Игрушки из бересты какие игрушки

Обновлено: 22.04.2024

Мастерство изготовления различных предметов из бересты имеет в нашей стране давние традиции. Сейчас это забытое искусство снова возрождается. Из бересты можно изготовить разные изделия.

Антисептические свойства материала делают ёмкости из бересты идеальными для хранения продуктов питания.

Изделия из бересты прочные, долговечные, не боятся влаги.

Подготовка материала

Известно несколько вариантов заготовки березовой коры. Самый щадящий из них заключается в заготовке материала со стволов упавших берёз. Кора пригодна для изделий, даже если древесина под ней уже начала гнить.

Плюсов у этого способа много:

  • не страдают здоровые берёзы,
  • кора легко снимается,
  • сырьё можно добыть не зависимо от времени года.

Простейший способ снятия коры с дерева заключается в том, что на стволе надо сделать продольный разрез, потом вокруг ствола по спирали. Снимают со ствола кору лентой.

Чтобы получить пластину, после продольного делают глубокий обводной надрез. Слой коры аккуратно отделяют от ствола, начав с одного угла.

Для бесшовных изделий используют самый трудоемкий метод. Часть ствола нужного размера полностью отпиливают, после чего внутреннюю древесину убирают при помощи молотка и стамески.

Заготовленная кора нуждается в дополнительной обработке. С неё надо снять различные наросты, лишайник и мох, очистить от земли и пыли. После очистки березовую кору замачивают в горячей воде или кипятят 30 минут. Если для воплощения задуманного потребуются ровные пластины, то материал сразу помещают под пресс.

Следующие этапы подготовки сырья зависят от вида конечного изделия:

  • тонкие слои для плетения и изготовления посуды получают путем расслаивания пластины при помощи ножа,
  • для поучения мелкой крошки кору перерабатывают в мясорубке. Крошка применяется для украшения изделий и оформления панно.

Из инструментов необходимо иметь:

  • ножницы,
  • хорошо заточенный нож,
  • пинцет,
  • шило,
  • доска в качестве основы для работы с острыми инструментами.

Поделки из бересты

Береста издавна служила материалом для изготовления различных вещей, необходимых в домашнем обиходе. В наше время её активно применяют в качестве сырья для различных сувениров, поделок, элементов декора помещения, а также для предметов обихода, которые можно использовать по прямому назначению.

Коробочка для хранения мелочей

Для осуществления задумки нужно приготовить:

  • картон и бересту,
  • копировальную бумагу,
  • прочную нить,
  • клей,
  • острый нож,
  • ножницы,
  • пинцет,
  • карандаш,
  • иголку.
  1. Продумав эскиз будущей коробочки и ее размеры, необходимо выкроить детали и склеить основу из картона.
  2. С бересты снимают белый слой. Для резной шкатулки необходимы парные заготовки боковых частей и крышки.
  3. На бересте надо карандашом разметить нужные детали в соответствии с размером картонных с припуском на швы.
  4. С изнанки нанести узор на берестяные элементы при помощи копировальной бумаги.
  5. Вырезать узор при помощи ножа.
  6. Склеить основные элементы и резные накладки, высушить.
  7. Готовые части коробочки можно сшить при помощи иглы и прочной нити, вставить картонную основу внутрь. Для упрощения задачи есть дугой вариант. Детали можно наклеить на основу из картона.

Коробочка готова. На основе этой инструкции можно создать из березовой коры много различных изделий разной тематики. Вместе с ребенком можно смастерить различные тематические поделки для школы или детского сада.

Берестяная кукла-колокольчик

Интересная поделка из природного материала может послужить украшением интерьера или станет оригинальным вариантом для подарка.

Идея достаточно оригинальная, а воплощение ее в жизнь под силу даже начинающим мастерам.

Для работы надо приготовить:

  • ленту из бересты длиной около метра и кусочек бересты для рукавов, фартука, косички с бантиком,
  • шарик из дерева со сквозным отверстием и палочка,
  • лоскут яркой ткани для платочка,
  • нить, небольшой колокольчик и канцелярская кнопка,
  • молоток, инструмент для набивки узора,
  • клей ПВА и универсальный,
  • кисть, краски и лак.

Бересту перед началом работы надо замочить в воде на пару часов, чтобы она не ломалась.

  1. Начинать работу над сувениром надо с нарезки ленты. От длины ее зависит рост куколки. Оптимальная длина около метра.
  2. Следующий шаг заключается в склеивании головы-шарика и шеи-палочки клеем ПВА. Нижняя часть шеи приклеивается к краю берестяной ленты универсальным клеем.
  3. Ленту скручивают по спирали, образуя платье куколки в форме конуса-колокольчика. Край ленты приклеивают универсальным клеем.
  4. Когда платье будет полностью готово, его стоит для прочности промазать изнутри клеем ПВА.
  5. Выкроить из куска бересты рукава и фартук.
  6. Вырезать три узеньких полоски и сплести косичку для куколки.
  7. Можно из узкой полоски вырезать ажурный элемент типа кружева для украшения платья куколки.
  8. Приклеить декоративные детали (кружево, фартук, рукава, косичку) к изделию.
  9. Склеить и прикрепить к косичке бантик.
  10. Раскрасить заготовку: волосы, глаза, фартучек и платье.
  11. Подсушить, приклеить фартук и бантик.
  12. Можно добавить в ручки игрушки белый платочек. Его приклеивают под ручки.
  13. Внутрь поделки при помощи канцелярской кнопки закрепляют нить и привязанным к ней колокольчиком.
  14. Готовое изделие тщательно покрывают лаком.

Получается необычный сувенир-колокольчик, сделанный из бересты своими руками. Тему можно продолжить, смастерив разных сказочных персонажей и куколок-оберегов.

Кузовок из бересты

Береста является отличным природным материалом для создания практичных предметов обихода.

Для того, чтобы своими руками смастерить кузовок, понадобится тонкий лист бересты, соответствующий по размеру будущему изделию, и узкие ленты для сшивания деталей. Длины тесемок для сшивания должно хватить на весь шок, а ширина их около 0,5 сантиметра.

  1. Лист бересты сворачивают так, чтобы края немного наложились один на другой. Соединение фиксируют канцелярскими скрепками, зажимами или прищепками.
  2. По всей длине будущего шва надо проколоть шилом отверстия.
  3. Прошить изделие берестяной лентой. Фиксаторы можно убрать.
  4. Дно кузовка отметить на расстоянии 10 сантиметров от края. До уровня этой отметки разрезать край заготовки в 4 местах на одинаковом расстоянии.
  5. Полученные части сложить внутрь и соединить швами из берестяной ленты.

Простой кузовок готов.

При желании его можно дополнить крышкой или ручкой, украсить декоративными элементами.

Взяв изделие за основу, можно смастерить разные емкости для кухни.

Из берестяной ленты можно сделать оригинальные плетеные вещицы: туески и лукошки, лапти, необычную бижутерию и красивые интерьерные поделки.

Береста является безопасным для здоровья и бесплатным материалом, из которого дома вместе с детьми своими руками можно смастерить массу различных поделок, сувениров и практичных вещей. Начинать следует с самых простых изделий, а затем переходить к изготовлению уникальных предметов, украшенных затейливой резьбой.

Изделия из бересты не представляют угрозы здоровью и отлично вписываются в любой интерьер.

Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека. А в каком случае можно считать детство незабываемым временем? Наверное, тогда, когда оно разнообразное и интересное, и, конечно же, когда рядом с тобой твои друзья, любимые игрушки. В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Ребенок и игрушка – это одно неразделенное целое в осуществлении той или иной игры.


В настоящее время изобретено большое количество разнообразных игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги, часто задумываемся над этим, нам очень важно знать, какие игрушки находятся рядом с нашими детьми.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, оговаривается важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса.

Родители стремятся купить ребенку не просто игрушку, а обязательно – развивающую игрушку. Но этот тренд – совсем не новинка: на Руси почти все детские игрушки были именно такими. Конечно, в старину сенсорных планшетов со звуковыми и световыми эффектами не было. А вот прототипы известных кукол, погремушек были всегда.

История детской игрушки насчитывает даже не сотни, а тысячи лет. В Древней Руси было мало игрушек. И изготавливали их из того, что было под рукой – дерево, глина, ветки, солома. Прочно в виде игрушек в «мир детства» вошла береста. Начнем рассказ с игрушек, в которые запросто могли играть наши прабабушки и прадедушки.

В старину на Руси игрушки делали не только мастера своего дела, но и люди не имевшие отношения к берестяному ремеслу. Поскольку береста была самым доступным и лёгким в обработке материалом, наши предки изготавливали из неё игрушки, многие из которых дошли до наших дней. Самыми распространёнными берестяными игрушками, конечно же, были погремушки, куклы, фигурки животных.


Традиционные игрушки из бересты – это, прежде всего, те игрушки, которые делали
в старину, чаще всего это были лошадки. Конь считался символом природы. В мифологическом воззрении фигуры коня символизировали собой смену дня и ночи. Конь был подателем доброй силы, добрым вестником пробуждения природы, одним из главных сказочных героев. Игрушечная лошадь – символ мужской силы и доброты. Конь, всегда был забавой крестьянского ребёнка, ведь взрослые очень почитали лошадей, вешали подкову над дверью, лошадь считали кормилицей семьи.

Особо «развлекаться» было некогда, да и играть тоже, поэтому старались чтоб даже игрушка можно было использовать в быту.

А чтоб дети берегли ее, в ней хранили самое дорогое, а именно соль, она в старину была очень дорогая, иногда даже дороже золота. Это почти единственная утварь, которой можно было поиграть за обеденным столом и не получить от тятьки по лбу. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. На стол ставилось несколько разновидностей солонок, для соли, колобков, хлеба. И если за столом сидели несколько маленьких детей, для развлечения, им было позволено поиграть такими «игрушками».


Почти мифическое происхождение было у погремушек, тонкая грань разделяла их и обереги, можно долго спорить, что произошло раньше, оберег или погремушка. Вообще, любая полая игрушка, не несущая хозяйственного назначения, имела внутри себя горох, зёрна или косточки, от чего издавала шуршащий звук и немедленно становилась «шаркунком», что в свою очередь тут же делало ее оберегом.


И любой оберег, издающий шаркающий звук, привлекал внимание ребёнка и становился его забавой.

Шаркунки успокаивали малышей и были хорошим грызунком, когда режутся зубки. Дети любого возраста могли использовать шаркунок как головоломку – разбирать и собирать пластинки бересты.


Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу. У коми кукла имела глубокий смысл – оберегала и походила на идола Берегиню. В старину считали куклу символом человека. Широкое распространение на Руси имела кукла Берестушка. Внутрь куклы вкладывалась молитва или заговор. Это был сильный оберег. Как правило, такую куклу делала и дарила ребёнку бабушка. Важная роль отводилась кукле, как символу продолжения рода, залогу семейного счастья. Считалось что берестяная кукла охраняет детский сон и оберегает от злых сил. И отношение к таким куклам было особенное, нельзя было выбросить или сломать куклу, потому что она была как живое существо.

Основная задача у нас, педагогов, – развивать у детей устойчивый интерес к произведениям искусства, к традициям, обычаям, быту; знакомить с различными игрушками, начиная от старинного оберега и заканчивая современной игрушкой, а также с их историей и с процессом изготовления игрушек собственными руками; прививать детям любовь, эстетический вкус и бережное отношение к игрушке.

Ведь не зря говорят: «Пока живы народные традиции и обычаи народа, жив народ».


В последние годы в дошкольных учреждениях возрос интерес к произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке. Между тем в работе современного детского сада мало реализуется воспитательный потенциал народной игрушки. Как показывает практика, народная игрушка используется в образовательном процессе как образец художественной деятельности, как элемент оформления интерьера детского сада.
Какую педагогическую ценность могут нести современные игрушки? Многие игрушки данного вида не отвечают элементарным психолого-педагогическим требованиям формирования морального сознания ребёнка, его интеллектуального развития и духовного здоровья.

Ориентируемая на скрытую агрессию, такая игрушка не развивает интеллект, сообразительность, а наоборот, разрушает ещё не сформированное детское миропонимание и нравственность.

А теперь сравним народные, авторские игрушки, сделанные из бересты.


Береста – материал экологически чистый природный, что уже можно считать огромным преимуществом. К тому же ей присущи некоторые уникальные свойства, которыми не обладают другие природные материалы – береста обладает бактерицидными свойствами, антигрибковым, антивирусным действием. Игрушки из коры берёзы очень удобны для ребёнка: они лёгкие и вместе с тем достаточно прочные, хорошо держат форму.

Преимуществом берестяной игрушки является её быстрое изготовление, она индивидуальна в своём роде и больше не повторяется. Недостатком современных игрушек является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство.

Ну а самое главное то, что берестяные игрушки несут тепло человеческих рук, любовь к природе. Ведь когда ребёнок играет такой игрушкой, сделанной руками взрослого, а не купленной в магазине – он играет с ней бережно, аккуратно.

Куколка народная – чудо из чудес!
Нет тебя пригожее и милее нет.
Мама дочке делала, всё тепло вложив,
Берестяную куклу из полосочек сложив…
Чтоб уколов не было от судьбы лихой
Чтоб счастливой доченька выросла большой.
Чтоб была подруженькой кукла ей всегда
И беду, и радости с ней всегда деля.
Пусть живут традиции на Руси моей!
Пусть играют в куколки доченьки детей!

Для воспитанников были сделаны берестяные игрушки, которыми они играют:


«Конверт для кукол-пеленашек»



Совместно с детьми мастерится много берестяных изделий, например:





В настоящее время народная игрушка может помочь сохранить в наших детях духовное здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, уважение к родной культуре и своей земле. Через народную игрушку мы передаём ребенку простое, но подлинное искусство. Всё это играет очень важную роль для социализации ребёнка.

Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Мои ученицы - девочки в возрасте 10-11 лет. В художественной школе мы занимаемся изготовлением изделий из бересты в разных техниках. Представляем на ваше обозрение конкурсную работу "Свидание", выполненную коллективом из 3-х человек

Мои ученицы - девочки в возрасте 10-11 лет. В художественной школе мы занимаемся изготовлением изделий из бересты в разных техниках. Представляем на ваше обозрение конкурсную работу

Эти работы мы отправляем на конкурс декоративно-прикладного искусства. Трудились над ними мы почти целый месяц.

Спасибо всем, кто заглянул.

Работа детей на конкурс


Работа предназначена на конкурс декоративно-прикладного искусства "Кубок России по ДПИ" авторы - учащиеся 4 класса художественной школы

Птица счастья

Птица счастья

Ко дню семьи мы с детьми делаем традиционных птиц счатья из бересты.

бабочки

бабочки

Готовлюсь к новому учебному году. Написала новую учебную программу "Художественная обработка бересты", готовлю к ней методичку.

моя дипломная работа

Сказка "Репка" Все персонажи сказки выполнены плетением из бересты

Сказка

Вот такая сказка у меня получилась!

Весна в моем саду

Больше всего я люблю нарциссы. Особенно эти карликовые. Их высота всего 10-15 см, но какая красота.

Больше всего я люблю нарциссы. Особенно эти карликовые. Их высота всего 10-15 см, но какая красота.

Весной в саду просто отдыхаю. Готовятся цвести многоцветковые нарциссы и тюльпаны.

Мои шкатулочки

Вот такой комплектик

Вот такой комплектик

Эти коробульки я склеила из бересты и украсила пермогорской росписью.

Мои зверюшечки

Кошечка и собачка вместе

Кошечка и собачка вместе

Это подготовка к моему дипломному проекту "Сказка "Репка" из бересты". Всех персонажей собираюсь плести из тоненьких полосочек бересты. Надеюсь все получится. Если кто-либо занимается данным видом творчества, посоветуйте и оцените, ПЛИЗ!

Обложка милому на паспорт

Решила порадовать мужа любимого. Давно уже выпрашивал такую.

Решила порадовать мужа любимого. Давно уже выпрашивал такую.

Деревенька

Коллективная работа моих учениц 4 класс

Коллективная работа моих учениц 4 класс

Немного пластилина из старого

Лисенок на рыбалке

Лисенок на рыбалке

Карандашница

Карандашница

Мои лилипутики

Лапти-ступни

Этих лилипутиков я сплела для своей дипломной работы

МК по конструированию из бересты. Каргопольский шаркунок

Предлагаю вам МК по одному из самых старинных направлений в обработке бересты - конструированию. Конструирование из бересты известно очень давно. В основном таким образом изготовляли детские игрушки-погремушки, называемые шаркунки. В каждом регионе была своя форма шаркунка.
Береста издавна известна своими специфическими свойствами: повышенной бактерицидностью, способностью притуплять болевые ощущения. На ощупь береста очень теплая. Это экологически чистый и безопасный материал, что имеет большое значение, ведь играть шаркунком будет маленький ребенок, и даже если он разгрызет его, то никакие острые или опасные предметы не попадут ему в рот и не поранят его.
Внутрь погремушки обычно клали сухой горох или мелкие камешки, извлеченные из зоба птиц, убитых на охоте.
Технология конструирования из бересты основана на свойстве бересты сворачиваться при нагревании.
Для изготовления игрушек используется свежая неслоеная береста. Наплывы и изъяны исключены. Чечевички обязательно должны быть расположены вдоль пластин. Размер пластин зависит от формы и назначения изделия. Классический размер ширины деталей – 2 сантиметра.
Принцип изготовления изделий способом конструирования.
1. Заготовить детали изделии, исходя из размеров. Расчет длины требуемой детали производится следующим образом: длина (количество кубиков, из которых состоит деталь) * 2 см * 2 стороны + 2 см на сгибы + 2 см верх детали + припуски на сборку и нижний клапан ≈ 2,5 см с каждой стороны. В зависимости от качества бересты припуск может быть различным. Если береста очень толстая, или деталь состоит из множества кубиков, надо увеличить припуски. Исходя из этого расчета длины деталей составят:
1 кубик – 2 Х 4 см
2 кубика – 2 Х 13 см
3 кубика – 2 Х 19 см
4 кубика – 2 Х 23 см
5 кубиков – 2 Х 27 см
6 кубиков – 2 Х 31 см
7 кубиков – 2 Х 35 см
8 кубиков – 2 Х 39 см
9 кубиков – 2 Х 43 см
10 кубиков – 2 Х 47 см
11 кубиков – 2 Х 51 см
12 кубиков – 2 Х 55 см
1. Проработать сгибы. На маленьких деталях, состоящих из одного кубика, прорабатываем два сгиба.
2. На всех остальных деталях прорабатываем только средние сгибы.

3. Сборка изделия. Собираем игрушку по описанию, при этом тщательно прорабатываем сгибы, обрезаем припуски на сборку, чтобы сгибы сошлись.
4. Фиксируем детали. Кладем игрушку в кипящую воду на 2-3 минуты или ставим на водяную баню
5. Пока изделие горячее, кладем в 2-3 кубика по 1-2 детали, создающей звук (сухой горох, камешки из зоба птицы).

Предлагаю вам МК по одному из самых старинных направлений в обработке бересты - конструированию. Конструирование из бересты известно очень давно. В основном таким образом изготовляли детские игрушки-погремушки, называемые шаркунки. В каждом регионе была своя форма шаркунка. Береста издавна известна своими специфическими свойствами: повышенной бактерицидностью, способностью притуплять болевые ощущения. На ощупь береста очень теплая. Это экологически чистый и безопасный материал, что имеет большое значение, ведь играть шаркунком будет маленький ребенок, и даже если он разгрызет его, то никакие острые или опасные предметы не попадут ему в рот и не поранят его. Внутрь погремушки обычно клали сухой горох или мелкие камешки, извлеченные из зоба птиц, убитых на охоте. Технология конструирования из бересты основана на свойстве бересты сворачиваться при нагревании. Для изготовления игрушек используется свежая неслоеная береста. Наплывы и изъяны исключены. Чечевички обязательно должны быть расположены вдоль пластин. Размер пластин зависит от формы и назначения изделия. Классический размер ширины деталей – 2 сантиметра. Принцип изготовления изделий способом конструирования. 1. Заготовить детали изделии, исходя из размеров. Расчет длины требуемой детали производится следующим образом: длина (количество кубиков, из которых состоит деталь) * 2 см * 2 стороны + 2 см на сгибы + 2 см верх детали + припуски на сборку и нижний клапан ≈ 2,5 см с каждой стороны. В зависимости от качества бересты припуск может быть различным. Если береста очень толстая, или деталь состоит из множества кубиков, надо увеличить припуски. Исходя из этого расчета длины деталей составят: 1 кубик – 2 Х 4 см 2 кубика – 2 Х 13 см 3 кубика – 2 Х 19 см 4 кубика – 2 Х 23 см 5 кубиков – 2 Х 27 см 6 кубиков – 2 Х 31 см 7 кубиков – 2 Х 35 см 8 кубиков – 2 Х 39 см 9 кубиков – 2 Х 43 см 10 кубиков – 2 Х 47 см 11 кубиков – 2 Х 51 см 12 кубиков – 2 Х 55 см 1. Проработать сгибы. На маленьких деталях, состоящих из одного кубика, прорабатываем два сгиба. 2. На всех остальных деталях прорабатываем только средние сгибы. 3. Сборка изделия. Собираем игрушку по описанию, при этом тщательно прорабатываем сгибы, обрезаем припуски на сборку, чтобы сгибы сошлись. 4. Фиксируем детали. Кладем игрушку в кипящую воду на 2-3 минуты или ставим на водяную баню 5. Пока изделие горячее, кладем в 2-3 кубика по 1-2 детали, создающей звук (сухой горох, камешки из зоба птицы).

Таким образом можно изготавливать различные игрушки, главное включить фантазию

Бумажная радуга ремёсел

Шаркунок — (от русского слова — шаркать) погремушка, сплетённая из берёсты с семенами (яблочные косточки, горох и т. д.) внутри. Другой вариант шаркунка состоит из деревянных элементов, собираемых подобно головоломке. Шаркунок может состоять из десятков сцепленных друг с другом брусочков с пазами.
Шаркунок традиционно дарили на рождение ребёнка. На верхушке вырезалась маленькая фигурка: для девочки — птица, для мальчика — конь. Игрушка имела функцию оберега — шум, издаваемый ею, отгонял от ребёнка злые силы.
Шаркунок - традиционная берестяная погремушка Европейского Севера России. Погремушки делал хозяин дома на радость детям и спокойствие родных. Шуршащий звук погремушки привлекал внимание и успокаивал малышей. Берестяной шаркунок давали малышам тогда, когда резались зубки.

Шаркунок — (от русского слова — шаркать) погремушка, сплетённая из берёсты с семенами (яблочные косточки, горох и т. д.) внутри. Другой вариант шаркунка состоит из деревянных элементов, собираемых подобно головоломке. Шаркунок может состоять из десятков сцепленных друг с другом брусочков с пазами. Шаркунок традиционно дарили на рождение ребёнка. На верхушке вырезалась маленькая фигурка: для девочки — птица, для мальчика — конь. Игрушка имела функцию оберега — шум, издаваемый ею, отгонял от ребёнка злые силы. Шаркунок - традиционная берестяная погремушка Европейского Севера России. Погремушки делал хозяин дома на радость детям и спокойствие родных. Шуршащий звук погремушки привлекал внимание и успокаивал малышей. Берестяной шаркунок давали малышам тогда, когда резались зубки. (фото 1)

Для изготовления погремушки-шаркунка вполне подойдет береста, снятая с березовых дров (не нужно сдирать ее с живого дерева). Чтобы береста стала эластичной, ее следует распарить. Шаркунок выполнен без применения клея. Благодаря свойству бересты скручиваться при высокой температуре, погремушка проходит термическую обработку в кипящей воде и приобретает прочность в сочетании с лёгкостью. После высыхания, внутрь погремушки вкладываются горошины. Технологию изготовления берестяного шаркунка сохранили деревенские мастера и передали новому поколению любителей народных традиций.

Для изготовления погремушки-шаркунка вполне подойдет береста, снятая с березовых дров (не нужно сдирать ее с живого дерева). Чтобы береста стала эластичной, ее следует распарить. Шаркунок выполнен без применения клея. Благодаря свойству бересты скручиваться при высокой температуре, погремушка проходит термическую обработку в кипящей воде и приобретает прочность в сочетании с лёгкостью. После высыхания, внутрь погремушки вкладываются горошины. Технологию изготовления берестяного шаркунка сохранили деревенские мастера и передали новому поколению любителей народных традиций. (фото 2)

Шаркунок может выполнять роль древнего русского оберега,который представляет собой коробочку из бересты с горошинами или другими зернами внутри. Обычно предназначен для ношения на шее. Шаркунок оберегает от дурного глаза. Считалось,что при негативном воздействии извне им достаточно погреметь как колокольчиком.

 Шаркунок может выполнять роль древнего русского оберега,который представляет собой коробочку из бересты с горошинами или другими зернами внутри. Обычно предназначен для ношения на шее. Шаркунок оберегает от дурного глаза. Считалось,что при негативном воздействии извне им достаточно погреметь как колокольчиком. (фото 3)

Возьмем акварельную бумагу и покрасим ее под бересту.

Возьмем акварельную бумагу и покрасим ее под бересту. (фото 4)

Береста: шаркунок. (фото 5)

Береста: шаркунок. (фото 6)

Береста: шаркунок. (фото 7)

Вот что у меня получилось.

Вот что у меня получилось. (фото 8)

В каждом доме можно найти берестяные вещи, у меня есть и шкатулочки, и лапти, и конечно есть ангел из бересты.

В каждом доме можно найти берестяные вещи, у меня есть и шкатулочки, и лапти, и конечно есть ангел из бересты. (фото 9)

В Новосибирске есть музей"Сибирская береста". С детьми мы ездили в этот музей на экскурсию. Музей «Сибирская берёста» в Новосибирске — единственный в мире музей современного искусства по берёсте. В экспозиции музея представлена уникальная коллекция из более чем 200 предметов декоративно-прикладного искусства из берёсты профессиональных художников и народных мастеров Сибири.

В Новосибирске есть музей

Береста: шаркунок. (фото 11)

Береста: шаркунок. (фото 12)

Береста: шаркунок. (фото 13)

Береста: шаркунок. (фото 14)

В музеи проводятся интересные мастер - классы по работе с берестой. Рашит Багаутдинов знакомит моих детей берестой.

В музеи проводятся интересные мастер - классы по работе с берестой. Рашит Багаутдинов знакомит моих детей берестой. (фото 15)

Береста: шаркунок. (фото 16)

Погремушка - один из самых древних видов игрушек, существующий с архаических времен, и распространенный по всему миру. Ни один малыш не вырастает без погремушки, которая служит ребенку на всем протяжении первого года жизни, и она всегда любима: ведь ее можно не только рассматривать, но и слушать. Не случайно звучащие игрушки издавна существовали у многих народов, а самым древним глиняным погремушкам, найденным археологами, около 4000 лет.

В древней Руси погремушки для детей делали из разных материалов: из глины, дерева, бересты, лозы. И форма была разная - от округлой до цилиндрической и крестовой. Наполнялись они камешками, горошинами, маковыми головками.

Глиняные погремушки делали так: изготавливали две полые половинки, заполняли их глиняными же шариками и соединяли половинки.



Простые погремушки-шаркунки из бересты

Особенно любили плести погремушки из бересты. В её состав входит серебро, что обеспечивает её антисептические свойства. Кроме этого, они были теплыми и приятными на ощупь.

Использовали также лозу. Погремушки были самой различной формы. Наполняли их камешками или горошинками, и назывались они шаркунками, грематушками или побрякушками.

Шаркунок - (от русского слова - шаркать). Известно два типа шаркунков. Это и погремушка, сплетённая из бересты с семенами (яблочные косточки, горох ) внутри, и деревянная игрушка, состоящая из элементов, собираемых подобно головоломке. Шаркунок может состоять из десятков сцепленных друг с другом брусочков с пазами.

При этом оба типа шаркунков повторяли модель мироздания. Забавляясь с ним, ребенок впервые в жизни соприкасался с устройством мира.



Поморский шаркунок на ручке



Поморская игрушка-погремушка головоломной конструкции

Предполагается, что деревянный шаркунок происходит с побережья Белого моря.

На севере России на рождение ребенка традиционно дарили шаркунок довольно сложной конструкции. На резной ручке-балясине - довольно хрупкий шар, собранный с помощью особых плотницких замков из множества деревянных пластинок-брусочков. При потряхивании шаркунка в полых ячейках внутренней структуры перекатываются горошины. На верхушке вырезается маленькая фигурка, для девочки – птицы, для мальчика – коня. Игрушка несла магический смысл. Шум, издаваемый ею, отгоняет от ребенка злые силы. Для детей постарше эта игрушка может служить увлекательной головоломкой: удаление замковой палочки, закрывающей систему брусочков, позволяет разбирать игрушку на составные части, а потом снова ее собирать.

Мастерок с рюмками «Мастерство не пропьешь»

Мастерок с рюмками «Мастерство не пропьешь»

Бурная река.

Бурная река.

Подставка для специй

Подставка для специй "Французская кухня", 17x12x18,5 см

Значки

Значки "9 мая", 3 штуки.

Коврик придверный «Если не знаешь что делать - делай шаг вперед»

Коврик придверный «Если не знаешь что делать - делай шаг вперед»

Пейзаж - картина на зеркале.

Пейзаж - картина на зеркале.

Бабочка Данаида - картина на зеркале.

Бабочка Данаида - картина на зеркале.

Картина на зеркале - Пейзаж.

Картина на зеркале - Пейзаж.

История берестяного промысла.

Художественные изделия из бересты - оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.

Береста - это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор.

Из бересты делались раньше и делаются сейчас туеса (бураки) - сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь - плетеный заплечный мешок, на ногах лапти, часто сплетенные из бересты. Кузовки, берестянники - короба для муки и меда, лукошки, пастушечьи рожки, канаты для рыболовных снастей, - все это делалось из бересты.

По характеру орнамента северную резную бересту можно разделить на несколько видов, связанных с другими областями народного искусства - вышивкой и резьбой по кости.

История берестяного промысла.

Технология изготовления

Береста как материал для бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Из этого пластичного, стойкого материала изготовлялись плетеные изделия: кузова, корзины, пестери, лапти, хлебницы, солонки. Береста шла на изготовление туесов - сосудов с крышкой, которые делали из цельного «сколотня» («сколотень» - снятая чулком со спиленного дерева кора березы). Плетеные изделия выполняются в технике прямого и косого плетения. Кузова, пестери имеют прямоугольную форму, лапти и ступни делаются по форме ноги, а солонки выполняются в виде уточек, бутылочек и т. д.

Плетеные из бересты изделия обычно не украшают дополнительно. Главную эстетическую нагрузку несет сама форма изделия, мягкая, бархатная фактура бересты, разнообразие природного материала. Так, весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, а осенняя - теплая, темно-коричневая. При сочетании бересты разного цвета получается дополнительный цветовой эффект.

Заготавливают бересту в начале лета, в конце мая - июне, когда береза полна соков, и береста легко отстает от остальной коры. Если ее снимали умело, не повреждая следующий слой коры - зазелень, то это не вредило дереву, и через несколько лет на нем вырастала снова нарядная белая одежда.

Первые известные сведения о технике обработки бересты относятся к XVIII столетию. Для резьбы по бересте требуются самые простые орудия: нож и шило. Сначала вырисовывается контур рисунка, который затем вырезается острым ножом. Резьба и тиснение по бересте иногда сочетались с канфарением. Ударяя молотком по канфарнику (чекан в виде трубочки), мастер «выбирает» фон предмета и получает зернистую поверхность. Эта техника издавна известна в обработке металла. С XIX века она применяется и в берестяных изделиях.

В Архангельской губернии из бересты делали короба, туеса, шкатулки, блюда, ларцы и прочие предметы домашней утвари и расписывали их живописными растительными узорами. Как правило, мастера заполняли поверхность изделий растительным орнаментом (тонкий извилистый стебель с листьями и ответвлениями, плавными изгибами). Сквозное, ажурное «кружево» (резьбу) из бересты мастера накладывали обычно на яркий фон из ткани, фольги или бумаги, что позволяло добиваться высокого декоративного эффекта.

Берестяные туеса (бураки) чаще орнаментируются. Сам процесс изготовления туеса довольно сложен: необходимо аккуратно снять с дерева кору, не повредив ее. Это будет внутренняя сторона туеса. Она цельная, из нее даже вода не вытечет. Сколотни по лицевой стороне оборачиваются «рубашкой», т. е. берестой, разрезанной с одной стороны. Рубашка несколько меньше сколотня, она закрывается в «замок». Затем в распаренный сколотень, обернутый рубашкой, заколачивается деревянное донышко. Сверху вырезается крышка с ручкой. Туес готов. Мастер по своему усмотрению и в соответствии с бытующей в данной местности традицией, перед тем как закрыть сколотень рубашкой, может украсить его геометрическим или зооморфным (изображение животных) орнаментом. Иногда рубашку туеса вырезают напросвет растительным орнаментом или геометрическим узором.

Центры берестяной резьбы: Великий Устюг (Вологодская область), Семенов (Нижегородская область), Архангельская, Томская области и Якутия

Специализация: изделия из бересты

Основные изделия: корзины, шкатулки, туеса, короба, сосуды для хранения мёда и сметаны.

История берестяного промысла.

Береста и быт

Береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту.

В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники, перекрытия дольше служили, если между деталями конструкции прокладывали бересту. В некоторых деревнях и сейчас покрывают баньки и подсобные строения берестой из-за дороговизны рубероида. Крыша, крытая скалой (берестой), служит не меньше 40 лет.

В крестьянском доме, можно было увидеть много берестяной утвари, весьма необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. Разбитые горшки получали «вторую жизнь» после обвивания их берестяной лентой. Во дворе можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на рыбацких сетях - поплавки.

Все, начиная с обуви и кончая шляпой, можно было сплести или сшить из бересты. В 1882 году на Всероссийской выставке в Петербурге в финском отделе был выставлен костюм, где шляпа, пиджак, штаны, сапоги были сплетены из бересты.

История берестяного промысла.

Шемогодский промысел берестяных изделий

Шемогодская прорезная береста, пожалуй, самый известный берестяной промысел в России. Знаменит он и за границей. Название свое промысел получил от речки Шемоксы, что впадает в Северную Двину ниже Великого Устюга.

К 1882 году в Шемогодской волости В. Устюжского уезда помыслом занимались 168 человек. Вот что писалось в Очерке кустарных промыслов Вологодской губернии: «Лучшие бурачники в деревне Курово-Наволок. Они делают по заказу чрезвычайно изящные бураки». Имеются в виду изделия, украшенные прорезной берестой: туески, блюда, перчаточницы, пеналы, дорожные шкатулки и другие изделия. Изящный растительный орнамент, вырезанный мастером, украшал стенки и крышки изделий. Береста на темном или золотистом фоне выглядела как дорогой материал. Естественно, и изделия были привлекательны для покупателя.

Самым известным мастером этого промысла был И. А. Вепрев. Именно его изделия получили большую известность и принесли славу шемогодской бересте. Мастер имел десять медалей и дипломов различных выставок и ярмарок, в том числе и медаль Всемирной выставки 1900 г. в Париже. В 1882 г. на Всероссийской промышленной ярмарке его изделия были удостоены премии и полностью куплены императорским двором. Стоили они очень дорого: от 5 до 13 руб. за штуку, в то время как заработок крестьян, занимавшихся бурачным промыслом, по сведению Ф. Арсеньева, составлял 16 руб. за 6 зимних месяцев. В связи с большим спросом на изделия промысел постоянно расширялся. Работали не только мужчины, но и женщины, дети. 21 ноября 1908 г. в деревне . Погорелово была открыта крестьянская ремесленная школа. Изделия с прорезной берестой в основном шли за границу. В США были модными шкатулки для перчаток, автоматы для папирос. Франция и Германия тоже пользовались изделиями с речки Шемоксы. Революция 1917 г. мало повлияла на работу мастеров. Советской республике нужна была твердая валюта для подъема народного хозяйства. В 1918 г. кустари деревни Кирово-Наволок по инициативе мастера А. В. Вепрева объединились в Шемогодскую кооперативно-производственную артель. Перечень выпускаемых изделий был велик: платочницы, перчаточницы, табачницы, чайницы, рабочие ящики, коробки с выдвижными крышками, автоматы для папирос, коробки книгой, восьмиугольные и пирамидами. В 1928 г. представительство Госторга предполагало реализовать в Германии берестяных изделий на 5000 рублей золотом. А в 1930 г. Всероссийский союз промысловой кооперации обязался поставить па экспорт Кустоэкспорту берестяных изделий на 10000 рублей золотом.

История берестяного промысла.

С начала 30-х годов необходимость в золотой валюте падает благодаря подъему народного хозяйства страны. Экспортная деятельность художественных промыслов значительно сокращается, и они переключаются на работу для внутреннего рынка. Производство шемогодских берестяных изделий продолжалось до ликвидации промкооперации в 1960 г. Сейчас фабрика «Великоустюжские узоры» продолжает работать с берестой.

История берестяного промысла.

Другие берестяные промыслы

Как и в Вологодской губернии, в Вятской губернии существовал промысел туесов. Они уступали во многом вологодским, особенно по декорированию. Но вятская губерния славилась промыслом берестяных тростей, которые были модными у горожан в XIX веке. Берестяные трости были легкими и прочными, к тому же прекрасно смотрелись. Круглые заготовки бересты нанизывались на металлический прут и шлифовались.

Олонецкие берестяные промыслы - в очерке «Кустарная промышленность в Олонецкой губернии» авторы указывают на промысел берестяных веревок и дешевой конской упряжи. И, конечно, туесов. Интересно замечание, что туес служит до 25 лет, и продукцию крестьян с удовольствием покупают горожане. Лучшие туеса - Каргопольского уезда с Лодыгинской, Нифонтовской и Волосовской волостей.

Берестяной промысел Прикамья - в нижнем течении реки Чусовой существовал крупный центр производства туесов с тиснением. Тисненый орнамент покрывал весь туес сверху донизу. Геометрический орнамент, состоящий из ромбов, крестиков, диагональных и вертикальных полосок, звездочек, зигзагов, облагораживал берестяные туеса и не нарушал целостности материала. Самые лучшие туеса делали мастера с Чусовских городков. Пермские губернские ведомости в 1865 году отмечали, что за зиму в Нижне-Чусовских городках крестьяне делают до 100000 штук туесов. Про них говорили: «Летом рыбачат, зимой бурачат». В окрестностях Нижнего Тагила, кроме тисненых туесов, делали расписные туеса и украшенные переводными картинками.

В Тобольской и Томской губерниях известны берестяные промыслы туесов и «кисок». Киска - это своеобразный ковер (2-2,5х1 м), который использовался для защиты от дождя. Известны берестяные промыслы в Рязанской, Могилевской, Нижегородской губерниях и в Закарпатье.

История берестяного промысла.

Это интересно

Кустарные промыслы в России имели обширное распространение и давали значительный заработок населению. По некоторым источникам, берестяным промыслом в России занималось 115 тысяч человек. Бурачный промысел занимал одно из ведущих мест.

В литературе, наряду со словом «туес», укрепилось слово «бурак» в одном и том же значении - берестяной сосуд цилиндрической формы с крышкой и донышком. И хотя у слова «бурак» 11 значений, а у слова «туес» - одно, почему-то за промыслом укрепилось название бурачный.

В Архангельском областном словаре в статье «Бурак» приведены предложения, записанные в разных районах области: «Из береста бурачков наладят. это уж ноне стал бурачок, а прежнее – туесок», «И может бурачок сделать, а прежнее – туесок», «Если занадобится что перенести, так туесок, а потом помодней - бурачками стали звать».

В словаре современного русского литературного языка в статье «Бурак» замечено, что шведское «Bark» - банка, коробка, похоже на наше «бурак», что указывает на иностранное происхождение слова. Сейчас в научной литературе чаще встречается «бурак». А «бурак» - это и корзина, и свекла, и остов печи, и одиночная камера, и сапог, и туча, и другие значения, так что справедливо бы называть промысел туесовым.

Читайте также: