Игрушки для умственно отсталого ребенка

Обновлено: 13.05.2024

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате чего эти дети получают неполные, а порой искажённые представления об окружающем. Известно, что при психическом недоразвитии оказывается нарушенным восприятие, особенно обобщённость восприятия, его темп. Умственно отсталым требуется значительно больше времени на восприятие материала, усугубляющееся трудностью выделения главного и установления внутренних связей между частями. Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета, причём особую сложность представляют для них различение оттенков цвета. Поэтому следует подбирать лёгкие для познания ребенка игру, повторять ее следует регулярно, закреплять без усложнений.

ВложениеРазмер
kartoteka_igr_dlya_detey_s_umstvennoy_otstalostyu.docx 18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для детей с умственной отсталостью

«Одинаковое и разное».

Цель: помочь детям в овладении умениями слушания классификации объектов (по самостоятельно найденному основанию – дополнению слов, относящихся к одной группе), самоконтроля.

Организация: игра проводится индивидуально. Заранее подготавливаются цепочки картинок, входящих в общую группу, например, лошадь, собака, корова; ложка, вилка, тарелка; платье, пальто, юбка …

Ход игры: игру можно проводить по - разному: сначала учитель предлагает ребенку продолжить цепочку теми карточками, которые подходят к данной группе; затем можно предложить продолжить цепочки теми карточками, которые совсем не подходят. Ошибки разбираются совместно.

Цель: помочь ребенку концентрировать внимание не предмете.

Для этого вам понадобятся яркие игрушки (где-то 10) .

Ход игры: Расставьте на верхний уровень (полка, горка, стенка) в ряд. Посадите ребенка к игрушкам и расскажите эмоционально про каждую. "Вот лягушка, ква, ква, ква", "Вот уточка кря, кря,кря", "Вот зайчик попрыгайчик".

Цель. Учить детей подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт взрослого и ребенка. Ход игры. Взрослый приглашает всех детей подойти к нему: «Делайте, как я. Полетим, как птички»,— говорит он и поднимает руки в стороны, взмахивает ими, бежит по комнате, увлекая за собой детей. Они повторяют движения. Тем, кто не выполняет нужных движений, взрослый поднимает их руки, помогает ими действовать. Потом говорит: «Птички клюют зернышки». (Присаживаются на корточки.) Делайте так». (Стучит рукой по полу.) Дети подражают. Игра повторяется 2—3 раза.

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Ход игры: Детям раздаются фонарики разного цвета и размера. Дети их рассматривают. После этого дети под звук бубна или музыку шагают с фонариками по группе. По сигналу дети с фонариками такого цвета, как у воспитателя, подходят к нему. Меняя фонарики, педагог собирает вокруг себя разные группы детей.

Игра «Спрячь матрешку»

Цель. Продолжать учить детей подражать действиям взрослого с предметами, обращая внимание на их свойства. Оборудование. Двухместные матрешки по числу детей. Ход игры. Педагог раздает детям матрешки (закрытые), трясет свою матрешку и говорит: «Там что-то есть. Посмотрим, что там. Делайте так». (Открывает матрешку.) Дети повторяют движения. Воспитатель радостно восклицает: «Вот!» — поднимает маленькую матрешку и ставит ее на стол. Дети достают своих матрешечек. Педагог продолжает действовать с игрушкой: «Спрячем матрешек вот так. (Медленно вкладывает маленькую фигурку, побуждая детей сделать то же. Затем соединяет обе половинки большой фигурки). Нет матрешки!» Дети повторяют действия. Игра проводится 2—3 раза.

Игра «Что я делаю?»

Цель: Игра направлена на активизацию использования звукоподражания. Учить сопоставлять действия со словами.

Покажите ребёнку, как можно обозначить хорошо знакомые ему действия с помощью определённого сочетания звуков.

Произносите характерные слоги: «Ам-ам!», «Куп-куп!», «Бай-бай!» и прочее. Ребёнок пусть покажет или укажет действие, изображенное на картинках: приём пищи, купание, сон, ходьба, прыжки, стук , пение и т.д.

Игра «Музыкальные игрушки»

Цель: Игра направлена на активизацию использования звукоподражания. Учить ребенка произносить определенные звуки, соотносить звук с предметом.

Продемонстрируйте ребёнку игру на игрушечных музыкальных инструментах и дайте поиграть ему самому.

Покажите, как звучат музыкальные игрушки: дудочка: «Ду-ду-ду!», гармошка: «Тра-та-та!», колокольчик: «Динь- динь!», барабан: «Бум-бум!»

После этого произносите соответствующие звукоподражания и, не беря музыкальные инструменты в руки, изобразите, как играют на дудочке, гармошке и колокольчике Стимулируйте ребёнка повторять за вами движения звукоподражания. Потом пусть ребёнок по вашему звукоподражанию угадает и укажет какой музыкальный инструмент изобразили.

Игра «Чей голосок?»

Цель: Игра стимулирует ребенка подражать голосам разных животных.

Каждое животное «разговаривает» по-своему: кошка говорит: «Мяу!», собака: «Ав!», корова: «Му!», лошадь: «И-го-го!», свинья: «Хрю!», коза: «Ме!», овца: «Бе!», курица: «Ко-ко!», петух: «Ку-ка-ре-ку!», цыпленок: «Пи-пи!», гусь: «Га-га!», утка: «Кря-кря!»

Как выбрать игрушки для ребенка с особенностями развития: советы психолога

Невозможно переоценить роль игрушек в жизни малыша: они вызывают положительные эмоции и способствуют психоэмоциональному и интеллектуальному развитию ребенка. Выбор правильной и полезной игрушки очень важен для детей с особенностями развития. Ольга Букарева, психолог Московского городского центра реабилитации (МГЦР, подведомственного столичному Департаменту труда и соцзащиты, рассказывает, на что обращать внимание при поиске игрушек для малышей с различными нозологиями и какие игрушки лучше всего подойдут таким детям.

Общие советы по выбору игрушек:

Лучше всего выбирать игрушки, которые воздействуют сразу на несколько органов чувств. Это нужно для того, чтобы малыш с особенностями развития смог испытывать разнообразные ощущения во время игры.

Не менее важно подобрать игрушку, которая соответствует психическому возрасту ребенка: «Биологический и психический возрасты детей не всегда совпадают, поэтому всегда ориентируйтесь на вашего малыша, а не на возрастные рекомендации на упаковке, – подчеркивает Ольга Букарева. – Например, самая простая пирамидка или сортер базово может быть не по возрасту вашему ребенку. Но если ему сложно нанизать кольца по размеру, или он путается в формах и пытается протолкнуть в прорезь неподходящую фигуру, нет ничего страшного в том, чтобы приобрести простую игрушку. Наоборот, лучше еще раз отработать навык».

Стоит обратить внимание и на то, из чего изготовлена игрушка и как она выглядит. Материалы должны быть качественными, а цвета – корректными. Последнее важно, потому что дети могут путаться в определении цветов, и родителям должно быть несложно им помогать. А если цвет неясный, то проблемы с его определением могут возникнуть.

Наконец, надо обязательно включаться в игру с малышом, чтобы помочь ему в формировании всех ключевых навыков и представлений: сенсорных, пространственных, количественных. «Если просто дать ребенку игрушку, то она его заинтересует, но на очень короткое время, – объясняет Ольга. – А если вы вместе с ним в игровой форме будете их осваивать, вскоре он начнет играть в них самостоятельно, подражая вам».

6 игрушек для детей с особенностями развития

«Самые простые игрушки наиболее полно отвечают потребностям и возможностям маленьких детей с особенностями развития, – рассуждает психолог. – Такие игрушки универсальны, и их можно использовать в любом возрасте и при любой нозологии, в зависимости от целей».

В набор базовых игрушек входят следующие игрушки:

1. Пирамида, стаканчики. Классические игрушки, которые можно использовать по-разному, в зависимости от того, что наиболее трудно дается ребенку с особенностями развития. «Разложите элементы пирамидки по цветам: в коробочки или корзины таких же цветов, – советует Ольга. – Можно "раздать" кольца или стаканчики разных размеров большим и маленьким куклам или мишкам, построить башню из стаканчиков или сложить их все в один. Сначала просто пробуя вставить один в другой, а затем осознанно вкладывая стаканчики поменьше в стаканчики побольше».

2. Коробка форм, сортеры. Игрушка, которая поможет освоить основные цвета и геометрические фигуры. А еще ребенок научится взаимодействовать с предметами в пространстве.

3. Динамические игрушки или каталки. Отличительная особенность таких игрушек состоит в том, что ребенок самостоятельным усилием запускает процесс: раскручивает юлу, толкает перед собой машинку или качает неваляшку. «Когда ребенок наблюдает за движением игрушки и поддерживает его, у него развивается координация и ловкость, улучшается концентрация внимания, он быстрее осваивает пространство, – поясняет специалист. – Все это помогает приблизиться к внутреннему равновесию, которое особенно важно для детей с двигательными нарушениями: например, с церебральным параличом».

4. Кубики. Отлично подходят для того, чтобы научиться считать и действовать с предметами в пространстве: строить башни разной высоты, выкладывать фигуры или узоры. «Хорошо, если у вас будет несколько наборов кубиков: разных цветов, размеров, и текстуры», – добавляет Ольга.

5. Мяч. Лучше выбирать самые разнообразные мячи: мягкие и твердые, гладкие и шершавые или колючие, легкие и тяжелые, большие и маленькие и т. д. «Мячик – отличная игрушка, потому что тренирует общую моторику и координацию: у ребенка будут лучше работать кисти, пальцы рук. А еще разовьется глазомер и внимание, – рассказывает психолог. – Все это улучшает работу головного мозга в целом и влияет на развитие речи».

6. Кукла (пупс, мишка. С помощью таких игрушек ребенок освоит части лица и тела. Чуть позже можно использовать куклу для сюжетных игр: покормить ложкой, покачать, уложить спать и т. д. «По мере взросления ребенка к игрушке можно добавить одежду, игрушечную посуду и мебель, муляжи продуктов, – добавляет Ольга. – Во время такой игры у ребенка активно развивается воображение и навыки коммуникации, он становится более общительным и лучше осваивает бытовые навыки».

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога»

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.

Консультация «Игры и игрушки для развития интеллекта и креативности ребенка» Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира,.

Ко Дню любимой игрушки и игры на МAAM. Про любимые игрушки, или О том как важно помочь ребенку выбрать любимую игрушку

Ко Дню любимой игрушки и игры на МAAM. Про любимые игрушки, или О том как важно помочь ребенку выбрать любимую игрушку Игрушки очень важны для детей, мы как педагоги, знаем об этом не по наслышке. Игрушки разные нужны, игрушки разные важны. Для ребенка.

Советы для безопасного катания ребенка на самокате

Советы для безопасного катания ребенка на самокате Наступили летние дни. А это значит, пришла пора для катания на роликах, велосипедах и самокатах. Самокат — это отличный вариант уличного.

Советы психолога для родителей «Страх перед медицинскими процедурами» Советы психолога: Страх перед медицинскими процедурами. Знакомая картина: испуганные дети, которые стоят перед процедурным кабинетом. Малыш.

Советы родителям «Как правильно выбрать искусственную ёлку для дома»

Советы родителям «Как правильно выбрать искусственную ёлку для дома» Трудно представить себе праздник Новый год без зелёной пушистой красавицы-ёлки. Конечно, хорошо, когда она настоящая, большая, пахнет.

Советы родителям «Как выбрать безопасные игрушки своим детям»

Советы родителям «Как выбрать безопасные игрушки своим детям» Материал может быть полезен воспитателям, родителям и для людей, которые, идя в гости, где есть маленькие дети, захотят купить для них.

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Проблема нарушений речи у умственно отсталых детей рассматривается в настоящее время как актуальная, теоретически и практически значимая проблема специальной педагогики.

В настоящее время достигнуты значительные успехи в развитии разных отраслей коррекционной педагогики и специальной психологии. Многочисленные работы посвящены детям с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, эмоционально-волевой, двигательной сферы и т. д. Накоплено значительное количество фактов, характеризующих специфические особенности лиц с разными отклонениями в развитии. Детально изучены и продолжают исследоваться структура и механизмы отклонений в развитии, разработаны пути реабилитационного воздействия.

Актуальность и значимость проблемы нарушения речи у умственно отсталых детей определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка.

У большинства детей раннего возраста, имеющих нарушения в речевом и интеллектуальном развитии, слабо выражен интерес к окружающему, почти отсутствует реакция на новизну. Сенсорное восприятие крайне обеднено. Контакт со взрослыми устанавливается не сразу и носит формальный характер. Внимание неустойчивое, поверхностное. Длительность сосредоточения даже в организованной деятельности не превышает 1,5 – 2 минуты, что вызывает необходимость постоянного направления его извне. Моторная активность снижена, координация движений в той или иной степени нарушена. Отмечается слабость или недостаточность совместного взаимодействия руки и глаза. Захват предмета осуществляется всей кистью. Игровая деятельность не развита, игра манипулятивная.

Большинство детей находятся на уровне эмоционального общения, и лишь немногие ребята могут выполнить 2-3 стереотипные инструкции, подкрепленные указательным жестом. Общение со взрослыми осуществляется с помощью жестов, сопровождаемых лепетными звуками или звуковыми комплексами, однообразными по своему звуковому составу и интонации, малопонятными для окружающих.

Предлагаю некоторые, образцы игр-занятий, способствующих на первом этапе - развитию активной речи детей сначала до уровня звукоподражаний, лепетных и несколько общеупотребительных слов: на, дай, тетя и т. п. При планировании занятий необходимо уделять должное внимание развитию зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики рук, пространственной ориентировки.

Учитывая особенности нервно-психических нарушений и возраст данного контингента детей, специальные занятия над фонетической стороной речи, ее грамматическим строем и структурой слов не проводятся. По этим разделам работа ограничивается обучением подражанию речи логопеда, который в процессе занятий направляет внимание малыша на правильное произнесение слов и построение предложений. Речь взрослого должна быть неторопливой, четкой, но не скандированной; тон обращения к ребенку – спокойным, доброжелательным.

Развитие понимания речи, зрительно-слухового восприятия с привлечением внимания к речи логопеда.

[i]«Где звучит игрушка?» [/i]

Цель. Формировать зрительно-слуховое восприятие детей в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить выполнять их по подражанию.

Пособие. Бубен.

Ход занятия. Логопед показывает детям бубен, затем стучит по нему рукой и напевает: ля-ля-ля. Берет малыша за руку, побуждает его постучать по бубну, продолжая четко нараспев произносить: ля-ля-ля.

Игра повторяется с каждым ребенком 3-4 раза. Аналогично игра проводится с другими звучащими игрушками: погремушкой (тук-тук, колокольчиком (динь-динь, барабаном (та-та).

«Где лял я?»

Цель. Формировать зрительно-слуховое восприятие у детей в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить выполнять их по подражанию.

Пособие. Кукла.

Ход занятия. В манеже сидят 2-3 ребенка. Логопед показывает им куклу, называя ее ляля. Рукой ребенка гладит куклу по голове и приговаривает: ляля, ляля. Дает возможность рассмотреть куклу, всячески привлекая к ней внимание. Затем ведет куклу по барьеру манежа, поясняя: «Ляля топ-топ». Дети должны следить за ее передвижением. Логопед внезапно прячет куклу за наружную стенку манежа так, чтобы она была видна детям, и спрашивает: «Где ляля?». Дети должны поискать куклу глазами. Взрослый сажает куклу на перила манежа и радостно восклицает: «Вот ляля».

Игра повторяется 2-3 раза. При этом кукла прячется и появляется только в определенном месте. Аналогично проводятся игры с другими игрушками: кошкой, собакой, мишкой и т. п.

Цель. Расширять пассивный словарь в процессе выполнения игровых действий.

Ход занятия. В манеже или за столом сидят 2-3 ребенка. Логопед хлопает в ладоши, напевая: «Ладушки, ладушки», - старается привлечь внимание детей к движениям своих рук. Обращаясь к одному из детей, логопед говорит: «Сереженька, сделай ладушки». Берет руки ребенка и хлопает ими, продолжая напевать: «Ладушки, ладушки». То же самое взрослый проделывает по 2-3 раза с каждым ребенком. Затем логопед учит детей выполнять ладушки по подражанию.

Формирование речи детей в процессе обыгрывания игрушек.

«Покатай мяч ик»

Цель. Учить детей понимать и выполнять элементарные побудительные инструкции в процессе обыгрывания игрушек и общения со взрослым (расширение и уточнение пассивного словаря). Побуждать к воспроизведению звукоподражаний, лепетных слов, обозначающих знакомые игрушки, действия. Вводить в активную речь детей отдельные, часто употребляемые слова, а также имена близких людей и обслуживающего персонала. Совершенствовать координацию движений рук при зрительном контроле.

Пособие. Небольшой мяч.

Ход занятия. Логопед и ребенок сидят за столом напротив друг друга. Взрослый показывает малышу мячик, называет его полным словом и звукоподражанием: «Мяч- оп-па». Несколько раз бросает мячик на стол, ловит его, и повторяет «оп-па», привлекая внимание ребенка одновременно к мячу, игре с ним и подражанию. Катит мячик ребенку по столу и говорит: «Лови мячик – оп-па». Помогает ребенку поймать мяч. Учит малыша катать мячик по столу, каждый раз побуждая его к повторению звукоподражания. Игра повторяется 3-4 раза, после чего логопед кладет мячик на стол и спрашивает у ребенка: «Коля, где мячик оп-па?». Малыш показывает самостоятельно или с помощью взрослого. Логопед просит: «Коля, дай мячик мне, оп-па», - сопровождая просьбу жестом и добиваясь ее выполнения.

«Волчок гуд ит»

Цель. Учить детей понимать и выполнять элементарные побудительные инструкции в процессе обыгрывания игрушек и общения со взрослым (расширение и уточнение пассивного словаря). Побуждать к воспроизведению звукоподражаний, лепетных слов, обозначающих знакомые игрушки, действия. Вводить в активную речь детей отдельные, часто употребляемые слова, а также имена близких людей и обслуживающего персонала. Совершенствовать координацию движений рук при зрительном контроле.

Пособие. Яркий озвученный волчок.

Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед показывает волчок и говорит: «Посмотрите, какой красивый волчок». Дает возможность рассмотреть игрушку и продолжает: «Послушайте, как гудит волчок -у-у-у.». Заводит волчок, дети слушают, как он гудит. Когда волчок прекращает вращение и падает, логопед говорит: «Упал волчок», - и побуждает ребенка к повторению звукоподражания у-у-у и слова упал. Затем логопед обращается к ребенку с просьбой: «Попроси у меня волчок. Скажи дай». Ребенок произносит слово отраженно или самостоятельно. Взрослый отдает малышу волчок и учит его играть с игрушкой. Игра проводится 2-3 раза.

Обучение пониманию побудительных инструкций в процессе действий с предметами. Развитие мелкой моторики.

«Возьми – поло жи»

Цель. Учить детей понимать и выполнять простые инструкции (возьми, положи). Побуждать к произнесению слов упал, на. Развивать мелкую моторику.

Пособия. 5-6 одноцветных (красных) кубиков и плоская небольшая коробка.

Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед ставит перед ребенком закрытую коробку с кубиками и говорит: «Какая красивая коробка! Посмотрим, что в ней лежит». Открывает коробку и восклицает: «Какие красивые кубики! Я возьму кубик». Логопед берет кубик пальцами и, обращаясь к ребенку, говорит: «Алеша, возьми кубик». Помогает взять кубик пальцами, а не всей кистью. Когда малыш возьмет игрушку, логопед бросает свой кубик в крышку от коробки, находящуюся около правой руки ребенка, и говорит: «Упал кубик», - побуждая ребенка к повторению действия и слова упал. Продолжая игру, логопед берет и бросает еще кубик. Малыш делает то же самое. Затем кубики, находящиеся в крышке, перекладываются опять в коробку. Логопед закрывает коробку крышкой и просит ребенка: «Дай мне коробку, скажи: на». Ребенок отвечает, отдает коробку, логопед ее убирает.

Развитие артикуляционной моторики.

«Ах, как слад ко»

Цель. Формировать у ребенка простейшие артикуляционные движения: высовывать и убирать язык. Учить понимать инструкции: высунь-убери.

Пособия. Мензурка, шпатель, сладкий пирог.

Ход занятия. Логопед наливает в мензурку сироп, набирает его на шпатель, подносит ко рту ребенка. Тот облизывает сироп. Логопед восклицает: «Ах, как сладко!». Затем шпатель с сиропом подносится к нижней губе ребенка, при этом логопед показывает, как нужно высунуть язык, чтобы слизать сироп, побуждая ребенка к повторению движения: «Ах, как сладко!». Постепенно малыш начинает высовывать язык и слизывать сироп. Если его язык напряжен, то логопед легко постукивает шпателем по языку, добиваясь его расслабления. Постепенно медленные движения языка ускоряются.

«Киска пьет моло ко»

Цель. Закреплять движения языка вперед-назад. Учить понимать инструкции: высунь- убери язычок.

Пособия. Игрушечная кошка, 2 тарелки из кукольной посуды, шпатель, сироп, молоко в чашке.

Ход занятия. Ребенок сидит за столом. Логопед показывает кошку, называя ее словом и звукоподражанием, гладит кошку, приговаривая: «Киса, киса, мяу, мяу».

Побуждает ребенка к повторению звукоподражания. «Вот молоко, - показывает его ребенку и наливает в тарелку. Ставит перед кошкой: «На киса, пей молоко». Посмотри, как киса пьет молоко». Делает соответствующие движения языком и побуждает ребенка к их повторению. Затем наливает на другую тарелку немного сиропа, подносит ее к нижней губе ребенка и делает лакающие движения языком 3-4 раза, после чего логопед дает ему отдохнуть и повторяет игру. Движения языка постепенно ускоряются.

Список литературы.

Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития: Кн. для логопеда. Из опыта работы/А. В. Гришвина, Е. А. Пузыревская, Е. В. Сочеванова. М. : Просвещение, 1988г.

Психология умственно-отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. Заведений /В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – 2-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2004г.

Игры для развития речевого дыхания

Игры для развития речевого дыхания Дыхание - это физиологический процесс, который состоит из двух фаз - вдоха и выдоха. Дыхание бывает: грудное, диафрагмальное, диафрагмально.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Дидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста

Дидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста Мои малыши - это просто непоседы. Любят бегать, прыгать, танцевать, играть. Надо обладать большой фантазией, чтобы их увлечь с пользой.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания

Игры и упражнения для развития речевого дыхания .

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возраста

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Пособия и игры для развития речевого дыхания

Пособия и игры для развития речевого дыхания Пособия и игры на развитие речевого дыхания Игры на развитие силы воздушной струи, равномерного вдоха и выдоха, силы голоса, эмоциональной.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания

Игры и упражнения для развития речевого дыхания Сегодня хочу обратить внимание на еще один важный компонент звуковой культуры речи - речевое дыхание. Речевое дыхание - это дыхание в процессе.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ Часть1 фото

Дорогие мамочки, чьи детки – особенные! Вы – необыкновенные женщины! Хочется сказать вам всем большое спасибо за ваши нечеловеческие усилия и ваши огромные любящие сердца! То, что делаете вы – это настоящий подвиг любви, терпения и упорства. Мы искренне желаем вам сил, здоровья, еще больше терпения, веры в ваших деток, еще больше любви в ваших семьях!

Нам очень захотелось вам как-то помочь, и мы составили подборки развивающих игр для деток с ДЦП, аутизмом и синдромом Дауна. Если это принесет вам какую-то пользу, мы будем очень счастливы!

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

  1. подбирают игрушки, которые подходят конкретному ребёнку, размер игрушки должен быть таким, чтобы её легко было удержать;
  2. во время занятий учитываются состояние малыша, насколько он усидчив, в хорошем ли настроении;
  3. во время игры позволяют ребёнку самому исследовать мир, не вмешиваются в познавательный процесс, если это не нужно малышу;
  4. задания дают простые, используя короткие высказывания.

Главное - поддерживать интерес ребёнка, сделать так, чтобы его стремление к обучению возрастало. Успех выполнения задачи стоит на втором плане.

ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МАМЫ ОСОБЕННЫХ МАЛЫШЕЙ И ПЕДАГОГИ ДЛЯ ИГР

Артикуляционная гимнастика

В совокупности с массажем мышц лица она очень помогает в развитии речи ребенка.

Выполнен их приятного на ощупь ПВХ. На пяти гранях находятся подвижные элементы: джойстик, тумблер, колесики, кнопки, вращающийся диск.

Барабаны, металлофон, бубен. Такие игрушки помогают в развитии координации движений и восприятии слуха.

Это могут быть мячики, шарики и другие игры наподобие Сенсорного Куба. Главное, чтобы малыш чувствовал пальчиками разнообразные текстуры.

Они могут быть разной тематики: животные, сказки, геометрические. Например, Рамки-вкладыши Монтессори геометрические. Лучше приобретать вкладыши с «гвоздиками», их удобнее брать пальчиками.

Их много не бывает. Пирамидки можно использовать самые разные – с круглыми и и квадратными деталями, с деталями одинакового размера и собирающиеся по принципу от большего - к меньшему. И даже с такими композициями, как в игре «День и ночь».

Такую игру можно сделать самим, используя изображения разных предметов и сами предметы: мяч, расческа, зеркало, карандаш и т.д.

Есть и «звуковой» вариант этой игры. В баночки из-под лекарств или футляры от «киндеров» насыпать разной крупы так, чтобы каждая из них встречалась два раза.

Они могут состоять из 2-3 частей (можно постепенно увеличивать количество деталей).

Лучше использовать простые, с крупными деталями и шнурком, заканчивающимся палочкой.

Помогают в изучении геометрических фигур, понятий «большой-маленький», «толстый-тонкий». Развивают координацию и пространственное мышление. Блоки Дьенеша купить.

Можно использовать и как «раскраски», и для создания собственных узоров.

Малыш учиться строить из них башенки, выкладывать дорожки узкие и широкие, короткие и длинные.

Они содержат множество элементов для вращения, захвата, перемещения, развивающих моторику и ловкость пальчиков.

Прекрасно развивают мелкую моторику.

Хороший вариант такой игры сейчас есть в кубиках.

Это прекрасные игры, стимулирующие тактильные ощущения и развивающие мелкую моторику. Фетровые игры бывают на самые разные темы, благодаря этому малыша можно познакомить с цветами, временами года и счетом.

Например «Одевашки», с которыми малыш узнает названия предметов одежды и научится подбирать их по сезону.

Цветные гномики в бочонках или Ребята в шляпах. Вариант игры для изучения и запоминания не только основных цветов, но и оттенков. Сортируя гномиков, малыш разрабатывает пальчики и развивает захват.

Прекрасная игра на формирование логического мышления и мелкой моторики. Малышу нужно рассмотреть предложенные предметы и назвать, какой из них оказался лишним в логическом ряду.




Знакомят малыша с геометрическими формами, цветами, развивают мелкую моторику и помогают научиться логически мыслить.

Можно прицеплять на край коробки, палочку или картинки, дополняя их.

Игра на внимание и развитие цветового восприятия. Малышу нужно разложить «заплаточки» на цветные коврики так, чтобы они подходили по цвету и форме.

Хорошие помощники в речевом развитии. Вначале они обогащают пассивный словарь малыша, а затем помогают в развитии зрительной памяти.

Пособие, которое несложно сделать самим. Показывайте малышу фотографии людей, которых он часто видит: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, его самого и даже домашних питомцев. Детки любят разглядывать фотографии, попросите малыша называть всех, кого он видит.

Шуточная игра. Приготовьте несколько головных уборов: мамину шапку, папину кепку, бабушкин платок. Помогите малышу надевать их на себя и смотреть в зеркало. «Не узнавайте» ребенка, пусть он представиться. Детки обычно с радостью играют в такие «переодевашки».

Приготовьте несколько прозрачных баночек с водой (можно из-под детского питания или из набора для специй) и краски. Попросите ребенка набирать кисточкой краску и потом полоскать ее в баночке с водой. Пусть ребенок увидит, как вода меняет цвет. Потом можно смешивать воду в баночках: красный+желтый= оранжевый и т.д. В увлекательной форме «фокусов» ребенок познакомиться с цветами.


Оказывают очень положительное влияние на развитие малыша: с одной стороны они успокаивают, а с другой – тонизируют мышцы. Здесь могут быть и игры с губками (набирать и отжимать воду), экспериментировать с предметами («тонет - не тонет»), дуть на легкий шарик, который скользит по воде. Это могут быть и целые игровые столы с насосами, мельницами, плотинами или с рыболовными снастями.

Или использовать специальные игровые наборы вроде «Болты и гайки».

Это не только для развития координации, но и для первых ролевых игр, когда ребенок учится заботиться о пупсике.


На актуальные для возраста малыша темы.

В игре малышу обеспечивают устойчивое положение тела; мамы помогают закрепить позу, положение рук, «раскрытие» кистей. Малыша учат концентрировать внимание: предоставляют выбор – «одно из двух»; убирают из поля зрения все способные отвлечь предметы (яркий ковер на полу или разноцветная скатерть на столе); организуют тишину; учитывают предпочтения ребенка при выборе игры.

Создайте комплект игр, подходящих именно вашему малышу. А регулярные занятия позволят развить двигательные функции, выработать ловкость, гибкость, подвижность рук, умение управлять своими движениями, научит концентрировать внимание, зрение и слух.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Обычно «солнечные детки» испытывают сложности с речью, хотя понимают они больше, чем могут выразить словами.

Выберите для своего малыша игры, занятия, которые наилучшим образом соответствуют возрасту и уровню развития. После игры обязательно вознаградите его усилия похвалой и объятиями.

УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ

3. Игры с молотком

Ударяя по предметам игрушечным молотком, ребенок развивает точность движений рук, приобретает стабильность корпуса и плеч. Существуют разные игрушки подобного типа: музыкальные, конструкторы, стучалки.

4. «Накидывание на кольцеброс»

Развивает ловкость, развитие моторики, запястья.

РАБОТА С ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ

  1. Протирайте тканью с различными текстурами подошву ног и ладони рук малыша. Начните с комфортных и переносимых ощущений, медленно вводите другие.
  2. Работа с тестом, пластилином. На первом этапе тесто можно мять, раскатывать, тыкать пальчиком. Затем в кусок теста или пластилина можно вдавливать палочки или какие-нибудь макаронные изделия (ежик), пуговицы (глазки, цветы).
  3. Рисование пальцами. Можно рисовать пальчиками в специальных раскрасках. Очень нравятся детям делать отпечаток своей ладошки или ножки. Вы можете вместе с ребенком рисовать пальчиком по рассыпанной манной крупе, разлитому на подносе йогурту или кремом для бритья. Можно нарисовать что–либо мелом на доске и попросить ребенка стереть это пальчиками.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

    , которая способствует повышению тактильной чувствительности и развитию необходимой подвижности и гибкости пальцев. Ребенок с удовольствием будет выполнять пальчиковые упражнения, подражая родителям, особенно, если эти упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
  1. Резка различных видов бумаги. Используйте безопасные ножницы.
  2. Наматывать и разматывать веревочки и ленты. Как в игре «Достань конфетку».
  3. Доставать из воды игрушки: сначала руками, сочком или ложкой, затем – удочкой.
  4. Закапывайте и откапывайте мелкие игрушки из песка, но только руками. Можно просеивать песочек через сито, чтобы найти игрушку, которая «спряталась».
  5. На влажном песке палочкой или пальчиками рисуйте узоры.
  6. Выкладывать дорожку из камушков. , из которых можно собирать разные фигуры. .
  7. Мозаики.
  8. Кубики.
  9. Матрешки.
  10. Нанизывание крупных бус.

Опытные педагоги знают, что простые упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных и пластмассовых массажеров, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами помогают нормализовать напряжение рук, снимают умственную усталость.



АЛФАВИТ И СЧЕТ

Любую информацию «солнечные» детки лучше запоминают в музыкальной форме. Поэтому для того, чтобы выучить буквы, можно запомнить песенку про алфавит.

Таким деткам рекомендуется учиться читать не по буквам и слогам, а запоминая образ сразу всего слова. В этом может помочь игра «Читаем бегло».


Для усвоения порядкового счёта нужно производить арифметические действия с применением наглядных средств – кружочков, палочек.

Для подготовки руки ребенка к письму очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами.

Для начала можно предложить ребенку выполнить несложный рисунок с использованием трафарета.

Когда малыш сделал несколько удачных попыток обвести фигурку внутри контура, можно предложить ему заштриховать или раскрасить ее. После работы с трафаретом ребенок будет более уверенно штриховать фигуры без трафарета, так как он научится контролировать размах руки, направление и длину штриха.

Основной вид деятельности любого ребенка – это игровая деятельность. У детей с умеренной, тяжелой степенью интеллектуальной недостаточностью игровая деятельность, как правило, отсутствует. Наши дети всего лишь манипулируют игрушками. Имеет место «полевое поведение»: ребенок перемещаясь по группе (комнате дома) берет в руки игрушку, тут же бросает ее и перемещается к следующей, не производя никаких игровых действий.

Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Игрушка готовит ребенка к вхождению в общественные отношения. Играя дома родители закрепляют приобретенные умения и навыки ребенка.

ВложениеРазмер
statya.docx 15.76 КБ

Предварительный просмотр:

Самые необходимые развивающие игрушки для детей с интеллектуальной недостаточностью

Основной вид деятельности любого ребенка – это игровая деятельность. У детей с умеренной, тяжелой степенью интеллектуальной недостаточностью игровая деятельность, как правило, отсутствует. Наши дети всего лишь манипулируют игрушками. Имеет место «полевое поведение»: ребенок перемещаясь по группе (комнате дома) берет в руки игрушку, тут же бросает ее и перемещается к следующей, не производя никаких игровых действий.

Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Игрушка готовит ребенка к вхождению в общественные отношения. Играя дома родители закрепляют приобретенные умения и навыки ребенка.

Многофункциональная игрушка с большими развивающими возможностями. Играя с пирамидкой развивает:

-мелкую моторику пальцев рук;

-память, внимание, усидчивость;

-умение группировать, находить общее и различное, сравнивать.

На I этапе выбираем простейшие пирамидки с кольцами.

Игра «Собери пирамидку»

Самая распространенная игра- разобрать и собрать пирамидку. Если ребенок самостоятельно при разборе не может удержать колечки, прибегаем к совмещенным действиям (берем руку ребенка и вместе с ним снимаем очередное колечко). Собрать пирамидку правильно достаточно сложно для наших детей. Собирая, обращаем внимание на то, что каждый раз выбираем самое большое колечко.

Детали пирамидок используем как трафареты. Обводим, закрашиваем (начинаем с крупных колечек)

Берем коробку (корзинку, контейнер и т.д.) в которую нужно бросать колечки.

Выкладываем на стол большое и маленькое колечко. Показываем: «Это большое (обводим пальцем ребенка), а это маленькое (обводим пальцем)»

-Дай мне большое колечко;

-Дай мне маленькое.

Повторяем эти действия 3-4 раза.

«Рамки-вкладыши» (доски Сечена)

Играя с рамками:

-отрабатываем пальцевой захват (работают указательный и большой пальцы)

-развиваем мелкую моторику пальцев рук

-развиваем представления о форме, цвете.

Как играть с рамками-вкладышами.

Показываем ребенку доску с яркими цветными вставками, затем переворачиваем игрушку (вкладыши высыпаются из своих гнезд). После этого показываем на примере одной из фигур, как подобные вкладки вставляются на свои места и снова высыпаем детали на стол. Для большой наглядности перед началом сборки этой «головоломки» нужно провести детским пальчиком по контурам каждого из вкладыша.

Играя с матрешкой можно:

-познакомить ребенка с понятием: большой-маленький, высокий-низкий, выше-ниже.

-выучить части лица: глаза, брови, рот, щеки, показывая их у Матрешки, у мамы, у ребенка.

-изучить название основных цветов (если позволяет узор на игрушке)

1.Выстраиваем ряд из матрешек от большой до маленькой. Словесная инструкция: ставим (выбираем) сначала самую большую…

2.Знакомим с пространственными понятиями «далеко-близко). Ставим часть матрёшек на противоположный край стола, остальных рядом с ребенком. Объясняем: «Эти матрешки далеко, эти близки. Покажи какие матрёшки далеко от нас (какие близко)

Прячем (собираем матрёшки от большой до маленькой) Озвучиваем: «Все матрешки «спрятались» в одну большую»

Читайте также: