Игрушки развивающие речь ребенка в 2 года

Обновлено: 14.05.2024

Полки магазинов для детей переполнены различными игрушками. Важно подобрать изделие, соответствующее возрасту ребенку, которое могло бы развивать мелкую моторику, слух, память и речь. Наши эксперты изучили ассортимент маркетов и отзывы покупателей. В результате был составлен рейтинг лучших развивающих игрушек для детей в возрасте от двух лет.

Как выбрать развивающую игрушку

В возрасте 2-3 лет нет особой разницы между изделиями для мальчиков и девочек. В любом случае родителям стоит контролировать игру и следить за тем, чтобы малыш не тащил детали в рот.

Правильная игрушка должна развивать:

  1. мелкие движения кистями и пальцами (формочки, песочница, контейнеры, кнопочки);
  2. понятие причинно-следственной связи (музыкальные инструменты, конструкторы, стучалки);
  3. интеллект и логику (пазлы, книги, лабиринты);
  4. координацию движений (мячи, каталка, горка, кегли).

Детям нравятся яркие игрушки, которые обладают звуковыми и световыми эффектами. Родители в свою очередь должны позаботиться о том, чтобы предмет был безопасным и не тяжелым.

Рейтинг лучших развивающих игрушек для детей от 2 лет

Лучшие развивающие игрушки для развития мелкой моторики

Задача хорошей игрушки – сделать движения пальцев и рук осознанными. В первую номинацию рейтинга мы включены именно такие предметы.

Пазлы для самых маленьких Дикие животные

Уже много лет пазлы остаются самыми популярными развивающими играми для детей. Малышам нравится собирать изображение любимых мультипликационных героев, животных и растений. Они с удовольствием проводят время, собирая элементы в единую картину. Пазл «Дикие животные» подходит мальчикам и девочкам с 1,5 года. Он привлекает их внимание яркими красками и забавными зверятами. Малыш одновременно узнает о жителях джунглей и саваны.

Детали изготовлены из крепкого картона. Всего в наборе 8 животных. Каждая фигура включает от 2 до 4 элементов. Игрушка доступна по бюджету большинству покупателей. Стоит она 320 рублей.

Часто можно услышать такие разговоры: «Мой Андрюша очень умный, он все-все понимает, но говорит от силы слов 10. У моей подруги дочка «Мойдодыра» уже цитирует, а ведь они с моим сыном ровесники. Подскажите, каковы нормы речевого развития в этом возрасте? Как научить ребенка разговаривать?»

Подобные вопросы очень часто волнуют родителей, тем более если их кроха уже переступил рубеж в 2 года. С чем связано волнение? Почему мамы и папы не так обеспокоены, если мы говорим о возрасте 1 или 3 года? Дело в том, что 2-х летний возраст – время для активного формирования речи, именно сейчас самый важный период для начала налаживания отношений со сверстниками через общение.

Развитие речи

Наиболее активное развитие речи ребенка происходит в два года – он оставляет позади детский лепет, переходя к полноценным словам и предложениям. В этот период очень важно помочь крохе и как можно больше заниматься с ним

Среднестатистические нормы

Возраст 2-3 года – время для активного скачка в речевом развитии (см. также: как должно проходить развитие ребенка в 2 года?). Дети, с которыми не занимались формированием речи, отстают от своих сверстников, ведь речь – один из важных показателей уровня развития. Имея возможность разговаривать, ребенок может выразить свой протест или согласие, отразить свои знания и умения и просто высказать свое мнение.

По среднестатистическим данным, словарный запас ребенка 2 лет должен составлять порядка 200-300 слов. В этом возрасте ребенок должен уметь произносить предложения из 2-3 слов.


Данные нормы далеко не всегда характерны для современных детей третьего года жизни. Видя, что малыш отстает от речевых стандартов, не стоит паниковать. Дети познают мир по-разному и чем старше становится ребенок, тем очевиднее разница между сверстниками – это касается и общего развития, и речевых навыков в частности.

Когда стоит волноваться, что ваш кроха отличается от других деток? Прежде чем дать ответ на этот вопрос, рассмотрим основные важные условия, способствующие формированию речевых навыков.

Условия для развития речи

Чтобы обучение произношению слов пошло семимильными шагами, необходимо учесть следующие факторы:

  1. У ребенка не должно быть заболеваний и травм головного мозга, нарушений в строении органов артикуляции, поскольку стандартные занятия рассчитаны на хорошее зрение и слух.
  2. Ребенок должен нуждаться в общении и не иметь отклонений в психике.
  3. Необходима уверенность в том, что ребенок в состоянии понимать речь.
    • На картинках он может указать на конкретный предмет, который называет взрослый.
    • Ориентируется в словах, которые обозначают действия (копать, гладить, подметать, укачать куклу, мыть) и варианты передвижения (летать, прыгать, бегать, ползать).
    • Понимает просьбы и способен выполнять многосложные задания: взять мишку и положить в корзинку.
  4. Активная жестикуляция и мимика говорят о прогрессивном развитии малыша. Если ребенок может с помощью жестов изобразить ответ на ваш вопрос, например: «Что нужно надеть на ножки перед улицей?» – ребенок приносит или показывает свои ботиночки, то такой способ общения очень хорош, так как это подготовительный этап к основной речи. Т.е. ребенок все понимает и активно использует жесты для выражения своих пожеланий и потребностей.
  5. Ребенок умеет выражать свои эмоции, а также умеет сочувствовать другим. Если кто-то плачет или грустит, малыш может подойти и утешить его, обняв или погладив.
  6. Дети активно используют вариации голоса, чтобы выразить свои мысли, особенно при первых попытках заговорить. Интонация – очень доступный способ выразить смысл и эмоции одновременно.

Таким образом, взрослые должны обращать внимание не на то, сколько слов умеет говорить их чадо в 2 года, а на то, насколько активно он участвует в разговоре, используя мимику, жесты и интонацию, и как он реагирует на обращенные к нему просьбы и вопросы. Если вы замечаете, что малыш на рубеже третьего года жизни не умеет выражать свои эмоции и желания выше указанными способами или говорит на одному ему известном языке, то пришло время для обращения за консультацией к психологу, логопеду или неврологу.

Ребенок не говорит

Если в возрасте около 3 лет или немного меньше ребенок не может выражать свои эмоции либо вообще продолжает лепетать на своем языке, необходимо посетить специалиста для консультации

Принципы для развития правильной речи

Развивать активную речь у малыша в 2-3 года будет проще, если создать для этого благоприятные условия:

  1. Создавайте поводы для контакта со взрослыми («спроси у папы, где книжка», «позови бабушку обедать», «скажи спасибо маме»).
  2. Дайте возможность ребенку говорить. Если в разговоре мама или другой взрослый прерывает начало разговора крохи и старается за него сказать то, что он пытался выразить, то в такой ситуации ребенку скорее всего не захочется говорить.
  3. Хвалите малыша за то, что он учится заменять звукоподражание словами (например, не «ква-ква», а «лягушка»; не «кар-кар», а «ворона»).
  4. Взрослые должны следить за правильностью своей речи. Активное использование разнообразных частей речи (глаголов, прилагательных, существительных), а также местоимений, предлогов и наречий будет способствовать правильному формированию словарного запаса и построению будущей речи.
  5. Взрослые должны использовать только полные и четкие слова, которые ребенок должен повторять. Не стоит повторять за ребенком его коверканные слова.
  6. Каждый день заниматься артикуляционной гимнастикой, чтобы научить малыша владеть своими губами, языком и зубами (рекомендуем прочитать: (рекомендуем прочитать: проводим артикуляционную гимнастику для детей)). (Упражнения для этого вы найдете ниже).
  7. Выполнять задания для развития дыхания (их можно найти ниже). Зачастую сбивчивое и неправильное дыхание мешает ребенку говорить.
  8. Расширяйте словарный запас и практикуйте применение уже известных слов, используя окружающие предметы и игрушки. Включайте в ваши игры такие задания: вы описываете предмет или игрушку, а ребенок должен ее найти по цвету, размеру и расположению; просить называть характеристики предметов, учить обобщать и сравнивать предметы.
  9. Чтение вслух очень важно для расширения словарного запаса деток. Читая сказки, уделяйте внимание особенностям персонажей (трусливый заяц, неуклюжий бегемот, хитрая лиса). Правильное построение предложений в художественной литературе способствует усвоению грамматики русского языка.

Художественное чтение

Художественное чтение “с выражением” преследует сразу несколько целей: развлекает ребенка, способствует эмоциональному развитию (одним героям он сопереживает, на других злится), обогащает словарный запас, демонстрирует красивую правильную речь

Упражнения

Мы изучили большой объем дидактических пособий и выявили необходимость комплексного подхода в развитии произносительных навыков у двухлетних детей. Оптимальным вариантом будет использование пальчиковой гимнастики, упражнений на артикуляцию, наглядность и игровые моменты. Подборка развивающих занятий и приемов, которые помогут в работе над детскими речевыми навыками, представлена ниже. Выполняйте их каждый день, чтобы научить ребенка говорить максимально быстро.

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика

Целью таких упражнений является тренировка артикуляционных органов и правильного произношения звуков:

Из тонкой бумаги следует вырезать небольшую снежинку. Положить снежинку на ладошку малышу. Задача ребенка – сдуть снежинку с руки.

Берем тонкую бумагу (салфетка или конфетная обертка) и вырезаем небольшую бабочку. К бабочке привязать ниточку. Малыш держит ниточку и, дуя на бабочку, заставляет ее порхать.

“Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы”

“Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять”

Наполняем ванну или ванночку водой и ставим на поверхность легкий кораблик (из бумаги или пробки). Ребенок должен привести кораблик в движение своим дыханием.

Упражнение

Запуск на воду легкого самодельного кораблика станет для ребенка настоящей игрой, которая заодно сопряжена с артикуляционной гимнастикой на тренировку дыхания

Игры на развитие моторики

Занятия на движение, сопровождающиеся стихотворным ритмом – отличное средство для развития процесса «говорения». Чем активнее двигается ребенок, тем лучше развиваются речевые навыки.

“Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.”

Короткие подвижные игры очень любимы детьми третьего года жизни, а если при этом они сопровождаются стишками, то становятся чрезвычайно полезными для развития детской речи. Выбирайте веселые игры с забавными стихами, тогда они наверняка понравятся детям, а значит будут очень полезными и эффективными. Примеры игр: «У медведя во бору», «Гуси-гуси».

  • Логопедические и ритмические игры с самомассажем

Родитель или педагог выполняет массаж с помощью движений, которые ребенок должен повторять и, таким образом, осуществлять самомассаж.

“Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, спинки – тростинки
Ножками затопали, ручками захлопали,
Постучим ладошкой по ручкам немножко,
А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки и ножки.
Лягушата скажут: Ква! Прыгать весело, друзья”

Ритмические игры

Ритмические активные игры с обязательным проговариванием фраз и движениями – отличный вариант для развития речи (подробнее в статье: лечение задержки развития речи у детей 3-4 лет). Их можно использовать для детишек любого возраста, просто совсем маленьким понадобится больше помощи

Игры со звукоподражанием

Целью звукоподражательных занятий является помощь в формировании и повторении отдельных звуков, слов и фраз.

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

  • Возьмем тренировку гласных звуков:
    • а-а-а (малыш плачет, поют в опере, баюкаем карапуза);
    • о-о-о (удивление, восхищение);
    • у-у-у (летит самолет);
    • и-и-и (ржет лошадка).

    Следите за тем, чтобы все звуки произносились на выдохе. Поправляйте ребенка в случае ошибок. Правильное дыхание при произнесении слов гарантирует отсутствие «проглатывания» отдельных звуков и слов.

    Пальчиковые игры

    Самое популярное и любимое всеми детками занятие – помимо своей развлекательной функции, оно помогает развить речевую моторику, готовит пальчики к письму и улучшает работу мозга.

    «На лужке». (Широко растопырили пальчики обеих рук). На лужок пришли зайчата (загибаем большие пальцы), медвежата (загибаем указательные пальцы), барсучата (загибаем средние пальцы), лягушата (загибаем безымянные пальчики) и енот (сжимаем ручки в кулачки). На зеленый на лужок, приходи и ты, дружок! (Раскрываем ладони и «подзываем» всеми пальчиками малыша).

    Игры с различными предметами и материалами

    Используйте различные игрушки и предметы круглой формы, которые можно катать в ладонях. Для этой цели отлично подойдут специальные массажные мячики, клубочки ниток.

    • «Яичко» (катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками)

    Маленькая птичка принесла яичко,
    Мы с яичком поиграем,
    Мы яичко покатаем,
    Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

    • «Крутись карандаш» (карандаш должен быть ребристым). Катание карандаша по столу вперед- назад, чтобы карандаш не укатился. Сначала одной рукой, потом другой.


    Доктор Комаровский напоминает: играя с детками в речевые игры, не забывайте об их развитии в социальном плане. Дети должны уметь общаться и играть с другими людьми, находить компромиссы, проигрывать.

    Подобные занятия будут нелишними и в более старшем возрасте, поэтому смело играйте в них с детками 4 и 5 лет. Набраться опыта вам помогутвидео уроки, на которых представлены занятия для формирования правильной речи у детей с 2 до 5 лет, они быстро помогут научить вашего ребенка разговаривать.

    Чтобы помочь заговорить малышу, можно пользоваться обучающими мультиками, направленными на формирование умения общаться друг с другом. Пользуясь нашими рекомендациями, вы научите своего ребенка разговаривать и общаться со сверстниками.


    Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

    Не все развивающие игрушки одинаково полезны. Сегодня рынок детских "развивашек" пестрит разнообразием, давайте разберемся, что будет полезно для развития речи и мышление детей второго года жизни.

    Возможно, вы удивитесь, что в моей подборке такие простые игрушки. Где же интерактивные зайчики, компьютеры, детское фортепиано и прочие современные игрушки? К сожалению, все эти детские гаджеты не несут большой пользы.

    Какими должны быть игрушки?

    Игрушки в зоне ближайшего развития

    В этом возрасте продолжается активное формирование и развитие психических функций. Важно: игрушки должны быть со смыслом, чтобы ребёнок тратил запас внимания с пользой. Кроме того, игрушки должны соответствовать навыкам ребенка или входить в, так называемую, зону ближайшего развития. То есть то, что ребенок пока не умеет делать самостоятельно, но может делать с помощью взрослых. То, что он на данный момент ещё не освоил, но что по уровню сложности ему будет под силу в ближайшее время.

    Например, ребенок сам может построить башню из двух кубиков, а с помощью мамы - из пяти. В скором времени он сможет самостоятельно строить башню из большего количества кубиков.

    Как только ребенок начинает справляться с игрушкой с лёгкостью и мгновенно, она перестает для него быть развивающей.

    На игрушках для малышей не нужны цифры и буквы.

    Знаковая система малышам второго и третьего года жизни не нужна. В этом возрасте буквы и цифры лишь будут перетягивать внимание ребёнка, в то время, как ему особенно важно сконцентрироваться на предметах, понятиях, действиях, звуках.

    Как и для детей до года остается актуальным разнообразие текстур и фактур игрушек.

    Отдаем предпочтение деревянным, тканевым игрушкам в противовес пластмассовым. Иногда набор отрезков разных тканей может оказаться во много раз лучше десятка одинаковых на ощупь пластмассовых машин и нереалистичных персонажей.

    Помним, что в возрасте до трёх лет у малышей основная - предметно-манипулятивная деятельность.

    Соответственно, ребёнку подходит то, что можно открывать и закрывать, вкладывать одно в другое, ставить одно на другое, нанизывать, рассыпать и собирать и т.д.

    Приведу несколько вариантов конкретных примеров игрушек и расскажу, как правильно в них играть.

    Логическая пирамидка

    В первые месяцы второго года жизни остается актуальной пирамидка. К 1.5 годам ей на смену приходит логическая пирамидка. В моём примере она пластмассовая, но всё-таки лучше покупать деревянную, если есть такая возможность.

    Сидя перед ребенком и ритмично хлопая в ладоши, читайте русскую народную потешку:

    — Ладушки, ладушки, где были?

    — Бражку. Кашка вкусненька, Бражка сладенька, Попили, поели, Кыш, полетели!

    Игра «На лошадке, на коровке» (2 – 3 года)

    Цель: Способствует разбитию координации движения, вестибулярного аппарата, речи; позволяет построить доверительные отношения с малышом.

    Приговаривая стишок, подбрасывайте ребенка на коленях:

    Едем-едем на лошадке

    По дорожке гладкой-гладкой.

    Как кричит наша лошадка? Иго-го!

    А по кочкам ловко-ловко

    Мы проедем на коровке.

    Как мычит корова наша? Му-у-у!

    На собаке по оврагам — гав-гав-гав!

    А на кошке по ухабам — мяу!

    Мы скакали, мы скакали,

    А теперь скакать устали.

    В процессе этой игры ребенок узнает, как «разговаривают» животные.

    Игра «Ехали мы, ехали» (2 – 3 года)

    Цель: Способствует развитию координации движения, вестибулярного аппарата, речи; позволяет построить доверительные отношения с малышом.

    Подбрасывайте ребенка на коленях, приговаривая стихи и изменяя движения, соответственно тексту:

    В лес за орехами

    На бочке, на бочке

    По ровненькой дорожке,

    По кочке, по кочке.

    Утром — по оврагам,

    Днем — по ухабам,

    Заехали на горку

    Игра «Повторяй за мной» (2 – 3 года)

    Цель: Формирует навыки правильного произношения, развивает артикуляционный аппарат.

    Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повто-рять за вами последний слог:

    Прибежала детвора —ра-ра-ра, ра-ра-ра.

    Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

    Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

    Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

    Игра «Закончи слово» (2 – 3 года)

    Цель: Способствует разбитию речи, памяти, внимания.

    Попросите малыша закончить слово, которое вы произ-носите. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок. Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.

    Игра «Кукла спит» (2 года)

    Цель: Способствует развитию речи, слуха

    Необходимый инвентарь: кукла или мягкая игрушка.

    Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает ее на руках, споет колыбельную, уложит в кроватку м укроет одеялом.

    Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете го-ворить шепотом, чтобы не разбудить ее. Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом).

    Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.

    Игра «Угадай животное» (2 – 3 года)

    Цель: Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром

    Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных.

    Это игра для дружной компании. Карточки переверните и, перемешав, сложите в кучку.

    Каждый участник по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.

    Игра «Яблоко или тарелка?»

    Цель: Способствует разбитию речи, внимания

    Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться.

    Яблоко и груши — это овощи? (Нет, это фрукты.)

    Ложка и тарелка — это посуда?

    Шорты и майка — это мебель?

    Ромашка и одуванчик — это деревья?

    Усложняйте задания, называя предметы из разных тема-тических групп:

    Помидор и апельсин — это овощи?

    Игра «Голоса животных»

    Цель: Способствует разбитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром.

    Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.

    Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.

    Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие. Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.

    воробей — чирикает (чирик - чирик)

    ворона — каркает (кар-кар)

    гусь — гогочет (га-га-га)

    индюк — кулдыкает (кулды-кулды)

    кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)

    коза — блеет (ме-е-е)

    корова — мычит (му-у-у)

    лягушка — квакает (ква-ква)

    мышка — пищит (пи-пи-пи)

    осел — ревет (иа-иа)

    петух — поет, кукарекает (кукареку)

    пчела — жужжит (ж-ж-ж) .

    собака — лает (гав-гав)

    тигр, лев — рычит (р-р-р)

    утка — крякает (кря-кря)

    Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.

    Игра «У меня зазвонил телефон» (2 – 3 года)

    Цель: Способствует разбитию речи, пополнению словарного запаса.

    Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора. По очереди изображайте звонок телефона. Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы. Меняйтесь ролями. Разговаривайте от имени игрушек, животных.

    Игры и игровые упражнения для развития речи детей

    Игры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

    Дидактическая игра для развития речи детей «Определи слово» Авторская дидактическая игра для развития речи детей :"Определи слово". Цель: учить детей различать близкие по звучанию слова; развивать.

    Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

    Картотека детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. Картотека детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. Шмигиривская Елена г. Королев Скороговорка — короткая,.

    Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

    Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста

    Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

    Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)

    Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть) Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи. Тема: «Обувь». 1. Пальчиковая игра «Сколько.

    Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

    Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

    Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста

    Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста Игры по развитию речи для детей Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка.

    На третьем году жизни у детей происходит активное формирование психологических процессов, мышления, памяти. В этот динамичный этап развития они овладевают речью. Поэтому важно с ними активно заниматься, стимулировать их речь.

    Особенности развития речи у детей 2-3 лет

    Причины плохой памяти у детей

    В возрасте 2-3 лет у детей еще не полностью сформирована речевая функция. Еще не совершенны некоторые звуки, сложно даются составные слова, слова со стечением согласных. Отсутствие звуков сказывается на произношении слов. От этого речь детей выглядит невнятной и нечистой. Малыши в этот возрастной период еще не могут в полной мере пользоваться голосовым аппаратом, не способны отвечать на вопросы полным голосом и, если того требует обстановка, говорить тихо. Обычно в возрасте 2-3 лет дети усваивают произношение многих звуков, но у них возникают трудности с шипящими и звуком «р», межзубным и призубным «с», «з». Некоторые малыши заменяют шипящие и свистящие звуки на «дь», «ть».

    На третьем году жизни происходит активное накопление лексики детей. Увеличивается число названий предметов быта, и тех предметов, которыми малыш пользуется нечасто. Он усваивает падежные окончания, употребляет глаголы, согласовывает прилагательные с существительными. В речи детей появляются не только простые, но и усложненные предложения, ситуативная речь. Малыши отвечают взрослым односложными предложениями. Одновременно с речью происходит интенсивное развитие памяти, мышления, воображения. Процесс игры ребенок сопровождает речью. Он склонен к подражанию, активно повторяет слова за взрослыми, запоминает их, упражняется в правильном произношении звуков.

    Что нельзя допускать в общении с ребенком

    Многие люди бессознательно при общении с маленькими детьми начинают переходить со взрослой речи на детский лепет, «сюсюкание». Этого допускать нельзя. Подобная манера общения не стимулирует к развитию речи малыша. Она закрепляет его неправильное произношение. При учении стихов нужно избегать сложных, труднопроизносимых стихотворений. На фоне перегрузки артикуляционного аппарата возрастное неправильное произношение закрепится и приумножится.

    Словарный запас ребенка

    Ребенок в 2-3 лет уже обладает словарным запасом около 1500 слов. Причем увеличение лексики происходит каждый день. Малыш в это время не только пополняет активный, но и пассивный словарный запас. Если много разговаривать с малышом, читать ему книги, проговаривать свои действия, то он дает быстрый «скачок».

    Ребенок молчит

    Бывает, что дети в этом возрасте молчат. С этой жалобой родители нередко обращаются на консультацию. Ребенок все слышит, понимает, но не говорит. В возрасте 2-3 лет это не критично. Возможно, малыш накапливает пассивные слова. Бывают дети-«лентяи», которым не нужно говорить. Их и так превосходно понимают. Попробуйте «не понять» ребенка. Скажите, что не понимаете, что ему нужно, не выполняйте его требование по взгляду, указанию пальчиком. Обычно, если малыш не получает желаемого, ему приходится начинать говорить.

    Если малыш не говорит, то нужно подталкивать его к разговору. Самый простой способ разговорить ребенка – задавать ему вопросы. Порой у молодых родителей встречается заблуждение, если они будут отвечать за ребенка, то тот быстрей заговорит. На самом деле это не так. У него не возникает потребность в разговоре. Зачем ему утруждаться, если мама сама все сказала, сама задала вопрос, сама на него ответила.

    Вместо того, чтобы спросить у малыша перед обедом «ты будешь супчик» и получить ответ в виде кивка, как согласие, или знака отрицания головой, попробуйте ему задать четкий вопрос: «Что ты будешь есть, кашу или суп?». Таким образом родители побуждают ребенка к речи. Не стоит реагировать на молчаливый вопрос малыша. Например, ребенок показывает на банан пальцем и тихо хнычет. Мама обеспокоено задает вопрос: «Ты хочешь банан?». На что получает утвердительный кивок головой. Не стоит стремиться отвечать на молчаливые вопросы. Скажите малышу, что не понимаете его. Ласково, участливо попросите его сказать, что он хочет словами.

    В каких случаях нужно обратиться к логопеду

    10 правил развития речи у ребенка, которые многие не знают или игнорируют

    Следует помнить о том, что все дети индивидуальны. Вполне вероятно, что соседский малыш-одногодок рано начал говорить, причем целыми предложениями, без видимых нарушений звукопроизношения, а ваш только-только кончил лепетать. Все зависит от перенесенных заболеваний, темперамента детей, их общего темпа развития, какие люди его окружают, разговорчивые или молчуны. Но есть определенные признаки, которые должны побудить родителей сходить с ребенком к логопеду:

    Нет интереса к игрушкам, все игры ребенка стереотипны, однообразны.

    Не понимает простого задания, например, принести кружку.

    Наличие в анамнезе родовых травм, заболеваний матери во время беременности.

    В перечисленных случаях с ребенком нужно показаться неврологу, логопеду, психологу. После проведенного обследования специалисты могут назначить лечение. Причем, чем раньше малыш получит квалифицированную помощь, тем эффективней будет лечение.

    Занятия на развитие речи дома

    Чтобы развить речь ребенка, дома с ним нужно проводить ежедневные занятия, которые этому способствуют.

    Пальчиковые игры. Психологи утверждают, что речь ребенка находится на его пальчиках. То есть, развитие мелкой моторики благотворно сказывается на развитие головного мозга и, естественно, речи.

    Артикуляционная гимнастика. Только хорошо развитый артикуляционный аппарат позволит ребенку четко выговаривать звуки.

    Развитие слуха.

    Заучивание стихов.

    Пальчиковые игры

    Пальчиковая гимнастика – это движение пальцами и кистями рук, которые могут быть как активными, так и пассивными. Она включает в себя пальчиковые игры и массаж. Пальчиковая гимнастика обладает следующими преимуществами:

    Развитием речи. За развитие речи отвечает та же область головного мозга, что и за развитие работы пальчиков. Чем совершеннее мелкие движения, тем совершеннее речь.

    Развитием осязания. В работе пальчиками малыш учится осознавать поверхности, таким образом развивая тактильные ощущения.

    Развитие моторики. Чем чаще малыш работает пальчиками, тем совершеннее у него координация и тонкие движения.

    Развитие памяти. Если пальчиковые игры произносить с потешками, стишками, сочетать с чувством ритма, то происходит активное развитие памяти.

    Мы предлагаем следующие виды пальчиковой гимнастики:

    «Замок». Ребенок сцепляет руки в «замок», как бы переплетая между собой пальчики. Взрослый произносит незамысловатый стишок и раскачивает «замок» в сторону. «На двери висит замок, кто его открыть бы мог? Постучали, здесь нужно ладошками ребенка постучать, не расцепляя пальчики друг от друга, покрутили, не расцепляя пальчиков ребенок как бы крутит кистью, потянули, на этом слове ручки легонько тянутся в разные стороны. И открыли, ручки отодвигаются широко в стороны.

    Кисточка. Ребенок соединяет подушечки пальчиков руки и движениями запястья и пальцев раскачивает кисть влево и вправо. Влево – подушечки пальчиков соединяются, вправо – раздвигаются. При этом взрослый произносит слова: «Мягкой кисточкой покрашу стол и стульчик, кошку Машу».

    Месим тесто. Тесто мнем, мнем, ребенок показывает движение, имитирующее процесс замешивания теста, тесто жмем, жмем, энергично сжимает и разжимает пальчики, пироги мы испечем, «лепит» руками снежок.

    Перед пальчиковой гимнастикой лучше сделать массаж. Сначала разминаются руки ребенка, потом каждый пальчик в отдельности.

    10 правил развития речи у ребенка, которые многие не знают или игнорируют

    Артикуляционная гимнастика

    Артикуляционная гимнастика обеспечивает правильность произношения звуков. Она позволяет укрепить мышцы речевого аппарата, делая их более подвижными. Артикуляционную гимнастику нужно проводить, сидя за столом, перед большим зеркалом. Каждое упражнение родитель показывает сам, задача ребенка-четко повторить за ним. Занятия должны быть ежедневными, продолжительностью не более 15 минут. Дома с родителями можно использовать следующие упражнения:

    «Котенок». Ребенок широко открывает рот, его язык широкий и вялый, имитирует движения кошки, как она лакает молочко.

    «Лопата». Рот малыша широко открыт, спокойный мягкий язычок лежит на нижней губе. После чего язычок прячется в «домик».

    «Хоботок». Губы вытягиваются вперед, как можно длинней, имитируя хобот слона.

    «Хомячок». Рот малыша закрыт, щеки надуты. Такое положение держится 5 секунд. После чего воздух выдыхается.

    «Лягушка». Ребенок растягивает губы максимально в улыбке, показывая, как улыбается лягушка.

    Развиваем слух

    Формирование произношения зависит от того, насколько хорошо слышит ребенок. Развитие фонематического слуха позволит малышу различать звуки, сравнивать свою речь с речью окружающих. К 3-х летнему возрасту дети уже неплохо различают гласные звуки, звонкие, твердые согласные. Чтобы их слух развивался, мы предлагаем выполнять задания на различие громкости звука, узнавание предмета, который издает этот звук.

    Включаем ребенку звуки простых животных, собаки, кошки, ежа, коровы. Просим его угадать, кто «говорил». Затем задание усложняем, подключаем звук молотка, стиральной машины, чайника и т.д.

    Предлагаем ребенку найти какой-либо звук в словах. Произносим слова, в которых звук находится в начале слова, в середине, в конце. Задача ребенка – отгадать, в какой части слова находится заданный звук.

    Придумываем с заданным звуком слова.

    Топни, хлопни, если услышишь заданный звук.

    Чтение, заучивание стихов

    Благодаря чтению, заучиванию несложных в плане произношения стихов, ребенок расширяет свой кругозор, у него увеличивается активный запас слов, развивается память, повышается общий культурный уровень. Чтобы занятия принесли пользу малышу, нужно вспомнить несложные правила, которые следует соблюдать родителям:

    Дайте ребенку возможность выбрать книгу.

    Не читайте на ночь «страшные» книги.

    Перед началом чтения, познакомьтесь сами с произведением, оцените, понравится оно ребенку или нет.

    Читайте с выражением, а не механически.

    Полезно с детьми рассматривать книги с яркими картинками. Пусть малыш назовет, кто нарисован на картинке. Для этой цели лучше использовать книги про животных. Спросите, как разговаривает животное. Изучение их «языка» помогает в отработке многих звуков. Большее внимание уделяйте тем животным, которых можно встретить на улице. Можно поиграть в домашний зоопарк, расставив игрушки и произнося те звуки, которые издает животное.

    Любые занятия с ребенком должны выглядеть в форме игры, в те моменты, когда он хорошо себя чувствует, готов к сотрудничеству со взрослым. Если оказывать на детей давление, то они замкнутся, пользы от таких занятий точно не будет. При систематических занятиях с ребенком очень быстро будет заметен успех.

    Читайте также: