Игрушки наших предков проект

Обновлено: 08.05.2024

Тип проекта: творческо-информационный, групповой
Продолжительность проекта: средней продолжительности (5 недель)
По составу участников: групповой
Участники проекта: педагоги, специалисты ДОУ, дети подготовительной к школе группы; родители.
Актуальность проекта:
Одной из важных задач ДОУ является патриотическое воспитание дошкольников. Каждый ребенок – это в первую очередь гражданин своей Родины, своей страны. В связи с тенденцией размывания культурных ценностей вопрос воспитания патриотизма с малых лет встает как никогда остро.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Патриотические чувства неразрывно связаны с чувством причастности человека к своему народу, единения с ним.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры.

Главной задачей является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.

Использование метода проектов открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Это метод актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств у детей подготовительной к школе группы через ознакомление с жизнью наших предков; формирование представлений о жизни наших предков

Задачи:
Для детей:
Развивающие: развитие интереса: к историческому прошлому народа; умения эмоционально откликаться на настроение, ярко переданное в произведения народного творчества, декоративно-прикладного искусства; интереса к русским народным праздникам; интереса к ручному труду; развитие любознательности; обогащать словарный запас;
Обучающие: систематизировать знания детей о постройках и предметах быта старины; закрепить знания детей о жанрах и видах русского народного творчества
Воспитывающие: формирование у детей: отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства; эстетическое отношение у детей к народным игрушкам; интереса к музыкальному фольклору; интереса к культурному наследию русского народа.
Для педагогов: создание условий для ознакомления детей с прошлым наших предков; вовлечение в проектную деятельность родителей.
Для родителей: привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре; помощь в создании экспонатов для мини-музея (мельница, церковь, колодец, прялка, корзинка, повозка, изба, люлька для малыша, скотный двор); помощь в создании альбомов: «От землянки до небоскреба»; куклы в национальном костюме, народного календаря.

Название итогового мероприятия: Открытие мини-музей «Прошлое наших предков»

Ожидаемый результат:
Для детей: получение детьми первичных представлений о культуре русского народа, о том как жили люди в древности.
Для педагогов: обогащение предметно-развивающей среды;
Для родителей: изготовление макетов; сборе иллюстрации; подготовка детей к музыкальному конкурсу русской народной песни.

Этапы и сроки реализации.
I этап – подготовительный
1 неделя
Для педагогов: изучение парциальной программы О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам народной культуры»; изучение литературы В.И. Савченко «Авторизованная программа нравственно-патриотического и духового воспитания дошкольников»; определение темы, целей, задач; проведение вводной беседы с детьми;
Для детей: во время рассказывания сказок, чтения былин объяснять детям: Что такое кафтан, кочерга, коромысло?
Для родителей: ознакомление родителей с целями и задачами проекта

II этап – основной
2 неделя
- Экскурсия в музей детского сада «Русская изба»;
- Сюжетно-ролевая игра «Зовет гостей самовар»
- Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый и масляный»
- Д/и «Что сначала, что потом»; Д/и «Предметы народного быта»
- Рассматривание альбома «Как жили наши предки»
- Беседа «Постройки наших предков»; Беседа «Русский самовар»;
- НОД «Домом жить, обо всем тужить»; НОД (конструирование из бумаги) «Изба»;
- Создание альбома «От землянки до небоскреба»

Взаимодействие со специалистами ДОУ:
Музыкальный руководитель:
- разучивание песни «Как у наших у ворот» - игра на деревянных ложках;

Инструктор по физической культуре:
- П/и «Кто быстрее сложит поленницу»; «У медведя во бору»;
- Народная игра «Гори, гори ясно»

Педагог по художественно-эстетическому развитию:
- Рисование «Старинный город»

3 неделя
- Семейный конкурс «Создание макетов для музея «Прошлое наших предков». Выставка работ. Онлайн-голосование в VK в сообществе детского сада;
- НОД «Из чего же, из чего же?»; НОД «Всякому молодцу ремесло к лицу»;
- Слушание русской народной сказки «Крутись, крутись веретенце»
- С/р игра «Пекарня»;
- Рассказ воспитателя с показом иллюстраций «Строительство жилища»;
- Беседы «Ветряная мельница. Откуда пришел хлеб?»; «Глиняная игрушка»
- Заучивание пословиц, поговорок;
- Д/и «Русская изба и современный дом»; «Найди отличия»;
- Создание альбома «Ремесла Древней Руси»;
- Хороводная игра «Карусель»

Взаимодействие со специалистами ДОУ:
Музыкальный руководитель:
- НОД «Балалаечка играет, балалаечка поёт»;

Инструктор по физической культуре:
- П/и «Каравай»

Педагог по художественно-эстетическому развитию:
- Лепка «Изготовление игрушки из глины»

4 неделя
- Культурно-досуговая деятельность «В гости к дедушке Фольклору»;
- НОД «Народные праздники»; НОД (конструирование из ткани) «Изготовление куклы»;
- Беседы «Народный календарь»; «Народные приметы»
- Д/и «Собери пазлы и угадай сказку»; «Летает, не летает»;
- Слушание русских народных песен;
- Игровая ситуация «Добрый взгляд»;

Взаимодействие со специалистами ДОУ:
Музыкальный руководитель:
- Детский музыкальный конкурс русской народной песни «Живи народная душа»;

Инструктор по физической культуре:
- Народная игра «Прялица»;
- П/и «Ловишки в кругу»

Педагог по художественно-эстетическому развитию:
- Нетрадиционное рисование с использованием пластиковых карт «Пригласительные билеты в музей»

5 неделя
- Открытие мини-музея «Прошлое наших предков»;
- НОД «Милости просим чайку покушать, да песенку послушать»; НОД (аппликация) «Народный костюм»;
- Игра-драматизация «Теремок»;
- Составление рассказов по пословицам;
- Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный Сокол»;
- Создание альбома «Народные музыкальные инструменты»;
- Д/и «Найди 10 отличий»; «Узнай по описанию»;

Взаимодействие со специалистами ДОУ:
Музыкальный руководитель:
- Пение и обыгрывание русской народной песни «Иван, Иван, вырывай бурьян»;

Инструктор по физической культуре:
- П/и «Где мы были – не скажем»;
- Народная игра «Гуси-лебеди»

Педагог по художественно-эстетическому развитию:
- Лепка «Посуда из соленого теста для «Избы»

III этап – заключительный. Рефлексия
Викторина «Путешествие в прошлое наших предков»

Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Зовет гостей самовар»; «Пекарня»;
Д/и «Что сначала, что потом»; «Предметы народного быта»; «Русская изба и современный дом»; «Найди отличия»; «Собери пазлы и угадай сказку»; «Летает, не летает»; «Найди 10 отличий»; «Узнай по описанию»
Культурно-досуговая деятельность «В гости к дедушке Фольклору»;
Игровая ситуация «Добрый взгляд»;
Игра-драматизация «Теремок»;

Познавательное развитие
Экскурсия в музей детского сада «Русская изба»;
Рассматривание альбома «Как жили наши предки»
Беседы: «Постройки наших предков»; «Русский самовар»; «Народный календарь»; «Народные приметы»; «Ветряная мельница. Откуда пришел хлеб?»; «Глиняная игрушка»
НОД «Домом жить, обо всем тужить»; «Народные праздники»;
Рассказ воспитателя с показом иллюстраций «Строительство жилища»;

Речевое развитие
Заучивание закличек; пословиц, поговорок;
НОД «Из чего же, из чего же?»; «Всякому молодцу ремесло к лицу»; «Милости просим чайку покушать, да песенку послушать»;
Составление рассказов по пословицам;

Художественно-эстетическое развитие
Чтение русских народных сказок «Крылатый, мохнатый и масляный»; «Крутись, крутись веретенце»; «Финист – Ясный Сокол»
НОД: Конструирование из бумаги «Изба»; по музыкальному развитию «Балалаечка играет, балалаечка поёт»; Лепка «Изготовление игрушки из глины»; Конструирование из ткани «Изготовление куклы»; Нетрадиционное рисование с использованием пластиковых карт «Пригласительные билеты в музей»; Аппликация «Народный костюм»; Лепка «Посуда из соленого теста для «Избы»; Рисование «Старинный город»;
разучивание песни «Как у наших у ворот» - игра на деревянных ложках;
Слушание русских народных песен; Пение и обыгрывание народной песни; Детский музыкальный конкурс

Физическое развитие
П/и: «Кто быстрее сложит поленницу»; «У медведя во бору»; «Каравай»; «Ловишки в кругу»; «Где мы были – не скажем»;
Народные игры «Гори, гори ясно»; «Прялица»; «Гуси-лебеди»
Хороводная игра «Карусель»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ИГРУШКИ НАШИХ ПРЕДКОВРаботу выполнил: Печенкин Святослав ученик 3 «Б» класса.


Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО


Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

  • Курс добавлен 18.04.2022
  • Сейчас обучается 63 человека из 24 регионов

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

  • Курс добавлен 18.04.2022
  • Сейчас обучается 168 человек из 45 регионов

«Тревога: инструкция по применению»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

ИГРУШКИ НАШИХ ПРЕДКОВРаботу выполнил: Печенкин Святослав ученик 3 «Б» класса.

ИГРУШКИ НАШИХ ПРЕДКОВ
Работу выполнил:
Печенкин Святослав
ученик 3 «Б» класса
МБОУ «Лицей № 1
П. Первомайский»


Цель : Узнать с какими игрушками играли наши предки; Какую роль выполняли иг.

Цель :
Узнать с какими игрушками играли наши предки;
Какую роль выполняли игрушки в жизни наших предков.

Задачи проекта:
1.Изучить и обобщить информацию о старинных детских игрушках.
2. Провести опрос среди учащихся 3 классов по данной теме.
3. Провести опрос среди родителей одноклассников.
4. Узнать из каких материалов сделаны старинные игрушки.
5. Сделать игрушки своими руками, использовав материал, которым пользовались раньше для изготовления самодельных игрушек.

Актуальность: Считаю эту тему одной из актуальных на сегодняшний день. Связь.

Актуальность:
Считаю эту тему одной из актуальных на сегодняшний день. Связь времён, сохранение традиций , культуры -это наша история.
Гипотеза:
Предполагаю, что игрушки наших предков отличались от современных игрушек не только внешним видом, но и предназначением.


Игрушки наших предков

Игрушки наших предков





Опрос среди одноклассников. Много ли у тебя игрушек? Да-23 Нет-0 Тебе игрушки.

Опрос среди одноклассников.
Много ли у тебя игрушек?
Да-23
Нет-0
Тебе игрушки подарили или ты сделал их сам?
Подарили-19
Сделал сам-4
Какая у тебя самая любимая игрушка?
Смартфоны -14, другие (роботы, трансформеры,винксы,феи)
Какие у тебя любимые игры?
Компьютерные-15
Согласен ли ты с тем, что компьютерные игры лучше, чем детские игрушки?
Да-17
Нет-6
Как твои родители относятся к играм на компьютере?
Отрицательно-23




Любимый игрушечный герой?

Любимый игрушечный герой?


Исследование № 2 В какие игры любит играть ваш ребёнок?

Исследование № 2
В какие игры любит играть ваш ребёнок?

Какие игрушки покупаете ребёнку?

Какие игрушки покупаете ребёнку?

Есть у вашего ребёнка гаджет?

Есть у вашего ребёнка гаджет?

Откуда у ребёнка гаджет?

Откуда у ребёнка гаджет?


Чему учат нас эти игрушки…?

Чему учат нас эти игрушки…?

До начала эксперимента…

До начала эксперимента…

Наша творческая мастерская

Наша творческая мастерская




КУКЛА-НЕРАЗЛУЧНИК

Вывод:Моя гипотеза о том, что игрушки, которые изготавливались в старину, име.

Вывод:
Моя гипотеза о том, что игрушки, которые изготавливались в старину, имеют духовное богатство, подтвердилась.
Цель, поставленная мною в начале работы, достигнута.
Во-первых, я узнал, какие игрушки были у наших предков, во- вторых, выяснил, что роль у игрушек старины огромна.
И это наше культурное наследие, о котором мы не должны забывать!


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 642 материала в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Тайм-менеджмент - персональная эффективность преподавателя»
  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»
  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

Оставьте свой комментарий

  • 12.10.2016 3163
  • PPTX 8.4 мбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Куюмжу Людмила Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

90 минут

«Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников»

46 минут

58 минут

«Тьюторское сопровождение как эффективная форма индивидуализации работы с обучающимися»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Очень много говорят и пишут о том, что наше поколение детей (в большем случае) отдают предпочтение компьютерным играм, что приводит отдаление детей от реальной жизни.

Нам стало интересно, а какие игрушки были у наших предков, с чего началось развитие игрушки, какие игрушки предпочитали наши предки? Прошлое, настоящее и будущее тесно связаны друг с другом. История даст нам возможность познать нас самих. Это не просто информация о прошлом, а интереснейший процесс познания себя и своих предков.

Это побудило к работе над исследованием, которое мы назвали «Игрушки» и сформулировали проблему «В какие игрушки играли наши предки?»

ВложениеРазмер
Выступление по теме "Игрушки наших предков" 117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12

с углублённым изучением отдельных предметов

Конференция «Менделеевские чтения – 2012»

ИГРУШКИ НАШИХ ПРЕДКОВ

ученики 4 «В» класса

Коптягина Светлана Сергеевна

учитель начальных классов

2. Теоретическая часть …………………………………………………. 3-8

Сбор, классификация и обработка полученных данных – использование информации для построения доказательства гипотез……………

  1. История возникновения игрушки.
  2. Соломенные игрушки.
  3. Погремушки.
  4. Куклы – обереги.
  5. Тряпичные куклы.
  6. Деревянные игрушки.
  7. Подвижные игрушки.
  8. Глиняные игрушки.
  9. Двигательные игрушки.
  10. Матрёшка.
  1. Опрос учащихся 4 «В» класса.
  2. Поиск в сети Интернет.

5. Список литературы и источников……………………………………..11

Теоретическая значимость определяется тем, что в ней собрана информация об истории возникновения игрушки.

  1. данный материал можно использовать на уроках технологии и изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира, проведении классных часов и внеклассных мероприятий.
  2. В ходе исследований мы научились: анализировать большой объём информации; находить полезную информацию, делать выводы.
  1. Введение:

Очень много говорят и пишут о том, что наше поколение детей (в большем случае) отдают предпочтение компьютерным играм, что приводит отдаление детей от реальной жизни.

Нам стало интересно, а какие игрушки были у наших предков, с чего началось развитие игрушки, какие игрушки предпочитали наши предки? Прошлое, настоящее и будущее тесно связаны друг с другом. История даст нам возможность познать нас самих. Это не просто информация о прошлом, а интереснейший процесс познания себя и своих предков.

Это побудило к работе над исследованием, которое мы назвали «Игрушки» и сформулировали проблему «В какие игрушки играли наши предки?»

  1. Найти и изучить литературу по исследуемой теме;
  2. Изучить историю возникновения игрушки на Руси.
  3. Узнать, зачем нужны игрушки.
  4. Познакомится с видами игрушек.
  5. Оформить отобранные материалы.

Предположим , что игрушки практически ровесники человечества.

Возможно , именно из предметов культа и появились игрушки для детей.

  1. Подумать самостоятельно.
  2. Анализ статей и энциклопедий, книг, журналов по исследуемой теме.
  3. Опрос учащихся.
  4. Поиск информации в сети Интернет.

Из раскрытия понятия игры философами, просветителями, историками культуры, педагогами и психологами различных научных школ можно вычленить ориентировочно ряд общих положений.

Игра — многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.

Игры — путь поиска ребенком себя в коллективе, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.

История возникновения игрушки.

Предположим, что игрушки практически ровесники человечества. Археологи находят в раскопах древних поселений разнообразные фигурки в форме животных и людей. Однако многие учёные считают, что это совсем не игрушки неандертальцев, а предметы различных древних культов. Это были игрушки из металла, кости и глины. Известно, что куклы тоже появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам около 4000 лет. Их вырезали из тонких дощечек и раскрашивали геометрическим орнаментом, символизирующим одежду. Интересен тот факт, что эти куклы служили не детям, а были связаны с различными формами религий той культуры.

Самый древний вид деревянной русской игрушки называется «ПАНКИ». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала 20 века. Название произошло от корня «ПАНГ», что переводится «СТВОЛ», ведь игрушки изготавливали дельного дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена о приходе христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной фигуры.

Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества. Вопрос о происхождении игрушки не может быть решён однозначно.

Возможно, именно из предметов культа и появились игрушки для детей.

Тогда игрушка была больше чем игрушкой. Она была культовой вещью. Вы знаете, что наши предки были темными людьми и повсюду им мерещились боги. Поэтому первые игрушки тоже означали богов. Женская фигурка - богиню земли, коник - бога солнца, птицы - воздух. А мужских фигурок почему-то вообще не было. Зато наши прародители очень любили животных. Петухи, индюки, собаки, кони, медведи - вот во что тогда играли ребятишки. Делали игрушки обычно размером с ладонь. Чтобы уж взять так взять.

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. По всей вероятности, первые соломенные игрушки родились как бы прямо в поле в страду, когда крестьянки часто вынуждены были брать с собой малых детей. Разумеется, оставшись без присмотра, они капризничали. И, быть может, как- то, чтобы унять дитя, крестьянка и сделала примитивную куклу из первого, что попало в руки, - из соломенного жгута (свясла), применяемого для перевязки снопов. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины - платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала постепенно усложняться. Вставили пучок соломы перпендикулярно туловищу, связав его в середине и по краям так же, как перевязывают свяслом снопы.

В дальнейшем конструкцию соломенной куклы стали совершенствовать. При изготовлении таких кукол требовалось уже не только привычное умение вязать снопы, но и искусное владение приемами плетения, врожденный художественный вкус, изобретательность. Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в спокойной домашней обстановке стали делать кукол, фигуры коней, оленей, а также всевозможных фантастических животных. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображениями коня. Подвески служили амулетами оберегающими человека, когда он находился далеко от дома, дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь - посланец солнца. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища.

Как и сегодня, самой первой игрушкой детей древности была погремушка. Постукивая ими, матери, и отцы напевали колыбельные песни. Кроме того, от первобытных времён сохранилось поверье, что трещотка своим шумом отгоняет злых духов и тем самым оберегают ребёнка

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.

Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Деревянные игрушки на Руси были не менее популярны. Не нужно было быть резчиком по дереву, чтобы изготовить из куска мягкой древесины небольшую фигурку, с которой дети будут с удовольствием играть.

Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом.

Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

Очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, мужики, колющие дрова, курочки, клюющие зерна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.

Глиняные фигурки лепили ещё до изобретения гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каркопольские и хлуднёвские.

Двигательные игрушки начинают особенно интересовать ребёнка, когда он принимается осваивать окружающее пространство – сначала ползать, а потом ходить.

По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точёную фигурку буддистсккого святого Фукуруджи, которая оказалась с "сюрпризом", - она разымалась на две части. Внутри неё была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять.

Предполагалось, что именно это и натолкнуло на создание русскими мастерами нашей матрешки. Матрешка - от имени Матрена.

В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - утушкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Медведь, также участник древних обрядов, забавным, добродушным косолапым зверем из народной сказки. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Проект направлен на знакомство детей с русскими народными куклами и через игрушку - с историей и традициями на Руси. Развитие интереса к национальной культуре.

ВложениеРазмер
bank_dannykh.doc 474.5 КБ
prezentatsiya_proekt.ppt 1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Десятиручка – кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она все успевала и все у нее в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли 14 октября на Покров, когда садились за рукоделия. В изготовлении использовали нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывали обязательно 9 красных ниточек-бантов.

Северная берегиня – оберег для дома. Ее ставили в северный угол дома. Она охраняла и приносила благополучие дому. Такая кукла бытовала в северных районах Руси. Эта необычная кукла очень не похожая на традиционных кукол. Выполнена по принципу трещотки из ярких тканей. Очень позитивная и нарядная – это мощный оберег для дома, привлекающий благополучие и удачу. Сделана без использования иглы. Традиционно куклу напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Изготавливалась из ненужных оставшихся от старых платьев, рубашек, наволочек, тряпочек. Считалось, если взять тряпочки от старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее. Если вы делаете куклу в подарок, тогда используйте лучше кусочки новой ткани. Для изготовления куклы нужно брать 7 кусочков ткани разного цвета.

Берегиня – это игрушка, с которой не играли, так как она обладала особенной силой: берегла от болезней, защищала от завистников и недоброжелателей. Делать куклу должен здоровый человек в хорошем настроении. Иначе энергетика у волшебницы-берегини будет совсем не та. При изготовлении куклы нельзя пользоваться иглой, а если берегиню делают для ребенка, то исключают из процесса изготовления ножницы. Кукол-берегинь делают только женщины. Причем на всю деревню могла быть одна рукодельная мастерица, которая обеспечивала игрушками-защитницами все семьи. Было только одно условие – берегиню обязательно нужно выкупать. Если кукла упала с гвоздика со шляпкой, попробуйте повесить ее еще раз, но если снова упадет, значит пришла пора ее сжигать.

Благополучница – по поверью, куколка, внутри которой спрятана монетка, приносит в дом удачу и достаток, бережет домашний очаг, хранит семью. Кукла-оберег, хозяюшка или благополучница дарится в подарок на Рождество. Благополучница имеет размер с ладошку. Внутри мешочка у нее монетка с цифрой 5. Цифра 5 является символом благополучия. Куклу дарят с пожеланиями благополучия и достатка в семье. Можно сделать с рукавами, или с руками, сделанными узелком. Чтобы кукла-оберег приобрела магические свойства, при ее изготовлении выбирается определенный день (согласно преданиям, нельзя работать по средам, пятницам, воскресениям и в праздники). Желательно сделать куклу в один день, не откладывая работу, желательно в молчании. А чтобы наделить куклу целительными свойствами, в нее зашивают лечебные травы.

Это игровая кукла, основой служит обычная деревянная ложка. Ребенок 5-6 лет мог сам сделать такую куклу, для маленьких детей ее изготовляла мама. После принятия пищи мать обычно даже не мыло ложку, а просто чистила и насухо вытирала ее. Затем доставала из своего сундука кусочки ткани, делала куклу и клала ее в люльку к своему малышу. Ребенок играл и засыпал. После этого мать забирала куклу, мыла посуду, делала дела по хозяйству – ну а ложкой опять пользовались по назначению.

Веснянка – это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, подарив женщине – всегда быть обаятельной и привлекательной. По размеру это ладонная кукла. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов, болезней и добрая утешница.

Нянюшка – ее чаще всего делали не только для новорожденных, а для детей постарше, когда можно было уже их одних оставлять хоть на минуточку, чтобы им не страшно было. Считалось, что куколка сбережет ребенка от нечаянных страхов, от встречи с неведомым. Кукла эта небольшая, ведь она – это мир ребенка. Ребенок делит с «нянюшкой» свои горести и радости, с ней ждет маму домой, рассказывает ей о своих мечтах.

Столбушка – самая древняя кукла, проста в изготовлении. Из названия можно понять способ изготовления ее основы. Материал или береста, плотно свернутая в трубочку и скрутка из ткани – плотной или мягкой. Основа – столбик, используется при изготовлении самых разных кукол, которых делали и сами малыши и более старшие дети в семье. Но кукол по дому не разбрасывали – их аккуратно хранили в сундуках. Украсить закрутку можно разными способами: заплести косу, ярко нарядить и т.д.

Описание: C:\Users\Watchtower\Desktop\проект куклы\травница.JPG

Травница – чтобы дух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку «Кубышку – Травницу». Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Кубышка – Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом.

Мотанка – В названии куклы-мотанки кроется её суть: эту куклу не вяжут и не шьют, её только мотают. Использовать нужно исключительно натуральные материалы. Замечательно, если ткань будет ручной работы. В куклу могут вплетаться сухие травы, цветы, использоваться кочаны кукурузы, вкладываться зерна.

Этот оберег делают практически без узлов, поскольку наши пращуры боялись «завязать долю». Прикасаться к кукле колющими предметами (иголками, ножницами) нельзя, можно её обидеть, ведь кукла – одухотворенное своим создателем существо. Ткань и нитки для кукол желательно рвать руками, но можно и резать, главное, чтобы не прикасаться к самой кукле ножницами. Очень хорошо создавать куклу из кусочков старой одежды, которая принадлежит родным любимым людям, например, бабушкам и дедушкам, ведь она пропитана их энергией, и кукла будет излучать её, передавая потомкам. Но обязательно нужно проследить, была ли эта одежда «счастливой». Нельзя использовать ту одежду, которую носили во время сложных жизненных ситуаций, во время болезни, в стрессовых состояниях.

Кукла из веревок.

История куклы очень древняя и богатая. Данная кукла испокон веков была не только игрушкой, но и предметом сакрального значения, а также коллекционным экспонатом. Создать такую игрушку своими руками – значит вдохнуть в нее жизнь, вложить частичку своей души и выразить через нее свою индивидуальность. В старину народ делал игрушки из любых подручных средств. Кукла, которая получится у вас, будет напоминать русскую народную игрушку – незамысловатую, простую, но при этом позитивную и симпатичную. А ваша кукла будет детям дороже покупных вдвойне, поскольку она получила мощный заряд положительной энергии в процессе своего рождения.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д/С №78 «АЛЫЕ ПАРУСА» ПРОЕКТ «В какие куклы играли наши предки» (из опыта работы) Гейнц Елена Петровна, Билей Маргарита Геннадьевна (воспитатели)

Авторы проекта : воспитатели Билей М.Г. и Гейнц Е.П. Характеристика проекта: Вид проекта: смешанный (познавательный, творческий, художественный). Характер контактов: внутри группы, в контакте с семьей. Форма организации проекта: среди детей и родителей одной группы. Количество участников: дети – все, родители – все, педагоги – 2. Продолжительность проекта : средней продолжительности (1 месяц). Предполагаемый продукт: выставка-презентация кукол на заседании родительского клуба «Папа, мама, я – счастливая семья». Цель проекта: знакомство детей с русскими народными куклами и через игрушку - с историей и традициями на Руси. Развитие интереса к национальной культуре. Задачи: обогащать словарный запас детей. Знакомить с новыми словами и их значениями: кукла-закрутка, оберег, лоскут, фартук, кайма и т.д. Развивать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта. Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

- Беседа о жизни детей в прошлом. Игры и игрушки, в которые они играли». - Рассматривание иллюстраций, сравнение современных кукол и кукол предков. - Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка». - Фото-выставка «Моя любимая игрушка». - Загадывание загадок об игрушках. - Рассматривание альбома «Русские народные промыслы». - Заучивание потешек и колыбельных. - Дидактическая игра «Одень куклу в русский народный костюм», «Собери матрешку», «Противоположности» (варежки – рукавицы, туфли – лапти и т.д.), «Одень Машеньку» - Чтение стихотворений о куклах.

Посещение музея им. Праве Консультация «История возникновения русской народной куклы» Мастер-класс для родителей по изготовлению куклы-закрутки «Нянюшка» Создание банка данных с помощью компьютера Изготовление русской народной куклы

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА I ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. Создание банка данных с помощью компьютера.

ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЯ ИМ. Г.Н. ПРОЗРИТЕЛЕВА И Г.К.ПРАВЕ

2 ЭТАП. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА. Беседа с детьми о жизни детей в прошлом, играх и игрушках, в которые они играли

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Сначала сворачивают льняную ткань в трубочку. Чтобы она не раскрутилась, можно закрепить ее ниткой. 2. Делают лицо и руки: кладут трубочку из ткани на середину квадрата из белой ткани; перегибают по диагонали и закрепляют голову, перевязывают ниткой. Ручки и талию также перевязывают, получилась белая кофта.

Наряжают куклу: закручивают вокруг талии декоративную тряпочку и завязывают ее ниткой, можно дополнить наряд фартуком и поясом из декоративной тесьмы. На голову повязывают шелковую ленточку или платок. 5. Получилась кукла «Нянюшка».

1. Игрушки являются свидетелями духовной культуры народа.

2.Отражают фантазию, жизнь наших предков.

3.С точки зрения поверья имеют оберегающее значение.

4.Через игрушки воспитываются у детей трудовые навыки.

ВложениеРазмер
referat_igrushki.doc 1.36 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по окружающему миру в 3 классе "Как зимовали наши предки".

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе.Тема: «Как зимовали наши предки»( По учебнику О.Т.Поглазовой и В.Д.Шилина «Окружающий мир»).

Урок по окружающему миру на тему: "Хозяйственная деятельность наших предков"

Урок по окружающему миру.

Куда и как селились наши предки

Наши предки очень внимательно выбирали место для застройки, место будущего поселения. Они очень многое принимали во внимание, заботились и о красоте самого места поселения, и о красоте возводимых ими .


Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн.

Урок окружающего мира "Наши предки - древесные жители"

Материал содержит конспект и презентацию к уроку окружающего мира по теме "Наши предки - древесные жители" (4 класс, "Школа 2100").

Как жили наши предки

Яркая презентация по формированию у учащихся интереса к изучению прошлого своей Родины.


Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп.

Читайте также: