Игрушки разных времен и народов

Обновлено: 06.05.2024

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. На протяжении многих веков игрушка видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры народа.

Мир игрушек народов разных стран очень многообразен. По сути, люди создают игрушку, выражая в ней свое мироощущение. Изначально они создавались только из природных материалов – дерева, глины, соломы, только в XVIII–XIX вв. их стали выполнять из воска, фарфора, а в XX столетии – из пластика.

Рассмотрим примеры народных игрушек нескольких стран.

Если мы обратимся к традициям Японии, то узнаем, что первой куклой была Кокэси – деревянная игрушка без ног и рук, чем-то напоминающая русскую матрешку. Изготавливали кокэси из вишни, клена, кизила, расписывали вручную растительными и цветочными мотивами. Считается, что сначала куколки использовались шаманами для проведения обрядов, а также в качестве поминальных кукол. Постепенно куклы стали обычными игрушками – их давали детям, чтобы развлечь их, а взрослые начали изготавливать куда более трудоемкие – из дерева, лоскутов, японской бумаги, в XX в. появились большие интерьерные куклы, которые чаще были изображением гейш. Причем, кимоно для таких кукол вышивалось вручную, его украшали драгоценными камнями и золотой нитью, поэтому и стояла такая красота на верхних полках, куда не могли дотянуться дети.

Кукла у эскимосов и ненцев долгое время символизировала связь с потусторонними силами, ей приписывалась своя энергетика. Долгое время народные мастера изготавливали кукол, не прорисовывая нос, глаза, уши, рот. Считалось, что обретая людские черты, кукла может оживать и испугать малыша. Кукол в семьях северных народов было много, т. к. девочки рано выходили замуж, а в их приданое обязательно входили и любимые игрушки. Считалось хорошим знаком, когда невеста приносила в дом мужа много кукол (случалось и до сотни штук) – это значило, что в семье будет много детей. Постепенно куклы приобретали людские черты, их одевали в национальные костюмы, дабы сохранить культуру.

В странах Африки кукол изготавливали вручную и передавали из поколения в поколение. Этнических кукол использовали в религиозных обрядах, одевали в красочные ткани, украшали браслетами, бусами. В изготовлении кукол использовались самые различные материалы – ткани, шерсть, бисер, пальмовые листья, трава, початки кукурузы, глина. Как правило, куклы изображали не детей, а уже взрослых замужних женщин, одетых в традиционные одежды. Некоторые куколки изготавливались шаманами специально для ритуала.

Игрушки Американского материка тоже могут рассказать многое о том, как жили коренные народы. У индейцев такое ремесло было в чести, у каждого племени куклы были особыми, техники и материалы тоже существенно отличались, т. к. жили люди в разной природной среде. Для изготовления кукол использовали волокна болотных растений, мех, кожу, початки кукурузы, перья, дерево, полотно. По кукле можно было определить, каким племенем она изготовлена: к примеру, индейцы навахо считались прекрасными охотниками, поэтому и куклы были украшены кожей и мехом, куклы индейцев холи изготовлены из дерева, иннуитов – из початков кукурузы.

Славяне изготавливали игрушку из подручных материалов – золы, соломы, глины, лоскутов тряпок. Считалось, что игрушка, сделанная изо льна, отводит от малыша все болезни, поэтому они считались еще и оберегами. Изготавливали и так называемых десятиручек – символов благополучия и счастья, крупеничек – символ достатка. Крупеничку наполняли зерном, а потом его первым и сеяли – считалось, что тогда и урожай будет хорошим, и семья будет жить в достатке. У каждой крупы было свое значение: рис считался праздничным зерном, гречиха – символом богатства, перловка – сытости, овес – силы.

Другие распространенные куклы – куклы-стригушки, создавались на скорую руку из пучка стриженой травы, чтобы ребенку не было скучно, когда мама работает в поле. Лоскутные куклы тоже служили для игры, девочки постарше самостоятельно шили для них наряды, раскрашивали, заплетали волосы.

Удивительный и разнообразный мир народной игрушки – это одна из тех нитей, которые с детства связывают человека с наследием мировой культуры. Народная кукла является замечательным средством эстетического воспитания детей. Так пусть живет и радует нас это старинное искусство, согревающее человеческие души.

Конспект беседы «День смеха у нас и у разных народов» (с детьми подготовительной к школе группы)

Конспект беседы «День смеха у нас и у разных народов» (с детьми подготовительной к школе группы) Цель: расширить представления детей о международных праздниках разной направленности. Задачи: - обогащать первоначальные представления.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Танцы народов мира» Танец - это разнообразный и богатейший вид искусства, существующий с незапамятных времен. Его отличительная яркость и эмоциональный посыл.

Консультация для родителей «Как празднуют Новый год в разных странах мира» Новый год в разных странах мира празднуется по-разному - традиции и обычаи в каждом государстве особенные. Самое удивительное, что их придерживаются.

Консультация для родителей «О дружбе народов в ДОУ, о толерантности»

Консультация для родителей «О дружбе народов в ДОУ, о толерантности» Толерантность — это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не.

Консультация для родителей «Традиции празднования Нового года в разных странах».

Консультация для родителей «Традиции празднования Нового года в разных странах». «Традиции празднования Нового года в разных странах». Новый год - волшебный праздник, отмечаемый во всём мире. Все мы знаем и чтим традиции.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Проект «Жилище разных народов»

Проект «Жилище разных народов» Представляю Вашему вниманию долгосрочный проект, реализованный мною и детьми, при активном участии родителей. Заняться этим проектом.


По мере развития человеческой цивилизации и явлений, разъединяющих человечество, все большее значение имеет бережное отношение к общей для всех истории, и особенно истории детства.

Игрушка — это предмет, используемый или специально изготовленный для игры. Дети и игрушки неразлучны. Игрушки обнаружены археологами при раскопках остатков древних цивилизаций. В древних гробницах находят модели кораблей и лодок, фигурки животных, погремушки, куклы.

В науке бытуют разные взгляды на происхождение игры и игрушки. Согласно одной версии — труд прямо породил игру. По другой позиции труд в жизни первых людей сам нес в себе элементы игры. Этнографы (ученые, изучающие происхождение и жизнь разных народов-этносов) придерживаются теории, согласно которой игрушки вначале имели религиозное значение и только позднее превратились в предмет детской забавы.

Если всмотреться в образцы игрушек всех народов и всех времен, невольно поражает их большое сходство друг с другом. Как и в других областях деятельности человека, и тут ярко проявляется единство внутреннего мира человека на всем пространстве земного шара.

Происходили смены цивилизаций, умирали одни и рождались новые. Изменялись дети, и изменялись взрослые. Изменялись и игрушки. Но есть среди них общие для всей истории человечества, так называемые в работах Аркина Е. А., «изначальные игрушки» [5, с.37–44] — они остались такими же, какими были на заре человеческой культуры: погремушка, мяч и волчок.

Погремушки — это самые древние игрушки в мире, их относят предположительно к 8 тысячелетию до нашей эры. Самые первые были сделаны из сушеных фруктов, которые содержали внутри семена и звучали при встряхивании как колокольчики. Круглой погремушке из Месопотамии уже больше 4 тысяч лет [2, 20–21]. Она сделана из глины, полна маленьких бусин и защипнута по краям, как пирожок.

Первоначально погремушка принадлежала миру взрослых и была призвана не только отгонять злых духов и очищать пространство, но и выполняла роль музыкально-ритмичного сопровождения во время отправления церемоний и обрядов. Много погремушек разных форм находят внутри храмов. Изображение погремушек-систрумов встречается в росписях древних египетских храмов — металлические тарелочки, которые одевались на горизонтальные перекладины, издавали мелодичных звон, в такт которому совершались ритуальные танцы.

Самыми распространенными материалами при изготовлении погремушек были глина, кожа, береста, солома, внутрь вкладывались семена растений, бусины, камешки.

Для разных народов мира были характерны свои материалы и свои формы погремушек. Погремушка-барабан — одна из старейших и самых традиционных игрушек в Китае. Погремушки-тэмари до сих пор популярны в Японии, а первоначально это были просто тряпичные мячи. У индейцев Северной и Южной Америки традиционными были погремушки из тыквы.

Помимо прочего древнерусские погремушки изготавливались из высушенного пузыря домашних животных, которые набивались горохом и были очень шумными, за что и были названы «побрякушками». Материалом для погремушек служили также высушенные горла кур и индеек, которые набивались мелкими камешками и обшивались тканью.

По мере развития мастерства умельцев и роста расслоения общества, то есть появления богатых и бедных, в 16–19 веках погремушки становятся настоящими драгоценностями. Их делают из золота и серебра, украшают кораллами, горным хрусталем, и даже драгоценными камнями. В отличие от обычных бытовых кустарно исполненных игрушек — такие драгоценные погремушки ценили, дарили на важные события и передавали из поколения в поколение, их сохранилось много.

В связи с развитием промышленного производства, создание погремушек упрощается и удешевляется. Погремушки перестают быть как предметами народного творчества, так и предметами искусства. Но конечно не теряют при этом своего колоссального значения для развития ребенка.

Не менее древней игрушкой является мяч. Трудно сказать, когда точно и где появился на свет мяч. Мячи, изготовленные из всевозможных материалов, находят в раскопках на всех континентах земли.

Среди египетских фресок есть несколько, изображающих игру в мяч и жонглирование мячами. При раскопках гробниц 3500 тыс. лет до н. э. [4] были найдены мячи, набитые папирусом, древесиной пальм и обтянутые кожей или тканью. Коллективные игры в мяч были очень популярны в Древнем Египте, победы в них одерживались во имя богов. Древний Египет наравне с Древней Индией считают родиной хоккея на траве — когда мяч по земле гоняли битой.

В Древней Греции мяч был одновременно и игрушкой и приношением, угодным богам, которым греки приписывали его изобретение. Он считался идеальным предметом.

Для северо-американских индейцев мяч был не игрушкой, а священным предметом, которого нельзя было касаться руками, он олицетворял Солнце, Луну и Землю.

Любимая мальчишками забава — футбол, был главной игрой Китая. В футбол там играли еще 2500 лет назад. Именно в Китае придумали наполнять кожаный мяч воздухом вместо птичьих перьев и шерсти животных.

Известный нам каучуковый мяч, легкий и прыгучий, изобрели на территории современной Мексики индейцы-ольмеки 3500 лет назад. В Испанию каучуковый мяч был привезен Христофором Колумбом и оттуда быстро распространился по всему миру.

Систематизатор детских игр Литвинова М. Ф., пишет, что на Руси игры с мячом были известны с давних времен [3]. В раскопках под Новгородом нашли кожаные мячи разных размеров. Крестьянские дети играли в основном легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами из туго свернутых тряпок. В северных губерниях мячи плели из лыка; при этом внутри лыковые мячи были пустые или набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Дети из зажиточных семей играли резиновыми мячами.

И еще один пример — волчок. Волчок начинал свою историю с примитивных игрушек из камней (известный «Кельтский камень»-волчок, который находят в древних гробницах на территории Западной Европы), орехов или даже инструментов. Некоторые историки полагают, что или веретено или приспособление для розжига огня — прародители волчка.

Африканские племена делали волчки из кусочков тыквенной корочки, североамериканские индейцы из восковых пластинок, насаженных на палочку. Были войлочные волчки, берестяные, деревянные, кожаные, костяные.

В Россию волчки пришли с Востока, из Китая и Японии, где они являются частью национальной культуры, до наших дней дошли такие игрушки, изготовленные в Китае в 3 тыс. до н. э. Только в Японии существует более 1000 разновидностей волчка самых разнообразных форм и размеров. В древней Японии волчки были неотъемлемым атрибутом актеров и фокусников, мастера игрушки до сих пор заставляют волчок танцевать на проволоке и выписывать сложные траектории на наклонной поверхности.

В сонном гудении волчка, в его долгом и ровном скользящем движении, нашим предкам чудились неземные звуки. Австралийские аборигены простодушно верили, что жужжание волчка — это голос мертвеца.

Любопытно, что волчок со временем вошел и в мир взрослых — интерес к загадке его вращения со временем только рос. Открытие Ньютоном фундаментальных законов механики помогло объяснить процессы, которым подчиняется движение волчка. Впоследствии, в 18–19 в.в. волчки стали излюбленной моделью, к которой прибегали физики, стремясь объяснить те или иные явления.

Мы видим, как нашли свое отражение даже в самой простой игрушке самые разные стороны и исторические этапы жизни: крестьянский и городской быт с их обычаями и модой, война, религия, искусство и сказочный мир.

Сейчас мы бережем свою «игрушечную» историю и храним реликвии далекого детства в музеях Москвы, Ленинграда, Загорска, Берлина, Цюриха, Нюрнберга, Мюнхена, Парижа, Лондона.

Люди, наученные бережности в своих отношениях друг к другу и прошлому, понимают глубокое объединяющее начало игрушки. Оно выражено словами Николая Васильевича Бартрама, искусствоведа и основателя московского музея игрушек, который сказал, что ничто не заставляет так сильно чувствовать родство между людьми разных национальностей, как наблюдение за играми детей [1, с.85–89].

Основные термины (генерируются автоматически): мяч, Китай, игрушка, Япония, быль, волчок, погремушка, древний Египет, каучуковый мяч, мир взрослых.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Игры и игрушки от древних времён до наших дней.Автор: Логунова Галина Николае.


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения

Курс повышения квалификации

Особенности методической работы в онлайн-образовании


Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


«Кубанское казачество»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Игры и игрушки от древних времён до наших дней.Автор: Логунова Галина Николае.

Игры и игрушки от древних времён до наших дней.
Автор: Логунова Галина Николаевна, учитель истории, руководитель проекта.
Семья Королевских: Королевский Евгений, Королевская Алёна, учащиеся МКОУ «ООШ №12»

Игрушка – это вещь созданная для игры. Игрушка – предмет, используемый или сп.

Игрушка – это вещь созданная для игры. Игрушка – предмет, используемый или специально изготовленный для игры, средство игры, её объект.
Игра – занятие, отдых, развлечение, забава, потеха, соревнование, упражнение.
Лесовичок

Цель реферата: Узнать историю развития игрушек от древних времён до наших дней.

Цель реферата:
Узнать историю развития игрушек от древних времён до наших дней.

Задачи: Изучить литературу об играх и игрушках в разных странах, в России, в.

Задачи:
Изучить литературу об играх и игрушках в разных странах, в России, в Прикамье.
Собрать сведения по этой теме от жителей п. Шумихинский.
Выяснить, какие игрушки являются любимыми у ребят нашей школы.

Российские центры производства игрушекСергиев Посад Полховский Майдан На севе.

Российские центры производства игрушек
Сергиев Посад
Полховский Майдан
На севере Руси – Каргаполье, Новгород
Поволжье
Нижегородская область
Дымково, Кировская область

Где игрушкам быть, как не на ярмарке!В Поволжье, в Нижегородской губернии выд.

Где игрушкам быть, как не на ярмарке!
В Поволжье, в Нижегородской губернии выделялось несколько центров производства деревянной игрушки. Развитию игрушечного промысла способствовали не только богатые лесные угодья, но и водно–транспортная система губернии, связывающая её с Востоком и Европой. Центрами поставки игрушек на Урал были Кунгурская и Ирбитская ярмарки.

ПогремушкиКак и сегодня, первой игрушкой ребёнка в древности была погремушка.

Погремушки
Как и сегодня, первой игрушкой ребёнка в древности была погремушка. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Ещё эти предметы имели и другое назначение. С давних времён сохранилось поверье, что погремушки и трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребёнка.

ПанкиВ северных деревнях России до девятнадцатого века сохранялся древнерусск.

Панки
В северных деревнях России до девятнадцатого века сохранялся древнерусский уклад жизни, ранние традиции обработки дерева. Там сохранился древний вид игрушки «панки». «Панками» назывались игрушки, вырезанные из цельного куска дерева и изображающие фигурки людей, птиц, животных. Само слово «панк» происходит от слова «панг», что означает «корень», «ствол». Цельность, нерасчленённость массива дерева была главной отличительной чертой этих игрушек.

Древние русские игрушки («потешки») Как правило выполнялись в двух самых расп.

Древние русские игрушки («потешки»)

Как правило выполнялись в двух самых распространённых на Руси материалах: глине и дереве. Деревянные потешки были в обиходе восточно-славянских племён ещё в lX веке. Об этом говорят находки археологов на территории древнего Новгорода.

Конь-огонь Любимым детищем поволжских мастеров был конь. Мчащийся силуэт с кр.

Конь-огонь
Любимым детищем поволжских мастеров был конь. Мчащийся силуэт с крутым выгибом шеи, со своей откровенной оторванностью от реальных форм, как бы символизировал ту стремительность, которая была свойственна древнему божеству солнца. Деревянная фигурка коня была и игрушкой и оберегом-символом солнца, хранящим от бед и помогающим в делах.

Кукла - столбушкаКукла – столбушка изготавливалась из берёзового столбика и о.

Кукла - столбушка
Кукла – столбушка изготавливалась из берёзового столбика и обёртывалась тканью. Такими куклами могли украшать дом или разыгрывать театральные спектакли.
В Прикамских деревнях родители для своих детей делали кукол из мочала, соломы и кусков ткани. Такие куклы являлись талисманами, приносящими удачу, здоровье, благополучие.

КолёскиКолёсками называли грубо выстроганное туловище животного и поставленно.

Колёски
Колёсками называли грубо выстроганное туловище животного и поставленного на колёса. Детям младшего возраста такие игрушки нравились, потому что можно было прицеплять тележки с грузом ( мелкие игрушки) и перевозить в другое место.

Движущиеся игрушки.Такие игрушки – машинки покупали мальчикам на ярмарках, а.

Движущиеся игрушки.
Такие игрушки – машинки покупали мальчикам на ярмарках, а позже папы, дедушки – умельцы изготавливали похожие для своих детей. Какая радость была в доме!

Царско-крестьянская игрушкаПервое упоминание о деревянной игрушке в письменны.

Царско-крестьянская игрушка
Первое упоминание о деревянной игрушке в письменных источниках встречается лишь в XVll веке. Известно, что к царскому двору деревянную игрушку покупали в Троице - Сергиевском монастыре, который был в то время местом богомолья русских царей. Помимо сладостей детям покупали потешные возки, деревянных коней и птичек. Позже появились деревянные игрушки – коровы, олени, бараны, лебеди, петухи, утки. А за тем сшитые из лоскутков ткани куклы.

Национальные игрушкиПрикамские рукодельницы всегда прославляли свою самобытно.

Национальные игрушки
Прикамские рукодельницы всегда прославляли свою самобытность. Национальный костюм мужчины и женщины олицетворял преемственность поколений даже в игрушках

Городецкие игрушкиГородецкие игрушки «карусель», «кадриль» - игрушки с кругов.

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки «карусель», «кадриль» - игрушки с круговым движением. Происходит сочетание животного мира и мира людей…Здесь своя самобытность, присутствуют элементы озорства, шутливости, которые усиливает чувства радости, веселья, настроения праздника.

Богородская игрушкаЭто игрушка получила начало в селе Богородское, недалеко о.

Богородская игрушка
Это игрушка получила начало в селе Богородское, недалеко от Москвы, где мастера – резчики по дереву создали свой стиль, непохожий на других. Главный герой – медведь, изображённый в виде мудрого, доброго, забавного зверя помогающего мужику в работе. Большая часть игрушек движущая, это делает их особо выразительными, интересными для детей.

Дымковская игрушкаДымковская игрушка – изделие ручной работы. Каждая игрушка.

Дымковская игрушка
Дымковская игрушка – изделие ручной работы. Каждая игрушка – создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи – процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Наиболее распространённые сюжеты дымковской игрушки: няньки с детьми, бараны.

Наиболее распространённые сюжеты дымковской игрушки: няньки с детьми, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.
Крупнейшая коллекция дымковской игрушки представлена в постоянной экспозиции Кировского художественного музея имени Виктора и Аполлинария Васнецовых.

СвистулькиВозникновение дымковской игрушки связано с весенним праздником Свис.

Свистульки
Возникновение дымковской игрушки связано с весенним праздником Свистуньей. К этому празднику женщины – мастерицы лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, уток и других животных и красили их разными яркими цветами. Этот праздник потерял своё значение, но промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Матрёшка – русский сувенирОсобое место занимает деревянная игрушка – матрёшка.

Матрёшка – русский сувенир
Особое место занимает деревянная игрушка – матрёшка. Вот она стоит на прилавке – новая, яркая, пахнущая свежим деревом и лаком. Прообраз её художник С.В. Малютин увидел в Японии. Но кукла была японцем, сердитым узкоглазым стариком. Эта кукла прижилась у нас быстро. Яблоками лёг на щёки румянец, алый платочек прикрыл голову свесилась толстая коса. Так и захотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Маняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрёшками.

Крутецкая роспись.В селе Крутец Нижегородской области возникла идея помочь ра.

Крутецкая роспись.
В селе Крутец Нижегородской области возникла идея помочь развитию народного промысла и организовать ещё один центр народного искусства – росписи деревянной игрушки. И появились шкатулки, вазы, копилки, солонки, яички, грибочки. Ни одна роспись не похожа на другую. Из детских книг пришли Мурзилка и Чебурашка, Кот в сапогах. Все изделия можно считать желанными подарками.

Шахматы древнейшая игра.Любимой игрой детей и взрослых являются шахматы. В др.

Шахматы древнейшая игра.
Любимой игрой детей и взрослых являются шахматы.
В древней Индии войско состояло из пехоты, конницы, колесниц и слонов. Но индийцы считали, что царское могущество не в количестве воинов, а в искусном руководстве государством. Более всего полезен царю мудрый советник – брахман. В Индии придумали игру для царей – шахматы ( в наши дни фигурки колесницы называют ладьёй, советника – ферзём).

Любимым занятием детей всех возрастов являлись игры в шашки и шахматы. Они во.

Любимым занятием детей всех возрастов являлись игры в шашки и шахматы. Они воспитывают терпеливость, усидчивость, логическое мышление, математическую смекалку, волю к победе

В течении многих лет в школе работает шахматно – шашечный кружок под руководс.

В течении многих лет в школе работает шахматно – шашечный кружок под руководством Шахматова Вячеслава Сергеевича. Дети занимают призовые места на многих турнирах, в том числе «Европа – Азия».

Самодельные игрушки.Женя: «самое главное не игрушками играть, а их изготовлять».

Самодельные игрушки.
Женя: «самое главное не игрушками играть, а их изготовлять».

Умелые руки не знают скуки.Паша: «Сделал игрушки из соломы, попробую делать и.

Умелые руки не знают скуки.
Паша: «Сделал игрушки из соломы, попробую делать их из дерева, липы.»

Результаты анкетирования учащихся 1- 2, 3-4 классов по теме «Мои любимые игры.

Результаты анкетирования
учащихся 1- 2, 3-4 классов
по теме «Мои любимые игры и игрушки»

«Моё свободное время» Из анкет учащихся 5 – 9 классов

«Моё свободное время»
Из анкет учащихся 5 – 9 классов

«Игры и игрушки моего детства» Из анкет жителей посёлка Шумихинского

«Игры и игрушки моего детства»
Из анкет жителей посёлка Шумихинского

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Первые игрушки малых народов мира и Руси» МИНОБРНАУКИ РОССИИ ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬ.


Курс повышения квалификации

Методика и технологии работы с современными автоматизированными системами библиотек и информационно-библиотечных центров в условиях реализации ФГОС


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе


Курс повышения квалификации

Обеспечение санитарно-эпидемиологических условий в образовательной организации


«Все о стрессе, выгорании, психическом здоровье в педагогическом сообществе»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Первые игрушки малых народов мира и Руси» МИНОБРНАУКИ РОССИИ ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬ.

«Первые игрушки малых народов мира и Руси» МИНОБРНАУКИ РОССИИ ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


План Мир игрушки – удивительный мир. Из истории возникновения игрушки. Куклы.

План Мир игрушки – удивительный мир. Из истории возникновения игрушки. Куклы разных народов : а) Японские куклы; б) Ненецкие куклы; 4) Нецке – игрушки, амулеты или произведение искусства. Куклы на Руси. а) Богородские игрушки; б) Филимоновская игрушка; в) Дымковская игрушка; 6) Игрушки Кубани 7) Заключение 8) Список использованной литературы и источников.

С первых дней жизни ребенок знакомится с игрушкой. Самые первые игрушки малыш.

С первых дней жизни ребенок знакомится с игрушкой. Самые первые игрушки малышей - погремушки. Взрослый показывает их ребенку, привлекает к ним внимание, старается вызывать интерес. Действия с погремушкой обычно подкрепляются словами, мимикой родителей, которые разговаривают с малышом, называют его ласково по имени, улыбаются. Так с помощью погремушки взрослый общается с младенцем.

В течение всего периода дошкольного детства ребенку необходимы образные игруш.

В течение всего периода дошкольного детства ребенку необходимы образные игрушки, но в разные возрастные периоды они выполняют различные функции в психическом развитии малыша. У младенца вызывают приятные переживания и положительные эмоции. В раннем дошкольном возрасте включаются в разнообразные виды игр: сюжетно- ролевые, строительные, дидактические, режиссерские, драматизации. Образные игрушки расширяют сферу применения игровых действий, помогают развивать сюжет, создавать игровые ситуации. Образные игрушки способствуют усвоению половой роли, что сказывается в выборе игрушек и действиях с ними. Однако и девочкам, и мальчикам нравятся куклы и пушистые зверюшки, они совершают с ними различные действия.

Из истории Мир игрушки удивительно многообразный. Каждый народ создавал свои.

Из истории Мир игрушки удивительно многообразный. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свое мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты.

Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя.

Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя - природы, работали с одинаковыми природными материалами. Родство делает их общепонятными для всех, и это одна из тех нитей, которые с детства связывают человека с наследием мировой культуры.

Японские куклы Кокэси Кокэси – деревянная кукла без рук и ног. Таких красавиц.

Японские куклы Кокэси Кокэси – деревянная кукла без рук и ног. Таких красавиц японцы делают из вишни, кизила, березы или клена и украшают росписью. На токарном станке мастер вытачивает цилиндрическое туловище и голову и соединяет их между собой. Редко, но случается, что такие японские куклы делаются из одного целого куска дерева. Чтобы кукла была красивой, на ней красным, черным, желтым или багряным цветами рисуют традиционные японские цветочные и растительные мотивы.

Родиной первых кукол кокэси считается Тохоку, северо-восточный сельскохозяйс.

Родиной первых кукол кокэси считается Тохоку, северо-восточный сельскохозяйственный регион страны. Если заглянуть в прошлое кокэси, то можно найти там несколько версий появления этой игрушки-сувенира. Первая версия – мистическая. Она гласит, что кокэси произошла от шаманских фигурок для вызывания духов, покровительствующих шелковому ремеслу.

Вторая версия – печальная. Избавляясь от новорожденных детей, которых родите.

Вторая версия – печальная. Избавляясь от новорожденных детей, которых родители не могли прокормить, в крестьянских домах ставили кокэси в качестве поминальных куколок. Отсюда и получили эти японские куклы такое значение, как «забытое дитя». Обычно убиенными новорожденными становились девочки, которые в бедной крестьянской семье ценилось гораздо меньше, чем мальчики. Вот поэтому-то кокэси всегда изображают девочек.

Третья версия – радостная. Однажды в XVII веке в Тохоку, где много горячих.

Третья версия – радостная. Однажды в XVII веке в Тохоку, где много горячих источников, приехала жена сегуна ( военный правитель страны). Она мечтала о ребенке, но никак не могла его зачать. После посещения лечебных вод женщина забеременела и родила чудесную девочку. В дань этому радостному событию тохокские мастера создали куклу, которую позднее стали делать в разных регионах страны.

Ненецкие куклы Куклам издавна придавалась связь с потусторонними силами, они.

Ненецкие куклы Куклам издавна придавалась связь с потусторонними силами, они обладали определенной энергетикой. У ненецких народов не принято рисовать куклам глаза, нос, уши, так как кукла не живая и ей нельзя видеть, иначе она может унести душу ребенка. Считалось, что, обретя людские черты, кукла может ожить и напугать малыша.

У северных народов куклы были в чести, они проявили недюжинное творческое.

У северных народов куклы были в чести, они проявили недюжинное творческое начало при их изготовлении. Ненецких девочек рано выдавали замуж. Считалось хорошим знаком, когда невеста приносила в дом мужа много кукол (случалось и до сотни штук) – это значило, что в семье будет много детей.

Больным детям давали поиграть с куклами из чесаного льна. По поверьям боле.

Больным детям давали поиграть с куклами из чесаного льна. По поверьям болезнь уходила в лен, после чего куклу необходимо было сжечь. Любая игрушка, сделанная своими руками, наделяется энергетикой делающего его человека. Любящая мать, делая куклу, вкладывает в нее частичку своей души. Может быть, именно поэтому ненецкие куклы не только считались, но и были на самом деле оберегом для детей.

Нецке – игрушки, амулеты или произведения искусства. Подлинные японские нецке.

Нецке – игрушки, амулеты или произведения искусства. Подлинные японские нецке сделаны из натуральной слоновой кости. Когда и где появились первые нэцкэ – два вопроса, которые на протяжении нескольких десятков лет остаются самыми спорными и обсуждаемыми в среде любителей японского антиквариата. Самая распространенная версия, это что нэцкэ придумали в стране восходящего солнца в шестнадцатом веке.

В народе начинает бытовать поверье, что нецке приносит счастье и навсегда.

В народе начинает бытовать поверье, что нецке приносит счастье и навсегда прогоняет из дома неудачу. Нецке начинают использоваться как амулеты.

Куклы на Руси. На Руси самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралас.

Куклы на Руси. На Руси самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из.

Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Богородские игрушки По одной из легенд первым делать деревянные игрушки стал.

Богородские игрушки По одной из легенд первым делать деревянные игрушки стал Сергий Радонежский, чтобы дарить их детям. Так или иначе, но на развитие народного промысла в селе Богородское большое влияние оказал Троице-Сергиев монастырь с развитым резным делом и налаженным сбытом деревянных игрушек.

Филимоновская игрушка По преданиям деревню назвали по имени горшечника Филимо.

Филимоновская игрушка По преданиям деревню назвали по имени горшечника Филимона, который первым обнаружил тут залежи глины высокого сорта. Игрушки изготавливали в основном женщины, а мужчины занимались изготовление посуды. Все приемы искусства лепки и росписи передавались из поколения в поколения – от бабушки к внучке.

Дымковская игрушка Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — созда.

Дымковская игрушка Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Игрушка в России до XVIII века называлась потеха, потешка. В Москве игрушки п.

Игрушка в России до XVIII века называлась потеха, потешка. В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах, или изготовлялись дома. Игрушки — деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, петушки, собачки, львы, кошечки, мужички, немки (куклы); деревянные и глиняные сосуды, игрушечными ковшики, стаканы, чашки и так далее. Игрушечные домики, колодцы, избы, городки, беседки и т. д. Одной из первых игрушек был мячик (мечик) — из тканей, с бубенцами внутри. В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами. Вероятно, это традиция осталась от обряда сажания на живого коня. С взрослением царевичу покупались барабаны, знамёна, латы, луки, мечи, воеводские знаки, алебарды. Царевны играли в куклы. Куклам покупали потешные кроватки, постельное бельё, одежду: летники, шубки, каптуры и т.д

Кубанские игрушки

Заключение Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее сп.

Заключение Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психического развития. Игрушка разных народов мира представляют собой различные культуры, быт и уклад жизни. Видоизменение игрушек зависит движения общества вперёд. Игрушки стали более современными, но не стоит забывать и о тех игрушках, с которых начиналась эта история, с первых игрушек.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Основы истории искусств для детей 7-14 лет


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 864 человека из 80 регионов


«Использование метода нейрографики в работе с детьми и взрослыми»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Игрушки
народов мира.
Мировая художественная культура 8 класс.
Составил: Тураева Светлана Юрьевна, учитель ИЗО, АМУСОШ № 1 им. М. Горького.

Японская традиционная кукла

К куклам в Японии всегда было особое отношение. Не даром Японию частенько называют «страной десяти тысяч кукол». И это не удивительно: ведь с древности, куклы были оберегом и талисманом, который приносил удачу и радость своему владельцу.

Кокэси – японские куклы, которые очень напоминают русскую матрешку. Однако, ничего общего с Россией эта деревянная игрушка не имеет. Есть несколько объяснений от куда возникла эта удивительная фигурка. По одним данным, кокэси являлись прототипом фигурок, которыми шаманы вызывали духов. По другой версии, первую кокэси изготовили мастера в честь рождения дочери известного сегуна. Как бы то ни было, этим знаменитым деревянным игрушкам, состоящим из цилиндрического туловища и отдельно прикрепленной к нему головки, высотой от нескольких сантиметров до метра, более тысячи лет. Этот предмет народного творчества и далекого прошлого создается мастерами своего дела с душой и фантазией. Кокэиси лаконичны, но от того не лишены особого шарма, они бывают разными по форме, пропорциям и росписи. Каждая игрушка – уникальна в своем роде. Особенно популярно изготовление этих кукол в центрах народного творчества Японии – Кагосиме, Киото и Нара.

Хина мацури – праздник девочек
В Японии существуют игрушки, предназначенные не для игры, а для рассматривания. Эти куклы выполняются для различных традиционных японских праздников. Изготавливают их из различных материалов — из дерева, глины, ткани, бумаги, соломы. Традиция изготовления подобных кукол насчитывает уже целое тысячелетие.
Ежегодно 3 марта в Японии проводится праздник девочек. Накануне в домах, где есть дочери, в гостиной устанавливают стенд в виде ступенек, на которых располагают кукол. Куклы эти не простые — они изображают членов императорского двора. У каждой куклы на стенде свое строго определенное место: над всеми возвышаются император и императрица в церемониальных одеждах, на второй ступени — придворные дамы, внизу — два министра, слуги. Ниже — музыканты, дворцовая утварь.

Японские куклы из хризантем

Как к цветам, так и к куклам в Японии отношение особенное. Любование нежной и первозданной красотой природы в этой стране - многовековая традиция и вечная потребность души. А куклы - неотъемлемая часть японской культуры; Японию даже называют "страной десяти тысяч кукол". Это и куклы-обереги, и куклы-талисманы, традиционные куклы, передающиеся по наследству - гармоничные, утонченные, выполненные искусными мастерами.

И в японской культуре есть удивительное искусство, сочетающее в себе мастерство кукольников и утонченную красоту цветов - искусство создания кукол из живых хризантем!

«кокеси» - забытое дитя
Японская кукла "кокэси" - забытое дитя.
Японская кукла "кокэси" - забытое дитя.

Немалый интерес вызывают Каракури-нингё, то есть механические куклы. Ежегодно на острове Хонсю в первую субботу апреля в небольшом городке Инуяма проводится уникальный праздник – фестиваль оживших кукол. Этой традиции уже более трехсот лет. В огромном фургоне 13 механических кукол путешествуют по городу, приводимые в движение пружинами или кукловодами. Праздник сопровождается народными гуляньями и кукольными спектаклями, поставленными по известным сюжетам. Любимым героем японской публики является путешественник Урасина Тара.

Куклы, являясь одним из предметов изобразительного искусства, существовали практически у всех народов мира. В Китае и Японии куклы имеют древнейшую историю, первые находки датированы 3-м тысячелетием до н.э.

Изначально куклы предназначались для совершения магических обрядов, которые существуют и до сих пор во многих странах Африки и Латинской Америки, например магия вуду.

Индейские куклы и куклы-индейцы.

В прошлом веке ни одна ярмарка не обходилась без народной игрушки, без пёстрых глиняных и деревянных баб, медведей, оленей, конников, птиц. Красивые и яркие прямо с лотка они попадали в руки детей, которые сразу же начинали играть, включая новых героев в свой детский сказочный мир. Уже тогда мало кто помнил, что игрушка в своём первородном виде – это культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии.
В ней сливались эстетические, культовые и магические начала. Это всегда учитывалось древним народным мастером. Постепенно магическая роль игрушки забывалась, и кукла стала простой детской игрушкой, выполняющей только игровую функцию.
Среди разнообразия народной игрушки выделяется тряпичная кукла. Она связана с почитанием женского божества, культом плодородия, предков, домашнего очага.
Не зря для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель.
Да и сама Ткань, из которой она изготавливалась, долго служила семье, пропитываясь энергией событий и эмоционального поля членов семьи. В этом плане кукла была полностью безопасна. Как медитативный предмет она придавала уверенность, равновесие, чувство защищенности. Ко всему кукла была предметом привычным, сделанным из своего, самим, правильно и вовремя. Кукла мягко поднимала эмоции своим присутствием.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет простую могла делать любая девочка.
Тряпичная кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной . белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.
Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости.
И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.
Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

Игровые куклы
предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.
К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Обрядовая кукла «Масленица»
Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла “Масленица’’ была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Кукла - зерновушка
А кукла-зерновушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора.
Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным. Знатоки говорят, что причина тому – положительная детская энергетика. Была и зольная кукла – мешочек наполняли древесной золой и устанавливали на треногу. Ее одевали бабушкой. Определенным способом скручивали и завязывали платок – получалась кукла. Такими же узлами можно связывать в куклу и кудель.
Все детские куклы являлись одновременно оберегами, которые должны изготовляться без иголок и ниток. Игрушка «шудон» в переводе с удмуртского означает «счастье».
Эта посланница древних времен, эпохи матриархата, готовила девочек к семейной жизни, к материнству. Она играла большую воспитательную роль в крестьянской семье. Родители трудились с утра до вечера и детьми занимались мало.
Вместо себя оставляли «заместителей» в виде игрушек. Их мастерили из подручного материала: из оставшейся соломы, полешек, щепок, обрезков ткани. В крестьянском доме ничего не пропадало и каждый лоскуток шел в дело.

Каргопольская глиняная игрушка
Отражение природных мотивов и образов можно найти в каргопольской глиняной игрушке. В окрестных каргопольских деревнях издревле изготовлялись глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. Современные мастера каргопольской глиняной игрушки черпают свое творческое вдохновение в народном быту, местном изобразительном искусстве, фольклоре, одновременно воспитывая у себя поэтическое видение окружающего мира и природы — органически соотнося его с живой традицией промысла.

Каргополькая игрушка
Родина каргопольской игрушки – русский Север, Архангельская область.
Пропорции этих игрушек приземисты, неуклюжи и тяжеловесны.

Среди изображений на каргопольской глиняной игрушке есть дерево с сидящими на нем птицами-тетерками, точно такое же, как и в местной вышивке, в резьбе и росписи по дереву. Подобное сочетание птиц и дерева (вероятно, березки, которая по народным преданиям была средоточием сил земных) символизировало передачу солнечного тепла засеянным полям и нивам.

Любимым персонажем каргопольской игрушки всегда был был Конь – Полкан или Полихан – чудо с головой человека и телом коня.

Филимоновская игрушка
Филимоновская игрушка - самая древняя в России.
Игрушка родом из старинного села Филимонова Одоевского района Тульской области семьсот лет.
Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку.
Одна из легенд рассказывает о гонимом властями гончаре Филимоне, пришедшем в эти края во времена Ивана Грозного неизвестно откуда и давшем начало и деревне и промыслу.
Все филимоновские игрушки – свистульки.

Размеры игрушек от 3-5 до 25-30 сантиметров.
Большинство изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т.п.

Дымковская игрушка
ДЫ́МКОВСКАЯ ИГРУ́ШКА, русский художественный промысел.
Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию — игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.

солнце
- росточки, засеянное поле
вода
семена

Матрёшка
Когда-то, примерно сто лет назад, художник Василий Малютин привез в Москву из Японии фигурку игрушечного лысого старика Дарума, сердитого на вид и с узкими глазами. Кукла раскрывалась, в ней находилось еще несколько фигурок. Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам – понравится ли? (Кукла выглядела так: яблоками лег на щеки румянец, прикрыл голову алый платочек. Костюм состоял из юбки, кофты, передника и жилетки. В руках она держала булку хлеба). И кукла понравилась.

Загорская матрешка
Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком.

Семеновская матрешка
Семеновская игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы.
Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам ичтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком.
По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая хохломская матрешка.

Полхов – майдановская матрешка
Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная
И правда, хотя все они разные, но каждая из них является желанным гостем в каждом доме, ведь во все времена считалось, что: русская матрешка – символ дружбы и любви! Даря ее своим близким, мы желаем им счастья и благополучия. Вот почему, она добрая посланница этих чувств живет в наших квартирах, домах.

Задание:
Провести сравнительный анализ двух разных игрушек – форма, цвет, костюм, орнамент и т. д.
(Филимоновская , дымковская игрушка)
(Каргапольская, филимоновская игрушка)
(загорская, семеновская, похов – майдановская матрешки)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Читайте также: