Игрушки для запуска речи 2 года

Обновлено: 13.05.2024

Не все развивающие игрушки одинаково полезны. Сегодня рынок детских "развивашек" пестрит разнообразием, давайте разберемся, что будет полезно для развития речи и мышление детей второго года жизни.

Возможно, вы удивитесь, что в моей подборке такие простые игрушки. Где же интерактивные зайчики, компьютеры, детское фортепиано и прочие современные игрушки? К сожалению, все эти детские гаджеты не несут большой пользы.

Какими должны быть игрушки?

Игрушки в зоне ближайшего развития

В этом возрасте продолжается активное формирование и развитие психических функций. Важно: игрушки должны быть со смыслом, чтобы ребёнок тратил запас внимания с пользой. Кроме того, игрушки должны соответствовать навыкам ребенка или входить в, так называемую, зону ближайшего развития. То есть то, что ребенок пока не умеет делать самостоятельно, но может делать с помощью взрослых. То, что он на данный момент ещё не освоил, но что по уровню сложности ему будет под силу в ближайшее время.

Например, ребенок сам может построить башню из двух кубиков, а с помощью мамы - из пяти. В скором времени он сможет самостоятельно строить башню из большего количества кубиков.

Как только ребенок начинает справляться с игрушкой с лёгкостью и мгновенно, она перестает для него быть развивающей.

На игрушках для малышей не нужны цифры и буквы.

Знаковая система малышам второго и третьего года жизни не нужна. В этом возрасте буквы и цифры лишь будут перетягивать внимание ребёнка, в то время, как ему особенно важно сконцентрироваться на предметах, понятиях, действиях, звуках.

Как и для детей до года остается актуальным разнообразие текстур и фактур игрушек.

Отдаем предпочтение деревянным, тканевым игрушкам в противовес пластмассовым. Иногда набор отрезков разных тканей может оказаться во много раз лучше десятка одинаковых на ощупь пластмассовых машин и нереалистичных персонажей.

Помним, что в возрасте до трёх лет у малышей основная - предметно-манипулятивная деятельность.

Соответственно, ребёнку подходит то, что можно открывать и закрывать, вкладывать одно в другое, ставить одно на другое, нанизывать, рассыпать и собирать и т.д.

Приведу несколько вариантов конкретных примеров игрушек и расскажу, как правильно в них играть.

Логическая пирамидка

В первые месяцы второго года жизни остается актуальной пирамидка. К 1.5 годам ей на смену приходит логическая пирамидка. В моём примере она пластмассовая, но всё-таки лучше покупать деревянную, если есть такая возможность.

Игры и задания для запуска речи у неговорящих детей

Переживаете, что ребенок никак не заговорит? Хотите заниматься дома, но не знаете с чего начать? Собираетесь обратиться к логопеду?

Когда ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет так и не начал говорить, без помощи логопеда не обойтись, но кое-что вы можете сделать и самостоятельно. Одно из главных условий развития речи – непрерывность, поэтому важно не только регулярно заниматься со специалистом, и дома каждый день находить время для заданий для запуска речи. Из этой статьи вы узнаете о самых интересных и эффективных упражнениях, которые понравятся и взрослым, и детям.

Как у детей возникает потребность говорить?

Логопеды часто советуют родителям чаще разговаривать с ребенком, но не все папы и мамы делают все правильно. Любой язык – это знаковая система, и слово, по сути, замещает конкретный предмет, то есть имеет определенное значение. Если общение малыша в возрасте до 1,5 лет и его родителей сводится только к проявлениям заботы и любви или ребенок предпочитает играть в одиночестве, то речь появится нескоро, даже если в словаре накоплено довольно много слов. Для появления речи, необходимо, чтобы:

  • ребенок нуждался в общении с взрослым: назвать предмет, выразить чувства, попросить о чем-либо;
  • общение было содержательным: об игрушках, действиях, впечатлениях;
  • взрослые разговаривали с малышом не просто так, а именно о совместных действиях, игре;
  • ребенку нужен был предмет, который необходимо назвать, чтобы получить.

Когда малыш попадает в ситуацию предметного сотрудничества, перед ним возникает речевая задача, и чтобы ее решить, ему приходится менять все свое поведение.

Единственной возможностью получить желаемый предмет становится только словесная просьба, называние предмета определенным словом. Единственным помощником здесь является только взрослый.

Логопеды выделяют три этапа овладения словом неговорящими детьми.

1. Появление потребности в предмете

Это могут быть картинки, игрушки, кубики, книжки, одежда, лакомства и т.д. Ребенок желает получить его, тянет ручки, пытается привлечь внимание мамы мимикой и жестами. Иногда безуспешные попытки приводят к плачу, гневу, но постепенно ребенок понимает, что можно попросить о помощи взрослого.

2. Взрослый помощник

Для того чтобы обратиться к взрослому, малыши часто используют лепетные слова типа «дай-дай-дай» и указательные жесты. Задача взрослого – не поддаваться на «провокации» и спокойно дожидаться момента, когда ребенок решит произнести название предмета.

3. Появляется слово

Когда ребенок смотрит на взрослого, он невольно обращает внимание на движения его губ. При разговоре обязательно выговаривайте каждый звук как можно четче, чтобы малыш понимал, как он произносится.

Приступая к домашним занятиям, не забывайте, что ребенку требуется некоторое время, чтобы сориентироваться в новой для себя ситуации. Следуйте вышеописанному порядку: потребность в предмете, потребность в помощи взрослого, слово – и все получится.

Начинаем говорить, играя

Игра – ведущая деятельность у детей, запуск речи возможен только через совместные игры и занятия с взрослым. Начинайте с самых простых упражнений, чтобы ребенок мог легко их освоить и постоянно находился в ситуации успеха.

Звуки и руки

Двигайте руками и ногами и произносите на каждый жест определенный звук. Например, разводим руки в стороны и поём: «Аааа», приставляем ладошки к уголкам рта на «Уууу», ставим ноги на ширину плеч на «Иииии», сцепляем пальцы в замок и поднимаем руки над головой на «Оооо» и т. д.

Играем в мячик

Сядьте с ребенком на пол, широко расставьте ноги, кидайте мячик малышу со словами «Давай поиграем! Лови мячик, лови», выделяя интонацией глагол «лови». Таким образом, вы будете побуждать ребенка произнести это слово, когда он будет кидать вам мячик в ответ. То же самое проделайте, когда будете катать мячик: «Кати мячик, кати!». Игра должна быть эмоциональной, поэтому не скупитесь на ободрение и похвалу.

«Будильник»

Это упражнение обычно нравится детям. Перед выполнением желательно убедиться, что ребенок примерно представляет себе, что такое часы. Скажите, что сейчас вы превратите малыша в будильник, и «заведите» его: сделайте несколько круговых движений пальцем по детской ладошке, животу, головке или спинке, приговаривая: «тик-так», «тик-так». Теперь он должен зазвонить: ритмично потряхивайте ладошку, сопровождая движения звуком «ззззз». Потом предложите малышу, чтобы будильником были вы, а он должен завести вас. Поначалу помогайте ребенку произносить нужные слова и звуки, чем чаще повторять игру, тем быстрее он запомнит эти звукоподражания.

«Поезд»

Встаньте с ребенком друг за другом, объясните малышу, что теперь вы – вагоны поезда и совершите много интересных путешествий. Вагоном в вашем составе может стать каждый член семьи. Во время движения издавайте звуки типа «ту-туу-ту, чух-чух-чух, туууу!», побуждая ребенка произносить их вместе с вами. Во время поездок по квартире, комментируйте все, что видите: «вот стиральная машина, а вот кухня, сейчас поедем за игрушками в детскую» и т. д.

«Кап-кап-кап»

Для этого задания вам потребуется набор небольших цветных губок для мытья посуды. Поставьте на стол две миски: одну пустую, а другую с водой, рядом разложите губки, чтобы ребенок мог выбрать любую. Возьмите одну, намочите и выжмите в пустую миску, приговаривая: «кап-кап-кап». Предложите ребенку сделать то же самое с другими губками.

«Пузыри»

Эта игра помогает ребенку научиться управлять своими речевыми органами. Вы пускаете мыльные пузыри, а ребенок должен их хлопать, одновременно произнося парные звуки: «б»-«п», «в» — «ф», «т» — «д» и другие. Помогайте ребенку, произнося звуки вместе с ним.

«Говорящий мячик»

Возьмите небольшой мячик, который помещается в ладошку, его можно связать крючком и наполнить рисом или крупой, тогда он будет еще мягко массировать детские ручки. Перекладывайте мячик из руки в руку и произносите сначала звуки (лучше начинать с гласных и звонких согласных), а потом, по мере освоения ребенком упражнения, и слоги: КИ-СА, МА-МА, БА-БА, ДЕ-ДА и т. д.

«Чудесный шкафчик»

Вам потребуется небольшой шкафчик или комодик с большим числом отделений. Его можно сделать из обувных коробок, склеив их между собой. При малыше спрячьте в один из ящичков игрушку или хорошо знакомый ему предмет. Ребенок должен найти его, достать и назвать.

«Буль-буль»

Приготовьте большую миску с водой, цветные мелкие камешки, бусины, пуговицы, ракушки и пр. Бросайте вместе с малышом предметы в воду, повторяя на каждый бросок: «буль», «бултых».

«Шарик»

Для игры нужен маленький легкий мячик или обычный воздушный шарик (без гелия, иначе он сразу улетит). Его нужно подбрасывать вверх, приговаривая: «Ух! Ух! Ух!».

«Цап-цап»

Посадите ребенка за стол так, чтобы его локти опирались на стол. На расстоянии, примерно соответствующем длине предплечья, положите мелкие предметы вроде бусин или пуговиц. Рядом поставьте коробочку. Теперь ребенок, не отрывая локтя, должен взять предмет пальцами со словом «Цап-цап» и перенести его в коробку со звуком «Бах!». Кстати, можно устроить соревнование, когда малыш хорошо освоит игру.

Еще один совет: старайтесь как можно чаще создавать ситуации, когда ребенку может потребоваться тот или иной предмет, игрушка, добивайтесь того, чтобы он делал хотя бы попытки назвать его словом.

Помните, что с первого раза ребенок вряд ли поймет, как правильно выполнять упражнение, поэтому запаситесь терпением и объясняйте, показывайте снова и снова. Занимаясь каждый день по 10-15 минут, вы обязательно добьетесь успеха, и малыш порадует вас первыми словами!

Ведущий редактор, пишет на темы, которые актуальные для мам: мода, красота, питание, здоровье, беременность, роды, воспитание, обучение, хобби.


Дети узнают окружающий мир через игру. Так малыши учатся развивать воображение, творческие возможности, ловкость, обмениваться информацией, делиться впечатлениями.

Если ребенок играет вместе с взрослым, игра превращается в диалог, в ходе которого происходит увеличение словарного запаса малыша. Мы собрали активности, способствующие развитию речи в нежном возрасте.

Игрушечный телефон

С этой игрушкой ребенок может «звонить» дедушке с бабушкой или вымышленным персонажам, и рассказывать им, как у него дела.


© Depositphotos

Кубики

Во время игры малыш будет называть цвета, количество кубиков, рассказывать, что планирует из них построить.

Набор игрушечной посуды

Кроха может организовать чаепитие для своих игрушек. Они, разумеется, станут между собой общаться. Ребенку будет интересно поддерживать «беседу».

Игра в мяч отличным образом развивает детскую речь. Перебрасывая его друг другу, можно называть цвета, предметы в комнате, числа, явления природы, пеерчислять съедобное и несъедобное.


© Instagram @karapuz_voronezh

Наборы овощей и фруктов

Подобные наборы хороши для игры в «магазин», «кухню», «ресторан». Ребенок может делать покупки или планировать меню. Смотрите мастер-класс, как сделать такой набор своими руками.

Игрушечная касса

Малыши обожают игры, связанные с профессиями. А еще они просто обожают нажимать на разные кнопочки. Касса — игрушка, которая способна отличным образом развивать детскую речь. Кроха будет продавать продукты и называть сумму к оплате.


© Instagram @little_yet_big

Сортеры

Сортеры хороши тем, что они созданы на любой возраст. Соответственно, отличается и степень сложности. Во время игры можно обсудить, почему красный куб нужно вставить именно в этот проем, а не в другой. Ребенок научится не только принимать решение, но и пояснять его.

Интерактивные игрушки

Малыши очень любят «говорящие» игры. Они слушают вопросы, которые произносит телефон, паровозик, машинка, зайчик и отвечают на них.

Головоломки

Отличный вариант для увеличения словарного запаса и развития речи. Когда ребенку непросто принять решение, он начинает рассуждать.

Детское лото

Ребенок выучит все названия фигурок, изображенные на бочонках или других игровых фигурках.


© Instagram @little_yet_big

Пальчиковый театр

Магия театра у вас дома… Покажите ребенку, как с помощью мини-фигурок можно устраивать настоящие представления. Мы подготовили целый мастер-класс, как сделать пальчиковый театр из бумаги.

Конструктор

Если у крохи уже есть любимые персонажи, их можно собирать из конструктора. Во время процесса обсуждать, что и как соединять. А когда фигурка будет готова, начать игру.

Жест пригодится, если ребенок много "звучит", сопровождая свою игру отдельными слогами и звуками, что-то поет, "говорит на своем языке", но при этом отказывается повторять за взрослым те же самые слоги по просьбе.

Как понять, что нужно "связываться" с жестами:

Если вашему малышу больше полутора лет, а он не спешит повторять за взрослым слоги и слова, очевидно, стоит поиграть с ним в подражательные звуковые игры с использованием жестов. Такие игры снимут у ребенка страх перед речью, снизят речевой негативизм. Работа над вызыванием звуков с опорой на жест особенно показана ребятам с диагностированной моторной алалией, общим недоразвитием речи 1-2 уровней, неговорящим деткам с аутизмом, которые все еще не повторяют слова по инструкции, но при этом уже умеют копировать движения взрослого.

‼

Как вводить жесты?


Технология введения цифрового жеста предельно проста. Выберите простую и мотивационную игру для ребенка и, многократно повторяя ее, проговаривайте один и тот же согласный звук, сопровождая его характерным жестом. Отныне каждый раз при произнесении этого звука ребенок должен видеть жест, который его обозначает. Например, возьмите крупный камушек и таз с водой.

Постучите кулаками друг об друга, произнося звук [Д], а после этого - бросьте камень в воду. Повторите игру многократно - от 6 до 10 раз. Количество машинок/свечек/шариков должно соответствовать количеству циклов, которые вы планируете в игре. Если вы собирались 10 раз повторить игру - приготовьте 10 машинок. Так малышу будет легче сориентироваться, как долго продолжится игра, и распределить свои силы и внимание.

Познакомиться с играми и жестами для звуков: [В], [Д], [К], [Ф], [Ш], [П] можно ТУТ. Сегодня мы двигаемся дальше и делимся новой подборкой звуков и игр.

Звук [Б]
Материал: вам потребуются мячики. В зависимости от предпочтений малыша это могут быть сенсорные мячи- подойдут для деток с выраженными сенсорными потребностями,
мячики для пинг-понга- для тех, кто любит кидаться. Вы можете сшить мячики, набив каждый из них сенсорными материалами - крупой, горохом, фасолью.




Ход игры: Поместите не менее 6-ти мячиков в прозрачный контейнер с крышкой так, чтобы ребенок видел игрушки, но без вашей помощи не мог добраться до них. Открыв контейнер, постучите кулачком по щеке и произнесите звук [Б]. В зависимости от веса мячей можно кидать их в стены, потолок, а более тяжелые - катать по наклонной поверхности, сбивать ими кегли или кидать в цель.

Звук [С]
Материал: вам потребуется коробка с манной крупой или нарезанный пенопластовый утеплитель. Лучше расстелить большую клеенку и усесться на нее, так вам будет проще убраться после завершения игры.

Ход игры: Подставьте раскрытую ладонь под подбородок и, высунув язык, "подуйте" через него, произнося звук [С]. Так малыш увидит положение вашего языка и ему будет проще повторить его. Если ребенок может скопировать этот звук с убранным языком - отлично, произносите [С] нормативно. Наберите в ладонь манку и сыпьте ее в коробку после произнесения звука - на ладошку малыша. Либо насыпьте манку прямо к себе на ладонь и сдувайте ее с ладони, приложенной к подбородку, произнося звук [С] (через высунутый язык).
Если ребенок находится на безглютеновой диете, или вы по каким-то другим причинам не хотите использовать манную крупу, можно воспользоваться небольшими кусочками нарезанного пенопласта, сдувая его с ладони и произнося звук [С]. А если подуть в саму коробку с такими кусочками, начнется целая "снежная буря" - кусочки пенопласта станут подпрыгивать и кружится в потоке воздуха, забавляя малыша.

Звук [М]

Материал: Возьмите небольшие кусочки из мягких материалов - ткани, меха, фетра.
Ход игры: прикладывайте одной рукой к щеке мягкую ткань, а другой рукой просто плавно гладьте себя снизу вверх по другой щеке, приговаривая звук [М].


Звук [Т]

Материал: для этой игры подойдут игрушки со штырьками. Это может быть набор гвоздиков и молоточек: вот такая или даже такая горка с шариками. Для деток, которые любят тактильные ощущения, можно налепить "гвоздиков" из пластилина и прикрепить их на пол или стол.

Обратите внимание, если вы связывали звук [Б] с мячами, в этой игре выбирайте материал с гвоздиками, чтобы не путать ребенка, у которого мяч ассоциируется со звуком [Б].



Ход игры: Постучите тыльной стороной ладони по столу и громко произнесите звук [Т] . После этого забейте гвоздики или шарики молоточком. Если гвоздики или шары легко входят в отверстия, то можно сразу забивать их тыльной стороной ладони, не используя молоток.

Звук [Ж]

Материал: вибрационная игрушка - инерционная машинка или любая другая игрушка с вибрацией.
Обратите внимание: если вы связывали звук [В] с игрой в машинки, то в этой игре вам нужно выбрать жука или другую вибрационную игрушку, но ни в коем случае не машинку - ведь эта игрушка ассоциируется у ребенка со звуком [В].



Ход игры: разверните ладонь "ковшичком" вверх и вращайте ее перед собой в горизонтальной плоскости, произнося звук [Ж]. После этого - запускайте жука или машинку.

Звук [ Н]

Материал: малярный скотч или жвачка для рук.
Ход игры: прикрепите скотч или жвачку на свои ладошки, предложите ребенку что-то, чего он не хочет, и помогите ответить: "Не-не-не", - просовывая язык между зубами (если ребенок может произнести звук не утрировано, сразу давайте ему нормативное произнесение в качестве эталона). В момент произнесения звука [Н] двигайте раскрытыми на ребенка ладонями перед собой. Попросите малыша также выставить свои ладошки и присоединить их своим, как бы "прилипая" к вашим рукам.
Если этот звук далеко не первый, вы можете обойтись только жестом без использования подручных материалов.


Звук [ З]

Материал: вибрационная щетка или яркие прищепки



Ход игры: сомкните руку в кулак, выставьте указательный палец, сделайте "вибрационное" движение - "комарик летит", как будто хотите ужалить ребенка. Произнесите звук [З].
Если вы играете со щеточкой, нежно притроньтесь включенной щеткой к ручкам ребенка - комарики кусают, нужно убегать. Если вы играете с прищепками - прикрепите одну из них к одежде ребенка и покажите, как можно снять прищепку (убрать комарика).

Чтобы вызвать каждый из описанных звуков, четко соблюдайте следующие этапы введения звука во всех перечисленных играх:

1️⃣ этап. На этом этапе важно, чтобы ребенок понял, как устроена игра, и начал принимать в ней участие. Говорит он звук или нет, повторяет жест или нет - на этом этапе не важно.

2️⃣ этап. Второй шаг - "притормозите" на очередном витке игры, побуждая ребенка "просить" вас продолжать, показав своей рукой жест, характерный для этого звука. Вы можете помочь ребенку сделать жест, используя физическую подсказку. Важно, что на втором этапе мы не настаиваем на том, чтобы ребенок произносил звук. Важен только жест, который он самостоятельно выполняет. Звук же произносит взрослый.

3️⃣ этап - когда ребенок побуждает вас продолжать игру, используя жест, попросите его сделать "погромче". Если ребенок "на эмоциях" подключает к жесту и звук - игра продвигается веселее: машинка едет быстрее, шарик летит выше, гаснет не одна свечка, а целых три! Если ребенок не озвучивает игру, пока не стоит акцентировать на этом внимание, подождите 3-5 секунд и произнесите звук самостоятельно.

🎪

На занятиях по вызыванию речи мы играем много и с пользой, подбирая для каждого малыша именно те активности, которые ему любопытны. Расскажите о наших играх и способах вызывания звуков через игру своим друзьям в социальных сетях. Им будет полезно, а нам - приятно!

Каждый малыш уникален и не похож на других, темп его развития тоже может отличаться. Какие-то навыки появляются раньше, а какие-то могут запаздывать. Часто молодым родителям бывает сложно понять - по возрасту ли развивается их ребенок. Мы предлагаем анкету, посмотрев которую вам станет понятнее, стоит ли «звонить во все колокола» или все и так идет прекрасно. Этот опросник поможет родителем малышей c cамого раннего возраста и до 3 лет распознать проблему в самом начале. Ведь помощь специалистов наиболее эффективна, когда к ним обращаются вовремя!


КРУПНАЯ МОТОРИКА

Довольно часто развитию крупной моторики не предается большого значения, повсюду мы слышим о важности развития мелкой моторики. Однако именно крупная моторика закладывает основу для полноценных движений, в которых задействованы самые крупные мышцы в нашем организме. Формируется она постепенно: первым делом малыш учится фокусировать свой взгляд, замечает яркие и интересные объекты, приноравливается держать и поворачивать голову, а затем включаются ручки и ножки. По мере взросления ребенок шаг за шагом учится управлять своим телом и координировать движения.

Стоит насторожиться, если ваш ребенок:

  1. Не переворачивается на живот к 7 месяцам;
  2. Не поднимается на ручках, не поднимает голову и плечевой пояс, лежа на животе, к 8 месяцам;
  3. Не может самостоятельно сидеть к 10 месяцам;
  4. Не ползает (по-пластунски, на животе) к 10 месяцам;
  5. Не ползает (на четвереньках) к 12 месяцам;
  6. Не может прямо сидеть в детском стульчике к 12 месяцам;
  7. Не подтягивается, чтобы встать, к 12 месяцам;
  8. Не может самостоятельно стоять к 14 месяцам;
  9. Не может ходить к 18 месяцам;
  10. Не прыгает к 30 месяцам;
  11. Не может самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице к 30 месяцам;
  12. Опирается руками на тело, чтобы встать;
  13. Ходит только на носках, полностью не встаёт на ступню;
  14. Часто падает/спотыкается без явных причин;
  15. Продолжает ставить ноги носками внутрь к 2 годам;
  16. Необычно ползает.

Нужно проконсультироваться со специалистом, если малыш:

  1. Часто держит руки в кулачках после 6 месяцев;
  2. Не поднимает обе руки к срединной линии (центру тела) к 10 месяцам;
  3. Не сталкивает объекты к 10 месяцам;
  4. Не хлопает в ладоши к 12 месяцам;
  5. Не выпускает вещи из рук намеренно к 12 месяцам;
  6. Не может наклонять и удерживать бутылочку самостоятельно и поднимать ее, не ложась, к 12 месяцам;
  7. К 18 месяцам продолжает хватать карандаш всей рукой;
  8. Не использует захват большим и указательным пальцами к 18 месяцам;
  9. Не имитирует рисование вертикальной линии к 24 месяцам;
  10. Не может работать ножницами к 30 месяцам;
  11. Использует только одну руку, чтобы выполнить задания;
  12. Не может двигать/разжимать пальцы на одной руке;
  13. Пускает слюни при выполнении заданий, требующих высокой концентрации внимания;
  14. Совершает нескоординированные или порывистые движения при выполнении действий;
  15. Делает штрихи карандашом либо слишком жирные, либо слишком лёгкие, невидимые.

У малыша есть отставание в когнитивной сфере, если он:

  1. Не имитирует действия с куклой к 15 месяцам (просим поцеловать куклу, покормить куклу, покачать, уложить спать и так далее);
  2. Не может рассортировать два набора предметов к 27 месяцам (например, кубики – в один контейнер, солдатики – в другой);
  3. Не может воспроизвести действие по памяти к 27 месяцам (например, показать, как чистить зубы);
  4. Не может рассортировать два набора предметов по цвету к 31 месяцу;
  5. Испытывает трудности с «решением задач» во время игр, по сравнению со сверстниками;
  6. Не замечает изменений в окружении и распорядке дня (такой ребенок может казаться «удобным», «невнимательным»).

У ребенка есть трудности сенсорной обработки, если:

  1. Очень беспокойно себя ведёт, всё время ходит, очень мало внимания уделяет выполнению заданий;
  2. Часто бывает вялым и пассивным (как будто устал), медленно реагирует всё время, даже после сна);
  3. Избирателен в еде (ест строго ограниченный рацион пищи, предпочитает пищу определенного вида, не ест ничего нового и так далее);
  4. Не замечает боли (не плачет, не пугается, не показывает никакой реакции на боль);
  5. Боится качаться/двигательной активности. Не любит быть перевёрнутым вверх ногами — такие дети производят впечатление очень осторожных;
  6. С трудом осваивает новые движения: езду на беговеле, самокате, велосипеде, опасается горок и сложных переходов на детских площадках. Ему как будто трудно спланировать схему нового движения и реализовать ее;
  7. Тяжело успокаивается;
  8. Постоянно находится в движении, даже когда сидит;
  9. Не устанавливает зрительный контакт совсем или устанавливает его крайне редко;
  10. Часто прыгает и/или специально падает на пол/ударяется о предметы;
  11. Ищет возможность упасть, не заботясь о собственной безопасности или безопасности других;
  12. Постоянно дотрагивается до всего, что видит, включая других детей;
  13. Имеет сниженный тонус (у таких деток вялое тело, «как тесто»);
  14. С трудом переключается с занятия на занятие или переходит с места на место;
  15. Чрезмерно расстраивается при изменении привычного порядка вещей;
  16. Не любит купание и гигиенические процедуры (отторжение могут вызывать чистка зубов, причесывание волос, стрижка волос, ногтей);
  17. Боится/испытывает отвращение/избегает трогать траву, песок, ковер, краску, пластилин и другие сенсорно яркие объекты окружающего мира.
  1. Он не имеет зрительного контакта с другими детьми или держит предметы на расстоянии ближе 7-10 см от одного или обоих глаз;
  2. Он не тянется к близко расположенному объекту.

Родителям необходимо обращать пристальное внимание на развитие слуха ребенка, чтобы успеть вовремя оказать помощь, если это необходимо.

У ребенка может быть нарушен слух, если он:

  1. Не откликается и не поворачивается на голос знакомых ему людей;
  2. Не поворачивается на звук колокольчика или других предметов, издающих звуки;
  3. Не реагирует должным образом на шумы разной громкости;
  4. Не лепечет.

Проблемы в освоении навыков самообслуживания могут быть связаны со спецификой развития сенсорной, двигательной и эмоциональной сферы.

У малыша есть задержка в обучении навыкам самообслуживания, если:

  1. Испытывает трудности с откусыванием и/или разжевыванием пищи;
  2. Долго жует и/или глотает;
  3. Регулярно закашливается/давится во время или после еды;
  4. Изменяет голос во время/после еды (т.е. издаёт булькающие звуки или похрипывает при разговоре);
  5. С трудом переходит от одного этапа приёма пищи к другому;
  6. Не ест самостоятельно, беря еду пальцами, к 14 месяцам;
  7. Не пытается использовать ложку к 15 месяцам;
  8. Не берет в руки кружку и не пьёт самостоятельно из чашки к 15 месяцам;
  9. Не может сам снять шапку, носки или рукавички по просьбе к 15 месяцам;
  10. Не может самостоятельно помыть руки или лицо к 19 месяцам;
  11. Не помогает одевать себя (за исключением застёжек на одежде) к 22 месяцам;
  12. Не может расстегивать крупные пуговицы, кнопки и шнурки к 34 месяцам.

А еще для успешной коммуникации с окружающими важно уметь управлять своими эмоциями и контролировать собственное поведение.

Тревожные сигналы, которые указывают на то, что развитие социальных/эмоциональных/игровых навыков у малыша задерживается:

  1. Не улыбается в возрасте 4 месяца;
  2. Не поддерживает зрительный контакт, выполняя какие-либо действия или общаясь со сверстниками и/или взрослыми;
  3. Не привлекает к себе внимание в компании к 12 месяцам;
  4. Не подражает действиям и движениям окружающих к 24 месяцам;
  5. Не играет в ролевые игры к 24 месяцам;
  6. Не демонстрирует навыки правильной, общепринятой игры с объектом (расставляет игрушки в ряд друг за другом, бесконечно раскручивает колесики на машинке — вместо того, чтобы катать ее с горки и так далее);
  7. Слишком долго фиксирует внимание на качающихся и вращающихся предметах (например, часами «залипает», наблюдая за волчком, неваляшкой, маятником, качелями);
  8. Постоянно пытается раскручивать предметы, которые для этого не предназначены.

Консультацию с психологом можно пройти в сенсорно-двигательном зале «Шалтай-Болтай»

Консультацию с логопедом можно пройти в любом из филиалов логопедического центра «Территория речи» Мы консультируем родителей с детками начиная от 1,5 лет.

Поделитесь статьей в социальных сетях, чтобы и другие родители узнали, при каких симптомах у ребенка стоит насторожиться.

Читайте также: