Игрушки для слепоглухих детей

Обновлено: 28.04.2024

21. Игры, игрушки.
Электронные версии книг.

Анн-Мари Хартман - Поиграй со мной. Пособие для родителей(1998). Как стимулировать развитие общей моторики в первые годы жизни у детей с нарушением зрения.

В этой брошюре родители найдут несколько советов, как в игре можно дополнительно стимулировать своего ребенка и сделать его двигательно более активным. Это благоприятно скажется также на психическом и социально¬эмоциональном развитии ребенка.
Именно родители могут добиться здесь наилучших результатов. Вы всегда интересны Вашему ребенку, даже если он не выражает это улыбкой и жестами. Вы скоро изучите те сигналы, которые Ваш ребенок подает всем своим телом. Достаточно понаблюдать, как ведет себя ребенок, когда вы находитесь вместе с ним. Наберитесь терпения! Маленькие дети далеко не сразу начинают реагировать на то, что с ними делают.
В книге рассмотрены особенности развития общей моторики у дегей дошкольного возраста, страдающих нарушениями зрения. Предлагаются упражнения и игры, позволяющие нормализовать развитие моторики у этих детей. Книга адресована прежде всего родителям. Она может быть полезной физическим терапевтам, невропатологам и другим специалистам, занимающимся абилитацией и реабилитацией детей с нарушениями зрения, а также всем, интересующимся вопросами развития моторики у детей.

Как научить ребенка поднимать и держать голову.

Ребенок учится ощущать собственное тело и прикосновения.

Больше различной стимуляции.

Повороты со спины на живот и обратно.

Игры развивающие умение сохранять равновесие.

Учимся играть сидя, сохраняя равновесие.

Снова тренировка умения сохранять равновесие.

Игры, развивающие согласованные движения рук и ног.

Новые ощущения для тренировки равновесия.

Упражнения для развития тонкой моторики.

АНОШКОВА И. В. - ОПТИМИЗАЦИЯ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(2011).

Рассматривая проблему самооценки у лиц с нарушениями зрения как сложное многогранное явление, исследователь учитывает целый комплекс факторов, обусловливающих ее своеобразие. Использование в коррекционной работе игровых упражнений способствует оптимизации самооценки и улучшению отношений в группе учащихся.

Аристархова С.А., Громова И.А., Савельева А.П., Старикова И.В. - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ И ОБОРУДОВАНИЯ В КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

целью статьи является обмен опытом работы педагогов по коррекции детей с особыми образовательными потребностями с использованием в коррекционно-образовательном процессе современных игровых средств и оборудования.

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И СЛУХА(2006). Заочная школа для родителей.

1. В развитии любого ребенка всегда особое значение придается игровой деятельности. В игре происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в назначении человеческой деятельности, возникает потребность быть взрослым.
С целью выяснения реального места игры в жизни ребенка с врожденными тяжелыми нарушениями зрения и слуха мы попытались зафиксировать ее проявления в деятельности разных по возрасту и развитию детей.

2. Приводимые ниже упражнения нами рассматриваются только как наглядные примеры ежедневной работы мамы с ребенком. Они могут использоваться только как “отправные точки” для самостоятельного творческого поиска матерью различных способов диалога с ребенком первого семилетия, помогающих “взрастить” телесные чувства ребенка, создать условия для различных проявлений его активного отношения к миру, внести радость и удовольствие в обычную будничную жизнь семьи.

4. Следует заметить, что под сексуальным воспитанием западные коллеги понимают не только и не столько интимные отношения сексуальных партнеров. В это понятие включается в первую очередь полоразличение и освоение определенных полоролевых моделей поведения, в широком смысле – общение между людьми разных полов. Особый акцент ставится ими именно на социальную составляющую этой проблемы, поскольку зарубежные специалисты, стремясь максимально подготовить своих воспитанников к самостоятельной жизни вне стен учебного заведения, стараются не упустить возможных пробелов и в этой области человеческого существования.
В публикациях по проблеме социально-сексуального воспитания можно выделить как минимум два уровня освещения подходов.

Басилова Т.А. О развитии игровых навыков у слепо-глухих детей.

Копыл О.А. Упражнения по развитию движений.

Браун Н. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухих детей.

Саломатина И.В. Социально-сексуальное воспитание слепоглухих школьников. Обзор зарубежной литературы.

Непременным условием своевременного и гармоничного развития ребёнка (как зрячего, так и слепого) является игра. В организации игры ребёнка, особенного слепого, особое место занимают игрушки.

В отношении незрячих детей игрушки выполняют не менее важную функцию. Осязательное обследование деталей игрушек, действий с ними способствуют развитию мелких движений рук, формированию правильных приёмов осязательного обследования, овладению действиями с предметами. Кроме того, игрушки знакомят детей с образами животных и с предметами, представление о которых дети пока ещё не могут получить из своей жизненной практики.

Для слепых детей создаются специальные дидактические игры и игрушки.

Дети раннего возраста избирательно относятся к материалу, из которого выполнена игрушка. Это объясняется тем, что слепой ребёнок чувственно, с помощью осязания, овладевает окружающей действительностью.

Холодные материалы могут быть неприятны для осязания. Игрушки, выполненные из них, вызывают у слепых детей отрицательную эмоциональную реакцию. И, как правило дети отказываются играть с ними. Напротив, мягкие тёплые материалы стимулируют познавательную активность.

Слепого ребёнка необходимо знакомить с различными материалами и свойствами. Поэтому его следует знакомить и учить играть с игрушками, выполненными из различного материала: дерева, пластмассы, резины, ткани, меха и т. д. Исключение составляют игрушки из бумаги, они очень непрочны. Слепой ребёнок, обследуя игрушку и действуя с нею, сжимает её пальцами, с большим усилием нажимает на неё, мнёт игрушку в руках, стучит ею о стол, прислушиваясь к звуку, который она издаёт. Поэтому к прочности игрушек должны предъявляться повышенные требования.

Неприемлемыми для игры слепых детей являются сюжетно–образные игрушки из столь мягких материалов, что при нажатии на игрушку изменяется её форма. Это значительно затрудняет создание у ребёнка привольного образа игрушки.

Игрушки должны отвечать определённым гигиеническим требованиям: легко мыться, краска покрывающая игрушку, должна быть прочной, не токсичной.

Немаловажное значение при подборе игрушек для слепых детей имеют их размер. Мелкие игрушки нужны для всех слепых детей. Но такие игрушки должны быть не менее 9 сантиметров. Однако в зависимости от возраста ребёнка и уровня его психического развития они выполняют разные функции.

Действия с мелкими игрушками способствуют формированию ручной умелости детей, развитию тонкой моторики.

Особые требования предъявляются к художественно – образному решению игрушек. Большинство игрушек с изобразительным видовым образом не соответствует по своему художественно – образному решению особенностям восприятия слепых детей. Однако с некоторыми из них слепые дети могут правильно и с удовольствием действовать. При этом они будут воспринимать игрушку только с точки зрения её функции: матрёшки можно разложить и сложить, в свистульку можно свистеть.

Для слепых детей раннего возраста неприемлемы стилизованные игрушки. Для них нужны игрушки, которые имели бы реальную форму частей и в которых в то же время были бы отражены лишь основные, существенные признаки вида. Эти признаки могут быть усилены лишь настолько, чтобы не исказить реальные пропорции изображённого в игрушке предмета.

В воспитании слепого ребёнка большое значение имеют погремушки, различные дидактические игрушки, строительные наборы и универсальные конструкторы.

Следует подчеркнуть, что все игрушки должны быть аккуратно выполнены, так как слепые дети при их обследовании обращают внимание на малейшую шероховатость, на швы и места соединения деталей. Небрежно выполненная игрушка затрудняет формирование у ребёнка образа, не вызывает желания играть с ней.

Существует целый ряд игрушек, помогающих развитию движений рук слепого ребёнка, развитию его осязательного восприятия, формированию умения соотносить предметы по величине в процессе действия с ними. К таким игрушкам, прежде всего, относятся пирамидки, матрёшки, вкладные шары, кубики или стаканчики.

Пирамидка должна состоять не больше чем из трёх колец одного цвета. Колпачок пирамидки может отличаться по цвету от колец и быть различной формы.

Поскольку слепые дети нередко находят отверстие кольца языком, пирамидка должна хорошо мыться, иметь стойкую окраску, этому требованию вполне удовлетворяет пластмасса. Однако лучше, если стержень пирамидки сделан из дерева, так как пластмассовый стержень гнётся при надевании на него колец. Кроме того, деревянная пирамидка “теплее”, приятнее для осязания.

Развитию пальцев рук малышей с глубокими нарушениями зрения способствует винтовая пирамидка. Это стержень с винтовой нарезкой, на которой навинчиваются различные по форме и цвету элементы.

В отличие от пирамидки, матрёшки, вкладные шары или кубы нельзя собирать в случайном порядке, а это обычно вызывает у детей большие трудности.

Формированию умения слепого ребёнка ориентироваться в ближайшем пространстве, умения координировать свои движения, сравнивать предметы по форме, величине, положению в пространстве служат строительные материалы. В процессе игры со строительными материалами у детей формируются пространственные умения и навыки.

Развитию движений слепого ребёнка и формированию у него приёмов ориентировки в большом пространстве способствуют игры с мячом. Наиболее подходящим является озвученный мяч, а также резиновый мяч средних размеров. Резиновый мяч имеет преимущество перед пластмассовым: обладает большой упругостью и, что очень важно, отскакивая от твёрдой поверхности, издаёт приятный звук – “звенит”.

Для развития ориентировки детей в большом пространстве также могут служить игрушечные автомобили и мотоциклы – каталки, сидя на которых дети передвигаются, отталкиваясь ногами от земли, а также лошадки на колёсиках. Кататься на них дети должны только под наблюдением взрослого и при наличии на участке ровной площадки или прямой дорожки, свободной от посторонних предметов.

Малыши должны приобрести опыт обращения с движущимися игрушками. Движения заводных игрушек должны быть простыми по структуре, а зона их действия небольшая. В то же время ребёнку можно предложить волчок, клюющего цыплёнка и другие игрушки – забавы. Из нескольких типов волчков, выпускаемых промышленностью, наиболее подходит волчок с фиксированным основанием. Такой волчок сравнительно легко приводится в движение самим ребёнком. Кроме того, вращающийся на одном месте волчок облегчает ребёнку возможность проследить за его вращением. Дети дотрагиваются до него руками, используют остаточное зрение.

С заводными игрушками малышей следует знакомить с осторожностью. Необходимо предварительно рассказать об игрушке, показать её неподвижной, иначе она может напугать ребёнка.

В жизни слепого ребёнка большое значение имеют слуховые ощущения. Поэтому воспитание слухового восприятия должно происходить с раннего возраста. Значительную помощь в этом оказывает использование музыкальных игрушек: колокольчик, бубен, барабан, дудочка, свистулька, металлофон и т. д. При этом нужно помнить, что звучание игрушек не должно быть резким, иначе у ребёнка не возникнет желания взять игрушку в руки и играть с ней. Кроме того, слепые малыши часто боятся резких, громких звуков.

Слепых детей нужно познакомить с куклой. Кукла должна быть среднего размера (20-30 см.). Кукла должна быть упругой. В противном случае игрушка будет легко поддаваться деформации, тем более, если учитывать, что слепым детям свойственно сильнее нажимать на игрушку при действиях с нею, чем зрячим. Искажение формы отдельных частей куклы может отрицательно повлиять на создание у слепого ребёнка правильного представления об игрушке в целом.

У куклы должны быть выразительные глаза и рот. Желательно, чтобы глаза закрывались с приклеенными ресницами, но не нарисованными. Необходимо, чтобы нос, уши, брови куклы имели чёткую, удобную для осязания форму. Голова, руки и ноги куклы обязательно должны быть подвижными. Наконец, кукла должна иметь простую, легко снимающуюся одежду, застёжка может быть на кнопках или пуговицах. Хорошо, если на ногах у куклы есть носки или тапочки.

Малышам с глубокими нарушениями зрения для игры необходимы игрушечные животные, сделанные из различных материалов. Эти игрушки должны подчиняться общим требованиям, предъявляемым к игрушкам для слепых детей: они должны быть не стилизованными, приятными для осязания.

Взрослому не следует заниматься с ребёнком всё время его бодрствования, к чему стремятся некоторые родители. Малыш должен учиться играть самостоятельно. Для этого можно положить рядом с ним ещё одну - две игрушки, время от времени надо проверять, занят ли он игрушками, другими предметами или безучастно сидит. В последнем случае необходимо постараться вовлечь его в игру с другой игрушкой.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Коррекционные дидактические игры и упражнения

для занятий со слепыми и слабовидящими детьми (7-8 лет)

Дидактические игры для коррекции слухового восприятия

1.«Что слышно?»
Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д.; ширма.
Описание. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что
происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они
слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени внимательно слушать, что происходит за дверью. По окончании данного времени (1-2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».
Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком.
Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д.

2 .«У кого колокольчик?».

Оборудование: детские музыкальные инструменты. Описание. Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать по голосу, за спиной какого ребенка (ребёнок произносит: «У меня») прозвенел колокольчик.

Дидактические игры для коррекции зрительного восприятия

1.«Найди дорожку».
Оборудование: планшет с изображением простого лабиринта, карандаш.
Описание. Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.
«Посмотри на этот планшет, на нем изображен лабиринт.
Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии».

2. «Разложи по полочкам».

Ребенок получает набор матрешек разной величины. Ему предлагается выставить больших матрешек на верхнюю полку, матрешек среднего размера – на среднюю полку, а маленьких матрешек – на нижнюю полку.

Дидактические игры для коррекции тактильного восприятия

1. «Волшебный мешочек».

Оборудование: мешочек, игрушки небольшого размера.

Сложите в мешочек разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, машинки, желуди и т.д.).

Предложите ребенку поиграть: «Достань что-нибудь». Ребенок достаёт игрушку, ощупывает и называет её.

Цель: находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы.

Ход игры : предложить детям потрогать разные предметы и определить какие они
на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т.д.)и предложить найти одинаковые по ощущениям.

Дидактические игры для коррекции произвольного внимания

Описание. Взрослый называет ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.п. Ребёнок должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, задание повторяется снова.

2. «Найди отличия».

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение
внимания.
Оборудование: две куклы, имеющих различия.
Описание. Ребенку предлагается обследовать кукол и определить их различия. У куклы с правой стороны длинные волосы, она большая по размеру, на ней одежда: платье и т.д. А у куклы с левой стороны от меня короткие волосы, на голове шапочка, она маленького роста и т.д.

Дидактические игры для коррекции мнестической деятельности :

1.«Я положил в мешок …»

Оборудование: мешочек, муляжи фруктов и овощей.

Воспитатель начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя и т.д.

2.«Найди два одинаковых предмета».
Оборудование: коробочка с пятью предметами и более, из которых два предмета одинаковые: карандаши.
Описание. Ребенку предлагается:
а) найти, показать и объяснить, в чем схожи эти два предмета;
б) предмет в коробочке и предмет – образец. Необходимо
найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть.

Дидактические игры для коррекции наглядно-действенного мышления:

Цель: Знакомить со вспомогательными средствами, имеющими фиксированное назначение.

Оборудование. Два зайчика и две машинки.
Ход игры (проводится в игровом уголке). Педагог берет две машины и в каждую сажает зайчика: одна машина с веревкой, а другая без нее. Педагог приглашает двоих детей и просит их покатать зайчиков. Естественно, одному ребенку удобно возить машинку за веревочку, другому – нет. Взрослый обращает на это внимание детей и в присутствии их привязывает веревку ко второй машине. «Теперь будет удобно возить машину»,– говорит педагог и показывает, как нужно взяться за веревочку. Дети по очереди возят машину за веревку.

Цель: Знакомить со вспомогательными средствами, имеющими фиксированное назначение.

Оборудование . Две куклы, детская мебель и посуда.

Ход игры (проводится в игровом уголке). Педагог сажает за стол двух кукол и ставит перед ними столовый сервиз, в котором нет чашек. Педагог предлагает напоить кукол чаем с конфетой. Если дети не догадываются взять чашки, педагог напоминает: «Из чего мы пьем чай?» Затем просит ребенка принести чашки из буфета и угостить кукол чаем. При затруднении можно использовать действия по подражанию! В конце игры педагог уточняет, что чай можно пить из чашек и кукол мы поим из чашек.

Дидактические игры для коррекции наглядно-образного мышления:

1. «Найди лишнее слово»

Описание. Детям читается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите детям определить слово, которое является лишним.

- СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ

- ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.

Обязательно добиваться объяснения детей.

2. «Говори наоборот»

Описание. Предложить детям игру: я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот.

- ВЕСЕЛЫЙ-ГРУСТНЫЙ, КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ

- БЫСТРЫЙ-МЕДЛЕННЫЙ ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ

Дидактические игры для коррекции словесно-логического мышления:

Описание. Предлагается ряд слов, а дети должны его дополнить:

2.«Съедобное – несъедобное»
Оборудование: звуковой мяч.
Описание. В зависимости от названного предмета съедобен он или нет,
ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать мяч. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или пойман, хотя предмет несъедобный), то играющий пропускает один ход игры».
Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин, окно, сыр, кукла,
лук, книга, пирожок, котлета, дом, мыло, пирожное, булочка, помидор,
огурец, ножницы и т.д.

НРОО

Выдержки из книги МИХАЭЛЯ БРАМБРИНГА "Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье".
ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ

Интенсивный телесный и голосовой контакт.
Слепой ребенок в значительно большей степени, чем зрячие дети, зависит от телесного и голосового контакта с родителями. Слепой ребенок считает, что мамы нет, если он не чувствует или не слышит ее. Близость к знакомому человеку имеет первостепенное значение для малолетнего ребенка в процессе создания прочной эмоциональной связи с ним. Поэтому родители слепых детей должны заботиться о телесном контакте с ребенком и постоянно переговариваться с ним, чтобы детей не покидало чувство защищенности и безопасности.
Предварительное оповещение. Зрячие люди никогда не должны брать на руки слепого ребенка, давать ему что-либо в руки или класть в рот без предварительного уведомления. Не получив предварительного оповещения, слепые дети чаще всего пугаются, а в результате может быть спровоцирована реакция отторжения любого телесного контакта.

Направление руки сзади.
Направление руки сзади важно прежде всего при обучении тем видам деятельности, которые совершаются руками, например, при вращении ручки органчика, открывании коробочки или при еде с ложки. Такая методика хороша тем, что при этом руки ребенка и обучающего взрослого движутся в одном направлении. Этот же принцип применим также и при демонстрации движений тела: взрослый совершает то или иное движение вместе с ребенком сзади.
Как показывает наш опыт, направление руки сзади оправдало себя не со всеми детьми. Особенно это касается детей на первом году жизни, но встречаются случаи активного сопротивления такому приему и на втором году. Заметив сопротивление ребенка направлению руки сзади, мы пытались осторожно привить ему соответствующий навык путем прикосновения к кончикам пальцев.

Звуковое и речевое сопровождение всех действий.
Звуковое и — если дети стали немного постарше — речевое сопровождение всех совместных действий родителей и их слепых детей очень важно. Подобно тому как зрячих детей побуждают сделать что-нибудь с помощью показа, мимики и жестикуляции, можно мотивировать слепых детей голосом заняться своими игрушками, Детские песенки, детские стишки или просто звуки могут пробудить интерес слепого ребенка к участию в игре.

Правильное наименование предметов и действий.
Слепому ре-бенку труднее, чем зрячему, воспринимать, сравнивать и различать предметы окружающего мира. Поэтому так важно правильно и дифференцированно называть эти предметы. Например, слепой ребенок с самого начала должен «знать», что игрушечные автомобили, мягкие игрушки, изображающие животных, представляют собой нереальные объекты. Игрушечный автомобиль так и следует называть, избегая названия просто «автомобиль».

Обучение поиску и подбиранию предметов.
У детей, лишенных зрения, отсутствует мотивация к поиску и подниманию с пола упавших игрушек. Благодаря координации зрения и движения рук зрячий младенец уже через несколько месяцев умеет целенаправленно и Уверенно брать в руки тот или иной предмет.
При отсутствии зрения этот процесс затруднен, и слепому ребенку приходится прилагать значительно больше усилий, чтобы получить приблизительно тот же результат. Благодаря систематическим тренировкам в поиске и поднимании слепой ребенок тоже может научиться искать те предметы и тех людей, которых он слышит.

Развитие подвижности тела.
Слепые маленькие дети часто застывают в одном и том же положении тела, при этом диапазон положений очень ограничен. У них нет стимула повернуться вокруг своей оси, перевернуться с живота на спинку или наклониться вперед. Уже во вторые шесть месяцев своей жизни зрячий ребенок начинает ползать на животе, становиться на четвереньки и наконец ходить. У детей, лишенных зрения, этот естественный процесс развития нарушен, поэтому его необходимо стимулировать с помощью игровых упражнений.

НРОО

Фрагмент из книги Л. А. Фоминой "ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНКА СЧИТАЮТ НЕУПРАВЛЯЕМЫМ"

В данной работе рассказывается о незрячих детях дошкольного возраста, о которых часто говорят, что они неуправляемые.

Часто желание ребенка выйти за привычные для всех рамки его образа жизни принимает неприемлемые для человека формы, которые трактуются как агрессия и неуправляемость. Случается и наоборот, при попытке научить ребенка чему-либо новому он, либо не понимая, чего от него хотят, либо не желая приложить усилие, может оказывать такое сильное сопротивление, что снова подпадает под категорию неуправляемого ребенка. Бывают дети, которые ни на чем не могут концентрировать внимание быстро перекидывая различные игрушки, и отказываются от контакта даже со своими близкими. Нередко ребенок настолько пассивен, что после безуспешных попыток вывести его из этого состояния родители приходят к ошибочному выводу, что он ничего не хочет. Конечно, немалую трудность представляет для родителей и педагога ребенок, который вдруг начинает кричать по разного рода причинам: не понравился какой-либо звук, слово или фраза, прозвенел звонок с урока с мелодией, не звучавшей обычно в это время, и т. д. Ребенок также может начать кричать, оказавшись в незнакомом помещении. Часто ему может казаться, что его снова привели в больницу и сейчас начнут лечить.
Причин быть неуправляемым у незрячего малыша гораздо больше. Здесь причудливо сплетаются проблемы, связанные с отсутствием у ребенка зрения," с его индивидуальными сопутствующими нарушениями, с поведением, характерным для аутичного ребенка, но по существу связанным не с аутизмом, а с домашней изоляцией или с неумением определять, в какой ситуации он находится, и т. д.

В настоящее время особенно, хотя так было и раньше, при обследовании ребенка прежде всего обращается внимание на сохранность интеллекта и на сформированность у него каких-либо интересов. Здесь родители вместе с ре-бенком часто оказываются практически в безнадежной ситуации. Случается, что малыш сразу после рождения оказывается очень болен, а иногда практически находится при смерти. Это приводит к серьезному отставанию в его развитии. И часто родители сконцентрированы на лечении ребенка, считая, что они займутся его развитием и воспитанием, когда он выздоровеет. Но, к сожалению, процесс выздоровления может оказаться долгим, и малыш все больше отстает в развитии. Поскольку он болен, его постоянно опекают: кормят, одевают, раздевают, укладывают спать, водят на прогулку — и ни в чем из вышепере-численного ребенок сам не принимает никакого активного участия. Таким образом, у ребенка формируется привычка к пассивному образу жизни, когда окружающие бывают нужны ему лишь для удовлетворения физиологических потребностей.

Иногда малыш начинает говорить и играть с игрушками, но к трем годам практически перестает это делать. Происходит это часто из-за того, что родители недостаточно уделяют внимания его развитию или не знают, как это нужно делать. Также причиной регресса в развитии может быть неоднократное медицинское вмешательство с применением наркоза или некоторых препаратов. Какими бы щадящими ни были медицинские препараты, к сожалению, нередко они оказывают негативное воздействие. Вот почему, прежде чем применять какие-либо лекарства, следует быть очень осторожными и обязательно прокон-сультироваться у хорошего специалиста. Не нужно стесняться спрашивать о противопоказаниях и возможных побочных воздействиях.

НРОО

-Чем нужно начинать заниматься в первую очередь?
– Главное –развивать остатки зрения, если они сохранились.

– Зачем, если ребенок все равно не будет видеть?
– Даже если у ребенка сохранилось только светоощущение, это может впоследствии очень помочь ему для ориентировки в пространстве: он сможет увидеть проем окна на фоне стены, препятствие на фоне солнечного света. При этом важно не только сохранить остатки зрения, но и научить малыша ими пользоваться. Очень часто дети с одинаковым уровнем интеллекта и примерно одинаковой остротой зрения очень сильно отличаются друг от друга, потому что одного научили пользоваться остатками зрения, а другого – нет.

– Как же это сделать?
– Нужно вызвать интерес ребенка к зрительным ощущениям, добиться того, чтобы световой символ стал для него значимым. Поэтому важно, чтобы такие игры сопровождались положительными эмоциями, тактильным контактом. Например, мама светит малышу в глаза фонариком и одновременно гладит его, щекочет, говорит что-то ласковое. Для развития светоощущения нужны игрушки, которые мигают, светятся в темноте: светящиеся трубочки, мигающие елочные гирлянды. После полугода, когда малыш уже умеет сидеть, можно научить его включать и выключать лампу при помощи шнурка. Если у малыша есть остатки предметного зрения, ему обязательно нужны зрительные стимулы. Такой стимул должен быть достаточно ярким и легко различимым: крупные игрушки насыщенного цвета или нескольких контрастных цветов. Сначала их размещают в центре (например, подвешивают над кроваткой малыша), потом, когда ребенок начинает на них реагировать, их постепенно смещают вправо или влево, расширяя поле зрения. Кроме игрушек можно использовать крупные картинки, на которых сочетаются черно-белые графические элементы: линии, волны, шахматные поля. Постепенно размер элементов изменяется, увеличивается количество цветов.

НРОО

– У здорового ребенка развитие общих движений напрямую связано с двигательными стимулами: ему хочется дотянуться, добраться до интересного предмета, получше рассмотреть его. Так дети начинают и держать голову, и захватывать предметы, и ползать. Для слепого малыша зрительных стимулов не существует. Кроме того, при изменении положения тела в пространстве слепые дети испытывают сильный страх, поэтому двигаются неохотно. Но если начать занятия до трех месяцев, страха не возникает. Чтобы малыш привык не пугаться к перемещениям в пространстве, нужно самых первых дней жизни поднимать его, переворачивать, раскачивать из стороны в сторону. Лучше всего, если мама будет выполнять все движения вместе с малышом, положив его к себе на грудь: чувствуя мамин запах, ее прикосновения, слыша ее дыхания, кроха будет чувствовать себя в безопасности. Очень важно, чтобы ребенок лежал на животе (хотя слепые дети очень этого не любят): только так малыш будет учиться держать голову, развивать мускулатуру шеи и спины. Но у слепого ребенка нет мотивации поднять голову: ведь он ничего при этом не увидит. Поэтому нужно, чтобы мама поощряла его, гладила, звенела перед ним разными игрушками. В двигательном развитии зрячего ребенка происходит колоссальный скачок, когда он обнаруживает, что у него есть ручки и ножки, которые случайно попадают в поле его зрения (это случается примерно около трех месяцев). Чтобы такое же открытие смог сделать слепой ребенок, нужно, чтобы его ручки, а затем и ножки зазвучали. Для этого на них надевают звенящие браслеты. очень удобно делать их из мягких резинок для волос, на которые можно нашить шуршащие шарики, бубенчики и т.д. При каждом движении они издают звук, и постепенно малыш обнаружит, что звук связан с его движениями. Чтобы малыш учился захватывать предметы, их нужно вкладывать ему в ручку, причем уже с самых первых дней жизни. Лучше, конечно, чтобы это были звучащие игрушки с интересной разнообразной текстурой. Очень важно научить ребенка не только брать предмет, но и выпускать его, это тяжело.

– Почему?
– Слепой ребенок не видит, куда исчезает предмет, который он выпускает из рук. Игрушка исчезает в никуда и навсегда. Поэтому, ухватившись за интересный предмет, он расстается с ним с крайней неохотой. А отвлечь слепого малыша, переключить его внимание на какое-то новое впечатление очень трудно.
– Сейчас рекомендуют как можно раньше, буквально с первых недель жизни, выпускать детей на пол. Полезно ли это для слепых детей?
– Пока ребенок не достиг той стадии, на которой он способен ползать, лучше его на пол не выпускать. Если для зрячего ребенка на полу гораздо больше зрительных стимулов, и это способствует его интеллектуальному и двигательному развитию, то у слепого ребенка резкие изменение обстановки и расширение пространства может иметь отрицательные последствия: он может испугаться. Поэтому лучше раздвигать границы пространства постепенно. Сначала какую-то часть время ребенок проводит в кроватке. Какую-то – с мамой на диване. Но лучше, чтобы часть дивана, на которой играет ребенок, была огорожена, подушками, крупными мягкими игрушками, чтобы он был защищен. Когда ребенок начал ползать, то мы рекомендуем обязательно перемещать малыша на пол и отгораживать для него часть комнаты, причем поначалу не очень большую, чтобы он не испугался. Пространство, предназначенное для малыша, нужно наполнить интересными предметами. Очень полезно создавать небольшие препятствия: положить на пол подушки, валики, сделать тоннели. Сначала мама должна играть в этом уголке вместе с малышом, приучать его переползать через свой живот, подползать под коленом и т.д. Так ребенок поймет, что это безопасно, интересно и весело.

НРОО

– Как научить слепого ребенка получать информацию о внешнем мире?
– Для общего психического развития слепого ребенка очень важен слух. Ведь если ребенок не видит предмет, он для него как бы не существует. Поэтому мы учим слепого ребенка воспринимать наличие предмета по звуку, отыскивать его и захватывать поисковым движением. Сначала малышу обязательно дают игрушку в руки. А затем, когда он с ней познакомится, привыкнет к ее звучанию, мама издает уже привычный звук поблизости от малыша, так, чтобы он мог дотянуться до предмета. Но у слепого ребенка нет стимула поворачиваться на звук: качество звука от этого не меняется, а увидеть предмет он не может. Поэтому при обучении необходимо давать тактильную опору: позвенели справа – коснулись правой щечки или правой ручки. Важно, чтобы у ребенка были игрушки с различным звучанием: погремушки, бубенчики, шарманки.

– Наверное, для развития слуха слепому ребенку полезно слушать музыку?
– Да, но не бесконечно. Конечно же, ребенку полезно слушать и музыку, и сказки, но это не должно быть единственным источником звука. Ребенок должен учиться прислушиваться к обычным бытовым шумам и реагировать на них: звонок телефона, шаги мамы, свисток чайника. Это поможет ему ориентироваться в мире.

– А тактильные ощущения, как развивать их?

– Важно, чтобы тактильные ощущения были разнообразные, чтобы игрушки были сделаны из разного материала, чтобы они имели интересную текстуру: деревянные. пластмассовые, с резьбой, из ткани с разной фактурой. Очень полезны мягкие бархатистые игрушки, наполненные шариками. А вот мягкие лохматые игрушки не вызывают у слепых детей интереса и могут даже испугать их.

– Легко ли маме наладить контакт с малышом, если он не видит?

– Это серьезная проблема. Дело в том, что слепые дети совсем по-другому реагируют на взаимодействие, и поначалу это очень смущает их близких. Если зрячий ребенок, когда к нему наклоняются и говорят ему какие-то ласковые слова, в два месяца расплывается в улыбке а в три – еще и радостно машет ручками и ножками, гулит, то у слепого ребенка совершенно противоположная реакция: он замирает, когда к нему обращаются, он замирает. Слепые дети вообще несколько позже начинают улыбаться. И нередко мама неправильно интерпретирует реакцию своего малыша: ей кажется, что он испугался или не хочет с ней общаться. А для нормального развития слепому ребенку общение необходимо даже больше, чем зрячему. Ведь мама для него – единственный источник иноформации об окружающем мире.

– Как добиться того, чтобы ребенок нормально адаптировался в обществе?

– Здесь – самая тяжелая проблема. У нас есть сеть детских садов для слабовидящих детей: для тех, у кого есть снижение зрения, но оно не катастрофическое. Слепых детей туда берут очень неохотно или не берут вообще. Поэтому до школы такой ребенок находится, в основном, с мамой.

– Стоит ли искать для общения родителей, у которых тоже есть слепой ребенок?
– Лучше, если у малыша будет опыт общения со зрячим ребенком более старшего возраста, который уже может себя контролировать, который станет его опекать. То есть, его нужно учить общаться.
– Ребенку полезно бывать в компании или он может общаться только один на один?
– Даже контакт один на один возможен только если мама помогает малышу играть, направляет его. Да и второму ребенку тоже нужно постоянно помогать. И с одного раза тут ничего не произойдет, такие встречи, чтобы от них была польза, нужны постоянно.

– И все-таки, можно ли добиться нормального физического и интеллектуального развития?
– Безусловно, если нет других нарушений, все зависит только от упорства и целеустремленности родителей.

Что подарить слепым и слабовидящим

А вы знали, что 13 ноября отмечается всемирный день слепых? Мы предлагаем проявить заботу о всех, кто столкнулся с потерей зрения, порадовав этих людей интересными сюрпризами.

Маленькая предыстория: много лет назад у меня возникли серьезные проблемы со зрением. Одни врачи успокаивали, другие уверенно заявляли, что я всего через пару лет стану абсолютно слепой. Дело ограничилось одним хирургическим вмешательством и пересадкой сетчатки, зрение я сохранила (хотя оно сильно упало). После операции я какое-то время ходила в повязке и… с ужасом думала о том, как буду жить, если темнота никогда не рассеется. И знаете, что я поняла в тот период? Самое главное – ощущать заботу близких, но не менее важно – находить способы удивляться, радоваться. А еще важно, чтобы человек мог продолжать совершать привычные действия. Например, мог бы прочесть книгу или приготовить завтрак без сторонней помощи. Поэтому предлагаю всем-всем сделать приятное слабовидящим или слепым знакомым, удивив их сюрпризами.

Идеи полезных и приятных подарков
для слабовидящих и незрячих людей

Что ж, давайте, наконец, перейдем к самим идеям подарков. Подарите что-нибудь от всей души! Что-то, что просто порадует или же реально упростит жизнь. Сразу оговорюсь, что нумерация в моем списке никак не связана с ценностью и важностью подарка. Всё очень индивидуально. Создавая этот список, я постаралась выбирать не просто милые безделушки, но и крайне необходимые в быту вещи. Итак, что подарить слепым и слабовидящим ?

1. Игрушки со звуками

Говорящие куклы – подарок детям, а вот набивные игрушки подойдут и детям, и вашей второй половинке, если эта игрушка умеет говорить «Я люблю тебя…». Классическим подарком на День святого Валентина, к примеру, считается мишка Тедди.

Мишка в подарок

2. «Говорящая» мультиварка

Думая о жизни в слепоте, я в первую очередь спросила себя: а как я буду готовить?! Не питаться же вечно булочками или ждать, пока кто-то придет и приготовит обед. К счастью, мир высоких технологий постоянно эволюционирует, подстраиваясь под человеческие нужды. «Умные» мультиварки с голосовым сопровождением – потрясающий подарок.


3. Подарки со шрифтом Брайля

А еще можно подарить написанные шрифтом Брайля признания в любви, милые открытки или даже литературные произведения, горячо любимые получателем подарка. Главное, чтобы человек умел читать такой шрифт.

Книги для слепых

4. Брелок-непотеряшка

Брелок-непотеряшка

Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни злобно метался по дому, отчаянно пытаясь найти ключи. Было дело? Тогда представьте, как потеря ключей усложняет жизнь при проблемах со зрением. Настоятельно рекомендую подарить брелок, отзывающийся на команды – он экономит время поисков.

5. Устройства с функцией распознавания окружающего мира

Есть немало потрясающих смарт-устройств, помогающих считывать информацию об окружающем мире. К примеру, Месси – звезда футбола – активно помогал продвигать технологию ORCAM MyEye, позволяющую незрячим читать. Точнее, ORCAM MyEye читает своему хозяину вслух. Помимо этого, технология имеет функцию распознавания лиц и помогает распознать денежные купюры. Полезно, согласны?


6. Щенок

Собака-поводырь может стать другом, спасением от депрессии и помощником. Решив подарить собаку, узнайте, готов ли к такому подарку ваш близкий. Если да, то имеет смысл так же оплатить курсы дрессировок для воспитания поводыря.

Щенок

7. Ароматные подарки

Вы когда-нибудь замечали, что запахи ощущаются резче и более ярко, если закрыть глаза? У слепых и слабовидящих нередко хорошо развито чувство обоняния, а потому ароматные безделушки станут отличным сюрпризом. Дарите парфюмерию, ароматические свечи, цветы и так далее.

Ароматные подарки

8. Тросточка-зонт

Уже ищите подарок мужчине на 23 февраля? А как насчет двух подарков в одном? Полезной вещицей станет крепкая трость. А еще лучше, если у нее будут и другие функции. К примеру, это может быть трость-трансформер, которая превращается в зонт.

Зонт-трость

9. Компьютеры и телефоны для незрячих

В XXI веке сложно представить жизнь любого человека без таких популярных устройств, как компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны. Конечно, без них могут обойтись наши милые старички, но вот молодежь в таких девайсах остро нуждается. Подарите близкому ноутбук с голосовым вводом или специальный телефон, клавиатуру со шрифтом Брайля или подарите самое лучшее лицензированное ПО для незрячих и слабовидящих.

Ноутбук

10. Очки для дальтоников

Дальтонизм – один из самых неприятных эффектов проблем со зрением. Как известно, дальтоники испытывают сложности с распознаванием цвета. Однако гениальные ученые разных стран уже вовсю создают потрясающие очки, благодаря которым люди могут, наконец, увидеть все краски заката, узнать, какого цвета глаза у их детей или насладиться буйством красок цветов в саду. Честно признаюсь, у меня от реакций людей, которым подарили краски всего мира, просто слезы наворачиваются.


11. Массаж

Любви много, а денег мало? Вы все равно можете порадовать родного человека даже бесплатным подарком. Слепые и слабовидящие люди очень чутко реагируют на прикосновения. Так что если речь идет о любимой или любимом, то можно сделать второй половинке расслабляющий, лечебный или даже эротический массаж. Главное ведь – внимание.

Массаж

Ну а самый ценный подарок – это ваша любовь. Не жалость, нет, не чрезмерная опека, а искреннее желание помочь тому, кого вы безмерно любите, цените и уважаете. А чтобы лучше понять, как непросто некоторым людям жить, посмотрите фильмы о слепоте или попробуйте хотя бы один день проходить с закрытыми глазами.

Пишите в комментариях, какие подарки, на ваш взгляд, могут не только порадовать людей с проблемами зрения, но и по-настоящему помогут им жить полноценной жизнью. Ну а мы желаем всем здоровья, любви и поддержки близких. Будьте счастливы!

Читайте также: