Игрушки монтессори что это такое

Обновлено: 02.05.2024

Методика Марии Монтессори — врача, педагога и первой итальянки, получившей учёную степень, — была разработана более ста лет назад, но и сегодня широко распространена во всём мире. Родители верят в её уникальность и всё чаще выбирают её для своего ребёнка. Однако не все представляют, что именно отличает эту методику от других и в чём причина её популярности. Монтессори-педагог и психолог Екатерина Пастухова помогает читателям «Мела» в этом разобраться.

Многим из вас это покажется удивительным и даже противоестественным, но в монтессори-группах (для детей дошкольного возраста) совсем нет игрушек. Но это как раз естественно. Мария Монтессори отмечает в своих трудах, что дети от ноля до шести лет испытывают природную потребность к познанию и исследованию: с рождения и до трех познают себя, работают над развитием самости, утончением движений, развитием речи, а после трех начинают исследовать мир вокруг.

Нет ничего удивительного в том, что интерес к исследовательской деятельности вытесняет игрушки. Они уходят на последний план. И только потому, что детям их предлагают взрослые, следуя стереотипам и оставляя тем самым врожденные естественные потребности ребенка нереализованными.

Когда начинать?

С пеленок. А с шести месяцев дети могут заниматься в группах вместе с мамой. Уникальность таких групп состоит в том, что не только дети естественно и свободно развиваются, получая все самое необходимое для самых первых моментов жизни, но и мамы. Благодаря монтессори-педагогу они получают ценный опыт помощи становления личности ребенка.


Монтессори-педагог

Он выступает в роли наставника, помогая мамам ответить на основные вопросы. Как помочь ребенку сделать что-либо самому? Как маме стать проводником между ребенком и миром? Как отпустить ребенка в мир так, чтобы это было естественно и не ущемляло ничьих потребностей? Как помочь ребенку самостоятельно решать первые конфликты и обходиться с первыми трудностями?


Монтессори-среда

Постоянно наблюдая за детьми, Мария Монтессори выстроила уникальную среду, разделенную на несколько зон:

  • зона практической жизни (там есть все материалы для того, чтобы ребенок мог научиться заботиться о себе и об окружающем его мире: мытье рук, рамки с застежками, сервировка стола, уход за растениями и многое другое);
  • сенсорная зона (очень важная зона для детей до трех лет: дети сопоставляют размеры, цвета, звуки, запахи);
  • зона математики;
  • зона русского языка;
  • зона окружающего мира;
  • зона творчества.


Монтессори-группы

В монтессори-группах более ста видов материалов и более тысячи видов деятельности. Все материалы дают ребенку возможность научиться самому познавать опытным путем то, что традиционное образование дает только в теории.

Например, в группах от трех до шести лет можно самостоятельно составить таблицу умножения или прикоснуться к кубу-тысячи и сравнить его с бусиной-единицей, десятком, сотней.


С помощью розовой башни дети учатся различать объем. Коричневая лестница помогает ощутить толщину, красные штанги — длину. Эти материалы подготавливают ребенка к ориентированию в десятичной системе.

Монтессори-материалы всегда ведут ребенка от конкретных понятий к абстрактным, тем самым давая ребенку очень ценный опыт экспериментирования и анализа. Дети всегда заняты работой, но эту работу они выбирают сами, отрабатывая определенные навыки, получая знания, все дальше и дальше углубляются в суть выбранной ими темы. Дети задействуют весь потенциал своей личности и укрепляют внутренний стержень.


Уроки вежливости

Помимо работы с материалами, в монтессори-группе большое внимание уделяется урокам вежливости. Дети развивают способности помогать друг другу, просить о помощи, говорить «нет», вежливо входить в беседу со взрослыми и коллективом, работать сообща, уважать друг друга. Дети также учатся делать самостоятельный выбор и принимать соответствующие решения.

Это игрушка "2 в 1". Играя на металлофоне, дети развивают чувство ритма и музыкальный слух. Стучалка, которая расположена на обратной стороне металлофона, также способствует развитию чувства ритма, координации движений и моторики. Ударяя по шарикам молоточком, ребенок снимает повышенную эмоциональную активность и напряжение. Кроме того, разноцветные шарики можно использовать как изучение основных цветов.

✨ 2. Тактильная игра "Ёлочка"

Игра для развития тактильных ощущений, сенсорного опыта, внимания, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики, речи.

1. Рассмотрите елочку вместе с ребенком. Предложите ребенку посмотреть, какой «секрет» спрятан внутри каждого шарика. Обсудите, какой «шарик» на ощупь (гладкий, шершавый, мягкий, колючий, ребристый и т.п.).
2. Сложите все круглые фишки в непрозрачный мешочек. Предложите ребенку выбрать пару для каждого «шарика», подбирая на ощупь такую же фишку в мешочке.
3. Разложите круглые фишки на столе перед ребенком. Попросите ребенка найти на елочке «шарик» по вашему словесному описанию (цвет, фактура) и закрыть его соответствующей фишкой.

✨ 3. Мозаика

С годика предложите малышу расставлять детали мозаики в отверстия поля - это надолго увлечет вашего малыша. К 2 годам - добавьте поле, которое идет в наборе - ребенку понравится собирать яркие картинки!

✨ 4. Рамка-вкладыш

Деткам от года очень полезны всевозможные вкладыши. С их помощью ребенок учится соотносить предметы по форме, цвету и иным признакам.

✨ 5. Лабиринт

Игра представляет собой изображение и фишки, которые движутся по пазам. Эта игрушка расширяет представление ребенка об окружающем мире, о формах и свойствах предметов и развивает любознательность, мелкую моторику.

✨ 6. Сортер с геометрическими телами и перекидной крышкой

Коробочка с геометрическими телами и перекидной крышкой - коробочка на понимание постоянства предметов и сортировку геометрических тел.
Игра направлена на развитие моторики рук и концентрации внимания.
Малышу необходимо подобрать каждой фигуре свое отверстие, а после выполнения задания можно перевернуть крышку и начать все с начала!

✨ 7. Ножницы-ложки

Эти ножницы-ложки идеальны для работы с мелкими сыпучими наполнителями или водой.
Перекладывайте мягкие помпоны, бусины, вылавливайте предметы из воды, используйте их в играх с кинетическим песком. С ними большое множество упражнений!!

✨ 8. Серпантинка

Серпантинки (игры лабиринты) очень нравятся малышам в возрасте чуть более года. Ребенок передвигает бусинки по проволоке, развивая мелкую моторику и координацию. К тому же игрушка безопасна, поскольку бусинки не снимаются, и ребенок не сможет их проглотить.

✨ 9. Вкладывающиеся коробочки

Игрушка развивает зрительно-моторную координацию, создана по принципу матрешки, но более понятна для маленьких детей, поскольку не имеет крышек.

Изначально можно предложить ребенку две коробочки, показывая, как можно их вкладывать одну в другую. После того, как ребенок поймет и отработает принцип, можно постепенно увеличивать количество коробочек.

Тренирует глазомер и координированную работу обеих рук, развивает логическое понимание последовательности действий.

Для детей постарше можно усложнить задачу – предложить построить пирамиду из перевернутых коробочек.

✨ 10. Бубенцы на руку

Бубенцы могут использоваться для ритмического сопровождения танцев, плясок, игр. Игра развивает чувство ритма, творчество, моторику.

Выбирая ребёнку игрушку, можно сойти с ума от разнообразия вариантов. Мы предлагаем не мучиться и вооружиться принципами системы Монтессори (которая снова и снова доказывает свою эффективность). Это поможет сузить круг поисков и выбрать то, что будет для ребёнка и полезно, и увлекательно одновременно.

Итак, как выбрать игрушку «по Монтессори»?

  1. Отдаём предпочтение естественным расцветкам и натуральным материалам: дереву, ткани, металлу. Это не только более экологично, но и полезно: разнообразие фактур обогащают сенсорику ребёнка. Будьте уверены, что пластиковых игрушек цвета «вырви-глаз» вам и так надарят.
  2. Не стремимся перестимулировать ребёнка. Игрушка не должна одновременно что-то изображать, разбираться на части и производить с десяток мелодий.
  3. Соответственно, выбираем игрушку «с одной задачей». Игрушки по Монтессори не только и не столько развлекают, сколько обучают – но очень мягко и ненавязчиво. Это происходит именно потому, что каждая игрушка предназначена для оттачивания ОДНОГО навыка. Только так дети учатся концентрироваться и добиваться результата.
  4. Игрушка должна нести информацию о реальности. Важнейшая задача для малыша – адаптироваться к окружающему миру, и игрушки должны ему в этом помогать. Поэтому никаких единорогов, принцесс, пиратов – но больше реалистичных животных, растений, машин и т.д.
  5. Пожалуй, самое главное: игрушка должна соответствовать стадии развития ребёнка. Для этого необходимо обладать определёнными знаниями (можно почерпнуть в одной из книг о системе Монтессори), а также постоянно наблюдать за ребёнком.

Для примера предлагаем подборку отличных игрушек, полностью соответствующих методике Монтессори:

1. Рамки-вкладыши





2. Тактильное лото

Игрушка на развитие сенсорики – подойдет даже для малышей до года.


3. Мозаики

Первые простые мозаики, построенные по схеме «вкладываем-выкладываем». Со временем можно приобретать всё более и более сложные варианты.




4. Копилки

Годовалые дети очень любят что-то куда-то проталкивать. К примеру, игрушка «Волшебный комодик» — отличная вариация на эту тему.



5. Матрёшки, пирамидки-стаканчики, традиционные пирамидки, деревянная радуга





6. Шнуровки

Прекрасная игрушка для детей от года до двух. В этом возрасте малыши любят не только проталкивать и вкладывать – но и нанизывать.





7. Сортеры: геометрические и цветные

Суперполезная игрушка, которая обязательно понравится малышу, если появится у него вовремя, а именно в возрасте от года до полутора лет. Она поможет освоить геометрические формы/цвета, потренирует координацию движения рук и мелкую моторику.





8. Фигурки-игрушки, имитирующие реальные предметы

Например, наборы инструментов, посуда. Или деревянные овощи и фрукты, которые можно разрезать игрушечным ножом. Это не только прекрасное упражнение на координацию движения обеих рук, но и формирование навыков самообслуживания.




9. Магнитная рыбалка




10. Лабиринты

Выбирайте лабиринты-серпантины с бусинами или планшеты-лабиринты. Перемещая бусины с одного конца лабиринта в другой, малыш активно работает над своим пространственным мышлением и мелкой моторикой.




11. Цилиндры Монтессори

Классическая монтессори-игрушка, предназначенная для детей от года до трёх лет. В набор входит 4 блока, в первый раз предлагаем малышу только один. Уровень сложности повышаем постепенно.


12. Досочки Сегена

Цветные дощечки с выемками разной формы – идеальная развивающая игрушка для детей 1-2 лет. Сначала выкладываем перед ребёнком несколько дощечек с круглыми выемками – и затем двигаемся от простого к сложному, добавляя постепенно количество дощечек с выемками всех возможных форм.



13. Музыкальные инструменты

Развивают чувство ритма, слух, а также умение концентрироваться. Выбирайте на свой вкус: маракасы, металлофоны, треугольники, барабаны…





14. Балансиры

Тренируют координацию и ловкость рук у детей. И доставляют массу удовольствия. Сначала выбираем балансиры с цилиндрами, затем – с палочками.



15. Деревянный танграм или тетрис

Суперстимулятор мышления и логики. Для деток от 3 лет и старше.



16. Межполушарные доски

Любопытнейший нейротренажёр, который улучшает взаимодействие между правым и левым полушариями мозга.



Кроме всего перечисленного, есть ещё множество игрушек, не соответствующих одному из принципов, однако вписывающихся в целом в концепцию мира «по Монтессори» и потому одобренных большинством монтессори-педагогов:

  • конструкторы LEGO
  • деревянные кубики
  • строительная техника, машины скорой помощи, сельскохозяйственная техника
  • наборы конструктора Playmobil, основанные на повседневной жизни
  • деревянные конструкторы
  • железная дорога
  • настольные игры

А в заключение хотим напомнить, что по мнению самой Марии Монтессори, лучшие игрушки для детей – это все бытовые предметы, которые окружают нас в повседневной жизни. Это баночки, тряпочки, совочки, коробочки, кастрюли, прищепки, шнурки, пуговицы, крупы, овощи и многое-многое другое. Экспериментируйте!

В системе Монтессори каждый материал, который предлагается ребенку, продуман до мелочей. У каждого из них есть определенная цель, а также прослеживается принцип от простого к сложному – это применимо и к первым «игрушкам».

Самые первые «игрушки» помогают малышу согласовывать движения пальцев и помогают в формировании правильного захвата. Взаимодействуя с ними, ребенок сначала учится их держать, затем ощупывает фактуру игрушки и знакомится с формами, учится извлекать звук и понимать, что его движения порождают этот звук.

Сначала ребенку предлагаются материалы, которые можно удерживать четырьмя пальцами. Вкладываются в ладошку предметы с центральной прямой палочкой, которая легко обхватывается детской ручкой.

Постепенно форма может усложняться, вместо прямой палочки появляются нанизанные бусины, затем можно предложить кольца.

Позднее приходит противопоставление большого пальца и ребенок может удерживать более сложные по форме предметы.

Через некоторое время ребенок начинает использовать несколько пальцев при захвате, и можно уже предложить малышу такие предметы как, например, кубик с бубенчиком, погремушка с можжевеловыми бусинами, шумелка.

Малышам точно понравится погремушка гусеничка. Она состоит из пяти деревянных элементов приятных пастельных цветов, круглой головы и бубенчика.
Извивается, растягивается и гнется за счет того, что деревянные колечки нанизаны на резиночку, бубенчик звонко звенит при потряхивании погремушки.

Так же будет интересна игрушка - соединенные диски . Ребенок, перекладывая диски из руки в руку стимулирует оба полушария мозга и развивает запястье.

А еще эта игрушка перекатывается, побуждая малыша ползать. За счет своей формы эти диски очень плавно перекатываются, тем самым привлекая внимание малыша.

Так же малышам очень понравится игрушка с бубенчиком и цветными ленточками, она дарит новые тактильные ощущения. Можно подвешивать на тренажер для младенца или использовать в качестве погремушки.

Последний особенно прекрасен, выглядит как произведение искусства и мелодично звучит при качании. Малыш будет следить за движениями шара, слышать его звучание, рассматривать пейзаж, написанный художником! За счет смешенного центра тяжести шар катается вокруг ребенка не закатываясь далеко. Ребенок ползет за ним снова и снова!!

И несколько общих рекомендаций при выборе первых игрушек для малыша:

- Выбирайте игрушки из натуральных материалов - дерева, картона, металла, резины и пр. Такие материалы имеют неповторимую фактуру, запах, вес. В отличие от гладкой, легкой и одинаковой на ощупь пластмассы.

- Выбирайте игрушки которые имеют различную фактуру и форму. Предлагайте разное!

- Давайте игрушки с разным весом: перебирая игрушки ребенок будет чувствовать, что одни предметы легче, другие тяжелее, и это связано либо с размером, либо с материалом, из которого они сделаны.

- Первые игрушки выбирайте натуральных природных оттенков, позже добавляйте игрушки с основными цветами. Не перевозбуждайте психику ребенка яркими вырвиглаз цветами.

Пунктиков много, рассмотрим первые два:
1. Натуральность!
Меньше пластика, больше натуральных материалов!
Да, пластик так прочно вошёл в нашу жизнь, что отказаться от него сложно. Да это и не нужно! Но минимизировать использование, окружить ребёнка более натуральными материалами - вполне под силам.
Я вас удивлю, но это не обязательно дерево! Натуральных материалов множество! Стекло, металл, бумага и картон, натуральные ткани, керамика, крупы и природные материалы! Есть из чего выбрать. Это особенно важно маленьким детям - даже самый качественный пластик не даст той гаммы сенсорных ощущений! Эти игрушки экологичны, безопасны и эстетически красивы!
.
Рисуночек вам для наглядности. Альтернатива есть.

Монтессори игрушки с этой картинки:

Деревянное тактильное лото с различными фактурами

Металический металлофон с ручкой

2. Реалистичность! Выбирайте игрушки, книги, плакаты, изображения на которых похожи на реальных зверей или людей, чтобы ребёнок мог проводить аналогию.
❗️❗️ Только подумайте - Ребенок, пришедший в этот мир ничего о нем не знает!
Основной целью детей до 3-х лет является адаптация к миру. В этом возрасте ребенок еще не осознает где хорошо, а где плохо, он впитывает все, что попадает в его поле зрения. Поэтому в среде ребенка должны находится реальные предметы -это именно то, что ему сейчас необходимо, это фундамент, на котором будет строится все его дальнейшее представление о мире.
Этот принцип касается и выбора игрушек, декора для детской, книг. Выбирайте с максимально реалистичными изображениями - малыш только начинает знакомиться с нашим миром и не стоит его вводить в заблуждение недостоверной информацией! Да-да, это именно те игрушки и картинки на которые смотришь и не понимаешь кто изображён!! Розовые зайцы, летающие слоны, машинки с глазами или животные с колесиками. Чего только не придумают!
Лучше сначала познакомить малыша с реальными животными, например, сходить в парк, а потом предложить ему реалистичные фигурки животных и книги для закрепления полученных знаний.

Монтессори игрушки с этой картинки:

Пазл "Строение черепахи" (вместо разноцветных нереалистичных котов)

Все игрушки, подобранные в соответствии с методикой Марии Монтессори можно выбрать и заказать ЗДЕСЬ

Внимание!! Все тексты и фотографии на сайте- интеллектуальная собственность, защищены авторским правом и не подлежат копированию без письменного согласия автора!

Читайте также: