Игрушки предметы оперирования что это

Обновлено: 18.05.2024

Смирнова Е.О.
доктор психологических наук, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Аннотация

Статья является частью цикла исследований, посвященных наблюдению за свободной игрой дошкольников с разными видами материалов для сюжетно-ролевой игры. Здесь представлены результаты наблюдений игры с предметами оперирования. Показана динамика игровой деятельности в разных возрастных группах (3, 4, 5 и 6 лет). Отмечается, что в двух младших группах ролевые переименования встречаются крайне редко и сопровождаются игровыми действиями, в то время как внешность в связи с ролью дети не изменяют. После 5 лет число переименований резко увеличивается — две трети детей называют себя ролевым именем, многие наряжаются, и подавляющее большинство играет в роли. В возрасте 6 лет наблюдается незначительный спад количества детей с ролевыми переименованиями и незначительное увеличение числа детей, изменяющих внешность, по сравнению с детьми 5 лет. В среде с предметами оперирования роль возникает в ответ на игрушки, что существенно отличается от того, как появляется роль в среде с полифункциональными материалами. Авторами перечисляются роли, которые звучали в игре с предметами оперирования.

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

В статье представлены очередные данные, полученные в цикле исследований с разными видами материалов для сюжетно-ролевой игры. В отечественной традиции за единицу сюжетно-ролевой игры принимается роль.

Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие.СПб.: Изд-во РГПУ имени А.И.Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001.416 с.

Короткова Н.А. Материалы и оборудование для игровой деятельности // Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред.Т.Н.Дороновой, Н.А. Коротковой.М.: Элти- Кудиц, 2003.

Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя.М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000.96 с.

Михайленко Н.Я. Управление самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей // Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред.Н.Н.Поддьякова, Н.Я.Михайленко.М.: Педагогика, 1987.

Пухова Т.И. Символическая игра и общее развитие от двух до трех лет.М.: Высшая школа психологии, 2005.141 с.

Рябкова И.А. Особенности ролевого замещения в игре дошкольников с разными материалами [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2018.Том 10.№ 3.С.12—19.doi:10.17759/psyedu.2018100302.

Рябкова И.А., Смирнова Е.О., Шеина Е.Г. Возрастные особенности ролевой игры дошкольников в условиях открытой предметной среды // Психологическая наука и образование.2018.Том 23.№ 6.С.75—84.doi:10.17759/pse.2018230607

Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Ролевое замещение в разных предметных средах // Вопросы психологии.2018.№ 1.С.12—20.

Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Содержание ролевых игр современных дошкольников // Вопросы психологии.2018.№ 2.С.41—52.

Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Абдулаева Е.А., Филиппова И.В., Шеина Е.Г. Психолого- педагогические основания экспертизы игрушек // Вопросы психологии.2008.№ 1.C.16—25.

Трифонова Е.А. Режиссерские игры дошкольников.Часть 1.Организация в условиях детского сада.М.: Национальный книжный центр, 2017.256 с.

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек):

«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.)

«Игрушки - персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п.

«Маркеры (знаки) игрового пространства - это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)

Материалы для сюжетной игры

Игрушки-предметы оперирования для детей от 2 до 3 лет представляют собой прототипические имитации бытовых «орудий» - игрушечные посуда, утюг, молоток и пр. Привлекательны для детей и прототипические имитаторы транспорта - грузовики (деревянные и пластмассовые, в которых ребёнок может нагружать кубики, усесться сам), коляски для кукол, конь на колёсиках, тележки и т. п.

Все эти игрушки должны быть довольно крупными (соразмерными самому ребёнку или кукле) и готовыми к использованию.

Игрушки-маркеры условного пространства для детей этого возраста также должны быть прототипическими, крупными и готовыми к использованию. В основном, это предметы, имитирующие бытовую обстановку: крупная игрушечная мебель, соразмерная самому ребёнку и большим куклам (кроватка, стол, стулья) кухонный шкафчик, кухонная плита и т.п. Это могут быть также имитаторы жилища (ширма-домик, теремок), крупные предметы, моделирующие пространство транспортного средства («остов» автомобиля, автобуса с рулём и узнаваемым «фасадом»), в которые дети могут заходить и размещаться внутри.

Игрушки-персонажи занимают очень важное место, особенно куклы. В этом возрасте кукла служит объектом воздействия ребёнка (а не замещает активного партнёра по играм). Он осуществляет по отношению к ней условные игровые действия, которые в реальности взрослый осуществляет по отношению к нему самому (кормит куклу, поит, купает, укладывает спать и т.п.) именно поэтому существенным требованием к кукле является возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: кукла должна «уметь» менять положение - стоять, сидеть, лежать, её можно взять за ручку и вести рядом с собой.

Большое значение для игры детей имеют мягкие игрушки-персонажи - подобия животных.

Полифункциональные материалы, которыми замещаются недостающие прототипические игрушки, необходимы для обеспечения игры взрослого с детьми и их самостоятельной игры. Для детей данного возраста круг таких материалов невелик. Это небольшое количество надувных модулей, которые маленький ребёнок может свободно перемещать. Они используются для огораживания «домика», «автобуса» и пр. Кроме того, целесообразно иметь ёмкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей можно также использовать элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.

Сюжетообразующие наборы материала и его размещение

Для игры детей 2-3 лет, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).

В пространстве группового помещения достаточно иметь 3-4 таких целостных комплекса (традиционно в дошкольной педагогике их называют тематическими зонами). Это комплексы материалов (и часть пространства) для развёртывания бытовой тематики:

  • Шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола
  • Пара кукольных кроватей, шкафчик с «постельными принадлежностями», диванчик, на котором могут сидеть и куклы и дети.
  • Домик-теремок - ширма, со скамеечками и модулями внутри, где могут жить мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой дом дети; здесь же может развёртываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок.
  • Тематический комплекс для разнообразных поездок: автобус-каркас с модулями сидений и рулём.

Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колёсах, пластмассовых ёмкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны детям.

Вопросы организации предметно-пространственной среды для игровой деятельности в детском саду всегда актуальны, особенно для детей раннего возраста.

При подборе игрового материала в нашем детском саду мы исходим из представлений о становлении игры отечественных ученых Эльконина Даниила Борисовича, Леонтьева Алексея Николаевича и Коротковой Надежды Александровны.

Выделяют три типа игрового материала:

- игрушки «предметы – оперирования»

- игрушки «персонажи»

- игрушки «маркеры (знак) – пространства»

Все вместе они определяют смысл воображаемой ситуации для детей 2-3 лет.

«Предметы – оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл действия.

Для детей 2-3 лет представляют собой очень схожие имитации бытовых «орудий» - игрушечные посуда, утюг, молоток; телефон;

А также похожие имитаторы транспорта, коляски для кукол, конь на колесиках, тележки ; разнообразные каталки с палочкой или шнурком ;

Набор овощей и фруктов; постельные принадлежности и т. п.

Все эти игрушки для детей до 3х лет должны быть довольно крупными (соразмерными самому ребенку или кукле) и готовыми к использованию.

С помощью этих игрушек ребенок подражает простым бытовым действиям взрослых.

Следующий тип игрового материала Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит.

Игрушки – маркеры условного пространства для детей возраста 2-3 лет также должны быть очень похожими на реальные. Сюда относятся предметы :

-имитирующие бытовую обстановку: крупная игрушечная мебель, соразмерная самому ребенку и большим куклам (кроватка, стол, стул, плита и т. п).

-Это могут так же быть имитаторы жилища (ширма домик, комната, теремок).

-Крупные предметы, моделирующие пространство транспортного средства («остов» автомобиля, кораблика, автобуса с рулем и узнаваемым «фасадом», в который дети могут заходить и размещаться внутри.

Игрушки - маркеры должны быть крупными и готовыми к использованию.

Очень важное место в игре детей 2-3 лет занимают «игрушки-персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Все игрушки-персонажи по облику должны быть похожи на реальных людей или животных, крупные и средние по размеру (крупная 35-50 см., средние от 10-30 см).

Кукла для ребенка до трех лет – это подобие его самого: голыш с обобщенными «детскими» чертами лица, одетый в простую детскую одежду (как одевают девочек и мальчиков). В этом возрасте кукла служит объектом воздействия ребенка.

Он осуществляет по отношению к ней основные игровые действия, которые в реальности взрослый осуществляет по отношению к нему самому (кормит, купает, укладывает спать). Именно по этому существенным требованием к кукле, является возможность придавать ей соответствующие функциональные позы - чтобы можно было поставить, посадить, положить, взять за ручку и вести рядом с собой.

Большое значение для игры детей, начиная с самого раннего возраста, имеют игрушки персонажи – подобия животных. Как и куклы, игрушка-животное должна передавать в своём облике обобщенные, наиболее выразительные черты того или иного животного, делая его для ребенка узнаваемым. Условность игрушек-животных заключается еще и в том, что, намекая на облик реального животного, они имеют строение человеческого тела (игрушку можно как куклу усадить за стол, уложить в кроватку, водить за лапу ручку. Такого рода игрушка, как и кукла, выступает для ребенка в качестве объекта условных игровых действий.

Помимо этого, игрушка становится для ребенка другом, компаньоном. В этой функции она сохраняет своё значение до конца дошкольного детства.

И еще в группе должен быть полифункциональный материал –материал которым замещаются недостающие похожие игрушки. Они необходимы для обеспечения игры взрослого с детьми и их самостоятельной игры.

Для детей данного возраста круг полифункциональных материалов не велик. Это не большое количество набивных и надувных модулей, которые маленький ребенок может свободно перемещать (валики, кубы, параллелепипеды). Они используются для огораживания домика, автобуса, для устройства мебели для кукол

Также можно иметь емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей можно так же использовать элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.

Особое значение для игровой деятельности детей этого возраста имеют Сюжетообразующие наборы.

Так как игра детей 2-3 лет всецело зависит от обстановки, то необходимы наборы (комплекты игрового материала, в которых представлены все типы игрушек (и персонажи, и предметы оперирования, и маркеры пространства).

В пространстве группового помещения достаточно иметь 3-4 таких целостных комплекса или тематических зон. Это комплексы материалов для развертывания :

игр бытовой тематики: шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола; пара кукольных кроватей, шкафчик с «постельными принадлежностями, диванчик, на котором могут сидеть и куклы и дети.

Еще один тематический комплекс: домик-теремок – ширма, со скамеечкой или модулями внутри, где могут жить мягкие игрушки –звери, устраивать свой дом, здесь же может развертываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок.

И тематический комплекс для разнообразных поездок: автобус каркас с модулями внутри и с рулем на фасадной секции.

Остальные игровые материалы размещаются на низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых ёмкостях. Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны детям.

Таким образом, наличие в группе раннего возраста данных видов игрового материала способствуют овладению детьми 2-3 лет предметным (условным) замещающим действием и переходу к более высокому этапу развития игровой деятельности - ролевому действию, в следующей возрастной группе.

Спасибо за внимание.

Организация предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в соответствии ФГОС до Гладинова Елена Ивановна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №84 «Аленушка» с. Семеновка, г. Йошкар-Олы.

Организация предметно-пространственной среды для речевого развития детей младшего дошкольного возраста Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Презентация «Организация предметно-пространственной среды группы для развития познавательно-исследовательской деятельности» Организация предметно-пространственной среды группы для развития познавательно-исследовательской деятельности. Современные дети живут и развиваются.

Организация предметно-пространственной среды по направлению развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Организация развивающей предметно-пространственной среды по направлению развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста БДОУ «Центр.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста для детей 5–7 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста (5-7 лет) МБДОУ «Д/с № 9» Воспитатель.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста 5–7 лет

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста 5–7 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста (5-7 лет) МБДОУ «Д/с № 9» Воспитатель.

Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО для детей 3–4 лет» Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (групповые.

Программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста (4–5 лет). Организация предметно-пространственной среды Особенности организации предметно-пространственной среды Предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает максимальную реализацию образовательного.

Для развития игр в ДОУ необходим целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

Подбор игрового материала должен осуществляться в соответствии с основной тематикой, с учетом ближайшей перспективы их развития.

Предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны.

Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков. Остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница».

Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей. В средней группе добавляются магазин одежды, обуви и др.

В группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре. Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Использовать для этого костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера).

Материал к сюжетно-ролевой игре должен быть всегда, что называется, под рукой и в то же время не должен быть постоянно на виду, т. е. воспитатель не должен использовать сюжетно-ролевую игру как элемент дизайна.

При оформлении игровых уголков рекомендуется использовать детали от многосекционных ширм. Таким образом, можно отделить зону «Больницы», предварительно заменив шторку с цветной на белую, использовать секцию для игры в магазин, использовать секцию от кукольного театра как окошко в доме.

Для игр в «шоферов» можно использовать чехлы на спинки стульчиков с аппликацией: автобус, скорая помощь, военный джип, пожарная машина. Чехлы хранят на вешалках-плечиках на стойках в уголках ряжения.

Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обо значениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т. д.).

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала.

«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т. д.)

«Игрушки - персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли, например, белая шапочка врача, каска пожарника и т. п.

«Маркеры игрового пространства - это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т. п.)

Игрушки-предметы оперирования в возрастном диапазоне изменяются в двух направлениях. С одной стороны это усиление реалистичности игрушки с одновременным уменьшением её размеров и степени готовности к использованию. Это готовые реалистические игрушки-модели (например, автомобильчики разных марок, а также сборные модели (типа «лего», сборные мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов) и игрушки-трансформеры.

Игрушки-персонажи в старшем дошкольном возрасте уменьшаются в размерах. Большую ценность для ребёнка приобретает не отдельная игрушка-персонаж, а персонаж в наборе с предметами оперирования и маркерами пространства или наборы из нескольких персонажей, относящихся к общему смысловому контексту. Такие наборы позволяют ребёнку реализовывать ту или иную роль, строить свой игровой мир и управлять им.

Для правильного подбора игрового материала и руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые сюжеты игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в сюжетно – ролевой игре : кто с кем любит играть, какова их нравственная основа объединений, характер отношений.

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм (фотоотчет о выставке)

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм (фотоотчет о выставке) 29 января в нашем саду прошёл конкурс атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Большую помощь в оснащении оказали родители, которые творчески.

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм В нашем саду прошёл конкурс «Создание условий для организации и развития сюжетно – ролевой игры в ДОУ». Наши родители активно принимали.

Дидактическое пособие «Алгоритмы к сюжетно-ролевым играм»

Дидактическое пособие «Алгоритмы к сюжетно-ролевым играм» Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок.

Изготовление своими руками предметов «Атрибуты к сюжетно-ролевым играм» для игровой деятельности

Изготовление своими руками предметов «Атрибуты к сюжетно-ролевым играм» для игровой деятельности Дошкольный возраст – это возраст игр. Игра - одна из характерных закономерностей развития ребенка, такой же естественный процесс, как прием.

Конспект открытого показа в старшей группе по сюжетно-ролевым играм «Путешествие в волшебный Город Мастеров»

Конспект открытого показа в старшей группе по сюжетно-ролевым играм «Путешествие в волшебный Город Мастеров» Конспект открытого показа в старшей группе по сюжетно-ролевым играм. Тема: «Путешествие в волшебный Город Мастеров» Воспитатель Большова.

Консультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Атрибуты к сюжетно-ролевым играм

Консультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Атрибуты к сюжетно-ролевым играм Для дошкольника сюжетно-ролевая игра – это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. В игре проявляются интеллект, азарт,.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Мастер-класс по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Венец из перьев — головной убор индейца»

Мастер-класс по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Венец из перьев — головной убор индейца» А современные мальчишки ещё играют в индейцев? Это очень интересный мир, полон Таин, загадок, отваги и дружбы. С чего начинается игра?.

Знакомство с новыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм

Знакомство с новыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм Знакомство с новыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм. Вторая младшая группа «Звездочки» Цель: Познакомить с новыми атрибутами к сюжетно-ролевым.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Происхождение игрушки и её роль в развитии ребёнка"»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Камышловский педагогический колледж»

«Происхождение игрушки и её роль в развитии ребёнка»

Исполнитель:

студентка 2ДО группы

Руководитель:

Штыркина Анна Ивановна

Камышлов, 2017

История возникновения игрушки.

Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку - неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи. Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка.

В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо. Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции.

Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи.

Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати.

Проследив за изменениями игрушек в хронологическом порядке, мы

увидим, что игрушки запечатлели в себе историю человечества. Они – ее оче-

видцы и свидетели. Изделия народных промыслов расскажут об этнических

особенностях отношения человека к природе, о его понимании прекрасного и

даже о национальном характере. Армии оловянных солдатиков – о сражениях всех веков и народов. Машинки, корабли и самолеты – о развитии технической мысли. Механические игрушки – свидетельство ума и изобретательности человека-творца.

Игрушки – воспитатели, учителя и наставники. Погремушки, пирамидки, матрешки, кубики знакомят малышей с понятием формы, цвета, величины и числа, развивают движение и слух. Спортивные игрушки развивают координацию, силу, ловкость, глазомер. Конструкторы, головоломки – интеллект и воображение. Этот перечень можно продолжать до бесконечности.

Виды игрушек:

сюжетные или образные (кукла, собака, кот) – по своему назначению – во многом определяют сюжет игры. Развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт;

дидактические – предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей (матрешки, пирамидки, разноцветные шары, мозаика, настольные и печатные игры)

игрушки-забавы – предназначены для развлечения, представляют собой смешные фигурки людей (клоун кувыркается на вертикальной лестнице) или животных (клюющая курочка);

спортивные – предназначены для реализации задач физического воспитания и способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики;

музыкальные – предназначены для развития музыкального слуха. Игрушки имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (музыкальные шкатулки, дудки, гармошки и др.);

театрализованные – служат для разыгрывания сценок (куклы-бибабо, куклы-марионетки, наборы сюжетных фигурок, маски);

технические – вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов, с характерными для них действиями (управляемые машинки);

строительные и конструктивные – наборы строительных материалов, ЛЕГО; игрушки-самоделки – сделаны самими детьми и их родителями.

◙ по степени готовности – готовые, сборно-разборные, заготовки полуфабрикатов для игрушек-самоделок, материалы для создания игрушек-самоделок;

◙ по виду применяемого сырья. Например, деревянные, пластмассовые, металлические, игрушки из тканей. В том числе набивные, резиновые, из бумаги, картона, из керамики, фарфора и фаянса, из древесно-опилочных масс, папье-маше, из других синтетических материалов.

◙ по величине – мелкие (размером от 3 до 10 см, удобные для руки ребёнка), игрушки среднего размера (от 10 до 50 см), игрушки крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды);

◙ по художественно-образному решению – реалистические, условные, конструктивные.

Для развития сюжетно-ролевых игр детей важно рассмотреть игрушки, различные по художественно-образному решению: реалистические, условные и конструктивные.

Под реалистическими игрушками понимаются игрушки, которые передают типичные черты вида, яркий характер, индивидуальные особенности объекта. Например, если игрушка изображает собаку, то у неё соблюдаются пропорции тела, узнаётся порода.

В условных игрушках более ярко выделяются определённые детали, подчёркивающие внешние признаки предмета, которые позволяют приспособить игрушку к игре и использовать её динамично. К условной игрушке можно отнести коня-качалку, коня на палочке. Если же это собака, то в ней передаются признаки, характерные для всех собак и отличающие её от других видов животных.

Конструктивные игрушки представляют собой содержательный строительный материал, отдельные части которого скрепляются. Это части дома, автомобиля, трактора, робота и т. п.

Так, в классификации под реалистическими игрушками понимаются такие, которые представляют точные копии предметов. Однако точные копии реальных предметов называются моделями, а не игрушками.

Существует ещё один подход к классификации образных игрушек. В основу её положена функция образной игрушки в развёртывании сюжета игры. Например, Н. Я. Михайленко разделила игрушки на «полисюжетные» и «ключевые». К «полисюжетным» игрушкам она отнесла те, которые используются в разнообразных по тематическому содержанию сюжетно-ролевых играх. Это игрушки-персонажи – куклы, разнообразные звери, а также телефоны, машины.

Группу «ключевых» образных игрушек составили игрушки, которые более или менее жёстко определяют и направляют действия играющих, влияют на характер развёртывания сюжета игры: фонендоскоп, ружьё и т. п.

В работе Н. Я. Михайленко рассмотрены также и другие функции игрового материала и образных игрушек. Их три:

1) функция обозначения игрового пространства (деревянный корабль на участке детского сада; ширма, обозначающая «кабинет врача» и т. п.);

2) атрибутивная функция (специфические предметы, определяющие игровую роль, например, шапочка с красным крестом для врача);

3) игрушка является непосредственным предметом оперирования в игре (игрушечная посуда, руль, бинокль и т. п.).

Педагогические требования:

Ключевое педагогическое требование – развитие и закрепление определенных навыков, в дальнейшем когнитивной (внимание, память, мышление) и коммуникативной сферы ребенка.

1) развивающие первоначальные движения и восприятие (до 1 года): погремушки, кольца, подвески;

2) знакомящие детей с окружающей средой и природой, развивают речь: фигурки людей, зверей, посудка, больничка;

3) способствующие физическому развитию детей: санки, скакалки, коляски, мячи;

4) дидактические игрушки, имеющие элемент обучения в процессе игры: лото, менеджер;

5) знакомящие детей с элементами науки и техники;

6) знакомящие детей с трудовыми навыками;

7) игры, способствующие художественному и музыкальному развитию детей;

8) игрушки - забавы: игрушки заводные (вызывают смех);

9) настольные игры, развивающие у детей усидчивость: игры-головоломки, хоккей, футбол, лото.

По материалу: деревянные, металлические, текстильные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, комбинированные, полиграфические.

Основное психологическое требование – содействие психо-

физиологическому развитию ребенка и познанию окружающего мира. Иг-

рушка должна способствовать позитивному настроению ребенка.

Основное эстетическое требование заключается в том, что игрушка

должна быть привлекательной внешне, сочетая в себе 5-6 цветов, не более 7-

ми и способствовать формированию эстетического вкуса ребенка.

Требования к качеству.

Главное гигиеническое требование – безопасность для здоровья и физического развития ребенка.

Качество игрушек должно соответствовать требованиям стандартов. Они должны быть красиво оформлены, иметь гладкую поверхность, игрушки должны быть безопасными, гигиеничными, должны хорошо очищаться и мыться, не иметь царапин.

Игрушки, не должны

— провоцировать ребёнка к агрессивным действиям, вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры, роли которых выполняют играющие партнёры и в качестве которых выступают сюжетные игрушки;

— провоцировать сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; вызывать нездоровый интерес к сексуальным вопросам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Читайте также: