то необходимы все эти игрушки и даже больше, а другим даже столько не нужно, т.к. речь и так прекрасно развивается. Доверяйте своей родительской интуиции и мнению специалиста о вашем ребенке и тогда успех в развитии речи вам обеспечен.

В статье, посвященной тренировке артикуляции у детей, попробуем совместить развитие у ребенка бытовых навыков с упражнениями для его артикуляционного аппарата. Сегодня разговор о том, как развивать речь.

В статье, посвященной тренировке артикуляции у детей, попробуем совместить развитие у ребенка бытовых навыков с упражнениями для его артикуляционного аппарата. Сегодня разговор о том, как развивать речь малыша с помощью простых "бабушкиных" игр и игрушек, которые есть в каждом доме.

Чтобы у родителей не возникло разочарований, отмечу: все, о чем здесь написано, известно, а публикуется эта статья для того, чтобы обратить внимание родителей на важность регулярного общения в форме игры с самого раннего возраста. Именно слова с повторяющимися слогами первыми вычленяются ребенком из речи, и эти слова он первыми начинает говорить. Эта статья может быть руководством к действию - и это даст хороший результат, что неоднократно проверено на практике, а может быть стимулом вашей фантазии в области игрового творчества. Слова приговорок подбирались таким образом, чтобы малыша с самых первых дней окружали сочетания всех звуков русской речи, чтобы весь алфавит был представлен в незатейливом "мамином" языке.

Начнем с самых простых вещей - сопровождения определенными, часто повторяющимися словами и приговорками ежедневных режимных мероприятий. (Все, о чем будет сказано ниже, можно делать с самого рождения малыша - это будет очень полезно.)

Вот ваш кроха проснулся (после ночного сна или одного из дневных) - вы приветствуете его улыбкой, ласковыми словами и возгласами "агу-агу", нежно руками очерчиваете контуры его тела и приговариваете: "Потягушеньки-потягушеньки, порастушеньки-порастушеньки, ножки побегушеньки, ручки похватушеньки". Годится любой вариант, например, из пестовальной гимнастики. Вот настало время массажа или гимнастики - опять же используете подходящие случаю пестушки или даже самые простые ритмичные словечки: "топ-топ" - опуская согнутые ножки на поверхность пеленального столика, "хлоп-хлоп" - разводя и сводя ручки малыша. Наконец, при отсутствии в данный момент фантазии можно просто делать упражнения на счет "раз-два, три-четыре". Для массажа ладошек и пальчиков отлично подойдет "Сорока-ворона кашу варила, деток кормила. ", для обхватывания груди ручками - "Ладушки, ладушки, где были - у бабушки. " с непременным окончанием "Ши-и-и-и, полетели, на головку сели!" (ручки обхватывают голову). Здесь же можно поиграть: приговаривая "ку-ку", на несколько секунд спрятать личико малыша под легким платочком (месяца в 3 ребенок уже начнет сам его стягивать).

Любые водные процедуры тоже нуждаются в "озвучивании" - так они меньше пугают самых маленьких и не вызывают сопротивления тех, кто постарше.

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок! - скажем при умывании, а во время подмывания под струей воды прочитаем шаловливое:

Чижик-пыжик, где ты был?

Я под краном попу мыл, Вымыл, вымыл, вытирал И штанишки надевал.

Кстати, с точки зрения гигиены, простейшего закаливания, а также развития ощущений ребенка лучше не пользоваться влажными салфетками при наличии дома водопровода. Привыкните подмывать, умывать малыша, мыть ручки под струей воды - вообще чем больше вокруг ребенка воды, тем лучше.

В этом смысле малыши, с которыми занимаются грудничковым плаванием, находятся в привилегированном положении. И для них есть свои специфические "словечки" - например, команда "Ныряем!".

Еще один совет на стыке активизации речи и гигиены. Пока вы занимаетесь с ребенком гимнастикой, кормите его, находитесь в непосредственной близости, в тактильной и речевой активности - не держите его в одноразовых подгузниках. Это простой способ наладить связь между вашими словами и его пока еще непроизвольными действиями. Вот он начал писать - тихонько скажите ему "пись-пись", похвалите, вызовите положительную реакцию на его отправления (то же самое - и с "большими" делами).

Если ваш ребенок пользуется пустышкой, старайтесь не использовать ее,

когда малыш активен, общается с вами. Очень трудно выражать свои

впечатления от игры или от прогулки, если рот занят. Да и маме проще

"успокоить" протестующего кроху, дав ему соску, чем постепенно учиться

договариваться с ним в случаях капризов и противоречий. "Поселите"

пустышку в кровати малыша - ведь по-настоящему (для восполнения

недостатка в сосательных движениях) она бывает нужна перед сном, во время

ночных пробуждений, после еды из бутылочки.

Когда придет пора кормить малыша из ложки, не забывайте произносить "ам-ам" - пробуя повторить за вами, ребенок сам будет открывать ротик навстречу еде!

Полезно - для маминых нервов и развития малыша - превратить в игру и одевание на прогулку. Можно зарифмовать самостоятельно одеваемые части тела и предметы одежды - например, вот так:

Вот колготки на ногах!

Влезли руки в рукава, и т. п.

Можно придумать стихи и посложнее:

Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы (натягиваем рукава) Бы-бу-ба - из окна торчит труба (голова вылезает из горловины).

Еще больше простора для творчества предоставляет время укладывания спать. По моему глубокому убеждению, процесс засыпания маленького ребенка обязательно должен сопровождаться маминой речью - колыбельной, простой сказкой, и никакие аудиозаписи классики для детей или звуков природы этого не заменят. Подойдут любые сочетания звуков и слов, самой маме кажущиеся успокоительными:

А ворота скрип, скрип, Наша Маша спит, спит.

(На мой взгляд, аудиозаписи сказок до момента хорошо сформировавшейся фразовой речи неполезны для большинства детей. В разумном объеме можно ставить ребенку детские песенки, испытанные временем.)

Помимо описанных ситуаций хочется привлечь ваше внимание к словам, которые мы употребляем каждый день по многу раз. Не поленимся и перечислим эти слова : имя ребенка, мама, папа, имена брата, сестры, бабушек

и дедушек (баба Таня, деда Володя, тетя Оля, дядя Вася, кошки, собаки. Слова есть (от "еда", каша, суп, щи, жуй, рот, пюре, хлеб, а также: шапка, вот, вода, где,на, дай, иди, пить, большой, маленький, много, мал

о, чуть-чуть, ля-ля-ля, кач-кач, тра-та-та. Редко встречающихся букв алфавита в этих словах нет, но можно говорить "на цыпочках", делая гимнастику; играть в "юлу", наряжать "елку", надевать "фартук", включать "фары". Заметили: каждая буква алфавита присутствует в этих словах не один раз, а повторяя их многократно, вы тренируете слух малыша и провоцируете его на повторение этих слов при соответствующих действиях.

Пассивный словарный запас (понимание слов) у малыша формируется с момента его рождения. Для того чтобы сделать его использование более эффективным и произвольным, научите малыша показывать как можно больше предметов по вашей просьбе. Ребенок, еще не умеющий ходить, перемещаясь оп комнате у вас на руках, уже может показать окно, лампу, кошку, кровать, протянуть руки навстречу маме, папе, бабушке, дедушке.

Игры-говорилочки

А еще в течение дня есть время, когда вы с малышом просто играете.

"Правила" этих игр у нас в крови, стоит напомнить лишь первую строчку: "Идет коза рогатая за малыми ребятами. " Развивающий эффект таких потешек будет сильнее, если вы научитесь делать паузу, прежде чем сказать (и сделать) последнее - "забодаю-забодаю-забодаю!". Тогда малыш сначала станет ждать этого предсказуемого конца, а потом и попросит вас о нем - жестами и речью.

По ровной дорожке (малыш сидит у вас на коленях, вы его чуть-чуть

Потом по песочку (начинаете потряхивать,

По кочкам, по кочкам, по синим лесочкам (подбрасываете на коленях,

В ямку - бух! ("роняете" между коленей)

Если, не договорив последнюю строчку, приподнять и держать малыша - а ему так хочется "бух!" - он у вас это попросит-произнесет.

Так же исполняются (причем в любом возрасте) "Гуси, гуси - га-га-га. ", "Киска, киска, брысь под лавку" и другие.

В идеале в репертуаре мамы могут присутствовать игры-говорилочки на все согласные буквы алфавита. В неделе семь дней, каждый день вполне реально поиграть в три игры - вот и окружили малыша звуками родной речи. Вот еще один принцип придумывания таких игр:

Жук жужжит - жу-жу-жу-жу,

Я вам глазки покажу,

Я вам лобик покажу,

Я вам ушки покажу (и так далее).

Сначала мама дотрагивается до называемых частей тела, затем это делает малыш, и наконец, мама делает паузу, показывая эту часть тела, - и ребенок называет слово сам, как может.

Игрушки-завлекалочки

Если вы читаете нашу статью сразу после рождения малыша, то, во-первых, мы очень рады вас поздравить, а во-вторых, порекомендовать вам обзавестись погремушкой - маленькой, легкой, с тонкой ручкой, которую можно вкладывать в пока зажатый кулачок малыша, в правую руку. Совершая непроизвольные движения руками, малыш постепенно начнет фиксировать свое внимание на звуке и ощущении.

Позже вам понадобятся другие игрушки. Пусть они заранее появятся в доме и хранятся на виду - но вне досягаемости для ребенка. Их много среди народных динамических игрушек, простейших музыкальных инструментов. Время от времени вы достаете то колокольчик ("динь-динь-динь", то большую юлу (настоящую, которая падает) или маленький деревянный

волчок ("у-у-у-у") - и заставляете их "работать". "Давай попросим мишек постучать - тук-тук-тук!" - и деревянные медведи-кузнецы начинают свой перестук. Каждый раз "озвучиваете" игрушку закрепленными за ней звукосочетаниями, даете поиграть или извлечь из нее звук самому ребенку. Привлекательность таких забав для малыша проверена веками, и каждое поколение родителей открывает их для себя заново. Зная, что может игрушка, малыш обязательно попросит ее еще раз. Попросит. теми самыми звуками, которыми вы обозначали игрушку :

курочки на кормушке - "цып-цып-цып";

маракасы или берестяная погремушка-шаркунок - "шу-шу-шу".

По такому же принципу можно "добавить звучания" и любимым игрушкам малыша, с которыми он самостоятельно взаимодействует каждый день. Машина получит прозвище "ж-ж-ж-ж" или "бр-р-р", куклу или пупса советую назвать именем, непохожим по звучанию на имена домашних. Так, если дочку зовут Лена, а кошку Муся, то куклу можно назвать Катей - и качать ее, укладывая спать: "а-а-а, а-а-а". Вообще с куклой малыш после года-полутора прекрасно осуществляет все те режимные моменты, о которых мы написали в самом начале, - и озвучивает их запомнившимися словами и звукосочетаниями.

Казалось бы, зачем возвращаться к старым, забытым, на первый взгляд, не очень выразительным игрушкам? К сожалению, яркость, "озвученность" и "механизированность" многих современных игрушек не способствует развитию возрастных навыков, так как сила воздействия ребенка на эту игрушку не соответствует силе ответа. Исключение - так называемые развивающие центры (пластмассовая панель с набором разнообразно звучащих и движущихся игровых деталей). Его отличие от "неправильных игрушек" - в том, что для получения ожидаемого эффекта воздействие на все детали этого центра должно быть разным по сути и по силе.

Речь - это дыхательная деятельность, и ровная, плавная речь напрямую зависит от вдоха и выдоха. Вот игры, которые ненавязчиво тренируют контроль за силой выдоха и развивают легкие.

1. Извлечь звук из свистка, дудочки; свистнуть резко или протяжно.

2. Подуть на игрушку-вертушку (чтобы закрутилась). Подуть на свечку - так, чтобы пламя заколыхалось, но не потухло; потухло сразу; чтобы пламя горело, отклоняясь.

3. Шариковый футбол. Вам понадобится противень с водой, бельевые прищепки и шарики от пинг-понга. На узких сторонах противня прищепками обозначьте ворота. Попробуйте забить гол, подув на шарик. Сначала можно играть по очереди с малышом, забивая гол в одни ворота. Когда навык "управления" шариком будет освоен, поместите шарик посередине и попробуйте забить его в ворота противника - на чьей стороне будет удача? "Высший пилотаж" - это взять шарики разного цвета и сражаться друг против друга.

Одни из первых книг, которые появляются у малыша в полгода, а то и раньше,

- с изображениями животных. Книжек может быть несколько - картонные, с тряпичными страничками или вставками (можно погладить "шерсть" овечки или подергать хвостик у хрюшки, бывают непромокаемые книжки для ванной. С их помощью, а также привлекая игрушечных животных, наборы картинок, пазлы и т. п. выясняем, кто как разговаривает. Читая сказки, предлагаем малышу "сказать" за героев-зверей. Сначала лепетные слова станут обозначать животных, а через какое-то время на ваш вопрос: "Кто говорит "му"?" малыш ответит: "Корова".

Вот списочек зверей, птиц и их "речей", который мы составили для своего и вашего удобства - а вы всегда можете дополнить!

Малышу в год невозможно самостоятельно научиться играть с игрушкой. Взрослому необходимо принимать в этом активное участие. Дорогая игрушка будет лежать в сторонке, без должного внимания со стороны малыша, если не показать, как с ней играть. Лучше всего приобретать в этом возрасте игрушки, в которые можно играть вдвоём, а не одному. Именно такие игрушки помогают стимулировать речь малыша. Прежде, чем расскажу про игры в возрасте от 1 до 2 лет, рекомендую изучить памятку знакомства малыша с новой игрушкой.

Памятка
Как научить малыша играть с новой игрушкой.
• Прежде чем вручать ребёнку игрушку познакомьте его с ней, скажите, как её зовут.
• Продемонстрируйте, как с этой игрушкой обращаться, немного поиграйте вместе.
• Проявите интерес к игрушке, поиграйте в неё сами «Какая замечательная у тебя игрушка! Вот не удержалась, поиграла немного». Это ребёнка озадачит, ему захочется поближе познакомиться с предметом, вызвавшим интерес у взрослого. Раз уж мама играла, значит, действительно вещь стоящая.
• Если малыш не проявляет инициативы, можно поиграть вместо него – пусть пока побудет сторонним наблюдателем.
• Ни в коем случае не принуждайте малыша к игре. Ребёнку нужно приглядеться к игрушке, привыкнуть к её присутствию.
• Не следует упрекать ребёнка: «Я старалась, выбирала тебе подарок, а ты его бросила». Этими словами вы только расстроите ребёнка.
• Используйте эффект неожиданности. Положите новинку в любимый кухонный шкаф, зная, что малыш систематически наводит там порядок или спрячьте в стопку его книжек, в кроватку, просто закопайте среди остальных игрушек. В общем, в места, к которым ребёнок имеет неограниченный и регулярный доступ. Рано или поздно он отыщет такой сюрприз и наверняка заинтересуется. Ваша задача этот интерес поддержать.

Когда малышу исполняется год, все его навыки начинают совершенствоваться с вашей помощью через игру. Вашему вниманию предлагаю несколько вариантов игр.

Не забывайте также играть в мяч (катать, кидать, перекидывать и т. д), не забывайте играть в кубики, играть в ванне (дуть на кораблики, на пену, на лёгкие, плавающие предметы) и прочие игры.

Создание речевой среды в условиях домашней обстановке у детей с задержкой речевого развития (ЗРР).
Взрослому нужно использовать любую спонтанно возникающую ситуацию для развития речи ребенка.
Создание речевой среды включает в себя целый ряд моментов.
Предлагаю рассмотреть их подробно.

Наличие игрушек дома.
Выбор игрушек огромный. Я предлагаю те игрушки, которые на мой взгляд, обязательно должны быть у ребёнка.

• Игрушки к 1 году.

1. Погремушки, мячики, шарики разной фактуры, размеров, звенящие.
2. Кубики мягкие, фактурные, звенящие.
3. Пирамидки с разными стержнями (прямой, конусный стержни)
4. Колокольчики, музыкальные инструменты (барабаны, дудки и т.д.)
5. Мягкие куклы, пупсики (как девочке, так и мальчику).
6. Машинка-грузовик (как для мальчика, так и для девочки)
7. Интерактивная игрушка «Ноев ковчег», Kiddieland
8. Бизиборд — развивающая доска или куб с замочками и кнопочками для малышей̆, например от Melissa&Doug. Производителей̆ в этом сегменте много, цена зависит от качества и количества предметов. Многие папы, дедушки сами делают такие доски для своих малышей.
9. Сортеры (сортировщики) – это игрушка, которая помогает сортировать предметы по цвету, размеру, форме, очертанию и т.д. Матрёшки, «Домик с животными» от Chicco, «Говорящий̆ Жук», Vtech
10. «Каталки» — это всё, что можно катать, двигать. Лошадь-качалка, надувные резиновые попрыгуны в виде оленя или осла, традиционные каталки в виде животных или птиц с длинной ручкой̆.

• Игрушки к 2 годам.

1. Конструктор Lego, серия Duplo.
2. Детская железная дорога. У того же Lego отличный вариант. Деревянная железная дорога Brio. Обратите внимание, что в этом возрасте детали должны быть большими, поэтому классические железные дороги обходим стороной. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
3. Кухня и кухонные принадлежности. Есть варианты для девочек и мальчиков. В этом возрасте просыпается интерес ко всему, что касается домашнего хозяйства, будь то игрушечный пылесос, тостер,
миксер, электрочайник, утюг и т.д. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
4. Пазлы. Самые популярные у Melissa&Doug (животные, динозавры), Djeco, Castroland, Clementoni и т.д.
5. Кубики с рисунками от 4 частей.
6. Набор доктора. А если еще что-то будет пищать или светиться, то малыш будет в восторге. Обратите внимание на качество деталей, это важно. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
7. Рисование и лепка.
В этой̆ категории уместны будут и отдельный̆ детский̆ стол, и мольберт (EDU PLAY, Imaginarium), и карандаши (для детей̆ до трех лет лучше всего подходят треугольное карандаши, например от Koh-I-Noor, CraoylaKores), и первые акварельные краски, и игровые наборы от PlayDoh со специальной̆ безопасной̆ массой̆ для лепки.
8.Игрушки резиновые, пластмассовые тематические (рыбы, звери, птицы и т.д.)
9. Рыбалка (рыбки с удочками) – крупные.

• Игрушки к 3 годам

1. Фигурки любимых мультяшных героев. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
2. Кукольный домик (или домик для любимых фигурок). Мальчикам автомобильные треки или гаражи для машинок. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
3. Кинетический̆ песок и различные массы для лепки (AngelSand).⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
4. Различные конструкторы.
5.Домино, тематические лото.
6. Игрушки для сюжетных игр.

Как привлечь ребёнка к уборке игрушек?

Превратите уборку игрушек в полезное взаимодействие и развитие языка.

• Отнеситесь к уборке игрушек как к важному делу, уделите этому специальное время, а не делайте это в спешке.
• Определите место хранения игрушек. Не храните все игрушки в одной коробке, а располагайте их в разных местах. Например, машины стоят в «гараже», посуда на полчках шкафчика, мячи в коробке и т.п. Однако эти места должны быть постоянными, чтобы ребёнок знал, куда положить ту или иную игрушку.
• Занимайтесь уборкой игрушек вместе с ребёнком. Неважно сколько игрушек уберёт на место малыш и сколько вы; главное – дать почувствовать ребёнку, что он участник очень важного дела.
• Заранее дайте ребёнку знать, что пора убирать игрушки. Можно сопровождать свои действия стихами:
А теперь за дело дружно,
Убирать игрушки нужно!
Мигом мы взялись за дело –
И работа закипела!

Что делать с игрушками, к которым ребёнок потерял интерес?

• Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-либо игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.
• Будьте крайне осторожны, распоряжаясь игрушечным миром своего ребёнка. Вы можете случайно выбросить его любимые игрушки. Ведь любимая игрушка не обязательно новая, дорогая и красочная.
• Не заставляйте никогда ребёнка своими руками выбрасывать сломанные или устаревшие игрушки! С каждой из них связаны положительные эмоции и переживания.
• Из нескольких неисправных игрушек можно сделать новую интересную игрушку.

Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.

Дети в этом возрасте любят сюрпризные моменты, любят, когда взрослые ошибаются. Подобные приёмы ненавязчиво стимулируют речь малыша, провоцируют на то, чтобы сказать.

1.«Волшебный мешочек». Играть с 2 лет.

Цель игры: развивать у ребенка понимание речи, расширять его пассивный словарь.
Для игры: приготовьте мешочек из яркой ткани и небольшие игрушки
Ход игры:

— Покажите ребенку мешочек и скажите, что он не простой, а волшебный: сейчас из него появятся разные игрушки. Вынимайте из мешочка игрушку, например, лисичку, называйте ее, а затем передавайте малышу.
— Доставая из мешочка следующую игрушку, например, кубик, назовите и его. Так одну за другой достаньте из волшебного мешочка 3–4 игрушки, назовите их и отдайте ребенку для рассматривания.
Когда малыш рассмотрит все игрушки, попросите его убрать игрушки в мешочек. Вы называете, что убрать, а ребенок кладет их по очереди в волшебный мешочек.

2.«Слушай и выполняй». Играть с 2 лет.

Цель игры: закреплять в пассивном словаре ребенка слова, обозначающие действия, закреплять навык подражания, развивать навык действовать по очереди.
Для игры: хорошее настроение
Ход игры:

В повседневном общении, в играх называйте и показывайте самые разные действия. Так, покажите, как можно кружиться на месте, прыгать, поднимать и опускать руки, приседать и т. п.
Попросите ребёнка выполнить ваши команды. Команды могут быть следующими: «Сядь-встань-попрыгай»; «Встань-подними руки вверх-опусти руки-сядь»; «Попрыгай-покружись-присядь»; «Топни ножкой-похлопай в ладошки-беги ко мне».

Усложнение игры будет заключаться в следующем.
Попросите кроху, дать вам команду. «Теперь ты. Что сделать мне?» Малыш может показать, что сделать или попробовать сказать. С радостью, выполните его команду.

3.«Покажи и спрячь». Играть с 2 лет.

Цель игры:развивать у ребенка понимание грамматических форм слов: родительного падежа множественного числа существительных, значение предлога «в», вопросительного слова «где».
Для игры:два кубика, два мячика, две матрешки, две машинки с кузовом, коробка.
Ход игры:

Разложите игрушки на столе или на полу. Попросите ребенка выбрать те из них, которые вы назовете, а затем спрятать их в коробку.
Например, скажите: «Спрячь в коробку кубики», а когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте: «Нет кубиков. Где кубики? Там – в коробке». Такие же действия произведите с остальными игрушками.

Игру можно усложнять.
Когда малыш будет правильно выбирать предметы во множественном числе, вы можете его путать. «Спрячь в коробку матрёшку. Спрячь в коробку мячи.» Называйте то в единственном числе предмет, то во множественном.

4.«Игрушки-шалуны». Играть с 2 лет.

Цель игры: формировать понимание значения предлогов.
Для игры: любимая мягкая игрушка (киса, белка, тигр…)
Ход игры:

Возьмите игрушку и скажите ребенку, что сегодня кошечка расшалилась:«Киса скачет, прыгает, играет,
А куда – сама не знает».
Посадите кошку ребенку на плечо (при этом придерживайте ее) и спросите: «Где киса?», а затем сами ответьте: «На плече». Затем посадите игрушку на голову ребенка и вновь спросите: «Где киса? (пауза) На голове». Кошку можно посадить ребенку на колени, на ладошку и т.д.
Точно так же кошечка прячется под разные предметы мебели, а вы комментируете ее действия: «Киска под столом, под стулом, под кроватью» и т. д.
В следующий раз кошечка будет прятаться за какие-либо предметы: за шкаф, за кресло, за спину, за дверь, за занавеску.
И наконец киска устала шалить и легла отдохнуть. Вот она лежит у папы, у мамы, у бабушки и у самого малыша на коленях и поет песенку: «Мур-мур-мяу! Мур-мур-мяу!»
В другой день проведите игру с птичкой, подвешенной на нитке, которая «летает» по комнате и садится на разные предметы, игрушки и людей.

5.«Великаны и гномы»! Играть с 2,5 лет.

Подвижная игра на внимательность для двоих, троих или даже для компании.
Игру организовывает взрослый, когда собирается несколько детей.

Правила игры:
Водящий (чаще всего взрослый) объясняет ребятам, что он может произносить только слова «великаны» и «гномы». При слове «великаны», все должны подняться на носки и поднять руки. А при слове «гномы», все должны присесть пониже. Тот, кто ошибается — выбывает из игры.
Конечно, водящий хочет добиться, чтобы игроки ошибались. Для этого он вначале произносит слова «великаны!» громко и басом, а «гномы» — тихим писклявым шёпотом. А потом, в какой-то момент — наоборот. Или произнося «великаны», водящий приседает, а говоря «гномы» — поднимается на носочки.
Темп игры всё ускоряется, и все игроки постепенно выбывают. Последний игрок, который ни разу не ошибся, становится водящим.

6.«Клад». Играть с двух лет.

Это разновидность игры в прятки, только искать здесь нужно не человека, а сокровище, и пират дает подсказки, которые помогут его найти. Главное, чтобы клад стоил усилий, потраченных на его поиск.
Что понадобится:

  • Небольшая игрушка или лакомство
  • Комната, в которой можно спрятать игрушку

Осваиваемые навыки:

  • Когнитивное развитие и навыки мышления
  • Развитие речи
  • Постоянство объектов
  • Решение задач
  1. Выберите особенную игрушку или лакомство, которое сделает поиски стоящими для ребенка.
  2. Спрячьте предмет на виду, но слегка замаскировав его, чтобы найти его было не слишком легко, но и не слишком трудно.
  3. Приведите ребенка в комнату и скажите, что спрятали здесь клад.
  4. Давайте ребенку подсказки, говоря: «Горячо» или «Холодно».
  5. Когда ребенок найдет спрятанный предмет, спрячьте его еще раз, и еще, пока игра не надоест малышу. Или же можете прятать разные предметы, чтобы продлить интерес ребенка.

Варианты игры. Пусть ребенок станет пиратом и спрячет что-нибудь, что должны будете найти вы. Только не находите сокровище слишком быстро!
Безопасность. Следите, чтобы в комнате не было ничего такого, что может сломаться или травмировать ребенка во время игры.

7.«Не пущу Бабу Ягу». Играть с 2,5 лет

Игра для детей «Не пущу Бабу Ягу» — одна из самых старых игр.

Правила игры:
Взрослый с ребёнком ложатся на спину на диван или на пол, друг напротив друга. Ступни взрослого упираются в ступни ребёнка (получается, как бы единая линия).

— Идет (пауза) мама.
Мама – хорошая, ее пропускаем (представляем, что она проходит по мостику из ног, все лежат смирно).
— Идет… Баба Яга. Баба Яга – злая, ее не пускаем, а значит, поднимаем ноги (мостик распадается, и Баба Яга как будто падает в реку)
— Бух! Упала Баба Яга.

Так продолжаете перечислять известных сказочных персонажей и людей.

8.«Солнечный зайчик» Играть с 2 лет.

Цель игры: формировать понимание предлогов, формировать навыки общения.
Для игры: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).
Ход игры:

Ловите момент, когда солнце заглядывает в окно.
Возьмите зеркало, поймайте солнечный луч и предложите малышу поиграть с ним:
— Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает — прыг-скок!
Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна, затем медленно отодвигать луч, предлагая поймать солнечного зайчика:
— Потрогай зайчика — вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает.
— Поймай зайчика! Зайчик, прыг на стену, прыг на диван, прыг за диван и т.д.

9. «Шарик». Играть с 2 лет.

Цель игры: формировать навыки общения, устанавливать контакт после разлуки, развивать зрительное внимание и умение ждать.
Для игры: маленький пластмассовый или резиновый шарик, яркий или с рисунком. Шарик должен помещаться в зажатой ладони.
Ход игры:

Взрослый показывает ребенку шарик и предлагает поиграть:
— Смотри, какой красивый шарик. Я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой руке шарик.
После этого взрослый убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь:
— В какой руке шарик — угадай! Правильно угадал — вот он, шарик, смотри! Молодец! Давай спрячем шарик еще раз!
Обычно малышам нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно. Аналогичную игру можно проводить с использованием других маленьких игрушек, которые помещаются в ладони.

10. «Солнышко и дождик». Играть с 2 лет.

Цель игры: формировать умение действовать по правилам, формировать навык вовремя начинать и заканчивать действие, формировать навык взаимодействия через подвижную игру.
Для игры: Взрослый заранее договаривается с малышом, где будет «домик». Это может быть лежащий на полу обруч или коврик, стульчик или нарисованный на асфальте круг:
Ход игры:

Определите с ребёнком, где будет домик.
— Это наш домик — будем в домике жить. Сейчас погода на улице хорошая — светит солнышко. Идем гулять!Взрослый вместе с малышом ходит по комнате.
— Набежала туча, закрыла солнышко — сейчас начнется дождик! Бежим домой. Спрячемся от дождика!
Взрослый и малыш спешат в домик.
— Посмотри, какая погода на улице. Дождик идет? Тогда останемся дома. Солнышко светит? Идем гулять!
Игра продолжается.
Можно подобрать музыкальное шумовое сопровождение. На слово дождик, включать шум дождя.

Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.

1.«Домик и дорожка». Играть с 1 года.

Цель игры: учить различать предметы по названию и форме, учить выполнять простейшие постройки по образцу, развивать навык общения, навык игры по очереди, развивать понимание обращённой речи, память.
Для игры: деревянные или пластмассовые кубики (с гранью не менее 4 см) и кирпичики (с гранями не менее 1 х 4 х 5 см) разноцветные. Начинайте играть с одинаковым цветом и с двух кубиков и кирпичиков, со временем, увеличивая их количество и расширяя цветовой спектр.
Ход игры:

Покажите малышу кубики, назовите их. Продемонстрируйте, как строить домик (поставить один кубик на другой). Аналогично, покажите, как выкладывать дорожку из кирпичиков (положить один кирпичик за другим).
В процессе игры проговаривайте названия строительного материала, говоря: «Это кубик. Поставим кубик на кубик», «Это кирпичик. Положим кирпичик за кирпичиком». Говорите плавно, голосом выделяйте слова кубик и кирпичик.
Играйте с малышом по очереди (вы построили домик, предложите ребёнку построить домик, затем снова вы и т.д.). У вас может получиться целый город, а между домами дорожки. А потом можно покатать машинки, поселить любимые игрушки и т.д. Включайте фантазию, удлиняйте игру, следуйте в игре за ребёнком.

2. «Помоги мне». Играть с 1 года.

Цель игры: развивает понимание обращённой речи в контексте поручений.
Для игры:Возьмите 4-6 игрушек, с которыми ребёнок часто играет. Сядьте подальше от малыша, чтобы он мог носить вам предметы.
Ход игры: Вы предлагаете ребёнку помочь вам. Даёте малышу чёткие поручения. Например:

«Дай, заю». Малыш берёт заю и несёт вам. Вы заю сажаете и говорите: «Сиди тут».
«Дай лялю» и т.д
Когда малыш принёс вам все игрушки. Попросите их спрятать в шкаф, в коробку или отнести папе, бабушке, сестре и т.д.

-«На кису. Неси папе».
-«На заю, спрячь в шкаф».
Помогайте малышу, если он ошибается. Когда малыш будет выполнять ваши разные поручения легко и быстро, усложняйте их.
Например: «Возьми заю и спрячь его в шкаф».


3.«Найди и покажи». Играть с 1 года 3 месяцев.

Цель игры: расширять запас понимаемых слов, обозначающих предметы быта, игрушки, развивать понимание обращённой речи.
Для игры: игрушки, предметы обихода.
Ход игры:

Во время кормления, гигиенического ухода, одевания, игр, называйте предметы и игрушки, которыми пользуется малыш (машина, мяч, миска, вода, мыло, часы и т. п.).
Разложите перед ребенком 3 предмета, игрушки и попросите показать каждый из них. После задайте ребенку вопрос: «Где мяч? Где мыло? И т.д.». Малыш вам будет показывать предмет, игрушку или стараться повторить названия предмета. После каждого правильного ответа, хвалите ребёнка, обнимайте его, гладьте по голове или радостно восклицайте «Ура! Да, это мыло!».

Затем, разложите эти же предметы перед малышом в другом порядке и вновь повторите игру.
Количество предметов, игрушек, увеличивайте постепенно. Повторяйте подобную игру 2-3 раза в неделю, с добавлением новых предметов.

4.«Моя одежда». Играть с 1 года 3 месяцев.

Цель игры: расширять запас понимаемых слов по теме «Одежда», развивать понимание обращённых слов.
Для игры: одежда ребёнка.
Ход игры:

Во время одевания ребёнка называйте предметы одежды:
— «Вот майка. Она белая. Майка чистая.». Аналогично, можно говорить про каждую вещь, которую надевает малыш.

  • Разложите перед ребенком 3 предмета одежды и попросите показать каждый из них. При этом задавайте малышу вопросы: «Где …?».
  • Разложите эти предметы перед малышом в другом порядке и повторите упражнение.

Усложняйте игру, постепенно увеличивая количество одежды.

5. «Я познаю себя». Играть с 1 года.

Цель игры: запомнить слова, обозначающие части лица и тела, развивать навык общения и навык игры по очереди.
Для игры: игрушки: ляля, собака, мишка, киса и т.д., ватный диск.
Ход игры:

Общаясь и играя с ребенком, показывайте и называйте части лица и тела малыша. Аналогично, называйте части лица и тела у игрушек: куклы, собаки, мишки.

— Показывайте указательным пальцем и называйте части лица и тела малыша.
«Это носик. Это ушки.» и т.д.
— Спросите ребёнка «Где мои глазки? Где мои ушки?», малышу нужно показать ваши части лица и тела, показать то, что вы просите.
— Попросите ребенка показать указательным пальчиком, где у него носик, глазки, ротик, ушки.
— Попросите малыша показать эти же части лица на кукле, на игрушке.
— Поиграйте в доктора. Возьмите ватный диск и помажьте малышу глазки, щёчки, носик, пальчик и т.д. Обязательно проговаривая «Мажу носик, мажу пальчик…».

6. «Ляля». Играть с 1 года 3 месяцев.

Цель игры: расширять запас понимаемых слов, обозначающих разные действия с игрушкой.
Для игры:кукла, кукольная кроватка, тарелочка, ложечка, коляска для куклы, тазик или ванна для умывания.
Ход игры:

  • Продемонстрируйте малышу разные действия с лялей: покачайте лялю, уложите спать в кроватку, разбудите лялю, умойте ей личико, покормите лялю, посадите в коляску и покатайте её и т.д. Вы можете показывать действия последовательно, что за чем происходит. Последовательность повторяйте всегда одинаково.
  • Действия с игрушкой комментируйте, озвучивайте эмоционально выразительно.
  • Предложите ребенку: «Положи лялю спать», «Покорми куклу», «Буди лялю» и т.д.

7. «Вытри носик». Играть с 1 года 6 месяцев.

Цель игры: научить социальным навыкам через игрушку, отображать в своей игре часто наблюдаемые в жизни действия, расширять словарь понимаемых слов, закрепить названия частей тела.
Для игры: кукла, зая, мишка, киска, носовой платок
Ход игры:

— Возьмите лялю и носовой платок. Можете испачкать носик куклы (пеной, вареньем и пр. Покажите на куклу и скажите ребенку: «Ой. У Ляли носик грязный. На платок. Вытри носик».
Аналогично поиграть с другими игрушками
— Можно усложнить игру, пачкать разные части лица и тела куклы, а малыш будет их вытирать.

8. «Музей игрушек». Играть с 1 года 6 месяцев

Цель игры: расширять пассивный словарь ребёнка, развивать слухоречевую память ребёнка.
Для игры: полочка на уровне глаз ребёнка, игрушки на полочке (начиная с 3 игрушек)
Ход игры:

На полочке расставьте игрушки. Подведите малыша и называйте по порядку игрушки. Малыш может взять и поиграть в эти игрушки. Вы можете озвучить, кто как говорит на разные голоса.Затем помогите ребёнку расставить игрушки обратно (можно в другой последовательности). В течение дня подводите малыша к полке, показывайте и называйте расставленные на ней игрушки. В конце дня снова назовите стоящие на полочке игрушки и попросите ребенка самого показать их.
На другой день добавьте новую игрушку. Далее вы можете заменять и добавлять игрушки, наблюдая запомнил их малыш или нет.

9. «Весёлые зверята!» Играть с 1 года

Цель игры: подражать взрослому и произносить звукоподражания, расширять словарный запас, формировать навык общения, соблюдать очерёдность.
Для игры: игрушки (собака, корова, хрюша, киса, утя, кура и т.д.)
Ход игры:

— Разложите перед крохой игрушки.
Попросите: «Дай му-му!», ждите, когда ребёнок даст вам нужную игрушку. «Дай ав-ав!», аналогично с другими игрушками.
— Внесите в игру элемент неожиданности или загадочности. Например, спросите ребенка: «Кто это стучится к нам в дверь?» Открыв ее и обнаружив плюшевую собачку, предложите поиграть с ней в прятки. Малыш закрывает глазки, вы прячете игрушку (у себя за спиной, за ребёнка, под стул, под платок и т.д. Спрашиваете: «Где ав-ав?». Ребёнок находит, вы восклицаете «Вот ав-ав!»
— Потом покажите малышу, какие цирковые номера может показать собачка: ходить на задних лапках, делать сальто, прыгать до потолка, запрыгивать малышу на плечо и т. п. Имейте в виду, что при этом собачка не молчит, а звонко и задорно лает: «Ав-ав!». Аналогично поиграйте и с другими игрушками. Попробуйте так играть по очереди.

10 «Что делает малыш?» Играть с 1 года

Цель игры: подражать действиям, активно использовать звукоподражания к определённому действию.
Для игры: ежедневные повторяющиеся ситуации.
Ход игры:

Вам нужно показыватьмалышу, как можно обозначить хорошо знакомые ему действия с помощью определенного сочетания звуков.

— когда кормите ребенка, говорите: «Ам-ам!»,
— когда купаете: «Куп-куп!»,
— когда укладываете спать: «Бай-бай!»,
— когда танцуете, напевайте: «Ля-ля-ля!»,
— когда топаете ногами, произносите: «Топ-топ-топ!»,
— когда хлопаете в ладоши: «Хлоп-хлоп!»
— когда прыгаете: «Прыг-скок!»,
— когда,играете с ребенком в мяч, повторяйте звуковые комплексы и слова: «Опа!», «На!», «Дай!» и т.д.

Показывая малышу любые действия, озвучивайте простыми звукокомплексами. Когда кроха начнёт их сам использовать, обозначая нужное действие, сразу называйте нужное слово.

Например: «Топ, топ. Топаю». «Баю, бай. Спи.» и т.д.

Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.

Читайте также: