Игрушки из бересты история создания

Обновлено: 15.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Беседа «Из истории берестяного промысла»

В изготовлении изделий из бересты есть какая-то магическая притягательность. Этот экологически чистый природный ма­териал будто имеет колдовскую силу, и тот, кто однажды пробовал сплетать бе­рестяные ленточки, становится страстным поклонником этого вида художественного ремесла. В крестьянских семьях приемы традиционного плетения передавались из рук в руки, от старших - к детям в процес­се непосредственного наблюдения и пока­за. В настоящее время в условиях город­ской жизни такая преемственность прер­валась.

Тем, кто хочет самостоятельно научиться, несколько советов от Наталии Владимировны. Береста не сразу раскрывает свои секреты, и первое время будет непос­лушна рукам. Не отчаивайтесь! Береста покоряется увлечённым и упорным. Руки - ваш основной инструмент. Они должны научиться чувствовать бересту, ловко и быстро плести ее, помнить все необходи­мые операции. Такая сноровка вырабаты­вается только в процессе длительной и упорной работы.

Берестяной промысел нельзя назвать исконно русским: бересту для изготовления различных изделий использовали все народы, на земле которых росла красавица береза. Но именно русский мастер oдyxoтвopuл это ремесло настолько, что берестяные изделия превратились в подлинные произведения искусства.

Что мы знаем о бересте?

Одним из самых почитаемых деревьев на Руси была и остается береза. Нет другого такого дерева, которое отдавало бы человеку всего себя до последней капли. Растет эта белоснежная красавица и радует глаз повсе­местно: в лесах, рощах, парках и на шумных городских улицах. Шелест ее листвы под легким ветерком ласков и нежен, тень от гус­той и кудрявой кроны в летнюю жару приятна и спасительна, белизна бересты, как венчаль­ное платье невесты, прекрасна и неповторима.

Слово «береза» уходит корнями в глубокую древность. Доподлинно известно, что в индо­европейских языках существовало слово «бер» и слово «береза», которые означали «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Родовое название березы — Betula — перево­дится с латыни как «осчастливленный», «бла­женный». Возможно, это связано с чувствами человека, испившего весеннего березового сока, удивительного по вкусу и неоценимого по своей пользе.

В восточнославянской мифологии береза счи­талась священным деревом, олицетворяющим женское начало. Во время весеннего праздни­ка Селлика в селения вносили молодую, только что распустившуюся березку, а девушки надевали на голову венки из веток, уподобляя себя мифологическому дереву. Как символ чистоты береза была известна в германской, балтий­ской и центральноазиатской культуре.

Славяне использовали березу в обряде, посвященном встрече нового года, который до XV века начинался не зимой, а весной. Впоследствии береза стала одним из главных фольклорных образов. В песнях, сказках, пре­даниях она символизирует весну, родину, деви­чью красоту то в образе хранительницы кладов, то мудрой дочери, то заколдованной красавицы.

Неспроста береза была так популярна у многих народов. Люди издавна подмети­ли ее замечательные целебные свойства. В травниках XVI—XVII веков можно найти рецепты лечения различных недугов бере­зовыми листьями, почками, корой, соком и чагой — грибом, паразитирующим на стволе березы. У каждого народа были свои секреты обработки березового сырья для приготов­ления снадобий: зажиривание, проваривание в разных растворах, вымачивание. Например, путем перегонки изготавливали из коры деготь, который применялся для лечения экзе­мы и заживления ран. Даже в современной медицине при некоторых заболеваниях исполь­зуют целебные свойства березы.

Помимо лечения, березу широко использовали и в быту. Из веток вязали банные веники, a древесину заготавливали на дрова. Березовые дрова самые жаркие, долго горят и не стреляют из топки угольями, как пихта, ель или сосна. К примеру, осиновых дров надо сжечь в два с половиной раза больше, чем березовых, чтобы получить столько же тепла.

Древесина этого дерева очень плотная, с кра­сивой текстурой и хорошо полируется. Из нее получается великолепная и очень дорогая мебель. Трудоемкость обработки с лихвой компенсируется изысканностью, оригинальнос­тью и дoлгoвeчнoстью изделий. Однако всемир­ную известность березе принесла отнюдь не ее древесина, а верхний слой коры, белый снаружи и золотисто-желтый изнутри, — береста.

Её использовали в строительстве, для изготов­ления различных хозяйственно-бытовых предметов, охотничьих принадлежностей и многого другого, причем не только в России. Например, китайцы из бересты делали бумагу и краски для кожи, меха и ткани, а индейцы Северной Америки — пироги, каноэ и вигвамы.

Из этого удобного, красивого и обладаю­щего удивительными свойствами материала русские мастера по сей день изготавливают нарядные, изящные изделия — не только прак­тичные предметы быта, но и произведения традиционного народного искусства.

Из истории берестяного промысла России.

Кабы не лыко да не береста,

Так бы мужичёк рассыпался ..

В прошлом береста занимала важное место в крестьянском укладе. В средней полосе России березы растут практически повсемест­но, что также явилось немаловажным факто­ром в разбитии берестяного промысла. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и заканчивая строительством, везде использовали бересту.

На всех северных базарах и ярмарках Руси продавались большие полотнища бересты — скальё. Их использовали в качестве изолятора от сырости. Бересту прокладывали в один два слоя под штукатурку, нижний венец сруба, подоконники и перекрытия. Благодаря водонепроницаемости, теплоизоляционным и анти­септическим свойствам береста предохраняла жилище от гниения и сохраняла в нем тепло.

В некоторых деревнях и поныне покрывают баньки и подсобные строения берестой, предпочитая ее рубероиду. Ведь такая крыша слу­жит не меньше сорока лет!

В древнем Новгороде расписной берестой украшали стены домов. На востоке Сибири и в Якутии из бересты сооружали легкие пере­носные жилища. Уходя на промысел, охотники брали с собой свернутую в рулоны бересту. На месте привала из нее сооружали укрытие, которое спасало от холода суровой зимней ночью, позволяя отдохнуть и набраться сил для нового трудового дня. Летом же такое укрытие защищало промысловика от жары.

Сибирские охотники использовали бересту для изготовления охотничьих приспособлений. Например, свивая широкую берестяную ленту в конус, делали дудку-манок для приманива­ния изюбров.

Ну и, конечно же, каждый уважающий себя охотник не мог обойтись без хорошего, ост­рого ножа с берестяной ручкой. Она очень удобна, не скользит в ладони, приятна и тепла на ощупь. Случайно упавший в вод y нож, если он не слишком тяжелый, не утонет. Наконец, такая ручка просто красива.

Рыбак тем более не откажется от такого но­жа — ведь, постоянно находясь на воде, он рис­кует утопить его. Из скрученных при сушке лент бересты рыбаки изготавливали замечательные поплавки, поддерживающие на воде верхнюю бечеву рыболовных сетей. Сибирские рыбаки пошли еще дальше: они мастерили из бересты лодки.

Зайдя в крестьянский дом, можно было уви­деть много берестяной утвари, столь необхо­димой в хозяйстве: набирушки, корзины, кузо­ва, туеса, короба, шкатулки, бутыли-горлатки, полотухи, хлебницы, вазы, сундуки, чашки, солонки, черпаки и многое другое.

Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса — для хранения молочных про­дуктов, меда, рыбы и солений. Разбитые гор­шки получали вторую жизнь после обвивания их берестяной лентой.

Крестьяне знали, что сделанные из несколь­ких слоев бересты сосуды сохраняют темпе­ратуру содержимого. Так, горячая жидкость в берестяном сосуде долго не остывает, а холодная столь же длительное бремя не нагревается. Поэтому туеса и бутыли - горлатки были постоянными спутниками крестьянина на сенокосе: в июльскую жару принесенный с собою квас до самого вечера оставался холодным. Благодаря герметич­ности и антисептическим свойствам бересты молоко в берестяном сосуде не прокисает гораздо дольше, нежели в какой-либо другой посуде. Свежая рыба дольше хранится в коро­бе или закрытом кузовке.

Муку крестьяне размещали в берес­тяных емкостях, зная, что в них продукт никог­да не будет подпорчен жучком или мучным червем. Соль или сахар в посуде из бересты не отсыреют при изменении влажности возду­ха, как это часто бывает в любой другой таре.

Детские игрушки также делались из бересты. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Они служили также обере­гом и развивали мышление. В дальнейшем ребенка окружали плетеные из бересты игрушки в виде животных, людей, предме­тов быта. Простейшие игрушки — мячики, лодочки и другие — он даже мог сделать сам. У народов Сибири повсеместно бытовала берестяная ночная колыбель, тогда как днев­ную делали из дерева. В берестяной колы­бельке малыш не мерз и спал крепким сном.

Бересту использовали для изготовления кон­ской упряжи, веревок и музыкальных инстру­ментов: пастушьих рожков и жалеек

Этот материал столь легок, что даже крупные изделия из него практически невесомы. С большими берестяными корзинами и кузовками крестьяне ходили в лес по грибы и ягоды, причем у кaждoгo члена семьи свой кузов. B едь большие кузова носили за спиной на лямках. Полные, они весьма тяжелее, поэтому должны быть удобными. Когда кузов был готов, тот, кому он предназначался, спешил сразу же его надеть, нагрузить до предела и поносить какое-то время. Постепенно свежая береста, приле­гая к спине, полностью повторяя ее контур, пoдсыxaлa и поэтому на многие годы становилась самой удобной для ее хозяина. И напротив, любому другому чужой кузов создавал массу неудобств. На сенокосе крестьянин носил на поясе берестяной чехольчик с водой и оселком для правки косы. Ноги были обуты в берестяные лапти, а на голове была шапка из бересты. Плетенная из бересты обувь была на Руси в большом почете — она долгo носилась и не промокала.

Настоящие чудеса творили с берестой жители Поморья. Они обрабатывали ее удивительным образом, после чего она приоб­ретала свойства кожи. Из такой бересты даже шили одежду, практичную и долговечную. Сегодня в музеях Архангельской области можно увидеть сшитые из бересты пиджаки, сюртуки и даже сапоги.

Долговечность бересты не подвергается сомнению, достаточно вспомнить знаме­нитые новгородские берестяные грамоты X - XV веков. Первая из них бита найдена В 1951 году. К настоящему времени их насчи­тывается более шестисот. Пролежав долгие годы в земле, они абсолютно не подверглись гниению и тем самым сохранили для нас уникальные исторические документы о жизни наших предков. Берестяные грамоты образо­вали прочный мост между специфическими источниками археологии и традиционными письменными источниками, дав потомкам возможность судить об уровне городской культуры по письмам и запискам, полу­ченным или написанным жителями города. Тексты посланий на поверхности бересты выдавливались с помощью специального инструмента — стиля (по-древнерусски — писало), изготовленного из железа, бронзы или кости. Береста активно использовалась в качестве писчего материала вплоть до XV века, пока ей на смену не пришла бума­га. Недаром бересту прозвали русским папирусом. Новгородцы знали такой способ предварительной обработки бересты, который делал ее мягкой и эластичной. Обработанная береста становилась податливой и не короби­лась. Крестьяне заготавливали писчую берес­ту не только для своих нужд, но и на продажу. Жители Великого Новгорода покупали ее в торговых рядах так же, как мы теперь поку­паем бумагу в магазине.

Постепенно береста из деревенского быта перешла и в городской. Горожане щеголя­ли с берестяными тростями. Украшали быт табакерками из тисненой и шкатулками из прорезной бересты; масло, мёд и соле­нья продавались на рынках, помимо прочей, и в берестяной таре.

Сапожник, тачая новые сапоги, выкраивал специальные стельки из бересты и вшивал их между слоями кожи в подметку. От этого сапоги становились теплее, меньше пропус­кали влагу, а самое главное — при xo дьб e издавали тот самый щегольской скрип, кото­рый был чрезвычайно моден в те времена. Вот откуда пошло выражение «ботиночки со скрипом».

Ни одна телега, ни одни сапоги и ни одна конская упряжь не обходились без дегтя. A дёготь, как известно, получается из бересты. Телеги не скрипели, сапоги долго носились и не промокали, а конская упряжь не дубела на морозе.

Однако в век конвейеров и массового про­изводства береста ушла в забвение. Пласт­массовые, стеклянные и металлические предметы вытеснили из нашего быта изделия из природных материалов, в том числе и из бересты.

Но никогда не поздно вернуться к культур­ному наследию! Подтверждением тому служат промыслы Вологодской, Шемогородской, Прокопьевской, Томской, Кемеровской, а теперь и Шадринской области, старания­ми которых впервые берестяной промысел вышел за пределы простого народного твор­чества на уровень современного городского искусства.

Сегодняшние мастера по достоинству оценили этот декоративный материал, эко­логичный, удобный в работе, практически не требующий дополнительной обработки и обладающий удивительно сильной энер­гетикой. Уходящая корнями в туманное язычество береста открывает пытливому уму и умелым рукам мастера свои секреты. Прикасаясь к ней, нежной на ощупь, мягкой и бархатистой, мастер превращает ее в на­рядные, практичные, гармоничные, изящные, а главное — самобытные изделия. Украшает их дивным берестяным кружевом, напоми­нающим морозные узоры на стекле, состяза­ясь с самой матушкой-природой.

Нарциссы - картина на зеркале

Нарциссы - картина на зеркале

Свадебная бутылка.

Свадебная бутылка.

Фотоальбом «Машина времени»

Фотоальбом «Машина времени»

Зима и солнце - картина на зеркале

Зима и солнце - картина на зеркале

Мангал - дипломат

Мангал - дипломат

Пейзаж - картина на зеркале.

Пейзаж - картина на зеркале.

Бабочка Данаида - картина на зеркале.

Бабочка Данаида - картина на зеркале.

Картина на зеркале - Пейзаж.

Картина на зеркале - Пейзаж.

История берестяного промысла.

Художественные изделия из бересты - оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.

Береста - это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор.

Из бересты делались раньше и делаются сейчас туеса (бураки) - сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь - плетеный заплечный мешок, на ногах лапти, часто сплетенные из бересты. Кузовки, берестянники - короба для муки и меда, лукошки, пастушечьи рожки, канаты для рыболовных снастей, - все это делалось из бересты.

По характеру орнамента северную резную бересту можно разделить на несколько видов, связанных с другими областями народного искусства - вышивкой и резьбой по кости.

История берестяного промысла.

Технология изготовления

Береста как материал для бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Из этого пластичного, стойкого материала изготовлялись плетеные изделия: кузова, корзины, пестери, лапти, хлебницы, солонки. Береста шла на изготовление туесов - сосудов с крышкой, которые делали из цельного «сколотня» («сколотень» - снятая чулком со спиленного дерева кора березы). Плетеные изделия выполняются в технике прямого и косого плетения. Кузова, пестери имеют прямоугольную форму, лапти и ступни делаются по форме ноги, а солонки выполняются в виде уточек, бутылочек и т. д.

Плетеные из бересты изделия обычно не украшают дополнительно. Главную эстетическую нагрузку несет сама форма изделия, мягкая, бархатная фактура бересты, разнообразие природного материала. Так, весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, а осенняя - теплая, темно-коричневая. При сочетании бересты разного цвета получается дополнительный цветовой эффект.

Заготавливают бересту в начале лета, в конце мая - июне, когда береза полна соков, и береста легко отстает от остальной коры. Если ее снимали умело, не повреждая следующий слой коры - зазелень, то это не вредило дереву, и через несколько лет на нем вырастала снова нарядная белая одежда.

Первые известные сведения о технике обработки бересты относятся к XVIII столетию. Для резьбы по бересте требуются самые простые орудия: нож и шило. Сначала вырисовывается контур рисунка, который затем вырезается острым ножом. Резьба и тиснение по бересте иногда сочетались с канфарением. Ударяя молотком по канфарнику (чекан в виде трубочки), мастер «выбирает» фон предмета и получает зернистую поверхность. Эта техника издавна известна в обработке металла. С XIX века она применяется и в берестяных изделиях.

В Архангельской губернии из бересты делали короба, туеса, шкатулки, блюда, ларцы и прочие предметы домашней утвари и расписывали их живописными растительными узорами. Как правило, мастера заполняли поверхность изделий растительным орнаментом (тонкий извилистый стебель с листьями и ответвлениями, плавными изгибами). Сквозное, ажурное «кружево» (резьбу) из бересты мастера накладывали обычно на яркий фон из ткани, фольги или бумаги, что позволяло добиваться высокого декоративного эффекта.

Берестяные туеса (бураки) чаще орнаментируются. Сам процесс изготовления туеса довольно сложен: необходимо аккуратно снять с дерева кору, не повредив ее. Это будет внутренняя сторона туеса. Она цельная, из нее даже вода не вытечет. Сколотни по лицевой стороне оборачиваются «рубашкой», т. е. берестой, разрезанной с одной стороны. Рубашка несколько меньше сколотня, она закрывается в «замок». Затем в распаренный сколотень, обернутый рубашкой, заколачивается деревянное донышко. Сверху вырезается крышка с ручкой. Туес готов. Мастер по своему усмотрению и в соответствии с бытующей в данной местности традицией, перед тем как закрыть сколотень рубашкой, может украсить его геометрическим или зооморфным (изображение животных) орнаментом. Иногда рубашку туеса вырезают напросвет растительным орнаментом или геометрическим узором.

Центры берестяной резьбы: Великий Устюг (Вологодская область), Семенов (Нижегородская область), Архангельская, Томская области и Якутия

Специализация: изделия из бересты

Основные изделия: корзины, шкатулки, туеса, короба, сосуды для хранения мёда и сметаны.

История берестяного промысла.

Береста и быт

Береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту.

В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники, перекрытия дольше служили, если между деталями конструкции прокладывали бересту. В некоторых деревнях и сейчас покрывают баньки и подсобные строения берестой из-за дороговизны рубероида. Крыша, крытая скалой (берестой), служит не меньше 40 лет.

В крестьянском доме, можно было увидеть много берестяной утвари, весьма необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. Разбитые горшки получали «вторую жизнь» после обвивания их берестяной лентой. Во дворе можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на рыбацких сетях - поплавки.

Все, начиная с обуви и кончая шляпой, можно было сплести или сшить из бересты. В 1882 году на Всероссийской выставке в Петербурге в финском отделе был выставлен костюм, где шляпа, пиджак, штаны, сапоги были сплетены из бересты.

История берестяного промысла.

Шемогодский промысел берестяных изделий

Шемогодская прорезная береста, пожалуй, самый известный берестяной промысел в России. Знаменит он и за границей. Название свое промысел получил от речки Шемоксы, что впадает в Северную Двину ниже Великого Устюга.

К 1882 году в Шемогодской волости В. Устюжского уезда помыслом занимались 168 человек. Вот что писалось в Очерке кустарных промыслов Вологодской губернии: «Лучшие бурачники в деревне Курово-Наволок. Они делают по заказу чрезвычайно изящные бураки». Имеются в виду изделия, украшенные прорезной берестой: туески, блюда, перчаточницы, пеналы, дорожные шкатулки и другие изделия. Изящный растительный орнамент, вырезанный мастером, украшал стенки и крышки изделий. Береста на темном или золотистом фоне выглядела как дорогой материал. Естественно, и изделия были привлекательны для покупателя.

Самым известным мастером этого промысла был И. А. Вепрев. Именно его изделия получили большую известность и принесли славу шемогодской бересте. Мастер имел десять медалей и дипломов различных выставок и ярмарок, в том числе и медаль Всемирной выставки 1900 г. в Париже. В 1882 г. на Всероссийской промышленной ярмарке его изделия были удостоены премии и полностью куплены императорским двором. Стоили они очень дорого: от 5 до 13 руб. за штуку, в то время как заработок крестьян, занимавшихся бурачным промыслом, по сведению Ф. Арсеньева, составлял 16 руб. за 6 зимних месяцев. В связи с большим спросом на изделия промысел постоянно расширялся. Работали не только мужчины, но и женщины, дети. 21 ноября 1908 г. в деревне . Погорелово была открыта крестьянская ремесленная школа. Изделия с прорезной берестой в основном шли за границу. В США были модными шкатулки для перчаток, автоматы для папирос. Франция и Германия тоже пользовались изделиями с речки Шемоксы. Революция 1917 г. мало повлияла на работу мастеров. Советской республике нужна была твердая валюта для подъема народного хозяйства. В 1918 г. кустари деревни Кирово-Наволок по инициативе мастера А. В. Вепрева объединились в Шемогодскую кооперативно-производственную артель. Перечень выпускаемых изделий был велик: платочницы, перчаточницы, табачницы, чайницы, рабочие ящики, коробки с выдвижными крышками, автоматы для папирос, коробки книгой, восьмиугольные и пирамидами. В 1928 г. представительство Госторга предполагало реализовать в Германии берестяных изделий на 5000 рублей золотом. А в 1930 г. Всероссийский союз промысловой кооперации обязался поставить па экспорт Кустоэкспорту берестяных изделий на 10000 рублей золотом.

История берестяного промысла.

С начала 30-х годов необходимость в золотой валюте падает благодаря подъему народного хозяйства страны. Экспортная деятельность художественных промыслов значительно сокращается, и они переключаются на работу для внутреннего рынка. Производство шемогодских берестяных изделий продолжалось до ликвидации промкооперации в 1960 г. Сейчас фабрика «Великоустюжские узоры» продолжает работать с берестой.

История берестяного промысла.

Другие берестяные промыслы

Как и в Вологодской губернии, в Вятской губернии существовал промысел туесов. Они уступали во многом вологодским, особенно по декорированию. Но вятская губерния славилась промыслом берестяных тростей, которые были модными у горожан в XIX веке. Берестяные трости были легкими и прочными, к тому же прекрасно смотрелись. Круглые заготовки бересты нанизывались на металлический прут и шлифовались.

Олонецкие берестяные промыслы - в очерке «Кустарная промышленность в Олонецкой губернии» авторы указывают на промысел берестяных веревок и дешевой конской упряжи. И, конечно, туесов. Интересно замечание, что туес служит до 25 лет, и продукцию крестьян с удовольствием покупают горожане. Лучшие туеса - Каргопольского уезда с Лодыгинской, Нифонтовской и Волосовской волостей.

Берестяной промысел Прикамья - в нижнем течении реки Чусовой существовал крупный центр производства туесов с тиснением. Тисненый орнамент покрывал весь туес сверху донизу. Геометрический орнамент, состоящий из ромбов, крестиков, диагональных и вертикальных полосок, звездочек, зигзагов, облагораживал берестяные туеса и не нарушал целостности материала. Самые лучшие туеса делали мастера с Чусовских городков. Пермские губернские ведомости в 1865 году отмечали, что за зиму в Нижне-Чусовских городках крестьяне делают до 100000 штук туесов. Про них говорили: «Летом рыбачат, зимой бурачат». В окрестностях Нижнего Тагила, кроме тисненых туесов, делали расписные туеса и украшенные переводными картинками.

В Тобольской и Томской губерниях известны берестяные промыслы туесов и «кисок». Киска - это своеобразный ковер (2-2,5х1 м), который использовался для защиты от дождя. Известны берестяные промыслы в Рязанской, Могилевской, Нижегородской губерниях и в Закарпатье.

История берестяного промысла.

Это интересно

Кустарные промыслы в России имели обширное распространение и давали значительный заработок населению. По некоторым источникам, берестяным промыслом в России занималось 115 тысяч человек. Бурачный промысел занимал одно из ведущих мест.

В литературе, наряду со словом «туес», укрепилось слово «бурак» в одном и том же значении - берестяной сосуд цилиндрической формы с крышкой и донышком. И хотя у слова «бурак» 11 значений, а у слова «туес» - одно, почему-то за промыслом укрепилось название бурачный.

В Архангельском областном словаре в статье «Бурак» приведены предложения, записанные в разных районах области: «Из береста бурачков наладят. это уж ноне стал бурачок, а прежнее – туесок», «И может бурачок сделать, а прежнее – туесок», «Если занадобится что перенести, так туесок, а потом помодней - бурачками стали звать».

В словаре современного русского литературного языка в статье «Бурак» замечено, что шведское «Bark» - банка, коробка, похоже на наше «бурак», что указывает на иностранное происхождение слова. Сейчас в научной литературе чаще встречается «бурак». А «бурак» - это и корзина, и свекла, и остов печи, и одиночная камера, и сапог, и туча, и другие значения, так что справедливо бы называть промысел туесовым.

Снаряжая мужа на дальние покосы или в другую какую дальнюю дорогу, аккуратно укладывала хозяйка в берестяной пестерь булки и калачи, шаньги и пироги. Укрывала тщательно полотенцем и наказывала — не придавить где случайно короб, а на покосе — не забыть "зарыть" его в траву, что погуще. Всю неделю, а то и дольше, будет хлеб мягкий, душистый, будто только из печи вынутый….

Береста и ее история, фото № 1

Старинный берестяной пестерь.

В русском народном календаре-месяцеслове называли апрель березозором, а в народе объясняли это название так: в эту пору яркое весеннее солнце березы зорит, оттого и пробуждаются они к жизни после долгого зимнего оцепенения. В один из апрельских дней специально приходили в лес и "слушали" березы.
Остановится человек у той, что больше других ему приглянулась. К самому стволу подойдет - будто и впрямь прислушивается. От березы к березе ходит, приглядывается. Весь лес обойдет - все примечает. Месяц, другой минует, тогда опять вернется. Приходит время бересту заготавливать. Все приметы на то указывают. Сейчас она легко снимается - и человеку в подмогу, и для самого дерева безболезненно.

Береста и ее история, фото № 2

Издавна береста считалась прекрасным материалом для изготовления туесов. Туеса большие и поменьше, и совсем маленькие, высокие и пониже, с округлыми донцами и овальными были у каждой хозяйки. И у каждого из них было свое особое предназначение.

В одних туесах хранили соль. К ней всегда относились особенно бережливо. Сырости она не любит - сразу намокает, а после, если подсохнет, - каменеет, не раздолбить. Берестяной туесок обладал удивительным свойством - предохранял ее от попадания влаги. В туесах хранили и масло коровье, и творог, и сметану, и молоко. Масло в них не горкло, сметана долго хранилась, молоко и творог не кисли - в берестяных туесах эти скоропортящиеся и незаменимые в каждой семье продукты были надежно защищены от воздействия тепла.

В туеса наливали мед, подсолнечное, конопляное, льняное масло, можно было испить из берестяного туеса водицы. А то и кваску. В берестяном туеске и водица колодезная студена, и квас, будто только из погреба достали. И так научились мастера донышки туесов подгонять да прилаживать, что ни единой капельки не протекало.

Береста и ее история, фото № 5

С берестяными туесами ходили в лес по ягоды - за малиной, земляникой, ежевикой, брусникой, черникой. В лес по ягоды часто ходила детвора - у взрослых летом и других работ хватало. Для них и мастерили туеса - не очень большие, с удобными ручками. Всю зиму в погребе в берестяном туесе хранили без сахара ягоду-морошку. В рот положишь - сочная, во рту тает, как вчера собранная.
В дальнюю дорогу отправляться - удобнее берестяных лаптей не найдешь обуви, но не одну пару их приходилось с собой брать. Одни сносятся - другие достаешь. А по пословице - "в дорогу идти - пятеры лапти сплести".
Плести берестяные лапти - дело не хитрое, но и не простое. Не случайно именно лапти считались символом мастерства на Руси. Ребятня присматривалась к взрослым, училась у них с малолетства.
Ребятеночка, который только ходить научился, тоже в лапоточки обували. В сундуке, что в избе стоял, хранила долго матушка первые лапоточки. Откроет она сундук, достанет лапоточки, глядит - не налюбуется: дитя малое вспомнит и опять спрячет подальше в сундук. Верно служили лапти каждому своему хозяину. Плели их не только из бересты, но и из липового лыка. Такие лапти более жесткие, но и более ноские. Из более податливой в работе и мягкой бересты можно было сплести не только лапти, но и полусапожки, и высокие, почти по колено, сапоги. В сапогах-мокроступах ходили в лес по ягоды да по грибы.

Берестяной промысел на Руси., фото № 1

Береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту.
В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники, перекрытия дольше служили, если между деталями конструкции прокладывали бересту. В некоторых деревнях и сейчас покрывают баньки и подсобные строения берестой из-за дороговизны рубероида. Крыша, крытая скалой (берестой), служит не меньше 40 лет.
В крестьянском доме, можно было увидеть много берестяной утвари, весьма необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Береста не пропускает воду, в ведерках и туесах из бересты молоко не киснет и сохраняется холодным в жаркое время года. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. Разбитые горшки получали «вторую жизнь» после обвивания их берестяной лентой. Во дворе можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на рыбацких сетях - поплавки. С XI века бересту использовали для письма, спустя века до нас дошли знаменитые новгородские берестяные грамоты. Производством изделий из бересты занимались мастера Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимирской, Нижегородской, Пермской, Тобольской и других губерний.
. Всё, начиная с обуви и кончая шляпой, можно было сплести или сшить из бересты. В 1882 году на Всероссийской выставке в Петербурге в финском отделе был выставлен костюм, где шляпа, пиджак, штаны, сапоги были сплетены из бересты.

Берестяной промысел на Руси., фото № 3

  • Российский рубль
  • Украинская гривна
  • Br Белорусский рубль
  • Казахский тенге
  • $ Доллар США
  • € Евро
  • AU $ Австралийский доллар
  • CA $ Канадский доллар
  • Китайский юань
  • DK kr Датская крона
  • ¥ Японская иена
  • NKr Норвежская крона
  • S $ Сингапурский доллар
  • kr Шведская крона
  • Fr Швейцарский франк
  • £ Фунт стерлингов
  • Турецкая лира
  • Журнал
  • Вебинары
  • Ярмарка Талантов
  • Мобильные приложения
  • Вопросы и ответы
  • Написать в Службу заботы о клиентах

Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека. А в каком случае можно считать детство незабываемым временем? Наверное, тогда, когда оно разнообразное и интересное, и, конечно же, когда рядом с тобой твои друзья, любимые игрушки. В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Ребенок и игрушка – это одно неразделенное целое в осуществлении той или иной игры.


В настоящее время изобретено большое количество разнообразных игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги, часто задумываемся над этим, нам очень важно знать, какие игрушки находятся рядом с нашими детьми.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, оговаривается важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса.

Родители стремятся купить ребенку не просто игрушку, а обязательно – развивающую игрушку. Но этот тренд – совсем не новинка: на Руси почти все детские игрушки были именно такими. Конечно, в старину сенсорных планшетов со звуковыми и световыми эффектами не было. А вот прототипы известных кукол, погремушек были всегда.

История детской игрушки насчитывает даже не сотни, а тысячи лет. В Древней Руси было мало игрушек. И изготавливали их из того, что было под рукой – дерево, глина, ветки, солома. Прочно в виде игрушек в «мир детства» вошла береста. Начнем рассказ с игрушек, в которые запросто могли играть наши прабабушки и прадедушки.

В старину на Руси игрушки делали не только мастера своего дела, но и люди не имевшие отношения к берестяному ремеслу. Поскольку береста была самым доступным и лёгким в обработке материалом, наши предки изготавливали из неё игрушки, многие из которых дошли до наших дней. Самыми распространёнными берестяными игрушками, конечно же, были погремушки, куклы, фигурки животных.


Традиционные игрушки из бересты – это, прежде всего, те игрушки, которые делали
в старину, чаще всего это были лошадки. Конь считался символом природы. В мифологическом воззрении фигуры коня символизировали собой смену дня и ночи. Конь был подателем доброй силы, добрым вестником пробуждения природы, одним из главных сказочных героев. Игрушечная лошадь – символ мужской силы и доброты. Конь, всегда был забавой крестьянского ребёнка, ведь взрослые очень почитали лошадей, вешали подкову над дверью, лошадь считали кормилицей семьи.

Особо «развлекаться» было некогда, да и играть тоже, поэтому старались чтоб даже игрушка можно было использовать в быту.

А чтоб дети берегли ее, в ней хранили самое дорогое, а именно соль, она в старину была очень дорогая, иногда даже дороже золота. Это почти единственная утварь, которой можно было поиграть за обеденным столом и не получить от тятьки по лбу. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. На стол ставилось несколько разновидностей солонок, для соли, колобков, хлеба. И если за столом сидели несколько маленьких детей, для развлечения, им было позволено поиграть такими «игрушками».


Почти мифическое происхождение было у погремушек, тонкая грань разделяла их и обереги, можно долго спорить, что произошло раньше, оберег или погремушка. Вообще, любая полая игрушка, не несущая хозяйственного назначения, имела внутри себя горох, зёрна или косточки, от чего издавала шуршащий звук и немедленно становилась «шаркунком», что в свою очередь тут же делало ее оберегом.


И любой оберег, издающий шаркающий звук, привлекал внимание ребёнка и становился его забавой.

Шаркунки успокаивали малышей и были хорошим грызунком, когда режутся зубки. Дети любого возраста могли использовать шаркунок как головоломку – разбирать и собирать пластинки бересты.


Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу. У коми кукла имела глубокий смысл – оберегала и походила на идола Берегиню. В старину считали куклу символом человека. Широкое распространение на Руси имела кукла Берестушка. Внутрь куклы вкладывалась молитва или заговор. Это был сильный оберег. Как правило, такую куклу делала и дарила ребёнку бабушка. Важная роль отводилась кукле, как символу продолжения рода, залогу семейного счастья. Считалось что берестяная кукла охраняет детский сон и оберегает от злых сил. И отношение к таким куклам было особенное, нельзя было выбросить или сломать куклу, потому что она была как живое существо.

Основная задача у нас, педагогов, – развивать у детей устойчивый интерес к произведениям искусства, к традициям, обычаям, быту; знакомить с различными игрушками, начиная от старинного оберега и заканчивая современной игрушкой, а также с их историей и с процессом изготовления игрушек собственными руками; прививать детям любовь, эстетический вкус и бережное отношение к игрушке.

Ведь не зря говорят: «Пока живы народные традиции и обычаи народа, жив народ».


В последние годы в дошкольных учреждениях возрос интерес к произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке. Между тем в работе современного детского сада мало реализуется воспитательный потенциал народной игрушки. Как показывает практика, народная игрушка используется в образовательном процессе как образец художественной деятельности, как элемент оформления интерьера детского сада.
Какую педагогическую ценность могут нести современные игрушки? Многие игрушки данного вида не отвечают элементарным психолого-педагогическим требованиям формирования морального сознания ребёнка, его интеллектуального развития и духовного здоровья.

Ориентируемая на скрытую агрессию, такая игрушка не развивает интеллект, сообразительность, а наоборот, разрушает ещё не сформированное детское миропонимание и нравственность.

А теперь сравним народные, авторские игрушки, сделанные из бересты.


Береста – материал экологически чистый природный, что уже можно считать огромным преимуществом. К тому же ей присущи некоторые уникальные свойства, которыми не обладают другие природные материалы – береста обладает бактерицидными свойствами, антигрибковым, антивирусным действием. Игрушки из коры берёзы очень удобны для ребёнка: они лёгкие и вместе с тем достаточно прочные, хорошо держат форму.

Преимуществом берестяной игрушки является её быстрое изготовление, она индивидуальна в своём роде и больше не повторяется. Недостатком современных игрушек является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство.

Ну а самое главное то, что берестяные игрушки несут тепло человеческих рук, любовь к природе. Ведь когда ребёнок играет такой игрушкой, сделанной руками взрослого, а не купленной в магазине – он играет с ней бережно, аккуратно.

Куколка народная – чудо из чудес!
Нет тебя пригожее и милее нет.
Мама дочке делала, всё тепло вложив,
Берестяную куклу из полосочек сложив…
Чтоб уколов не было от судьбы лихой
Чтоб счастливой доченька выросла большой.
Чтоб была подруженькой кукла ей всегда
И беду, и радости с ней всегда деля.
Пусть живут традиции на Руси моей!
Пусть играют в куколки доченьки детей!

Для воспитанников были сделаны берестяные игрушки, которыми они играют:


«Конверт для кукол-пеленашек»



Совместно с детьми мастерится много берестяных изделий, например:





В настоящее время народная игрушка может помочь сохранить в наших детях духовное здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, уважение к родной культуре и своей земле. Через народную игрушку мы передаём ребенку простое, но подлинное искусство. Всё это играет очень важную роль для социализации ребёнка.

Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Читайте также: