Игрушки которые не подходят для детей

Обновлено: 03.05.2024

Не все игрушки влияют на наших детей благотворно. Соцсети, а особенно инстаграм, пестрят мамочками, которые слишком придирчивы к игрушкам: одни в принципе не покупают игрушки до какого-то времени, другие покупают только определенной марки, третьи только за большую цену.

Не стоит забывать, что игрушка - это в первую очередь развлечение, развивающее ребенка, дающее волю его фантазии. Но есть игрушки и вещи, которые не стоит покупать детям, даже если они сильно просят. Сегодня я расскажу про некоторые из них.

Дорогой смартфон или планшет

Планшет и телефон - это в принципе так себе развлечение для ребёнка, который еще в том возрасте, когда можно играть с игрушками. Важно ограничивать такие устройства, пока ребёнок не пошёл в школу. Нужно дать ему возможность играть с обычными игрушками, играть со сверстниками, развивать творческое и ассоциативное мышление.

Мультфильмы, которые детям включают на планшетах, и правда отвлекают, но порой мы просто хотим заняться своими делами, а здесь «все средства хороши». Это не так, поэтому телефон и планшет нужно давать для игры дозированно.

Поверьте, это не способ показать свой материальный достаток, ведь нам важно вырастить не потребителя, а благодарного человека.

Игрушки-монстры

Дети очень восприимчивы к образам, а до пяти лет ребёнок зачастую вообще не может отграничить реальность от вымысла, поэтому все игрушки нужно выбирать добрые, улыбающиеся.

Сейчас в моде куклы Барби с ушами, животными носиками и даже хвостами. Многие родители покупают таких из-за того, что это любимый мультфильм ребенка, но тогда возникает вопрос: "Зачем вы даете своим детям смотреть такие мультфильмы. ". Подсознательно у ребенка создаётся мнение, что это норма, а иногда его это может и испугать.

Дети в раннем возрасте строят свою модель миропонимания, которая будет впоследствии основой личности. И если ребенок будет смотреть добрые мультфильмы, играть в улыбающиеся игрушки, то это будет только на руку.

Бэби-борн - пупсы, которые умеют говорить

Поили ли вас дети воображаемым чаем или компотиком из игрушечного сервиза? Конечно, наверно, бывало. А теперь представьте, вы купили ребенку куклу, которую можно кормить, менять ей подгузники. Воображение у ребенка становится уже не таким, как раньше. Он уже не представляет, что лялечка кушает и садится на горшок, не озвучивает ее фразы и звуки - он это все видит воочию.

Опасные игрушки

Есть также игрушки, которые физически опасны для детей:

  • Разные мечи, кинжалы, пистолеты с пульками - это игрушки, которые не только позволяют развиваться жестокости у ребенка, как только он представляет, что убил противника. Это игрушки могут сделать больно, если ими сильно ткнуть, стрельнуть вплотную или даже если вы упадете на них. Поэтому необходимо быть осторожным с покупкой таких игрушек.
  • Дешевые пупсы. Если вы купили их и чувствуете сильный запах резины - стоит задуматься. Игрушки с едким запахом могут содержать фенол, который вызывает аллергию, бессонницу и даже проблемы с пищеварением. Лучше купить ребенку одного пупса, но хорошего и качественного.

Здесь, конечно, я перечислила совсем немногие из игрушек, выбор за вами! И не забывайте: игрушки развивают, а не отвлекают детей!

Игрушки, которые не подходят малышам до трёх лет

Современным родителям предлагается огромнейший выбор игрушек, которые они могут приобрести для своего ребёнка. Простые и незамысловатые явно проигрывают ярким и кричащим. Первые кажутся скучными, вторые обещают фейерверк эмоций. Но не всегда яркое будет полезным, и не всегда сложность будет действительно развивающей.

Какие именно игрушки не стоит выбирать для малыша до трёх лет

Для начала немного о том, как соотносятся методика Монтессори и игрушки. Иногда можно услышать мнение, что дети, занимающиеся по этой методике, лишаются настоящего детства, т. к. вместо традиционных игр им предлагаются занятиями с безликими, скучными «материалами» или выполнение разных домашних дел.

Но это лишь поверхностный взгляд на подход к развитию ребёнка по Монтессори. Следовать за потребностями малыша – это не значит запрещать ему что-то и лишать чего-то. Это значит выбирать для него и предлагать ему именно то, что наиболее необходимо в этом возрасте, поэтому игрушки никто не запрещает. Просто, как и во всём, что касается ребёнка, подходить к их выбору нужно, учитывая возраст и потребности.

Нет чёткого списка игрушек, о которых можно было бы сказать «по Монтессори» или «не по Монтессори». Есть общие рекомендации и соответствие целям методики. И есть определённый возраст и потребности ребёнка, которым игрушка может отвечать или нет.

Подробный разбор проверенных развивающих игрушек. Как показывать ребёнку и что говорить, чтобы заинтересовать — в нашем мини-курсе «Топ-10 игрушек для малышей»

Например, на этой фотографии игрушки, на которые стоит обратить внимание. Они будут действительно полезны и интересны.

полезные игрушки

Но какие игрушки не стоит выбирать для малыша до трёх лет?

Обращайте внимание на материал, из которого сделана игрушка

Пластик и пластмасса делают игрушки более дешёвыми и доступными, но в то же время хрупкими и недолговечными. Погремушки и маракасы из пластмассы сломались задолго до того, как моей дочери исполнился год. К тому же этот материал довольно беден для сенсорных ощущений. Не стоит, чтобы подобные игрушки преобладали у вашего ребёнка. Старайтесь отдавать предпочтение натуральным материалам, имеющим разную фактуру, запах, вес, либо более качественной пластмассе. Такие игрушки будут дороже, но прочнее.

Например, подобные погремушки одни из самых недорогих, но очень быстро ломаются. У первых непрочный механизм крепления между собой двух половинок шарика. Он трескается, и гремящие внутри маленькие детальки выпадают и могут быть опасны. Вторая погремушка крепится на резинку, но со временем узелки развязываются, и погремушка разлетается на части. Колечко из очень мягкой пластмассы: оно быстро гнётся и теряет форму.

вредные игрушки

Откажитесь от слишком ярких игрушек

Распространено мнение, что игрушка должна привлекать внимание маленького ребёнка. Часто для игрушки выбирают очень яркие цвета или контрастные сочетания цветов. Без сомнения, яркие цвета стимулируют активность детей, но их избыток приводит к чрезмерной стимуляции. Подобной яркой игрушкой вы усложните для своего ребёнка задачу понимания мира. Монтессори-педагоги рекомендуют начать с натуральных цветов, потом добавить игрушки с основными цветами и только потом — с их оттенками.

Во многих магазинах можно приобрести развивающие коврики для младенцев. Сама идея такого коврика хорошая и имеющая место быть. Но часто они избыточно яркие и перегружены большим количеством рисунков. Возраст, когда ребёнок с интересом и пользой для себя сможет рассматривать такое количество картинок, наступит намного позже рекомендуемого для этой игрушки. А пока они будут лишь отвлекать и перевозбуждать. Поэтому их стоит избегать.

Если это подарок, постарайтесь уменьшить отвлекающие факторы (накройте однотонной тканью, уменьшите количество подвесных игрушек, предлагаемых в один момент).

бесполезные игрушки для детей

Другой пример, для более старшего возраста (1,5–2 года).

Яркие картинки на подобных стучалках призваны сделать их более интересными и привлекательными для ребёнка. Не просто стучалка, а стучалка-ягодка! Или бабочка с ярким узором на крыльях. Но на фоне этих картинок совершенно теряются и даже сливаются цветами сами шарики, по которым надо учиться попадать… То есть сам смысл такой игрушки пропадает. То, что придумано как способ развить координацию, усложняет это обучение, создавая препятствия.

вредные игрушки для детей

Ещё один встречающийся недостаток — раскрашивание предметов, животных или людей в ненатуральные цвета. Синие собаки или жёлтые медведи, конечно, не запрещены и так развивают фантазию. Но для совсем маленьких детей, которые только учатся различать, кто такой мишка, а кто собачка, лучше отдать предпочтение реальным окрасам игрушек.

Например, на этих пазлах весьма неудачное цветовое решение. Мало того, что выбраны не свойственные животным цвета, так ещё и части тела разного цвета.

бесполезные детские игрушки

Не стоит увлекаться интерактивными музыкальными игрушками и книгами

Если, играя с обычными игрушками, ребёнок получает обратную связь (трясу погремушку — слышу звук, кидаю мячик — он катится и т. п.), то в интерактивных игрушках эта связь неочевидна. Да, ребёнок быстро научится нажимать кнопку, и ему это понравится. Однако подобные игрушки делают ребёнка не активным участником процесса, а лишь своеобразным зрителем. Если у ребёнка будет 1–2 такие игрушки, это не навредит ему. Но не тогда, когда они будут преобладать.

Намного ценнее и полезнее игра с реальными музыкальными инструментами или чтение книг со взрослым.

вредные детские игрушки

Кстати, сейчас очень много книг с музыкальной кнопкой. У меня сложилось к ним отрицательное отношение. Именно в таком сочетании они совершенно непонятны. Например, моя дочь (тогда ей было 10 месяцев) подобную книгу с потешкой про гусей только слушала, пока не села батарейка. И только потом, без постоянно играющей песенки, она, наконец, пролистала её до конца и рассмотрела.

детские вредные игрушки

Выбирая интерактивную игрушку, обратите внимание на громкость звука. Слишком громкие звуки вредны для маленьких детей. Избегайте также слишком ярко и быстро мигающих огоньков в таких игрушках.

С осторожностью относитесь к так называемым развивающим игрушкам

Как правило, они отличаются принципом — «чем больше всего, тем лучше». То есть если игрушка называется развивающей, то она должна развивать как можно больше всего сразу! Это неверный подход для возраста до трёх лет. В этом возрасте, наоборот, рекомендуется занимать ребёнка только одним действием. Ведь он ещё не может отделять важные стимулы от неважных и просто усвоит всё предложенное. Это усложнит понимание и может стать причиной неразберихи. Когда стимулов слишком много, ребёнок упускает хорошие возможности для обучения и развития.

Например, эти две игрушки слишком перегружены деталями и цветом. Я даже не сразу поняла, для чего именно они предназначены – настолько всего много.

детские бесполезные игрушки

Или, к примеру, подобные пирамидки. Они задумывались как многофункциональные и многоразвивающие. Это интересно и кому-то понравится. Но если вдруг такую игрушку приобретут для ребёнка, который станет впервые на их примере учиться собирать пирамидки, то они будут отвлекать от основного своего предназначения.

детские игрушки бесполезные

Сказочные персонажи

Последнее, на что хотелось бы обратить внимание и за что часто критикуют метод Монтессори, — присутствие сказочных и фантастических элементов в игрушках.

До 5 лет для ребёнка подобное не приветствуется. Конечно, это тема отдельного подробного разговора. Но если вкратце, то до 5-летнего возраста ребёнок не может адекватно отличать вымысел от реальности и воспринимает всё буквально. Поэтому стоит сначала изучить тот мир, который окружает его, а потом отправляться в путешествия по воображаемым мирам. Не стоит, конечно, впадать в крайности и ограждать от всего выдуманного (да это и невозможно!), но не делать на этом акцент вполне в наших силах.

Например, шнуровку можно выбрать на более прозаичном ботинке, без глаз и носа. Или вместо улыбающегося телефона на колёсиках выбрать каталку в виде машинки или собаки.

детские игрушки вредные

Также не стоит забывать об эстетическом чувстве ребёнка. Некоторые фантазии производителей игрушек выглядят очень странно и зачастую отталкивающе.

игрушки для детей бесполезные

Надеюсь, эти небольшие рекомендации и советы помогут вам сделать выбор в том необъятном море различных игрушек, которое окружает современных родителей и их детей.

Мини-курсы для родителей от 299 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

«У него горы игрушек». «Просит новые, а в старые не играет». «Что подарить ребёнку, если у него всё есть?» Такие вопросы сегодня звучат часто, и не только из уст миллионеров. Плохо это или не очень? Что с этим делать? Размышляет наш постоянный автор и мама троих детей Ксения Букша.

1. Чем больше игрушек, тем меньше радости


Несколько лет назад на YouTube были страшно популярны ролики, в которых дети бесконечно распаковывали подарки. Игрушка радует в момент её получения, а потом сразу забрасывается. Окей, но ведь это всё равно радость? На ребёнка денег не жалко, почему я должен его ограничивать? Пусть ненужных игрушек будет много — не беда.

Всё так. Но есть проблема. Когда мозг человека привыкает к постоянной сильной стимуляции определенным удовлетворителем, он становится к нему менее восприимчив. Поэтому сто двадцатая игрушка уже не даёт той чистой радости даже в момент покупки. Скорее механизм будет похож на действие наркотика: ребенок ноет, клянчит… Ему покупают игрушку — и он перестаёт. Ненадолго.

2. Любимая кукла — это полезно


Когда игрушек очень много, постоянно появляются новые, а их покупка — это обыденность, меньше вероятность, что у ребёнка появятся среди них по-настоящему любимые. Между тем выбирать и привязываться к объектам, иметь любимую куклу, которую называешь по имени, любимый конструктор, в который не надоедает играть разными способами, полезно для ребёнка.

Это момент воспитания чувств, это хорошо влияет на его способность принимать решения и формировать привязанности

Совершенно не обязательно ребёнок будет спать с мишкой или относиться к кукле как к живой, но очень хорошо, если у него есть некий постоянный игрушечный мир, в котором машинки, звери, куклы имеют свои имена и характеры. Родители могут в этом помочь. Конечно, если детская завалена всевозможными объектами, от которых разбегаются глаза, создать такой мир будет труднее.

3. Производители заставляют родителей покупать всё больше


Куча игрушек на полу, по которым дети ходят ногами, выгодна только одной стороне — их производителям и продавцам. Дети предпочитают вещи с любимыми героями, игрушки и наборы на темы любимых мультиков. Ещё один крючок — игрушки-наборы: купишь что-то одно, а потом бесконечно докупаешь детали, обновления, новые серии, — ребенок подсел. «Собери их все!» Иногда ими вообще не играют, а только владеют. Рекордсмены по бесполезности — игрушки, которые можно использовать только одним способом, например игрушечные щипцы для волос или огромная кухня, в которую поиграют от силы раза два, а занимает она целый угол.

Не поддаемся на уловки и крючки. Бардака в квартире будет намного меньше, а денег у вас в кармане и воображения у ребёнка — больше, если отдать предпочтение универсальным игрушкам.


25 простых детских развлечений, для которых не нужны игрушки и деньги

Конструктор (да хоть бы и лего), из которого можно строить не только по инструкции. Обыкновенный пупс, который не требует бесконечного количества памперсов, бутылочек и запчастей. У моих детей, например, есть десять наборов игры «Дженга»: из одинаковых брусочков можно строить просто потрясающие архитектурные сооружения. Ну а самое универсальное — это пластилин, краски, цветная бумага и скотч.

4. Ребёнку можно отказывать


Я не вожу маленьких детей в торговые центры. Потому что они будут клянчить — это закон. И родительское сердце будет разрываться. Зачем провоцировать слезы? А вот лет с пяти, наоборот, стоит приучать ребёнка к тому, что прилавки могут ломиться от всякой всячины, но мы не обязаны всё это покупать.

Можно начать с супермаркета, там проще договориться: покупаем через раз и только какую-то мелочь; покупаем то, что выбрал родитель; покупаем то, чего хочет ребёнок, но через два раза на третий… Главное — развить самоконтроль.

Дети импульсивны, не бойтесь подавить их желания. Они не перестанут хотеть. Зато не будут ныть и клянчить, когда им объявляешь, что сегодня мы идем в торговый центр только за варежками. И ни за чем больше.

5. Одноразовая ерунда бывает очень милой


Наклейки, маски, очки с глазами на пружинках, светящиеся вертолётики… Единственное, что можно сказать против них, — они пластиковые и наносят вред окружающей среде. Это да. Но зато они дают ребёнку ту самую моментальную радость — а потом быстро приходят в негодность, и их не жалко выбросить.

6. Игрушки бывают и для понтов


Когда ребёнок становится постарше, он может начать хотеть игрушки и наборы «как у подруги». С человеком старше 6–7 лет уже можно порассуждать про разницу между жаждой обладания и желанием пользоваться. Чаще всего становится ясно, что без подруги, сам, ребёнок в этот набор играть не будет. Или что можно взять желанную вещь на время.

У школьников (и даже детсадовцев) вещи становятся поводом для общения. Это совсем не ужасно, но стоит это осознавать. Для чего тебе эта штука: для престижа, чтобы показать в классе? Потому что она есть у всех — или потому, что нравится именно тебе? Хороший повод поговорить о важных вещах.

7. Родственников можно нейтрализовать


«Я со всем согласен, но они же дарят!» — прекрасно, если у нас есть родственники и друзья, готовые вложить деньги в счастье нашего отпрыска. Таких милых людей можно подготовить и заранее управлять их дарением.

Сегодня есть крутые и очень интересные игрушки, которые действительно будят воображение, развивают и нравятся. Можно дарить и вовсе не игрушки. Подкиньте родне идей о подарках, перенаправьте их пыл на книжки, театры и тому подобное.

8. Две трети убрать, в остальное играть


Когда мне было семь (в 1990 году), у меня было примерно два десятка игрушек. В основном небольшие плюшевые, пластиковые и деревянные зверюшки, да еще пара пупсиков, которые с ними дружили. Жили зверюшки в большой картонной коробке, поставленной на бок, и жизнь их была увлекательной и полной приключений. В ней даже выбирали президента — им стал, что закономерно, деревянный котик с головой и лапками на резинках (может ли кто-то стать популярнее котика?!).

Если ваша квартира завалена игрушками, попробуйте договориться с ребёнком и убрать примерно две трети (точная цифра зависит от ваших предпочтений, от того, насколько всё запущено и сколько свободного места у вас есть). Выбирайте оставшееся по принципу «Во что ребенок действительно играет?» Что он помнит и любит? Что нравится лично вам?


4 психотипа из компьютерных игр, которые помогут найти общий язык с ребёнком

Если ребёнок вообще не умеет играть (что не редкость в наше время), здорово было бы потратить несколько вечеров на то, чтобы научить его ролевым и другим играм. Сначала попробуйте сами. Дело того стоит: для дошкольника и младшего школьника свободная игра — лучшая развивающая активность. (Правда, я стараюсь, чтобы дети играли без меня. Потому что я уже взрослая и у меня полно своих дел! Но научить, показать и вдохновить — на это я готова.)

Ненужные игрушки со временем можно выкинуть или передарить. Только не дарите их детям в детских домах: им нужно совсем другое.

9. Родители тоже дети


У меня есть собственный ящичек с игрушками. Там лежит маленький деревянный волчок, сложнейшая головоломка из деревянных ящериц, устройство, с помощью которого можно вычерчивать на бумаге сложные узоры, спиннер, лизун и еще парочка предметов.

Не стесняйтесь! Если вам нравится какая-то игрушка, купите её себе. А ребенку давайте поиграть по праздникам. Это поможет вам удержаться от того, чтобы бесконечно баловать его.

10. Порядок на полке — мир в душе


Ребёнок до трёх лет не может удержать в поле внимания больше нескольких игрушек. В этом возрасте их может быть совсем мало. Кукла-пупс (нужна и мальчику, и девочке) или большая плюшевая игрушка: кормить, укладывать спать, лечить, водить гулять. Несколько предметов обихода (например, кастрюлька, игрушечные овощи и нож). Мяч, пирамидка, волчок. Какой-нибудь звучащий предмет. Вот и всё.

После четырёх ребенок уже в силах вместе с мамой или даже самостоятельно навести порядок в своем уголке. Игрушек может стать намного больше. Но покупать их только потому, что они продаются, — если вдуматься, очень странная идея.





Вы спрашиваете – «Мел» отвечает! Задавайте свои вопросы в наших сообществах во «ВКонтакте» и «Одноклассниках», а мы найдём того, кто сможет на них ответить.

Интересное на «Меле»:


Блоги

Когда семья с 2 детьми может считаться многодетной и другие вопросы о льготах и выплатах в 2022 году


Блоги

«ЕГЭ и все твои достижения теряют смысл». Первокурсница — о жизни после экзаменов


Блоги

10 необычных студгородков мира: кто и как учится в Альпах, дворцах и почти музеях


«Гробовое» 9-е задание на ЕГЭ по литературе: за что выпускникам сняли баллы и можно ли было их вернуть



Когда о воображении расуждают люди, которые сами не совсем понимают, что это такое.
Ребенок «владеет» игрушкой и не играется в нее? Какой ужас! Знаете, воображение это не про то, чтобы подвигать игрушечными ногами игрушечного человечка и что-то там пролепетать от его имени. Воображение — это когда игрушки оживают и двигаются сами, _в_этом_самом_воображении_. А игрушка, т. е. материальное воплощение, это просто своеобразная привязка, «аватар», триггер.

Если ребенка заваливать игрушками на «отцепись, не мешай взрослым» — конечно, у него будут проблемы и с вещами, и с отношениями. Если ребенком манипулировать и «развивать самоконтроль» — конечно, он вырастет удобным для родителей, «лишнего» не попросит.

Сами так живите, зачем вам смотреть новые фильмы? Пересматривайте тысячу раз 2-3 фильма. Зачем вам читать новые книги? Десяти штук помимо школьной программы за глаза хватит. Зачем вам ездить в путешествия? В одном-двух местах побывали, этого достаточно. Зачем вам вешать на стену картины или фотографии? Они ж просто висят, в ролевые игры с ними н поиграешь.

И да, я имею полное моральное право говорить здесь, что про обилие игрушек — это бред. Так получилось, что в детстве через меня прошли практически все существовавшие на тот момент в России игрушки, дома их было как воды в океане. Да, я с ними не и грал так, как вам нужно от ребенка. Да, мне нужно было ими «владеть».
И на воображение не жалуюсь, я им зарабатываю. Притом неплохо.


У современных детей очень много игрушек, но при этом они всё время жалуются на скуку и просят «ещё немножко поиграть в планшет». Так, может быть, игрушки — это зло? И их лучше совсем убрать? Наш блогер Дарья Еремеева рассматривает плюсы и минусы детства без игрушек.

Концепция минимализма добралась и до детей. Хотя идею «развитие без игрушек» предложили не экоактивисты, а исследователи наркотической зависимости. В Баварии в 80-х группа ученых заметила, что паттерны поведения, которые приводят к зависимости, формируются еще в детстве. Ребенок сталкивается с первыми трудностями, но вместо переживания чувств — тянется к игрушкам.

Исследования привели к созданию в 1992 году детского сада без игрушек, без красок, настольных игр и прочих развлечений. Что тогда дети должны делать весь день? Можно играть друг с другом, использовать предметы интерьера, природные материалы для игр. Эксперимент показал, что дети улучшили социальные навыки, развили креативность и эмпатию к окружающим. Некоторые сады Германии модифицировали план: выделяли один день в неделю или шесть недель весной. Но есть родители, которые практикуют этот подход на постоянной основе везде.

Минусы детства без игрушек

Успешным результатам эксперимента можно противопоставить проблему детского стресса. Лишить игрушек ребенка — стресс. Особенно в мире, где остальные дети продолжают играть привычным способом. Стресс возникает не у всех: это зависит от индивидуальных особенностей, характера, воспитания. Для детей с проблемами в общении или просто малообщительных изъятие игрушек может стать негативным опытом.

Игрушки учат детей испытывать чувства. Игрушки играют роль незащищенных друзей. Дети заботятся, начинают нести ответственность (как минимум, игрушку надо не потерять). Одушевление — важный этап в формировании чувств. Игрушки не только развлекают. Конструктор, краски, пазлы — развивают. Даже навык «общения» с гаджетами необходим в современной реальности.

Безыгрушечная концепция интересна взрослым. А вот ребенок чувствует себя «не как все». Дети проходят этап подражания, это важно для социализации. Противоположная ситуация приводит ребенка к нервозности и проблемам с самооценкой.

Плюсы концепции

1. Скучать полезно. Скука — двигатель развития ребенка. Психологи давно отметили, что поведение современных родителей напоминает анекдот: «Здравствуйте, хотим записать трёхлетку на программирование, китайский и терменвокс» — «С такой нагрузкой ребенок к 16 годам повесится» — «Нет, первый нервный срыв мы планируем к 13, а попытку самоубийства в 14, чтобы в 16 он закончил психотерапию и приступил к первому стартапу».


10 причин перестать заваливать ребёнка игрушками

В периоды ничегонеделания ребенок способен «обратиться к себе», использовать фантазию, изобретательность. Психологи призывают даже взрослых периодически останавливаться, чтобы не терять связь с собой. Это фундамент ментального здоровья.

2. Меньше — лучше. Дети теряются при изобилии игрушек. Концентрация внимания снижается. Американские ученые провели исследование: дети, которые взаимодействуют с меньшим количеством предметов, мыслят более творчески. Они долго изучают одну игрушку, придумывают, как можно сочетать предметы.

3. Повторение — мать учения. Вспоминаю детство: я смотрела мультик 30 раз, читала книжки по 5 раз, просила рассказать маму одну и ту же историю каждый вечер. И ведь не надоедало! Так делают все дети. Клинический психолог Кристофер Уиллард в своих работах пишет, что повторение закрепляет результат обучения. При избытке игрушек дети не успевают возвращаться к ним. Сыграть один раз в монополию — бесполезно, а вот после десяти раз ребенок сделает полезные выводы.

4. Игрушки должны быть по возрасту. Когда игрушек много, помнить про каждую — сложно. В итоге скапливается много вещей «не по возрасту». Лучше отдать их тем, кому они полезны.

5. Игрушка не должна быть умнее ребенка. В игре главный — ребенок. Во взаимодействии с технологичной игрушкой ребенок принимает роль зрителя. Такие игрушки быстро надоедают и не развивают фантазию.

Советы по выбору игрушек

Онлайн-курс «Как выбирать игрушки, чтобы ребенок вырос гением», уверена, будет очень успешным. Но я дам простой совет: покупайте игрушки разных категорий — мягкие, спортивные, развивающие, просто симпатичные.

Есть интересная классификация игрушек на открытые и закрытые. Открытыми можно считать игрушки, которые ребенок может использовать в разных играх: кубики или простые куклы. Закрытые игрушки можно использовать по одному назначению — например, настолки. Не стоит полностью избегать закрытых, используйте соотношение 70 на 30.

Что делать с этой информацией?

  • Решить, сколько часов (или дней) вы готовы практиковать теорию «без игрушек».
  • Подходить ответственно к приобретению каждой игрушки.
  • Периодически разбирать игрушки.
  • Ограничить количество игрушек до 7-10. Так ребёнок сможет использовать каждую по максимуму. А через какое-то время добавлять новые, убирать старые.

Все эти советы полезны, но они не помогут без коррекции родительского поведения. Какой пример мы подаем? Взрослым скучать тоже важно. Взрослые игрушки обычно легитимны в наших глазах: телефон, ноутбук и прочие гаджеты. Учите детей справляться с чувствами и качественно отдыхать на собственном примере.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Главная задача любой игрушки – это помогать ребёнку познавать мир в процессе игры. Игрушка делает игры разнообразными и более увлекательными. Игра формирует мировосприятие ребёнка. Ещё древнегреческий философ Платон писал, что, если родители хотят, чтобы их ребёнок вырос строителем, то он с самого детства должен строить. Удовольствие от игры в детском возрасте впоследствии может перерасти в работу, от которой человек будет получать удовольствие.

Игрушки должны имитировать то, что есть в реальном мире. Если родитель даёт малышу фиолетового медведя, то в сознании ребёнка фиксируется информация, что медведи бывают фиолетовыми. То есть игрушки должны отражать действительность, а не предлагать ребёнку иную реальность. Знакомьте малыша с окружающим миром, который для него столь же интересен, как для вас фантастическое кино. Когда он вырастет, он и сам сможет познакомиться с фантазиями сотен писателей, сценаристов и художников.

Однако помните, что отражение реального мира в этом случае не должно распространяться на игрушки, имитирующие оружие. Ведь дав крохе игрушки, мы закладываем в него поведенческую модель выяснения отношений, и, если в руки малыша попадает оружие, хоть и игрушечное, то таким образом родители дают разрешение на его применение в конфликтных ситуациях.

Самое важное правило для родителей – не просто дать малышу игрушку и удалиться, а стать приложением к игрушке, научить ребёнка правильно играть в неё, моделируя его будущее поведение. Обратите внимание: только человеческие дети воспитываются с помощью игрушек. Единственное животное, дающее своему потомству что-то вроде игрушки – это кошка, которая приносит котёнку мышку для того, чтобы научить его охотиться на мышей.

Ещё одно требование к игрушкам, помимо их соответствия действительности – соответствие определённым правилам безопасности, соблюдение которых поможет обезопасить малыша.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ ИГРУШЕК

1. Игрушка должна быть качественной, интересуйтесь, есть ли у неё сертификаты и другие документы, подтверждающие её соответствие гигиеническим и иным нормам. Если на игрушке не указано, из чего на сделана, кто и где её произвёл, для какого возраста она предназначена, то значит, она точно не подходит вашему малышу.

2. Игрушка должна соответствовать возрасту ребёнка и его потребностям. Если папа хочет купить вертолёт на радиоуправлении, то это ещё не значит, что он подойдёт четырёхлетнему малышу. Ему может быть просто неинтересно, и, конечно, он может быстро его разломать. Не бывает игрушек на вырост.

3. Контролируйте форму и размер игрушек, из какого они изготовлены материала, чем и как окрашены. То есть медведь должен быть похож на медведя, а не на шарик с глазами (да простят нас создатели смешариков). При контроле размеров учитывайте вес: ребёнок элементарно должен иметь силу поднять игрушку. Обращайте внимание на наполнители и материалы, из которых сделана игрушка. Гнилые или торчащие нитки, некачественная ткань и наполнитель сразу должны вызвать сомнение в безопасности игрушки.

4. Игрушка не должна иметь никаких посторонних запахов. Если она пахнет, то не покупайте её.

5. Обратите особое внимание на подвижные части игрушки, которые ребёнок может оторвать и проглотить. Наличие ленточек тоже должно насторожить родителей. Специалисты говорят, что длина различных верёвочек и лент на игрушках не должна превышать 15 сантиметров, чтобы ребёнок не мог случайно обмотать её вокруг шеи. И если у вас есть такие ленточки на игрушках, то обрежьте их ради безопасности малыша.

6. Существуют специальные нормы, предъявляемые к качеству пошива игрушек. Всё, что пришито к игрушке, даже пуговица, должно выдерживать усилия на разрыв 9,5 кг. Это эквивалентно тому, что вы возьмёте гирю весом в 10 кг и поднимите её частью, которая крепится к игрушке. При этом гиря должна оторваться от пола, а часть остаться на месте.

7. Если игрушки сделаны из резины или пластмассы внимательно отнеситесь к качеству этих материалов. Попробуйте покарябать игрушку, понюхайте её. Будьте осторожны с чересчур яркими цветами, ведь велика вероятность, что краситель небезопасный. Пластиковые и пластмассовые игрушки должны быть умеренно ярких цветов. Малыш будет тянуть игрушку в рот, поэтому обязательно попробуйте такую игрушку на вкус. Она не должна быть горькой, вкуса вообще быть не должно. И не стесняйтесь прикусить её, чтобы удостовериться, что и ребёнок не сможет ничего от неё откусить.

8. Следите за тем, чтобы игрушки были исправны. Во-первых, поломанной игрушкой ребёнок может травмироваться. Во-вторых, если любимая игрушка вдруг перестала ездить или петь, то малыш сильно расстроится, что плохо и для его, и для маминого психологического состояния.

9. Не давайте ребёнку распаковывать игрушки самостоятельно. На современных упаковках имеется много крючков и проволочек, которыми малыш может пораниться. Лучше сами распакуйте новую игрушку и только потом, без упаковки, подарите ребёнку.

10. Игрушка должна быть такой, чтобы её можно было подвергнуть гигиенической обработке, то есть можно было легко помыть, почистить и убрать на хранение. В мягких игрушках могут быть бактерии, клещи и даже вши. Не секрет, что такие игрушки часто производят в развивающихся странах при полном отсутствии гигиенических требований к производству и хранению. Поэтому, прежде чем дать такую игрушку ребёнку, её нужно постирать. Для того, чтобы уничтожить клещей, игрушку надо на 6 часов засунуть в морозилку, предварительно положив в полиэтиленовый пакет. Старайтесь не использовать химию при обработке игрушек. Чаще выкладывайте игрушки на солнце, потому что его лучи губительны для большинства бактерий. Расскажите малышу, что игрушки любят загорать. Можно использовать для дезинфекции игрушек кварцевые лампы. Стирайте игрушки только детским порошком с несколькими циклами ополаскивания. Минимум химии и много воды, солнца, мороза и кварца.

11. Пристальное внимание уделяйте игрушкам для езды. Они должны быть не только исправны, но и соответствовать возрасту ребёнка и его комплекции. Сев в игрушечную машинку, малыш не должен с неё свалиться или заехать туда, куда ехать опасно или не нужно.

12. Опасными могут быть игрушки, которые имитируют пищевые продукты, те, которые стреляют, и те, которые работают на электричестве. Например, стеклянную новогоднюю игрушку в виде конфеты малыш может попробовать на вкус, а игрушками, стреляющими шариками, можно травмировать другого малыша. Электричество больше 12 вольт для дошкольников опасно.

13. Угрозу для малышей могут представлять игрушки старших детей. Например, бижутерия сестры-подростка может быть и съеденной, и помещённой в самые неожиданные места: малыши часто засовывают бусины в нос и уши.

Читайте также: