Игрушки для слабовидящих детей 1 года

Обновлено: 27.03.2024

● Лучше давать небольшие игрушки хорошо моющиеся. Мелкие игрушки и предметы меньше 9 см давать вообще не следует, поскольку дети не смогут различить их детали.

● Неприемлемыми для игры слепых детей являются сюжетно–образные игрушки из очень мягких материалов, когда при нажатии на игрушку изменяется ее форма.

● В воспитании слепого ребенка большое значение имеют погремушки, различные дидактические игрушки, строительные наборы и универсальные конструкторы.

● Существует целый ряд игрушек, помогающих развитию движения рук слепого ребенка: пирамидки, матрешки, стаканчики.

● Для игры с мячом можно подобрать озвученный мяч, а также резиновый средних размеров (35–50 см в окружности). Мячи можно набивать самостоятельно.

● Значительную помощь в развитие ребенка оказывают музыкальные игрушки. Для игр и занятий можно использовать колокольчики, бубен, барабан, игрушечную дудочку, свистульки, металлофон, а также музыкальные каталки, пищащих птичек и т.д.

● Детей нужно познакомить с куклой. Кукла должна быть среднего размера (20-30 см).

● Материалы и фактура. Материал должен быть приятным на ощупь, иначе ребенок будет отказываться от игрушки. Также, материалы и фактура игрушек должны быть разнообразными: дерево, пластмасса, металл, ткань, мех, резина с гладкой, шершавой, рифленой поверхностью. Это способствует развитию тактильной чувствительности и обогащает познания об окружающем слепого ребенка. Помним: Холодные материалы могут быть неприятны для осязания, дети могут отказаться играть с ними. Также по опыту знаем, что чаще всего слепые дети не любят играть с мягкими игрушками. Наибольшая заинтересованность у слепых проявляется к деревянным игрушкам.

● Твердый материал сохраняет форму предмета, что в познании форм объектов реальной жизни, отображенных в игрушках, компенсирует отсутствие зрения. Так же слепые дети в ходе игровой деятельности с игрушками прилагают к ним определенные усилия, сжимают, мнут, гнут, растягивают и даже кусают их. Могут стучать ими об пол или стены, чтобы появился звук, что является одним из методов познания слепыми детьми окружающего мира через слуховой анализатор. Поэтому необходимо подбирать игрушки не только достаточно плотные и твердые, но и прочные, чтобы они не раскололись и не травмировали ребенка.

● При обследовании предметов окружающего мира все маленькие дети, а слепые в особенности, подносят их к лицу, обнюхивают, кусают, облизывают. Поэтому игрушки обязаны соответствовать определенным санитарно – гигиеническим нормам: должны отсутствовать мелкие отдельно прикрепленные детали, материалы должны быть нетоксичными, не пористыми, чтоб легко мыться.

● Желательно, чтобы игрушки (мячи, другие передвижные игрушки, игрушки, изображающие представителей животного мира) слепого ребенка были озвучены. Это дает возможность малышу развиваться сразу по нескольким направлениям: во – первых, развитие слуховой функции, во — вторых – ориентирование в пространстве, в – третьих, обогащение знаний об окружающем мире. Так как у таких детей отсутствует зрительный образ предмета, то они строят свое узнавание его на звуковом сигнале. Также, по звуку слепые дети хорошо ориентируются в пространстве, развивают возможность манипулирования предметами и общую моторную ловкость.

● Материалы, из которых изготовлены игрушки, их части, покрытие, наполнитель должны быть без запаха. Сильный запах может оттолкнуть ребенка, вызвать аллергическую реакцию либо сформирует образ предмета, связанный с определенным запахом. Последнее крайне нежелательно, так как у слепых людей обоняние развито сильнее, чем у нормально зрячих, запах является таким же маркером предмета или объекта, как форма и цвет. Поэтому, не обладая зрительными ориентирами, слепой ребенок не будет узнавать идентичные предметы, если у них будет отсутствовать соответствующий запах. Это может путать ребенка, мешать верному восприятию окружающей реальности.

Игра является тем ведущим видом деятельности, в котором формируется и развивается дошкольник. Однако не следует забывать о том, что слепые дети не могут без помощи взрослого подготовить условия для игры: подобрать игрушки, выбрать сюжет, распределить роли, выполнить нужные действия, развернуть сюжет. Отсутствие зрения мешает им в полном объеме воспринимать окружающие предметы, подражать действиям, которые выполняет взрослый. Руководя руками ребенка, следует показать, какие движения ему надо делать руками и телом. При этом важно не забывать оречевлять все выполняемые действия.

Правила обучения игре незрячих детей:

1. постоянно расширять представления ребенка об окружающих его предметах (называть их, рассказывать об их внешнем виде, характерных признаках, свойствах и особенностях, указывать на их назначение и показывать по возможности способы применения);

2. предоставлять возможность для обследования предметов, разных по форме, фактуре, назначению;

3. создавать ребенку условия для проявления самостоятельности при выполнении показанных ранее действий с предметами и игрушками, не мешать ему, если он сам захочет познакомиться с новыми предметами;

4. при подборе игрушек руководствоваться не внешней привлекательностью, а возможностями и интересом ребенка. Игрушки желательно подбирать из разных материалов, средние по размеру, с четко выделенными деталями, реалистично отражающие тот объект, который они изображают (например: зайчик с длинными ушами, четко выделяющимися четырьмя лапами, маленьким хвостиком).

5. привлекать ребенка к выполнению некоторых простейших бытовых дел. Это необходимо для расширения жизненного опыта ребенка и обогащения сюжета игры.

Этапы освоения игры:

- Подвесьте погремушки разнообразные по форме и звучанию, на расстоянии вытянутой руки. Подвесьте и мелкие мягкие надувные игрушки или просто предметы (деревянные шарики, разноцветные ленточки), предварительно привязав к ним маленькие колокольчики, тогда ребенок, однажды коснувшись игрушки случайно и получив приятные касательно-слуховые впечатления, будет стремиться к повторению движения.

- Вкладывайте в руки ребенка небольшие предметы. Это необходимо для того, чтобы развивать у ребенка навык хватания. Предлагайте ребенку предметы с разнообразными звуками, раздающимися при встряхивании. Кроме стандартных, купленных в магазине погремушек, вы можете давать ребенку различные коробочки и баночки (тщательно закрытые), в которые насыпаны мелкие предметы (горох, крупа, пуговицы и т. п.). Со временем емкости могут быть более объемными, что будет стимулировать у ребенка стремление удерживать их обеими руками.

- Положите на стол 2-3 игрушки. Сначала покажите ребенку, как он может найти игрушку, передвигая его руку по поверхности стола и громко называя игрушки. Потом можете предоставить ему возможность для самостоятельных поисков. Не жалейте усилий для того, чтобы ребенок постоянно имел в руках какой-либо предмет с интересной поверхностью, формой. Учите манипулировать этими предметами, чтобы вызвать различные звуки и этим привлечь ребенка к действиям с предлагаемыми предметами. Кроме погремушек и простых по форме предметов, вы можете предложить ребенку различные вкладыши-стаканчики

При знакомстве с новыми предметами или игрушками обязательно следует называть их и комментировать свои действия с ними.

- Предложите игры с бумагой, картоном, целлофаном, гофрированной бумагой (только не фольгой, она неприятна для осязания и холодит кожу пальцев). Покажите, как можно сминать, разрывать бумагу.

- Знакомьте с различными сюжетными игрушками (игрушки животных, куклы и т. д.). Будьте готовы к тому, что в большинстве случаев дети сначала неохотно соглашаются играть с новыми игрушками. Они необычны по материалу (например, мех), велики по размеру, не производят никаких звуков. Постарайтесь заинтересовать ребенка игрушкой.

- Игры с куклой. Для ребенка с нарушением зрения кукла является особой игрушкой, и играть с ней нужно учить не только девочек, но и мальчиков по нескольким причинам. Во-первых, кукла представляет собой модель человека, и, следовательно, с ее помощью ребенок сможет «увидеть» себя со стороны, более четко представить соотношение частей тела человека. Во-вторых, в игре ребенок может использовать свой жизненный опыт и перенести на куклу те действия, которые обычно производят с ним самим. При правильном обучении кукла может стать основным персонажем любой сюжетной игры детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте.

- Строительно-конструкторские игры. Начинать следует с простейших построек. Предлагайте деревянные и металлические конструкторы. Можно предлагать делать простые игрушки из бумаги, проволоки, дощечек.

- Игры с мячом. Можно научить ребенка обхватывать мяч двумя руками, поднимать его над головой и бросать в разных направлениях. Для того чтобы ребенок мог самостоятельно отыскать его, используйте звуковой мяч, тогда при движении он будет издавать звук, и ребенок сможет, услышав этот звук, самостоятельно определить направление его движения. Желательно, чтобы ребенок ориентировался на голос и старался бросить мяч вам. Учите также ловить мяч двумя руками, ударять мячом об пол и узнавать по звуку, когда мяч коснется пола. Научите ребенка различать мячи по фактуре (резиновый ─ пластмассовый), по характеру поверхности (резиновый ─ гладкий, пластмассовый ─ шероховатый), по звуку при ударе о твердую поверхность.

- Обучение целесообразным (адекватным) предметно-игровым действиям с предметами и игрушками. Например: «Угостим куклу чаем», «Положим куклу спать», «Катя (Андрюша) собирается на прогулку», «Поможем Кате постирать одежду», «Отметим Катин день рождения» (с использованием других игрушек) и т. п.

Прежде чем вы начнете действовать с куклой руками ребенка, убедитесь в том, что это действие ему знакомо, и он может его выполнить с настоящими предметами.

Для подготовки ребенка к выполнению действий с куклой мы рекомендуем сначала познакомить его с натуральными предметами, моделями которых он будет пользоваться в предметной игре. Затем переходим к показу и обследованию игрушек, изображающих эти предметы. Обязательно следует показать ребенку, чем отличается настоящий предмет от игрушки и чем они похожи (величина, форма, материал).

В следующий раз вы уже можете предложить ребенку совершить действия, как с натуральными предметами, так и их моделями. Важно научить ребенка точному выполнению действий с игрушкой в соответствии с назначением реального предмета. Сначала действия выполняются совместно взрослым и ребенком, постепенно помощь взрослого уменьшается. Когда ребенок усвоит все необходимые действия, можно подключить к игре куклу или другую сюжетную игрушку и начинать обучать ребенка воображаемым действиям с атрибутами предметной игры. Необходимо путем сравнения реальной и игровой ситуации постоянно обращаться к имеющемуся у ребенка опыту и закреплять соотнесение куклы и живого объекта.

После всей этой предварительной работы, ребенок уже может соединить несколько действий в один сюжет (пока еще с вашей помощью) и привнести в игру что-то свое.

- Игры- сортировки (форма, величина, материал, свойства поверхности). Можно использовать крупы, желуди, шишки, камешки и другие природные материалы.

- Игры с пуговицами и петлями, молниями, маленькими крючками, петельками, лентами или шнурками для завязывания и т. д..

- Найди такой же (по звуку, на ощупь)

- Широко используйте для игр природные материалы (песок, глину, крупы)

Главный принцип, которому необходимо следовать на протяжении всего дошкольного периода, ─ постоянно давать ребенку в руки все предметы, находящиеся в его окружении, сопровождая это словесным описанием и побуждая тщательно осматривать их руками.

Непременным условием своевременного и гармоничного развития ребёнка (как зрячего, так и слепого) является игра. В организации игры ребёнка, особенного слепого, особое место занимают игрушки.

В отношении незрячих детей игрушки выполняют не менее важную функцию. Осязательное обследование деталей игрушек, действий с ними способствуют развитию мелких движений рук, формированию правильных приёмов осязательного обследования, овладению действиями с предметами. Кроме того, игрушки знакомят детей с образами животных и с предметами, представление о которых дети пока ещё не могут получить из своей жизненной практики.

Для слепых детей создаются специальные дидактические игры и игрушки.

Дети раннего возраста избирательно относятся к материалу, из которого выполнена игрушка. Это объясняется тем, что слепой ребёнок чувственно, с помощью осязания, овладевает окружающей действительностью.

Холодные материалы могут быть неприятны для осязания. Игрушки, выполненные из них, вызывают у слепых детей отрицательную эмоциональную реакцию. И, как правило дети отказываются играть с ними. Напротив, мягкие тёплые материалы стимулируют познавательную активность.

Слепого ребёнка необходимо знакомить с различными материалами и свойствами. Поэтому его следует знакомить и учить играть с игрушками, выполненными из различного материала: дерева, пластмассы, резины, ткани, меха и т. д. Исключение составляют игрушки из бумаги, они очень непрочны. Слепой ребёнок, обследуя игрушку и действуя с нею, сжимает её пальцами, с большим усилием нажимает на неё, мнёт игрушку в руках, стучит ею о стол, прислушиваясь к звуку, который она издаёт. Поэтому к прочности игрушек должны предъявляться повышенные требования.

Неприемлемыми для игры слепых детей являются сюжетно–образные игрушки из столь мягких материалов, что при нажатии на игрушку изменяется её форма. Это значительно затрудняет создание у ребёнка привольного образа игрушки.

Игрушки должны отвечать определённым гигиеническим требованиям: легко мыться, краска покрывающая игрушку, должна быть прочной, не токсичной.

Немаловажное значение при подборе игрушек для слепых детей имеют их размер. Мелкие игрушки нужны для всех слепых детей. Но такие игрушки должны быть не менее 9 сантиметров. Однако в зависимости от возраста ребёнка и уровня его психического развития они выполняют разные функции.

Действия с мелкими игрушками способствуют формированию ручной умелости детей, развитию тонкой моторики.

Особые требования предъявляются к художественно – образному решению игрушек. Большинство игрушек с изобразительным видовым образом не соответствует по своему художественно – образному решению особенностям восприятия слепых детей. Однако с некоторыми из них слепые дети могут правильно и с удовольствием действовать. При этом они будут воспринимать игрушку только с точки зрения её функции: матрёшки можно разложить и сложить, в свистульку можно свистеть.

Для слепых детей раннего возраста неприемлемы стилизованные игрушки. Для них нужны игрушки, которые имели бы реальную форму частей и в которых в то же время были бы отражены лишь основные, существенные признаки вида. Эти признаки могут быть усилены лишь настолько, чтобы не исказить реальные пропорции изображённого в игрушке предмета.

В воспитании слепого ребёнка большое значение имеют погремушки, различные дидактические игрушки, строительные наборы и универсальные конструкторы.

Следует подчеркнуть, что все игрушки должны быть аккуратно выполнены, так как слепые дети при их обследовании обращают внимание на малейшую шероховатость, на швы и места соединения деталей. Небрежно выполненная игрушка затрудняет формирование у ребёнка образа, не вызывает желания играть с ней.

Существует целый ряд игрушек, помогающих развитию движений рук слепого ребёнка, развитию его осязательного восприятия, формированию умения соотносить предметы по величине в процессе действия с ними. К таким игрушкам, прежде всего, относятся пирамидки, матрёшки, вкладные шары, кубики или стаканчики.

Пирамидка должна состоять не больше чем из трёх колец одного цвета. Колпачок пирамидки может отличаться по цвету от колец и быть различной формы.

Поскольку слепые дети нередко находят отверстие кольца языком, пирамидка должна хорошо мыться, иметь стойкую окраску, этому требованию вполне удовлетворяет пластмасса. Однако лучше, если стержень пирамидки сделан из дерева, так как пластмассовый стержень гнётся при надевании на него колец. Кроме того, деревянная пирамидка “теплее”, приятнее для осязания.

Развитию пальцев рук малышей с глубокими нарушениями зрения способствует винтовая пирамидка. Это стержень с винтовой нарезкой, на которой навинчиваются различные по форме и цвету элементы.

В отличие от пирамидки, матрёшки, вкладные шары или кубы нельзя собирать в случайном порядке, а это обычно вызывает у детей большие трудности.

Формированию умения слепого ребёнка ориентироваться в ближайшем пространстве, умения координировать свои движения, сравнивать предметы по форме, величине, положению в пространстве служат строительные материалы. В процессе игры со строительными материалами у детей формируются пространственные умения и навыки.

Развитию движений слепого ребёнка и формированию у него приёмов ориентировки в большом пространстве способствуют игры с мячом. Наиболее подходящим является озвученный мяч, а также резиновый мяч средних размеров. Резиновый мяч имеет преимущество перед пластмассовым: обладает большой упругостью и, что очень важно, отскакивая от твёрдой поверхности, издаёт приятный звук – “звенит”.

Для развития ориентировки детей в большом пространстве также могут служить игрушечные автомобили и мотоциклы – каталки, сидя на которых дети передвигаются, отталкиваясь ногами от земли, а также лошадки на колёсиках. Кататься на них дети должны только под наблюдением взрослого и при наличии на участке ровной площадки или прямой дорожки, свободной от посторонних предметов.

Малыши должны приобрести опыт обращения с движущимися игрушками. Движения заводных игрушек должны быть простыми по структуре, а зона их действия небольшая. В то же время ребёнку можно предложить волчок, клюющего цыплёнка и другие игрушки – забавы. Из нескольких типов волчков, выпускаемых промышленностью, наиболее подходит волчок с фиксированным основанием. Такой волчок сравнительно легко приводится в движение самим ребёнком. Кроме того, вращающийся на одном месте волчок облегчает ребёнку возможность проследить за его вращением. Дети дотрагиваются до него руками, используют остаточное зрение.

С заводными игрушками малышей следует знакомить с осторожностью. Необходимо предварительно рассказать об игрушке, показать её неподвижной, иначе она может напугать ребёнка.

В жизни слепого ребёнка большое значение имеют слуховые ощущения. Поэтому воспитание слухового восприятия должно происходить с раннего возраста. Значительную помощь в этом оказывает использование музыкальных игрушек: колокольчик, бубен, барабан, дудочка, свистулька, металлофон и т. д. При этом нужно помнить, что звучание игрушек не должно быть резким, иначе у ребёнка не возникнет желания взять игрушку в руки и играть с ней. Кроме того, слепые малыши часто боятся резких, громких звуков.

Слепых детей нужно познакомить с куклой. Кукла должна быть среднего размера (20-30 см.). Кукла должна быть упругой. В противном случае игрушка будет легко поддаваться деформации, тем более, если учитывать, что слепым детям свойственно сильнее нажимать на игрушку при действиях с нею, чем зрячим. Искажение формы отдельных частей куклы может отрицательно повлиять на создание у слепого ребёнка правильного представления об игрушке в целом.

У куклы должны быть выразительные глаза и рот. Желательно, чтобы глаза закрывались с приклеенными ресницами, но не нарисованными. Необходимо, чтобы нос, уши, брови куклы имели чёткую, удобную для осязания форму. Голова, руки и ноги куклы обязательно должны быть подвижными. Наконец, кукла должна иметь простую, легко снимающуюся одежду, застёжка может быть на кнопках или пуговицах. Хорошо, если на ногах у куклы есть носки или тапочки.

Малышам с глубокими нарушениями зрения для игры необходимы игрушечные животные, сделанные из различных материалов. Эти игрушки должны подчиняться общим требованиям, предъявляемым к игрушкам для слепых детей: они должны быть не стилизованными, приятными для осязания.

Взрослому не следует заниматься с ребёнком всё время его бодрствования, к чему стремятся некоторые родители. Малыш должен учиться играть самостоятельно. Для этого можно положить рядом с ним ещё одну - две игрушки, время от времени надо проверять, занят ли он игрушками, другими предметами или безучастно сидит. В последнем случае необходимо постараться вовлечь его в игру с другой игрушкой.

В статье приводится перечень игрушек для слепых детей и их использование для развития сохранных анализаторов.

ВложениеРазмер
igrushka_i_ee_rol_v_vospitanii_slepogo_rebenka.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

Игрушка и ее роль в воспитании слепого ребенка

С первого месяца жизни дети сталкиваются с игрушкой, которая становится их неизменной спутницей на долгие годы Посредством игрушки ребенок лучше узнает окружающие предметы, знакомится с их назначением, принципом действия Игрушка способствует развитию и реализации потребности ребенка в общении.

Игрушка должна всесторонне развивать ребенка. Игра с определенной игрушкой оказывает преимущественное влияние на одну из сторон развития ребенка: на развитие его движений, органов чувств, мышления и т. д. В соответствии с тем, развитию каких функции ребенка способствуют игрушки, их педагогическим назначением, они подразделяются, согласно принятой педагогической классификации Е. А. Флериной, на виды: моторно-спортивные и тренировочные, сюжетно-образные, технические, музыкальные, театральные игрушки, веселые игры-забавы и настольные игры с дидактическими задачами и правилами.

Моторно-спортивные и тренировочные игрушки способствуют развитию моторики, умения ребенка ориентироваться в пространстве, развитию внимания, выдержки, организованности. К таким игрушкам относятся мяч, прыгалки, обруч, кегли, а также игрушки (бирюльки, мозаика и т. д.), способствующие развитию мелкой моторики.
Сюжетно-образные игрушки предназначены для творческих, сюжетно-ролевых игр. Это куклы, мягкие игрушки, а также транспортные игрушки, знакомящие с внешним видом автомобиля, поезда и т. д. Такие игрушки не имеют большого количества деталей и не снабжены сложным механизмом. Основное их назначение -способствовать развитию сюжетной игры ребенка.

Технические игрушки с механическим управлением: экскаваторы, автомобили, поезда, модели летательных аппаратов, игрушечные фотоаппараты и т. д. Эти игрушки призваны демонстрировать физические законы и производственные процессы. Внимание ребенка, играющего с технической игрушкой, направлено на управление ею.

К этому же виду относятся игрушки, предназначенные для конструирования — строительные наборы, конструкторы и т. д.

Музыкальные игрушки - это примитивные музыкальные инструменты, поющие птицы, музыкальные волчки и т. д., развивающие музыкальный слух ребенка.

Театральные игрушки - это куклы би-ба-бо, марионетки, наборы для творческих инсценировочных игр, теневой театр и т. д. такого рода игрушки содействуют художественному воспитанию детей.

Игры-забавы - это прыгающий зайчик, клюющий цыпленок, кувыркающийся заяц на лесенке и т. д. Такие игрушки вызывают у детей радостное настроение.

Настольные игры с дидактическими задачами и правилами - это лото, пирамидки и т. д. Игрушки этого вида развивают сообразительность, внимание, помогают ребенку ориентироваться в форме, цвете, величине предмета.

Внутри каждого вида игрушек существуют игрушки, предназначенные для детей различного возраста и уровня развития. Игрушка должна быть доступна ребенку и, в то же время, способствовать дальнейшему развитию. Для детей каждого возрастного периода должен подбираться определенный комплект игрушек, обеспечивающий всестороннее развитие ребенка.

В исследованиях многих ученых игрушка рассматривается в контексте развивающейся деятельности ребенка. Прежде всего изучалось влияние игрушек на развитие ведущей деятельности ребенка определенного возраста, а также формирующейся внутри нее деятельности, которая станет ведущей на следующем этапе его развития Например, разрабатывая игрушки для детей преддошкольного возраста, в первую очередь, учитывают особенности развития предметной деятельности, ведущей в этом возрасте, а также зарождающейся в ней игровой деятельности, которая будет ведущей в дошкольном возрасте Исходя из этого и программируется игрушка: ее содержание, дидактические возможности, форма, величина, материал и художественное оформление.

На основе сочетания возрастного и деятельного принципов разработана педагогическая классификация игрушек, в которой учитывается не только тема игрушек, но и их свойства (материал, величина, функциональность, художественно-образное решение).

Согласно этой классификации игрушки делятся по материалу (тканевые, деревянные, резиновые, пластмассовые, бумажные); степени готовности (готовые, сборно-разборные, полуфабрикаты и материалы); величине (мелкие, соразмерные и крупно-габаритные); функциональности игрушки с устройствами, создающими эффект света, звука, действия и т. д., с подвижными частями (куклы, машины и т. д.), с атрибутами (съемная одежда, сменные части и т. д . ) . Игрушки могут быть комплексными , представляющими собой наборы на определенную тему для игры одного ребенка или группы детей. По художественно-образному решению игрушки могут быть с изобразительным и неизобразительным образом. Индивидуальный образ имеют игрушки, передающие различные особенности персонажа, его характер.

Неизобразительный художественный образ игрушки может быть функциональным и конструктивным. К игрушкам с функциональным образом относятся, например, погремушки, а с конструктивным - строительные наборы, универсальные конструкторы и т. д.

Предложенная классификация помогает подобрать для детей каждого возрастного периода определенный набор игрушек, обеспечивающий всестороннее развитие ребенка.

Так, для детей всех возрастных групп необходимы дидактические и музыкальные игрушки. В младенческом возрасте дети играют игрушками-забавами, сюжетно-образными и моторно-спортивными игрушками. Возраст от полутора до двух лет характерезуется сюжетно-отобразительной игровой деятельностью, в процессе которой ребенок воспроизводит действия, наблюдаемые им в реальной жизни. Среди его игрушек появляются первые технические, празднично-карнавальные игрушки. И, наконец, в два-три года, с появлением сюжетно-ролевой игры, дети начинают играть с театральными игрушками.

При подборе игрушек необходимо соблюдать возрастной и деятельный принципы, а также учитывать величину игрушек. Мелкие игрушки нужны детям в любом возрасте. В начале это погремушки, шарики, колечки, затем фигурки, машинки и т. д. Основное значение для детей второго года жизни, активно осваивающих пространство, приобретают соразмерные игрушки. Крупногабаритные игрушки, важные для общего физического развития ребенка, могут быть включены в его игру только к концу третьего года жизни с появлением сюжетно-ролевой игры. Дети старшего дошкольного возраста любят играть как с маленькими, так и с большими игрушками. Также подбираются игрушки и по другим параметрам (художественно-образному решению, функциональности, материалу, степени готовности).

Психическое развитие слепого ребенка имеет свои специфические особенности. Поэтому не всегда в его воспитании могут использоваться игрушки, предназначенные для зрячих детей. В то же время дети, лишенные зрения, развиваются по тем же основным законам, что и зрячие. Для их полной развития также необходимо возникновение и развитие игровой деятельности .

Отсутствие зрения прежде всего отрицательно сказывается на развитии движений ребенка и его ориентировки в пространстве, на формировании предметных действий, развитии тактильного восприятия и создании адекватных представлений об окружающем мире .

В младенческом возрасте у слепого ребенка позже развиваются хватательные движения, он позже начинает самостоятельно садиться, ходить.

До четырех месяцем отставание в поведении слепого ребенка по сравнению со зрячим явно не проявляется. Именно с этого возраста ведущее значение в развитии движений ребенка приобретает зрение, движения его рук начинают четко регулироваться деятельностью зрительного анализатора. До этого времени, в возрасте двух-трех месяцев, возникают первые ощупывающие движения рук ребенка. Впервые они возникают, когда руки ребенка случайно касаются предмета или собственного тела, и часто протекают вне зрительной регуляции. С третьего месяца жизни ребенок начинает активно ощупывать к захватывать попадающиеся под руку предметы. Эти движения рук образуются на основе установления связей между тактильным и кинестетическим (двигательным) анализатором.

В конце второго — начале третьего месяца впервые образуется «связь между кинестетическим и зрительным анализатором: ребенок придает руке такое положение, чтобы ее можно было фиксировать взором».

Целенаправленные хватательные движения зрячего ребенка начинают формироваться на пятом-шестом месяце жизни и с самого начала осуществляются под контролем зрения. Так, у четырехмесячных нормально видящих детей при действии с предметами, в том числе с игрушками, преобладают ориентировочные реакции зрительного типа, направленные в основном на руку, удерживающую предмет, на сочленение руки и предмета. У десятимесячного зрячего ребенка наблюдается активное зрительное и тактильное обследование всех деталей предмета, выраженное в его ощупывании, поглаживании при участии всех пальцев руки.

У ребенка, лишенного возможности контролировать свои движения с помощью зрения, затягивается процесс формирования хватательных движений, а также тактильного обследования предметов и манипуляций с ними. В то время, как зрячий ребенок уже в три-четыре месяца начинаем обращать внимание на свои руки, играет с ними, слепой малыш и в семь-восемь месяцев не обращает внимания на свои руки.

Ограничение информации, поступающей к слепому ребенку из окружающего мира и отсутствие возможности контролировать и планировать свои движения с помощью зрения приводят не только к более позднему развитию моторики и тактильного восприятия, но и к объединению предметных действий. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии игровой деятельности слепого ребенка. Игра слепых детей дошкольного возраста, не имеющих жизненного опыта зрячих детей и достаточно широкого контакта со сверстниками, беднее по содержанию и малочисленна предметными действиями.

Без специального обучения игре слепой ребенок останавливается на стадии манипулятивных действий с игрушкой, часто принимающих стереотипный характер. В то же время упорная, целенаправленная работа по развитию игровой деятельности слепых дошкольников может привести к появлению у них ролевых коллективных игр.
Немаловажная роль в этой работе принадлежит игрушке, которая признана стимулировать развитие игровой деятельности слепого ребенка, способствовать формированию его чувственного опыта.

Для слепого ребенка игрушка является не вспомогательным, как для зрячего, а основным и даже единственным (в совокупности со словесным описанием) средством познания того или иного предмета.

С помощью игрушки он знакомится с назначением и способами употребления предметов, действия с которыми ему недоступны. Игрушка способствует развитию предметных действий слепого ребенка, формированию его игровой деятельности. Специально подобранные игрушки влияют на развитие ориентировки в пространстве, способствуют овладению адекватными, способами познания окружающих предметов и явлений, повышению познавательной активности и развитию мышления ребенка, Игрушки, обладающие определенными свойствами, активизируют, тактильное обследование развивают слух и остаточное зрение ребенка .

Игровые ситуации, созданные взрослым, способствуют развитию отношений незрячего ребенка со сверстниками, расширяют его информацию об окружающем мире. Так, например, зрячий ребенок узнает о деятельности водителя автомобиля из различных источников: из рассказов взрослых, иллюстраций книг, из собственных наблюдений. Слепой ребенок может получить ту же информацию лишь из рассказов взрослых и из организованной взрослыми игры с транспортными игрушками.

Таким образом, игрушка — действенное средство в коррекции недостатков развития. Игровая деятельность способствует исчезновению навязчивых движений у слепого ребенка.

Как уже отмечалось, игрушка для слепого ребенка является одним из средств познания окружающего мира. Поэтому для того, чтобы избежать создания у него искаженного представления о том или ином предмете, игрушка должна отражать реальную форму и пропорции этого предмета, его типичные признаки. Существенные детали игрушки должны быть хорошо осязаемы. Однако игрушка для слепого ребенка — это не модель того или иного предмета, не его уменьшенная копия.

Для слепого ребенка большое значение имеет величина игрушки. Слишком большие и маленькие игрушки не соответствуют его осязательным способностям. Слепым детям, у которых еще недостаточно сформированы осязательные приемы обследования предметов, трудно создать целостный образ большой игрушки (30—50 см) и выделить детали маленькой (2 — 7 см). Поэтому оптимальны для них игрушки средней величины (9—30 см).

Желательно, чтобы материал, из которого изготавливаются игрушки, по своим осязательным свойствам был сходен с материалом натуральных предметов и, в то же время, приятен для осязания. Следует учитывать, что слепой ребенок чаще, чем зрячий, бросает игрушку, нажимает на нее. По возможности игрушка должна быть разборной с подвижными деталями и частями. Такая игрушки представляет для ребенка игровую ценность, вызывает интерес. Учитывая, что у некоторых слепых детей есть цветоразличение, игрушки должны быть ярко окрашены.

Слепые дети, манипулируя с игрушкой или обследуя ее, часто берут ее в рот. Поэтому игрушка должна хорошо мыться.

Развитие слуха занимает большое место в воспитании слепого ребенка. Поэтому для его игры предпочтительнее игрушки со звуковыми эффектами.

Слепые дети дошкольного возраста отличаются друг от друга по умственному развитию, умению ориентироваться в пространстве, развитию игровой деятельности. Развитие одного слепого ребенка по отдельным параметрам может приближаться к развитию зрячего ребенка, в то время как у другого его сверстника наблюдается значительное отставание по тем же параметрам развития (отсутствие игровой деятельности с игрушками, отставание в развитии фразовой речи, слабое развитие моторики и т. д.). Поэтому к игрушкам, предназначенным для слепых детей каждой возрастной группы, должны предъявляться особые требования.

НРОО

Выдержки из книги МИХАЭЛЯ БРАМБРИНГА "Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье".
ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ

Интенсивный телесный и голосовой контакт.
Слепой ребенок в значительно большей степени, чем зрячие дети, зависит от телесного и голосового контакта с родителями. Слепой ребенок считает, что мамы нет, если он не чувствует или не слышит ее. Близость к знакомому человеку имеет первостепенное значение для малолетнего ребенка в процессе создания прочной эмоциональной связи с ним. Поэтому родители слепых детей должны заботиться о телесном контакте с ребенком и постоянно переговариваться с ним, чтобы детей не покидало чувство защищенности и безопасности.
Предварительное оповещение. Зрячие люди никогда не должны брать на руки слепого ребенка, давать ему что-либо в руки или класть в рот без предварительного уведомления. Не получив предварительного оповещения, слепые дети чаще всего пугаются, а в результате может быть спровоцирована реакция отторжения любого телесного контакта.

Направление руки сзади.
Направление руки сзади важно прежде всего при обучении тем видам деятельности, которые совершаются руками, например, при вращении ручки органчика, открывании коробочки или при еде с ложки. Такая методика хороша тем, что при этом руки ребенка и обучающего взрослого движутся в одном направлении. Этот же принцип применим также и при демонстрации движений тела: взрослый совершает то или иное движение вместе с ребенком сзади.
Как показывает наш опыт, направление руки сзади оправдало себя не со всеми детьми. Особенно это касается детей на первом году жизни, но встречаются случаи активного сопротивления такому приему и на втором году. Заметив сопротивление ребенка направлению руки сзади, мы пытались осторожно привить ему соответствующий навык путем прикосновения к кончикам пальцев.

Звуковое и речевое сопровождение всех действий.
Звуковое и — если дети стали немного постарше — речевое сопровождение всех совместных действий родителей и их слепых детей очень важно. Подобно тому как зрячих детей побуждают сделать что-нибудь с помощью показа, мимики и жестикуляции, можно мотивировать слепых детей голосом заняться своими игрушками, Детские песенки, детские стишки или просто звуки могут пробудить интерес слепого ребенка к участию в игре.

Правильное наименование предметов и действий.
Слепому ре-бенку труднее, чем зрячему, воспринимать, сравнивать и различать предметы окружающего мира. Поэтому так важно правильно и дифференцированно называть эти предметы. Например, слепой ребенок с самого начала должен «знать», что игрушечные автомобили, мягкие игрушки, изображающие животных, представляют собой нереальные объекты. Игрушечный автомобиль так и следует называть, избегая названия просто «автомобиль».

Обучение поиску и подбиранию предметов.
У детей, лишенных зрения, отсутствует мотивация к поиску и подниманию с пола упавших игрушек. Благодаря координации зрения и движения рук зрячий младенец уже через несколько месяцев умеет целенаправленно и Уверенно брать в руки тот или иной предмет.
При отсутствии зрения этот процесс затруднен, и слепому ребенку приходится прилагать значительно больше усилий, чтобы получить приблизительно тот же результат. Благодаря систематическим тренировкам в поиске и поднимании слепой ребенок тоже может научиться искать те предметы и тех людей, которых он слышит.

Развитие подвижности тела.
Слепые маленькие дети часто застывают в одном и том же положении тела, при этом диапазон положений очень ограничен. У них нет стимула повернуться вокруг своей оси, перевернуться с живота на спинку или наклониться вперед. Уже во вторые шесть месяцев своей жизни зрячий ребенок начинает ползать на животе, становиться на четвереньки и наконец ходить. У детей, лишенных зрения, этот естественный процесс развития нарушен, поэтому его необходимо стимулировать с помощью игровых упражнений.

НРОО

Фрагмент из книги Л. А. Фоминой "ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНКА СЧИТАЮТ НЕУПРАВЛЯЕМЫМ"

В данной работе рассказывается о незрячих детях дошкольного возраста, о которых часто говорят, что они неуправляемые.

Часто желание ребенка выйти за привычные для всех рамки его образа жизни принимает неприемлемые для человека формы, которые трактуются как агрессия и неуправляемость. Случается и наоборот, при попытке научить ребенка чему-либо новому он, либо не понимая, чего от него хотят, либо не желая приложить усилие, может оказывать такое сильное сопротивление, что снова подпадает под категорию неуправляемого ребенка. Бывают дети, которые ни на чем не могут концентрировать внимание быстро перекидывая различные игрушки, и отказываются от контакта даже со своими близкими. Нередко ребенок настолько пассивен, что после безуспешных попыток вывести его из этого состояния родители приходят к ошибочному выводу, что он ничего не хочет. Конечно, немалую трудность представляет для родителей и педагога ребенок, который вдруг начинает кричать по разного рода причинам: не понравился какой-либо звук, слово или фраза, прозвенел звонок с урока с мелодией, не звучавшей обычно в это время, и т. д. Ребенок также может начать кричать, оказавшись в незнакомом помещении. Часто ему может казаться, что его снова привели в больницу и сейчас начнут лечить.
Причин быть неуправляемым у незрячего малыша гораздо больше. Здесь причудливо сплетаются проблемы, связанные с отсутствием у ребенка зрения," с его индивидуальными сопутствующими нарушениями, с поведением, характерным для аутичного ребенка, но по существу связанным не с аутизмом, а с домашней изоляцией или с неумением определять, в какой ситуации он находится, и т. д.

В настоящее время особенно, хотя так было и раньше, при обследовании ребенка прежде всего обращается внимание на сохранность интеллекта и на сформированность у него каких-либо интересов. Здесь родители вместе с ре-бенком часто оказываются практически в безнадежной ситуации. Случается, что малыш сразу после рождения оказывается очень болен, а иногда практически находится при смерти. Это приводит к серьезному отставанию в его развитии. И часто родители сконцентрированы на лечении ребенка, считая, что они займутся его развитием и воспитанием, когда он выздоровеет. Но, к сожалению, процесс выздоровления может оказаться долгим, и малыш все больше отстает в развитии. Поскольку он болен, его постоянно опекают: кормят, одевают, раздевают, укладывают спать, водят на прогулку — и ни в чем из вышепере-численного ребенок сам не принимает никакого активного участия. Таким образом, у ребенка формируется привычка к пассивному образу жизни, когда окружающие бывают нужны ему лишь для удовлетворения физиологических потребностей.

Иногда малыш начинает говорить и играть с игрушками, но к трем годам практически перестает это делать. Происходит это часто из-за того, что родители недостаточно уделяют внимания его развитию или не знают, как это нужно делать. Также причиной регресса в развитии может быть неоднократное медицинское вмешательство с применением наркоза или некоторых препаратов. Какими бы щадящими ни были медицинские препараты, к сожалению, нередко они оказывают негативное воздействие. Вот почему, прежде чем применять какие-либо лекарства, следует быть очень осторожными и обязательно прокон-сультироваться у хорошего специалиста. Не нужно стесняться спрашивать о противопоказаниях и возможных побочных воздействиях.

НРОО

-Чем нужно начинать заниматься в первую очередь?
– Главное –развивать остатки зрения, если они сохранились.

– Зачем, если ребенок все равно не будет видеть?
– Даже если у ребенка сохранилось только светоощущение, это может впоследствии очень помочь ему для ориентировки в пространстве: он сможет увидеть проем окна на фоне стены, препятствие на фоне солнечного света. При этом важно не только сохранить остатки зрения, но и научить малыша ими пользоваться. Очень часто дети с одинаковым уровнем интеллекта и примерно одинаковой остротой зрения очень сильно отличаются друг от друга, потому что одного научили пользоваться остатками зрения, а другого – нет.

– Как же это сделать?
– Нужно вызвать интерес ребенка к зрительным ощущениям, добиться того, чтобы световой символ стал для него значимым. Поэтому важно, чтобы такие игры сопровождались положительными эмоциями, тактильным контактом. Например, мама светит малышу в глаза фонариком и одновременно гладит его, щекочет, говорит что-то ласковое. Для развития светоощущения нужны игрушки, которые мигают, светятся в темноте: светящиеся трубочки, мигающие елочные гирлянды. После полугода, когда малыш уже умеет сидеть, можно научить его включать и выключать лампу при помощи шнурка. Если у малыша есть остатки предметного зрения, ему обязательно нужны зрительные стимулы. Такой стимул должен быть достаточно ярким и легко различимым: крупные игрушки насыщенного цвета или нескольких контрастных цветов. Сначала их размещают в центре (например, подвешивают над кроваткой малыша), потом, когда ребенок начинает на них реагировать, их постепенно смещают вправо или влево, расширяя поле зрения. Кроме игрушек можно использовать крупные картинки, на которых сочетаются черно-белые графические элементы: линии, волны, шахматные поля. Постепенно размер элементов изменяется, увеличивается количество цветов.

НРОО

– У здорового ребенка развитие общих движений напрямую связано с двигательными стимулами: ему хочется дотянуться, добраться до интересного предмета, получше рассмотреть его. Так дети начинают и держать голову, и захватывать предметы, и ползать. Для слепого малыша зрительных стимулов не существует. Кроме того, при изменении положения тела в пространстве слепые дети испытывают сильный страх, поэтому двигаются неохотно. Но если начать занятия до трех месяцев, страха не возникает. Чтобы малыш привык не пугаться к перемещениям в пространстве, нужно самых первых дней жизни поднимать его, переворачивать, раскачивать из стороны в сторону. Лучше всего, если мама будет выполнять все движения вместе с малышом, положив его к себе на грудь: чувствуя мамин запах, ее прикосновения, слыша ее дыхания, кроха будет чувствовать себя в безопасности. Очень важно, чтобы ребенок лежал на животе (хотя слепые дети очень этого не любят): только так малыш будет учиться держать голову, развивать мускулатуру шеи и спины. Но у слепого ребенка нет мотивации поднять голову: ведь он ничего при этом не увидит. Поэтому нужно, чтобы мама поощряла его, гладила, звенела перед ним разными игрушками. В двигательном развитии зрячего ребенка происходит колоссальный скачок, когда он обнаруживает, что у него есть ручки и ножки, которые случайно попадают в поле его зрения (это случается примерно около трех месяцев). Чтобы такое же открытие смог сделать слепой ребенок, нужно, чтобы его ручки, а затем и ножки зазвучали. Для этого на них надевают звенящие браслеты. очень удобно делать их из мягких резинок для волос, на которые можно нашить шуршащие шарики, бубенчики и т.д. При каждом движении они издают звук, и постепенно малыш обнаружит, что звук связан с его движениями. Чтобы малыш учился захватывать предметы, их нужно вкладывать ему в ручку, причем уже с самых первых дней жизни. Лучше, конечно, чтобы это были звучащие игрушки с интересной разнообразной текстурой. Очень важно научить ребенка не только брать предмет, но и выпускать его, это тяжело.

– Почему?
– Слепой ребенок не видит, куда исчезает предмет, который он выпускает из рук. Игрушка исчезает в никуда и навсегда. Поэтому, ухватившись за интересный предмет, он расстается с ним с крайней неохотой. А отвлечь слепого малыша, переключить его внимание на какое-то новое впечатление очень трудно.
– Сейчас рекомендуют как можно раньше, буквально с первых недель жизни, выпускать детей на пол. Полезно ли это для слепых детей?
– Пока ребенок не достиг той стадии, на которой он способен ползать, лучше его на пол не выпускать. Если для зрячего ребенка на полу гораздо больше зрительных стимулов, и это способствует его интеллектуальному и двигательному развитию, то у слепого ребенка резкие изменение обстановки и расширение пространства может иметь отрицательные последствия: он может испугаться. Поэтому лучше раздвигать границы пространства постепенно. Сначала какую-то часть время ребенок проводит в кроватке. Какую-то – с мамой на диване. Но лучше, чтобы часть дивана, на которой играет ребенок, была огорожена, подушками, крупными мягкими игрушками, чтобы он был защищен. Когда ребенок начал ползать, то мы рекомендуем обязательно перемещать малыша на пол и отгораживать для него часть комнаты, причем поначалу не очень большую, чтобы он не испугался. Пространство, предназначенное для малыша, нужно наполнить интересными предметами. Очень полезно создавать небольшие препятствия: положить на пол подушки, валики, сделать тоннели. Сначала мама должна играть в этом уголке вместе с малышом, приучать его переползать через свой живот, подползать под коленом и т.д. Так ребенок поймет, что это безопасно, интересно и весело.

НРОО

– Как научить слепого ребенка получать информацию о внешнем мире?
– Для общего психического развития слепого ребенка очень важен слух. Ведь если ребенок не видит предмет, он для него как бы не существует. Поэтому мы учим слепого ребенка воспринимать наличие предмета по звуку, отыскивать его и захватывать поисковым движением. Сначала малышу обязательно дают игрушку в руки. А затем, когда он с ней познакомится, привыкнет к ее звучанию, мама издает уже привычный звук поблизости от малыша, так, чтобы он мог дотянуться до предмета. Но у слепого ребенка нет стимула поворачиваться на звук: качество звука от этого не меняется, а увидеть предмет он не может. Поэтому при обучении необходимо давать тактильную опору: позвенели справа – коснулись правой щечки или правой ручки. Важно, чтобы у ребенка были игрушки с различным звучанием: погремушки, бубенчики, шарманки.

– Наверное, для развития слуха слепому ребенку полезно слушать музыку?
– Да, но не бесконечно. Конечно же, ребенку полезно слушать и музыку, и сказки, но это не должно быть единственным источником звука. Ребенок должен учиться прислушиваться к обычным бытовым шумам и реагировать на них: звонок телефона, шаги мамы, свисток чайника. Это поможет ему ориентироваться в мире.

– А тактильные ощущения, как развивать их?

– Важно, чтобы тактильные ощущения были разнообразные, чтобы игрушки были сделаны из разного материала, чтобы они имели интересную текстуру: деревянные. пластмассовые, с резьбой, из ткани с разной фактурой. Очень полезны мягкие бархатистые игрушки, наполненные шариками. А вот мягкие лохматые игрушки не вызывают у слепых детей интереса и могут даже испугать их.

– Легко ли маме наладить контакт с малышом, если он не видит?

– Это серьезная проблема. Дело в том, что слепые дети совсем по-другому реагируют на взаимодействие, и поначалу это очень смущает их близких. Если зрячий ребенок, когда к нему наклоняются и говорят ему какие-то ласковые слова, в два месяца расплывается в улыбке а в три – еще и радостно машет ручками и ножками, гулит, то у слепого ребенка совершенно противоположная реакция: он замирает, когда к нему обращаются, он замирает. Слепые дети вообще несколько позже начинают улыбаться. И нередко мама неправильно интерпретирует реакцию своего малыша: ей кажется, что он испугался или не хочет с ней общаться. А для нормального развития слепому ребенку общение необходимо даже больше, чем зрячему. Ведь мама для него – единственный источник иноформации об окружающем мире.

– Как добиться того, чтобы ребенок нормально адаптировался в обществе?

– Здесь – самая тяжелая проблема. У нас есть сеть детских садов для слабовидящих детей: для тех, у кого есть снижение зрения, но оно не катастрофическое. Слепых детей туда берут очень неохотно или не берут вообще. Поэтому до школы такой ребенок находится, в основном, с мамой.

– Стоит ли искать для общения родителей, у которых тоже есть слепой ребенок?
– Лучше, если у малыша будет опыт общения со зрячим ребенком более старшего возраста, который уже может себя контролировать, который станет его опекать. То есть, его нужно учить общаться.
– Ребенку полезно бывать в компании или он может общаться только один на один?
– Даже контакт один на один возможен только если мама помогает малышу играть, направляет его. Да и второму ребенку тоже нужно постоянно помогать. И с одного раза тут ничего не произойдет, такие встречи, чтобы от них была польза, нужны постоянно.

– И все-таки, можно ли добиться нормального физического и интеллектуального развития?
– Безусловно, если нет других нарушений, все зависит только от упорства и целеустремленности родителей.

Читайте также: