Игрушки из соломы своими руками мастер класс

Обновлено: 06.05.2024

Когда то я была совсем маленькой девочкой и моя бабушка рассказала мне,как моя мама играла соломенными куклами. Мне стало интересно и я попросила бабушку сделать мне такую же куклу. Бабушка выполнила мою просьбу, и с той поры,кукла стала моей самой любимой Я не расставалась с ней ни на минуту. Предлагаю вам мастер класс по изготовлению соломеной куклы. Возможно она понравится вашим детям или воспитанникам.

Куклы из одного пучка соломы.

1. Приготовьте пучок соломы из соломин средней толщины. Коленца - узелки обрежьте. Длину соломинок определите сами. Высота этой куклы будет такой же, какой длины соломины вы подберете.

Мастер-класс по изготовлению кукол из соломы

2. Подравняйте пучок и, отступив немного от одного конца, перевяжите его – получилась голова.

3. От пучка – туловища отделите с двух сторон по небольшому пучку соломин для рук, отметьте его большую часть и перевяжите, а лишнюю часть соломинок отрежьте


4. Руки, пока солома влажная, можно вытянуть полукругом или одну из них поднять вверх, а вторую опустить вниз. Только не забудьте «запутать» согнутые части нитками, чтобы после высыхания руки остались в том положении, которое вы выбрали для своей куклы.


5. Для куклы – мальчик нужно разделить нижнюю часть пополам и перевязать ноги.

6. Если вы хотите сделать куклу - девочку и у нее была пышная юбка, то аккуратно разведите в разные стороны соломины нижней части пучка – юбки и вставьте внутрь скомканную бумагу.


7. Когда кукла высохнет, срежьте нитки, которыми были запутаны руки, и удалить скомканную бумагу.


Соломенные куклы можно выполнять разными способами. С ними можно играть, и они могут быть чудесными сувенирами, можно использовать в оформлении выставок и интерьеров.

Бабушка-рассказушка

Бабушка-рассказушка Текстильная кукла. Познакомилась со многими работами коллег нашего сайта по изготовлению текстильных кукол. И решила тоже попробовать. Но.

Образец детского рассказа о кукле в рамках исследовательско-творческого проекта «История куклы» Цель: Расширение представлений ребенка об игрушке – кукле. Задачи: Играя в куклы, мне всегда было интересно, что такое кукла? Какие бывают.

Мастер-класс по изготовлению соломенной куклы «Стригушка»

Это самый популярный вид кукол из соломы, которых часто называют танцующими. Основная их особенность заключается в том, что нижний край юбки не заплетается, а ровно подстригается ножницами, чтобы она хорошо удерживала вертикальное положение. Дети любили с ней играть следующим образом:

-кукла ставилась на ровную дощечку. Использовали поверхность стола или табуретки.

-ребенок стучал кулаком рядом с куклой и она пускалась в пляс - подпрыгивала на месте и крутилась в разные стороны.

Было впечатление, что она действительно выполняет танцевальные движения. Детвора всячески радовалась такому плясу, поэтому родители часто плели "стригушку" для малышей.

Дальше рассмотрим, как сделать соломенную куклу своими руками.

Предварительно солому необходимо подержать в горячей воде или под струей пара, чтобы материал размягчился и стал гибким. Солома имеет прекрасную особенность - после скручивания фигурки влажный материал высыхает и принимает необходимую форму, хорошо удерживая углы и загибы. Работа над фигурой куклы начинается с выкладывания пучка соломы на поверхность. Дальше делается прочный каркас сгибанием пучка пополам. Влажный материал прекрасно справится с таким заданием, в отличии от сухой соломы, которая треснет в месте сгиба материала.



После того как зафиксировали сгиб нитками, укладываем солому для рук куклы и снова фиксируем ниткой.


Далее фиксируем края рук тоже ниткой. Потом нитки можно скрыть красивыми лентами. В конце подравняйте ножницами длину юбки и края на руках. Теперь вы знаете, как сплести своими руками соломенную куклу. Пошагово выполняя представленные выше рекомендации, можно без труда справится с поставленной задачей.


КУКЛА ГОТОВА! Ее осталось украсить лентами, можно изготовить платочек и фартук. В старину люди плели кукол из соломы небольшого размера и хранили их в домах на самом видном месте, наряжая в одежды и платки.




Мастер-класс для родителей по изготовлению платочной куклы

Мастер-класс для родителей по изготовлению платочной куклы Театрализация сказки представляет огромный объем предварительной работы. Она проводится во взаимосвязи со всеми специалистами и во всех.

Мастер-класс по изготовлению дидактической куклы Маши

Мастер-класс по изготовлению дидактической куклы Маши Я решила сшить куклу Машу для моих маленьких ребятишек,но не простую куклу, а дидактическую. Вот такие я поставила задачи. Задачи: Активизировать.

Мастер-класс по изготовлению куклы из ниток «Мартинички»

Мастер-класс по изготовлению куклы из ниток «Мартинички» Мастер – класс рассчитан как для детской аудитории, так и для педагогов дополнительного образования, воспитателей, мам и бабушек, и для.

Мастер-класс «Кукла-стригушка»

Мастер-класс «Кукла-стригушка» Мастер – класс рассчитан для педагогов дополнительного образования, учителей технологии, воспитателей детских садов. Цель: изготовить.

Мастер-класс по изготовлению куклы — Березки

Мастер-класс по изготовлению куклы — Березки В старину на Троицу для гадания девушки делали куклу Березку. Кукла делалась из березового полена, красиво наряжалась, украшалась березовыми.

Мастер-класс по изготовлению Куклы-колокольчика

Мастер-класс по изготовлению Куклы-колокольчика В отпуске я решила побольше узнать о народных тряпичных куколках. Они все очень яркие, красивые, интересные, со своей историей. Особенно.

Мастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадки

Мастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадки Пленит нас космос красотой, В нём много красок, он живой. Огни, светящие в ночи, Так восхитительны, милы! Наш взор прикован к небесам,.

Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега Крупенички

Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега Крупенички С древних времён тряпичная кукла-мотанка использовалась славянами в качестве оберега или ритуального предмета. Такие талисманы были спутниками.

Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега «Масленица»

Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега «Масленица» Поверья славян упираются в убеждение, что в такие дни, когда зима с весной борются, врата между иным и явным миром приоткрываются, границы.

Мастер-класс по изготовлению куклы-шкатулки

Мастер-класс по изготовлению куклы-шкатулки Если у вас или ваших знакомых росла маленькая девочка-непоседа, то, наверняка, в доме осталась масса поломанных куколок, которых давно.

Галина Крецу
Кукла «Масленица домашняя» из сена. Мастер класс.

Всем известно,что на масленичной неделе изготавливали большую обрядовую куклу "МАСЛЕНИЦУ",которую в конце масленичных гуляний сжигали. Эта кукла-символ зимы,с которой народ прощался,прогонял,открывая двери весне. Однако существовала и ещё одна кукла, которую также изготавливали в эти дни,и называлась она "МАСЛЕНИЦА ДОМАШНЯЯ".Вот эту куклу,в отличие от обрядовой,не сжигали в конце масленичной недели,а наоборот,хранили в красном углу или при входе в дом,так как она считалась мощным оберегом жилища и домашнего очага. И только через год эту "ДОМАШНЮЮ МАСЛЕНИЦУ" сжигали или же "пускали по воде".

В прошлом году мы с детьми делали "МАСЛЕНИЦУ" из талаша,можно посмотреть по ссылке http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-maslenica-iz-talasha.html .В этом году сделали "МАСЛЕНИЦУ ДОМАШНЮЮ" из соломы:

Кукла «Масленица домашняя» из сена. Мастер класс.

Для работы нам понадобился пучок соломы,нитки,ножницы,лоскутки ткани,разноцветные ленточки. Сделали такую заготовку.


Из талаша сплели блинчик.


Чтобы наша кукла была устойчивой,провязали низ юбки крючком и вставили внутрь небольшой пучок соломы.



Потом одели нашу "МАСЛЕНИЦУ".



Не забыли про пышности.








Привязывали ленточки и загадывали желания.


Дали нашей "МАСЛЕНИЦЕ" блинчик.



Вот такая красавица "МАСЛЕНИЦА ДОМАШНЯЯ" у нас получилась.




Кукла «Масленица» из бумаги и ткани. Детский мастер-класс

Кукла «Масленица» из бумаги и ткани. Детский мастер-класс Кукла "Масленица" из бумаги и ткани - детский мастер-класс Необходимые материалы и инструменты: • Цветная бумага или бумага для принтера.

Кукла «Масленица». Мастер-класс

Кукла «Масленица». Мастер-класс Масленица - очень веселый праздник его мы отмечаем целую неделю. Главное угощение на масленицу блины - символ солнца. На масленичною неделю.

Мастер-класс «Кукла»

Мастер-класс «Кукла» Каждый из нас в детстве делал куклу своими руками. Я вам предлагаю вместе со мной вернуться в детство. Для работы нам понадобится лист.

Мастер-класс «Кукла-Масленица за десять минут»

Мастер-класс «Кукла-Масленица за десять минут» Нам понадобятся следующие материалы и инструменты: - лист белой бумаги А 4 - лист цветной гофрированной бумаги 40\20 см - лист жёлтой гофрированной.

Мастер-класс «Кукла-берегиня»

Мастер-класс «Кукла-берегиня» Подготовил: педагог дополнительного образования Р. Х. Гимаева. Мастер-класс рассчитан: на детей младшего школьного возраста. Назначение:.

Обрядовая кукла «Масленица». Мастер-класс

Обрядовая кукла «Масленица». Мастер-класс Обрядовая кукла "Масленица" - мастер-класс К любому празднику на Руси в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души.

План-конспект занятия в средней группе. Мастер-класс «Кукла Масленица» Цель: Познакомить детей обрядовой куколкой Масленица, развитие интереса к истокам народного творчества. Задачи: 1) Упражнять детей в изготовлении.

Тряпичная народная кукла «Домашняя масленица»

Тряпичная народная кукла «Домашняя масленица» Масленица-это древний языческий праздник до крещения Руси. Отмечался он 7 дней до весеннего равноденствия и 7 дней после. Посвящалась Масленица.

Поделки из соломы и сена

Поделки из сена и соломы известны еще со времен Древней Руси. В то время этот материал был одним из наиболее доступных, поэтому никаких вопросов о том, где его взять, не возникало. Прошло несколько столетий, но солома не утратила своей актуальности — поделки из такого сырья доступны по изготовлению, при этом выглядит очень эстетично и нетривиально.







Особенности и заготовка материала

Соломку получают в результате обмола стеблей зерновых и бобовых растений. Она является отличным сырьем для изготовления всевозможных поделок и рукоделия. Причины её популярности легко объяснимы, она сочетает в себе:

  • декоративный вид;
  • повышенную плотность;
  • гибкость;
  • пористую структуру;
  • простоту обработки;
  • хорошую адгезию с любыми клеями и красящими составами.




К тому же солома доступна. Жители сельской местности могут заготовить ее на полях или в фермерских хозяйствах, где выращивались бобовые и злаковые культуры сразу после окончания сбора урожая в осеннюю пору. Горожане могут купить ее в специализированных магазинах для рукоделия и творчества или на интернет-площадках. Продается она и в зоомагазинах в качестве корма для кроликов.

Однако свежесрезанные стебли злаковых растений непригодны для создания поделок. Они содержат чересчур много влаги, в домашних условиях материал начинает гнить. Это делает невозможным их использование в рукоделии. Поэтому перед применением солому нужно обязательно обработать.

Для начала ее подсушивают. Для этого заготовки собирают в небольшие пучки и подвешивают в сухом проветриваемом месте, вдали от прямых ультрафиолетовых лучей. Время сушки составляет 2-4 недели.

Ускорить процесс можно путём проглаживания природного материала утюгом, однако такой способ удобен только в случаях, если для работы нужен небольшой объем заготовок.


Чтобы сделать солому более гибкой, ее дополнительно вымачивают. Так, во времена Царской Руси крестьяне после вымачивания плели из соломки верёвки и впоследствии использовали их для изготовления кровель. Длина одного стебля соломы может варьироваться от 10 до 50 см и более, потому для работы солому приходится нарезать на фрагменты необходимой длины.

Чтобы изменить цвет исходного сырья, можно воспользоваться любыми натуральными красителями. Так, если проварить солому в концентрированном свекольном отваре, то она станет буро-фиолетовой. А если воспользоваться отваром луковой шелухи, то солома приобретет приятный медовый оттенок.

Бумажная радуга ремёсел

Это сейчас у детворы игрушек видимо-невидимо! Да еще и каких хочешь: от простых механических, до сложнейших электронных и радиоуправляемых! От компьютера порой ребенка вообще не оттащишь! А чем же играли дети былых времен? Из чего были сделаны игрушки для них? Какие это были игрушки? Вот об этом мы и будем вести сегодня свой рассказ.

Это сейчас у детворы игрушек видимо-невидимо! Да еще и каких хочешь: от простых механических, до сложнейших электронных и радиоуправляемых! От компьютера порой ребенка вообще не оттащишь! А чем же играли дети былых времен? Из чего были сделаны игрушки для них? Какие это были игрушки? Вот об этом мы и будем вести сегодня свой рассказ. (фото 1)

И так, что же такое игрушка? «Игрушка – это вещица, сделанная для забавы, игры или потехи» - читаем мы в Словаре русского языка, составленном В.Далем. Причем, надо заметить, что игрушки появились на земле гораздо раньше, чем их определение.

И так, что же такое игрушка? «Игрушка – это вещица, сделанная для забавы, игры или потехи» - читаем мы в Словаре русского языка, составленном В.Далем. Причем, надо заметить, что игрушки появились на земле гораздо раньше, чем их определение. (фото 2)

Сначала игрушки для детей делали дома, из подручного материала, потом появились мастера-игрушечники, которые стали делать игрушки на продажу. Но не каждой семье были по карману покупные игрушки, поэтому дети из небогатых семей продолжали играть в самодельные. Тряпичные куклы деревянные чурбачки, глиняные свистульки, соломенные кони – были излюбленными игрушками крестьянской детворы.

Сначала игрушки для детей делали дома, из подручного материала, потом появились мастера-игрушечники, которые стали делать игрушки на продажу. Но не каждой семье были по карману покупные игрушки, поэтому дети из небогатых семей продолжали играть в самодельные. Тряпичные куклы деревянные чурбачки, глиняные свистульки, соломенные кони – были излюбленными игрушками крестьянской детворы. (фото 3)

Как у всех земледельческих народов, у славян солома была важным в крестьянском хозяйстве материалом. Соломой крыли крыши домов, хлевов, амбаров. Ею подкармливали скот. Из соломы делали изображения языческих богов и с ними весной встречали, а осенью провожали Ярило — солнце. Их носили с песнями по селениям, а потом сжигали или пускали на плотиках вниз по реке.
Языческие обряды давно забыты, а вот умение делать фигурки из соломки сохранилось.

Как у всех земледельческих народов, у славян солома была важным в крестьянском хозяйстве материалом. Соломой крыли крыши домов, хлевов, амбаров. Ею подкармливали скот. Из соломы делали изображения языческих богов и с ними весной встречали, а осенью провожали Ярило — солнце. Их носили с песнями по селениям, а потом сжигали или пускали на плотиках вниз по реке. Языческие обряды давно забыты, а вот умение делать фигурки из соломки сохранилось. (фото 4)

Для изготовления декоративной скульптуры и игрушек используют как целые стволы злаковых растений, так и верхние их коленца, имеющие самые длинные соломины. Целые стволы идут на крупные изделия, а верхние междоузлия - на средние и мелкие. Чтобы солома стала гибкой, ее, так же как и для плетения, вымачивают в воде, а затем завертывают на время работы во влажную холстину. Готовые соломенные фигурки отделывают плетежками.

Для изготовления декоративной скульптуры и игрушек используют как целые стволы злаковых растений, так и верхние их коленца, имеющие самые длинные соломины. Целые стволы идут на крупные изделия, а верхние междоузлия - на средние и мелкие. Чтобы солома стала гибкой, ее, так же как и для плетения, вымачивают в воде, а затем завертывают на время работы во влажную холстину. Готовые соломенные фигурки отделывают плетежками. (фото 5)

Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи.

Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи. (фото 6)

Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и защитники: конь – герой многих поверий и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле.

Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и защитники: конь – герой многих поверий и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле. (фото 7)

На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки из соломы, которые изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление. Соломенные жаворонки были первыми предвестниками весны – с ними вместе люди звали ее.Из соломки можно изготавливать различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря ее свойству гнуться и сохранять заданную форму.

На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки из соломы, которые изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление. Соломенные жаворонки были первыми предвестниками весны – с ними вместе люди звали ее.Из соломки можно изготавливать различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря ее свойству гнуться и сохранять заданную форму. (фото 8)

"Конь златогривый"


Декоративная фигурка коня из соломы может украсить любой современный интерьер, а заодно и напомнит о древних истоках народного искусства. Собирают фигурку из двух снопиков. Один снопик как можно туже скручивают недалеко от торцевого среза мягкой проволокой, оставив свободными два длинных конца (рис. 35 а). Затем все соломины перегибают через проволочное кольцо в противоположную сторону. При этом концы проволоки должны оказаться внутри пучка соломы (рис. 35 б). Пучок, из которого будут формироваться голова, шея и передние ноги, туго перевязывают бечевкой и верхнюю часть сгибают дугой (рис. 35 в).
Сделав таким образом основу головы и шеи, приступают к изготовлению гривы (рис. 35г). У этой наиболее выразительной части декоративной фигурки намеренно утрированы пропорции и форма гривы. От коня словно исходит солнечное сияние. Такое решение гривы отвечает народным традициям, в которых конь почитался как символ солнца. Грива собирается из отдельных соломин, а иногда и из небольших пучков. Каждой соломиной поочередно огибают шею коня и переплетают "веревочкой" - специально заготовленным жгутом из соломы или пеньки.
Когда грива будет готова, берут новый пучок соломы и, обогнув его вокруг туловища, туго перетягивают бечевкой (рис. 35 д). Отступив на некоторое расстояние, пучок перетягивают бечевкой еще раз, обозначив, таким образом, туловище коня. Оставшаяся часть соломенного жгута разделяется на три части, из них будут сделаны задние ноги и хвост. Две части жгута, в которых должны оказаться концы проволоки, сгибают временно под прямым углом к туловищу и недалеко от торцевых срезов перевязывают бечевками. Третья оставшаяся часть идет на изготовление хвоста. Его окончательно отделывают на последней стадии работы. А пока делают передние ноги, разделив пополам первый пучок соломы так, чтобы концы проволоки оказались в середине каждой половины. Чтобы обозначить колени, каждую из четырех ног перекручивают в середине бечевкой, а затем полосками соломы. Концы проволоки, торчащие из соломы, либо обрезают кусачками, либо сгибают и прячут, чтобы их не было видно снаружи. Затем ноги сгибают так, чтобы создавалось впечатление стремительного бега коня.
На последней, завершающей стадии приступают к отделке фигуры. Все без исключения места, которые были перевязаны бечевкой, обматывают полосками соломы.

Читайте также: