Игрушки наших бабушек и дедушек своими руками

Обновлено: 05.05.2024

Здравствуйте, дорогие! Давно я тут не показывалась( Напряженная выдалась у меня осень, да и начало зимы… Но вот, наконец-то, нашлась свободная минутка и для любимого сайта. Хочу вам показать, какой мини-музей мы организовали в детском саду совместно с родителями наших воспитанников.
Наши дети очень любят спрашивать нас о прошлом, им нравится узнавать о том, что было до их появления. Вот поэтому мы решили организовать в группе мини-музей семейных реликвий и назвали его «Игрушки наших бабушек, игрушки пап и мам».
Мы попросили родителей рассказать о реликвиях, особо чтимых и хранимых в семье. Что знают наши дети об этих предметах? При оформлении экспозиции мы помнили, что её цель не только в том, чтобы заинтересовать детей и родителей экспонатами, но и воспитать у детей трепетное отношение и уважение к традициям. Мы хотели, чтобы экспонаты музея помогли детям прикоснуться к истории и почувствовать, что она близка, ведь об истории семьи ребёнку лучше расскажут не фотографии, а вещи. Наша задумка получила неожиданный отклик, к её осуществлению подключились родители и их друзья, сотрудники детского сада.
Экспозицию музея организовали так, чтобы дети могли не только посмотреть, но и потрогать экспонаты, и даже поиграть. И ещё мы предложили детям стать экскурсоводами и рассказать о своей семейной реликвии. Как известно, воспринятое в дошкольном детстве, оставляет глубокий след в памяти, характере и чувствах ребёнка.
Среди самых почтенных экспонатов — железная грузовая машина дедушки Ксюши. Ему подарил эту машину папа в день 5-летия.

Есть куклы и пупсы из детства бабушек и мам, мягкие игрушки, которые были любимыми игрушками пап наших воспитанников.

Например, такой взрослый и серьезный дяденька, папа Ярика, принес очаровательного плюшевого медведя-друга своего детства.

Игрушки из прессованных опилок и резиновые игрушки-животные, оловянные солдатики и пластмассовый Айболит…

Отдавали нам их с такой нежностью и теплотой, начинали вспоминать: « Вот я такой игрушкой играл, у меня такая игрушка была, вот такая игрушка была у кого-то из моих знакомых…»


Здесь есть необыкновенная возможность показать нашим детям солдатиков, которыми играл папа, механический конструктор, пользующийся огромной популярностью в то время, когда о Лего еще и не слышали, куклу, о которой мечтала в детстве мама.


Взрослым тоже бывает приятно окунуться в мир детства.
Фоточек не очень много оказалось((( Завтра поснимаю экспонаты еще. Спасибо за проявленный интерес.

Ямогу: Авторские куклы и аутфит у ним

Ямогу: Я — профессиональный художник. Люблю дарить прекрасные лица куклам. Нравится творить миловидное, забавное, сияющее, неземное. Рисую мейк-апы для BJD и делаю ООАК.

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Участники проекта : : дети, родители, творческая группа педагогов (старший воспитатель, музыкальный руководитель).

Возраст детей 3-4 лет(2-ая младшая группа).

Важнейшей составной частью развивающей среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - это «среда», которая позволяет выражать чувства, исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности; игрушки учат общению и познанию себя. Сами по себе игрушки ничего не будут значить, если малыш не знает, как и во что с ними играть. В 2-3 летнем возрасте дети многие игрушки используют не по назначению или вообще не играют с ними.

Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблеме сохранения культурного наследия. Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость эстетического воспитания дошкольников через восприятие народно-прикладного искусства. И начинать это воспитание необходимо, безусловно, с самого раннего возраста, с детского сада.

Эффективная работа МБДОУ по формированию основ эстетического развития детей требует грамотного подхода в этом направлении. Надо тренировать в детях наблюдательность, внимательность, сочувствие, сопереживание.

Важно формировать у детей потребность в самостоятельном познании окружающего мира где встречаются уникальные экспонаты с глубоким прошлым.

Необходимо сочетать ознакомление детей с яркими объектами и творческой и игровой деятельностью.

Необходимость развивать у детей желание как можно больше узнать о народной культуре, воспитывать духовно-нравственные качества.

Цель проекта :

Познакомить детей с русским народным творчеством: глиняной, тряпичной, нитяной и деревянной, игрушкой. Духовно-нравственное воспитание и приобщение детей к истокам народного искусства и быта через игрушки, потешки, песенки.

1. Познакомить детей с игрушками, играми-забавами, в которые играли их бабушки раньше.

2. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и уважение к труду мастеров.

3. Закрепить знания о материалах, из которых изготавливались игрушки : ткань, солома, дерево, глина.

4. Обогатить словарь детей: народная игрушка, соломенная, кукла-пеленашка, кукла-мотанка, кукла-оберег, гончар, роспись, узор, и т. д.

5. Привлечь родителей к участию в проекте через знакомство с их игрушками.

6. Изготовление альбома-«Игрушки моих бабушки и дедушки».

Объединение педагогов в единый творческий коллектив;

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственности у дошкольников;

Подобрать методы и приемы для формирования нравственных качеств у детей;

Повысить профессиональную компетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы.

Повышать заинтересованность родителей в выполнении общего интересного дела; способствовать проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания, создавать условия для реализации собственных идей.

1. Наблюдение за взаимоотношениями между детьми в различных режимных моментах.

2. Беседы, наблюдение.

1. Систематизировать информацию по теме;

2. Обобщить опыт работы.

1. Приобщать к истокам русской народной культуры;

2. Обеспечить непрерывную связь поколений;

3. Принимать активное участие в образовательном процессе.

Продукты проекта

-Познакомить детей с игрушками их близких.

-Развивать воображение и фантазию, умение создать игрушку из доступного материала.

-Воспитывать бережное отношение к игрушке изготовленной своими руками.

- электронная презентация «В мире игрушек».

- картотеки стихов, загадок, народных песен, связанных с игрой, обрядовыми куклами;

- СD-диск с презентацией проекта.

- Беседа с родителями по теме;

- Информационный стендовый материал;

- Изготовление альбома-«Игрушки моих бабушки и дедушки».

- Оформление мини-музея " Бабушкины игрушки".

Ожидаемые результаты по проекту

1. Позитивное развитие отношений в детском коллективе.

2. Заинтересованность детей темой: Бабушкины игрушки, проявление их познавательной активности;

3. Проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;

4. Положительная динамика в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

1. Совершенствование профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

2. Мастер-класс: «Тряпичная кукла своими руками».

- Активное участие родителей в реализации проекта в результате, которого происходит преемственность между детским садом и семьей.

Этапы реализации проекта

Планирование всего проекта.

Планирование всего проекта. Создание необходимых условий для реализации проекта;

Разработка и накопление методических материалов по проблеме;

Создать развивающею среду для игровой, продуктивной и творческой деятельности детей. Подобрать художественную литературу.

Создание предметно- развивающей среды: подобрать игрушки из ткани, соломы, глины, дерева.

Беседа: «В какие игрушки играли наши бабушки и дедушки» Беседа: «Русская матрешка»(история появления матрешки). Продуктивная деятельность: «Роспись матрешки».

Экскурсия в музей «Русская изба» в детском саду.

Игрушка – «Кукла из ткани и соломы». Продуктивная деятельность: «Кукла-мотанка».

Оформление информационного уголка для родителей.

Индивидуальные консультации по запросам родителей.

- Организация и проведение мастер-класса «Тряпичная кукла своими руками».

- Дидактические игры: «Веселые матрешки», «Соберем матрешку».

- Сюжетно -ролевые игры: «Магазин игрушек», «Мы едем к матрёшкам».

- Предметное и сюжетное рисование, лепка, изготовление поделок.

- Беседа с родителями по теме;

- Информационный стендовый материал;

- Изготовление альбома-«Игрушки моих бабушки и дедушки».

- Оформление мини-музея в группе: «Бабушкины игрушки».

- Организация досуга «Мы играем с куколкой» (музыкальное развитие)

- Подведение итогов реализации проекта.

- Продуктивная деятельность: Лепка «Неваляшка».

- Анализ результатов проекта.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов и в совместной с родителями деятельности по теме проекта :

Продуктивная деятельность: рисование на тему: «Роспись матрешки».

Беседа: «Русская матрешка».

- Игрушка – «Кукла из ткани и соломы».

- Экскурсия в музей: «Русская изба» в детском саду.

- Мастер-класс «Тряпичная кукла своими руками».

- Организация выставки мини-музея в группе: «Бабушкины игрушки».

5. Игровая деятельность детей:

Дидактические игры: «Веселые матрешки», «Соберем бусы».

Сюжетно -ролевые игры:

«Магазин игрушек», «Мы едем к матрёшкам».

«Игрушки моих бабушки и дедушки».

1. Е. А. Косаковская «Игрушка в жизни ребенка».2005г.

2. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»2011г.

3. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.

4. Кряжева Н. Л. развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: УФактория, 2004г.

5. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / составитель Дмина Е. С. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.

6. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. М. : Мозаика – Синтез, 2012.-128с.

7. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. - М. : Мозаика – Синтез, 2008.-58с.

8. Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа/автор – сост. Ефанова З. А. - Волгоград: Учитель, 2013.- 87с.

9. Тимофеичева И. В., Оськина О. Е. - Ладушки. Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста. Конспекты занятий / Под ред. Воровщикова С. Г. ,- М. :УЦ Перспектива, 2013.

Прикреплённые файлы:

Конспект открытого интегрированного занятия в младшей группе «Бабушкины помощники» Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, художественное творчество, музыка, социализация. Цели и задачи: систематизировать.

Конспект открытого показа НОД по развитию речи «Бабушкины сказки» (младшая группа) Цели: активизация и развитие речи детей, обогащение словарного запаса. Задачи: 1) Обучающие: учить детей эмоционально и активно воспринимать.

Конспект занятия в младшей группе ДОУ на тему «Мы бабушкины помощники!» Конспект занятия в младшей группе ДОУ на тему «Мы бабушкины помощники!» Образовательная область: Коммуникация. Цель: расширение и обогащение.

Педагогический краткосрочный проект «Игрушки»

Педагогический краткосрочный проект «Игрушки» Вид проекта: творчески - игровой Тип проекта: краткосрочный (1 неделя, групповой) (08.01-12.01.2018г.) Участники проекта: дети, воспитатель,.

Педагогический проект «Любимые игрушки» Актуальность проекта Источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является игрушка, так как именно на игрушку ребёнок переносит.

Проект «Бабушкины сказки». Приобщаем детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский.

Проект «Глиняные игрушки» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области ПРОЕКТ.

Сценарий праздника «Бабушкины посиделки» Сценарий праздника «Бабушкины посиделки» Воспитатель: Коротаева В. Г. Ведущий – В. Г. : Здесь в группе собрались самые родные, Бабушки.

Сценарий развлечения «Бабушкины наряды» Сценарий развлечения «Бабушкины наряды» Цель: приобщение детей к истокам русской национальной культуры. Вед. : Здравствуйте, дорогие гости.

Мальчику Коле на день рождения подарили симпатичного медведя, такого как на фотографии выше. Медведь жил в семье в центре Москвы, на Трубной, до начала войны. И не покидал дома до 1943 года. Он пережил вместе со своими хозяевами и голодные зимы, и бомбежки. И вот теперь он стоит за одной из витрин Музея детства. Ничуть не постарел, такой же добрый и милый.

Как появился в Советском союзе игрушечный «Москвич-408»?

Саратовский завод «Тантал», который выпускал электроприборы для армии, в середине 1960-х годов создал несколько моделей мотоциклов и танков. Затем у инженеров оказалась выпускаемая для французского рынка миниатюра «Москвича-408» британской компании Dinky Toys. Специалисты завода не смогли ее полностью повторить. Игрушку упростили, зато довольно быстро был налажен массовый выпуск. Вскоре был освоен выпуск моделей практически всех автомобилей, которые встречались в СССР, продукцию начали экспортировать в сорок стран. Стоили такие «автомобильчики» достаточно дорого — 3 рубля 50 копеек, их можно было найти не только в отделе «Игрушки», но и в киосках «Союзпечати».

Куклы в СССР

Это сейчас считается, что до кукол барби и лол в Советском Союзе не было красивых, популярных, интересных кукол. Были. И крошечные малыши-голыши, и младенец в колясочке, и шагающая кукла высотой 70 сантиметров (Любочка или Ниночка), и красавица Вероника, и универсальные перчаточные куклы бибабо (персонажи сказок). Возможно, у наших читателей хранятся эти куклы? Рассказывайте, показывайте.

А еще, помните, были сборно-разборные машинки по типу лего и всевозможные модели автомобилей (прогулочные, иномарки, даже гоночные)? И сколько заводных паровозиков, самолетов, конструкторов! Завод, производящий все эти игрушки, был самым большим не только в Советском Союзе, но и во всей Европе. Назывался он «Кругозор».

Фантики 1960-х вкладыши 1990-х

Фантики тоже становились предметом азартных игр. (Много лет спустя, в 1990-х, эти игры вернутся, но дети станут играть уже со «вкладышами».) Фантики имели свою цену. В 1960-х обертку от 2 ирисок «Ледокол» можно было обменять на 1 обертку от «Мишки на Севере».

Путь к рукоделию у каждого свой. Ведь так? Но в любом случае, был в начале пути тот, кто показал, научил, восхитил. И часто это были любимые бабушки. Их руки были настолько сильными, что подняли и своих детей, помогали поднять внуков. Даже страна строилась благодаря их рукам, их труду. И в то же время, эти же руки были настолько нежными и теплыми, чтобы дарить безграничную любовь и нежность.

Честно скажу. я своих бабушек и дедушек не знаю. Родителей ст стороны папы не стало задолго до моего рождения, также как и папы моей мамы. А маминой мамы не стало через 11 дней после моего рождения. Я помню, в детстве бывало завидовала тем, у кого есть бабушки. Причины были разные тогда, но чувство вот помню.

Я точно знаю, что моя бабушка, мамина мама, шила. Именно этим ремеслом и кормилась их семья. Правда и дедушка был при ремесле, он шил прекрасную обувь. Но цена была все таки низкая за труд, но все же прокормить семью видимо было возможно. Мама часто говорит, что её мама шила платья за рубль и этим жили.

Но знаю точно, что многих именно бабушки учили рукоделию: вязать, шить, вышивать.

Кто-то скажет, что это уже не модно, не то уже время. Да, конечно. В такой форме не все даже посмотреть что и как вышито.

Но я хочу сказать о другом. Ведь не было у нас в стране изобилия ниток, ткани, тем более схем, по которым можно было вышивать. А время так вообще оставалось может только и поспать. Во время Великой Отечественно и в послевоенное время, да и перестройка в нашей стране не принесла изобилия для людей. Даже в самые тяжелые времена женщины находили время на рукоделие.

Вышивали ведь очень много. У многих окна украшали занавески с вышитые ришелье. Я на днях была у знакомой мамы. У нее на окнах до сих пор белоснежные занавески с такой вышивкой. И она так за ними ухаживает, что кажется вышили их вот только вчера и повесили на окно.

Знаю, найдутся те, кто скажет, что это не то, просто "деревня" какая-то и много всего не очень приятного. Это мнение есть и никуда оно не денется. Что я думаю? - Не нравится просто пройди, отойди. Раз не твое, что ты тут делаешь? Я же сама не приду критиковать то, в чем не разбираюсь, что не мое. Так и ты пройди). Ой. отвлеклась я что-то.

Но ведь можно практически все рукоделие "осовременить", сделать под себя, свои вкусы. Получается сложно сказать я не умею и проще, что это не модно.

От автора: «В детстве 90-х годов хватало игрушек, но нас они почему то не устраивали, и мы пытались делать свои собственные. Сможете ли вы вспомнить, как делаются эти вещи, от которых так и веет запахом старого двора?»

Йо-йо из крышек от пластиковых бутылок

Впервые такую штучку мне подарили в больнице, и я просто не могла спокойно спать, пока не узнаю как она делается. Разобрав её, я поняла что не всё так просто, и смогла собрать обратно только с помощью брата. Не знаю, было ли дело в моей рукожопости, или потому что брат умел их делать, но он её починил.



Хоть мы её и лишились, но это была одна из разгаданных мною загадок



Фигурки-брелочки из систем

Признаюсь честно, я не умела такие плести. Такие красивые штуки плёл мой брат со своими друзьями, и дарил их мне на праздники вплоть до 15-летия. Сначала я думала он их плетёт сам, а потом оказалось что в его комнате таких брелочков была целая коробка, и он постепенно мне их дарил.


Как они плетутся я не знала, а на вопрос научить меня, Виталик отвечал что это очень долго.






Фишки из сигаретных пачек

А такие штучки я могла собирать сама, и даже коллекционировала их. Мой дедушка курил, и я у него всё время забирала пустые пачки, и ему приходилось курить разные сигареты.



Венцом моей коллекции была фишка из пачки германских сигарет, которые привёз мне дядя.



Сейчас я наверное уже и не смогу повторить этот трюк





Дротик



Самострел

Вот такой штукой было очень неприятно получить по попе. В них чаще всего заряжали ранетки, а самые зажиточные — пульки от пистолетов. Конструкция проста. Горлышко бутылки и шарик.



Ещё один самострел, но стреляющий уже спичками.


Рогатка
Вот это — целое сокровище! У меня была самодельная рогатка, которая служила мне верой и правдой 6 лет. Чем только из неё не стреляли. И ранетками, и камнями, и гвоздями, и гайками, и вишней. Самое не приятное было получить вишней, потому что она не отстировалась.


Сделать рогатку ты должен был сам. Как древние викинги сами ковали свой меч, так и мы делали себе рогатки. Если ты подберёшь правильное дерево, спилишь правильную палку, найдёшь лучшую резину и сможешь это всё смастерить — у тебя будет настоящее оружие.


Луки

Вообще поражает, с каким усердием мы мечтали об оружии. И конечно делали себе луки. Особенно глупые дети ( и я в их числе) умудрялись даже затачивать стрелы, которыми пытались пробить всё подряд. Мы наивно верили, что у них это получится!

Читайте также: