Игрушки монтессори своими руками для новорожденных

Обновлено: 15.05.2024

Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени изготовить развивающие игрушки Монтессори для развития мелкой моторики детей в домашних условиях.

Уникальную методику для раннего развития детей итальянского педагога Марии Мантессори выбирает очень много родителей для воспитания своих детей. Эта система развивающих занятий используется для развития малышей и подходит для коррекционных классов. Мария Монтессори, одна из наилучших педагогов, смогла совершить настоящую революцию в воспитании свое время. Она призывала воспитывать в детях самостоятельность и поощряла свободное воспитание. Ее система имеет мировое признание и в настоящее время. Это своеобразный проводник для ребенка возрастом до года и старше во внешний мир. Она играет роль помощника в развитии чувств, ощущений, ловкости рук, совершенствовании навыков мекой моторики

Прикреплённые файлы:

«Монтессори-материалы своими руками, используемые в «зоне практической жизни» Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию Монтессори - материалов для реализации образовательного процесса в соответствии.

Мастер-класс «Топиарий своими руками»

Мастер-класс «Топиарий своими руками» Я хочу с вами поделиться, как я делаю "Топи арий" своими руками. Для выполнения данного "Топи ария" вам потребуется: Цветочный горшок,.

Фотоотчет игры по методике М. Монтессори своими руками.

Фотоотчет игры по методике М. Монтессори своими руками. Монтессори-материалы дороги и не всегда доступны. Поэтому в своей работе я стала использовать игры сделанные своими руками. Они доступны.

Мастер-класс «Бизиборд своими руками»

Мастер-класс «Бизиборд своими руками» М. Монтессори сказала: «Ребенок – вот лучший воспитатель для себя самого. Темп развития каждого ребенка – индивидуален. Задача взрослого.

Игрушки своими руками. Мастер-класс

Игрушки своими руками. Мастер-класс Человека современности уже не так легко удивить изысканностью и уникальностью мягкой игрушки, ведь рынок перенасыщен очень разнообразными.

Куклы своими руками. Мастер-класс от мамы по изготовлению народной игрушки

Куклы своими руками. Мастер-класс от мамы по изготовлению народной игрушки Кто не любит из девочек играть в куклы? Вообще таких необычных девочек я знаю, но в только не в нашей группе. Наши малышки-солнышки.

Мастер-класс «Игрушки своими руками. Кошка Муся-воображуля»

Мастер-класс «Игрушки своими руками. Кошка Муся-воображуля» Как говорила великая Коко Шанель: «Вещи ручной работы — это роскошь. Иметь их каждому совсем не обязательно. Тот, кто хочет их иметь, делает.

Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы «Развивающие игрушки своими руками» Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы «Развивающие игрушки своими руками» 1. Подготовка мастер – класса - развивающие игрушки.

Развивающие пособия своими руками. Бизиборд, или доска Монтессори

Развивающие пособия своими руками. Бизиборд, или доска Монтессори «Нельзя трогать! Убери пальчики! Отойди!» – эти фразы частенько звучат в адрес маленьких любознательных карапузов. Сегодня хочу представить.

Выпускающий редактор, автор статей о красоте, кулинарии, ведении дома и лайфхаках, которые способны быстро улучшить жизнь родителей.


В возрасте 3-4 месяцев у ребенка просыпается повышенный интерес ко всему, что находится вокруг. Особенно если это «что-то» движется и до него можно дотянуться ручками. Мобиль, в котором раньше использовалась только музыка, наконец-то становится детской игрушкой! И пока кроха еще не умеет переворачиваться, он всецело занимает его внимание.

Мы предлагаем не ограничиваться мобилем на кроватку/коляску, но и присмотреться к тому, что можно установить на полу над детским ковриком. Такой напольный мобиль — это целое игровое пространство для малыша! Его не зря называют тренажером Монтессори для младенцев. И чем больше материалов будет использовано для подвесов, тем интереснее он покажется крохе.

Кстати, он придется по душе и детям постарше. Многим малышам нравятся тихие тактильные игры, и засыпать, любуясь тихонько покачивающимися игрушками, тоже приятно. А еще можно будет накрыть его тканью — и получится мини-вигвам


© Instagram @letoyvanjp

А вот покупать напольный мобиль мы не советуем. Ведь его очень просто сделать своими руками, материалы обойдутся очень дешево! А с игрушками-подвесами можно будет экспериментировать, сколько душе угодно.


© Instagram @graspy_baby, @angelazelmer, @little_b_textile_design, @lellishandmade

Вам понадобится:

  • 4 деревянных бруска 40х20х60 см
  • 1 круглая рейка диаметром 15-20 мм
  • пила по дереву
  • наждачная бумага
  • карандаш
  • линейка
  • дрель
  • перьевое сверло подходящего размера
  • обычное сверло
  • шпагат
  • деревянные бусы и другие элементы на ваш вкус

Как сделать напольный мобиль:

  1. Сложите 2 бруска крест-накрест вместе так, словно вы строите вигвам. Отметьте точку посередине верхнего бруска, в которой вы будете сверлить отверстие для круглой рейки. С помощью карандаша и линейки отметьте такую же точку на втором бруске, а также на двух оставшихся.
  2. Сделайте круглое отверстие перьевым сверлом во всех брусьях. Перьевое сверло должно быть такого размера, чтобы рейка плотно вошла внутрь.
  3. Вставьте круглую рейку.
  4. Примерно в 25 см от низа сделайте обычным сверлом в каждом бруске небольшое отверстие. Вставьте по отрезку шпагата в каждую пару брусьев. На концах закрепите шпагат узлами. Этот шаг придаст конструкции дополнительную устойчивость.
  5. Спилите концы ножек так, чтобы они стали паралелльны полу. Ошкурьте срезы.
  6. На круглой рейке закрепите деревянные бусы или другие игровые элементы. Напольный деревянный мобиль, или тренажер Монтессори для младенцев, готов!

Смотрите видеоинструкцию и повторяйте:


А под мобиль можно положить коврик-листик. О том, как его сделать, мы рассказывали в этой статье

В нашей семье появился второй малыш, и теперь у меня есть возможность реализовать Монтессори-подход, начиная с самого рождения. Со старшим ребенком я упустила много времени, прежде чем найти нужный вектор для его развития. Некоторые сензитивные периоды я пропустила и занималась совсем не тем, чем стоило бы. Всё нащупывалось интуитивно. Много времени и сил было потрачено на поиски и покупки совершенно бесполезных вещей.

Ожидая второго ребенка, я выкинула все младенческие игрушки и подвески, которые были до этого, и теперь пробую сделать так, как рекомендует система Монтессори. А что из этого получится – увидим в будущем 🙂
Часть последующих статей я посвящу именно первому году жизни малышей, и реализации принципов Минтессори для этого возраста.

Серию статей для новорожденных я начинаю с самых первых игрушек для малышей – мобилей.

Такие подвески помогут ребенку научиться наблюдать, концентрировать и удерживать внимание.
Наблюдение за предметами — это самая первая доступная для малыша деятельность, и может доставить ребенку огромное удовольствие.
Мобили следует подвешивать на расстоянии 20-30 см от ребенка. Именно в этом диапазоне малыш сможет следить за медленно вращающимися предметами и, со временем, будет делать это все лучше и лучше. В этот период ребенок учится фокусировать свой взгляд и следить глазами за движением плавно двигающихся фигур, позже это поможет малышу осваивать и открывать для себя визуальный мир.


В системе Монтессори предусмотрены специальные мобили для малышей, их вы не встретите в магазинах, они очень сильно отличаются от того, что предлагают нам под названием «мобиль». Здесь все формы выверены, нет кричащих цветов, быстро вращающихся деталей, отвлекающей музыки, летающих коров, и других непонятных существ. В системе Монтессори все четко и лаконично: есть простая понятная форма, как правило, абстрактная не несущая за собой конкретного образа, есть четкие цвета, а вращение фигур задается движением воздуха. Движение фигур плавные и естественные, за ними легко может следить и фокусироваться глаз ребенка.

Существует 4 классических Мобиля:

1. Черно-белый мобиль Мунари , предлагается с 2-3 недель
2. Мобиль из октаэдеров , примерно с 6 недель
3. Мобиль Гобби, с 2-3 месяцев
4. Мобиль «Танцующие человечки» , к 3-4 месяцам
Каждый из этих мобилей решает свою задачу и меняется по мере появления новых возможностей у ребенка. Самый первый — помогает ребенку сконцентрировать свой взгляд на контрастных черно-белых фигурах, затем идет мобиль с объемными цветными фигурами. Чуть позже, малыш уже способен различать оттенки цветов – и это третий мобиль, и четвертый мобиль дает возможность следить за свободно вращающимися фигурами разных переливающихся цветов.
О каждом из этих мобилей я расскажу подробнее в следующих статьях.

Как подвесить мобиль:

Очень часто родители задаются вопросом о том, как же подвесить такие мобили над ребенком.
Как правило, родители, следующие системе Монтессори, уже отказались от использования стандартных детских кроваток с решетками, на которые можно было бы прикрепить обычный мобиль.

Есть много вариантов решить эту проблему, все будет зависеть от вашей фантазии и особенностей вашей квартиры.

Самым лучшим вариантом будет подвесить мобиль на крючок, прикрепленный к потолку, как это делается в классическом варианте Монтессори-среды. Такой крючок делают над тем местом, где находится матрасик для игр и занятий. Но, часто в наших квартирах это сделать не удается, поэтому изобретательности Монтессори-мам нет предела.

db671cebc098a3b6e1ce4b4f0511d522

Для своих мобилей я использовала крепление от самого обычного покупного мобиля, убрав с него все лишнее и прикрепив к стеночке. Получилось вполне приемлемо.
Если есть опыт заказа с Amazon, то можно приобрести вот такое крепление для мобиля.

Так же есть масса других нестандартных способов, которые можно посмотреть на фото ниже. На этих фотографиях обратите внимание не на сами подвески, поскольку они не все имеют отношение к Монтессори-мобилям, а именно на крепления.

Мобиль 1

Мобиль 2

Что еще нужно знать про мобили:
Чтобы правильно выбрать место для мобиля, попробуйте сами прилечь на место ребенка, положив голову туда, где находится голова малыша.

Попросите кого-нибудь подержать мобиль над головой, на расстоянии 20-25 см. от глаз, а затем немного сдвинуть в сторону ног, чтобы игрушка не висела прямо над лицом ребенка.

Мобиль должен быть расположен так, чтобы малышу было удобно наблюдать за ним, не напрягая ни спину, ни шею.

Когда ребенок даст понять, что ему наскучил этот мобиль, замените его. В среднем, меняйте мобиль каждые две-три недели.

В следующих статьях я подробно расскажу, как сделать каждый из Монтессори-мобилей.

Примерно с 2-3 недель ребенку можно предложить первый мобиль. У новорожденного еще не фокусируется взгляд, но он уже может различать контрастные цвета, форму и движение.

Мобиль мунари – это первый мобиль, который предлагают ребенку в Монтессори-среде. Он был изобретен известным итальянским дизайнером, его действенность опирается на врожденное чувство порядка и математических соотношений, которое присуще человеку с самого момента рождения. Элементы этого мобиля очень легкие, они медленно вращаются вокруг своей оси, следуя за движением воздуха, и привлекают к себе внимание малыша. Ребенок начинает наблюдать за контрастами, формами, пропорциями, равновесием элементов с пристальным вниманием.

Когда я изготовила этот мобиль для малыша, я сама с удивлением наблюдала за этими плавно вращающимися фигурами, зрелище действительно завораживающее. А когда повесила этот мобиль перед малышом, он тут же остановил на нем свой взгляд. Меня поразила его способность сосредотачивать внимание на такое длительное время, он лежал и внимательно его разглядывал, не отрывая взгляд.

Как изготовить мобиль Мунари:

Элементы мобиля сделать достаточно просто. Сложность может возникнуть при первичных расчетах, для подготовки пропорциональных фигур.
Но когда все будет готово – вы, несомненно восхититесь полученным результатом.

Размер элементов может быть самым разным, тут главное – соблюсти пропорции по отношению к диаметру прозрачного шара.

Итак, что понадобится для мобиля Мунари:

  • прозрачный шар, лучше всего стеклянный, чтобы он отражал цвет (я брала пластиковый прозрачный шар для изготовления елочных игрушек)
  • белый и черный лист
  • три деревянные палочки диаметром примерно 5 мм
  • черная и белая краска
  • прочная нить

В основе расчета лежит следующая формула:
В=А (диаметр шара)+1/3 радиуса А

Munari

Как раскрасить палочки:

Самую длинную палочку красим в белый цвет, среднею в черный, а самую короткую в серую или делаем на ней черно-белую спираль.

Мунари4


Длину нити, но которой будут подвешены элементы, стоит рассчитать до того, как вы их закрепите, соблюдая пропорции, указанные на схеме.


В результате должна получиться примерно такая конструкция:

Рисунок на фигурах подробнее: И окончательный вариант:


Графические иллюстрации взяты из книги Мари-Элен Пляс:

Решив создать Монтессори-материал своими руками, который будет отвечать критериям подготовленной среды, педагогу или родителю стоит опираться на правила, разработанные Марией Монтессори и дополненные Международной Монтессори Ассоциацией (Association Montessori International).

Вот эти правила.

Выбирая кувшин, прикиньте, сможет ли его перенести ребёнок в руках не только пустым, но и наполненным до краёв, удобная ли у него ручка, есть ли носик для слива воды

1. Материал имеет чёткую цель.

Прежде чем ответить на вопрос: «Как сделать Монтессори-пособие своими руками?», надо понять, с какой целью мы хотим предложить его детям.

Цель Монтессори-материалов направлена на психическое и физическое развитие, а не на формирование конкретных умений.

Упражнения из зоны практической жизни предназначены для развития самостоятельности и независимости, нацелены на формирование контроля и координации движений. Только в последнюю очередь они учат поливать цветы или вытирать пыль.

Сенсорный материал М. Монтессори помогает детям сформировать внутренние сенсорные эталоны формы, цвета, размера. При этом задача правильной постройки башни или подбор пары цилиндров на слух отходят на второй план.

Презентации в зоне языка также развивают независимость и самоконтроль, а не просто учат читать и писать. Математические упражнения — ключ к миру математики, который помогает развивать мышление и даёт возможность познавать закономерности устройства окружающего мира. Внутреннее понимание этих закономерностей закладывается от 3 до 6 лет. Дети не просто учатся считать, они получают важный опыт, который ляжет в основу математического мышления, основанного на понимании. Ошибки в системе Монтессори не важны, они вторичны, важен сам процесс познания и развития. Отсюда вытекает следующее правило.

2. Материал соответствует физическому уровню и возрастным особенностям развития ребёнка.

Для работы с каждой презентацией у детей должна быть соответствующая психофизиологическая готовность, а сам материал важно уметь распределять по возрастам.

Малыш 2,5 лет значительно отличается от дошкольника 6 лет. У них разные потребности и физические возможности. Для детей 2 лет следует подбирать предметы меньшего размера, объёма и веса, нежели для 5-6-летних. Выбирая кувшин, прикиньте, сможет ли малыш перенести его в руках не только пустым, но и наполненным до краёв, удобная ли у ёмкости ручка, есть ли носик для слива воды. Подбирая чайничек, обратите внимание, есть ли у крышки фиксатор, который не позволит ей выпасть, когда из него будут выливать жидкость.

При работе с блоками цилиндров ошибка, если она есть, видна сразу: цилиндр либо не входит в отверстие, либо проваливается, либо торчит над поверхностью блока. Это пример автодидактичности Монтессори-материала

3. Монтессори-материал имеет два вида контроля.

Мария Монтессори считала, что среда должна поощрять самостоятельность, создавать условия, чтобы дети учились сами. Внешний контроль со стороны взрослого убивает познавательную мотивацию, гасит самооценку и стремление к независимости. Поэтому пособия должны иметь контроль в самих себе и/или опираться на внутренний контроль маленького человека.

Первый тип контроля присутствует во многих игрушках, которые существуют уже несколько сотен лет, например, в матрёшке. Её нельзя полностью собрать иначе, чем от меньшей к большей. При этом малышу не нужен внешний контроль, ошибку он видит сам — иначе матрёшка не собирается.

Примером автодидактичности могут быть блоки-цилиндров. При работе с ними ошибка, если она есть, видна сразу: цилиндр либо не входит в отверстие, либо проваливается, либо торчит над поверхностью блока.

Второй тип контроля находится в самом дошкольнике, чувствующем ошибку: чем больше у него собственного опыта работы с упражнениями и взаимодействия с окружающим миром, тем тоньше ощущение размера, цвета, звука.

Прежде чем выполнить презентацию уход за растением, где требуется обрезать сухие листья, дошкольник учится пользоваться ножницами

4. Занятия даются от простого к сложному.

Презентации на полках располагаются и предъявляются детям от простого к сложному. Они вытекают друг из друга. В каждом последующем занятии используются навыки, полученные в предыдущих, и добавляется одна новая сложность.

Чтобы выполнить уход за растением, где требуется обрезать сухие листья, дошкольник уже должен уметь пользоваться ножницами; чтобы научиться пришивать пуговицу, малыш предварительно работает с шитьём по картону, которое учит владеть иголкой. Аналогичным образом даются занятия и во всех других зонах.

Если вы предлагаете малышу яблокорезку, но её размер или лезвия таковы, что усилий крохи будет недостаточно, чтобы самому разрезать яблоко

5. Пособие обеспечивает детям независимость.

Создавая презентации, взрослый должен выполнить их так, чтобы, работая с ними, дошкольнику не приходилось постоянно просить о помощи. Например, вы предлагаете малышу яблокорезку, но её размер или лезвия таковы, что усилий крохи будет недостаточно, чтобы самому разрезать яблоко.

К презентации подвижный алфавит относится не только сам алфавит в коробке, но и коврик, на котором выкладывают слова

6. Материал всегда в полной комплектации.

Материалом в Монтессори-методе называют набор предметов, которые объединены (обычно на подносе или в коробке/корзинке) для достижения одной цели (выполнения одного вида работы). Например, к подвижному алфавиту относится не только сам алфавит в коробке, но и коврик, на котором выкладывают слова.

Полнота комплектации важна:

  • потому что это позволяет ребёнку хорошо ориентироваться в презентации;
  • не отвлекает на поиск недостающих элементов;
  • помогает избежать обращения за помощью;
  • сохраняет длительную концентрацию на деятельности, что помогает довести занятие до конца.

7. Пособие экологически и психологически безопасно, отвечает идее антропоцентричности.

Многие, наверное, отметили, что вещи в Монтессори-среде выполнены из натуральных материалов. Принцип натуральности проистекает не только из экологических характеристик пособия, но и его психологических свойств.

Психологами замечено, что ребёнка больше привлекают вещи из дерева, нежели их аналоги из пластика. Дерево позволяет малышу дольше концентрироваться на деятельности, при работе с древесиной дети становятся спокойнее.

Мария Монтессори была не только врачом, но и антропологом. Она считала, что ребёнок в своём развитии повторяет в сжатом виде историю человеческой цивилизации. Поэтому работа с натуральными материалами для него не только естественна, но и психологически безопасна.

В Монтессори-классе используется дерево, металл, натуральные ткани, которые обеспечивают не только экологичность, но и придают пособию дополнительную привлекательность, создают «точку интереса». Когда маленький человек выливает воду в металлическое ведро, струя падающей жидкости, стукаясь о металл, издаёт характерный звук, что служит дополнительным интересом для дошкольника в работе. Если же он будет лить воду в пластиковое ведро, то подобного звука не будет — на этом этапе дети могут потерять интерес к деятельности.

Примерно так будут выглядеть полки в Монтессори-классе для детей 2,5–6 лет по стандарту АМИ в зоне практической жизни

8. В материале присутствует цветовая кодировка.

Цвет каждого Монтессори-пособия не случаен. При формировании среды используется цветовая кодировка как внутри одной презентации, так и пересекающиеся кодировки между объектами одной зоны, и даже упражнениями разных зон. Одним из таких примеров являются розовая башня, подвижный алфавит и рамки-вкладыши для письма. Все они имеют в основе розовый цвет, так любимый детьми 2,5–4,5 лет, для которых они и предназначены.

В зоне практической жизни, в которую предметы полностью подбираются и изготавливаются самим педагогом, каждая презентация должна быть подобрана по цвету или рисунку на объектах. Например, полки в Монтессори-классе для детей 2,5–6 лет по стандарту АМИ в зоне практической жизни будут выглядеть примерно, как на фото ниже. Каждое пособие на своём подносе и кодировано по цвету. Ребёнок, подходя к полке, точно знает, что все эти предметы относятся к одному виду работы.

Неправильная розовая башня: у неё самый большой кубик 7 см, а самый маленький — 0,7 см, при этом кубиков в комплекте не 10, а 8

9. Точность Монтессори-материала.

Объекты в среде должны быть подобраны точно по размеру и соответствовать друг другу. Если кубики в розовой башне не имеют точного шага в 1 см, то вся работа с ней теряет смысл. Самый маленький кубик не может стать тем самым эталоном измерения. Поэтому родителям стоит задуматься, когда они приобретают что-либо, например, на AliExpress. Там можно встретить башню, у которой самый большой кубик 7 см, а самый маленький — 0,7 см, при этом их может быть в комплекте не 10, а 8. В этом случае отсутствует идея десятичной системы, заложенная в сенсорном и математическом материале. Также теряется взаимосвязь с другими пособиями. Например, у коричневой лестницы минимальный размер поперечного сечения призмы также равен 1 см, что позволяет в последующем комбинировать розовую башню и коричневую лестницу между собой.

Другим примером служит любой материал из практики, где используется вода. Например, вы подготовили занятие «Стирка» таким образом, что объём воды из тазика не умещается в ведро для грязной воды. Такие ошибки приводят не только к невозможности выполнения работы, но и к демотивации ребёнка, отказу от деятельности.

Дети скорее выберут красивый предмет и будут с ним работать, нежели битый, грязный и непривлекательный

10. Материал должен быть эстетически привлекательным.

Мария Монтессори говорила о важности среды: в каком окружающем пространстве будут расти наши дети, такую среду они потом и будут создавать вокруг себя. Монтессори считала, что у детей стремление к эстетике и красоте является врождённым. Именно поэтому они скорее выберут красивый предмет и будут с ним работать, нежели битый, грязный и непривлекательный. Красота и эстетичность служит для малыша важным мотиватором к деятельности. Это то, что стимулирует человека к работе, а затем и к самостоятельному созданию чего-то прекрасного.

Создание среды для дошкольника требует соблюдения определённых правил и должна тщательно продумываться. Сначала поставьте цель, затем определите состав презентации и подберите предметы в соответствии с критериями:

Читайте также: