Игрушки конструкция которых допускает только один вариант выполнения действия называются

Обновлено: 16.05.2024

· Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:

б) фигурки людей;

в) фигурки животных;

г) предметы игрового обихода;

· Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:

а) собственно дидактические — основаны на принципе самоконтроля;

б) дидактические игры (наборы) с правилами — предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие);

в) конструкторы и строительные наборы;

д) музыкальные игрушки.

Игрушки по степени готовности:

- Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.

- Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.

- Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.

Игрушки по виду применяемого сырья:

- Из тканей, в том числе набивные игрушки.

- Из бумаги и картона.

- Из керамики, фарфора и фаянса.

- Из древесных материалов, папье-маше.

- Из новых синтетических материалов.

Игрушки по величине:

- Мелкие (размером от 3 до 10 см).

- Средние (размером от 10 до 50 см).

- Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).

По функциональным свойствам:

- Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).

- Электронные (на компьютерной основе).

- Наборы игрушек (или деталей) — совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.

- Игровые комплекты, объединённые единой темой (задачей).

Игрушки по художественно-образному решению:

В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д.

Игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

Классификация игрушек А.С.Макаренко:

· Готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др.; они хороши тем, что знакомят дошкольников со сложными идеями и вещами, вызывают деятельность воображения).

· Полу готовые игрушки (разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели, они хороши тем, что ставят перед детьми задачу, для разрешения которой требуется дисциплина и логика мышления, усидчивость; недостаток в том, что одни и те же задачи надоедают детям своим повторением)

· Игрушки-материалы (песок, глина, куски дерева, картон, бумага, бросовый материал; А.С.Макаренко их назвал самым благодатным детским игровым материалом, так как он создает простор для творческой фантазии ребенка).

Практика подтверждает положение А.С.Макаренко в детской игре все три вида игрушек.

На основе исследования Е.А. Флерина разработала более детальную классификацию, которая и является общепринятой в теории и практике дошкольного воспитания. Достоинство ее в том, что она соответствует видам детских игр и помогает подбору игрушек для детей разного возраста.

Классификация игрушек Е.А. Флериной

· Сюжетно-образные игрушки (игрушки-куклы, игрушки-звери, игрушки-домашние животные, посуда, мебель и т.д.; они определяют сюжет игры).

· Технические игрушки (заводные игрушки, игрушки с дистанционным управлением, фильмоскопы; они отражают используемую человеком технику).

· Игрушки-забавы (смешные фигурки животных, человечков; в их основе - движение, сюрприз, неожиданность; назначение - развеселить, позабавить детей; например, танцующий поросенок, прыгающий лягушонок и др.).

· Спортивно-моторные игрушки (предназначены для осуществления задач физического воспитания:

1) Игрушки, развивающие сенсомоторный аппарат, укрепляющие мелкие мышцы, развивающие ловкость, глазомер: волчки, бусинки;

2) Игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развития силы: серсо, обручи, мячи, кегли, кольцебросы;

3) Игрушки, содействующие развитию основных движений, укрепляющие мышцы ног и туловища: каталки, скакалки, кони-палочки, велосипеды, педальные автомобили;

4) Игрушки для групповых игр: настольные крокеты, баскетбольные мячи.

В детском саду должны быть подобранны спортивно-моторные игрушки всех групп; только при этом условии игры могут проводиться в известной системе.

· Музыкально-озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики, детское пианино и др.; они удовлетворяют интерес дошкольников к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить)

· Театральные игрушки (Петрушка, куклы-марионетки, костюмы и их элементы, маски; по содержанию они являются образными, но имеют свое специально педагогическое назначение - служат задачам эстетического воспитания, развития речи, мышления, воображения, способности воспроизведения).

· Дидактические игрушки (предназначены для умственного развития дошкольников: пирамиды, матрешки, вкладыши, мозаика).

· Маскарадно елочные игрушки (они связаны с празднованием Нового года; дети с ранних лет понимают, что эти игрушки - дар елке и делают ее красивой и нарядной).

· Строительные игрушки-материалы (кубики, кирпичики, конус, цилиндр, доски, перекладины, наборы «Конструктор»; с их помощью дети возводят интересные постройки, вокруг которых организуют игры).

· Игрушки самоделки (они делаются родителями, воспитателем, самими детьми; при изготовлении даже самой простой игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху).

5. Основные педагогические, художественные, гигиенические требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ.

С педагогической функции игрушек неразрывно связаны ее художественно-эстетические качества. Игрушка народная или производственная является одним из первых произведений искусств, которая встречает детей на пороге их жизни и сочетает в себе скульптуру, графику, декоративное оформление. Она во многом может определить развитие художественного вкуса детей, их творческие способности, характер эстетического отношения к действительности. Еще советская педагогика, исходя их общих задач и принципов советского реалистического искусства, сформулировала некоторые эстетические показатели, обеспечивающие художественную полноценность.

1. Худ выразительность образа. Образ в игрушке должен быть особенно выразительными и строиться на реалистической основе. Образ в игрушке должен рассчитан на силы и возможности ребенка. При решении образа в игрушке художники как бы упрощают идею предмета, делают её совершено очевидной и преподносят детям в условной, иногда в несколько гиперболической форме. В игрушке не допустимы искажения, так как они могут повлечь за собой искажения в знании и представлении детей. Противопоказан в игрушках и сложный психологизм недоступный детям и чрезмерное увлечение формой за которыми теряется содержание и холодный натурализм который решает образ одухотворенности.

Форма игрушки. Отличие игрушки от модели и скульптуры. Игрушка должна отличаться от модели и от скульптуры. Модель – это равнодушное, механическое перечисление всех признаков и свойств предметов. В скульптуре, как правило, точно фиксируется состояние, что не располагает к игре. В игрушке художник творчески перерабатывает существенные на его взгляд признаки. Игрушка – живое, образное воспроизведение действительности, чем меньше ребенок, тем проще должна быть форма игрушки.

2. Динамичность и условность. Выступает в качестве основных особенностей формы в игрушке. Именно они позволяют игрушке легко входить в детскую игру. Динамичность в игрушке существенно отличается от того же свойства в мелкой скульптуре. То, что игрушка является неотъемлемой частью детского мира, ведет к особому условному строю всего игрушечного образа. Игрушка не анатомическое пособие. Для нее важна яркая образная игрушечная характеристика.

3. Цвет игрушки.Должен быть в игрушке особенно активным и действенным. Цвет должен помогать ребенку осваивать образ и делать его более доступным. Обычно для игрушек жизнерадостность возникает, прежде всего, за счет цветового строя. Роль цвета ответственна в любой игрушке. Психологи высказывают предположение о том, что ребенок почти с момента рождения различает все цвета. Это делает возможным применение в игрушке широкой цветовой палитры.

4. Материал игрушки. Особую роль в создании выразительного образа имеет максимальное выявление физических и художественных свойств материала, что способствует формированию эстетической культуры детей. Важно полностью использовать специфические качества материала. Как и другие выразительные средства, он обязан раскрывать образ. Из разных материалов рождаются разные образы.

5. Конструкция игрушки. Должна быть простой, ясной и четкой с тем, чтобы делать игрушку удобной для игры, т.е. обеспечивать функциональный комфорт.

6. Композиционная законченность. Материал, цвет, форма, конструкция, не существуют в игрушке сами по себе. Они представляют единый художественный организм, композицию, где все компоненты находятся в сложной взаимосвязи. Только гармоническое их взаимодействие обуславливает определенную композиционную завершенность, а значит и художественную полноценность игрушки. Но она выявляется в полную силу, если художественное решение игрушки построено с учетом возрастных особенностей детей.

Художникам, создающим игрушку, следует помнить о недопустимости формализма и натурализма в игрушке, сатире и грубого юмора, которые характерны для некоторых современных зарубежных игрушек и детских книг. Создатели таких игрушек забывают о том, что за чрезмерным увлечением формой теряется конкретность образа, которое имеет особое значение в детском восприятии, а натурализм не может эмоционально воздействовать на живое воображение детей.

По используемым материалам игрушки делят на деревянные, металлические, текстильные, пластмассовые, резиновые, комбинированные, полиграфические, стеклянные (елочные).

Игрушки — изделия, предназначенные для детей до 14 лет. Игрушкам принадлежит важная роль в развитии ребенка. Они являются материальной базой игр. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие. Игрушки помогают ребенку познавать окружающий мир, приучают его к целенаправленной, осмысленной деятельности, развивают воображение, интуицию, формируют у ребенка нравственные ценности, любовь к труду, интерес к технике, любознательность, наблюдательность, воспитывают художественный вкус, побуждают к творчеству.

Именно с помощью игрушек и игр ребенок наиболее естественно и непосредственно открывает для себя одну за другой сферы общечеловеческого знания, получает необходимую предметную информацию. Играя, ребенок осваивает различные способы действия в определенных мыслительных или реальных ситуациях, накапливает свой первый опыт жизни. В игре развивается способность к осознанию деятельности и человеческих отношений.

Ассортимент игрушек чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учетом последних достижений в различных областях знаний. Многие игрушки оснащаются электроникой и другими механизмами, приводящими игрушки в движение, обеспечивающими выполнение голосовых команд, превращающими их в игрушки с искусственным интеллектом.

Игрушки могут быть классифицированы по педагогическому назначению, возрасту детей, материалу изготовления.

По педагогическому назначению игрушки условно объединяют в следующие группы:

• развивающие первоначальные движения и восприятия;

• знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира;

• способствующие умственному развитию;

• знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки;

• способствующие художественному и музыкальному развитию детей;

• знакомящие детей с элементами науки и техники;

• способствующие физическому развитию;

• развивающие жизнерадостность и чувство юмора.

Некоторые игрушки объединяют в себе признаки и свойства разных групп, становятся не просто функциональными, а многофункциональными, реализуя комплексный подход к задаче развития ребенка, стремятся воздействовать на все его чувства. В последнее время в продаже появились и развивающие игровые центры или детские комплексы, которые объединяют игрушки разного педагогического назначения.

Игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятий (зрения, осязания, слуха), являются самыми первыми в жизни детей. Игрушки, способствующие развитию органов чувств, называют сенсорными игрушками. К ним относят погремушки, пищалки, подвески, простые сборно-разборные игрушки, кубики, шарики, кольца, привлекающие внимание ребенка яркими цветами, звучанием, формой. Прозрачная погремушка, у которой внутри прозрачного корпуса находятся цветные пластмассовые шарики, приучает малыша следить не только за большими, но и за маленькими предметами, позволяет установить причину возникновения звука, дает представление об объеме.

Игрушки, знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира (образные), знакомят детей с людьми, животным и растительным миром, техникой, предметами домашнего обихода. Ассортимент этих игрушек наиболее разнообразен. К ним относятся куклы (с одеждой, мебелью, предметами быта, жилищем); фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства. В играх с ними расширяются и уточняются представления ребенка об окружающем мире, развиваются мышление, речь и воображение.

Игрушки, способствующие умственному развитию (дидактические), объединяют игрушки, содержащие обучающий элемент. К этой группе относятся многочисленные настольные и компьютерные игры, игры-головоломки: наборы ребусов, кроссвордов, чайнвордов, расширяющие кругозор, развивающие интерес к знаниям, внимание, память, мышление, речь, сообразительность, наблюдательность. По тематике они подразделяются на исторические, географические, астрономические, зоологические, ботанические, математические, литературно-художественные и др.

Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки, включают садово-огородный инвентарь, наборы посуды, различных инструментов: столярных, слесарных, для выпиливания лобзиком, выжигания по дереву, гравирования, наборы для лепки, вышивания, кроя и шитья одежды, а также разнообразные строительные и транспортные конструкторы. Они знакомят детей с разнообразными инструментами, материалами (их свойствами и способами обработки), воспитывают интерес к разнообразным профессиям, трудолюбие, трудовые навыки.

К игрушкам, способствующим художественному и музыкальному развитию детей, относятся калейдоскопы, мозаика, альбомы для раскрашивания картинок, наборы пластилина для лепки, наборы по художественным ремеслам: выжиганию, резьбе по дереву; конструктивно-художественные, театральные и музыкальные игрушки. Музыкальные игрушки знакомят детей с различными видами музыкальных инструментов, с основами музыкальной грамоты, развивают музыкальный слух, чувство ритма. Театральные игрушки знакомят детей с театральным искусством, приобщают к самостоятельной игре, способствуют обогащению речи.

К игрушкам, знакомящим детей с элементами науки и техники, относятся наборы для сборки технически сложных электронных конструкций: моделей автомобилей, самолетов, судов, телефона, радиоприемников, различные электронные игры, микроскопы, наборы для опытов по физике, химии. Они знакомят детей с устройством и принципом действия машин, приборов, техническими чертежами, физическими и химическими явлениями, способствуют формированию навыков самостоятельного конструирования, развивают техническую грамотность и творчество, помогают политехническому образованию детей.

К игрушкам, способствующим физическому развитию детей (спортивно-моторные игрушки), относятся игрушки для упражнений в ходьбе и беге (каталки, тележки, санки и др.), для прыгания (скакалки), для бросания (мячи, городки, кегли и др.), для развития и укрепления мускулатуры ног (спорт-роллеры, самокаты, велосипеды, педальные автомобили, лыжи, коньки и др.), для развития меткости (ружья, арбалеты, пистолеты), для развития мышц рук и пальцев, (сборно-разборные игрушки: пирамидки, матрешки; бадминтон, настольный теннис и др.), для развития координации движения, ловкости, гибкости (обручи, кольца и шары для жонглирования и др.).

К игрушкам, развивающим жизнерадостность и чувство юмора, относятся игрушки-забавы: различные электронные роботы, игрушки-сюрпризы с выскакивающими из коробочки смешными фигурками, надувные резиновые игрушки, наборы фокусов, прыгающие и клюющие птицы, кувыркающиеся обезьянки, вращающийся волчок и др.

По возрастному назначению игрушки подразделяют на три основные группы: для детей ясельного возраста (до 3 лет); для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) и для детей школьного возраста (от 6 до 14 лет). Возрастное назначение игрушек определяется соображениями безопасности, уровнем развития детей и связанным с ним проявлением интереса к окружающим предметам и явлениям. Игрушки-пищалки, издающие резкий звук, могут напугать малыша, длинный мех мягких игрушек способен попасть в рот и в дыхательные пути, большой кубик ребенок просто не сможет взять в руки и т. п.

По материалам, применяемым в производстве, игрушки подразделяются на деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые, металлические, керамические, бумажные, картонные, мягконабивные.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются. Это деление весьма условно: каждая игрушка многофункциональна и поэтому ее можно применять в разных играх. Например, плюшевый мишка - любимый сынок в сюжетно-ролевой игре, а в театрализо­ванной он превращается в медведицу Настасью Петровну.

Сюжетные игрушки имеют еще одно название - образ­ные игрушки. В последнем названии подчеркивается их сущ­ность как прототипов (образов) предметов, чем они и при­влекают ребенка. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки), посуда, мебель и др. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры (отсюда название - сюжетные), в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.

Среди сюжетных игрушек особое место занимает кукла. Она - источник разнообразных переживаний малыша. Широкий диапазон таких переживаний девочки отразил П.И. Чайковский в музыкальных пьесах «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» («Детский альбом»). Дети одушевляют куклу, поверяют ей свои радости и беды, заботятся о ней.

Куклы отображают людей разного возраста, пола, иногда профессии и национальной принадлежности. Осо­бенно любимы ребенком куклы, изображающие детей. В последние десятилетия появились куклы, вводящие в «тайны» взрослой жизни (кукла Барби во многих ее вари­ациях и кукла Вероника - ее российский аналог). Расши­ряется ассортимент атрибутики для игр с куклами: вновь появились кукольные дома, предметы обстановки и др.

В играх дети часто используют игрушки, изображающие животных, но выполняют с ними действия, аналогичные действиям с куклой: поросенок «отправляется» в школу, зайчика укладывают спать в кукольную кроватку и т.п. Обычно в таких «человеческих» ролях выступают игруш­ки, наделенные какими-либо индивидуальными особенно­стями, забавные, выполненные с легким юмором: грациоз­ная черноглазая белочка, пушистый котенок, хитрая обе­зьянка-проказница.

Для любознательных:

В 20-е гг. XX в. многие отечественные педагоги выступили с кри­тикой образных игрушек (прежде всего куклы), утверждая, что они ограничивают интересы ребенка, закрепляют пережитки прошлого быта, способствуют «мещанскому воспитанию». Любимая детская игрушка - кукла - была изгнана из детского сада. На смену ей при­шли куклы «пионер», «милиционер», «красноармеец», «рабочий», которые должны были стимулировать игры с новым социалисти­ческим содержанием.

Е.А. Флерина не согласилась с этой точкой зрения. Она прове­ла экспериментальную работу в детском саду, на основе которой выявила, что дошкольникам (и девочкам, и мальчикам) необходи­мы куклы в образе маленьких детей. В играх с ними дети усваива­ют навыки культурного семейного быта, подражают матери в ее уходе за малышами, учатся быть заботливыми, внимательными. Старшие дошкольники охотно играют с куклами в образе взрос­лых, причем мальчики предпочитают кукол с выраженной профес­сиональной принадлежностью, особенно если профессия относится к разряду героических.

Кукла давно восстановлена в своих правах, в каждой группе дошкольного учреждения можно увидеть кукол со всем кукольным «хозяйством». Но взгляды Е.А. Флериной по поводу воспитатель­ного значения игр с куклами остаются во многом нереализованны­ми. Не верите? Понаблюдайте за играми детей в «Семью», «Доч­ки-матери».

Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия та­кой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамиду, башенку, матрешку). К дидактическим игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.

Игрушки-забавы, «веселые игрушки», по определению Е. А. Флериной, используются для развлечения детей) Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодаю­щиеся козлики, мишка-«дергунчик», повар, ловко пекущий блины, и др. Давних предшественников современных игру­шек-забав мастерили на потеху малым детям, чтобы повесе­лить, посмешить их (клюющие курочки, карусели и др.). Осо­бенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожидан­ности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов.

Все это будит в ребенке острую заинтересован­ность, яркие эмоции, развивает чувство юмора. В часы досу­га и отдыха такие игрушки помогают объединить взрослых и детей общим переживанием радости. Игрушки-забавы по­могают и воспитателю: установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий. У детей рано появляется желание узнать, как устроена игрушка, по­чему она двигается и т. п. Отсюда требование, чтобы игруш­ка-забава была прочной. Также к игрушкам-забавам отно­сятся наборы фокусов. В современных игрушках-забавах широко применяются механические, электротехнические и электронные устройства.

Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой мо­торики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепле­ние мышц руки, предплечья, развитие координации движе­ний (блошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи). Дру­гие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укреп­ляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки). Наконец, существу­ют спортивные игрушки, предназначенные для коллектив­ных игр (настольные баскетбол, хоккей; пинг-понг).

Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праз­дниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отлича­ются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звуча­нию музыкальные инструменты: детские балалайки, метал­лофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дуд­ки, волынки, музыкальные шкатулки (в том числе электрон­ные) и др. К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль), наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. Основные требова­ния к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.

Театрализованные игрушки - это куклы-театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сю­жетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, ин­сценировок. К этим игрушкам относятся костюмы и эле­менты костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др. Для развлечений, карнавальных игр хоро­ши крупные надувные игрушки (сказочные персонажи, жи­вотные). Использование театрализованных игрушек требу­ет определенного игрового оборудования: театральной пе­реносной сцены, магнитных, фланелевых устройств, состоящих из экрана-основы и крепящихся к ним фигурок.

Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

Технические игрушки вводят детей в мир техники; зна­комят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во мно­гих технических игрушках используются заводные, инер­ционные двигатели, электромоторчики, электронные уст­ройства.

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Наборы строительных материалов представляют собой комплекты деталей разных форм для сооружений и пост­роек. Конструкторы состоят из наборов деталей, крепеж­ных элементов и инструментов для сборки различных кон­струкций. Детям предлагают конструкторы с разными спо­собами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение (с крепежными устройствами). Большими раз­вивающими возможностями обладают конструкторы ново­го поколения - «LEGO».

Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игруш­ках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры - «продукты», «тетрад­ки» и «книжки» и др. В основе изготовления игрушек-са­моделок лежит художественный труд, в ходе которого ре­бенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Игрушки-самоделки до­школьник может изготовлять из разных материалов: нео­формленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фоль­га, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катуш­ки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина). Создавая игрушку, наблю­дая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребе­нок испытывает радость, стремление к созидательной дея­тельности.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тестовые задания к экзамену

По МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста

Инструкция: Отметьте правильный ответ.

1. Действия со значениями, свободные от операциональной стороны, которые носят изобразительный характер, называются :

а) игровым сюжетом

б) игровыми действиями

в) игровыми правилами

2. Действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, обследуя свойства и качества предмета, игрушки, называются игрой

в) ознакомительной

3. Деятельность ребенка раннего возраста, направленная на освоение ребенком фиксированных в культуре способов употребления предметов, называется:

б) предметно-манипулятивной

4. Игра, в которой манипуляции ребенка с предметом наделяются игровым смыслом, называется:

б) режиссерской

5. Игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность, называются:

строительно-конструктивными
а) творческими

6. Игры, представляющие собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки) называются:

б) театрализованные

7. Новая классификация детских игр, представленная в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника» (М., 1997), разработана:

а) С.Л. Новоселовой

8. Обучающие игры называются:

б) дидактическими

9. По классификации С.Л. Новоселовой, к играм, возникающим по инициативе взрослого, относят:

б) досуговые

10. По классификации С.Л. Новоселовой, к играм, возникающим по инициативе ребенка (детей), относят:

б) режиссерские

11. Развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми, показывают исследования:

а) Д.Б. Эльконина

б) С.Л. Новоселовой


12. Специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей, называются:
а) предметами

б) игрушками

13. Вид деятельности 3-летнего ребенка

14. Виды дидактических игрушек для детей 2-го года жизни

строительные игры

15. Выберите из предложенных вариантов педагогические умения, которые должны быть сформированы у педагога ДO:

а) организаторские ,

б) коммуникативные умения

16. Выбор метода обучения, прежде всего, зависит от:

а) от цели, содержания предстоящего занятия

б) формы занятия

в) приемов и средств проведения

17. Деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними:

а) ролевая игра

б) театрализованная игра

в) сюжетная игра

18. Дидактическая задача, игровая задача, игровое правило — это структура __________________ игры.

а) дидактической

19. Использование игрового приема обучения характеризует:

а) сюрпризный момент

б) организационный момент

в) заключительный момент

20. К сюжетным (образным) игрушкам относятся:

в) тематические игрушки

21. К числу вредных игрушек многие педагоги и психологи относят:

а) военные игрушки

б) строительные игрушки

в) тематические игрушки

22. Какой из названных показателей является основным для определения развития игровой деятельности детей?

а) характер реальных взаимоотношений между играющими

б) проявление лидерских взаимоотношений между играющими

в) умение подчиняться в игре

23. Компонент сюжетно-ролевой игры:

а) вводная часть

б) основная часть

в) заключительная часть

24. Одно из требований к отбору произведения для игры — драматизации

а) наличие диалогов, коротких монологов

б) описание действия

в) указания к проведению

25. Основными структурными элементами игры являются:

26. Специфической, полноценной и достаточно содержательной для детей деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и способы действий является

а) творческая игра

б) дидактическая игра

в) сюжетно-ролевая игра

27. Формы организации эстетического воспит ания

а) праздники и развлечения

28. Основа игр с правилами:

а) свод формализованных правил

б) воображаемая ситуация

в) набор игровых действий

29. Тип отношений играющих в играх с правилами :

а) дружеские взаимоотношения

в) состязания и соперничества

30. Конечный результат в творческих играх :

б) реализация игрового замысла

г) творческое воссоздание действий

е) установление дружеских взаимоотношений

31. Основная цель творческих игр :

а) насладиться процессом

б) реализация замысла

г) действия с предметами

д) организация досуга

32. Характерные особенности сюжетно-ролевых игр старших дошкольников :

а) цепочка из 1-2 действий

б) роли не осознаются

в) воображаемая ситуация удерживается взрослым

г) содержанием игр являются отношения взрослых

33. Определите зависимость от игрушки игровой деятельности старшего дошкольника :

а) ребенок сначала определяет игру, затем игрушку

б) ребенок сначала выбирает игрушку, потом игру

в) игра не зависит от игрушки

г) игра может протекать без игрушки

д) игрушка – материальная основа игры

Выберите правильный ответ (их может быть несколько)

34. Выделите основные компоненты технологии руководства сюжетно-ролевыми играми С.Л. Новоселовой:

а) минимальное число игрушек

б) обучающие игры

г) активизирующее общение взрослого с ребенком

д) предметно-игровая среда

ж) ознакомление с окружающим

35. Дополните фразу: «Основные компоненты игры как деятельности»:

в) результат

д) воображаемая ситуация

36. Творческие игры это :

а) игры-драматизации

б) игры-забавы

37. Игры с правилами :

д) парные картинки

38. Основные игровые средства:

Б) воображаемые предметы

В) предметы-заместители

Д) игровые действия

39. Основные компоненты сюжетно-ролевых игр :

а) дидактическая задача

б) игровая задача

в) воображаемая ситуация

д) игровые действия

40. Выделите верное утверждение :

а) «игра дитя труда»

б) игра социальна по содержанию

в) игра социальна по происхождению

г) «труд дитя игры»

д) игра имеет биологическое происхождение

41. Назовите исследователей технологий сюжетно-ролевых игр :

б) Д.Б. Менджерицкая

г) С.Л. Новоселова

д) Н.А. Короткова

42. Назовите основные компоненты дидактических игр :

а) воображаемая ситуация

б) дидактическая задача

в) игровые взаимоотношения

е) игровые действия

43. Какие потребности удовлетворяются в игре:

а) потребность в движении

б) потребность в общении

в) потребность в действиях с предметами

г) биологические потребности

д) потребность в познании окружающего мира

44. Какие игрушки обеспечивают развитие творчества ребенка?

а) игровые модули

б) предметы-заместители

в) предметы и пособия

г) наборы тематических игрушек

д) дидактические игрушки


45. От чего зависит выбор игры при планировании?

а) от времени проведения игры

б) от настроения играющих

в) от природно-климатических условий

г) от места проведения игры

д) от наличия игровых аксессуаров

е) от целей воспитания и обучения

46. Компонентами комплексного метода руководства игрой являются:

а) ознакомление с окружающим в активной деятельности

б) разработка взрослым правил игры для детей

в) организация предметно-игровой среды

г) обогащение и передача игрового опыта

д) активизирующее общение взрослого с детьми

е) организация взаимодействия с родителями

47. Какой из названных показателей является основным для определения развития игровой деятельности детей:

а) характер реальных взаимоотношений между играющими

б) проявление лидерских взаимоотношений между играющими

в) умение подчиняться в игре

48 Одно из требований к отбору произведения для игры — драматизации:

а) наличие диалогов, коротких монологов

б) описание действия

в) указания к проведению

49. Определите последовательность этапов развития игры (отметьте цифрами последовательность):

а) сюжетно-отобразительная игра

б) развитая сюжетно-ролевая игра

в) начальный этап сюжетно-ролевой игры

г) отобразительная игра

д) ознакомительная игра

50. Какова последовательность основных направлений педагогического руководства игрой на протяжении дошкольного детства в соответствии с обучающим методом (отметьте цифрами последовательность):

а) формирование совместного сюжетосложения

б) формирование сюжетного игрового действия

в) формирование ролевого поведения

г) формирование умения изменять ролевое поведение


Курс повышения квалификации

Деятельность руководителя в управлении дошкольной образовательной организацией


Курс повышения квалификации

Теория и методика воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении


Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для дошкольников


«Привязанность к взрослому в жизни ребенка, причины и последствия нарушения привязанности»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 185 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»
  • Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»
  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»
  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»
  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»
  • Курс повышения квалификации «Система оптимизации взаимоотношений родитель-воспитатель, администрация-воспитатель, воспитатель-воспитатель»

Оставьте свой комментарий

  • 17.12.2019 29745
  • DOCX 27.4 кбайт
  • 78 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Каджикова Галина Джабовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

93 минуты

«Проектирование воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни»

60 минут

«Проблемы при адаптации детей в образовательной организации и способы их решения при помощи проективных методик»

59 минут

«Секрет заботливого взрослого: как помочь раскрыть потенциал ребенка, просто общаясь с ним за пределами развивающих занятий?»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Соотносящиеся действия – это действия с двумя или несколькими предметами, при выполнении которых требуется соотносить свойства разных объектов – их форму, размер, местоположение.

Предметным действием ребенка будет не всякое его действие с предметом. Предметным оно будет тогда, когда предмет используется в соответствии с его функциональным назначением.

Когда ребенок, например, стучит ложкой по столу, это будет манипуляция с предметом, а когда он использует ложку для еды, то данное действие будет предметным. Если ребенок развивается в норме, то на втором году его жизни возникает предметная деятельность, а на третьем году она становится ведущей.

Ведущая деятельность способствует развитию психики ребенка – происходит развитие моторики, восприятия, речи, мышления. Однако не все предметные действия оказывают влияние на развитие ребенка. Здесь выделяются соотносящие и орудийные действия, оказывающие наибольшее влияние на развитие восприятия и мышления, а потом речи.

Соотносящими являются действия ребенка с предметами, когда один предмет нужно привести в соответствие с другим, опираясь при этом, на какие-то признаки или свойства предмета. Так, например, чтобы закрыть коробочку, надо подобрать к ней крышку, подходящую и по величине, и по форме.

Принцип соотносящих действий лежит в основе всех известных дидактических игрушек.

Орудийными являются такие действия, в процессе которых один предмет-орудие используется для того, чтобы воздействовать на другие предметы. С помощью орудий (ложка, ножницы, иголка, вилка, молоток и др.) выполняются такие действия, которые без них были бы невозможны.

Готовые работы на аналогичную тему

Руки ребенка при использовании орудия действия подчиняются логике его применения. При совершении соотносящих действий или при манипулировании, ребенок познает свойства предметовна личном опыте, в то время как, способ употребления орудий он усваивает от взрослого человека.

Нормально развивающиеся дети во время становления предметной деятельности проявляют интерес к внешнему виду предмета, показывают желание выяснить его назначение. С этой целью они могут долго манипулировать с каждым, попадающим в руки, предметом.

Предметная деятельность у детей раннего возраста не формируется, если есть нарушение интеллекта – такие дети не проявляют интерес к игрушкам и, вообще к предметам, не берут их в руки и не могут с ними манипулировать.

В некоторых случаях на третьем году жизни у детей появляются манипуляции с предметами, но в действительности, производя эти действия, ребенок не учитывает назначение предмета и его свойства, кроме этого манипуляция может перемежаться с неадекватными действиями.

Неадекватными являются действия, противоречащие логике употребления предмета, например, на стержень пирамидки сначала надевается колпачок, а потом делается попытка нанизать колечки. Неадекватные действия характерны для детей с нарушением интеллекта.

Развивающий потенциал предметно-орудийных действий

Первые недели и месяцы жизни двигательная активность ребенка характеризуется недифференцированными движениями, они, скорее всего, представляют рефлекторные реакции.

К первым дифференцированным движениям относятся движения рук, ощупывание и хватание – ребенок способен уже в тоническом напряжении удерживать отдельные группы мышц.

Рука ребенка на функциональном уровне становится элементом активного расширения пространства его активности. Захватывая и удерживая предмет, малыш фиксирует на нем свой взор. Акт хватания формируется к пяти месяцам, и закладываются основы развития пространственно-предметного восприятия. Роль взрослого в этот период становится определяющей, поскольку он создает ситуацию развития ориентировки ребенка в окружающем пространстве.

Предложенный ребенку предмет, вызывает его направленную активность – дотянуться, прикоснуться, схватить. Если ситуацию манипулирования с предметом не создавать, ребенок будет полностью поглощен эгоцентрическими действиями, такими как сосание своего пальчика, раскачивание и др.

Арсенал ребенка к началу второго года жизни содержит достаточное количество специфических действий для подражания взрослому, однако – это только подражание, а не свое собственное предметное действие.

На втором году жизни начинается этап функционального действия – ребенок более активен и часто подражает действиям взрослого, например, разговору по телефону. Действие переносится двумя путями:

  • перенос с одного предмета на другой - действие с чашкой переносится на действие со стаканчиком,
  • перенос действия с одним предметом в другую ситуацию, например, научившись надевать себе носочек, малыш натягивает его на другой предмет.

Осваивая предметные действия, ребенок формирует их произвольность, которая сначала должна быть ощущаема, т.е. иметь сигнальное значение. Предметно-орудийные действия и освоение ими являются благодатной почвой формирования наглядно-действенного мышления.

Экспериментальные исследования Л.С. Выготского в области формирования психологических механизмов детского мышления, позволили сделать вывод, что первые интеллектуальные решения ребенка ориентируются на взрослого человека – ребенок обращается к взрослому с просьбами, требованиями, чтобы добиться успеха.

Методические аспекты формирования предметно-орудийных действий

Современная педагогическая литература не располагает большим ассортиментом методов обучения детей предметно-орудийным действиям.

Первая разработка этой методики принадлежит С.Л. Новоселовой, где автор ориентируется на использование прямого обучающего воздействия. Воспитатель, считает она, сначала должен показать детям способ употребления предмета-орудия и после этого дать предмет в руки, побуждая воспроизвести действие. Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей пользоваться предметом самостоятельно. Если ребенок выполняет действие не совсем так, как ему показали, его не следует поправлять.

Методику орудийных действий разрабатывали также А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. Авторы, ориентировавшиеся на работу с детьми, имеющих особые образовательные потребности, отмечают, что обучение строится на использовании простейших орудий, которые применяются при выполнении практических заданий.

Детей побуждают использовать простейшие приспособления, не отделяемые от самого предмета, учат выделять вспомогательную роль этих приспособлений и показывают, что можно сделать с этим предметом. В качестве вспомогательного средства в игровом упражнении предлагается новый предмет – палка, стул, лопата и др.

Чтобы сформировать умения переноса принципа действия с одного орудия на другое детям предлагаются предметы-орудия одного типа, но с разной величиной, фактурой, цветом. Первоначально они должны действовать по образцу, затем по речевой инструкции и, только после этого, самостоятельно. Важно соблюдать принцип повторности и вариативности, с последующим усложнением условий выполнения заданий. Варьирование способствует формированию умения переносить освоенный способ действия в другую ситуацию. Важно, чтобы ребенок самостоятельно открыл способ действия методом проб и ошибок, но, для этого необходимо обеспечить условия.

Современная дошкольная педагогика располагает двумя методическими подходами к обучению детей предметно-орудийным действиям – методика прямого обучения орудийным действиям С. Л. Новоселовой и методика Е.А. Стребелевой и Ю.М. Хохряковой, где предусматривается создание условий для самостоятельного открытия ребенком способа действия.

Читайте также: