Игрушки не простые глиняные расписные

Обновлено: 01.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект НОД по ИЗО деятельности.

ТЕМА: « ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ НА ОБЪЕМНОЙ ФОРМЕ «ЛОШАДКИ НЕ ПРОСТЫЕ - ГЛИНЯНЫЕ, РАСПИСНЫЕ»

1. Расширить представление детей об истории возникновения росписи

- в ходе формирования навыков рисования показать определенную последовательность и способы нанесения элементов росписи;

- научив детей технике рисования, подвести их к творческому процессу - рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон.

- воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

2 .Продолжить знакомство детей с изделиями народных промыслов, закрепляя. Углубляя знания о дымковской игрушке.

1 .Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок - украшать элементами декоративное росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами). Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия.

2 .Воспитать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

Предварительная работа:

1. Лепка лошадок из глины на занятии по лепке;

2. Декоративное рисование.

В самостоятельно художественной деятельности (за несколько дней до занятий) воспитатель предлагает детям рассмотреть вылепленные игрушки, погладить, полюбоваться, почувствовать, что глина подсохла. Показывает дымковскую игрушку и спрашивает, чем она отличается от игрушек, вылепленных детьми. (Дети замечают, что настоящие дымковские игрушки белые, нарядные, с узором). Воспитатель напоминает, что после выхода из печи, мастерица сначала белит свои игрушки белой краской.(белую гуашь для грунтовки смешивают с небольшим количеством клея ПВА)

Материал, инструменты, оборудование.

Выполненные из глины, гуашь, кисточки, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, коробочки для установки вылепленных фигурок в процессе декоративной росписи. Таблицы с элементами дымковской росписи и характерными цветосочетаниями. Рисунки - варианты узоров на лошадках.

Содержание занятия.

Звучит песня Э. Успенского, музыка Шаинского.

. Это правда, ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене и в трамвае на окне.

Воспитатель: Прекрасна наша Россия - своими полями, лесами, горами, реками. Богата драгоценными металлами: золотом и серебром! Но самым бесценным и дорогим, чем владеет Россия - наш народ.

Славится русская земля своими мастерами, своими делами.

В каждой избе жили умельцы, владеющие дымковским мастерством. Из глины, смешанной с песком рождались разные зверюшки: кони, олени, кавалеры, свистульки. Вот и дымковская слобода, что недалеко от города Вятки славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые ярмарки, народные гуляния, на которых и появились игрушки расписные. Называется праздник «Свистуньей».

Воспитатель:

- Кто любит трудится, тому без дела не сидится.

- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

- На своей кляче куда хочу, туда и скачу.

Воспитатель: Дети, а теперь за работу.

(Дети садятся за столы, где на подставках стоят лошадки, вылепленные на предыдущем занятии и побеленные в самостоятельной художественной деятельности.)

Воспитатель: показывает варианты оформления лошадок по мотивам дымковской игрушки. Предлагает расписать детям дымковские узоры и сказать какими красками расписывают детям мастерицы игрушки. Дети отмечают, что все цвета яркие, нарядные, но есть немного черного. Он используется для оформления носика, глаз, копытца, хвостика, гривы.

Воспитатель: обращает внимание детей на то, что узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные.

«Много лет назад мастера стали расписывать свои игрушки кругами, точками, кольцами, прямыми и волнистыми линиями (пояснения сопровождаются показом элементов). Эти мастера научили других мастеров, своих дочек, внучек. И в наши дни в селе Дымково продолжают мастера расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки.

Воспитатель: предлагает детям расписывать своих лошадок так, как это делают мастерицы, поясняет последовательность работы:

- взять тонкую кисточку и черной краской очень аккуратно закрасить нос, копыта, хвост, гриву, и очень аккуратно, кончиком кисти нарисовать глаза.

- хорошо промыть кисточку и придумать узор из кругов и точек.

- узор на лошадке идет сверху вниз, по ногам и туловищу.

- нарисовать все круги, это сделать лучше ватной палочкой, а затем поставить точки вокруг или вдоль.

Воспитатель: показывает последовательность работы и предлагает детям приступить к работе, советует не забыть поворачивать игрушки и рисовать со всех сторон.

«Дети, в нашей стране возле города Кирова в селе Дымково живут замечательные мастера, которые из глины делают забавные игрушки».

Рассматривание игрушек животных и элементов их узоров

Из чего состоит узор коня? (из кругов)

А оленя? (из полос и кругов)

Из чего состоит узор козлика и барана? (из колец с кругами)

Вывод

Круги, кольца, полосы и другие части узора называются элементами.

Рассмотрим фигурки сказочных птиц и элементы их узоров

А вот дымковские барышни

Рассказ о работе дымковских мастеров

Красную мягкую глину смешивают с мелким просеянным речным песком. Мастерица быстро мнёт приготовленную глину и лепит из неё игрушки. Чтобы игрушка была гладкой, её заглаживают мокрой тряпкой. Потом игрушка подсыхает и её обжигают в печке. Остывшие фигурки покрывают белой краской и «наряжают».

Цвета красок, используемые дымковскими мастерами

Красный, оранжевый, малиновый, синий, жёлтый, зелёный.

Результативность

Дети познакомились с дымковской игрушкой и работой мастеров, научились выделять элементы росписи, у них появился интерес к народным промыслам.

Прикреплённые файлы:

Презентация «Неделя игры и игрушки» Неделя игры и игрушки в старшей группе. ГБОУ школа №384 СП ДО №1 Группа №2 «Зайчата» Воспитатели: Зимина В. В. Горшунова Ю. Н. Программное.

Итоговое занятие в средней группе по ИЗО «Игрушки не простые — игрушки расписные» ИТОГОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ТЕМА: «ИГРУШКИ НЕ ПРОСТЫЕ – ИГРУШКИ РАСПИСНЫЕ».

Презентация «Неделя игры и игрушки «Наши игрушки» В последнее время все более актуальной становится тема развивающих игр и игрушек. Развивать детей стремятся как можно раньше и наиболее.

Презентация «История про игрушки» Игрушки старины Презентация знакомит с игрушками прошлых времен, игрушками времен наших бабушек и дедушек. пап и мам и с современными игрушками.

Презентация «Неделя игры и игрушки в младшем дошкольном возрасте» Задачи:Привлечение внимания педагогов и родителей к назначению игры,определению ее места в режиме работы дошкольных образовательных учреждений;.

Презентация «Неделя игры и игрушки в средней группе» Проблема: Есть дети, которые не играют и не любят играть. Они не проявляют интерес к сюжетно-образным игрушкам или однообразно с ними.

Презентация Новоторжской игрушки В этом году, работая с коллективом нашего детского сада, по патриотическому воспитанию, нашей группе выпало поработать с детьми с новоторжской.

Презентация «Расписные игрушки» 1. слайд Расписные игрушки 2. слайд Что? От куда? Когда? С возникновением первых людей и началась история появления игрушек. Игрушки появились.

Презентация «Современные игрушки» Современные игрушки Современная игрушка – польза или вред! Игрушка - это феномен (предмет) культуры, выполненный из определенного материала,.

Презентация «Умные игрушки своими руками» Пазл – это занимательная развивающая и обучающая игра, которая требует усидчивости, аккуратности, терпения и внимательности. Собирая картину,.

1. Обучающая: обучать детей рисовать элементы дымковской росписи, работать кистью (всем ворсом и ее концом) и тычком. Учить располагать узор на предмете, самостоятельно выбирать цвета для узора.

2. Развивающая: развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора. Учить видеть колорит росписи. Развивать творчество детей.

3. Воспитательная: прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Развивать интерес к изучению народных промыслов.

Ход занятия:

Ребята, сегодня я вас познакомлю с непростыми игрушками, а с глинанными.

- С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину - и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это - будто дымкой окутано, всё в дыму. Здесь в далёкую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали - «дымковская».

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдём в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Всё это нужно для со-здания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки - одна с Емелей, а другая с козлятами, и всё это - настоящее чудо.

Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что всё очень просто.

Берёт мастер кусок глины и начинает лепить из неё фигурку. А глина мягкая! Мягче, чем пластилин.

Слепит игрушку и сразу в печь!

От огня и жара фигурка высыхает и становится твердой, как камушек.

Их белят мелом, разведённом на молоке, когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство. Мастер берёт яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами И выходят из-под кисточки очень простые узоры : кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. Все на своём месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие - пёстро и весело, как в хороводе!

Рассматривание игрушек :

Конь домчит до карусели.

На коня вскочил Емеля.

Засвистал и поскакал!

По двору петух шагает.

Курочек он охраняет. Слайд9

Дымковский индюк хорош!

Лучше в мире не найдешь!

Красный, синий, золотой –

Вот какой весь расписной Слайд10

Ею все любуются –

Ах, как хороша! Слайд11

Олень – золотые рожки! На груди полосы и горошки.

Вопросы детям :

Какого цвета бывают дымковские игрушки?

(Всегда только белые)

- А какие узоры на дымковских игрушках?

(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)

- Какого цвета больше? Какие цвета использованы?

Рассказать детям, какими приёмами выполняются узоры.

(Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)

- Одной рукой я травку рву,

выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками

- Другой рукой я тоже рву.

- Я травкой накормлю коня.

вытянуть руки вперед

- Вот сколько пальцев у меня!

и повернуть ладонями вверх

Дети приступают раскрашивать картинки дымковских игрушек. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

В конце занятия провели анализ работ и вывесили их на доску.

Прикреплённые файлы:

Планирование НОД по рисованию в средней группе: «Дымка»

Планирование НОД по рисованию в средней группе: «Дымка» «Узор на полосе – дымковская игрушка».Предварительная работа: Рассказ воспитателя о создании дымковской игрушки, о мастерах, особенностях.

Планирование НОД по рисованию: «Хохлома»

Планирование НОД по рисованию: «Хохлома» «Узор на миске – хохломская роспись».Предварительная работа: Чтение стихов о хохломской росписи. Рассказ об истории создания росписи и мастерах.

Карма+

+19 Голосовать


С началом лета земля превращается в цветущий ковер. Этому природному украшению планеты посвящен международный праздник — День цветов. Используем этот замечательный повод, чтобы рассказать детям о.


Ежегодно отмечаемый 21 июня Всемирный день жирафов – не столько праздник, сколько тревожное напоминание о том, что этих уникальных в своём роде животных с каждым годом на Земле становится всё меньше и.

Оценить 229 0

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Романовский детский сад №1»

Занятие по изобразительной деятельности

с использованием приёмов декоративной росписи

в подготовительной к школе группе

по теме:

"Игрушки не простые-глиняные,расписные"

(для детей 6-7лет)

Разработала: Воспитатель первой квалификационной категории

Метла Татьяна Алексеевна

Романово 2019 год.

Тема: Игрушки не простые- глиняные, расписные.

Цель: Познакомить детей с дымковской игрушкой как одним из видов народного творчества, развивать любовь и интерес к народному творчеству, развивать самостоятельность в выборе композиционных решений, воспитывать аккуратность и творческое воображение.

Оборудование: изображения игрушки, рабочая тетрадь, фломастеры, карандаши, ластик.

План оформления доски:

Постановка темы и цели ООД

Изучение нового материала

Подведение итогов ООД

Здравствуйте, ребята! С каким из видов народного творчества вы познакомились на прошлых ООД? Хохломская роспись, городецкая роспись. Сегодня мы будем продолжать знакомиться с русским народным творчеством. Тема нашего сегодняшнего ООД - дымковская игрушка.

Ребята, кто-нибудь из вас видел дымковские игрушки? Какие они? Яркие, красочные, необычной формы. Верно. А как вы думаете, почему эти игрушки назвали дымковскими? Примечание: Педагог демонстрирует игрушки

От того места, где их делают. Да, они появились в селе Дымково, что находится под городом Киров. Но ведь дым серого цвета, а игрушки нарядные, красочные! Послушайте, что сказал про дымковскую игрушку поэт Фофанов:

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Расположенная на берегу реки, слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, с этим связано название слободы, а может, оно возникло оттого, что вился над каждым домом дым из русской печки, когда мастера обжигали игрушки. Основание слободы относят к концу XV началу XVI в. Население, лишенное земельных наделов, занялось разными промыслами, в том числе игрушечным. Лепили игрушки из красной глины, затем обжигали, белили меловым грунтом на молоке и расписывали. По белому фону мастерицы "разбрасывали" яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины. Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях: оранжевый, зеленый, красный, розовый, желтый, голубой, сиреневый и др. Иногда поверх узора налепляли кусочки сусального золота, придававшего еще большую нарядность игрушке.

Веселый игрушечный народец отличается яркими красками. Барыни и кавалеры щеголяли своими нарядами, петухи и индюки своими пышными хвостами напоминают сказочные букеты, кормилицы хвастаются богатым семейством. В дымковской игрушке радуют пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника "Свистопляска". Как вы думаете, почему праздник назывался именно так? Потому что на нем все свистели и пускались в пляс под эту музыку. Правильно. Позднее ярмарка-праздник стала называться "Свистунья". Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Вся ярмарка наполняется свистом, а от этого праздник веселей! Спрос на игрушки очень велик.

После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

Я вам сегодня на занятие принесла несколько дымковских игрушек, которые есть у меня.

Что же общего у всех этих игрушек? Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, нарядные детали, обобщенная форма. А почему у всех игрушек белый фон, как вы думаете? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо выделяются на белом фоне.

- Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему? Где расположен узор на дымковской игрушке? На больших участках фигурки, на центральных и значимых.

Обычно орнамент возникает непосредственно в процессе росписи без предварительных эскизов, в соответствии с той или иной украшаемой фигуркой, поэтому связь формы и орнамента органична, неразрывна. При все кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две совершенно одинаковые игрушки невозможно.

Как правило, роспись выполняют в такой последовательности: у фигурок барынь, кормилиц, кавалеров головные уборы и одежду окрашивают одним ярким цветом, а затем широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом. На белом лице с чуть выступающим курносым носом рисуют круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками-глазками. Волосы окрашивают черным или коричневым цветом. Уши, копытца зверей, клювы и гребешки птиц обычно окрашивают одним цветом, а всю остальную поверхность покрывают яркими узорами. Возможности украшения дымковской игрушки весьма разнообразны.

Как мы с вами уже выяснили узор дымковской игрушки - геометрический. У вас на столах лежат образцы орнамента дымковской игрушки.

Возьмите краски соответствующего цвета и дорисуйте их.

Отложите образцы в сторону, сейчас мы будем раскрашивать барыню-щеголиху! С чего будем начинать раскрашивать барыню? Сначала лицо, потом волосы, наряд: юбка и остальное.

Примечание: дети рисуют. Дети раскрашивают барыню.

Сегодня на ООД вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому что рисунки у вас получились очень яркие, красивые

Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду. Так, как зародился этот промысел?

История дымковской игрушки

Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

  1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
  2. эти фигурки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Дымковские игрушки (картинки)

В полной мере помогут представить разнообразие и красоту дымковской игрушки картинки ниже.

дымковская игрушка

рассказ о дымковской игрушке

дымковские игрушки

дымковская игрушка картинки

дымковская роспись

глиняные игрушки

дымковская игрушка фото

дымково

глиняная игрушка

дымковская игрушка рассказ для детей

дымковская игрушка раскраска

игрушки из глины

история дымковской игрушки

дымковская слобода

дымковская игрушка своими руками

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные фигурки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.

Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой.

Ночью войска союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.

Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки: уточек, козликов, барашков и глиняные расписные шары.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

роспись дымковской игрушки

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма изделий начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.

После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, бережно сохранившей традиции создания игрушки.

В начале 30-х гг мастерица вместе с художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную дымковскую игрушку.

изготовление дымковской игрушки

Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е.А. Кошкина достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А.А. Мезриной) нравилось создавать образы животных, а мастерица Е.И. Пенкина предпочитала воплощать в своих композициях бытовые сюжеты.

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие поделки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.

дымковская роспись в детском саду

Система образов и сюжетов

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых изделий с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:

  • Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.
  • Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.
  • Животные. Изначально создавались фигурки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.
  • Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.
  • Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.

дымковская игрушка лошадка

Отличительная особенность дымковских игрушек в том, что книзу они расширяются. У дам – пышные колоколообразные юбки, у кавалеров есть скакуны, а у животных – устойчивые ножки. Если бы у фигурок были тоненькие длинные конечности, то они не выдерживали бы тяжести своего корпуса.

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания состоит из нескольких этапов.

Лепка

Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Изделие выравнивается мокрыми пальцами.

Барыня

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.

Животные

Животное делается немного по-другому. Например, лошадка изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.

лепка дымковской игрушки

Сушка

Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других.

Этот процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.

Обжиг

В давние времена изделия обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть.

Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что является более безопасным и менее трудоемким.

глиняные игрушки своими руками

Побелка

В процессе обжига глиняная поделка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке. Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки равномерным слоем.

Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.

как появилась дымковская игрушка

Цвета

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На изделие яркими красками наносятся узоры.

Читайте также: