Игрушки из папье маше из ваты

Обновлено: 05.05.2024


«Ребятки на елочку»: мастерим ватные елочные игрушки.
Мастер класс чудесного автора ChirunArt или «Здесь живут куклы»:

Мастер-класс по ватной елочной игрушке. Эти игрушки выполнены в старинной технике "вата + клейстер", с примениением различных хитростей. Надеюсь, что данная информация вдохновит вас на изготовление своих неповторимых игрушек, которые будут радовать вас и ваших деток многие годы.
Итак, начинаем.
Для работы нам понадобятся следущие материалы и инструменты:

1. Вата (хлопковая, однородная).
2. Проволка (у меня вязальная из строительного магазина, но лучше даже потоньше и попроще, нам она понадобится для скелетика; каркаса).3. Картофельный крахмал.
4. Пва.
5. Фольга (обыкновенная, какую только сможете найти. У меня для кулинарии).
6. Стеки (Очень удобны с шариками, закругленные, острые. Понадобятся для мелких деталей, личика, варежки, манжеты. ).
7. Шило.
8. Краски акварельные.
9. Краски акриловые.
10. Глиттер (блестки) сухой белый.
11. Лак в балончике. (подойдет лак для волос).
12. Веревочка (для петельки золотая или серебрянная).
13. Нитки (обыкновенные хлопковые белые или светлые нитки).
14. Длинная иголка. Понадобится для того чтобы вдеть веревочку в готовую игрушку. (у меня набор игл для игрушек).
15. Кисти ( разных размеров, для росписи).
Вот, пожалуй, и все материалы. Хочу заметить, что все достаточно бюджетное, и у вас не составит труда все это найти и приобрести.
Я буду делать новогоднюю "Компанию" на елочку.
Берем проволку и начинаем крутить из нее "Скелетики".
На одну основную крутим ноги, руки, уши. Должно получиться примерно вот так:

Дальше начинаем придавать объем при помощи фольги, и добавляем движения нашим фигуркам.

Уже на этом этапе видны очертания будущих игрушек. В данном случае — это зайка.

ватные елочные игрушки

Фольги не жалеем, как следует обматываем все части, ручки, ножки, ушки. Она должна закрыть проволку, и прилегать к ней очень плотно (сминаем, что бы воздуха лишнего не осталось). И не забываем уже формировать позу каждой игрушке (сгибать ручки, ножки, а может быть, наклонить голову).

Вот так у меня выглядит заготовочка для будущего петушка:

Теперь начинаем наращивать "мышечную массу", объем, путем прикладывания кусочков ваты, и обматываем (фиксируем) белыми нитками. Тут же мне удобно добавить проволку для хвоста. Вот так:

елка

На этом этапе я добавила недостающей длинны на руках (проволка).

И снова обматываем ватой и нитками фиксируем.

На этом этапе торопиться не стоит, потому что, чем тщательнее будет проработана форма, тем легче потом будет работать с мокрой ватой. Поэтому еще раз смотрим, и добавляем, если что-то еще требуется. Ниток тоже не жалеем.

подарок

По такому же принципу делаем зайку и остальных ребяток.


И будущий бельчонок.

Вот такие замечательные три петушка:

И остальные заготовочки. На этом этапе еще можно поравить позу, поворот головы, или ручки повыразительнее. С верхнего ряда слева направо: Зайчик, лисичка, бельченок, зайка и три петушка.

елка в интерьере

новогодняя елка

Теперь идем на кухню варить клейстер. Нам понадобятся: вода, крахмал картофельный, пва (совсем не много).Я все делаю на глаз :) Наливаем воды, нагреваем. Тем временем небольшое кол-во крахмала( 1-2 ст.л) разводим в холодной воде, и добавляем в нашу горячую воду. Дальше варим постоянно помешивая, как обычный кисель. Должно получиться не очень густо, но и не жидко. Если видете, что очень сильно густеет — добавляйте воды. Затем остужаем до теплого состояния, добавляем немного ПВА и приступаем к работе. (Мой совет — сильно не остужайте, т.к. с холодным клейстером не очень приятно работать. И еще многие пользуются кистью для нанесения клейстера на вату. Мне удобно руками, а не кисточкой, но это кому как удобнее.)

Сначала я намазала всю заготовочку клейстером, затем прикладывала маленькие кусочки ваты и снова клейстер поверх каждого нового кусочка. И разглаживайте, разглаживайте, выгоняйте весь воздух.

чирун ольга


Сухая вата очень липнет к рукам. К этому просто нужно привыкнуть :) И прорабатываем личико, делаем при помощи стеков носик, стеком с шариком продавливаем глазницы. Добавляем выты на затылок, на животик, на пяточки. До тех пор, пока вы не будете довольны результатом. Занятие очень увлекающее!

Отправляем сушиться. Просто на клееночку (не на батарею!), а например, на подоконник. По такому же принципу делаем остальные заготовочки.



Вечером я доделала все заготовки, и положила их сушиться но ночь. На следущий день приступаем к вылепливанию деталей (воротнички, юбочки, манжетики и т.д.) Так выглядят малыши на этом этапе.


А здесь уже нарядный и с воротничком! После того как все ребятишки наряжены и украшены, снова отправляем их сушиться.

На следущий день все подсохли и уже готовы "оживиться". Теперь можно приступать к росписи.

Поскольку вата при высыхании становится морщинистой, а личики из пластики я вставлять не стала, придется их слегка выровнить и сделать посимпатичнее. Для этого, я в несколько слоев покрыла лица акриловой краской.



Дальше можно расписывать фигурки акварельными и акриловыми красками.


После того как все высохнет, слегка трогаем кисточкой с клеем (ПВА) все и присыпаем сухим глитером (блестки).




Для того чтобы наши блестки не отлетали, сверху я сбрызнула все лаком. (Подойдет лак в балончиках, у меня был лак для волос.)

Вот такие нарядные и блестящие детки получились :) Теперь пора подумать о том, как они будут висеть на елке.



Игрушки у меня получаются достаточно крепкие и твердые, поэтому берем шило, и делаем отверстие для веревочки.

Ну а теперь посмотрим, что получилось! По-моему очень нарядные ребятишки :)


Теперь покажу каждого отдельно, ну и потом всех на елке!


Первый петушок! Год петуха все же на носу :)







Зайчонок.




Ну и фотография "Ребятки на елочке"

Вот и все :)
Многие спрашивают, сложно ли это? Отвечаю, если вас это занятие увлечет и понравится, то не сложно! :)
Я буду очень рада, если приобретенный мною опыт, станет вам полезен!

Давно я не делилась ничем новеньким и вот появился повод — Новый год и Рождество. Предлагаю вам сделать снеговика в технике ватного папье-маше. Технология в принципе обычная, ничего нового, игрушки в такой технике очень популярны и были известны с давних времен. Разве что материалы немного изменились, ну и внешний облик игрушек тоже стал более современным.

Для работы нам потребуются следующие материалы:

  • влажные салфетки;
  • клей ПВА (или мучной клейстер, или крахмальный клейстер);
  • вата натуральная хлопковая;
  • туалетная бумага;
  • швейные белые нитки;
  • фольга;
  • газеты;
  • под рукой держать или влажное полотенце, или миску с водой;
  • кисточки.

Мастер-класс снеговик в технике ватного папье-маше, фото № 1

Итак, у кого не работает фантазия, ищем в интернете картинки с изображением снеговиков, выбираем подходящий вам вариант — по образу и декору.

Мастер-класс снеговик в технике ватного папье-маше, фото № 2

Мастер-класс снеговик в технике ватного папье-маше, фото № 4

Из слегка увлажненной газеты формируем комочки нужной формы (самый маленький я сделала из туалетной бумаги) и заворачиваем их аккуратно в фольгу, формируя нужную форму снеговика.

Мастер-класс снеговик в технике ватного папье-маше, фото № 6

Мастер-класс снеговик в технике ватного папье-маше, фото № 7

Далее я добавила объем в "талии" с помощью туалетной бумаги и снова обернула фольгой (вы можете сразу набрать нужный объем изначально с помощью газет).

Мастер-класс снеговик в технике ватного папье-маше, фото № 8

Мастер-класс снеговик в технике ватного папье-маше, фото № 9

Далее оборачиваем всю тушку пластами ваты, не оставляя просветов и обматываем плотно нитками. Где надо, подкладываем еще вату, тем самым выравнивая форму.

Мастер-класс снеговик в технике ватного папье-маше, фото № 10

Теперь берем клей (его должно быть на кисточке много, кисть лучше взять из щетины плоскую и широкую) отрываем тонкие кусочки ваты, прикладываем на заготовку и кистью с клеем примазываем к тушке. Я пользовалась мучным клейстером.

Мастер-класс снеговик в технике ватного папье-маше, фото № 11

После того, как всю тушку вы облепили ватными кусочками, делаем руки. Я делаю их с помощью вязальной спицы. Отрываю полоску ваты, промазываю с двух сторон клеем и скручиваю в трубочку. С одной стороны край оставляю распушенным, чтобы удобнее было приклеивать к телу.

Мастер-класс снеговик в технике ватного папье-маше, фото № 12

Мастер-класс снеговик в технике ватного папье-маше, фото № 13

Мастер-класс снеговик в технике ватного папье-маше, фото № 14

Мастер-класс снеговик в технике ватного папье-маше, фото № 15

Прикладываю руки к туловищу и приклеиваю их с помощью ватных кусочков.

Мастер-класс снеговик в технике ватного папье-маше, фото № 16

Мастер-класс снеговик в технике ватного папье-маше, фото № 17

Нос делаю таким же способом, с помощью спицы и так же приклеиваю его с помощью кусочков ваты.

Мастер-класс снеговик в технике ватного папье-маше, фото № 18

Мастер-класс снеговик в технике ватного папье-маше, фото № 19

Головной убор тоже можно сделать по-разному: и в форме ведра, шляпы. Можно потом связать шарф и шапку отдельно и надеть на готового снеговика, тут уж на ваш вкус, фантазируйте :)

Я шарф сделала из влажной салфетки. Промазала ее клеем, сформировала шарф и завязала на шею снеговику.

Мастер-класс снеговик в технике ватного папье-маше, фото № 20

Мастер-класс снеговик в технике ватного папье-маше, фото № 21

Мастер-класс снеговик в технике ватного папье-маше, фото № 22

Ну вот, налепили, а теперь отправим его сушиться.

После того, как снеговик высох, покрываем его белой акриловой краской, грунтуем (по желанию). Снова высушиваем и расписываем как вашей душе угодно. У кого с фантазией проблемы, снова обращаемся к интернету.

Роспись можно делать акриловыми красками, гуашью, акварелью. В зависимости от красок — покрываем лаком. В самом конце можно побрызгать лаком для волос, который с блёстками или воспользоваться глиттерами.

Мастер-класс снеговик в технике ватного папье-маше, фото № 23

Мастер-класс снеговик в технике ватного папье-маше, фото № 24

И какими они получатся, я никогда не знаю, все рождается в процессе.

Мастер-класс снеговик в технике ватного папье-маше, фото № 25

Спасибо всем, кто творил вместе со мной. Удачи вам и огромной фантазии.

Никогда не зацикливайтесь на чем-то одном, ищите, творите и развивайтесь и тогда все у вас получится :)

Вот таких барышень (или аналогичных ) мы будем с вами делать из ваты.
И вот тут лирическое отступление: ватное папье-маше -это ремесло, которое относится к декоративно прикладному искусству , то есть к народному творчеству и поэтому каждая игрушка является авторской работой ,допускающей любые вольности со стороны автора к пропорциям , цвету и так далее . Другими словами любой автор всегда может сказать золотые слова:" Я так вижу!" и наслаждаться творческим процессом .
Ниже я не много коснусь пропорций , но это не более чем моё видение, то есть я делаю так , вы можете не соглашаться и делать по своему.

Вот таких барышень (или аналогичных ) мы будем с вами делать из ваты. И вот тут лирическое отступление: ватное папье-маше -это ремесло, которое относится к декоративно прикладному искусству , то есть к народному творчеству и поэтому каждая игрушка является авторской работой ,допускающей любые вольности со стороны автора к пропорциям , цвету и так далее . Другими словами любой автор всегда может сказать золотые слова:

Это материалы, которые нам понадобятся. На фотографии всё видно, но назову основные:
клей ПВА
вата (лучше зиг-заг), так как она хорошо расслаивается на пласты
бумага (лучше тонкая калька, так как она мягкая и с ней легче работать), проволока , малярный скотч, нитки , кисть , ваши золотые руки и стремление сотворить что ни будь красивое.

Это материалы, которые нам понадобятся. На фотографии всё видно, но назову основные: клей ПВА вата (лучше зиг-заг), так как она хорошо расслаивается на пласты бумага (лучше тонкая калька, так как она мягкая и с ней легче работать), проволока , малярный скотч, нитки , кисть , ваши золотые руки и стремление сотворить что ни будь красивое. (фото 2)

Фото мк процесс довольно сложный, поэтому наберитесь терпения и внимательно читайте мои комментарии к фото.
Надо бы начать с того, что сначала возникает идея, которую я стремлюсь воплотить, но в моём случае это ни когда не работает, то есть начальная идея ни когда не совпадает с конечным результатом. В этом мк я хочу показать ключевые моменты того как я работаю в технике ватного папье-маше, без претензий на изобретение велосипеда.
Не много о пропорциях и размерах. Так как делать будем людей (условно) , то исходим от размера головы , в моём случае это 2 см, а значит весь размер игрушки может быть от 10 до 12 см , талия на уровне 5-6 см , длина рук так же 5-6 см, но я своим куклам делаю руки короче (мне так нравится больше).
Берём проволоку обматываем её малярным скотчем, расслаиваем вату на пласты (далее везде работаем ватными пластами), обматываем проволочный каркас и закрепляем вату обмоткой нитками.
Из тонкой кальки (но можно любую бумагу) формируем конус (можно и более широкий, если планируется более пышная юбка), так же закрепляем малярным скотчем затем вата и закрепление нитками.

Фото мк процесс довольно сложный, поэтому наберитесь терпения и внимательно читайте мои комментарии к фото. Надо бы начать с того, что сначала возникает идея, которую я стремлюсь воплотить, но в моём случае это ни когда не работает, то есть начальная идея ни когда не совпадает с конечным результатом. В этом мк я хочу показать ключевые моменты того как я работаю в технике ватного папье-маше, без претензий на изобретение велосипеда. Не много о пропорциях и размерах. Так как делать будем людей (условно) , то исходим от размера головы , в моём случае это 2 см, а значит весь размер игрушки может быть от 10 до 12 см , талия на уровне 5-6 см , длина рук так же 5-6 см, но я своим куклам делаю руки короче (мне так нравится больше). Берём проволоку обматываем её малярным скотчем, расслаиваем вату на пласты (далее везде работаем ватными пластами), обматываем проволочный каркас и закрепляем вату обмоткой нитками. Из тонкой кальки (но можно любую бумагу) формируем конус (можно и более широкий, если планируется более пышная юбка), так же закрепляем малярным скотчем затем вата и закрепление нитками. (фото 3)

Ножницами делаем в "юбке" дырку капаем клей и соединяем с "руками".

Ножницами делаем в

Затем обильно кисточкой наносим клей ПВА на "болванку" и руками втираем клей в вату (я работаю густым не разбавленным клеем).

Затем обильно кисточкой наносим клей ПВА на

Далее накрываем ватными слоями (не толстыми) и с силой приглаживаем их кисточкой с клеем. Потом опять всё загладили руками втирая клей во все слои и выдавливая лишний . На выходе получаем гладкую основу , которую отправляем сушится (я пользуюсь батареей центрального отопления) .

Далее накрываем ватными слоями (не толстыми) и с силой приглаживаем их кисточкой с клеем. Потом опять всё загладили руками втирая клей во все слои и выдавливая лишний . На выходе получаем гладкую основу , которую отправляем сушится (я пользуюсь батареей центрального отопления) . (фото 6)

Пока болванки сохнут мы занимаемся головой ( мк по лепке и покраске головы я уже показывала) поэтому остановлюсь только на причёске . Сделали из сухой ваты валик причёски и кисточкой с клеем пригладили к голове , можно продавить имитацию волос .

Пока болванки сохнут мы занимаемся головой ( мк по лепке и покраске головы я уже показывала) поэтому остановлюсь только на причёске . Сделали из сухой ваты валик причёски и кисточкой с клеем пригладили к голове , можно продавить имитацию волос . (фото 7)

Другой голове сформировали блин (из сухой ваты) и кисточкой с клеем пригладили к голове.

Другой голове сформировали блин (из сухой ваты) и кисточкой с клеем пригладили к голове. (фото 8)

Затем скатали шарик и то же пригладили , формируя кистью горку шляпки (на кисти всегда! обильно находится клей) .

Затем скатали шарик и то же пригладили , формируя кистью горку шляпки (на кисти всегда! обильно находится клей) . (фото 9)

Вот такая получилась шляпка. Головы воткнули в пенопласт ( или чтото подобное) пусть сохнет .
На этом первая часть мк закончена , ждём до завтра , когда все детали высохнут

Вот такая получилась шляпка. Головы воткнули в пенопласт ( или чтото подобное) пусть сохнет . На этом первая часть мк закончена , ждём до завтра , когда все детали высохнут (фото 10)

Как видите ничего нового или сложного . Если остались вопросы (вдруг я что то упустила ), то спрашивайте отвечу.

Можно прямо в комментариях выкладывать фотографии, если нужно что то прокомментировать по процессу . Хочу предупредить , что отвечать смогу в основном только вечером ( так как основную работу ни кто не отменял), так что наберитесь терпения.









Сразу предупреждаю, что рассказываю то, что знаю. За абсолютную точность не ручаюсь.
Назовем эту технику "ватное папье-маше" (или как предпочитает Дина - лепка из ваты). Она эту технику создала, "возродила" на основе старинных елочных игрушек из ваты.

Необходимо:
проволока, хорошо держащая форму (но гнущаяся),
вата, причем если кто найдет не самый современный вариант - с очень тонкими волокнами, а ту вату, какая была раньше - погрубее, то еще лучше,
клейстер (в принципе, самый обычный - вода и мука, пропорции не скажу - я сама все делаю на глаз) не слишком густой,
газеты, нитки, скотч.



В начале из проволоки делается каркас - у меня были ангелы (но получились в конце-концов цветочные феечки). Дальше каркасу придается нужный объем - вот здесь идут в дело смятые газеты, куски ваты (вобщем внутри может быть все, что угодно). Главное - поплотнее, пожестче. Укрепляется все на каркасе с помощью скотча, ниток. Дальше делается верхний чистовой слой из ваты. Вот примерно то, что у меня на фотографии. Закрепляется нитками. Головы у меня были из пенопластовых шариков, Дина часто головы отливает гипсовые (полые и легкие).
В итоге получается заготовка с внешними очертаниями без деталей.




Перед непосредственной дальнейшей обработкой стол застелить темным ! (это довольно важно) полиэтиленом.
Вату нарвать на нужных размеров куски и разъединить на слои (должно выходить по 2-3 слоя из 1 куска). Лучше заготовить побольше заранее - дальше руки будут почти всегда мокрые - неудобно.
Так же есть способ сначала весь кусок пропитать клейстером, а уже потом пытаться его разобрать на слои и пропитывать дальше - мне так не слишком удобно (хотя вероятность, что слои будут более одинаковые по толщине, выше)




Клейстер. Я делаю так - в чуть теплой воде растворить пару ложек муки (действительно все делаю на глаз). Для избежания комков процедить. Дальше на огонь и постоянно помешивать для загустения. Потом я опять пропустила через сито. Может быть кто знает, что надо добавлять для придания клейстеру более белого вида, или какие другие способы приготовления? Пишите - попробуем. Вероятно, клейстер из крахмала - какраз, что нужно.


Дальше начинается самый тяжелый момент - пропитывание ваты клейстером с двух (!) сторон. Все делается руками - горстка клейстера размазывается по вате. Самое трудное - первый момент, сухая вата очень липнет к влажным рукам. Последний раз я немного смачивала поверхность из пульверизатора для цветов - вроде помогает. Но здесь действительно надо приноровиться. Одна сторона пропитана клейстером - надо перевернуть и пропитать вторую (момент переворачивания тоже довольно проблематичный, современная вата слишком нежная). Вот здесь становится понятно, почему важен темный полиэтилен - видна степень пропитанности ваты.


На этих картинках как раз и видно. Первая - слой пропитан недостаточно - есть белые пятна (это непропитанные участки, где остался воздух, который надо тщательно удалить). Вторая - вата хорошо проклеена. Излишнего клейстера быть не должно - при высыхании он оставит некрасивые желтые пятна.


Дальше начинается сама лепка - на заготовленную основу наносим куски ваты (она легко рвется на небольшие). Края сглаживаем, слои могут находить друг на друга, но они должны быть равномерные . Вобщем, вспоминаем папье-маше. Фотографировать данный этап по причине измазанности клейстером было невозможно. Так вся заготовка и облепливается. На этом же этапе делаются мелкие детали по поверхности. Потом все отправляется сушиться.

Тут важно, чтобы в помещении не было сыро - иначе (особенно если несколько слоев) возможно неравномерное высыхание и даже заплеснивение. Сохнет где-то 2 дня. В объемных деталях может дать небольшую усадку.
После становится довольно прочной конструкцией. Но у меня протыкалось большой иглой.


Сверху можно красить (особенно если все-таки проявились излишки клейстера в виде пятен). Или можно красить сразу до просушки - тогда получаетя акварельный эффект (по мокрому краска расплывается).

Вобщем, вроде изложила все, что знала :) Результат мой - смотрите.
Это получившиеся феечки.



Про светильники рассказывать не буду, там сложнее делать каркас, укреплять слои на каркасе и т.д. Но сама суть - абсолютна та же (про пожаробезопасность ничего не знаю, но там и лампочки небольшой мощности всегда)

Для работы нам понадобится:

1. Заранее окрашенные ватные диски – штук шесть (как красить диски см. в МК по ссылке выше)
2. Вата «Зигзаг»
3. Клей «ПВА строительный»
4. Тонкая одножильная медная проволока
5. Узкий лейкопластырь (шириной 1 см) в катушке
6. Кисточка
7. Толстый вязальный крючок
8. Тонкий вязальный крючок
9. Цыганская игла
10. Ножницы
11. Кусок остро заточенного мела или обмылок
12. Много-много терпения (примерно в 3 раза больше, чем для изготовления головы).

Этот мастер-класс является дополнением к МК «Голова из ваты» ( https://stranamasterov.ru/node/1107017 ), потому что каждой голове нужны руки. Для работы нам понадобится: 1. Заранее окрашенные ватные диски – штук шесть (как красить диски см. в МК по ссылке выше) 2. Вата «Зигзаг» 3. Клей «ПВА строительный» 4. Тонкая одножильная медная проволока 5. Узкий лейкопластырь (шириной 1 см) в катушке 6. Кисточка 7. Толстый вязальный крючок 8. Тонкий вязальный крючок 9. Цыганская игла 10. Ножницы 11. Кусок остро заточенного мела или обмылок 12. Много-много терпения (примерно в 3 раза больше, чем для изготовления головы). (фото 1)

Я покажу два варианта ручек: «варежкой» и «перчаткой». Начнем с того, что попроще, т.е., с "варежки".

Я покажу два варианта ручек: «варежкой» и «перчаткой». Начнем с того, что попроще, т.е., с

, Берем проволоку (у меня она без изоляции, но можно использовать и одножильный провод в оболочке – главное, чтобы он был тонкий, хорошо гнулся, держал форму и не ломался). Сгибаем, как показано на фото. Примеряем к голове – длина ладони должна быть примерно от подбородка до бровей, а длина руки в целом – где-то от бровей до конца шейной проволоки. Отрезаем.

Читайте также: