Игрушки древней греции и рима

Обновлено: 04.05.2024

10. Мальчик, играющий с петухом, Мирина
Этот экспонат не выставлен, зато рядом стоит очень похожая на него скульптура мальчика, играющего с собакой:

Скорее всего, это — надгробия умерших в раннем возрасте детей. В маршрут их включили исключительно для того, чтобы рассказать, как дети играли с животными.
Выходите из залов с керамикой, пройдите через зал с колоннами, поверните направо — вы попадёте в галерею Кампана. Поверните налево, дойдите о зала № 653 с чернофигурными вазами. Подойдите к витрине № 11.

11. Ахилл а Аякс, играющие в кости
Это гидрия — греческий сосуд для воды. Несмотря на то, что изображённые на нём персонажи не подписаны, они легко идентифицируются — это Ахилл и Аякс, отдыхающие во время перемирия в Троянской войне. Они сидят на табуретках перед маленьким столиком и играют в какую-то настольную игру. Деталей не видно, по этой вазе игру идентифицировать невозможно, но другие изображения этого же сюжета позволяют считать, что речь идёт об игре «5 линий» (pente grammai) — её часто упоминают в разных источниках, хотя правила нигде подробно не описываются. Известно, что поле было 5×5, у каждого было по 5 фишек, изначально расставленных вдоль «своей» стороны. Скорее всего, что-то издалека похожее на нарды — кидаем кубики, двигаем фишки, кто первый привёл свои фишки на линию напротив — тот и победил. Судя по раскрытым рукам игроков, они действительно должны были бросать кубики. Это была скорее взрослая, чем детская игра.

Пройдите в зал № 652 с краснофигурными вазами, витрина № 17.

12. Ойнохойя праздника цветов
Ойнохойя — это небольшой сосуд для вина, очень популярный подарок на «празднике цветов» (анефстирии) — празднике в честь бога Диониса. Праздник длился 3 дня, во второй день дарили детям подарки, в том числе — вот такие маленькие вазы, зачастую с изображениями играющих детей. На вазе справа изображён ребёнок с игрушкой «на колёсиках».


Связь Диониса с детьми мне осталась непонятной. Маршрут Лувра говорит, что в ходе праздника устраивали конкурс пьянства, и что мальчики начинали в нём участвовать с трёх лет. Википедия подтверждает наличие такого конкурса, уточняет условия (кто первый выпьет три литра), но про детей ни слова. Но связь явно есть — и изображение детей встречается регулярно, и в детских могилах такие кувшины находят достаточно регулярно.
Тот же зал, витрина № 9, посвящённая Берлинскому вазописцу

13. Афинский кратер с красными фигурами

Кратер использовали для смешивания вина с водой во время застолий. На передней стороне вазы изображён молодой человек, играющий с обручем.

На самом деле, в русском языке слово «обруч» обозначает предмет, который крутят вокруг талии и пр. (хула-хуп). А если обруч катить по земле, то это уже серсо. У меня слово «серсо» ассоциировалось исключительно со старой компьютерной игрой (ещё на автоматах по 15 копеек), где нужно было бросать обручи на палки.


Так вот, чтобы понять, о ком идёт речь на этой вазе, нужно посмотреть на обратную сторону — там изображён Зевс (узнаётся по скипетру). Таким образом, ваза изображает, скорее всего, легенду о Ганимеде — Зевс влюбился в этого прекрасного молодого человека и похитил его. В левой руке Ганимеда — петух, это подарок влюблённого бога (какой простор открывается для русскоязычных интерпретаций!).

Игра с серсо считалась полезной для здоровья, её упоминает Гиппократ в «О диете», рекомендуя занятия серсо для поддержания формы. Обручи изготавливались из меди, диаметр от 80 до 130 сантиметров. Запустив, его нужно было поддерживать в движении при помощи «ключа» — маленькой палочки, которую видно в руке у Ганимеда на вазе. Серсо часто изображается на иллюстрациях легенды о Ганимеде, видимо, каким-то образом переходя от игры к юношескому возрасту, а оттуда к любви.
Выходите из галереи Кампана, вернитесь через залы с керамикой и спуститесь (есть лифт, слева, после зала № 649) на нулевой этаж. Поверните налево, дойдите до ротонды Марса (зал № 408), снова поверните налево — вы попадёте в раздел римского искусства. Пройдите в зал № 409, посвящённый республиканской эпохе.

14. Бронзовая статуя ребёнка
Это статуя-портрет, у богатых римских семей была традиция заказывать скульптурные портреты. Ребёнок одет в детский костюм римского гражданина — поверх льняной туники накинута короткая тога, перекинутая через левое плечо. Мальчики-подростки носили тогу-претексту, то есть белую тогу, отороченную красной каймой. На шее у мальчика булла — полый медальон, заполненный разнообразными амулетами, призванными отгонять злых духов. В зависимости от статуса семьи, материал для буллы мог быть различным, от кожи до золота. Причём это зависело именно от статуса, а не от доходов.


До 7 лет римляне называли детей словом «infans» (дословно «не говорящий», практически как «немовлятко» по-украински). От этого корня современное французское enfant и русское «инфантильный». С 7 до 17 лет — puer, «ребёнок» (от этого корня французское puericulture — дословно «выращивание детей», странным образом оно теперь относится к совсем уж младенцам). В 17 лет ребёнок становился совершеннолетним. Существовала церемония перехода во взрослый статус, когда ребёнок снимал с себя буллу и детскую тогу, клал их на семейный алтарь, а сам надевал белую тогу гражданина.

На скульптуре ребёнок держит в левой руке птичку. То ли он играется с животным, то ли это игрушка-свистулька в виде птицы.

К сожалению, три последних экспоната маршрута сейчас не выставляются. Эти залы как раз переделывают, посмотрим, что там будет через годик.

Пишу, и сам вижу, что получается достаточно неровно. Вот этот кусочек, например, существенно менее интереснее предыдущего. Ну и сами маршруты разные, либо это вопрос предпочтений (лично мне очень понравился маршрут про Осириса, настолько, что я его недавно второй раз прошёл, Тосе показывал). Всё равно интересно, что из этого может получиться!

Куклы-обереги и куклы-наложницы, куклы-игрушки и куклы-пособия, атрибут для взрослеющих девочек, мальчиков и бесплодных женщин — «Моя Планета» узнала, как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия.

В далекие времена куклы еще не были детскими игрушками, они служили для ритуальных целей, играли роль талисманов и оберегов. Изготавливались древнейшие куклы из природных материалов: дерева, камня, костей животных, глины, льна. В каждой стране были свои секреты.

Самой древней куклой считается марионетка из мамонтовой кости, найденная при археологических раскопках в захоронении города Брно, на территории нынешней Чехии. У этой мужской фигурки, изготовленной около 28 000 лет назад, были подвижные конечности, в то время как ее хозяин — некий шаман, лежавший в той же могиле, страдал от проблем с суставами. Ученые предполагают, что эта обрядовая кукла использовалась в специальных лечебных ритуалах. Она не сохранилась целиком и была реконструирована по осколкам.

В Древней Греции кукол делали специальные ремесленники, мастеря фигурки из тканей, воска, глины, иногда с подвижными конечностями. Как выглядела типичная игрушка в Древней Греции в VII веке до н.э., весь мир узнал благодаря Олимпийским играм 2004 года. Талисманами игр были два странных человечка: Феб и Афина — точные копии античных кукол, найденных при раскопках.

Ученые считают, что куклы стали использоваться в игровых целях в Греции лишь в I веке н. э. По традиции, распространенной в Древнем Риме, кукол девочкам дарили в день праздника, посвященного Сатурну. Игрушка сопровождала маленькую хозяйку до самого дня свадьбы, а после возлагалась на алтарь богини любви Венеры. Если же девушка умирала незамужней, игрушку хоронили вместе с ней. Пожалуй, самая удивительная из древних игрушек — кукла девочки по имени Креперейя Трифена (II век н. э.) Она была найдена в древнеримской гробнице в 1889 году и долго оставалась без внимания ученых. Кукла удивительна своими пропорциями, гнущимися конечностями на шарнирах и натуралистичностью — по всем этим параметрам она могла бы тягаться с современной Барби. Женская фигурка вырезана из слоновой кости так искусно, что мы видим перед собой портрет красавицы, одетой и причесанной по древнеримской моде. При ней найден небольшой сундук с нарядами, драгоценности, гребни и зеркальце.

Кроме кукол, дети Римской империи играли в солдатики, фигурки животных и даже имели кукольные домики с миниатюрной мебелью. Были у них и волчки, и обручи, и мраморные шарики (марблс), снискавшие затем популярность во всем мире.

В собрании Британского музея хранятся куклы, найденные при раскопках в Египте. Первая — деревянная, изображающая женскую фигуру с волосами из бусин, изготовлена более 3500 лет назад. По мнению одних ученых, эти куклы помещались в могилы мужчин в качестве наложниц для оказания интимных услуг в загробном мире. Другие полагают, что это символ плодородия, который должен был обеспечить покойному перерождение. Подобные куклы археологи находили во многих захоронениях Фив, датируемых 2080–1990 годами до н. э.

Вторая кукла датируется IV–III веками до н. э. Это тряпичная набивная фигурка, изготовленная из грубого льняного полотна и набитая лоскутками и папирусом. Лицо кукле-мотанке не делали специально: боялись, что в нее вселятся злые духи. Подобные игрушки были популярны у египетских детей в римский период. По этой же технологии изготавливались древние куклы-обереги славянских народов.

Африканский континент

Самая известная африканская кукла — акуаба. Деревянная фигурка, изображающая женщину с дискообразной головой, выглядит странно, но при этом воплощает собой идеал красоты и совершенства, как его понимают представители племени ашанти из Ганы, где и зародилась традиция изготовления этих ритуальных статуэток. Такую куклу дарили отцы своим дочерям для игр в дочки-матери, веря, что она обладает магической силой и поможет девочке превратиться в завидную невесту. По легенде, подобную куклу, только в образе ребенка, впервые сделала беременная женщина по совету местного жреца, чтобы успешно выносить плод. Несмотря на насмешки, она не снимала куклу со спины до родов и стала матерью красивой и здоровой девочки. Традиция сохраняется по сей день: бесплодные и беременные женщины племени ашанти заказывают кукол акуаба у колдунов и привязывают к спинам для успешного рождения потомства.

У коренных племен Америки было принято мастерить кукол из сухих листьев либо шелухи от кукурузных початков. Игрушка делалась без лица, так как существовала легенда о самой первой кукле из кукурузной шелухи, которую смастерил Дух кукурузы для развлечения детей и сделал слишком красивой. Игрушка стала больше времени уделять себе, чем детям, и была наказана: лишилась лица за тщеславие и нарциссизм.

У индейцев народа хопи, живших на территории современных юго-западных штатов, были ритуальные куклы — качина. Они также никогда не изображались с открытым лицом, а только в масках. Фигурки вырезали мужчины племени из тополя, ярко раскрашивали, декорировали перьями, бусами, мехом, кожей, а затем дарили девочкам и девушкам во время специальной церемонии. Куклы должны были напоминать о духах качина — бессмертных существах, которые, согласно поверьям, приносят дождь и влияют на все события жизни индейцев хопи. Известно около 400 различных кукол качина, и каждая из них выполняет роль оберега.

Во многих странах Латинской Америки с давних пор существует обряд кинсеаньера, символизирующий переход девочки в возраст совершеннолетия. Он праздновался и празднуется в некоторых семьях в наше время в 15-й день рождения девушки. Часть церемонии составляет прощание с последней куклой (ultima muñeca): ее дарит отец девушки, а затем от нее следует отказаться, показав свою взрослость. Сейчас куклу наряжают так же, как именинницу, а затем кидают более молодым участницам торжества, как букет невесты на свадьбах. Считается, что начало этой традиции положил народ майя.

Ребёнок с самых ранних лет начинает познавать мир. Очень важно, чтобы это происходило в занимательной форме. Роль игрушек трудно переоценить. Их можно назвать своеобразными наглядными пособиями – они помогают постичь окружающую действительность, развить мышление и получить определённые навыки. Люди понимали это ещё в глубокой древности. История детских игрушек насчитывает много тысячелетий, что подтверждают находки археологов.

Звонкие забавы

Трудно представить жизнь маленького ребёнка без погремушки. Скорее всего, именно она была самой древней игрушкой. А выглядела порой весьма экзотично. Иногда она представляла собой диск с прикреплёнными к нему бубенчиками. Его встряхивали, держа за ручку. Встречались и фигурки животных с полым туловищем, внутрь которого закладывались камешки. Погремушка служила не только детской забавой – она воспринималась как оберег. Согласно поверьям, её шум отпугивал тёмные силы.

Многие игрушки изготавливались из дерева. Это далеко не самый прочный материал, поэтому изделий из него до наших дней дошло немного. Гораздо лучше сохранились поделки из глины, металла, кости. Однако фрески и рисунки на античных вазах дают неплохое представление о людях и предметах их быта, в том числе игрушках. На древнегреческом сосуде из Эрмитажа сохранилось изображение детской повозки с кузовом. Взрослые могли катать в ней ребёнка.

Игрушечные повозки были обнаружены и при раскопках на месте Индской цивилизации. Другими интересными находками в тех местах стали глиняные птички-свистульки. Знакомый всем волчок существовал в Японии и Китае две тысячи лет назад. Непосредственными прототипами многих современных игрушек стали изделия, созданные в Древнем Египте, а также в Греции и Риме. Уникальные образцы были найдены во время раскопок города Помпеи.

Грозные хищники и трудолюбивые месильщики

Очень интересны игрушки Древнего Египта. Самые ранние из сохранившихся относятся к середине третьего тысячелетия до нашей эры. Среди них есть даже механические фигурки. Крокодил и тигр могли открывать пасть и угрожающе клацать зубами. Это достигалось за счёт использования несложного проволочного механизма. Такие изделия могли не только забавлять ребёнка, но и напоминать ему об осторожности – ведь в тех краях встречи с хищниками не были редкостью.

Весьма примечательна игрушка «Месильщик теста». Она изображала человечка, склонившегося над доской. Он приводился в движение при помощи нитки. Достаточно потянуть за неё, чтобы человечек начал двигаться вверх-вниз – как будто и вправду трудиться над тестом. Месильщик, скорее всего, был рабом. В этом нет ничего удивительного – игрушки древнего мира были отражением своей эпохи.

Куклы возникли очень давно. Самые первые предназначались отнюдь не для забавы, а носили ритуальный характер. Прошло немало времени, прежде чем фигурки, изображающие людей, попали в детские руки. Но даже тогда куклы не потеряли своего культового значения. В Греции и Риме девушки играли в них до замужества. Перед свадьбой же куклы относились в храм.

Пробы для пытливого ума

В игрушках Древней Греции очень часто обыгрывалась фигура коня. Как правило, она была весьма обобщённой, однако основные черты внешности животного передавались достаточно точно. Нередко фигурки коней и всадников лепились из глины. Тут можно провести параллель с русскими игрушками – такие образы присутствуют в изделиях народных промыслов.

Животные могли быть не только реальными, но и мифическими. В Греции существовала игрушка «Троянский конь» - именно такого предложил построить хитроумный Одиссей. Взрослые могли рассказать детям, что изображает занятная фигурка, а те потом разыграть услышанное. Тоже неплохая возможность для знакомства с историей родной страны.

Об игрушках не раз упоминали античные мыслители. Аристотель признавал их важность в деле воспитания. Платон подчёркивал, что игрушки – это то, на чём пытливый детский ум может испытать себя. Каждый ребёнок действительно стремится узнать что-то интересное и освоить новые навыки. Назначение игрушек – помочь детям гармонично развиваться. Это актуально и для древности, и для нашего времени.

Игрушки детей Древнего Рима

Все дело в том, что Фасцин — древнеримское фаллическое божество, считался оберегом от дурного глаза, колдовства и злых демонов. Покровительством Фасцина пользовались, в первую очередь, дети. В Риме поклонение Фасцину входило в число официальных культов, обряды поклонения выполнялись весталками.

Иллюстрация к комментарию

Это все игры виноваты, они развращали людей!


Игрушка для ребенка)⁠ ⁠

Блокпост⁠ ⁠

Когда дети завалили твою комнату игрушками, и ты им говоришь прибраться, потому что надо пропылесосить. Уходишь за пылесосом, возвращаешься. А на входе в комнату:

Блокпост Дети, Игрушки

Ответ на пост «Как я не стал известным Барби-Модельером двора или как одна фраза отца может отбить желание заниматься любимым делом»⁠ ⁠

У нас в детстве такое было. Играли в семью в песочнице, заманили мальчика, чтобы он играл папой, то есть Кеном. Пришёл его старший брат, сказал, что тот пацан играет в девчачьи игры, и что он девка. Наш "папа" кинул Кена в песок с криком "Я не девка" и удалился. Так кукольная семья осталась без отца, потому что девочки тоже не хотели играть Кеном.

Другой случай, я где-то читала, но смысл примерно такой: пацан играл своими супер-героями, и ему нужна была принцесса, которую нужно спасать. Он взял куклу сестры и продолжил бои уже за спасение дамы. Пришёл отец, забрал куклу и наговорил пацану много гадостей и усомнился в его ориентации.

И вот этого я не понимаю. Куклы - это инструмент, не более. С их помощью ребёнок воображает, анализирует ситуации, примеряет на себя какую-то роль. Ну не уже ли сложно уточнить у ребёнка какая эта роль? Неужели плохо, чтобы мальчик играл папу в кукольной семье? Или чтобы спасал принцессу? Это же прям максимально традиционные роли, которые никак не указывают на то, что у ребёнка какая-то особенная ориентация, или что он ассоциирует себя с другим полом.

Просто зажатые взрослые развешивают свои комплексы и на мелких, и будто боятся, что ребёнок не примет и не понесёт на себе этот груз. А люди несут. Женщины мёрзнут в юбках в минус 40, ведь они девочки, а мальчики не носят розовые футболки, ведь розовый это девчачий цвет.
П.С. Ещё знакомая бабушка запретила внучке одеться на утренник медвежонком, потому что медвежонок - это мальчик, а на праздник надо что-то для девочки. Ну, шедевр же.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3)Состоит из серии очерков, посвященных описанию быта, нравов и материальной культуры Древней Греции и Рима.

4)Содержит главу посвященную тому, как люди проводили свободное время.

5)Книга снабжена иллюстрациями и списком источников

Игры в Древней Греции 1)ИГРА В МЯЧ - Была наиболее популярна среди игр - Являлась доступной для всех: бедных и богатых, старых и молодых Игра проходила под руководством тренера – сферистика Мячи изготавливали из перьев и шерсти, обшивая кожей, а также заполняли воздухом или песком - Наиболее раннее упоминание – в «Одиссее» Гомера. Названия игр - «Фенинда», «Тригон», «Гарпастон» и «Урания» Человек, балансирующий мячом

Игры в Древней Греции

- Была наиболее популярна среди игр

- Являлась доступной для всех: бедных и богатых, старых и молодых

  • Игра проходила под руководством тренера – сферистика
  • Мячи изготавливали из перьев и шерсти, обшивая кожей, а также заполняли воздухом или песком

- Наиболее раннее упоминание – в «Одиссее» Гомера. Названия игр - «Фенинда», «Тригон», «Гарпастон» и «Урания»

Человек, балансирующий мячом

Игры в Древней Греции 2)ИГРА В КОСТИ -Астрагалы – выточенные из костей ног животных -Победителем считался тот, у кого выпадало наибольшее количество углублений Бочонок – шестигранный кубик с углублениями на каждой стороне -Названий бросков было 64, самый удачный назывался «Афродита», а неудачный – «собака». Греческий астрагал с надписью

Игры в Древней Греции

-Астрагалы – выточенные из костей ног животных

-Победителем считался тот, у кого выпадало наибольшее количество углублений

  • Бочонок – шестигранный кубик с углублениями на каждой стороне

-Названий бросков было 64, самый удачный назывался «Афродита», а неудачный – «собака».

Греческий астрагал с надписью

Игры в Древней Греции Игры в кости в Биотии

Игры в Древней Греции

Игры в кости в Биотии

Игры в Древней Греции 3) ПЕТЕЙЯ – игра близкая к шахматам и шашкам - Точные правила не известны - В нее играли герои Гомера 4) ПЕТУШИНЫЕ БОИ -Считается, что в Афинах игру ввел Фемистокл -Пользовалась популярностью -Жители делали ставки и это, зачастую, являлось причиной полного разорения Играющие в петейю. Терракотовая статуэтка высотой 15 см, была найдена при строительстве Королевского дворца в Афинах.

Игры в Древней Греции

  • 3) ПЕТЕЙЯ
  • – игра близкая к шахматам и шашкам
  • - Точные правила не известны
  • - В нее играли герои Гомера

4) ПЕТУШИНЫЕ БОИ

  • -Считается, что в Афинах игру ввел Фемистокл
  • -Пользовалась популярностью
  • -Жители делали ставки и это, зачастую, являлось причиной полного разорения

Играющие в петейю. Терракотовая статуэтка высотой 15 см, была найдена при строительстве Королевского дворца в Афинах.

Читайте также: