Игрушки для снятия агрессии

Обновлено: 09.05.2024

Автор: Мовчан Ирина Александровна

Организация: МБДОУ ДС № 25 «Чебурашка»

Населенный пункт: Краснодарский Край, Туапсинский район, г. Туапсе

Тема: «Игры и упражнения по снижению агрессии у детей дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика, в коррекционной работе с дошкольниками, в период проявления агрессии по отношению к сверстникам и взрослым»

Агрессия – это симптом того, что человеку плохо,

что-то не так, что-то с ним происходит не то.

Из этого "не то" он начинает агрессивно себя вести.

Карл Густав Юнг

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Агрессивные дети практически не отличаются от своих миролюбивых сверстников по уровню развития интеллекта, произвольности или игровой деятельности. Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить.

Главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками. Однако агрессивные дети существенно различаются как по формам проявления агрессии, так и по мотивации агрессивного поведения. У одних детей агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников. У других агрессивные действия используются для достижения конкретной цели (чаще всего - получить желанный предмет) и имеют более жесткие и устойчивые формы. У третьих преобладающей мотивацией агрессии является «бескорыстное» причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия

Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого — неудовлетворенная потребность в общении и любви.

Портрет агрессивного ребенка. Почти в каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессивного поведения. Они нападают на детей, обзывают и бьют, отбирают и ломают игрушки, становятся источником обеспокоенности родителей и воспитателей.

Дети не умеют ждать, уступать, делиться. Им трудно ужиться в детском коллективе.

Однако агрессивный ребенок, как и - другой, нуждается в ласке и помощи, поэтому его агрессия, это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на события, происходящие вокруг него.

Агрессивный ребенок часто чувствует себя отверженным, ненужным. Жестокость и равнодушие родителей приводит к нарушениям родительско - детских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность в том, что ее не любят. Поэтому он и ищет способы привлечь внимание взрослых и сверстников к своей проблеме.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за содеянное на других. Такие дети часто не понимают собственной агрессивности. Они не замечают, что вызывают у окружающих страх и обеспокоенность. Им, наоборот, кажется, что весь мир - против них.

Причины агрессивности

- семейные проблемы (неуравновешенность, агрессивность родителей)

- стремление привлечь к себе внимание;

- стремление получить желаемый результат;

- стремление быть главным;

Задачи работы с агрессивными детьми:

- лишить детей негативных проявлений агрессивного поведения;

- предоставить возможность для выхода негативной энергии, при этом перевести ее разрушительное действие в безобидную форму (рвать бумагу, лепить пластилин, выполнять физические упражнения);

- развивать умение слушать и понимать других;

- формировать положительное отношение к сверстникам;

- быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки;

- научить распознавать собственное эмоциональное состояние и состояние людей;

- учить брать ответственность за свои поступки.

Перечень диагностических методов определения агрессивности

Дети:

- Наблюдение за поведением ребенка.

- Тест для определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля;

- Тест Розенцвейга для определения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях;

- Проективная методика «Несуществующее животное», «Кактус».

Педагоги:

- Анкета «Признаки агрессивности»;

- Анкета для воспитателей детского учреждения.

Как говорится лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать и сейчас мы попробуем с вами увидеть то, о чем только-что говорили…

Предлагаю вам игру «Воздушный шарик»

Чего же не хватает?

-Ленточки, веревочки. Правильно, шарику (ребенку) нужно помочь. Завяжите свои шарики ленточками и посмотрите, какие красивые они у вас!

Наша с вами основная задача, как педагогов-психологов заключается в том, чтобы научить дошкольника правильным образом направлять и проявлять собственные чувства, то есть обучить ребенка разряжаться – избавляться от негативных чувств и эмоций, но только социально приемлемыми способами. Научить ребенка управлять своими эмоциями, в частности гневом. Именно управлять, а не подавлять гнев. Подавленный гнев может накапливаться и вызвать внезапный приступ агрессии.

3. Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру можно пытаться решить некоторые проблемы агрессивного поведения.

Коррекцинно-развивающие игры для агрессивных детей делятся на несколько типов:

  • Игры, направленные на обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • Игры, направленные на обучение приемам саморегуляции, самообладания;
  • Игры, направленные на отработку навыков общения;
  • Игры, направленные на формирование эмпатии, доверия к людям.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА В ПРИЕМЛЕМОЙ ФОРМЕ

Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.

Оборудование: лист бумаги, карандаш, мусорное ведро

Цель: предоставление детям возможности вернуть бодрость и активность после того, так они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение войти в новый жизненный ритм.

Содержание. Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился ложный мячик.

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на стороне противника. Услышав команду «Стоп»! вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию». Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ, САМООБЛАДАНИЯ

Цель: формирование умения расслаблять мышцы лица в «неприятной ситуации».

Содержание. Представьте себе теплый, чудесный день (звучит музыка). Над вами ярко-голубое небо. Мягкие лучи солнца и теплый ласковый ветерок целуют ваши глазки и щечки. По небу летит серая тучка. На нее мы поместим все наши обиды и горести и огорчения. Мы всегда будем радостными, добрыми и сильными. А теперь откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

  • «Разговор с руками» (Шевцова И.В.)

Цель: формирование умения контролировать свои действия.

Содержание. Если ребенок подрался, что - то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?» «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОТРАБОТКУ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

  • «Попроси игрушку» (вербальный вариант) (игра с правилами)

Цель: освоение эффективных способов общения.

Оборудование: игрушка.

Содержание. Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

  • «Попроси игрушку» (невербальный вариант) (игра с правилами)

Цель: освоение эффективных способов общения.

Оборудование: игрушка.

Содержание. Упражнение выполняется аналогично вербальному, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?». Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.

Цель: развитие навыков невербальной коммуникации и координации совместных действий.

Содержание. Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу» на которой торчат выступы, образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т. е. не поставив ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников.

Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки – участники с одного конца «скалы» поочередно пробиваются к другому, где вновь «встраиваются в нее».

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ЭМПАТИИ, ДОВЕРИЯ К ЛЮДЯМ

  • «Прогулка с компасом» (Коротаева Е. В.)

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Содержание. Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других туристов с компасом.

После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнёра.

Дыхательная гимнастика и игры.

4. Одной из методик, которую рекомендуют в коррекционной работе с агрессивными детьми является дыхательная гимнастика.

Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них:

(по желанию, каждый участник может попробовать выполнить все предложенные упражнения и игры)

Играют два участника

Каждому ребенку предлагается, направляя струю воздуха через трубочку, «забить гол», прокатить мяч в ворота соперника. Выигрывает, тот участник, который за определенное время забьет больше голов в ворота соперника.

Оборудование: стаканчики, с изображением смешариков (в виде ворот), трубочки, мячики (теннисные, или из бумаги, скомканные в шарик).

Ребенку предлагается «накормить» смешариков шариками, прокатывая мячик струёй воздуха в «рот смешарика».

Оборудование: коктейльные трубочки, гусеницы, сделанные из бумаги.

Ребенок, направляя струю воздуха на спину гусеницы, передвигает гусеницу к финишу. Играть могут сразу два или более участников.

Оборудование: 5 свечек-неваляшек, сделанных из бумаги.

Ребенку даётся инструкция:

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Кроме таких игр в занятие можно добавлять дыхательные упражнения.

Все упражнения прописаны на карточках. Ребенок по желанию может выбрать любую карточку, и все ребята выполняют это упражнение. (показ карточек).

  • А сейчас я предлагаю вам попробовать выполнить все эти упражнения.
  • На этом наш практикум подошёл к завершению. Надеюсь, что информация для вас была полезной.
  • Спасибо за внимание!
  • До свидания!

1. Асеев В. Г. Возрастная психология Иркутск : Наука, 2014. 320 с.

2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль М. : Владос, 2011. 512 с.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. : Педагогика, 2014. 278 c.

4. Лютова К. К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: изд. «Речь», 2005.-190с.

5. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. –М.: Генезис, 2005. -176 с.

6. Романов А.А. направленная игротерапия агрессивности у детей.: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Романов», 2001. – 48 с.

7. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 128с. (Библиотека практического психолога).

8. Синягина сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения [Текст] / - М.: ВЛАДОС, 2009. - 115с.

9. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. –Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 160 с.

10. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой / М.Н. Щетинин. – М.: Метафора, 2008 – 367 с.

ВложениеРазмер
igry_na_snyatie_agressii.docx 26.2 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ

Игра « РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ»

(для детей с 5 лет)
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А та – тыква» и т.д.
Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.

Игра « БУМАЖНЫЕ МЯЧИКИ»

Дети делятся на две команды и становятся поотдаль друг от друга. Расстояние между командами должно быть приблизительно 4 метра

Каждый ребенок берет листок и скомкивает его таким образом, чтобы получился мячик. По команде воспитателя дети начинают перекидывать мячики на сторону противника. Цель – как можно быстрее забросить мячи на территорию противника. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячиков.

Упражнение «РУБКА ДРОВ»

Цель: Помочь детям переключиться на активную деятельность, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

Проведение: Скажите следующее: Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!» Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

Упражнение «МАЛЕНЬКОЕ ПРИВЕДЕНИЕ»

Цель: Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

Проведение: Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

«Ведущий выбирает жу-жу, которая садиться на стул, остальные дети начинают дразнить жу-жу, и кривляться перед ней.»

Жу-жа, жу-жа выходи, жу-жа догони. Жу-жа смотрит из окошка своего домика (со стула), показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за волшебную черту жу-жа и ловит детей. Кого жу-жа поймала, тот попадает в плен к жу-же.

Упражнение «УПРЯМАЯ ПОДУШКА»

Взрослые подготавливают волшебную, упрямую подушку с тёмной наволочкой и вводят ребёнка в игру-сказку: волшебница-фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Это подушка не простая, а волшебная внутри её живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки.

Ребёнок бьёт кулаками подушку, а взрослый приговаривает: сильнее, сильнее (снимается стереопит и эмоциональный зажим) когда движение ребёнка становится медленнее игра постепенно останавливается ( 2-3 мин.) Взрослый предлагает послушать упрямки в подушке: все ли упрямки вылезли? Ребёнок прикладывает ухо к подушке, одни слышат, другие дети не слышат. Взрослый говорит, что упрямки испугались и молчат (этот приём успокаивает ребёнка после возбуждения).

Игра «ДВА БАРАНА»

Рано, рано два барана повстречались на мосту. Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперёт туловище, упираются лбами и ладонями друг в друга, задача противостоять друг другу, не сдвигаться с места. Кто сдвинулся проиграл. Можно издавать звуки беее…замечание: следите чтобы бараны не расшибли себе лбы.

Игра «ЗЛЫЕ – ДОБРЫЕ КОШКИ»

Цель: снятие общей агрессии.

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого, на полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превращается в злую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из «волшебного круга» нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют: «Сильнее, сильнее, сильнее…», - и ребенок, изображающий кошку, делает все более активные «злые» движения. По повторному сигналу ведущего действие заканчивается, дети разбиваются по парам и опять по сигналу взрослого превращаются в злых кошек. Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается. Игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковым. По сигналу дети «превращаются» в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

Игра «ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК»

Цель: Развитие навыков общения, снятие мышечного напряжения в области спины.

Проведение: Дети делятся на пары. Один ложится на пол. Другой – пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным жестом руки «стереть» все нарисованное.

Игра «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

Цель: развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения.

Описание игры: Воспитатель или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды «Лопнули!» дети ложатся на пол.

Игра «ЛАСКОВЫЙ ВЕТЕРОК»

Цель : снятие напряжения в области мышц лица.

Дети сидят на стульчиках. Ведущий: «К нам в комнату залетел ласковый ветерок. Закроем глазки. Ветерок коснулся вашего личика. Погладьте его: лобик, щечки, носик, шею. Погладьте ласково волосики, руки, ноги, животик. Какой приятный ветерок! Откроем глазки. До свидания, ветерок, прилетай к нам еще».

Игра «КАРАТИСТ»(снятие физической агрессии ).

Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

Игра «БОКСЕР» (снятие физической агрессии ).

Это вариант игры «Каратист», и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.

Упрямый (капризный) ребенок (преодоление упрямства, негативизма).
Дети, входящие в круг (обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее…». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель уговаривает его успокоится. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.

(упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения)

– ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар ребенок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара.

(игра способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации)

– дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится и на ладошке будет красивая игрушка или конфета.

Кукла «Бобо» - кукла предназначена для вымещения агрессии. Ее легко сделать самим, например, из по­душки: пришить к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделать «лицо» - кукла готова. Можно сделать ее более плотной, набив плотный че­хол песком или ватой. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Игры, направленные на снятие тревожности у детей.

Тревожность детей - индивидуальная психологическая особенность, выраженная в склонности к волнению в разнообразных ситуациях. Это сигнал, что в жизни малыша что-то идет не так.При помощи игр, ка.


Игры, направленные на снятие гиперактивности у детей.

Гиперактивность у детей – это чрезмерная активность, склонность к постоянному отвлеканию, неумение концентрироваться длительное время на определенном занятии. Ребенок постоянно нервно возбужден, что н.


ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ
Игры, направленные на снятие эмоционального напряжения детей

консультация для родителей.

Игры, направленные на снятие агрессии у детей

Данная картотека включает в себя игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие эмоционального напряжения и агрессии, повышение самооценки, способствует сплочению детского коллек.


ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ


Игры, направленные на снятие агрессии у детей.

Представлены различные игры на профилатику, коррекцию и снятие агрессивного поведения у дошкольников.

Гиперактивный ребенок чаще всего находится в стрессовом состоянии. Постоянное психоэмоциональное напряжение негативно сказывается на работе всего организма в целом.

Родители гиперактивных детей, помогая малышу, должны обращать особое внимание и на физическое развитие ребенка.

Одной из главных проблем детей подобного типа является гипертонус мышц, сохраняющийся порой до младшего школьного возраста. Возможно, ребенку будет показано медикаментозное лечение, но большим подспорьем могут стать и правильно подобранные игры, которые можно проводить как в большой компании, так и в семейном кругу.

На мелкие части

Если ребенок агрессивен и расстроен чем-либо, помогите ему выйти из этого состояния. Для начала вам потребуется обычная бумага. Предложите малышу разорвать альбомный лист на мелкие кусочки, затем еще один. Теперь дайте ребенку лист картона. Вполне возможно, что, справившись с этим заданием, ребенок, сам того не заметив, успокоится. Самое время предложить малышу поиграть в пылесос и убрать обрывки бумаги.

Можно устроить соревнование, разделив замусоренную площадь на участки, победителем объявляется тот, кто чище и быстрее убрал свою территорию.

Игра помогает избавиться от негативных эмоций, успокоиться и, кроме того, развивает мелкую моторику.

Для игры вам потребуется : тазик с водой, шарики из бумаги, бумажные кораблики или любые плавающие предметы для их замены.

Пустите кораблики в плавание. Предложите ребенку сбивать их бумажными шариками. Каждое «судно», пораженное «ядром», изымается с места сражения. После того как будет потоплена вся вражеская флотилия, игра начинается сначала. Всем кораблям можно дать имена и активно комментировать происходящее: «Снаряд пролетел в сантиметре от пиратского судна “Черный плащ”. Еще прицел! Огонь! Ура! Прямое попадание!». После игры попросите малыша навести порядок на поле боя.

В таз, наполненный водой, поместите бумажный кораблик или шарик от пинг-понга. Покажите ребенку, как, дуя на предмет через соломинку для коктейля, можно перемещать его по тазу. Предложите малышу действовать, согласно вашим комментариям: «Ветер усиливается! (ребенок должен усилить струю выдуваемого воздуха)», «Ветер стихает, на море спокойно!», «Кораблик плывет к другому берегу (ребенок, дуя на кораблик, перемещает его к противоположному бортику таза) и т. п.

Помимо того, что игра благотворно влияет на состояние нервной системы, развивается еще и артикуляционный аппарат ребенка.

Возьмите пустой мягкий флакон из-под шампуня, проделайте в его крышке несколько отверстий. Поместите в таз с водой легкие пластмассовые игрушки или шарики от пинг-понга. Предложите ребенку сбивать игрушки струей воды из флакона.

Игра поможет избавиться от излишней агрессии, снимет усталость. Развивая навыки самостоятельности, попросите малыша после игры аккуратно вытереть всю разлитую воду.

У ребенка был трудный день? Пусть он ненадолго станет боксером. Вместо соперника предложите ему подушку. Но в игре существуют свои правила: начинать поединок можно только после вашей команды «Бой!», а при команде «Стоп!» малыш должен прекратить боевые действия.

Игра поможет избавиться от негативных эмоций и развить у ребенка навыки самоконтроля.

Если ребенок расстроен, обижен или просто устал, предложите ему порисовать, но не в альбоме. Повесьте на стену большой лист ватмана, выложите краски разных цветов и кисти разных размеров. Пусть малыш творит то, что ему вздумается: мажет, красит, рисует. Понаблюдав за его действиями, вы сможете понять, что чувствует ваш ребенок.

Вполне возможно, что малыш захочет рассказать, что именно он пытается изобразить. Если же у него не возникает такого желания, не настаивайте, позвольте ребенку выразить свои эмоции на бумаге.

Если вы видите, что ребенок чем-то обеспокоен, расстроен или недоволен, предложите ему поиграть «в настроение». Попросите малыша прислушаться к себе и представить свое настроение: на кого оно может быть похоже? На человека? Животное? Растение или что-то другое? Дайте ребенку чистый лист и попросите его покрасить «настроение», используя самую подходящую для него краску. На другом листе покрасьте настроение, которое было вчера или после посещения цирка, зоопарка. Нарисуйте несколько контуров разных людей. Объясните: «Вот этот человек — очень радостный, а этот — грустный (далее — сердитый, добрый, испуганный, обиженный и т. п.)». Пусть ребенок подберет цвет к каждой эмоции и раскрасит человечков.

Вспомните мультфильм про медвежонка Умку, предложите ребенку соорудить берлогу из одеял и забраться в нее. Вы в теплой норе, а снаружи дует сильный ветер, попросите малыша изобразить звук ветра, помогайте ему, пропевая гласные, подражая дуновению ветра. Направляйте ветер в разные стороны.

На сон грядущий

Вы в роли мамы-кошки, малыш — котенок. День был насыщенный, вы порезвились, поиграли, теперь надо умыться. Имитируйте движения кошки: лапкой мойте ушко, шею, грудку, погладьте малышу спинку, помассируйте плечи, почешите животик. Теперь можно и спать.

Мама-кенгуру встает за спиной ребенка и крепко держит его за бока. По сигналу семья кенгуру одновременно начинает прыжки. Прыгать надо не торопясь, конечную цель определить заранее, например «пастбище» — диван. В следующий раз можно поменяться местами — первой стоит мама-кенгуру, ребенок обнимает ее.

Игра способствует укреплению доверительных отношений между вами и вашим ребёнком, снимает мышечное и эмоциональное напряжение.

Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Составила: воспитатель МБДОУ "Детский сад №5.

Картотека игр, которые способствуют снятию эмоционального напряжения детей Цель: снижение психоэмоционального напряжения, установление эмоционального контакта между детьми. Психоэмоциональное напряжение лишает.

Игры с дошкольниками для снятия психического напряжения

Игры с дошкольниками для снятия психического напряжения Как известно, игры положительно влияют на психологическое развитие детей. Хорошо в работе с детьми использовать игры, направленные на снятие.

Консультация для родителей «Игры для снятия психоэмоционального напряжения у детей» Цель: обучение родителей методам и приемам снятия психо-эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного образа. Задачи: 1. Развивать.

Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии»

Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии» Агрессия в человеке заложена самой природой. Агрессия выступает в качестве своеобразного защитного механизма, реакции на раздражение. Во.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть!

Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.

Почему-то принято считать, что методы релаксации и медитации показаны только взрослым. На самом же деле, это не совсем так. Да, откровенно говоря, сложно объяснить трёхлетнему ребёнку, что такое медитация. Поэтому, релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться.

Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Дети очень быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Даже нам, взрослым, есть чему поучиться у них в этом!

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Если мы будем целенаправленно учить детей сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, мы будем способствовать сохранению здоровья наших деток!

Игра «Клоуны ругаются»

Цель: снятие вербальной агрессии.

Ход игры : Дети превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга «овощами и фруктами». Например: «Ты, – говорит клоун, – капуста!» Дети могут выбрать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди, отругать всех детей.

Педагог руководит игрой, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.

Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Клоуны ласково называют друг друга цветами. Например: «Ты – колокольчик». Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т. п. и ласково называют друг друга цветами.

Упражнение «Два барана»

Ход игры : Педагог разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

Упражнение «Жужа»

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

Ход игры : «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». Педагог должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

Упражнение «Толкалки»

Цель: научить детей контролировать свои движения.

Ход игры : Дети разбиваются на пары и встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Затем они поднимают руки на высоту плеч и опираются ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начинают толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвигает ребенка с места, он веозвращается в исходное положение. Тот, кто устанет, может сказать: «Стоп». Время от времени можно вводить новые варианты игры : толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

Упражнение «Ласковый мелок»

Цель: Развитие навыков общения, снятие агрессивности.

Ход игры : Дети делятся на пары. Один ложится на пол. Другой – пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным жестом руки «стереть» все нарисованное.

Упражнение «Золотая рыбка»

Цель: Снятие агрессивности, развитие навыков общения.

Ход игры : Все встают в круг, плотно прижавшись друг к другу плечами, бедрами, ногами, взявшись за руки. Это – сеть. Водящий – золотая рыбка стоит к кругу. Его задача - выбраться из круга, а задача остальных не выпустить рыбку. Если водящему долго не удается выбраться из сети, взрослый может попросить детей помочь рыбке.

Игра «Рубка дров»

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

Педагог: Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!».

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

Упражнение «Щепки плывут по реке»

Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности, развитие навыков невербального общения.

Ход игры : Дети встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один ребенок – щепка. Он медленно «проплывает» между «берегами». «Берега» мягкими прикосновениями помогают «щепке». Говорят ей ласковые слова, называют по имени. «Щепка» сама выбирает, с какой скоростью ей двигаться. Упражнение можно проводить с открытыми или закрытыми глазами.

Упражнение «Маленькое привидение»

Цель: Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

Педагог: Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!

Упражнение «Тух-тиби-дух»

Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.

Педагог: Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Упражнение «Это я, узнай меня»

Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности.

Ход игры : Один ребенок поворачивается спиной к остальным сидящим. Дети по очереди подходят к нему, гладят его по спинке и называют ласковым именем. Водящий пробует угадать, кто его погладил и назвал.

Упражнение «Апельсин (или Лимон)»

Цель: направлено на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.

«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая., мягкая., отдыхает.»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты, если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями – достаточного одного раза (с левой и правой рукой).

Игра «Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи»

Педагог: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание». «А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

Упражнение «Ласковые лапки»

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Педагог подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры : «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности.

Ребенок прячется за «щит», который держит взрослый или другой ребенок и в который можно стучать игрушечным мечом, кулаком и так далее.

Пантомима «Кошка Добрая – Кошка Злая»

Педагог: «Я возьму волшебный колокольчик и, когда он зазвенит, мы превратимся в котят. Встаем на четвереньки и изображаем кошку Добрую (голова вверх, улыбаемся, спина вниз) и кошку Злую (голова вниз, спина выгнута, можно порычать)».

Упражнение повторить несколько раз.

Упражнение «Коготки и лапки»

Педагог предлагает детям превратиться в котят и объясняет: «Если у котят хорошее настроение, то у них мягкие, расслабленные лапки. А если котята разозлились, то они выпускают коготки (ручки напряжены)». Ведущий предлагает помяукать котятам: ласково, показывая лапки, и – зло, показывая коготки.

Упражнение «Ящик с обидками»

Цель: посредством активных действий выплеснуть негативные переживания.

Ребёнок комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами, адресованными обидчику.

Когда ребёнок устанет и немного успокоится, можно вместе с ним собрать бумажные комки и сложить их до следующего раза, объясняя ему, что он всегда может ими воспользоваться наедине в своей комнате, когда снова почувствует сильное напряжение и желание злиться.

Игра «Добрые волшебники»

Ход игры : Дети садятся в круг, а педагог рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети?»

Многие дошкольники охотно берут на себя роли «заколдованных». Взрослый выбирает из них непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»

Как правило, дети с удовольствием берут на себя роль добрых волшебников. По очереди они подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.

Упражнение «Король Боровик не в духе»

Цель: выражение гнева.

Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе;

Короля покусали мухи.

Упражнение «Гневная гиена»

Цель: выражение гнева.

Гиена, стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка обессилит от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.

Я страшная Гиена,

Я гневная Гиена,

От гнева на моих губах

Всегда вскипает пена.

Выразительные движения. Усиленная жестикуляция. Мимика. Сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.

Упражнение «Добрый и злой мячик»

Цель: рефлексия агрессивных детей.

Ребенку дают мяч (например, теннисный, просят со всей силы ударить мяч об стенку и поймать его. Мяч отлетает и бьет ребенка. Затем ребенка просят кинуть мяч ласково. Мяч прилетает обратно прямо в руки.

Во время игры с ребенком проводится беседа о том, почему в первый раз мячик был «злым», а во второй – «добрым». Ребенок сам должен сделать вывод о том, что как кинешь мячик, таким он и вернется. Этот вывод надо помочь ребенку перенести и на социальные ситуации общения: «Как относишься к людям, так и они в ответ относятся к тебе».

Игра «Брыкание»

Цель: разрядка агрессивных импульсов и снятие личностного напряжения.

Ход игры : Дети ложатся на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно ребенок начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

Игры и упражнения для коррекции агрессивности Игры и упражнения направленные на коррекцию агрессивности «Кулачок» Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или твердую конфету.

Использование метода «Игры с крупами» для снятия психоэмоционального напряжения и коррекции страхов транспорта у детей с ОВЗ Авторская программа Использование метода «Игры с крупами» в процессе снятия психо – эмоционального напряжения и коррекции страхов транспорта.

Проект «Программы психокоррекции агрессивности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» Методологическая разработка: Проект программы психокоррекции агрессивности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного.

Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей младшего дошкольного возраста Из всех физкультурных мероприятий с детьми дошкольного возраста необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч.

Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей среднего дошкольного возраста Из всех физкультурных мероприятий с детьми дошкольного возраста необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч.

Обзор психологических исследований агрессивности у детей дошкольного возраста Обзор психологических исследований агрессивности у детей дошкольного возраста Некоторые авторы, например Фрейд З., Бандура А., Адлер А. ,.

Проявление агрессивности у детей дошкольного возраста «Проявление агрессивности у детей дошкольного возраста»Проблема агрессивного поведения детей в настоящее время является одной из актуальных.

Рекомендация «Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста» Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ - РЯБОВА АННА ЮРЬЕВНА, ДЕТСКИЙ №7 «ЗОЛУШКА», г. ЮЖНО-САХАЛИНСК Агрессия.

Консультация «Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста» На сегодняшний день существует множество подходов к определению причины возникновения, содержания и видов противодействия агрессивному поведению.

Влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей дошкольного возраста Влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте еще не достаточно сформированы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры на снятие агрессии у детей.Обучить детей эффективным способам общения.

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр для уменьшения агрессии у детей»

Картотека по агрессивным детям.

Подвижные игры для

агрессивных детей.

«ДВА БАРАНА» (Н. Л. Кряжева, 1997)

Цель: Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение напра­вить энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участни­ки игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — проти­востоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно доль­ше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Необходимо соблюдать «технику безопасности», внима­тельно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

«ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ» (Н. Л. Кряжева, 1997)

Цель: Способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и со­переживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встань­те, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно боль­шое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага впе­ред, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

«ТУХ-ТИБИ-ДУХ» (К. Фопель, 1998)

Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.

«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и ра­зочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, не­обходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участни­ков, посмотрите ему в глаза и трижды, серди-то-пресерди-то произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате.

Время от времени останав­ливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито про­износите это волшебное слово.Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо го­ворить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети долж­ны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через неко­торое время они не могут не смеяться.

«ЖУЖА» (Н. Л. Кряжева, 1997)

Цель: Научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижа­ют, не задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все осталь­ные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагива­ются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

«РУБКА ДРОВ» (К. Фопель, 1998)

Цель: Помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопив­шуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно дер­жать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свобод­ного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: "Ха!"»

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

«Бумажные мячи» (К. Фопиль,1998)

Цель: Дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плот­ный мячик. «Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каж­дая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние меж­ду командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!"

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону про­тивника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекра­тить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей сто­роне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию».

Бумажные мячики можно будет использовать еще неод­нократно.

Цель: способствует осознанию эффективных форм поведе­ния, смещению агрессии и мышечной релаксации.

Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука рассла­бится, и на ладошке будет красивая игрушка.

Вы, наверное, заметили, что агрессия у ребенка по­степенно накапливается, и, когда ему удается выплеснуть ее, он снова становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку возможность выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели используется специальная кукла «Бобо». Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

«ПОПРОСИ ИГРУШКУ» - ВЕРБАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ (Е. В. Карпова, Е. К. Лютова, 1999)

Цель: Обучить детей эффективным способам общения.

Группа делится на пары, один из участников пары (участ­ник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) дол­жен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные сло­ва, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

«ПОПРОСИ ИГРУШКУ» - НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ (Е. В. Карпова, Е. К. Лютова, 1999)

Цель: Обучение детей эффективным способам общения.

Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Постарайся попросить у него игрушку так, чтобы тебе ее отдали, но бес слов одними жестами».

Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на во­просы: «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Ка­кие нужно было произносить слова?» Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверст­никами, так как в процессе выполнения упражнения они при­обретают навыки эффективного взаимодействия

«ПРОГУЛКА С КОМПАСОМ» (Е. В. Коротаееа, 1997)

Цель: Формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впере­ди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завя­зывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и на­зад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, из­бегая препятствий — других туристов с компасами.

После окончания игры дети могут описать, что они чув­ствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

«Я ВИЖУ. » (Е. В. Карпова, Е. К. Лютова, 1999)

Цель :Установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша.

Участники, сидя в кругу, по очереди называют предме­ты, которые находятся в комнате, начиная каждое выска­зывание словами: «Я вижу. »

Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

«ТОЛКАЛКИ» (К. Фопель, 1998)

Цель: Научить детей контролировать свои движения.

Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на Расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего парт­нера. По сигналу ведущего начните толкать своего напар­ника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто ус­танет, может сказать: «Стоп».

Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

«ГОЛОВОМЯЧ» (К. Фопель, 1998)

Цель: Развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.

Скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на ко­лени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате».

Для детей 4—5 лет правила упрощаются: например, в ис­ходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.

«ОБЗЫВАЛКИ» (Н. Л. Кряжева, 1997)

Цель: Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными и словами (заранее обговаривается условие, какими обзывал-ками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты. морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заклю­чительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: "А ты. солнышко!"»

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обид­чивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, пре­дупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Читайте также: