Игрушки для развития воздушной струи

Обновлено: 15.05.2024

Описание материала: методическая разработка пособий по формированию правильной воздушной струи, поможет в работе учителям-логопедам при формировании целенаправленного выдоха. В методической разработке рассказывается о роли воздушной струи в постановке и усвоении звуков и ее основных направлениях. А так - же даются методические рекомендации для коррекционной работы над воздушной струёй. Далее идет описание 4-х пособий по формированию и развитию воздушной струи с фотографиями пособий.

Пособия можно использовать в работе с любой возрастной группой, но больше они применимы в работе с детьми дошкольного возраста старшей и подготовительной групп.

Цель: построение работы над воздушной струёй, влияющей на эффективное и быстрое усвоение чистого звукопроизношения, достижение результатов в сфере коррекции речи.

1. Привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме речевых нарушений у детей.

2. Развивать силу, направленность, плавность воздушной струи для быстрой и эффективной постановки звуков.

3. Вызывать положительный и радостный эмоциональный настрой на занятии с помощью пособий, стимулировать стремление и интерес к дальнейшей коррекционной работе.

Своевременное овладение грамотной речью и чистым звукопроизношением имеет немаловажное значение для формирования полноценного и гармоничного развития ребёнка. Хорошая речь – один из основных показателей готовности малыша к успешному усвоению материала в школе. Недостатки звукопроизношения и другие нарушения речи могут способствовать проблематичному обучению, привести к неуверенности маленького школьника в своих силах, что в свою очередь будет сигнализировать о далеко идущих негативных последствиях. Поэтому стоит позаботиться о развитии речи ребёнка заранее, чем раньше – тем лучше. В настоящее время, к сожалению, количество таких детей с дефектами речи, а особенно с нарушениями звукопроизношения не только не уменьшается, а наоборот увеличивается. Речь не является нашей врождённой способностью, она формируется поэтапно, и процесс ее развития зависит от многих причин.

Все звуки нашей речи мы произносим, как известно, на выдохе. Соответственно, если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко. И наоборот, освоенный правильный выдох – по середине языка – способен нормализовать качество всех звуков речи у детей, а также значительно сократить время работы над каждым звуком. Выработка сильной направленной воздушной струи – это необходимое условие для постановки звука. Вести работу над развитием воздушной струи и речевого выдоха можно самыми разными способами : надувать воздушные шарики и мыльные пузырики, дуть в свисток, губную гармошку, дудочку, задувать свечки. Такие игрушки развивают и силу, и длительность воздушной струи. Направление выдоха труднее скорректировать. Тут применяются такие упражнения, как дутье на высунутый язычок, где нужно следить, чтобы воздушная струя шла по середине языка.

Выделяют основные направления для воздушной струи :

1) воздушная струя проходит по центру языка прямо. Это направление соответствует произнесению большинства звуков: губно-губных (В, В’, Ф, Ф’, заднеязычных (К, К’. Г, Г’. Х, Х’, переднеязычных (Т, Т’, Д, Д’, свистящих (С, С’, З, З’, Ц).

2) струя проходит по центру языка вверх. Это направление характерно для произнесения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков и вибрантов (Р, Р’).

3) струя проходит по боковым краям языка. Это направление характерно для произнесения смычно-проходных (Л, Л’) звуков.

Формирование воздушной струи для разных групп звуков:

• Широкая струя (для произнесения шипящих звуков); узкая струя (для произнесения свистящих звуков)

• Тёплая струя (для произнесения шипящих звуков); холодная струя (для произнесения свистящих звуков)

• Рассеянная или направленная воздушная струя

• Слабая или сильная воздушная струя

В процессе работы по формированию правильной воздушной струи следует придерживаться данных методических рекомендаций:

• Упражнения проводить в проветренном помещении.

• Лучшие результаты достигаются, если упражнения выполнять в свободном положении тела, не сидя, а стоя: осанка прямая, грудная клетка расправлена.

• Вдох делается глубокий и спокойный, через нос. Выдох делается через рот: лёгкий, плавный, длительный.

• Следить за направлением воздушной струи.

• Упражнения не длятся дольше 3 минут.

Следует правильно дозировать количество и темп упражнений: интенсивно дуть не более 5 раз.

• Следить, чтобы во время упражнений не надувались щёки.

• Выдыхаемый воздух нельзя задерживать.

• Упражнения легче выполняться под счет.

• Для зрительного контроля на начальных этапах допускается использование зеркала.

• Выдыхаемую струю воздуха контролируют с помощью ватки, поднесённой ко рту ребё нка: при правильном выполнении ватка будет отклоняться.

Работа над развитием воздушной струи начинается еще на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Предлагаю, выполненные мной (из подручных материалов и приобретенные, но доработанные) методические пособия, которые будут способствовать выработке сильной и плавной воздушной струи. Пособия красочные, привлекают внимание и вызывают у детей интерес к занятию. С такими пособиями можно провести занятие в игровой форме.

Изготовление пособий по формированию целенаправленной воздушной струи

Елочка изготовлена из фетра и одноразовой трубочки.



Гусеничка свернута из бумаги. Поддувалка-одноразовая трубочка.


Далее следует изготовление трубочки для сдувания пенопластового мячика.


Просверлили дырочки, соединили детали с помощью клея.


Получили вот такое чудо. Со съемными насадками. В качестве насадок можно использовать корпуса от пипеток и фломастеров. насадки могут быть индивидуальные на каждого ребенка.


Можно поддувать мячики разного размера.


Насадки после игры тщательно обрабатываются.


Подверглись доработке и покупные деревянные трубочки. К ним так-же подобраны пластмассовые наконечники.


«Веселые гусенички».


«Прокатись по радуге». С помощью этой игры можно не только изучать цвета и строить лабиринты, но и дуть по ним мячики.


«Волшебный шарик».


«Новогодний фейерверк».

«Что одному не под силу, то легко коллективу». Изготовление развивающих игр и пособий руками взрослых и детей

«Что одному не под силу, то легко коллективу». Изготовление развивающих игр и пособий руками взрослых и детей Мы с родителями и детьми нашей группы стараемся сделать так, чтобы у нас было достаточно пособий, сделанных своими руками. Эта работа.

«Изготовление дидактических игр и пособий в соответствии с ФГОС ДО» Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Фотоотчет о методическом объединении «Изготовление дидактических пособий и использование их в проведении квестов»

Фотоотчет о методическом объединении «Изготовление дидактических пособий и использование их в проведении квестов» По техническим причинам был у меня достаточно длительный перерыв в публикациях, но теперь я спешу исправится). Тем более вчера провели.

Изготовление дидактических пособий своими руками. Венок «Расскажем детям о празднике Святки»

Изготовление дидактических пособий своими руками. Венок «Расскажем детям о празднике Святки» Материал будет полезен воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования и родителям детей дошкольного возраста с целью.

Изготовление развивающих пособий своими руками. Игра «Разложи крышечки в свои стаканчики»

Изготовление развивающих пособий своими руками. Игра «Разложи крышечки в свои стаканчики» Данный материал будет полезен воспитателям и заботливым родителям. Развитие сенсорики – основополагающая задача в воспитании детей младшего.

Изготовление развивающих пособий своими руками. Игры с пуговицами для развития памяти

Изготовление развивающих пособий своими руками. Игры с пуговицами для развития памяти Эта публикация будет полезна воспитателям детских садов и родителям детей дошкольного возраста. Процесс зрительного запоминания проходит.

Изготовление тематических пособий своими руками. Лэпбук «Что за чудо в огороде!»

Изготовление тематических пособий своими руками. Лэпбук «Что за чудо в огороде!» Лэпбук – одна из форм организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей. Достоинства лэпбука: - помогает.

Тренажер для дыхания (воздушной струи) «Слоник». Просто и функционально своими руками из бросового материала

Тренажер для дыхания (воздушной струи) «Слоник». Просто и функционально своими руками из бросового материала Дыхание — это естественная функция человеческого организма. Но чаще всего мы обращаем на него внимание лишь в случае болезни либо каких-то.

Задача : тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

Описание . Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, губы вытянуть в трубочку, язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку.

Поначалу можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек.

Игра «Разноцветные листочки»

Задача : развить плавный, длительный, направленный выдох.

Оборудование : небольшая палочка, разноцветные сухие листья с разных деревьев.

Описание . На уровне рта ребенка на нитках подвешены сухие листья различной формы. Ребенок рассматривает их, называет, определяет цвет, затем медленно набирает воздух через нос (следить, чтобы не поднимались плечи) и дует на листочки через трубочку из губ, не раздувая щек.

Игра «Отгадай, что за овощ»

Задача : тренировать глубокий вдох носом, научить различению запахов.

Оборудование : блюдо с овощами, имеющими ярко выраженный, особенный запах: лук, чеснок, огурец, укроп.

Описание . Рекомендуется для детей от 4 лет. Ребенок рассматривает, называет овощи, нюхает и запоминает их запахи.

Чтобы получить более насыщенный запах, взрослый делает на овоще надрез, укроп можно растереть в руках.

Затем ребенок с завязанными глазами должен понюхать и узнать по запаху предложенный ему овощ. Взрослый следит, чтобы вдох был медленным, плавным, глубоким, не поднимая плеч.

Игра «Отгадай, что за фрукт»

Задача : тренировать глубокий вдох носом, научить различать запахи.

Оборудование : ваза с фруктами, имеющими ярко „сраженный, особенный запах: апельсин, лимон, яблоко, груша.

Описание . Рекомендуется для детей от 4 лет. Взрослый делает надрезы на фруктах. Ребенок рассматривает, называет, нюхает их, затем с завязанными глазами старается определить по запаху предложенный ему фрукт.

Игра «Приятный запах»

Задача : тренировать правильный, глубокий вдох через нос, научить различать знакомые запахи.

Оборудование : ваза, в которой лежат очищенные лимон, апельсин, дольки шоколада, еловая ветка.

Описание . Рекомендуется для детей 3 лет. Дети подходят к вазочке, нюхают и на выдохе произносят: «Как вкусно!», «Как хорошо пахнет!», «Какой приятный запах!»

Задача : отработать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

Описание . Губы в улыбке, нижняя губа оттянута вниз, широкий язык плотно прижат к верхней губе. Сделать глубокий вдох носом и в этом положении языка подуть на ватку, лежащую на кончике носа так, чтобы она взлетела вертикально вверх.

Следить, чтобы выдох производился на язык, а не на верхнюю губу.

Если ребенок хорошо справляется с таким заданием, его можно усложнить: понемногу продвигать ватку по спинке носа по направлению ко лбу и таким же образом стараться ее сдуть.

Игра «Задуй ватку в "ворота"»

Задача : выработать умение целенаправленно менять силу выдоха.

Оборудование : кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

Описание . Взрослый вместе с ребенком сооружает широкие «ворота» из кубиков или другого строительного материала и кладет перед ними небольшой кусочек ваты. Ребенок, слегка наклоняясь вперед, чтобы воздух попадал под ватку, должен подуть на нее длительным плавным выдохом и добиться попадания в «ворота». С этой целью при необходимости можно менять направление и силу воздушной струи. Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, его можно слегка усложнить, постепенно делая «ворота» узкими.

Игра «Кто дальше задует ватку в "ворота"»

Задача : тренировать плавную, непрерывную воздушную струю, при необходимости изменять ее направление.

Оборудование : кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

Описание . Игра проводится как соревнование, если у детей хорошо получается предыдущее упражнение. На ровной поверхности строят двое широких «ворот» из кубиков или другого строительного материала и на одинаковом расстоянии кладут небольшой ватный шарик.

Играющие принимают определенное положение: губы в улыбке, широкий язык приподнимается к верхней губе. Далее, как бы произнося звук [ф], ребенок старается задуть ватку в «ворота» как можно дальше. Не допускается нарушение положения речевых органов: раздувание щек, выдох только на губы, произнесение звука [ф] вместо [х].

Игра «Буря в стакане»

Задача : развить сильный, целенаправленный выдох.

Оборудование : стакан с водой, соломинка.

Описание . В стакан с водой опускается соломинка. Ребенок должен сделать глубокий вдох носом, вытянуть губы трубочкой и сильно подуть в соломинку, чтобы в стакане забурлила вода. При этом щеки не должны раздуваться, нельзя делать дополнительного вдоха.

Задача : тренировать длительный, целенаправленный выдох.

Оборудование : любые стеклянные пузырьки небольшого размера с диаметром горлышка около 1 см.

Описание . Взрослый показывает ребенку, как можно погудеть с помощью стеклянного пузырька. Для этого кончик языка должен касаться горлышка пузырька, а сам пузырек - подбородка.

Далее нужно сделать глубокий вдох носом и затем сильно, длительно выдохнуть на язык в этом положении. Потом ребенок пробует погудеть самостоятельно.

Задача : научить детей менять силу и направление выдоха, укрепить мышцы губ.

Оборудование : таз с водой, бумажные или легкие деревянные (пластмассовые) лодочки, небольшой флажок.

Описание . Ребенок (или дети) сидит около таза с водой, в котором плавают лодочки. Взрослый предлагает совершить путешествие в другой «город», обозначенный флажком на другом краю таза. Для этого ребенок должен плавно дуть на лодочку, стараясь пригнать ее к другой стороне таза в том месте, где стоит флажок. При необходимости можно изменять направление и силу выдоха, но соблюдать определенное положение речевых органов: губы растянуты, как для звука [ф] - для плавного выдоха, вытянуты трубочкой - для сильного выдоха.

Игра «Лети, самолетик!»

Задача : развить длительный, целенаправленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование : бумажные самолетики, изготовленные совместно с ребенком.

Описание . Игра проводится как соревнование, парами. Самолетики ставят на краю стола. Напротив них садятся играющие. По сигналу взрослого они должны на одном выдохе, не делая дополнительного вдоха, как можно дальше продвинуть свой самолетик по столу.

Игра «Надуй игрушку»

Задача : развить сильный, длительный, непрерывный выдох.

Оборудование : неплотные воздушные шарики или надувные игрушки небольшого размера.

Описание . Ребенок должен надуть шарик или игрушку, плавно, длительно выдыхая воздух в отверстие. Вдох проводится через нос, губы трубочкой.

Игра «Птички (бабочки)»

Задача : укрепить мышцы губ, развить направленную воздушную струю.

Оборудование : фигурки птичек или бабочек, вырезанные и ярко раскрашенные.

Описание . «Птичек» («бабочек») сажают на краю стола. Двое играющих соревнуются в том, кому удастся как можно дальше продвинуть свою фигурку по поверхности стола. Перед началом игры делается один глубокий вдох носом, дополнительный вдох делать не разрешается. Вместо поверхности стола фигурки могут «летать» на ниточках, также с помощью сильного, направленного выдоха.

Задача : развить выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование : сначала бумажная, затем пластмассовая вертушка.

Описание . Ребенок делает глубокий вдох носом, затем сильный выдох на подвижные части игрушки, чтобы привести их в движение. Сначала ребенку предлагается бумажная вертушка, так как для нее требуется меньше усилий, затем пластмассовая.

Игра «Лети, одуванчик!»

Задача : выработать длительную непрерывную воздушную струю, укрепить мышцы губ.

Описание . Ребенок срывает одуванчик, делает глубокий вдох носом и старается сдуть все его пушинки одним сильным непрерывным выдохом. Не допускаются прерывистое выдыхание воздуха или дополнительные вдох-выдох.

Игра «Загадай желание»

Задача : развить сильный, направленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование : песочный набор, маленькие свечки для торта.

Описание . Взрослый предлагает ребенку подготовиться к своему дню рождения или Новому году и потренироваться задувать свечки. Ребенок сам изготавливает «куличики» («тортики») из песка, в которые затем втыкаются свечки в соответствии с возрастом ребенка.

Далее ребенок делает глубокий вдох и одним сильным длительным выдохом старается задуть все горящие свечки. При этом по желанию ребенка он может про себя загадать желание.

Игра «Фокус с предметами»

Задача : тренировать силу и направленность выдоха.

Оборудование : любая ровная поверхность (пол, стол и т. д.), легкие деревянные или пластмассовые предметы (ручка, карандаш, катушка, бусинка и т. п.)

Описание . Взрослый кладет любой легкий предмет на стол, а ребенок делает глубокий вдох носом я сильно, длительно дует на него. Предмет должен откатиться от исходной точки в направлении воздушной струи.

Игра «Надувайся, шар!»

Задача : развить длительный плавный выдох, автоматизировать звуки [с], [ш].

Описание . Дети стоят близко друг к другу в маленьком кругу. Затем повторяют слова за взрослым: «Надувайся, наш шар, надувайся большой, да не лопайся!» и отходят назад, образуя большой круг.

По сигналу взрослого «Шарик лопнул» дети снова сужают круг и тянут звук [с] или [ш] (в зависимости от возможностей детей), изображая выходящий из шара воздух.

Игра «Кто дольше?»

Задача : развить речевое дыхание, силу голоса.

Описание . Игра проводится как соревнование по парам. Дети стоят лицом друг к другу.

По сигналу взрослого они одновременно делают глубокий вдох носом и начинают долго, на одной ноте тянуть определенный гласный звук (А, О, У, Ы, И). Кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха, тот считается победителем.

Игра «Вьюга воет»

Задача : развить речевое дыхание, силу голоса, Способность изменять ее в нужный момент.

Игры и игровые упражнения на развитие воздушной струи.

Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляционную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам.». Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи».

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи направлена выработку сильной, направленной, длительной, плавной и ротовой воздушной струи.

Воспитатель дает ребенку кусочек ваты. « Это снежинка. Посмотрите, как она летает». Кладет ватку на ладонь и сдувает ее с руки. Инструкция: « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Попробуй так же подуть на снежинку» Ребенок сдувает ватку-«снежинку» с руки. Игровое упражнение повторяется несколько раз.

Проводится на воздухе, во время прогулки (май-июнь). Когда дети гуляют на полянке, педагог предлагает им сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на цветок. Инструкция: Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки.

Небольшой тонкий листок бумаги зеленого цвета(5*10 см) разрезают на 12-15 узких полосок. Полоски привязывают ниткой к карандашу. « Пусть это будет дерево с листочками. Когда ветер дует, то листочки колышутся вот так…» Дуют на листочки. Инструкция: Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на листочки»

Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Инструкция: Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Сдуй ватку со стола». Нижняя губа не должна натягиваться на зубы.

Для игры используем поролоновый или ватный мячик диаметром 2-3 см. Футбольные ворота можно сделать из проволоки или обозначить 2 кубиками. Мячик кладут перед футбольными воротами и дуют на него. Инструкция: Улыбнись, Покажи зубы.

Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на мяч. Забей гол в ворота».

Дети стоят тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя не надутый пузырь. Затем медленно поднимая головы и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая»» Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой да не лопайся» Образуется большой круг, По сигналу педагога «воздух выходит» или «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук Ф и подражая выходящему воздуху. Во время игры нужно следить, чтобы дети растягивали круг постепенно. После сигнала « лопнул» следить, чтобы дети не бежали, а шли («воздух медленно выходит в маленькую дырочку»).

Регулярное и систематическое применение упражнений по воспитанию сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи способствует формированию речевого дыхания, укреплению мышц артикуляционного аппарата, закреплению правильных дикционных навыков в процессе преодоления дислалии .

Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях.

ВложениеРазмер
igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_pravilnoy_vozdushnoy_strui_u_detey_v_domashnih_usloviyah.docx 25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие дыхания.

Цель: развивать физиологическое дыхание.

Оборудование и организация: игрушка-зверушка.

Ход игры: Предложить ребенку лечь в кроватку или на ковер и положить руки себе на живот. Показать, как надо глубоко вдохнуть, – надуть животик, а затем через несколько секунд выдохнуть, – животик при этом опустится. Делать упражнение можно не более 5 раз подряд, чтобы не было большой нагрузки на диафрагму и брюшные мышцы. А чтобы малышу было интересно выполнять дыхательное упражнение, положите на животик ребенка небольшую игрушку. Когда малыш вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.

Цель: развивать физиологическое дыхание.

Оборудование и организация: игрушка-вертушка.

Ход игры: Показать ребенку, как надо подуть на вертушку, чтобы она пришла в движение. Далее пусть ребенок сам подует на бумажную вертушку.

Цель: выработать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.

Оборудование и организация: вырезанная из папирусной бумаги бабочка, прикрепленная на нитку длинной 15-20 см.

Ход игры: показать ребенку, как можно дуть на бабочку, подвешенную на нитке. Затем поднесите бабочку к губам ребенка и попросите его подуть.

Цель: формировать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.

Оборудование и организация: вырезанная из бумаги фигурка матрешки, прикрепленная на нитку.

Ход игры: показать ребенку, как можно дуть на матрешку, подвешенную на нитке. Матрешка начнет кружиться, как будто она танцует. Затем поднести бабочку к губам ребенка и попросить его подуть самого, чтобы матрешка начала танцевать.

«Сдуй снежинку с рукавички»

Цель: формировать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.

Оборудование и организация: вырезанная из картона рукавичка, вырезанная из бумаги снежинка.

Ход игры: показать ребенку, как можно сдуть бумажную снежинку с рукавички. Затем положить снежинку на рукавичку, поднесите ее к губам ребенка, и попросить его подуть на снежинку.

Цель: закрепить у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.

Оборудование и организация: перышко, пушинка или кусочек ваты.

Ход игры: показать ребенку, как можно сдуть перышко с ладони. Затем положить перышко на свою ладонь, поднесите ее к губам ребенка, и попросить его подуть на перышко. В другой раз дайте задание ребенку сдуть с вашей ладони несколько пушинок или бумажек одним выдохом. Бумажки расположите так, чтобы они находились одна от другой на некотором расстоянии.

Цель: закрепить у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.

Оборудование и организация: изготовленное пособие «Карусель». Для этого надо вырезать из цветной бумаги 4 круга и согнуть их пополам. Вложите посередине пособия тонкую веревочку, а затем склейте круги.

Ход игры: показать ребенку, как надо взять игрушку за концы веревочки и подуть на нее. Под струей воздуха карусель начнет кружиться. Затем дайте пособие ребенку и попросите его подуть.

«Загони мяч в ворота»

Цель: выработать у ребенка длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер.

Оборудование и организация: ворота (их можно заменить двумя кубиками); кусочек ваты или небольшой скомканный кусочек папиросной бумаги.

Ход игры: показать ребенку, как можно дуть на легкий «мячик», чтобы загнать его в игрушечные ворота. Попросите ребенка самого загнать мяч в ворота.

Цель: выработать у ребенка длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер.

Оборудование и организация: бумажный кораблик.

Ход игры: показать ребенку, как надо дуть на бумажный кораблик, чтобы он «доплыл» до противоположного края стола.

Цель: формировать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный выдох; развивать подвижность губ, умение плотно смыкать их.

Оборудование и организация: трубочки с разным диаметром; стакан с соком и водой.

Ход игры: предлагать ребенку время от времени пить сок с помощью трубочки. Нужно менять диаметр трубочек, предлагая малышу трубочки сначала толстые, а потом все более тонкие. Далее рассказать ребенку, что можно не только втягивать в себя сок с помощью трубочки, но и выдувать воздух через трубочку. Для этого нужно налить в стакан воду и показать, как можно заставить воду пузыриться. Пусть ребенок сам попробует создать бурю в стакане воды.

Цель: развивать правильное речевое дыхание, уточнять артикуляцию гласных звуков.

Ход игры: показать малышу, как надо соединить пальцы рук, собранные щепотью, перед грудью (как будто они держат за концы короткую ниточку). Затем вдохните и начните разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тяните длинную нить). Можно предложить сначала протянуть короткую ниточку (пропеть звук А в течение 1 секунды), лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить (пропеть звук А в течение нескольких секунд, разведя руки в стороны как можно шире). В следующий раз предложите ребенку пропеть другой гласный звук: У, О или И.

Цель: развивать правильный речевой выдох; уточнять артикуляцию гласных звуков.

Ход игры: предложить ребенку намотать звуковую ниточку, так чтобы получился клубок. Для этого необходимо показать ребенку, как надо вращать руки одна вокруг другой перед грудью и в это время длительно пропевать гласный звук. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее, а значит, и клубок будет больше. (Разумеется, взрослому следует время от времени поддаваться.)

Игры на развитие фонематического слуха.

Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование и организация: по два кружка на каждого ребенка (красный и белый).

Ход игры: предложить детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимают синий.

Цель: нахождение звуков в названиях предметов по картинке.

Оборудование и организация: металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.

Ход игры: дети по очереди вылавливает удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие ли отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове (в начале, в середине или конце слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

«Кто больше слов придумывает»

Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование: мяч, фанты.

Ход игры: назвать какой-нибудь звук и попросить детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образую круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказано кем-либо, Фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.

Цель: обучение слоговому анализу слов

Оборудование: барабан, бубен.

Ход игры: Дети садятся в ряд. Нужно объяснить, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

«Назови первый звук в слове»

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Оборудование и организация: игрушки домашних животных.

Ход игры: показать игрушку и предложить определить, с какого звука начинается название животного. Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

«Какой звук есть во всех словах?»

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры: произнести три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук, и спросить у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Игры и упражнения для развития голоса .

«Кошка и котенок»

Цель: учить ребенка владеть своим голосом, менять его силу, говоря то громко, то тихо.

Оборудование и организация: игрушки или картинки «Кошка» и «Котенок».

Ход игры: озвучить каждую из игрушек: кошка мяукает громко: «МЯУ!», а котенок – тихо: «Мяу!» Предложить ребенку самому изобразить, как мяукают мама-кошка и котенок.

«Большой и маленький»

Цель: способствовать развитию силы голоса ребенка.

Оборудование и организация: картинки с часами, большими и маленькими.

Ход игры: показать ребенку картинку с большими часами и изобразить, как они тикают. Для этого нужно громко произносить: «ТИК-ТАК, ТИК-ТАК». Затем показать картинку с маленькими часиками и тихо произнести: «Тик-так, тик-так». После можно попросить ребенка самого озвучить каждую из картинок.

Цель: способствовать развитию силы голоса ребенка, учить говорить шепотом.

Оборудование и организация: игрушка-собачка.

Ход игры: Взять игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко, чтобы она легла малышу на колени. Собачка «выполняет» вашу просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула ребенка в щеку. Собачка с радостью это сделает. Предложите ребенкуу самому попросить о чем-нибудь собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только шепотом.

Цель: закреплять навык ребенка говорить шепотом

Оборудование и организация: игрушечная кошка и блюдце.

Ход игры: Поручить ребенку спросить у кошки шепотом на ушко, хочет ли она молочка. После того как кошка «полакает молоко», попросите малыша узнать у нее, что киса хочет сказать. Скорее всего, вежливая кошечка скажет: «Спасибо». Так же шепотом ребенок может спросить у кошки, во что она хочет поиграть (в мячик или в прятки), нет ли в доме мышей, дружит ли она с собачкой.

Цель: учить ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.

Оборудование и организация: две машинки: побольше и поменьше.

Ход игры: показать ребенку, как можно рукой вести машинки по воображаемой дорожке и одновременно длительно пропевать звукоподражание: «Би-би-и-и…» . Обратить внимание малыша, что большая машина гудит низким голосом, а маленькая – высоким голоском. Предложить ребенку поиграть сначала с большой, а потом с маленькой машинкой, меняя при этом высоту голоса.

«Быстро и медленно»

Цель: развивать у ребенка чувство темпа, учить его менять темп произнесения одних и тех же звукоподражаний.

Оборудование и организация: игрушка-зайчик.

Ход игры: показать ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем сказать, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорить темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!» Попросить ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений.

«Ветер и ветерок»

Цель: способствовать развитию силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания.

Ход игры: показать ребенку, как дует сильный ветер. Для этого нужно длительно и громко пропевать звук У и энергично качать руками над головой – так дерево качает ветвями на ветру. Потом продемонстрировать, как веет легкий ветерок, – тихо и долго пропевать звук У и лишь слегка покачивать руками. Предложить ребенку самому изобразить дерево на ветру. Для этого ребенку нужно встать, поднять вверх руки-ветви и качать ими с определенной силой, в зависимости от ваших команд. Сначала сказать: «Дует сильный ветер», а затем: «Дует легкий ветерок».

Одновременно с движениями пусть ребенок пропевает звук У с разной силой.

Цель: учить ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.

Оборудование и организация: книга Л. Толстого «Три медведя».

Ход игры: рассказать ребенку сказку, а затем вместе с ребенком изобразить голоса всех трех медведей: самым низким голосом говорить за Михайлу Ивановича, обычным голосом – за медведицу Настасью Петровну и высоким голоском – за медвежонка Мишутку. Дайте задание повторить голосом разной высоты сначала звукоподражание: «Э!», а затем и некоторые фразы из сказки (например: «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей чашки?»).

Игры на звуко -и – словопроизношение.

Цель: автоматизация звука Ж в связном тексте.

Оборудование и организация: стулья.

Ход игры: дети (жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:

По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: жжжж.… По сигналу «дождь» жуки летят в домики (стулья).

Цель: автоматизация звуков С, С’ в тексте.

Оборудование и организация: жгут.

Ход игры: ребенок (лиса) сидит за кустом. У него жгут. Остальные дети – куры. Куры гуляют по полю, клюют зерна и червяков. Куры приговаривают:

Лиса близко притаилась –

Лиса кустиком прикрылась.

Лиса носом повела –

Разбегайтесь кто куда.

При слове «разбегайтесь» лиса выбегает и ловит кур. Тот, кого поймает, становится лисой.

Цель: дифференциация звуков Ц – Ч в тексте.

Оборудование и организация: мяч.

Ход игры: дети перебрасывают мяч от соседа к соседу в правую или левую сторону и говорят:

Целый день я лечу,

Целый день я скачу,

Больше прыгать не могу,

Ах, сейчас я упаду!

На последнем слове мяч ударяется об пол.

Цель: Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать фонематический слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Оборудование и организация: Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

Ход игры: Воспитатель сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей; четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.

Запела девочка песенку,

Пела, пела и допела.

- Теперь ты, петушок, пой!

- Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.

- Мяу-мяу, - спела кошка.

- Твоя очередь, уточка!

- Кря-кря-кря, - затянула уточка!

- Ряв-ряв-ряв, - зарычал медведь.

- Ты, лягушка, спой

- Квак-квак-квак, - проквакала лягушка.

- А ты, кукла, споешь?

Сладкая песенка! (Г. Гербова)

В конце рассказа ребенку задают вопросы: «Как поет кошечка? Как поет Мишка?».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Консультация «Игры и упражнения для развития правильного звукопроизношения»

Игры и упражнения для развития правильного звукоподражания.


Упражнения для формирования правильной воздушной струи у детей.

В данном материале представлены упражнения для выработки правильной воздушной струи у детей.


Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени.


Комплекс упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей в домашних условиях.

Основным средством профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста является гимнастика для стоп, направленная на укрепление мышечно-связочного аппар.


Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях.

Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей в домашних условиях.

Упражнения для развития целенаправленной воздушной струи

Консультация для родителей.


Упражнения на выработку правильной воздушной струи.

Материал для логопедов на выработку воздушной струи у детей для правильного речевого дыхания.

Чтобы поддержать интерес к упражнениям на развитие правильного дыхания, мы придумываем различные игровые упражнения.

Недавно у Альбины Карелиной я увидела использование игры «Прожорливые фрукты»

Мне захотелось сделать такую же себе в группу.

Игра предназначена для одного, двух или даже трёх детей одновременно. Суть игры заключается в том, чтобы дети, подув на шарик, попали в рот фруктам. Роль шарика может выполнять фантик, кусочек ваты или смятая бумажная салфетка. Он превращается во вкусную витаминку. И витаминками дети начинают угощать фрукты.

Игры для развития воздушной струи

Увидев интерес детей, я подумала о варианте такой игры и на прогулке. Пособие сделала из пластиковой бутылки, на которую с двух противоположных сторон наклеила картинки фруктов.

Теперь малыши развивать дыхание могут и на улице.




«Аэрофутбол»

Эта весёлая и полезная игра предназначена для двух детей.

Суть игры – забить гол в ворота соперника. Можно играть с трубочкой, а можно и без неё.

Роль ворот выполняют 2-е половинки стаканчика из под йогурта.



«Фейерверк»

Нам понадобилась пластиковая бутылка с крышкой, мелко нарезанная фольга, пластиковые трубочки.

В бутылке сделали отверстия для трубочек, внутрь положили кусочки фольги. И предложили детям подуть.



Игры для развития воздушной струи.

Игры для развития воздушной струи. Развивая правильную речь, нужно научить детей правильному дыханию. Дыхание влияет на звукопроизношение,развитие голоса и артикуляцию..

Логопедическое царство-государство «Чисторечие»

Логопедическое царство-государство «Чисторечие» Логопедическое царство-государство "Чисторечие".Все дети любят и ценят что-то загадочное, таинственное, которое может увлечь за собой, подарить.

Читайте также: