Игрушки из поролона ссср

Обновлено: 05.05.2024

Большой Кот в сапогах. А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Кошка с желтым бантом. Москва, артель "Мосгалантерея". Начало 1950-1960-е гг. Плюш, полистирол, опилочная масса. Кот в сапогах (вверху справа). А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Кот в сапогах (внизу справа). Москва, артель "Мосгалантерея". Начало 1950-1960-е гг. Плюш, опилочная масса. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Большой Кот в сапогах. А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Кошка с желтым бантом. Москва, артель "Мосгалантерея". Начало 1950-1960-е гг. Плюш, полистирол, опилочная масса. Кот в сапогах (вверху справа). А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Кот в сапогах (внизу справа). Москва, артель "Мосгалантерея". Начало 1950-1960-е гг. Плюш, опилочная масса. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Мягкие игрушки из нашего детства. Наверное, у каждого взрослого в детстве была любимая мягкая игрушка - мишка, зайчик, слон. Мягкие игрушки обладают особенной притягательностью. И сегодня эти игрушки из нашего советского прошлого радуют взрослых коллекционеров и не только их.

Артельное производство Мосгалантереи послевоенного СССР 1950 -х годов. Эти игрушки - настоящие шедевры; они неповторимые, добрые, душевные и почти живые.

Заяц с красным бантом. Н. Соловьева. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, опилки. Рыжая кошка. М. Павлюченко. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Обезъяна. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Слоны в красном и зеленом комбинезонах. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Лисенок. Р. Горяинова. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Белка с желтым бантом. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Лиса в сарафане. А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Собака в одежде. И. Шеборшина. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Заяц с клетчатым бантом. Н. Соловьева. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Крокодил. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Заяц с красным бантом. Н. Соловьева. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, опилки. Рыжая кошка. М. Павлюченко. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Обезъяна. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Слоны в красном и зеленом комбинезонах. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Лисенок. Р. Горяинова. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Белка с желтым бантом. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Лиса в сарафане. А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Собака в одежде. И. Шеборшина. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Заяц с клетчатым бантом. Н. Соловьева. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Крокодил. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

В период революции и гражданской войны игрушечное производство в России сохранилось. На базе разоренного Хотьковского монастыря была создана артель, которая выпускала мягких игрушек и простеньких, и посложнее. Мишки, зайчики, белочки, набитые опилками, шились в Хотьково. Монахини местного Покровского девичьего монастыря продавали их сами по окрестным деревням и на ярмарке в Сергиевом Посаде.

В дореволюционной России игрушек с подвижными лапками не выпускали. Производство мягкой игрушки после революции было в руках кустарей – надомников и в мелких артелях. Все игрушки шили из отходов с тканевых фабрик. Детали делали вручную. Среди закупок часто встречался брак, что сказывалось на качестве самой игрушки. Кроме плохой ткани было и плохое сырьё, которое дополняли гнилыми нитками и сырыми опилками. Поэтому такая игрушка долго не могла храниться.

Вариативность самих игрушек была не большой. Цветовая гамма зависела не от модели, а от наличия ткани. Плохое качество сырья, ткани и сложность работы с такими материалами делали готовую продукцию часто не узнаваемой для автора - художника. Ситуация изменилась к 1930 году, качество стали контролировать не только с технической, но и с эстетической стороны.

В 1930 - е годы артель «Кооперигрушка» во главе с художником Анастасией Николаевной Изергиной, которая требовала высокого качество исполнения, подняла игрушку на новый уровень качества.

Зайчиха. Мягкая игрушка И. Шеборшиной. Высота 33см. Артельное производство Мосгалантереи. 1950-х. Материал плюш, набита опилками. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Зайчиха. Мягкая игрушка И. Шеборшиной. Высота 33см. Артельное производство Мосгалантереи. 1950-х. Материал плюш, набита опилками. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Заглянула в коробку со стеклянными игрушками на елку из СССР. А там. И целые,и не очень. Никак не доходят руки до них,чтобы хотя бы перебрать,а может и попробовать продлить их жизнь.Каждый год откладывала это, думая,что на следующий год обязательно займусь ими.

Видимо настал этот год. Раньше,чем обычно достала заветную коробку и вдохновилась тоже как то раньше.

Снова на ёлку! Петушок и Чебурашки из СССР. фото № 1

На фото:первая слева игрушка когда то была утёнком. У него был клюв и крылышки из поролона. Однако сегодня более актуально появление на свет Петушка. Поэтому мы будем делать ему петушиный клюв, крылья и хвост.

А два справа: были Чебурашками с большими ушами из поролона.Поролон,как известно со временем истлевает и поэтому местами повредил поверхность игрушек,так что эти экземпляры ёлочных украшений останутся у нас дома.

Мастер-класс не сложный и совсем безопасный, поэтому вполне возможно провести его вместе с детьми.

1 ).поролон 5-6мм. и 2-3мм.по толщине;(Упаковочный)

2 ).Клей прозрачный;

3 ).акриловые краски разных цветов и блестками;

5 ).ёлочные игрушки,подпорченные временем.

6 ).лак для ногтей:бесцветный и с блестками

Снова на ёлку! Петушок и Чебурашки из СССР. фото № 2

Вырезаем из куска поролона гребешок,крылья и хвост,а из маленьких треугольников делаем клюв.Всё вырезаем произвольной формы,без выкроек.Приклеиваем на прозрачный клей,сушим, можно феном,а можно и оставить на часок,попить чайку.

То же делаем с ушками чебурашек.Вырезаем круги и подгоняем к игрушке,учитывая округлую форму головы и то что уши должны торчать в стороны.

Снова на ёлку! Петушок и Чебурашки из СССР. фото № 3

После того как всё приклеилось можно красить.Я сделала это акриловыми контурами с блестками,просто размазывая краску по поролону.Окрашиваем петушиный хвост и крылья в разные цвета,дорисовываем полоски-перья,лепим на них блестки.

Снова на ёлку! Петушок и Чебурашки из СССР. фото № 4

И тут я решила превратить одну чебурашку в петушка (ну актуальнее сейчас эта тема).Тем более, что нашла прищепку от разбившейся ёлочной игрушки. Очень уж нравятся мне игрушки на прищепках.

Снова на ёлку! Петушок и Чебурашки из СССР. фото № 5

Ушки отрываем,вырезаем из них крылья, ставим Чебурашку вверх ногами в прищепку и получаем заготовку Петушка.

Снова на ёлку! Петушок и Чебурашки из СССР. фото № 6

Вырезаем и клеим гребешок и хвост, а вот крылья-ушки оказались маленькие и не закрывают глазки бывшей чебурашки,которые оказались внизу сзади(прости Чебурашка). Пришлось переделывать.

Снова на ёлку! Петушок и Чебурашки из СССР. фото № 7

Вырезаем произвольно из более тонкого поролона 3 -х слойные крылья, примерно так, как на фото снизу.

Сначало деталь №3 клеим оперением поближе к хвосту (чтобы прикрыть остатки чебурашки),затем деталь №2 несколько отступая от дет.№3 и закрываем их края, ближе к брюшку деталью №1.На фото оранжевым помечены места, которыми клеятся крылья к тельцу петуха.

Снова на ёлку! Петушок и Чебурашки из СССР. фото № 8

Рисуем глаза. Красим и оформляем крыло контурами в точечной технике и блестками.

Снова на ёлку! Петушок и Чебурашки из СССР. фото № 9

Покрываем лаком с блёстками Первого Петушка,а то очень он у нас потрёпанный. Хотя теперь мне кажется ,что в светлом он был не хуже,хоть и покарябанный.

Снова на ёлку! Петушок и Чебурашки из СССР. фото № 10

И вот что получилось. Петушки и Чебурашка собственной персоной.

Снова на ёлку! Петушок и Чебурашки из СССР. фото № 11

Снова на ёлку! Петушок и Чебурашки из СССР. фото № 12

Это мой первый мастер-класс,поэтому не судите строго. Всего Вам доброго и радостного. в наступающем Новом году.

фото с сайта diletant.media

фото с сайта diletant.media

В обмене репликами с elena_kolbasa вышел на мысль поразмышлять о советских игрушках. Я, собственно, этой темы уже касался, но так… слегка (ВО ЧТО ИГРАЕМ?). Сегодня хочется вспомнить игрушки, которые казались мне абсурдными.

Скажем, я не понимал прелести заводных зверушек. Вот принесли мне курицу, прыгающую на столе. Посмотрел, восхитился, научился заводить. Завел раз десять, показал во дворе, отнес похвастаться в детский сад. Там же ее и оставил, потеряв всякий интерес.

Такая же история приключилась с заводным роботом. Тот еще и несимпатичный был, аки черт.

Вот заводной луноход я любил, он давал больше простора для фантазий.

У МЕНЯ БЫЛ ЖЕЛТЫЙ

У МЕНЯ БЫЛ ЖЕЛТЫЙ

А «Калейдоскоп»? Трубка, в которой меняются мозаичные картинки. Ну, раз посмотрел, ну пяток покрутил. В конце – концов, большинство детей приходило к выводу, что самое крутое, не отрывая от трубы зрачка резко взметнуть ее вертикально, дабы камушки, туды их в качель, посыпались к окуляру.

Совсем уж меня озадачил здоровенный надувной телефон. Сперва я его надувал до звона в ушах, а потом думал, что с ним делать? Сейчас я понимаю, что, скорее всего, эта байда предназначалась исключительно для студийного фотографирования, а не игр.

ВОТ ТАКОЙ ТЕЛЕФОН У МЕНЯ БЫЛ, ИМЕННО КРАСНЫЙ

ВОТ ТАКОЙ ТЕЛЕФОН У МЕНЯ БЫЛ, ИМЕННО КРАСНЫЙ

Плановая экономика СССР приводила к тому, что детские сады оказывались завалены игровым стандартом. Вот таких собак с тремя парами вращающихся глаз у меня дома пылилось три штуки, так еще в каждой группе детского сада такая собака валялась рядом с петухом на колесиках.


Не помню в детском саду среди общественных игрушек пистолетов или заводных машин (дефицит, на группу надо свыше десятка пистолетов!), зато игрушечная посуда, пластмассовые Чебурашки, Крокодилы Гены и Буратины, играй… не хочу…

Игровой ширпортреб был доступен, но стоило появиться в доме действительно хорошей игрушке, как у меня ее отбирали, ставя за стекло в сервант. Грубо говоря, Карлсонами, которые на фотке по бокам я мог обыграться а центровой томился в серванте:


Самая опасная игрушка попалась мне в возрасте четырех лет.

В брежневском СССР сохранялась какая-то историческая допотопность. В моей коллекции луноход уживался с приятно пахнущими деревом матрешками, а тарахтящий пулемет с набором «Русский богатырь».

Наборчик был тот еще: он включал меч, щит и шлем, - всё вырвиглазного красного цвета. В полном богатырском облачении я однажды вознамерился приехать в детский сад на красном коне, но мама сказала, что коня за веревку не потащит, а перебирать ногами всю дорогу (педалей у коня не было, приходилось отталкиваться от земли босоножками) я поленился, пошел пешком.


И впервые столкнулся, что костюм может рулить поведением. Обычно миролюбивый, в облачении русского богатыря, я раздухарился и, вместо «Здравствуй!», ударил ни с того, ни с сего по лицу мечом первого попавшегося согрупника.

Опасные игрушки у меня тут же отобрали, но вот до сих пор сидит внутри вопрос: а на что рассчитывали создатели подобного набора? Игрушечный пулемет вреда в игре не принесет. Игрушечный пистолет тоже. Но меч явно рассчитан, чтобы им бить, а не стоять руки по швам.



Советские игрушки были не такими, как современные. Наверное, нынешнему поколению они покажутся примитивными. Все эти пупсики и мишки, паровозики и машинки — простота и ограниченность по сравнению с современными «навороченными» игрушками. Но от этого они не становятся хуже. Советские игрушки менялись вместе со страной, отражая происходящие в обществе перемены. Читайте, какими были детские любимые вещи в разные годы советской власти, и какие события влияли на них

Послереволюционный провал: картонные кубики и тряпичные куклы

Самодельные куклы радовали детей так же, как и фабричные. /Фото: ds04.infourok.ru

После революции производителям было не до игрушек, к сожалению, их почти не делали. Построение новой жизни занимало умы людей, какие уж тут забавы. Детям же все равно хотелось играть, политические и экономические проблемы их мало интересовали. Потому везло тем, у кого остались старые игрушки, со времён царской России. Если таких запасов не находилось, приходилось мастерить самодельных куколок, машинки, тележки. Взрослые (да и сами дети) делали кубики из картона, пупсов из лоскутков. Из тряпок мамы шили мячи, а из дерева отцы выпиливали фигурки, машинки, коляски. Времена минимализма и революционных идей накладывали отпечаток и на детские игры.

Игрушки 30 годов, которые делали в артелях: идеологическая направленность и небольшое количество кукол

Фигурки красноармейцев заменили привычных оловянных солдатиков. /Фото: pbs.twimg.com

Время шло, в 30-е годы 20 века стали возникать артели, которые занимались производством игрушек для детей. Конечно, в основном это были варианты, выполненные в стиле нового времени: предлагались маленькие фигурки бойцов-красноармейцев и матросов, также можно было купить целый пионерский отряд, укомплектованный флагом, горном и барабанами. К счастью, не только «идеологические» игрушки можно было приобрести в магазинах. Можно было найти и обычных кукол (чаше всего у них были длинные волосы из пакли, а одеты они были в пионерскую форму или строгий костюм), медведей из плюша с опилками внутри, деревянных лошадок на колесах.

Послевоенные машинки, самосвалы и ружья, а также использование натуральных материалов

Детские игрушки делались из натуральных материалов. /Фото: static.auction.ru

После окончания Великой отечественной войны большой популярностью пользовалась игрушечная военная техника, различные автомобили, самосвалы, а также пистолеты, сабли и ружья. Конечно, такой арсенал привлекал прежде всего мальчишек. Девочки же с удовольствием играли с алюминиевой посудой и куклами.
К сожалению, выбор был маленьким, да и денежных средств у людей было мало, потом у по-прежнему использовались самодельные игрушки, от мячей до машинок и кукол.

До начала 60-х годов в опале были народные игрушки. Такие вещи, как расписная матрешка или глиняная свистулька можно было достать, но не в магазине, а на рынке, где их продавали народные умельцы.

Зато для производства игрушек использовались только натуральные материалы: плюш, дерево, металл, каучук. Не очень большое утешение для ребенка, которому не досталось куклы, но все же.

В 50 годах в магазинах стали появляться механические медведи, у которых лапы были заняты бочонком меда, балалайкой или бутылкой молока. Чтобы привести игрушку в действие, нужно было завести ее ключом, и милый медвежонок начинал играть на музыкальном инструменте, качать головой или подносить к пасти бочонок, бутылочку. Такие медведи были очень популярны и в первое время считались дефицитом.

Нашествие медведей и влияние полета в космос: 50-60 годы

Заводные мишки были очень популярны в 50-70 годы. /Фото: i0.u-mama.ru

Медведи вообще были очень востребованной фигурой в производстве игрушек. Они были разные — мягкие и деревянные, механические и набитые опилками, в одежде и без. А когда прошла Олимпиада 1980 года, то игрушечные магазины заполонили олимпийские мишки из каучука, резины, пластмассы, меха, плюша, целлулоида. Почти у каждого ребенка, жившего в тот период, был такой мишутка с поясом из олимпийских колец.

После того как первый человек покорил космическое пространство, игрушки стали отражать это великое событие 60-х. В игрушечных магазинах появились спутники и ракеты, а также фигурки космонавтов с большой надписью СССР — вот на что делалась ставка в начальный период покорения космоса. Луноход или космическая станция стали мечтой советских мальчишек.

Игрушки на поток и появление героев из телевизора, 70-80 годы

Чебурашка был почти у каждого ребенка — пластиковый, меховой, резиновый. /Фото: static.auction.ru

С 60 годов изготовление детских игрушек в СССР было поставлено на поток. Артели постепенно уходили в прошлое, их место занимали фабрики игрушек. Стали использоваться новые материалы, уже было сложно удивить покупателя пластмассой, резиной, поролоном, целлулоидом, синтетическими тканями и искусственным мехом. В результате на прилавках стали появляться новые игрушки в большом количестве. К сожалению, это была тенденция увеличения количества, а не разнообразия ассортимента.

Одинаковые пупсы с голубыми глазами, в простых нарядах, радующие розовыми щеками м веселым выражением лица — этому никто не удивлялся. Набор был однообразен: детям предлагалась скакалка и машинка, волок и мяч, барабан и водяной пистолет, плюшевый мишка и кукольная мебель — в то время о большем и мечтать не приходилось. Если в магазине «выкидывали» кукол иностранного производства, то за ними немедленно вырастал хвост-очередь. А купить индейцев или ковбоев, или же вожделенную железную дорогу из ГДР — это было невероятное везение.

Очень яркой тенденцией было появление игрушек-героев мультиков. Например, Чебурашка, Винни-Пух, Буратино. Они были особенно востребованы, ведь, по сути, речь шла о своеобразных звездах их мультипликационного кино. Как здорово было посадить героя на паровозик из Ромашкино, и отвезти в страну, где живут любимые герои.

Каждый ребенок в СССР имел свою любимую игрушку. Неважно, что это было — странная кукла из пластика, самолетик или мяч, мишка или железная дорога, пупсик или солдатик — это была любимая игрушка, которую берегли и с которой были связаны любимые воспоминания.

Подростки советского времени сильно отличались от современных. Последним и в голову не пришло бы коллекционировать сегодняшним тинейджерам.

Елочные украшения времен СССР создают ощущение новогоднего волшебства почти как в детстве. Хрупкие, с немного облупившейся краской, они кажутся более «настоящими», чем современный праздничный декор. Набор винтажных шишек, сосулек и шаров, ватный Дед Мороз, пятиконечная звезда-макушка, подарочная коробка в виде Спасской башни, наполненная конфетами и мандаринками, станут желанным подарком для ценителей советской культуры и традиций.

Набор из 7 винтажных елочных игрушек СССР, 1950-1970 гг.

Набор из 7 винтажных елочных игрушек СССР, 1950-1970 гг.

Елочная игрушка (сюрпризница) в виде книги «Там на неведомых дорожках», картон, артель Картонаж, Ленинград, 1950-1960 гг.

Елочная игрушка (сюрпризница) в виде книги «Там на неведомых дорожках», картон, артель Картонаж, Ленинград, 1950-1960 гг.

Запрет и возвращение новогодней елки в советской России

Производство новогодних игрушек было запущено в СССР в декабре 1935 года. До этого времени праздновать Новый год и Рождество, наряжая елку, в советской России считалось пережитком буржуазного прошлого. Ввоз елочных украшений из Германии прекратили. Выходные и гулянья отменили, люди должны были ложиться спать в обычное время, а утром идти на работу, несмотря на праздник.

В газете «Правда» вышла заметка П. Постышева, второго секретаря ЦК коммунистической партии большевиков Украины, который призывал устраивать коллективные елки для советских ребятишек. Он писал, что несправедливо лишать праздника детей рабочих, которые были обделены радостью в дореволюционное время и лишь с завистью заглядывали в окна к богатеям, отмечавшим Рождество. 31 декабря 1935 года в харьковском Дворце пионеров и октябрят прошла первая советская елка.

В январе 1937 года в Колонном зале Дома Союзов устроили елку для детей с участием Деда Мороза и Снегурочки. На следующий год кремлевский новогодний почин подхватила вся страна. Наркомпрос и Комитет по игрушке выпустили брошюру «Елка», где прописывался музыкальный репертуар детских утренников, театрализованных представлений, дизайн и расположение новогоднего декора, поведение детей и педагогов.

Внешний вид елочных игрушек подвергался строгой цензуре. До революции украшения отражали библейские рождественские сюжеты. В СССР восковых ангелочков заменили на идеологические правильные изображения, которые с течением времени менялись. В них отражена история нашей страны.

Украшения ёлки довоенного периода

Вифлеемскую звезду, которая венчала праздничное дерево в царские времена, сменила красная пятиконечная (кремлевская) звезда – символ Красной армии и Революции.

Шары выдували через стеклянную трубочку, которую нагревали на газовой горелке. Охлажденный шар окунали в цветной лак или нитрит серебра, расписывали, приделывали петельку. Также изготавливали различные стеклянные фигурки физкультурников, парашютистов, пионеров, аэропланов, поездов, пограничников с собаками, броневиков. Делали украшения из стекляруса, соединенного проволокой.

Успехи советского воздухоплавания отражены выпуском елочных игрушек в виде дирижабля.

В 1937 году выпустили серию шаров с портретами членов Политбюро, шар с портретами Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Но их быстро сняли с производства: «повешенные» на елку вожди в годы репрессий выглядели неоднозначно.

Ватные игрушки делали из прессованного хлопка, форму человечкам и животным придавали с помощью проволочного каркаса. Заготовку раскрашивали, покрывали клейстером из крахмала. Шили одежду из ткани, изготавливали лица и мордочки из глины и папье-маше.

Картонные фигурки (картонажи) делали по германской технологии. Два куска картона с немного выпуклым зеркальным рисунком склеивали между собой, игрушка получалась двухсторонней. Ее покрывали фольгой, раскрашивали.

Среди картонажей были особо популярны фигурки легендарного пограничника Никиты Карацупы. Пограничник вместе со своей собакой Индусом (Ингусом) задержал 338 нарушителей, воспитал тысячи следопытов, оставил наработки по служебному собаководству, которые востребованы до сих пор.

Елочные игрушки времен Великой Отечественной войны

Во время войны люди продолжали праздновать Новый год, наряжали елки в госпиталях, в тылу, на передовой. Эта традиция напоминала о мирной жизни, поддерживала надежду на скорую победу.

Елочные игрушки выпускали в ограниченном количестве, делали их из подручных материалов, отходов производства. Из жести штамповали фигурки животных, а затем их раскрашивали. Крутили проволочные украшения. На ламповом заводе делали шары, представляющие собой лампочки без цоколя, покрытые краской. Были популярны игрушечные парашютисты, собаки-санитары, украшения в виде шишаков — наверший солдатских шлемов и касок. На фронте для изготовления игрушек использовали бинты, вату, стреляные гильзы, картон, погоны.

Новогодний декор послевоенного времени

После войны на новогодние елки в СССР вернулись «мирные» игрушки. Их промышленное производство полностью восстанавливается в 1946 году. Фабрики Москвы и Ленинграда не могли удовлетворить спрос на елочные украшения, хоть и работали на полную мощь. Поэтому в Киеве, Кирове, Минске открыли специализированные цеха и фабрики. В 1949 году, к 150-летнему юбилею А. С. Пушкина, выпустили фигурки по мотивам сказок великого поэта.

В конце 40-х - начале 50-х гг. в магазинах появились наборы миниатюрных игрушек, которыми можно было украсить елку, умещавшуюся на столе. Многие люди жили в стесненных условиях, в коммуналках и бараках. Поставить полутора или двухметровое раскидистое дерево было просто негде.

50-60 годы – время елочного декора на прищепках: сказочные звери, дети, спорт, советская символика. В честь успешных полетов в космос изготавливали игрушечные спутники и ракеты, космонавтов. Стеклянные часы, которые показывают без пяти минут полночь, появились на советских елках после выхода на экраны «Карнавальной ночи».

Продовольственный кризис начала 50-х годов, вызванный неурожаями, неудачами в управлении сельским хозяйством, привел к появлению игрушек в виде овощей и фруктов. Они должны были символизировать изобилие в стране, когда по факту потребительская корзина советских граждан была весьма скудной.

С приходом к власти Хрущева аграрный кризис пытались преодолеть освоением целинных земель, а также насаждением кукурузы как основной кормовой и зерновой культуры. В 60-е годы на елках появились стилизованные початки «царицы полей». В период «оттепели» в тематике игрушек стало меньше коммунистической пропаганды, зато появились предметы быта: самовары, лампы, чайники.

Елочная игрушка «Самовар», стекло, роспись, артель «Культигрушка», Ленинград, 1955-1975 гг.

Елочная игрушка «Самовар», стекло, роспись, артель «Культигрушка», Ленинград, 1955-1975 гг.

После 1966 года изготовление новогодних игрушек было поставлено на поток. Украшения 70-80 гг. штампуются на фабриках большими партиями, утрачивают индивидуальность кустарного и артельного производства. Появляются новые материалы для их изготовления: поролон, пластик, алюминий.

Дед Мороз и Снегурочка

В славянской мифологии Трескун, Морозко, Студенец, Зимник – суровый бог зимы и северного ветра. Его представляли в виде старца с длинной белой бородой. Вместо мешка с подарками в руках он держал булаву.

В 19 веке под влиянием творчества поэтов и писателей образ языческого бога трансформировался в Мороза Ивановича. Дети сами приносили ему подарки, чтобы задобрить, а сказочный старик давал им задания и вознаграждал по заслугам.

Советский Дед Мороз – добрый старик, который дарит гостинцы детям - впервые появился на новогодней елке в Доме Союзов в 1937 году. Образ его внучки возник на основе героини пьесы Н. Островского «Снегурочка».

Подставочные (подъелочные) фигуры Деда Мороза и Снегурочки, изготовленных из ваты, появились в 30-х годах 20 века. Внешний вид волшебного старика напоминал пожилого крестьянина в валенках, синей или красной шубе, шапке-ушанке. К 40-м годам стали встречаться белые Деды Морозы из-за экономии на краске. Расписывали только лица, сделанные из глины или папье-маше. Фигуры получались уникальными, так как выполнялись вручную. Снегурочек изображали в голубом или белом наряде.

На рубеже 40-50 годов технология меняется – подставочные игрушки стали делать из папье-маше и прессованных опилок. Дед Мороз мог быть с посохом и мешком подарков или без них, в застегнутой или распахнутой, короткой или длинной шубе.

В 60-х годах ручное производство подъелочных фигур значительно сокращается. На фабриках стали выпускать пластмассовые фигуры, отлитые в специальных формах. Они были намного доступнее игрушек из ваты и папье-маше, но лишились индивидуальности.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Калининское производственное объединение художественной промышленности, 1960-1970 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Калининское производственное объединение художественной промышленности, 1960-1970 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Куйбышевская фабрика игрушек, 1970-1990 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Куйбышевская фабрика игрушек, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

Читайте также: