Игрушки из глины современные

Обновлено: 28.04.2024

народное творчество / керамические изделия / гончарные промыслы / глина / гончарный круг / традиционная игрушка / народная культура. / folk art / pottery / clay / potter’s wheel / traditional toy / folk culture.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кулешов Андрей Геннадьевич

Статья посвящена основным направлениям современной глиняной игрушки: традиционному, которое представляют произведения самих народных художественных промыслов; авторскому, — его представляют художники-профессионалы, использующие образы традиционной игрушки в своих работах в качестве основы, и самодеятельному, которое не связано с профессиональной подготовкой и дает свободное толкование образов народной игрушки (они могут быть сделаны и взрослыми и детьми, интересующимися данным видом народного искусства). Главное место в наши дни занимает традиционное направление — произведения, созданные мастерами на народных промыслах. Однако важную роль играет и авторская глиняная игрушка, которая позволяет реконструировать то, что не сохранилось с утратой некоторых промыслов, или создать новый образ, по духу близкий традиционным народным игрушкам. Интересными могут быть и игрушки самодеятельные, если они оригинально используют народные образы.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кулешов Андрей Геннадьевич

The modern traditional authors’ and amateur’s clay toy as artistic phenomena

The article treats the main directions of modern clay toys evolution: the traditional one, which is the product of the folk art crafts themselves; the authors’ one, — it is represented by professional artists who use images of traditional toys in their works as a basis, — and amateur one which includes the artists, who are not associated with professional training and give free interpretation of images of folk toys (they can be made by adults and children interested in this type of folk art ). The main place today is occupied by the traditional direction, i. e. by works created by craftsmen within folk crafts. However, an important role is played by the authors’ clay toy, which allows to reconstruct what has not survived with the loss of some trades, or to create a new image, in a spirit close to traditional folk toys. Amateur toys can also be interesting if they use folk images in original way.

Текст научной работы на тему «Современная традиционная, авторская и самодеятельная глиняная игрушка как художественное явление»

ЭО!: 10.24411/9999-022А-2019-10210 УДК 745 ББК 85.12

А. Г. Кулешов (Москва)

Современная традиционная, авторская и самодеятельная

глиняная игрушка как художественное явление

О том, что русская глиняная игрушка является интереснейшим и поистине уникальным видом народного искусства — очень древним по своему происхождению, многогранным по образному содержанию и значению, разнообразным, самобытным и ярким в своих художественных решениях, — хорошо знают все. Это известно и специалистам, занимающимся народным творчеством, и просто ценителям этого искусства, и, конечно, художникам. Многих восхищает в игрушке ее первозданность и органичность, оригинальность творческого подхода. Художников же поражает природная красота, выверенность в скульптурных, живописных и декоративных формах. Произведения лучших старых мастеров, представляющих не только знаменитые крупные игрушечные промыслы России, но и менее известные, так называемые малые промыслы (а они тоже важны и заслуживают внимания), — всё это действительно является нашим огромным богатством, национальным достоянием. Игрушка дает представление о высочайшем уровне мастерства, характерных особенностях и широком художественном спектре наших народных ремесел, тем более что с большинством из них она образно тесно связана.

Игрушка как вид народного творчества ярко демонстрирует особенности современного художественного процесса и тех задач, которые стоят перед нашим обществом. Если мы действительно хотим сохранить нашу народную игрушку, мы прежде всего должны заботиться о ее промыслах, проявлять особое внимание к мастерам старшего поколения, которые могут быть важным примером для творческой молодежи. Ведь художественный промысел — это традиция: опыт, сложившийся многими десятилетиями, опыт целых поколений народных мастеров, которые выработали наиболее удачные и удобные в конкретных условиях художественные решения — образные, типологические, изобразительные, — соотносившиеся с народными вкусами, мировоззрением и чувством природного материала. Сложившиеся общие правила: приемы работы с материалом, определенные изобразительные принципы, использующиеся применительно к утвердившейся в данном центре типологии, — всё это и есть традиция.

Еще совсем недавно, в 1950-е гг. (не говоря уже о 1930-х), эта заданность, определенная нормативность народного искусства представлялась фактором консервативным. На самом же деле, как это стало понятным теперь и подтверждено творческими достижениями многих мастеров на промыслах, эта нормативность не только не тормозит развитие игрушечного производства и творческую деятельность каждого из мастеров, но, наоборот, скорее организует, дисципли-

нирует и активизирует творческий процесс. Традиция сама очищает от лишнего, но не мешает при этом проявлению индивидуального начала. Каждый мастер имеет свой почерк и особенности в трактовке образа. Кого бы из очень известных мастеров-игрушечников мы ни взяли, никак нельзя сказать, что они хоть в какой-то мере нарушают традицию. В том-то и дело, что личностное не выходит у них за рамки нормы. Традиция для них остается стержнем, основой в творческом процессе. Будь то абашевские быки и олени у Тимофея Зоткина, дымковские барыни и кони у Е. З. Кошкиной и З. В. Пенкиной, каргопольские кони, медведи и Полканы у Ульяны Бабкиной или фигурки крестьян, горожанок, медведей у И.В. и Е. В. Дружининых — все эти образы при всей своей индивидуальности всегда остаются в русле традиционного, в той изобразительности, которая характерна для стилистики данного игрушечного промысла. Даже если мастер не связан напрямую с промыслом, но следует его правилам, он может быть определен как мастер традиционный.

Вполне понятно, что именно традиционное направление всегда было и до сих пор остается главным в глиняной игрушке. Оно без всяких оговорок связано с настоящей народной культурой, ее образностью и стилистикой, даже если учитывать, что этот вид искусства последовательно развивался и глиняная игрушка середины и второй половины XIX в. заметно отличается от игрушки на рубеже Х1Х-ХХ вв. и в XX в. Понятие «народное» используется в данном случае не в расширительном значении, к которому мы привыкли, а в историческом. «Народная» — значит связанная с основной средой, в которой родилось и использовалось данное искусство, т. е. с крестьянским сельским и посадским городским населением России.

Положение изменилось к концу XX в. и в XXI в., когда определилось и стало иметь большое значение в художественном процессе совсем новое направление, получившее название «авторская игрушка». В наши дни оно уже является довольно масштабным и имеет свою перспективу в развитии.

Что в современном художественном творчестве понимается под определением «авторская игрушка»? В чем ее отличие? Авторская игрушка — это глиняная игрушка, создаваемая профессионалами, художниками, скульпторами, имеющими специальную подготовку и использующими традиционную игрушку как ориентир, но при этом следующими определенным самобытным путем. Личностное, индивидуальное в подходе к образному решению начинает у них превалировать над общепринятыми правилами изготовления традиционной игрушки. Границы между традиционным и индивидуальным часто оказываются очень размытыми, градаций довольно много. Однако важно то, что все-таки в конечном итоге направляет в их работе, что является доминантой. Авторскую игрушку создают в основном художники, непосредственно с промыслом не связанные. С той или иной мерой приближенности они иногда используют стилистику какого-то промысла, известного своей глиняной игрушкой, но в ее историю и специфику производства, как правило, не вникают. Ими руководят собственные идеи и художественные представления. В результате рождается новый образ, на народную игрушку одновременно похожий и непохожий, в котором четко определяется индивидуальное начало. Провести границу в этом случае бывает непросто, но говорить о размытости ее всё же не приходится.

Сложнее ситуация, когда авторская игрушка появляется на базе самого промысла и создающий ее мастер считает для себя возможным выход за пределы дозволенного общими правилами. Личностное и здесь явно выходит за рамки

нормы, хотя связь с традиционным не разрывается полностью. Интересным примером такого искусства, как нам кажется, могут быть поздние работы Людмилы Николаевны Докиной, известной дымковской мастерицы. Ее «Пушкинская серия» — в большей степени все-таки авторская работа, мало похожая на характерные игрушки Дымкова. Выполненные ею композиции на сюжеты из жизни самого поэта в целом остаются в традициях этого промысла, но содержательно образы намного сложнее. Группа, представляющая Пушкина, сидящего с Натальей Николаевной на скамье под цветущими деревьями, действительно очень похожа на типичную дымковскую «парочку», но персонажи выглядят необычно: они и гротескные, и сказочные одновременно. Пушкин у Докиной сам как будто неожиданно попадает в мир любимых им сказок и сказочных образов. Это, конечно, очень индивидуальный, личностный подход, а тема для промысла несвойственная.

Молодые люди, недавно занимающиеся на промыслах и стремящиеся проявить себя, тоже порой начинают склоняться к авторскому направлению. Они отходят от традиции, но кончается это чаще всего эклектичными и малоинтересными решениями. Такие молодые мастера есть и будут. Они встречаются и в дымковском, и в каргопольском промысле, в той его части, которая относится к объединению «Беломорские узоры».

Примерно в таком же пограничном положении между авторской и традиционной народной глиняной игрушками находятся и произведения художников, которые работают над возрождением уже угасших, но когда-то активно действовавших народных промыслов. Опираясь на археологические находки, свидетельства местных жителей и работы еще оставшихся в живых художников-энтузиастов, когда-то работавших на промысле, они стараются наладить прежнее производство. Создаваемые ими образцы реанимированного промысла, кажется, документально точны, но едва ли эти художники полностью добиваются желаемого. Хотя художественную ценность можно проверить только временем. Конечно, такую игрушку нельзя безоговорочно назвать народной и традиционной, скорее, она также должна быть определена как авторская, близкая народной и повторяющая ее. Граница и в самом деле здесь размыта. Таких возрожденных игрушечных промыслов в наши дни довольно много — не один и не два. Это воронежская и старооскольская глиняные игрушки, орловская игрушка в Плешко-ве и Чернышине, суджанская и кожлинская в Курской области, солецкая в Новгородской области.

В качестве примера можно рассмотреть образцы вновь появившейся воронежской глиняной игрушки. Галина Ивановна Арефьева, многие годы занимавшаяся воссозданием этого утраченного промысла, добилась немалых результатов. Нарядные, с большим вкусом орнаментально оформленные, органичные в пластическом решении, новые воронежские игрушки могут быть и очень близки к оригиналам. Красивы фигурки зверей и птиц, женские изображения. Правда, иногда они очень напоминают липецкие (известные игрушки из романовского промысла), но связь между двумя этими старыми игрушечными центрами подтверждается разными документальными материалами. Очень хочется назвать воронежскую возрожденную игрушку народной традиционной, но справедливости ради следует все-таки остановиться на определении «авторская» в традициях старого воронежского промысла.

К разряду авторской игрушки принадлежит и современная московская игрушка-скульптура, получившая название «Перовская мурава», потому что родилась

в Центре детского и юношеского творчества в московском районе Перово. В художественном отношении это явление очень интересное. Создаваемая здесь под руководством Галины Алексеевны Алёшиной и Ольги Николаевны Шемягиной игрушка-скульптура выполняется с использованием тех образов, которые запечатлены на подлинных московских поливных (муравленых) изразцах XVII в. Эти всадники, львы, грифоны, китоврасы, олени и другие фигурки с максимальной точностью, но в творческой интерпретации (поскольку переведены из рельефного изображения в объемное) повторяют замечательные образы XVII в., делая их произведениями современного искусства декоративной пластики. Образы этой скульптуры-игрушки удивляют выразительностью своих решений и красотой цветной (в основном зеленой) поливы, использующей в сочетании и старые, и новые технологии. Вопроса, авторские это изделия или традиционные, в данном случае обычно не возникает, хотя сходство удивительное.

Авторскими работами являются и реконструкции, точно повторяющие уже не изображения на изразцах XVII в., а настоящую московскую глиняную игрушку этого времени. Она может быть ангобированной расписной или нерасписной, сохраняющей тон природной глины. Эти образы, реконструированные с большим мастерством Сергеем Александровичем Сидоровым, тоже поражают своей подлинностью и вкусом, изобретательностью в технике исполнения, но и они только предельно приближены к подлинникам московского гончарства. Это тоже авторская игрушка.

Завершающим примером современной авторской глиняной игрушки может быть еще одно художественное явление наших дней — тверская расписная ново-торжская игрушка. Она появилась в конце 1970-х гг., и природа ее особая: ее трудно с чем-либо сравнивать. В Торжке издавна занимались гончарством, но промысла, сосредоточенного только на изготовлении глиняной игрушки, не было. Авторские разработки Галины Алексеевны Климовской возникли в связи с созданием специализированного цеха на местном заводе керамических изделий. Согласно рекомендациям сотрудников Научно-исследовательского института художественной промышленности, начались работы по внедрению в производство экспериментальной глиняной игрушки. Она была создана творческими усилиями целого ряда людей. Аналогий ей ни в формах, ни в технологии и приемах росписи не было. Свой оригинальный стиль здесь сконструировали, стараясь быть ближе к фольклорным образам и формам, никого при этом не повторяя.

Идеи, которые в этот период проводились в жизнь, были связаны с переходом к совсем другой, промышленной ориентации производственного процесса. То, что было создано в Торжке, отражало эту направленность. Игрушка, которую изобрели здесь в конце 1970-х гг., и современная новоторжская игрушка очень отличаются друг от друга. Трудности были большие: нужно было преодолевать опасность серийности и механического тиражирования, которые чужды народной игрушке. Современная новоторжская игрушка теперь во многом усовершенствована и действительно более приближена к образцам народной игрушки. Вложен большой труд и старания по корректировке некоторых ее особенностей в прошлом. В настоящее время она уже имеет определенный художественный стиль, хотя и искусственно возникший. Наверное, это самый сложный пример современной авторской глиняной игрушки, но она существует и продолжает развиваться трудами работающих на этом производстве.

Еще одно направление в современной глиняной игрушке — самодеятельная игрушка. Из названия понятно, что эти изделия связаны с самодеятельным, не-

профессиональным творческим процессом. Ее изготавливают в разных местах, в основном дети, однако и многих взрослых, обратившихся к творчеству, также увлекает этот процесс.

Трудность заключается в том, чтобы разграничить то, что можно назвать игрушкой, и то, что может служить в игре, но использоваться и как произведение мелкой декоративной пластики. Дети и взрослые с удовольствием делают из глины свои произвольные, не подчиненные никаким правилам и стилю небольшие фигурки. Какая-то часть из них ориентирована на конкретные образцы народной игрушки, другая в общем отражает разные впечатления от увиденного (на природе, дома, в цирке, зоопарке, на выставке). Это тоже будут звери, птицы, небольшие композиции с человеческими фигурками. Бывает так, что созданные детьми или взрослыми глиняные фигурки-игрушки сильно приближаются по своим формам и даже по восприятию к формам и образам, фольклорным по происхождению. И такой случай — большая удача. Главное — это чувство материала и острота видения, а этим многие дети наделены. Эти качества можно развивать и на специальных занятиях в студиях и кружках, а теперь еще и в школе, где введен в программу урок, знакомящий с народной культурой и разными видами художественных ремесел.

К сожалению, в наше время слишком большое влияние имеет массовая культура и образы, ею насаждаемые. Однако этому можно противостоять педагогическими средствами: с помощью образовательных и воспитательных программ внешкольных занятий. Знакомство с произведениями народной традиционной игрушки иногда заканчивается копированием конкретных образцов любимой всеми дымковской, каргопольской, абашевской игрушки, но этот путь представляется малопродуктивным, если к нему ничего не добавляется. Интересны, например, опыты издания небольших альбомов для раскрашивания и орнаментирования образцов народной игрушки, которые выпускались на некоторых промыслах (например, в Каргополе). В них представлены основные типы изделий промысла или конкретного мастера (в Каргополе это игрушки У. И. Бабкиной), а от ребенка требуется самостоятельно довести работу до конца, применяя свои знания.

Можно сделать вывод, что самодеятельная игрушка — направление интересное, несмотря на свои сложности, и, конечно, имеющее право на существование. Здесь много работы и вместе с тем много возможностей. Однако и авторская, и самодеятельная игрушки в той или иной степени опираются на художественную традицию, без которой не существовало бы народного промысла.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная










История глиняной игрушки

Основные приемы работы с глинной

Инструменты и материалы

Мастер – классы по изготовлению сувениров из глины

Сувенир «Кот и рыба»

Сувенир «Кот с мешком»

− Приемы работы с глиной

− Идеи для творчества

Этот сборник мастер-классов дарит вам уникальную возможность постигнуть секреты старинного вида рукоделия, а именно освоить технику лепки из глины. Изделия на страницах сборника располагаются в порядке от простых к сложному, что поможет вам постепенно овладевать необходимыми для их изготовления навыками. В том сборнике представлены дополнительные идей для творчества и раскрыты основные приемы работы с глиной.

Данный сборник поможет воспитать тебе трудолюбие аккуратность, целеустремленность, систематизировать знания.





История глиняной игрушки


История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка — одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы.

В. С. Воронов полагал, что сами создатели игрушек «часто чувствовали в них гораздо больше содержания, чем минутная утеха детства»

Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера. Игрушки — обереги, и игрушки потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки. Дымковские, филимоновские, абашевские. Все это — русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. Но, к сожалению, совсем несправедливо забытые нами.

Народная керамическая игрушка - особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образцы игрушек лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет мастеру скучно делать горшки, возьмет да и слепит что-нибудь эдакое.

В глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов. Это женская фигура, конь, птица, всадник, олень, медведь в различных вариантах и фантастических или более правдоподобных сочетаниях. Характерные для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом центре ее изготовления и не повторялись буквально.

Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки. Орнамент часто покрывает фигуры животных, заменяя изображения шерсти или оперения. Цвета росписи локальные, сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения. Многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черно цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота, наклеенными на головные уборы и воротники дам.

До десяти цветов применяли дымковские мастерицы, а краску составляли на яйце с квасам или уксусом, то есть писали темперой. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. И сама роспись так же многословна, не однотипна, имеет насколько разных орнаментально - композиционных схем. Клетка, полоска, кружки, овалы, точки, все это, ритмуются в самых разнообразных сочетаниях.

Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.


Еще один вид глиняной игрушки - это филимоновская. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Промысел игрушки возник в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Филимоновскую игрушку красят по- прежнему в яркую полоску, добавляют в узор орнамент в виде солнышка, елочки, ягодки. Красная, желтая, зеленая, а теперь наоборот, желтая, красная, зеленая – и снова не забывая свой черед, повторяются полоски, уверенно ритмично ведут по форме иногда чуть теснятся, набегают друг на друга, рябит в глазах полосатое трехцветие. Основную массу изделий филимоновского стиля, составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдалённо напоминает медвежью.

Большую популярность со второй половины1970- х годов приобрела ранее забытая абашевская игрушка, которая зародилась и в деревни Абашево. Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н.М. Церетели (1890-1942). Он собрал первую коллекцию дудок, особо выделив изделия талантливого мастера Л.Ф. Зоткина (1979- до 1933). Коллекция Церетели позже разошлась по центральным музеям. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни. Фигурки людей одеты в замысловатые шляпы с полями. В игрушках 1930 – х годов, еще сильнее утрирована массивность фигур, длинные шеи и мощные рога, короткие ноги. Сохраненный современными мастерами тип абшевской игрушки 1930 – х годов приобрел значение традиции – устойчивость и убедительность сложившейся декоративной системы

Существует большое многообразие глиняной игрушки, которое зависит от географического положения и местных традиций. На основе этого можно сделать вывод что, глиняная игрушка в наши дни получила новую жизнь в качестве декоративной скульптурой, которая прекрасно гармонирует с современной мебелью, тканями и не просто украшает жилой или общественный интерьер, а всегда несет активный положительный эмоциональный заряд.

Основные приемы работы с глинной

Существует довольно много различных способов ручной лепки. Многие из них отличаются простотой или сложностью технических решений.


Учитывая особенности изготовления изделий в сборнике мастер-классов «Глиняный креатив», остановимся на таких способах как лепка из целого куска глины и лепка из пластов. В зависимости от степени влажности из целого куска глины можно либо вытянуть, либо вырезать самые различные формы, выполняемые различными инструментами и приспособлениями. Это самый древнейший и распространенный способ лепки, и порой считается примитивным, так как его используют не только народные мастера, но и художники керамисты. В процессе лепки из пластин, пластины имеют одинаковую толщину, а для раскатывания используют обычную хозяйственную скалку.

К способам декорирования изделий относят: тиснение, гравировка, налепные узоры. В выбранном нами комплекте использованы все способы декорирования. До сих пор археологи находят в поселениях древнего человека черепки и даже целые сосуды, украшенные так называемым текстиль - орнаментом - отпечатками грубых тканей и рыбацких сетей. Это, пожалуй, самый древний вид тиснения. Тиснение и гравировка выполняются специальными или подручными приспособлениями, слегка нажимая и вдавливая в глину. Налепные узоры основные элементы составляют узоры, - жгуты и разновеликие шарики, бусины, конусы и т.п.

http://www.promtehlab.ru/upload/iblock/030/26.jpg

После изготовления и декорирования изделия его необходимо высушить, затем происходит обжиг. На первой стадии обжига - примерно в течение двух часов температура должна быть не очень высокой. Что позволит печи нагреться. Потом печь включают на более высокую мощность, постоянно увеличивая температуру нагрева до 700°С, контролируя визуально через смотровой глазок. Если внутри камеры темно, обжиг продолжается. Но как только ее стены раскалятся докрасна, значит, обжиг пора прекращать, выключить печь и дать ей полностью остыть, только после этого можно доставать изделия из печи и приступать к следующему этапу художественного оформления.

http://mags73.ru/mag1/data/big/190327_x.jpg

Художественное оформление изделие включает росписи и отделку. В выбранном нами комплекте сувениров из глины отделкой будет являться текстильное волокно, с помощью которого будет осуществляться соединение некоторых деталей изделия, а роспись будет выполняться в виде частичного покрытия цветом узора и некоторых частей сувенира (глаза, нос, элементы декора)

Инструмент и материалы

Для изготовления сувенирных изделий сырьем является глина. От качества приготовленной глины будет зависеть качество изделия. Глины в природе множество. Единого рецепта приготовления глиняной массы нет, поскольку это зависит от местности где была взята глина. Есть глина более жирная, тогда в процессе ее подготовки необходимо вмешать мелкого, очищенного песка. Если же она сухая и трескается, то в ее состав необходимо вмешать немного жирной глины, или в процессе работы размягчать ее при помощи добавления воды.

Свежую глину подсушивают на открытом воздухе или батарее, затем разбивают ее молотком, засыпают в емкость и заливают водой, так, что бы вода скрыла глину. Оставляют эту смесь на некоторое время периодически перемешивая. Глину процеживают через сито в емкость (желательно широкую) и оставляют на несколько дней для выпаривания влаги. Когда влага выпариться, глину необходимо перемять. Плохо перемятая глина для работы не пригодна, поэтому готовить ее необходимо до того момента, пока она не станет похожа на тесто и не начнет легко отставать от рук, а при сминании не будет трескаться. Хранить готовую для работы глину можно в хорошо закрытом целлофановом пакете или ведре, накрыв влажной тканью.


Основными инструментами для лепки всегда остаются пальцы мастера. Следы пальцев вносят рукотворность в керамическое изделие, придают особую мягкость формам. Но там, где необходимо добиться четкости, проработать мелкие детали, создать определенную фактуру и убрать лишнюю глину, применяют скульптурные стеки. Их вырезают из твердых пород дерева – яблони, сирени, бука, клена, березы.

Platypus Approx 15 cm ( ~6) in length. - Completely handmade. - Solid parts are made of polymer clay. - Glass eyes. - Fully Posable. Wire skeleton. - Made from high quality Faux Fur. This is a collectors item and made for adults only. Will not be suitable for children. Can not be washed. ATTENTION! This is made to order toy! I dont have this creature in stock right now! It will take several weeks to make one. Please click on Shipping & Policies to get more accurate information about m.

МК по созданию Нюхлера (Фантастические твари и где они обитают) – 116 фотографий Изделия Из Полимерной Глины, Украшения Из Полимерной Глины, Орнаменты Из Полимерной Глины, Книги По Психологии, Керамика, Стеклянные Банки

THIS ITEM CANT BE DELIVERED BEFORE CHRISTMAS 2017. ACTUAL WAITING PERIOD IS 5-6 MONTHS AFTER THE DATE OF PURCHASE! Platypus Approx 15 cm ( ~6) in length. - Completely handmade. - Solid parts are made of polymer clay. - Glass eyes. - Fully Posable. Wire skeleton. - Made from high Рисовать Животных, Страшные Куклы, Картины С Лисами

THIS ITEM CANT BE DELIVERED BEFORE CHRISTMAS 2017. ACTUAL WAITING PERIOD IS 5-6 MONTHS AFTER THE DATE OF PURCHASE! Platypus Approx 15 cm ( ~6) in length. - Completely handmade. - Solid parts are made of polymer clay. - Glass eyes. - Fully Posable. Wire skeleton. - Made from high

One and a Half Cheshire Cats Фильм Прекрасные Создания, Куклы Из Ткани, Ремесла

SOLD Pickles! Handmade Poseable Fantasy Cat! by Wood-Splitter-Lee Детеныш Ленивца, Разноцветные Животные, Самые Милые Животные, Фантастическое Искусство

Сказочные существа LisaToms / Игрушки / Бэйбики. Куклы фото. Одежда для кукол Забавные Зверюшки, Рисунок Лисы, Скульптуры Из Полимерной Глины

Platypus Approx 15 cm ( ~6) in length. - Completely handmade. - Solid parts are made of polymer clay. - Glass eyes. - Fully Posable. Wire skeleton. - Made from high quality Faux Fur. This is a collectors item and made for adults only. Will not be suitable for children. Can not be

Platypus Approx 15 cm ( ~6) in length. - Completely handmade. - Solid parts are made of polymer clay. - Glass eyes. - Fully Posable. Wire skeleton. - Made from high quality Faux Fur. This is a collectors item and made for adults only. Will not be suitable for children. Can not be

Глиняные игрушки

Глиняная игрушка – это проявление особенностей национального народного творчества на протяжении нескольких веков. Изделия из глины пользовались особым успехом у людей независимо от пола, возраста и статуса. Мастерами воссоздавались реальные или воображаемые предметы и образы, которые предназначались для умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, являлись частью интерьера, украшением дома. Игрушки демонстрировали историческую сущность народов на протяжении нескольких столетий.

Описание игрушки

Всё, разнообразие красок, формы, украшений, неповторимость в исполнении, способ лепки, неординарность образа можно наблюдать на примере Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, Абашевской, Хлудневской, Романовской игрушки и керамики Скопина. Поколения за поколениями мастеров-ремесленников и художников создают образцы глиняных изделий, придерживаясь многолетних традиций народа и пользующие популярностью вот уже не одно столетие.

Дымковская глиняная игрушка образовалась в 15-м столетии недалеко от города Вятка в слободе Дымково. Игрушки изготовлялись и расписывались только руками, поэтому среди них не найдёшь одинаковых и похожих друг на друга фигурок. Для нанесения орнамента использовали специальная смесь, в составе которой было яйцо, уксус и сухой анилиновый краситель. Главными элементами росписи являлись геометрические фигуры. Для создания узоров обычно использовалось яркие цвета и позолота. Формой Дымковской игрушки являются полые внутри фигурки изображающие животных, птичек, девиц и кавалеров. В давние времена готовые игрушки покрывали молочно-меловой смесью и уже, потом наносили краски. В современном мире мастера Дымковской игрушки предпочитают, используют для росписи краску на водной основе (гуашь), с добавлением яичного продукта или темперные краски. Вятская игрушка вот уже много лет считается народным искусством, отличительной чертой которого является яркость, красочность и индивидуальность.

Каргопольская игрушка появилась в г. Каргополь Архангельской обл. и была практически полностью утрачена. Благодаря мастерице-игрушечнице У.И. Бабкиной сохранились некоторые образцы. Она смогла воссоздать утраченный вид промысла и создать архаичную внешность, стилистику, типаж и методы росписи игрушки. Многочисленные фигурки (Берегиня, Полка, Бобка) и сюжетно-тематические композиции дошли до наших дней, и являются украшением музея народного творчества.

Филимоновская игрушка относится к середине 16 века. Промысел появился среди мастеров гончарного дела, проживающих в Тульской области. Лепкой игрушек занимались в основном женская половина населения и ребятня, используя местную пластичную глину. Со временем данное производство пришло в убыток и одни из последних мастериц проживали в деревне Филимоново. Одиночные и многофигурные композиции пользовались огромным спросом и покупались населением для эстетического удовольствия. Существовало более 50-и образцов филимоновской игрушки, среде них были фигурки людей и животных, целые тематические сюжеты. По своей стилистики фигурки имели вытянутые пропорции, были расписаны орнаментом, состоящим из геометрических фигур, в качестве красителей использовали синтетические краски.

Абашевская игрушка родом из села Абашево. В связи с тем, что большинство населения являлись староверами, то и игрушки носили в основном религиозные мотивы, например, оленьс необычными рогами олицетворяющие «дорогу к всевышнему». В середине 19 века изготовлением игрушки занялись мастера в одном их районов Пензенской области. Игрушки делались умельцами, каждый из которых придерживался истории, но и сам придумывал свои уникальные сувениры. Начиная с 30-х гг. изделия стали раскрашивать маслянистыми красителями, а сверху добавляли бронзовые или серебряные элементы. Хлудневская игрушка – это гончарный промысел, который начал своё существование в Калужской области, в деревне Хлуднево. Начиная с 16 века мастера, используя глину этих мест, лепили музыкально-шумовые инструменты и различные фигурки. Одна придуманная мастерицей фигурка могла содержать целую историю, и чтобы её узнать обладатель сувенира должен был повертеть игрушку и раскрыть скрытый замысел мастера. Ещё одной визитной карточкой Хлудневского гончарного промысла является «мокрый соловей» – это сосуд со свистком, звук из которого можно извлечь только налив в него воду. На сегодняшний день такие свистки делают в форме птичек.

В Липецкой области в селе Романово-Городище, где проживали бояре Романовы со своими крестьянами, возникло гончарное производство, где из глины местной добычи создавались цветная посуда, «романушки» (свистульки), и более 40 сюжетных Романовских игрушек, среди которых: летящие птицы, тройки лошадей, наездники, животные, люди и многое другое. Керамика Скопина – это изделия из глины и керамики, представленные в виде скульптур или игрушек. Появление промысла в 19 веке в Рязанской области в городе Скопине, связано с обнаружением залежей глины. Ещё во времена Древнерусского государства появились декоротивно-бытовая посуда и фигурки, отличающиеся своей простотой. Это были герои русских сказок в первую очередь драконы, и хищной птицы скопа.

Как играть?

В давние времена глиняные игрушки в форме фигурок использовали в качестве предметов для проведения ритуальных обрядов, связанных с сельскохозяйственным календарём. Известно, что например, свистулька выполняла функции оберега, и исходящий из неё звук обладал способностью отгонять злых духов. Изготовляли игрушку-свистульку к весне, к тому времени, когда славяне начинали праздновать «свистопляску» – самобытный праздник сопровождаемый свистом и плясками. Впоследствии, когда этот музыкальный предмет перестал выполнять вышеуказанные функции, он обрёл новый статус и его развитие пошло по двум направлениям.

В первом случае свистулька превратилась в музыкальный инструмент в виде сосудообразной флейты с десятком – окарину (гусёнок). А в другом варианте – стала народной игрушкой и могла быть представлена в виде птицы или целой композиции (филимоновская барыня со свистулькой-птицой под мышкой). Наряду с обрядовыми игрушками большой популярностью пользовались грематушки – глиняные полые цилиндры, наполненные шариками из этого же материала, они выполняли функцию погремушки и создавались специально для детей. Многочисленные образцы подобных глиняных изделий были найдены при раскопках на территории Киева, Рязани, Москвы, Коломны и других величественных городов России.

Плюсы и минусы

Глиняные игрушки олицетворяли образы, без каких либо анатомических особенностей и детализации объектов. За основу народной игрушки взяты три фигурки – это конь, птица и баба. Именно из них, внося небольшие изменения, создавались любимые в народе игрушки и талисманы-обереги. Из коня получались: корова, коза, баран. Птица перевоплощалась во все свистящие музыкальные инструменты. А бабе отводилось особое место в создании многофигурных композиций. Все вновь созданные образы несли определенное значение, кто-то символ могущества и благодати, а кто-то знак добра, плодородия и изобилия. Также особое значение имел использованный орнамент и цвет народных промыслов, например, красный, означал огонь; жёлтый – цвет хлебной нивы и солнца; зелёный – возрождение жизни; синий – воду и небо, космос; белый издавна считался символом чистоты. Игрушки для детей создавались из расчёта возраста, соблюдались размеры, пластика, отсекалось всё лишнее, и оставалась одна суть. Фигурки были наполнены тайной, сказкой, они будили фантазию и воображение ребёнка, вызывали эмоции и радость.

Новый век

До сих пор одной из визитных карточкой России является глиняная игрушка, которая является отражением русского культурного наследия. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, погружают человека в мир сказок, по-прежнему символизируя щедрость и безграничную доброту русской души. На сегодняшний день они уже не несут той функциональности и значения, что в прошлые века, но остаются объектом любования.

Дымковская игрушка

Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.

Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.

В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.

Описание игрушки

Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжигают при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины.

Как играть?

Дымковскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня дымковские игрушки чаще используются в качестве сувениров.

Плюсы и минусы

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Новый век

Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2011 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.

Производство

Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.

Читайте также: