Игрушки для развития зрения

Обновлено: 04.05.2024

Способность видеть окружающие предметы является врожденной. Однако с первых самых месяцев жизни человек, ввиду особенностей развития зрительной системы, не может четко распознавать окружающую среду. Из-за недостаточно сформированных зрительных центров он видит все размыто, словно в тумане.

Завершающие этапы развития зрения ребенка и формирования глаз происходят лишь в семилетнем возрасте. Несмотря на это, уже с первых минут жизни малыш адаптируется ко всему новому в пространстве. Так, можно наблюдать, что дети реагируют на свет (например, при ярком освещении они щурятся).
Органы зрения постепенно развиваются с первых месяцев жизни. Крупные предметы ребенок начинает различать спустя 30 дней с момента рождения. Явная способность к отслеживанию перемещения объектов (например, детских погремушек) у детей младенческого возраста наблюдается спустя 3-4 месяца. Когда ребенку исполняется полгода, он вполне осознанно уже может наблюдать за менее габаритными предметами.


Какие цвета ребенок начинает видеть первыми?

Зрение у грудничка формируется за счет развития светочувствительных рецепторов, расположенных в сетчатке. Благодаря их возможности преобразовывать световые волны в импульсы, картинка проецируется в головном мозге. Передача данных происходит посредством зрительного нерва. Примерно спустя три месяца от рождения этот процесс начинает активизироваться, видеть ребенок дальше будет все лучше. За восприятие цветов отличают рецепторы сетчатки, в которых содержатся такие пигменты, как хлоролаб, эритролаб и родопсин.

Считается, что первым в своей жизни малыш сможет различить красный цвет.

Научно это объясняется тем, что именно он обладает наибольшей спектральной волной (это значение колеблется в пределах 620-760 нанометров). Поэтому родителям советуют в первые месяцы после рождения грудничка покупать ему игрушки красного цвета. Желтый — второй цвет, который сумеет распознать малыш. Рекомендуется, чтобы в первые 6 месяцев жизни ребенок контактировал с вещами этих двух оттенков. Чтобы этапы зрительного развития происходили правильно, малышу достаточно 4-5 игрушек разного размера и формы. В таком случае он сможет сосредоточиться, начнет постепенно изучать текстуру. Не следует предлагать малышу сразу большое количество предметов разных оттенков. Разнообразить ассортимент можно спустя месяц, когда ребенок через осязание и зрительный контакт поймет, что все окружающие его предметы имеют разную форму и цвет.


Могут ли цвета влиять на детей?


Ученые полагают, что ребенок реагирует на окружающие его цвета по-разному. Например, есть оттенки, которые успокаивают, а также те, которые, наоборот, раздражают.

К спокойным цветам относятся: синий, голубой и их производные (фиолетовый, сиреневый). Считается, что такие тона способны успокоить грудничка, создать в детской умиротворенную атмосферу, способствующую крепкому и спокойному сну.

Схожими свойствами обладает зеленый цвет. Однако, несмотря на положительные характеристики этого оттенка, не рекомендовано окружать грудничка большим количеством зеленых объектов и предметов: умеренное их число принесет пользу, а избыток — может вогнать в тоску.
Красный цвет способствует концентрации внимания. Поэтому ребенок хорошо реагирует на игрушки и вещи такого типа. Однако использовать красный при оформлении интерьера детской комнаты не рекомендуется, поскольку это может спровоцировать у ребенка раздражительность. Для этого лучше выбрать пастельный желтый или оранжевый цвет.

Как улучшить цветовое восприятие ребенка?


Педагоги и врачи советуют как можно чаще общаться с маленьким ребенком, проговаривать вслух и объяснять все происходящее вокруг, при этом называя основные цвета.

Желательно придавать общению игровую форму, максимально заинтересовывать малыша, но не давать ему переутомляться. При правильном, ответственном и умеренном подходе родителей к вопросу развития ребенок начинает быстро учиться не только различать цвета, но и лучше понимать мир. Если родители замечают, что, несмотря на регулярные занятия с ребенком, он продолжительное время не может распознавать цвета и их оттенки, это должно стать поводом для обращения к врачу.

Как наладить зрительный контакт с грудничком?

Привлечь внимание малыша помогут следующие рекомендации:

  • Замечено, что в вертикальном положении (даже в первые дни жизни) новорожденный лучше фокусирует взгляд. Соответствующее расположение поможет родителям войти в контакт с ребенком, привлечь внимание малыша.
  • При контакте с ребенком важно соблюдать расстояние (оно не должно быть меньше 20 сантиметров). Показывать предметы следует медленно, не стоит спешить — ребенок должен успеть сосредоточиться.
  • Вешать игрушки в кроватке у грудничка в первые месяцы жизни следует не перед его лицом, а немного сбоку, левее или же за ножками.


Считается, что в младенческом возрасте дети больше изучают мужские черты лица, поскольку они крупнее и отчетливее женских. Поэтому малыши с большой охотой смотрят на своих пап. При этом важно взрослым следить за речью — она не должна быть чересчур громкой и пугающей. Привлечь внимание малютки поможет живая мимика и улыбка.

На сайте Очков.Нет представлен большой ассортимент средств контактной коррекции. У нас Вы сможете выгодно заказать продукцию от мировых брендов, а именно Acuvue, OKVision и пр.

Существует научно доказанный факт — новорожденные дети видят мир размыто, что связано с формированием их зрительного аппарата. Поэтому определить в первые годы жизни ребенка, есть ли у него иные проблемы со зрением, очень сложно. Но для развития зрительной функции можно использовать специальные игрушки. Какие же лучше выбрать?


Почему все дети рождаются с плохим зрением?

Прежде чем приступить к подбору различных игрушек для развития зрения младенца, необходимо узнать о некоторых особенностях формирования организма. Важно понимать, что все дети появляются на свет с еще не до конца развитым зрительным аппаратом. Поэтому в первый месяц жизни у всех без исключения младенцев наблюдается очень низкая острота зрения, они воспринимают мир в виде пятен с разной интенсивностью затемненности. Глазные яблоки грудного ребенка очень малы по размеру, поэтому изображения предметов, которые получает его головной мозг, фокусируются не на сетчатку, как у здорового взрослого человека, а за ней. В офтальмологической практике такое явление называется дальнозоркостью. В данном случае она является абсолютно нормальным физиологическим процессом.

На начальных этапах формирования зрительного аппарата малыш видит пятна на расстоянии в среднем 40 сантиметров, хорошо различает свет и тьму. При сильно ярком освещении он жмурится или закрывает глаза руками, это очень важные зрительные рефлексы, которые проверяются еще в родильном доме.



Существует ошибочное мнение, что у младенцев перевернутое зрение. В реальности, если у ребенка нет дефектов головного мозга либо врожденных патологий развития, то он видит окружающий мир, как взрослые люди.

При этом для многих новорожденных в первые месяцы жизни характерны хаотичные движения глазами, которые родители принимают за такие отклонения, как косоглазие или нистагм. На самом деле данное явление временное и связано с еще несформированными и ослабленными глазными мышцами. Поэтому может казаться, что малыш смотрит чуть в сторону.

Развитие зрительной функции ребенка

В первые годы жизни малыша его зрительная система претерпевает серьезные изменения. Чтобы развитие зрения протекало правильно, родителям необходимо обратить внимание на факторы, которые могут негативно влиять на данный процесс.
Так, например, очень важно освещение в комнате, в которой будет находиться младенец. Если в помещении недостаточно света, то этапы формирования зрительного аппарата могут протекать со значительным опозданием. Поэтому комната должна быть светлой, а кроватку лучше расположить удаленно от зеркал и источников освещения. Помимо этого, доступ к ней должен быть с разных сторон для того, чтобы ребенок рассматривал предметы и людей справа, слева и спереди.


В первый месяц ему не потребуются игрушки для развития зрения, так как он видит только пятна. А уже на 5-й неделе жизни можно позаботится о покупке различных специализированных игрушек.

Игрушки для улучшения зрения у детей

На втором месяце жизни офтальмологи рекомендуют повесить над кроваткой мобиль или погремушки. Однако очень важно учесть, что расстояние от игрушки до лица ребенка должно составлять не меньше 40 сантиметров, наиболее оптимальное расстояние — 60 сантиметров.

С полутора месяцев будет полезным показывать малышу различные картинки с простыми геометрическими фигурками в черно-белых цветах, что будет положительно влиять на правильное формирование зрительного нерва и глазных мышц, младенец научится воспринимать контрастные изображения.
На начальных этапах для привлечения внимания желательно использовать игрушки со звуковыми эффектами, а уже к 3 месяцам можно переходить на беззвучные игрушки.


Также важно запомнить, что не стоит покупать слишком яркие игрушки. В центральной части над кроваткой можно повесить красные и желтые элементы, а по сторонам — зеленые и синие, поскольку последние ребенок начинает распознавать значительно позже. Что касается размеров, что новорожденный отчетливо видит предметы на удалении не более 5-6 сантиметров.
Помимо прочего, игрушки должны быть безопасными, так как в 5-6 месяцев их уже можно давать ребенку в руки для развития моторики и составления в головном мозге связей между тактильными ощущениями, формой и цветом предмета, который он видит.

После того как ребенок научится сидеть и перемещаться в пространстве, свое формирование начнет стереоскопическое зрение. Поэтому малышу необходимо давать свободу передвижения. Для развития зрения важно как можно больше гулять, так как солнечных свет способствует формированию глазных яблок и прочих структур зрительного аппарата.

Многие родители полагают, что яркие меняющиеся картинки при просмотре мультфильмов на телевизоре или гаджетах положительно влияют на развитие органов зрения. Но данное мнение является ошибочным. Поскольку такие устройства создают дополнительные нагрузки на глаза и не оказывают благотворного воздействия на процессы формирования зрения.


Специалисты также рекомендуют быть предельно аккуратными во время игр в песочнице или использования мыльных пузырей. При попадании в глаза песка или мыла может возникнуть раздражение, воспалительные и аллергические реакций глаз, а также снижение качества зрения в целом.


Способность видеть мир объемно дает человеку бинокулярное зрение. При его нарушениях ухудшается острота зрения, возникают проблемы с ориентацией в пространстве. Случается это по различным причинам. Восстанавливать бинокулярность можно аппаратными и хирургическими методами. Также врач назначает упражнения для глаз.

В этой статье

Прежде чем начать рассматривать методики для восстановления бинокулярного зрения в домашних условиях, следует понять, что такое бинокулярность, как работает эта функция зрительного аппарата и из-за чего происходит потеря бинокулярного зрения.

Что такое бинокулярное зрение и как оно работает?

Бинокулярное зрение — это зрение обоими глазами. Его также называют стереоскопическим и пространственным, ведь оно дает возможность видеть в 3D-проекции. Благодаря этой функции человек видит предметы, распознавая их размеры по ширине и высоте, форму, расстояние между ними. Оба глаза человека получают по одному изображению, которые они передают в головной мозг. В нем происходит объединение этих изображений в одну картинку.


Если отсутствует бинокулярное зрение, мозг получит два отличающихся друг от друга зрительных образа, которые не смогут соединиться в один. В результате этого возникает диплопия — двоение изображения. Такое бывает при анизометропии (сильная разница между рефракцией правого и левого глаз), заболеваниях хрусталика, роговицы и сетчатки, повреждениях нервной системы и по другим причинам. Невозможно бинокулярное зрение, если в процессе зрительного восприятия не участвует один глаз, как это бывает при косоглазии.


Развитие бинокулярного зрения начинается с самого детства. С первых же месяцев начинают формироваться предпосылки для его возникновения и развития. Сначала у ребенка появляется светочувствительность, цветовосприятие, центральное зрение. Со временем улучшается острота зрения, поле зрение расширяется. Все это способствует формированию бинокулярности. Завершается этот процесс примерно к 12-14 годам. Нарушения могут возникнуть в любом возрасте. Спровоцировать их способны самые разнообразные факторы.

Причины нарушения бинокулярного зрения

Основная причина, из-за которой отсутствует зрение бинокулярное, это несогласованные движения глазных яблок. Такое происходит вследствие ослабления глазных мышц или повреждений глазодвигательных мышц. Глаза начинают смотреть в разных направлениях, смещается зрительная ось, что приводит к ухудшению зрительных функций одного глаза. В ряде случаев происходит полная потеря зрения одним из них. Данная патология чаще возникает в детском возрасте и проявляется в косоглазии — самая частая форма нарушения бинокулярного зрения.

К утрате бинокулярности приводят и другие причины. На самом деле, их очень много. Кровоизлияния в сетчатке, катаракта, разрыв сетчатой оболочки вызывают сильное ухудшение зрительных способностей глаза, а одно из условий существования стереоскопического зрения — отсутствие патологий сетчатки и роговицы.

Таким образом, потеря бинокулярного зрения вызывается разными патологиями организма, в целом, и глаз, в частности. Любая болезнь, которая отрицательно сказывается на здоровье глаз и зрении, может стать фактором, провоцирующим нарушения пространственного восприятия.

Восстановление бинокулярного зрения

Восстановление бинокулярности начинается с лечения патологии, которая привела к нарушениям зрения. Только после устранения причин, можно вернуть стереоскопическое зрение.


Самой частой патологией, при которой зрение бинокулярное отсутствует, является косоглазие. Это офтальмологическое заболевание лечится с помощью операции, аппаратных методов и глазной гимнастики. Хирургическое вмешательство необходимо только в крайних случаях, когда глаз сильно смещен относительно нормального положения и не задействован в процессе зрения.

Аппаратное лечение включает в себя такие методики, как ортоптика и диплоптика. Они предполагают использование специальных приборов. Человеку демонстрируют раздвоенные картинки, которые он пытается собственными усилиями объединить в одно изображение. Аппаратная терапия назначается совместно с комплексом упражнений для глаз, которые можно проводить самостоятельно. Перед их выполнением нужно также получить одобрение окулиста.

Восстановление и тренировка бинокулярного зрения в домашних условиях

Ежедневная тренировка пространственного зрения является залогом быстрого его восстановления. Существуют различные упражнения, которые могут выполняться самостоятельно прямо дома. Самым простым является упражнение с листом бумаги.

Упражнение с листом

Вам потребуется бумажный лист, на котором нужно начертить фломастером вертикальную черту длиной 10 см и шириной 1 см. Закрепите лист на стене на уровне глаз и отодвиньтесь от нее на 1 метр. Смотрите на линию и понемногу наклоняйте голову вниз, продолжая рассматривать черту, пока она не начнет двоиться. Следующий раз отводите голову вверх, а потом в стороны. Выполнять такие упражнения необходимо три раза в день по пять минут. Обязательное условие для выполнения — хорошая освещенность в комнате.


Это упражнение самое простое по технике. Есть и другие методики, связанные с фокусировкой. Они также способствуют тренировке и восстановлению бинокулярного зрения.

Упражнение «Тренировка»

На стене разместите какой-нибудь объект (лист с изображением) и отойдите от него на дистанцию 2-3 метра. Далее Вы должны сжать кулак, но указательный палец при этом должен быть вытянут вверх. Рука располагается на расстоянии 40 см от лица, а кончик указательного пальца должен находиться на одной зрительной оси с объектом на стене. Посмотрите на объект через кончик пальца. Он сразу начнет раздваиваться. После этого нужно перенести фокус со стены на палец. В этот момент начнет двоиться зрительный объект. Так можно тренировать попеременно оба глаза. Больше нагружать следует именно слабый глаз. Тренировка займет у Вас примерно 3-5 минут. Выполнять ее желательно несколько раз в день. Со временем Вы заметите, что острота Вашего зрения улучшилась.


Упражнение «Фокусировка»

Для него потребуется цветной предмет (любая картинка). Сначала нужно смотреть на всю картинку, затем на отдельные ее детали (изображение должно быть сложным, разноцветным). Затем выбирается еще меньший объект. Так, если объект — бабочка, то сначала Вы рассматриваете ее целиком, после этого очерчиваете глазами ее контур, далее разглядываете крыло или его половинку. Последним объектом для фокусирования на нем взгляда должен быть размером не более 0.5 см. Так Вы постепенно научитесь быстрее и точнее фокусироваться, не нагружая сильно глаза.

Упражнение «Стереограмма»

Рисунок-стереограмму можно скачать в интернете и распечатать. Она представляет собой зашифрованные рисунки, в которых можно разглядеть какие-либо фигуры. Стереограмма должна располагаться на расстоянии 30-40 см от лица. Взгляд необходимо фокусировать как бы за изображением. Через некоторое время начнет проявляться скрытая картинка. После того, как это произошло, нужно увеличить дистанцию между стереограммой и глазами, но при этом постарайтесь не потерять найденную картинку. Следующие действия — повороты головы вверх-вниз и влево-вправо с удержанием увиденного изображения. С первого раза это может не получиться. Однако со временем глаза привыкнут и видимый объект будет распознаваться с разных ракурсов. Стереограммы очень полезны для тренировки бинокулярности, а также для снятия напряжения со зрительного аппарата. Особенно такое упражнение будет полезно людям, которые работают за компьютером. Стереограммы можно и не распечатывать, а рассматривать прямо с монитора. Необходимо только установить оптимальную его яркость.


Помимо этих упражнений, можно выполнять общую гимнастику для глаз, которая помогает при усталости и для повышения остроты зрения. Таких методик тоже достаточно много. Перед их выполнением проконсультируйтесь с офтальмологом.

Человек с бинокулярным (стереоскопическим) зрением может полноценно ориентироваться в пространстве. Различать предметы и объекты по форме можно и при наличии монокулярного зрения. Однако определять дистанцию между объектами можно только при сформированном стереоскопическом восприятии. Любые патологии, которые приводят к нарушению бинокулярности, необходимо начинать лечить вовремя, тем более, если они возникают в детском возрасте, когда зрение только формируется.

Глаза — важнейший источник получения информации для новорожденного, поэтому очень важно правильно развивать его зрение. Для этого нужно учитывать возраст малыша и его умения, и только после этого подбирать соответствующие игрушки, которые будут способствовать развитию зрительной системы.

руки младенца в руках

Игрушки для развития зрения от рождения до полугода

В первый месяц новорожденному не нужны игрушки, так как он еще не умеет фокусировать взгляд. При этом малышу нужно помогать — лучше всего для этого подходят изображения с черно-белыми контрастными картинками, где есть разные геометрические узоры. Это могут быть специальные карточки из магазина, либо самодельные крупные кубики из бумаги, которые можно крепить на бортики кроватки и пеленального столика.

Ко второму месяцу ребенок уже лучше фокусирует взгляд, поэтому можете смело менять его ближайшее окружение. Например, укрепите мобиль над кроваткой и в коляске, на котором будут предметы разной формы и цвета — шары, призмы, кубики с контрастными узорами. В целях безопасности лучше выбрать более легкие игрушки — мягкие, текстильные, картонные.

В три-пять месяцев нужно стимулировать ребенка переводить взгляд за предметом, учиться восприятию цвета и света. Для этого подойдут крупные яркие игрушки, например, разноцветные кубики, мячики и погремушки, плюс можно использовать кукол и неваляшек с выразительными чертами лица.

Как развивать зрительную систему после полугода?

малыш на коврике

После того как малыш научился фокусировать взгляд, с интересом рассматривает разные предметы и реагирует на свет и темноту, нужно развивать зрительно-двигательную координацию. В будущем это будет способствовать приобретению разных навыков, чтобы ребенок мог точно определять размер и границы предметов, тренировал зрительную память.

В этом случае подойдут книжки с картинками и вкладышами, развивающие мягкие книжки, сортеры (начиная с самых простых), крупные мягкие пазлы, изделия с большими кнопками и так далее.

Такой список не полный — Вы можете сами придумывать разные игры, используя воображение и изобретательность. Если Ваш ребенок не фокусирует взгляд долгое время, совсем не реагирует на игрушки, то стоит проконсультироваться с офтальмологом.

Ребенок начинает видеть и слышать, еще находясь в утробе матери, однако его зрение и обоняние сильно отличаются от взрослых. Кроме того, каждый младенец уникален, поэтому временные промежутки, в которые стандартно входят те или иные реакции, могут разниться. Как понять, что зрение и слух ребенка формируются нормально? Расскажем в этой статье.

видеть и слышать.jpg

Факторы внутриутробного развития

Давно доказано, что прямое влияние на плод оказывает состояние здоровья матери. Есть еще ряд факторов, способных повлиять на зрение и слух ребенка:

  • Огромное влияние оказывают преждевременные роды и другие патологии беременности*
  • Отклонениям могут способствовать различные инфекционные заболевания матери в период беременности.
  • Генетическая обусловленность — один из основных факторов формирования зрения и слуха младенца

Для развития зрительной системы выделяется два критических периода: 6–12-я неделя и 6–9-й месяцы беременности. Что касается проблем со слухом, то они развиваются на фоне наследственности (при тугоухости у одного из родителей — в 50 % случаев патология проявится у ребенка)** или инфекционных заболеваниях матери во время беременности.

Формирование полноценного зрения

Когда новорожденный начинает слышать и видеть так, как это делают взрослые? Известно, что с рождения у человека имеется ряд безусловных рефлексов, включая реакцию на свет, защитные реакции и даже генерализованный ответ на яркое освещение. Многих родителей при этом интересует, что именно видит ребенок, осознанно ли он реагирует на окружающих, способен ли узнать маму, папу и других ближайших родственников. Ответ: нет, до месяца ребенок не может узнавать лиц, так как его зрение способно распознать только силуэт. Осознанные реакции на движения появляются только в возрасте 1 месяца. В этот период детское зрение развивается до следующего уровня:

  • Малыш способен фиксировать взгляд на предмете, находящемся на расстоянии до 30 см
  • Большой интерес вызывают контрастные черно-белые картинки
  • Ребенок начинает различать и рассматривать человеческие лица

Что видит малыш

С какого месяца формируется «взрослое» зрение? Примерно в три месяца малыш уже способен полноценно отличать лица, узнавать родителей, интересоваться яркими игрушками и изображениями. Если же говорить о зрении новорожденного, несколько дней назад появившегося на свет, то у него оно проявляется со своими особенностями:

  • В первые недели грудничок не способен фокусировать взгляд на предметах более пяти секунд
  • Ребенок только учится пользоваться двумя глазами одновременно, поэтому иногда глазки «разъезжаются»
  • Сетчатка глаз постоянно тренируется и развивается, по мере взросления ребенка его глаза начинают различать все более сложные узоры, цвета и оттенки

Стоит сразу сказать, что ни один врач не даст точного ответа, во сколько дней после рождения у ребенка гарантированно должны происходить определенные изменения: все зависит от индивидуальных особенностей детского организма.

Что слышит новорожденный?

Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе. Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.

видеть и слышать1.jpg

Какова нормальная реакция

Обычные реакции — это:

  • Движение ручками и ножками
  • Повороты головы
  • Поиск источника голоса глазами
  • Замирание или вздрагивание
  • Плач
  • Прислушивание

Если эти реакции отсутствуют в первый месяц жизни ребенка при фоновых звуках, не стоит нервничать, это совершенно нормально. А вот если малыш не реагирует даже на громкие и продолжительные звуковые раздражители, это повод показаться специалисту. К счастью, нарушения слуха имеются только у 1–2 % из 1000 новорожденных**.

Упражнения для развития зрения

Чтобы глазки ребенка видели лучше и он быстрее обучался различать предметы, создано несколько методик. Родителям предлагают проделывать с малышом следующие упражнения.

Упражнение I. Поворачивать его голову в разные стороны, при этом разговаривая с ребенком и улыбаясь. В процессе можно демонстрировать ребенку игрушку красного или оранжевого цвета. Благодаря этому нехитрому упражнению ребенок учится фокусировать взгляд на одном предмете

Упражнение II. До месячного возраста ребенку легче воспринимать посторонние предметы, находясь в вертикальном положении. Родителям рекомендуют носить малыша «столбиком», чтобы он постепенно привыкал к окружающей обстановке. Торопиться при этом не стоит: ребенку нужно время, чтобы разглядеть мир вокруг

Упражнение III. Постепенно подключать игрушки других цветов. До определенного возраста малыш не сможет различать их оттенки, но очень скоро станет реагировать на новые цвета по-другому. Демонстрировать новые цвета лучше через день, а начинать с красных и желтых оттенков, потому что их дети видят лучше всего

Упражнение IV. К концу первого месяца ребенок может видеть предметы на расстоянии до метра: самое время вешать модуль с каруселью над кроваткой. До этого времени в игрушках не будет никакого смысла

Когда родителям стоит обратиться за помощью специалиста? На какой день становится понятным наличие проблем со слухом или зрением? На самом деле, каждый ребенок — это индивидуальность. И если у одного малыша все должные реакции начали проявляться точно в срок, задержка в несколько дней и даже недель у другого ребенка не повод для паники. Возможно, малыш просто еще не дорос.

Причины для тревоги

Есть несколько признаков, которые должны вызывать у родителей тревогу. В этом случае с визитом к врачу медлить не стоит:

  • у шестимесячного ребенка слишком часто косят глазки
  • в три месяца ребенок никак не реагирует на предметы, не смотрит на лица
  • на третьем месяце жизни малыш не проявляет никаких реакций при звуках голоса матери или других членов семьи

Именно эти признаки могут стать свидетельством нарушений работы зрения или слуха. К счастью, большинство из них современная медицина решить в состоянии: главное — своевременно обратиться за помощью. Кстати, если хочется убедиться в том, что с ребенком все хорошо, можно посетить детского офтальмолога. Проверку зрения рекомендуется проходить хотя бы раз в год, и это касается не только новорожденных малышей, но и детей дошкольного и школьного возраста.

* В.Ф. Базарный. Зрение у новорожденных

** Шилова Н. А., Харламова Н. В., Чаша Т. В., Куликова Н. Ю., Толкачева Е. В. Исследования слуха у новорожденных детей

Читайте также: