Игрушки и дети тэффи

Обновлено: 13.05.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Прикрепляю рассказ Трагедия - меня он покорил :) Здоровый юмор без подкладывания кнопок на стул учителю. Рассказы Тэффи более миролюбивы по отношению к детям в отличие от Зощенко. И для меня увлекательнее, чем выдуманные истории про волшебные замки и прочие сказки (пера Несбит, например).

«Прежде чем начать военные действия, мальчишки загнали толстую Бубу в переднюю и заперли за ней дверь на ключ.
Буба ревела с визгом. Поревет и прислушается — дошел ли ее рев до мамы. Но мама сидела у себя тихо и на Бубин рев не отзывалась».
(Тэффи «Где-то в тылу»)

За что я люблю Надежду Тэффи – за искрометное и какое-то не женское чувство юмора наряду с удивительной наблюдательностью и великолепным стилем речи! Мое первое знакомство с ее творчеством состоялось в рамках «Всеобщей истории, обработанной Сатириконом», где она лихо заткнула за пояс таких признанных мэтров сатиры, как Аркадий Аверченко, Осип Дымов, Иосиф Оршер. Древняя история, написанная Тэффи, стала самой интересной и смешной в книге, и практически полностью разошлась на цитаты.

Современники не зря называли Тэффи (Надежду Александровну Лохвицкую) «изящнейшей жемчужиной русского юмора». "Онa единственнaя, оригинaльнaя, чудеснaя Тэффи!» - отзывался о ней Куприн. Среди тех, кто обратил внимание на ее сочинения, был и сам Государь Император Николай II.

За довольно долгую литературную жизнь Тэффи выпустила свыше тридцати книг – поэзию, прозу, драматургию. Но известность ей принесли юмористические рассказы. И в том числе – замечательные истории про детей и для детей!

«Увлекательное словотворчество» - книга удачная во всех отношениях. Здесь собраны самые лучшие «детские» рассказы Тэффи. Важно то, что читаются они легко и смешно, но во всех заложен очень глубокий смысл, который дети прекрасно ощущают. И что удивительно, несмотря на довольно точное описание всех реалий того времени (конец 19 – начало 20 века), истории не устарели, а воспринимаются очень современно. Видимо, потому, что изменились обстоятельства жизни, но сами люди остались прежними. Помните, как у Булгакова: «…люди, как люди… Ну, легкомысленны. ну, что ж. и милосердие иногда стучится в их сердца. обыкновенные люди. в общем, напоминают прежних. ».

Я с удовольствием читала детям эту книгу, и с радостью понимала, что мы с ними на одной волне. Что они тоже чувствуют то настоящее, что скрыто в каждом стОящем литературном произведении.

Это интересно. Это умно, тонко, изящно. Это заставляет задуматься, и это ОЧЕНЬ смешно.

Читала детям 9 и 6 лет, одновременно был сеанс прослушивания для мужа и 15-летней дочки.

Что касается оформления. Черно-белые иллюстрации Аси Любимовой, Надежды Кузнецовой, Ирины Дербиловой и Анны Власовой вполне гармонируют с текстом. Картинок довольно много. Конечно, не на каждой странице, но это и не требуется.

Удобный, приятный для глаз шрифт, качественный офсет, и приемлемая цена, особенно в период скидок.

Елена Миронова

О детских книжках пишется очень много: хвалят, бранят, советуют, предостерегают. Об игрушках – ровно ничего.
А между тем игрушки для детей безграмотного возраста гораздо важнее книжек.
Книжки для самых маленьких детей ужасно глупы. Нарисовано яблоко, под яблоком лошадь, под лошадью лампа. Чем руководствуются составители – Бог их знает. Такие книжки в руках глупой няньки – лучший руководитель, чтобы сделать ребенка идиотом.
- Посмотри, Боренька, какое яблочко. Ишь, какое яблочко! Вот Боренька поцелует яблочко…
Боренька прижимается носом к книжке и долго сопит. Когда он поднимает голову, то видно, что он и книжка обменялись друг с другом любезностями: на книжке – мокрое пятно, на Боренькином носу – следы зеленой и красной краски.
- Боренька! Смотри, лошадка! Тпру-тпру, лошадка! Поцелуй лошадку.
Боренька сопит на лошадку.
Мудрено ли, что впоследствии из него выходит идиот с безудержным желанием целоваться.
Но нянька, о которой я вам сейчас рассказала, прямо гений педагогики в сравнении с большинством других. Она узнает изображаемые предметы и только требует пылкого передними преклонения.
Я видела няньку, которая тыкала пальцем в нарисованного жеребенка и приговаривала:
- Ишь, какая тетка сидит!
Эта же самая нянька показывала детям пришедшую на двор обезьяну и, вернувшись домой, раскрыла перед ними книжку с ярко раскрашенным попугаем и объясняла:
- Вон он, облизьян-то, сидит. Вишь, и нос такой же.
Дети смотрели круглыми глазами и на попугая, и на нянькин корявый палец и, верно, с горечью думали о том, как еще не совершенно человеческое искусство.
Нет, я против книжек для маленьких детей. Им нужно дарить игрушки.
Поговорим об игрушках.
Ребенок - странное существо. Каждой вещи он приписывает гораздо больше свойств, чем есть у нее в действительности.
Если дадите ребенку подходящую палку, то есть такую, на которую можно сесть верхом, - она будет обладать для него и головой, и ногами, и хвостом, и гривой, и даже характером. Она будет для него лошадью.
Если подарите деревянную лошадку – на нее наденут шапку и теплую кофту и посадят читать книжку. Потому что все лошадиные качества у нее налицо, нужно придумать новые, так как играть – значит фантазировать.
Палку сунут концом в какой-нибудь ящик, почмокают губами и говорят:
- Но-но! Вот ты уж и поела.
С деревянной лошадью этим не отделаешься. Ей нужно тыкать в самую морду кусок морковки или окурок папиросы. Многих и это не удовлетворяет: они протыкают дырочку в морде – если лошадь картонная – и запихивают в нее всякую дрянь.
Когда я была маленькая, меня до такой степени мучила невозможность накормить как следует картонную лошадь, что я приняла решительные меры: оторвала лошади начисто голову и кормила ее, засовывая ей прямо в туловище все, что ни попадется: мамин кружевной воротничок, нянькин наперсток, кусок булки, пилочку для ногтей, картинку «Тереза, дочь Гарибальди», огарок сальной свечки, которым нам мазали нос при насморке, чайную ложку, чьи-то часы.
Лошадь все принимала с благодарностью и поправлялась у меня на глазах не по дням, а по часам.
Между тем большие чего-то волновались. Искали пропавшие вещи, удивлялись. Я подмигивала лошадиному туловищу, оно смотрело на меня с благодарностью своею дыркой, и все шло отлично. Но как-то лошадь съела кусок сыра, и запах его привлек нянькино внимание. Все было открыто. С тех пор лошадь питалась исключительно огрызками карандашей и скоро зачахла.
Мое стремление улучшить игрушечный быт привело меня раз к неприятной истории.
У сестры была большая кукла и очень маленький кукольный домик. Кукла в домик не влезала, а сидела на крыше, стукая пятками по окошкам.
Сестра была особа без претензий и говорила, что далеко не все живут внутри домов и люди большого роста часто живут снаружи. Лишь бы был только дом, а уж там все пустяки.
Но я не унималась. Выждала с вечера, когда она уснет, встала с постели, взяла куклу и забила ее в домик прямо через входные двери.

Елена Миронова

Дело было трудное, требовало силы и ловкости. Но я с честью вышла из затруднения. Голова куклы выскочила через черное крыльцо, руки выперли в окна, ноги до колен торчали из дверей. Все сооружение имело вид какой-то замысловатой черепахи с трубой на спине и парадным крыльцом сзади. Но я была довольна. Кукла жила в доме, как полагается, а не где-то там, снаружи.
Только утром, слыша плач сестры, которая не могла вытянуть куклу ни вперед, ни назад, я поняла весь ужас содеянного и отреклась от всего:
- Н-честное слово, это не я!
«Н-честное» слово было у нас в большом ходу при вранье. Солгать на честное слово считалось немыслимым, а если скажешь «н-честное» (сокращенное «не честное»), то греха тут нет, а обвинителю всегда слышится «честное». Очень удобная штука, позволяющая в самые безвыходные моменты сохранить свою порядочность.
Следующая степень игрушек – это игрушки заводные. Здесь уже ребенку совершенно нечего делать, разве что только ткнуть пальцем в пружину, чтобы она зашипела и лопнула.
В заводной игрушке соединены все недостатки. Она изображает человека или животное, вполне сходное с оригиналом, и вдобавок заставляет его делать одно определенное дело: мотать головой, шагать по комнате, танцевать.
Что делать с такой штукой? Представьте себе человека, который может только кивать головой и бить палочкой по собственному колену. Каким углом, скажите, может он войт ив вашу жизнь? После пятиминутного знакомства вы, наверное, поспешите удрать от него и рады будете, что отделались!
Так что же вы хотите, чтобы ребенок, у которого опыта меньше, чем у вас, сделал с таки идиотом?
Вообразите себя на минутку ребенком, у которого в детской на комоде стоит такая игрушечка.
Вот вы едете в гости верхом на стуле. Идиот кивает головой.
Вот вы пеленаете кошку в нянькин чепчик. Идиот кивает головой.
Вот вы кормите спичками картонную рыбу. Идиот кивает головой.
Вот вы обмакнули палец в мушиный яд, что стоит на окошке, и пробуете кончиком языка. Идиот кивает головой.
Если вы не подбежите к нему, не перевернете его вверх ногами и не ткнете пальцем в дурацкую пружину – значит, вы не можете вообразить себя нормальным ребенком.
Итак, подумайте хорошенько, прежде чем покупать игрушки вашим детям.
Одна маленькая девочка попросила меня:
- Купи мне на елку маленького ангела, чтобы он был весь как кротик и чтобы целовал меня клювиком.
Вот третий день думаю, что бы это такое могло быть?

Елена Ракитина

Елена Бучинская - актриса театра, радио и кино, а также режиссер, танцовщица, хореограф, автор театральных пьес.

Родилась 2 декабря 1894 г. в Щиграх Курской губернии. Окончила гимназию во Львове, затем Класс Выразительности при Варшавском Музыкальном Обществе. Дебютировала 1 апреля 1914 года в Летнем Театре в Варшаве в роли Jewdochy ("Судьи").
С 1915 г. пребывала в России, где выступала в польских коллективах, в "Кафе поэтов":
"Немало говорили и о «босоножке-футуристке» Елене Бучинской, выступавшей на лекциях «иога», по секрету передавая, что это не кто-нибудь, а дочь самой Тэффи" (воспоминания Захарова- Мэнского)
Была известна, как исполнительница «словопластических танцев», в 1917 г. сопутствовала Каменскому и Гольцшмидту в чтении лекций в провинции; Посвящая Бучинской стихотворение «Покурим что ли» («Эй, мои дни денечки…»), Каменский писал: «Елене Бучинской. Четко талантливо Вы исполняете словопластику моих стихов» (Каменский В. Звучаль веснеянки. Стихи. М. 1918. С. 9 - 10).
Она – автор рисунка обложки первой книги Захарова-Мэнского «Черная роза» (М. 1917)
Работала в театре-кабаре "Гнездо перелетных птиц".
А.Аверченко о Елене:
"Прежде всего госпожа Бучинская. мама ее для сокращения зовет просто Гуля. Мама у нее Тэффи. Кстати, Бучинская ужасно не любит, когда я указываю, что она дочь знаменитой Тэффи. Но Бучинская сделала за последнее время такие огромные успехи, она так талантлива, что скоро не будут говорить: вот Бучинская, дочь знаменитой Тэффи, а наоборот: кто это? Тэффи — мать знаменитой Бучинской. Поет, танцует, сочиняет".

В мае 1917 года посетила Иркутск:" в театре Гиллера была прочитана лекция о футуризме, на ней выступили легендарный «футурист жизни» Владимир Гольдшмит (Гольцшмидт) и дочь Тэффи, Елена Бучинская, представлявшая футуристическую поэзию «словопластическими танцами».

После перебралась в Москву (см. упоминание о ее выступлении: Серпинская Нина. Флирт с жизнью. М. 2003. С. 221), участвовала в «Живом альманахе» (январь 1918)

Письмо Тэффи, отправленное Аверченко, из Парижа в Севастополь в октябре 1920 г.:

«Дорогой Аркадий Тимофеевич!

Очень я обрадовалась, когда увидела Ваши фельетоны в „Последних Новостях“. Повеяло чем-то милым, русским, родным. Пришлите мне весточку.
У меня к Вам, милый друг, огромная просьба. Ради Бога, разыщите Елену и передайте ей письмо и 300 франков. Очень прошу простить… за беспокойство, но… в прошлом году я ей послала все свое состояние и все свои чулки, а она, оказывается, ничего не получила.
Ваша Тэффи».

В годы Второй мировой войны вела тайные актёрские курсы. В марте 1941 г. арестована фашистами по делу об убийстве актера Д. Сума, казненного партизанами. После войны ставила спектакли, играла в театрах в Варшаве. Была одной из самых любимых комедийных актрис столицы. Участвовала в вечерах поэзии, выступала в кабаре и на радио. Умерла 21 декабря 1957 г. на судне "Стефан Баторий" во время шторма, возвращаясь из США. Похоронена на Повонзковском кладбище в Варшаве.

Ника Терентьева

Никто не владеет информацией о братьях и сестрах Надежды Лохвицкой? Я нашла информацию о ее родителях, брате-генерале, сестре Елене, сестре Марии. Но кажется, их было много - братьев и сестер.

DELETED

одна из сестер умерла в годы революци. обэтом Теффи сама пишет в мемуарах..
А кто что знает о судьбе ее детей??

Ника Терентьева

Ника Терентьева

Еще интересно (может, кто знает): в серии рассказов об Ильке и Стане Теффи себя с мужем описывала? Литературоведы не докопались до этого?

Юлия Доронова

у нее был брат - военный. сестра Мария, которая взяла псевдоним Мирра. она тоже писала стихи. но в 1905 умерла, младшая сестра Елена умерла примерно тогда, когда Тэффи эмигрировала.

Елена Ракитина

В последние годы жизни Тэффи жила на тихой улочке Парижа (рю Буассьер, 59), очень страдала от одиночества и болезней. Старшая дочь Валентина Владиславовна Грабовская, потерявшая во время войны мужа, работала в Лондоне, младшая, Елена Владиславовна, драматическая актриса, жила в Варшаве

Наталья Клюкина

Наталья Клюкина

ГРАБОВСКАЯ Валерия Владиславовна

ГРАБОВСКАЯ (урождённая Бучинская) Валерия Владиславовна

Сотрудник Польского правительства в изгнании.
Дочь Н.А. Тэффи. В 1939-1940 вместе с Польским правительством находилась во Франции, жила с матерью в Анже (департамент Мен и Луара). Затем вместе с правительством бежала через Португалию в Англию.

Наталья Клюкина

Екатерина Попова

Екатерина Попова

Елена Ракитина

После слов "Другой слой душевного движения" слушать не хватило сил.Родственник, величаюший Тэффи - юмористкой. А "И времени не стало" читал родственник?

Елена Стаднюк

Елена, Елена, Елена, Елена, Хочу всех поблагодарить за проявленный интерес к моей про бабушке Надежде Бучинской "Тэффи". Меня зовут Елена. Я живу в Киеве. Мой дедушка Янек - сын Тэффи закончил в Польше Автодорожный институт. Имел свой завод. Вначале 30-х годов был выслан из Польши по политическим мотивам. Он приехал в Украину со своей семьей: жена и трое детей (две старшие дочери и младший сын). Жена с дочерьми, спустя короткое время, уехала в Ленинград к родственникам моего дедушки, а Янек вместе со своим сыном, моим отцом Феофилом 1931 года рождения, остался в Украине. Его назначили начальником Фастовской железной дороги, Киевской области. В 1937 году его репрессировали, как врага народа и тройкой НКВД осудили на 10 лет тюрьмы и отправили на Соловки. Там, на сколько мне известно, его переводили из одного лагеря в другой. В последствии он получил туберкулез в тяжелой форме. В одном из лагерей он умер. В 1959 году его реабилитировали, но уже посмертно. Бабушку с ее дочерьми я искала много лет, но никаких следов не нашла. Есть предположение, что они погибли в блокаду Ленинграда. Вот такая короткая история описана мною со слов моего папы. Его уже давно нет на этом свете. Поэтому что либо уточнить не у кого.

Галина Ганеева

Елена, Дай бог Вам здоровья, Елена. Надежда Александровна Тэффи была гением. Думаю, читать её будут всегда. Думаю даже, что время только укрепит её писательскую и душевную власть над людьми. Я снова и снова перечитываю её прозу. А сейчас - просто в канун её Дня - 21 мая.


Тэффи "Игрушки и дети"

Ребенок -- странное существо. Каждой вещи он приписывает гораздо больше свойств, чем есть у нее в действительности.
Если дадите ребенку подходящую палку, то есть такую, на которую можно сесть верхом, -- она будет обладать для него и головой, и ногами, и хвостом, и гривой, и даже характером. Она для него будет лошадью.
Если подарите деревянную лошадку -- на нее оденут шапку и теплую кофту и посадят читать книжку. Потому что все лошадиные качества у нее налицо, нужно придумать новые, так как играть -- значит фантазировать.
Палку сунут концом в какой-нибудь ящик, почмокают губами и говорят:
-- Но-но! Вот ты уж и поела.
С деревянной лошадкой этим не отделаешься. Ей нужно тыкать в морду кусок моркови или окурок папиросы. Многих и это не удовлетворяет: они протыкают дырочку в морде -- если лошадь картонная -- и запихивают в нее всякую дрянь.
Когда я была маленькая, меня до такой степени мучила невозможность накормить как следует картонную лошадь, что я приняла решительные меры: оторвала лошади начисто голову и кормила ее, засовывая ей прямо в туловище все, что ни попадется: мамин кружевной воротничок, нянькин наперсток, кусок булки, пилочку для ногтей, картинку "Тереза, дочь Гарибальди, огарок сальной свечи, которым нам мазали нос при насморке, чайную ложку, чьи-то часы.
Лошадь все принимала с благодарностью и поправлялась у меня на глазах не по дням, а по часам.
Между тем большие чего-то волновались. Искали пропавшие вещи, удивлялись. Я подмигивала лошадиному туловищу, оно смотрело на меня с благодарностью своею дыркой, и все шло отлично. Но как-то лошадь съела кусок сыра, запах его привлек нянькино внимание. Все было открыто. С тех пор лошадь питалась исключительно огрызками карандашей и скоро зачахла.



. С тех пор лошадь питалась исключительно огрызками карандашей и скоро зачахла. :|

Мы не меняемся совсем.
Мы те же, что и в детстве раннем.
Мы лишь живём. И только тем
Кору грубеющую раним.

Живём взахлёб, живём вовсю,
Не зная, где поставим точку.
И всё хоронимся в свою
Ветшающую оболочку.

. С тех пор лошадь питалась исключительно огрызками карандашей и скоро зачахла. :|

Мы не меняемся совсем.
Мы те же, что и в детстве раннем.
Мы лишь живём. И только тем
Кору грубеющую раним.

Живём взахлёб, живём вовсю,
Не зная, где поставим точку.
И всё хоронимся в свою
Ветшающую оболочку.

Читайте также: